Сферы проявления темперамента — справочник студента

Сферы проявления темперамента - Справочник студента

На успешность овладения профессией большое влияние оказывают особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. Поэтому при выборе профессии человеку следует учитывать тип темперамента. Игнорирование природных особенностей может привести к потере интереса в работе, к эмоциональным и физическим перегрузкам.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В «чистом» виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов.

Если о характере человека можно говорить в категориях «хороший» — «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Эмоции холерика яркие, сильные, но неустойчивые, у него активная, демонстративная, чрезвычайно выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Настроение у него часто резко меняется.

Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Характерной манерой преувеличенно на все реагировать холерик заслужил себе славу самого склочного темперамента. Однако это не так. Просто холерический темперамент естественным образом усиливает любые проявления активности человека – и хорошие, и плохие.

Поэтому то, что в подаче человека другого темперамента воспринимается нормально, в подаче холерика выглядит преувеличенно ярко.

Сангвинический тип. Быстро приспосабливается к новым условиям, вступает в общение, сходится с людьми. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Этот темперамент обеспечивает уверенный контроль над эмоциями, быструю, отчетливую речь, сопровождаемую выразительными мимикой и жестами. Движения сангвиника сильные, энергичные, уверенные, пластичные.

Сангвиник больше всего известен как активный жизнерадостный и добродушный человек. Ему свойственны открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Это в полной мере отражает действительность. В большинстве своем сангвиник обладает сильными, уравновешенными, но при этом такими же подвижными эмоциями, как и холерик.

Оптимизм, жизнерадостность и добродушие, которые излучает сангвиник в любой ситуации, составляют главные отличительные черты представителей этого темперамента.

У сангвиника, как правило, преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. Его реакции всегда явно выражены, легко и быстро сменяются.

Флегматический тип. Типичный флегматик обычно ровен, спокоен, у него слабые эмоции и устойчивое настроение. Как правило, флегматик редко выходит из себя, уравновешен в общении.

Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность.

В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные эмоции и умиротворенность. Внешне флегматик невыразителен в чувствах и мимике. В спокойном состоянии его движения вялые, медленные, несколько неуклюжие, но сильные и уверенные.

У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Думает он также медленно, долго колеблется, принимая решение, но выводы, к которым приходит, трудно поколебать, а решения, которые он принимает, трудно изменить.

Меланхолический тип. Меланхолик обычно имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность.

Эти сотрудники крайне эмоциональны и легковозбудимы. Вследствие этого их темп работы сильно зависим от настроения – они могут демонстрировать удивительные результаты, находясь в приподнятом настроении, или впадать в полную апатию в подавленном.

К сожалению, настроение у этих работников портится легко – ведь даже незначительные уколы самолюбия способны погрузить их в пучину уныния и отбить все желание работать. Как правило, меланхолики любят работать в одиночку. Проявление эмоций у меланхоликов едва заметно.

Чувства его замедленные и неуравновешенные, они внешне невыразительны, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой. При этом нервная система меланхолика отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Он чрезвычайно восприимчив и податлив по отношению к любым внешним воздействиям.

Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения пожалуй легче, чем представителю любого другого темперамента.

Специалисты, обладающие различными темпераментами, могут достигать одинаково высокого уровня профессионального мастерства, только пути достижения у них будут различными.

Холерика целесообразно использовать на работах, где постоянно поступает новая информация, там, где необходимы решительность и инициативность.

Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, к административным постам.

Сильные стороны руководителя этого темперамента — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, «зажечь» и повести за собой окружающих, не важно, подчиненный это, клиент или вышестоящий руководитель.

Для холериков при принятии решений на первом месте стоит человеческий фактор, эмоции и отношения. Это делает их очень полезными в сферах, связанным с личным общением, знакомствами и услугами. С другой стороны, переменчивость делает холерика трудно управляемым и непредсказуемым работником.

Работоспособность холерика высокая, но неустойчивая. Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом. Ему противопоказана равномерная монотонная работа.

Сангвиник очень продуктивен, если работа ему интересна, т.е. если есть постоянный источник возбуждения. Он успешно и быстро приобретает навыки, поэтому его целесообразно использовать там, где есть изменения.

Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем — уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Сангвиник быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Легко управляет своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин.

Сангвиники — целеустремленные, надежные и терпеливые сотрудники. Весьма эффективны в работе с людьми — обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность.

Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных.

Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта — уговоры и расположение к себе — не всегда срабатывает в условиях, например, планового производства. Плохо переносят сангвиники монотонный труд, однообразную, рутинную работу, формализованные отношения.

В этом случае им становится просто не интересно, теряется весь рабочий запал. Для людей с этим типом темперамента важно постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления.

Флегматик эффективен в работе с медленным, равномерным движением, в стабильной, не меняющейся обстановке, там, где нужна большая и длительная выносливость, устойчивое внимание.

Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Флегматика можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством.

При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях.

Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение).

Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Надежный, обстоятельный, но медлительный сотрудник. Долго «раскачивается», но выполняет всю работу идеально. Для флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

Флегматики незаменимы в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.

Меланхолику показана работа монотонная, с периодическим отдыхом, требующая внимания, с принудительным ритмом, работа, где требуется высокая чувствительность и тонкая реакция. В спокойной обстановке может быть хорошим исполнителем.

Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений. Меланхоликам рекомендуется, в первую очередь, интеллектуальная сфера деятельности, где они чувствуют себя наиболее уверенно.

Это программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объемами «виртуальной информации». Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали.

Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки. Нельзя их использовать в работах, где нужна быстрая реакция и большое напряжение сил.

Екатерина ПАСТУШКОВА, начальник отдела информационного сопровождения учреждения «Городской ресурсный центр»

Сферы проявления темперамента - Справочник студента

Источник: https://www.kem.by/proforientir/temperament-v-professionalnom-stanovlenii-lichnosti/

Взаимосвязь адаптации со свойствами темперамента у студентов-первокурсников

Настоящая работа посвящена изучению свойств темперамента и социально-психологической адаптации студентов – первокурсников, а также взаимосвязи этих качеств. Данный вопрос занимает особое место из большого количества проблем высшей школы и в прошлом и сейчас, связанных с трудностями обучения первокурсников в вузе.

  • Процесс первого года обучения является тяжелым и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии вчерашнего школьника.
  • Темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
  • К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, они характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.
  • Социально – психологическая адаптация — это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.
Читайте также:  Источники исследовательского поиска - справочник студента

Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.

Анохина , Владимир Михайлович выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.

Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека включают активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойств темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое В.М. Русаловым, может достигать двенадцати ,что нашло свое отражение в конструировании нового варианта опросника формально – динамических свойств индивидуальности.

При проведении нашего исследования предполагалось, что социально – психологическая адаптация студентов-первокурсников взаимосвязана со свойствами темперамента.

Для этого в проведенном исследовании были применены: личностный опросник – «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности(В.М.Русалов)», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»( А.Г.Маклакова и С.В.Черемянина).

В исследовании принимали участие студенты первокурсники, количество 47 человек. Однако пятеро студентов были исключены из дальнейшей обработки, так как значения контрольной шкалы у них выше нормы (18 баллов и больше), что свидетельствует о недостоверности их ответов.

В данном исследовании нас интересовали проявления 4 компонентов свойств темперамента: эргичности (ЭРМ), пластичности (ПМ), скорости (СМ) и эмоциональности (ЭМ) в трех сферах : психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Интерпретация методики: «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М.Русалов)».

В психомоторной сфере: 52,9 % студентов имеют нормальный мышечный тонус, среднюю мышечную работоспособность, двигательную активность и испытывают средневыраженное стремление к физическому напряжению. У 31 % испытуемых отмечается психомоторная активность, высокая потребность в движении, постоянное стремление к физическому труду и избыток физических сил.

Рассматривая полученные значения по шкале пластичности, следует отметить, что все испытуемые имеют либо средние, либо высокие значения по этой шкале, это говорит о типичной для человека гибкости при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженной склонности к разнообразным формам двигательной активности и разнообразным видом ручного труда. У 35,8 % испытуемых отмечается высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

У 38,5% опрошенных проявляется средняя скорость в моторно-двигательной активности.

Анализируя значения шкалы эмоциональности, мы получаем следующие результаты: 4,8% испытуемых безразличны к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, они испытывают ощущения спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнении или плохого выполнения физической работы; 42,9% имеют средние значения эмоциональности в данной сфере, чувствительны к неудачам в ручном труде возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе; и 52,3% постоянно ощущают неполноценность продукта физической работы.

В интеллектуальной сфере 66,6% испытуемых по показателю эргичности имеют средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

В группе в основном преобладает нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности(57,1%). У студентов-первокурсников в основном средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

В группе преобладают средние значения эмоциональности в интеллектуальной сфере (59,5%), то есть студенты заинтересованы в успехах в учебе.

У 26,3 % испытуемых низкая выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения ; а у 14,8% испытуемых проявилось сильное эмоциональное переживание в интеллектуальной сфере.

Таким образом, проанализировав проявление основных свойств темперамента в интеллектуальной сфере, мы можем утверждать, что у студентов-первокурсников средний уровень интеллектуальных возможностей. Лишь у 7,3% испытуемых показатель эргичности имеет высокие значения.

Большинство студентов имеют средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. В группе преобладают нормальная гибкость мышления(57,1%),средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности (52,3%).

По шкале эмоциональности все студенты имеют низкие и средние значения, что говорят о средней заинтересованности в успехах умственной работы.

В коммуникативной сфере (87,2%) высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.

Среднее значение пластичности в коммуникативной сфере было установлено у 64,2% испытуемых. У этих респондентов нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам. Отмечено, что 12% испытуемых легко вступают в новые социальные контакты и легко переключаются в процессе общения.

  1. У большинства студентов легкая плавная речь, обычная скорость речевой активности и вербализации.
  2. Шкала эмоциональности коммуникативной сферы показывает, что 52,3% испытывают среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичную для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженную радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
  3. По результатом исследования свойств темперамента у студентов-первокурсников, можно выделить следующие проявления свойств темперамента в трех сферах:
  • Психомоторная сфера: преобладание средних и высоких значений.
  • Интеллектуальная сфера: выраженность среднего уровня интеллектуальных возможностей.
  • Коммуникативная сфера: преобладание широкого круга контактов, тяга к людям, стремление к лидерству, стремление к новым социальным контактам, средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Во второй методике нас интересовали такие качества как адаптивная способность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность.

Высокую и нормативную устойчивость имеют 35,7% , для них свойственно бодрое настроение, они работоспособны, дружелюбны, радуются жизни, малая утомляемость, уверенность в себе, иногда вспыльчивы.

19,1% студентов с низкой устойчивостью, у них наблюдается склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки реального восприятия действительности.

Эти студенты считают, что судьба несправедлива к ним, их никто не понимает.

Им свойственны странные переживания, беспокойный и прерывистый сон, подавленное настроение, они в себе неуверенны, у них внутреннее противоборство, раздражительность, плаксивость, они тревожны, любят одиночество.

Шкала «коммуникативные особенности» показала преобладание низких и удовлетворительных показателей, возможно, это связанно с тем, что студенты во время обучения более ориентированы на учебу, нежели на общение. При этом 54,8% имеют средние значения, они среднеобщительны, адекватно реагируют на критику, считаются с мнением окружающих.

45,2% имеют низкие значение, у них низких уровень коммуникативных способностей, затруднение в построение контактов с окружающими, наблюдается проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

«Моральная нормативность», основное количество студентов адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм, они активны в общественной жизни, они не конфликтны(36,7%).

Шкала «адаптивные способности» выявила, что основное количество 59,5% студентов легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

Такие люди, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. 33,3% адаптированы удовлетворительно, свое состояние они оценивают положительно, довольны своим окружением, при ситуациях требующих помощи они настойчивы.

Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут, проявляется при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды и эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.

Возможны ассоциативные срывы, проявления агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

Всего лишь 7,2% из всех студентов 1 курса имеют низкий уровень адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.

  • На втором этапе исследования была произведена математическая обработка данных с помощью корреляционного анализа r-Пирсона.
  • Была составлена корреляционная матрица свойств темперамента и шкалы адаптивности, и получены следующие результаты.
  • Наибольшее количество корреляционных взаимосвязей выявлено у переменной «подвижность интеллектуальная», с «подвижностью коммуникативной», со «скоростью моторной», со « скоростью интеллектуальной», с «скоростью коммуникативной».
  • Это свидетельствует о том, что чем выше у студентов пластичность интеллектуальная, тем ярче проявляются такие свойства как: высокая гибкость мышления, эргичность интеллектуальная, подвижность коммуникативная, скорость интеллектуальная, скорость коммуникативная.
  • При этом эргичность интеллектуальная положительно определяет и скорость интеллектуальную, чем выраженней уровень интеллектуальных возможностей, тем выше скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности и выше скорость мышления, творческий подход к решению проблем.

Скорость интеллектуальная определяет, скорость моторную и подвижность интеллектуальную, т. е высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности определяет высокий темп психомоторного поведения, скорость двигательной активности и влияет на высокую гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Скорость интеллектуальная влияет на подвижность коммуникативную, т. е скорость умственных процессов определяет легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения и широкий набор коммуникативных программ.

Подвижность коммуникативная определяет скорость коммуникативную и подвижность интеллектуальную , т.е выражает легкость и плавность речи, быструю вербализацию, высокую скорость речевой активности, влияющую на легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в общении и определяет высокую гибкость мышления.

Скорость коммуникативная, тем ярче, чем выше эргичность коммуникативная, и подвижность интеллектуальная, т. е легкая и плавная речь, быстрая вербализация и высокая скорость речевой активности определяет высокую потребность в общении, широком круге контактов, тяга к людям.

Скорость коммуникативная влияет на скорость моторную и на подвижность интеллектуальную. Скорость моторная влияет на подвижность и эргичность моторную.

Чем выше показатели по шкале эмоциональность коммуникативная, эмоциональность интеллектуальная, и эмоциональность моторная, тем больше подтверждается взаимосвязь между высокой чувствительностью к расхождению между ожидаемым и реальным результатом, которое влияет на ранимость в общении, неуверенность и раздражимость.

Читайте также:  Гендерные различия в творческом мышлении - справочник студента

Эмоциональность коммуникативная влияет на коммуникативные особенности, т. е высокая чувствительность в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия влияет на социальное взаимодействие в обществе.

С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между коммуникативными особенностями и моральной нормативностью.

Анализ корреляционных зависимостей показал связь между моральными нормами и нервно-психической устойчивостью, моральными нормами и адаптивными способностями, адаптивной способностью и нервно-психической устойчивостью, таким образом, моральные нормы, ценности влияют на психическую устойчивость, кризисы влияют на адаптивность, приспособленность к внешним воздействиям.

В ходе проведенного исследования, корреляционный анализ Пирсона установил взаимосвязь некоторых свойств темперамента с адаптацией, однако гипотеза не подтвердилась, т. е свойства темперамента не влияют на адаптацию студентов — первокурсников.

Источник: https://novainfo.ru/article/1909

Ответы на экзаменационные билеты

Темперамент

Подробности Категория: Психология

Темперамент  – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.

Выделяются три сферы проявления  темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1 .

Активность (энергичность)  – количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2.

Эмоциональность (эмоциональный фон)  – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов.

Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы:  силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания  в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.

Им соответственно отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.

Сангвиническому  типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность.

Холерик  – человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения.

Человеке замедленными реакциями – флегматик.  Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический  темперамент.

У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.

Источник: http://eksdan.ru/otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/48-psikhologiya/2270-temperament.html

28. ТЕМПЕРАМЕНТ

 Психология и педагогика: Шпаргалка Автор неизвестен

Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.

Выделяются три сферы проявления темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1.

Активность (энергичность) количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2.

Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов.

Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.

Им, соответственно, отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик– человеке гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений.

Холерик неуравновешен и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен.

Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.

Следующая глава

Волосатость и темперамент
Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

Темперамент и верность Мужики пьют пиво, и самый умный задумчиво говорит:
— Вот я читал, что идеальная жена должна быть на кухне — кухаркой, с гостями — королевой, а в постели — шлюхой!
Другой: — Тогда у меня — почти идеальная! Она на кухне — королева, в постели — кухарка,

Волосатость и темперамент Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

Темперамент и верность Мужики пьют пиво, и самый умный задумчиво говорит:
— Вот я читал, что идеальная жена должна быть на кухне — кухаркой, с гостями — королевой, а в постели — шлюхой!
Другой: — Тогда у меня — почти идеальная! Она на кухне — королева, в постели — кухарка,

Меланхолический темперамент
Темперамент меланхолический так же противоположен сангвиническому, как жара холоду.Действительно, все признаки меланхолического темперамента, как физические, так и моральные, совершенно не похожи на признаки сангвинического темперамента.

Нервный темперамент
Нервность не является отличительной чертой особой категории существ: во всех темпераментах есть нервные индивидуумы. Многие меланхолики, холерики, сангвиники – люди нервные.Физическое строение. Индивидуумы нервного темперамента обыкновенно сухи и

28. ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.Понятие темперамента ввел в научный оборот

Темперамент
(в пер. с лат. temperamentum – «смесь», «соразмерность» «надлежащее соотношение частей») – врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования на что-либо, степени эмоциональной возбудимости

Волосатость и темперамент Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

Темперамент и верность Мужики пьют пиво, и самый умный задумчиво говорит:
— Вот я читал, что идеальная жена должна быть на кухне — кухаркой, с гостями — королевой, а в постели — шлюхой!
Другой: — Тогда у меня — почти идеальная! Она на кухне — королева, в постели — кухарка,

ЛЮБОВНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают.
Джордж Бернард Шоу Все женщины хотят одного. Потом — другого.
Акрам Муртазаев Вокруг полно плохих любовников.
Рэкуэл Уэлч Неважно, сколько мужчин было в моей

АКТЕРСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Любая крайне напряженная эмоция стремится к разрядке при помощи какой-нибудь эмоции противоположного свойства. Истерический смех и слезы радости — примеры драматического эффекта, которые дает сама природа.Оскар Уайльд (1854–1900), английский

Любовный темперамент
Искусство любить – это умение сочетать темперамент вампира со скромностью анемона.? Эмиль Сьоран, румынско-французский философ*Женщина жарче мужчин, больше безумия в ней.? Овидий, древнеримский поэт (I в. до н.э. – I в. н.э.)Женщина словно печь: чтобы

Источник: https://info.wikireading.ru/54767

практическое занятие с элементами видеоурока по теме "Темперамент и его типы"

  • Тема урока: «Темперамент и его типы»
  • Тип у рока: практическое занятие с элементами видеоурока
  • Внутрипредметные связи:
  • Темы

1. Явления, характеризующие человека как личность.

2. Темперамент: понятие и теории.

3. Характер и его свойства.

  1. Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла.
  2. Методологическая цель: использовать индивидуальную и коллективную форму работы с целью обеспечения участия всех студентов в обсуждении вопросов, ситуаций, возникающих в процессе урока, а также сознательного усвоения учебного материала; практическое применение знаний, полученных ранее; формирование профессиональных навыков.
  3. Цели урока:
  4. 1. Дидактическая
  5. -обобщение и систематизация знаний
  6. — применение полученных знаний на практике
  7. 2. Развивающая
  8. -развивать креативные (творческие) и аналитические умения учащихся
  9. -развитие познавательной деятельности через анализ предложенных ситуаций (видеоматериал)
  10. -развитие коммуникативных способностей и творческого подхода к решению предложенных задач
  11. 3. Воспитательная
  12. -совершенствовать культуру мышления, потребность самосавершенствования
  13. -воспитывать организованность, ответственность за результаты коллективного труда
  14. Задачи:
  1. Составить сводную таблицу типов темперамента
  2. Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в  учебном процессе
  3. Обобщить   представления об учете темперамента в общении и деятельности
  • Обеспечение урока:
  • 1. телевизор
  • 2. видеомагнитофон
  • 3.Запись материала- мультфильм «38 попугаев» и «Зарядка для хвоста»
  • 4.доска
  • Оформление доски
Читайте также:  Иерархия в организации и ее звенность - справочник студента
  1. Дата
  2. Тема
  3. Задание: По предложенному видеоматериалу описать и определить тип темперамента, используя следующие параметры:
  4. -поведение                            — отношение к критике
  5. -эмоции                                 — отношение к новому
  6. -речь                                      — стремление к цели
  7. -настроение                          — оценка собственных способностей
  8. -терпение                              — суггестивность(внушаемость)
  9. -адаптация
  10. -общительность
  11. -агрессивность

Структура и содержание урока:

1. Организационный момент: мотивация учебной деятельности, определение целей и задач урока.

2. Основная часть:

Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
  2. Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Определение базового уровня знаний по теме (определение темперамента, теории темперамента и т.д.)

  • Прием технологии «Развитие критического мышления»
  • Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?
  • Обобщение полученной информации.
  • 2. Фаза реализации смысла (осмысления)
  • Задачи:
  1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
  2. Помочь соотнести старые знания с новыми.

А) Демонстрация и обсуждение материала (1 часть)

Б) Анализ видеоматериала (использовать подсказку на доске) и заполнение таблицы.

 Прием технологии «Развитие критического мышления». Составление таблицы «Сравнение типов темперамента».

  1. Выделение категорий сравнения (подсказка на доске)+ самостоятельные критерии
  1. Составление группой сводной таблицы «Сравнение типов темперамента»
Критерии сравнения Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик
Тип нервной системы
…другие критерии…
Итог (указать животное. символизирующее тот или иной тип темперамента)

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»

Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

1. Группа делится на подгруппы. Выбирается учащийся, который будет все записывать.

2. В режиме «мозгового штурма» каждая подгруппа отвечает на вопросы два вопроса (ниже)

3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.

4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

Вопросы:

1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в учебном заведении.

2. Как учесть особенности проявлений темперамента  в учебном процессе и общении с ними.

Значение и учет темперамента в общении и деятельности.

Задание: Разыграть предложенные ситуации, продемонстрировав особенности проявления темперамента (как будет себя вести, чувствовать человек в этих обстоятельствах). В сценках участвуют по 1 человеку (каждый представляет выбранный им тип темперамента)

Ситуация 1. Длинно-предлинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. Д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Как будет реагировать каждый тип темперамента?

Ситуация 2. Поставили оценку 2 на экзамене.

Ситуация 3.Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек)

Обобщение. Выводы.

3. Фаза рефлексии.

Задачи:

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Составьте  список из 5-7 имен (среди студентов, преподавателей, известных людей, политиков, актеров, ведущих и т. д.). Докажите  свою точку зрения. Дайте рекомендации по взаимодействию  с ними.

3. Обобщение. Итоги урока

Оцените себя  по технологической карте урока (Приложение 1). Перенесите баллы, полученные на уроке, в технологическую карту курса «Основы педагогики и психологии» (Приложение 2).

Литература:

  1. Атлас по психологии. Под. Ред. Гамезо М.В., Домашенко А.И. М.: Просвещение,1986-2012
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб,2008
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений: в 3-х книгах. Т. 1:Общие основы психологии- М.: Владос,2008
  4. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. М., 2010
  1. Приложение 1.
  2. Технологическая карта урока по рейтингово-накопительной  системе  оценивания деятельности студентов.
  3. Оцените себя  по 3-х бальной шкале по данным критериям
1 2 3
Я могу сформулировать определение «темперамент»
Я могу составить характеристику каждого типа темперамента
Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе
Я могу учитывать особенности темпераментов  в общении
Я  принял активное и результативное  участие в уроке
Мои баллы:
  • Приложение 2.
  •         Технологическая карта
  • РНС оценки образовательных результатов студента (студентки)
  • ФГОУ СПО «ДВГГТК»

Ф. И. О. __________________________________                              группа______________

Специальность: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Преподаватель (Ф. И. О.):  ___________________________________

Период обучения: 1 курс, 1 семестр 

Виды деятельности Макс.кол-во баллов Фактич.кол-во баллов
  1. Срок
  2. выпол
  3. нения
  4. задания
Кор –рек-ция
Обязательная часть (170 баллов)
РАЗДЕЛ 1 Основы общей психологии
1 Тема 1.1: Введение в психологию. Предмет и методы психологии. 10
2 Контрольная работа  № 1 15
Тема 1.2: Понятие личности.
3 Семинар по теме «Темперамент» 10
4 Практические занятия Диагностика мотивационной сферы. Исследование индивидуальных различий. Ценностные ориентации личности. 10
5 Тема 1.3: Психические процессы. Познавательный процесс в целом.
6 Контрольная работа  № 2 15
7 Тема 1.4: Эмоциональные процессы и состояния
8 Практические занятия Эмоции и их роль в жизни человека. Профилактика стрессовых состояний. 10
РАЗДЕЛ 2 Основы общей педагогики
9 Тема 2.1: Введение. Основные понятия общей педагогики.
10
  • Практические занятия
  • — Целостный педагогический процесс
  • — Инновации в образовании.
30
11 Тема 2.1: Понятия социальной педагогики.
12
  1. Практические занятия
  2. — Основы социально-педагогической работы по различным направлениям
  3. — Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности.
30
13 Зачет     40
Накопительная часть
1 Ведение тетради по курсу 5
2 Исследование характера: акцентуации характера. 5
3 Анализ «Я – концепции» по плану 5
4 Ассистирование преподавателю 5-25
5 Призовой фонд за своевременное выполнение обязательных заданий 5
6 Подготовка электронной презентации темы курса 30
  • Оценка образовательных результатов:
  •  225-179 баллов – «5» отлично        
  •  158-126 баллов – «4» хорошо
  •  105-84 баллов – «3» удовлетворительно
  •   84  и менее баллов – неудовлетворительно, вы не прошли аттестацию по предмету

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13/prakticheskoe-zanyatie-s-elementami-videouroka-po

Проявление темперамента в деятельности

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях.

Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии.

На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания.

Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных».

Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися.

В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе.

Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.).

Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание.

В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты … завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч.

, но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Источник: https://psyera.ru/proyavlenie-temperamenta-v-deyatelnosti_7723.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector