Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений — справочник студента

Показатели абсолютной и относительной чувствительности человека не являются статичными. Колебания этих переменных величин в полной мере демонстрирует сенсорная адаптация, выражающаяся в изменениях восприятия анализаторов, связанных с различной интенсивностью раздражителей.

Как происходит процесс адаптации

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений - Справочник студента

Если раздражитель оказывает длительное воздействие на анализаторы, то их чувствительность снижается. Кора головного мозга, в ответ на это действие, запускает внутреннее торможение, способствующее активной деятельности других отделов. Улучшается способность воспринимать информацию, характерную для иных условий окружающей среды.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Чувствительность восприятия у человека изменяется не сразу, а постепенно, на протяжении определенного отрезка времени.

Причем его величина для различных органов чувств неодинакова. Например, для того чтобы в темной комнате острота зрения повысилась в достаточной мере, нужно находиться в темноте не менее получаса.

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений - Справочник студента

Свойства анализаторов сказываются не только на возможностях сенсорной адаптации, от них зависит:

  1. Сенсибилиация — увеличение способности восприятия слабых раздражителей.
  2. Инерционность — латентное время и последствие возникновения ощущений. Наиболее яркий эффект виден в кино, ритмичное чередование статичных кадров создают у человека иллюзию непрерывного движения.

Не стоит путать адаптацию с сенсорным утомлением или привыканием, так как она вызывает реальные изменения в работе сенсоров.

Сенсорное утомление связано с ухудшением, обусловленным разными причинами, сенсорных функций. Привыкание снижает уровень восприятия раздражителя и, в некоторых случаях, может вообще свести его на нет.

В качестве примера можно привести длительную ходьбу по железнодорожному полотну. Переступая по шпалам, человек погружается в свои думы и уже может не услышать сигнал машиниста приближающегося сзади поезда.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вероятность отклонения относительной частоты от постоянной вероятности - справочник студента

Оценим за полчаса!

Виды сенсорных адаптаций

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений - Справочник студента

Термическая или тепловая адаптация — постепенное привыкание к более низким или высоким температурам. Это свойство человеческого организма отчетливо выражено лишь в их среднем диапазоне. Жарким летом многие отдыхают у реки или на морском побережье. И замечают, что при входе в воду становится холодно. Разгоряченные тела воспринимает ее прохладу как очень холодную субстанцию. Но через несколько минут, все уже радостно плещутся под сверкающими радужными брызгами.

Очень быстро происходит кожная адаптация. Благодаря ей, люди перестают обращать внимание на:

  • плотную одежду;
  • украшения — кольца и серьги.

Даже небольшая заколка в волосах, могла бы вызывать постоянное чувство раздражения. Но этого не происходит, спустя некоторое время, девушка вспомнит об украшениях, только взглянув в очередной раз в зеркало. Так как уже через три секунды сила давления колечка на кожу пальца, составит по ощущениям, лишь 1/5 от начальной.

Обонятельным ощущениям свойственна быстрая адаптация. Они зависят от химического состава вещества и его концентрации в окружающей среде.

Запах йода перестанет восприниматься человеком через 50 секунд, а ощущение запаха камфоры исчезнет через 1,5 минуты. Поэтому при ощущении запаха газа, не стоит уповать на то, что он рассеется со временем, а следует сразу же вызвать специальные службы.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений - Справочник студента

Сенсорная адаптация — важнейшее свойство организма, при котором анализаторы способны оказывать друг на друга взаимное влияние. Оно выражается в понижении или повышении чувствительности к одному раздражителю или сразу к нескольким.

Сенсорные системы — видео

Источник: https://mind-control.ru/sensornaya-adaptaciya/

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. — Социальная психология. Ответы на экзамен

Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С. В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов.

Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне.

В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам.

Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации.

Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Источник: https://students-library.com/library/read/59841-sensornaa-adaptacia-i-vzaimodejstvie-osusenij

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и от­носительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах.

Как показывают исследования, чувствительность может ме­няться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помеще­ния в темноту.

В обоих случаях человек временно «слепнет*, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется.

Как показали исследования, это изме­нение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связа­ны с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорной адаптацией называется измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для раз­ных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нуж­ную чувствительность, должно пройти около 30 мин.

Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слухо­вых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15с.

Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через не­сколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к из­менению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены от­четливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происхо­дящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцве­тает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза.

В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чув­ствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающи­ми в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Разви­тие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.

В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его при­способлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть.

Все виды ощу­щений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражи­телей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями раз­личных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были по­лучены профессором С. В.

Кравковым, Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям.

Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая свето­вую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности.

Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствитель­ность анализаторов при их взаимодействии.

Лурия Александр Романович (1902-1977) — россий­ский психолог, занимавшийся многими проблемами в раз­личных областях психологии. По праву считается основопо­ложником отечественной нейропсихологии.

Действитель­ный член АПН СССР, доктор психологических и медицин­ских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал с Л. С. Выготским над созданием культурно-исто­рической концепции развития высших психических функций, в результате чего в !930 г.

совместно с Выготским написал работу «Этюды по истории поведения». Исследуяв 1920-х гг. аффективные состояния человека, создал предназначен­ную для анализа аффективных комплексов оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций.

Неоднократно организовывал экспедиции в Сред­нюю Азию и лично принимал в ник участие. На основании материала, собранного в этих экспедициях, сделал ряд интересных обобщений, касающихся меж­культурных различий в психике человека.

Основной вклад А. Р. Лурии в развитие психологической науки заключается в разработке тео­ретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической лока­лизации высших психических функций и их нарушений при повреждениях мозга. Им были проведе­ны исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произволь­ных движений и действий.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений од­ного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне.

В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести яв­ление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам.

Например, серый цвет на бе­лом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чув­ствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р.

Лу­рия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта от­четливо связан с изменением чувствительности.

Исследования показали, что ост­рота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максиму­ма к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Вторая сторо­на повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом си­нестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощу—щсния, характерного для других анализаторов.

В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно.у многих музыкантов (например, у Скрябина).

Так, широко известно, что высо­кие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией.

Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему челове­ка, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у не­го зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового).

Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соле­ные» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни не­дели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии — еще одно свиде­тельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организ­ма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_23830_sensornaya-adaptatsiya-i-vzaimodeystvie-oshchushcheniy.html

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация).

Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения.

В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация(от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

§ взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;

Читайте также:  Контактные явления, контактная разность потенциалов - справочник студента

Рис. 7. Взаимодействие ощущений

§ физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

§ ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение определенных раздражителей;

§ упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на качество следственного эксперимента, на полноту и объективность свидетельских показаний. Например, известно, что зрительная чувствительность значительно понижается при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией.

Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному.

Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием.

Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений).

Нарушения ощущений

Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.

§ При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.

§ Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

§ Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

§ Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, ощущение сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.

§ Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться.

При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии.

Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению ост-роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

  • Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.
  • Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.
  • Список рекомендуемой литературы

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Москва: Смысл, 1998. 685 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 582 с.

Марцинковская Т.Д. Общая психология. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. 384 с.

Немов Р.С. Общая психология. Общая психология в 3 т. Т. I. Введение в психологию: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2014. 726 с.

Познавательные психические процессы. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика. Москва: Инфра-М, 1999. 687 с.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s25505t15.html

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается.

Адаптация ощущений человека главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза.

В темноте зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.

Адаптация — изменение чувствительности анализаторов в

результате их приспособления к действующим раздражителям.

Явление адаптации связано также с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. На длительное раздражение кора головного мозга отвечает торможением, снижающим чувствительность.

Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности.

Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Например, чувствительность зрительного анализатора можно повысить, стимулируя слабыми музыкальными звуками (резкими — ухудшить), слабые зрительные раздражители (мягкое приятное освещение) улучшают работу слуха.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон».

Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора.

Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Например, опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя.

Они свободно отличат 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

У различных людей нет совпадения в синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного человека. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем, целостности чувственного отражения объективного мира.

Источник: https://studref.com/309306/psihologiya/sensornaya_adaptatsiya_vzaimodeystvie_oschuscheniy

Взаимодействие ощущений и сенсорная адаптация

Ответ

Абсолютная и относительная чувствительность ощущений не остаются неизменными. Их пороги нельзя выражать в постоянных числах.

Исследования показали, что и абсолютная, и относительная чувствительность могут меняться в широких пределах: в темноте зрение обостряется, при сильном освещении его чувствительность снижается. В зависимости от окружающей обстановки чувствительность (например зрительная) человека резко меняется. Исследования также показали, что чувствительность глаза в темноте обостряется в 200000 (!) раз.

  • Такого рода изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации — изменением чувствительности, происходящим вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что:
  • — при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается,
  • — при воздействии слабых раздражителей (или отсутствии оного) чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, оно требует определённого времени. Для разных органов чувств эти временные характеристики различаются. Чтобы зрение в тёмной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин.

Адаптация слуховых органов идёт гораздо быстрее, они адаптируются к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестаёт восприниматься уже через несколько секунд).

Существует адаптация к запахам. Существует тепловая адаптация (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчётливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается.

В основном адаптация ощущений зависит от процессов, происходящих непосредственно в рецепторе. Под влиянием света, например, разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур восстанавливается, чувствительность повышается.

Адаптация связана и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. На изменение чувствительности влияет разная возбудимость нервных центров. Длительное раздражении коры головного мозга провоцирует охранительное торможение, снижающее в том числе чувствительность. Адаптация демонстрирует большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

  1. Взаимодействие ощущений
  2. Чувствительность анализатора может меняться и под влиянием раздражения иных (не «родных» для анализатора) органов чувств. Существует два вида взаимодействия ощущений:
  3. — взаимодействие между ощущениями одного вида,
  4. — взаимодействие между ощущениями различных видов.

П. П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С. В. Кравков показал, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. В его экспериментах, например, звуковое раздражение (свист) обострял работу зрительного ощущения, повышал его чувствительность к световым раздражителям.

Запахи тоже могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы способны влиять друг на друга. Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах (и это показывает родство с процессами адаптации): повышении чувствительности, понижении чувствительности.

Общая закономерность во взаимодействии ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии между собой.

Механизм взаимодействия ощущений одного вида, на самом деле, похож на взаимодействие ощущений разного вида. Сильный сигнал в одних участках зрительного поля, например, может понизить чувствительность в других участках зрительного поля (и наоборот). Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Сенсибилизация

Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Это повышение чувствительности называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделял две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

— имеющая длительный, постоянный характер и зависящая в основном от устойчивых изменений, происходящих в организме,

— имеющая временный характер и зависящая от физиологического и психического состояния человека.

Первый вид сенсибилизации тесно связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, в дальнейшем происходит стабилизация с последующим падением чувствительности к старости.

Синестезия

Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. У многих людей звуковые волны способны создавать иллюзию окрашенности окружающего пространства в тот или иной цвет.

Синестезия, по некоторым предположениям, может служить основой выдающихся способностей. У многих композиторов имеется так называемый цветовой слух. Известный мнемонист Ш., обладающий феноменальной памятью и которого исследовал А. Р. Лурия, мог охарактеризовать голос какого-нибудь человека как «жёлтый и рассыпчатый» (звуки разных тонов у него вызывали разные зрительные ощущения).

  • Явления синестезии наглядно показывают тесную связь анализаторов между собой.
  • Вопрос 16
  • Природа восприятия
  • Ответ
  • еловек живет в мире предметов и явлений природы, среди людей, с которыми он повседневно встречается и общается.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, люди должны воспринимать каждый отдельный предмет (дерево, дом, автобус, реку, молнию…) и ситуацию в целом, целый комплекс каких-то предметов, связанных друг с другом (улицу города, мост через реку, картину, звучащую музыку).

Восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. К. Маркс писал, что наши органы чувств являются продуктом всей всемирной истории.

В длительном процессе исторического развития все органы человека, в том числе и его рецепторы (воспринимающие органы), претерпели значительные изменения в сравнении с соответствующими органами животных.

Глаз человека приспособился к различению тончайших цветовых оттенков, предметных форм, пространственного положения вещей; ухо человека развилось как специальный орган, воспринимающий звуковую, слышимую человеческую речь и музыку; обоняние человека, потеряв то жизненно важное значение, которое оно имеет в мире животных, стало менее острым и менее совершенным.

Однако для возникновения процесса восприятия одного воз действия предмета на специальный орган чувств недостаточно.

Возникнув в глазу (или в другом рецепторе), нервное возбуждение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных мозговых центров (миллионов нервных клеток в коре головного мозга, специализировавшихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения в соответствующем корковом (мозговом) конце «чувствующего прибора тела» (И. М. Сеченов), или анализатора (И. П. Павлов).

Возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В. И. Ленин), т. е. в образ предмета, который человек воспринимает. Построение образа воспринимаемого предмета обеспечено не только функцией анализатора, но и сложнейшими процессами возбуждения и торможения в коре мозга человека.

Возникновение образа воспринимаемого предмета основывается на действии двух противоположных, но единых нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путем объединения, слияния, связывания возникающих во множестве нервных клеток возбуждений.

Если факт столкновения с предметом уже раньше имел место в жизни данного человека, то восприятие знакомого предмета, активизируя уже ранее образовавшиеся в коре мозга нервные связи, происходит мгновенно: в этом случае человек сразу узнает то, что он видит (слышит, осязает).

Для того чтобы отличить воспринимаемый предмет от сходных с ним других вещей (кресло от дивана, яблоко от груши, весенний пейзаж от осеннего, ми норную мелодию от мажорной), необходима тонкая, точная и быстрая дифференцировка поступающих в мозг сигналов.

Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости соответствующего анализатора.

Для того чтобы воспринять предмет, воздействующий, на пример, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким-то соответствующим опытом. Если человек знаком с воспринимаемым предметом лишь в общих чертах, то возникающий образ предмета будет нечетким, расплывчатым* «Какая-то машина, какое-то растение…

» Как мы видим, в восприятии чело веком чего-либо огромную роль играет речь — то слово, которым назван предмет. Следовательно, человек отражает предмет путем его чувственного познания и словесного обозначения: «Это шкаф», «Это шум дождя», «Аромат цветущей липы», «Марш», «Это бар хат»… Но процесс восприятия имеет еще ряд особенностей.

Ведь воспринимает не глаз, не ухо, а человек. Он входит в незнакомую комнату. Перед его глазами множество крупных и мелких вещей. Даже пробыв в ярко освещенной комнате некоторое время, человек воспринимает не все вещи, которые в ней находятся.

Один сразу заметил необычный рояль в углу, этажерку с нотами, но не заметил карты путешествий, висящей на стене. Другой уловил карту, но не приметил более крупных вещей. Такая избирательность восприятия объясняется ранее накопленным опытом человека, его направленностью, интересами, подготовленностью.

Эта «позиция» человека определяет и направление его активности. Он не замечает всего, что его окружает, но активно «высматривает», «выслушивает» то, что отвечает его опыту и его интересам.

Активность человека в восприятии выражена и в том, что своими пальцами, рукой, глазом человек как бы «обегает» воспринимаемый предмет по его контуру, фиксируя его особенности, останавливается и специально выделяет какие-то его опознавательные признаки, отдельные части и детали. Они помогают ему более точно определить воспринимаемый предмет.

Восприятие даже какого-нибудь простого предмета (напри мер, звука колокольчика или рояля, куска бархата) — чрезвычайно сложный процесс. Он включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: чувственное наблюдение и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность.

Читайте также:  Система воспитания в трудовой колонии им. м.горького - справочник студента

Он должен увидеть, целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета, т. е. в частном и особенном увидеть общее…

Какая сложная умственная работа, оказывается, необходима для того, чтобы увидеть обычный мяч, яблоко или воспринять удар грома

Вопрос 17

Источник: https://cyberpedia.su/2x192d.html

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорная адаптация — измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Сенсорная адаптация — это изменение во времени интенсивности ощущения под воздействием раздражителя.

Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует времени. Временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.

В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

  • Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.
  • Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
  • Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

1.Взаимодействие между ощущениями одного вида.

2.Взаимодействие между ощущениями различных видов.

Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствитель­ность анализаторов при их взаимодействии.

Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Сенсибилизация— повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации.

Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности.

Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией.Синестезия возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организ­ма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Развитие ощущений.

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапном их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, наиболее чувствительны у него губы и вся область рта.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. С третьего месяца жизни ребенок начинает различать лица и предметы. С этого же момента он начинает различать цвет, форму и удаленность предметов.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Развитие ощущений осуществляется методом постоянных тренировок.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 3185;

Источник: https://poznayka.org/s8435t1.html

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений — Психология

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и от­носительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах.

Как показывают исследования, чувствительность может ме­няться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помеще­ния в темноту.

В обоих случаях человек временно «слепнет*, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется.

Как показали исследования, это изме­нение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связа­ны с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорной адаптацией называется измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для раз­ных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нуж­ную чувствительность, должно пройти около 30 мин.

Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слухо­вых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15с.

Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через не­сколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к из­менению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены от­четливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происхо­дящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцве­тает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза.

В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чув­ствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающи­ми в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Разви­тие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.

В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его при­способлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть.

Все виды ощу­щений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражи­телей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями раз­личных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были по­лучены профессором С. В.

Кравковым, Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям.

Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая свето­вую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности.

Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствитель­ность анализаторов при их взаимодействии.

Лурия Александр Романович (1902-1977) — россий­ский психолог, занимавшийся многими проблемами в раз­личных областях психологии. По праву считается основопо­ложником отечественной нейропсихологии.

Действитель­ный член АПН СССР, доктор психологических и медицин­ских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал с Л. С. Выготским над созданием культурно-исто­рической концепции развития высших психических функций, в результате чего в !930 г.

совместно с Выготским написал работу «Этюды по истории поведения». Исследуяв 1920-х гг. аффективные состояния человека, создал предназначен­ную для анализа аффективных комплексов оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций.

Неоднократно организовывал экспедиции в Сред­нюю Азию и лично принимал в ник участие. На основании материала, собранного в этих экспедициях, сделал ряд интересных обобщений, касающихся меж­культурных различий в психике человека.

Основной вклад А. Р. Лурии в развитие психологической науки заключается в разработке тео­ретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической лока­лизации высших психических функций и их нарушений при повреждениях мозга. Им были проведе­ны исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произволь­ных движений и действий.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений од­ного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне.

В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести яв­ление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам.

Например, серый цвет на бе­лом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чув­ствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р.

Лу­рия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта от­четливо связан с изменением чувствительности.

Исследования показали, что ост­рота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максиму­ма к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Вторая сторо­на повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом си­нестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощу—щсния, характерного для других анализаторов.

В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно.у многих музыкантов (например, у Скрябина).

Так, широко известно, что высо­кие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией.

Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему челове­ка, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у не­го зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового).

Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соле­ные» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни не­дели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии — еще одно свиде­тельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организ­ма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Развитие ощущений

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя не­продолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздра­жители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувстви­тельность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на при­косновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Впол­не вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикоснове­ние, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чув­ствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отли­чает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувстви­тельность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет.

Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются доста­точно долго.

Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется слож­ностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения.

В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасыва­ется лишь через несколько дней.

Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех педель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного воз­буждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик.

Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука.

На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реа­гировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда лас­ковый тон действует на ребенка успокаивающе.

Затем ребенок начинает воспри­нимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако раз­личение звуков речи наступает к концу первого года жизни.

С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха, Сначала у ребенка возникает спо­собность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать со­гласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствитель­ность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни.

С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различ­ными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно.

Установ­лено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начина­ет проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым.

Ре­бенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце.

С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолют­ная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жиз­ни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребен­ка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрос­лого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощу­щений осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря воз­можности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

Источник: https://student2.ru/psikhologiya/733102-sensornaya-adaptaciya-i-vzaimodeystvie-oshhushheniy/

Ссылка на основную публикацию