Роль «я-концепции» в жизни личности — справочник студента

Личность, это не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама.

Быть личностью – это, значит, иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор и оценивать последствия принимаемого решения, держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя, это значить обладать свободой выбора и нести ее бремя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Долгое время процессы самопознания, самоопределения, саморазвития и другие процессы «самости» в становлении развивающейся личности считались прерогативой философии и психологии. Вместе с тем еще К.Д.Ушинский обратил внимание на важность развития самопознания учащихся.

Процессы «самости», включая творческое саморазвитие ребенка, начинается тогда, когда ученик становится и философом и психологом и педагогом для самого себя.

G Само-процессы (процессы «самости») – разнообразные и суверенные проявления индивида: самоактуализация, самообразование, самоконтроль, самоопределение, самоорганизация, самопознание, саморазвитие, самореализация, саморегуляция и т.п.

  • Активность процессов «самости» с годами нарастает и к 13-14 годам достигает такого уровня, что эти годы можно определить как синзетивные для становления «Я-концепции» творческого саморазвития ребенка.
  • Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его «Я-концепция» отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни Þ
  • G Я — концепция” – система представлений о самом себе, как субъекте деятельности, включает три основных составляющих – когнитивную (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях — самосознание), эмоциональную (наличие определенного оценочного отношения к себе — самооценка), регуляторную (возможность управлять собственным поведением — самоконтроль).
  1. Становление “Я-концепции” обусловлено разносторонними социально-культурными, отношенческими аспектами жизни каждого конкретного человека.
  2. Рассмотрим, что представляет из себя «Я-концепция» с позиции педагогической науки.
  3. «Я-реальное» — это то, как мы сами себя воспринимаем, наши достоинства, недостатки, особенности. Это напрямую связано с процессом

G Самосознания – т.е. выделение себя (“Я”) из объективного мира (“не Я”); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения.

«Я-идеальное» — это тот образ, идеал к которому мы стремимся, это наше представление о том, кем и какими мы хотим видеть себя в будущем, это те атрибуты, которые человек хотел бы у себя иметь, но пока не имеет, но больше всего ценит и поэтому будет к этому стремиться.

Вместе с тем существует и «Я-зеркальное» — это то, как нас воспринимают большинство окружающих нас людей, это своеобразное интегрированное общественное мнение о тебе.

Однако все это «Я» может иметь еще и временную окраску – «Я- прошлое», «Я-настоящее» и «Я-будущее».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Применение полупроводников - справочник студента

Оценим за полчаса!

Причем все модели «Я» оцениваются личностью одновременно, т.е. как бы взгляд сверху. Обычное поведение человека согласуется его «Я-концепцией», поэтому переживания, находящиеся в соответствии с «Я-концепцией» человека могут осознаваться и точно восприниматься.

Нормальной реакцией на понимание существующих расхождений между «Я-реальным», «Я-идеальным» и «Я-зеркальным» является замешательство, чувство вины, тревоги, которые вполне устранимы, если человек пытается трезво оценить сложившуюся ситуацию, не драматизируя и не преувеличивая ее Þ

  • G Саморегуляцияпроцесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.
  • Результатом этого является процесс самопринятия и G Самоосознания — выделение себя (“Я”) из объективного мира (“не Я”); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения — важное и необходимое условие для полноценного развития личности.
  • Схематично представим «Я-концепцию» в виде рисунка:
  • Рисунок 2 Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента
    «Я-идеальное» & «Я-будущее»
    «Я-реальное» & «Я-настоящее»

    Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента

  • Конечно «Я-концепция» человека является весьма подвижной, подверженной влиянию многих факторов, в том числе и педагогических. Поэтому работа учителя в направлении помощи учащимся по разработке «Я-концепции» может вестись в следующих направлениях:
  • § углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях через обучение навыками и приемами самодиагностирования;
  • § помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей;
  • § обучение учащихся навыкам определения возникающих у них проблем-препятствий, комплексов, выявление причин их возникновения и оказание помощи в поисках резервных возможностей по их преодолению.

И еще один момент, важный для понимания содержания воспитания.

Взаимодействие ребенка с педагогом совершается на уровне современных культурных достижений, так как сам педагог воссоздает каждый миг работы с детьми – как представитель общества, человечества, взрослого мира.

Поэтому сама система отношений, общения, взаимодействия педагога и воспитанника – это своего рода культурный вариант взаимодействия с миром.

Педагог и дети проживают жизнь на уровне культуры, когда воспроизводят культурный способ жизни постоянно как единственно возможный и естественный для человека способ жизни.

В ходе, таким образом, организованного воспитания происходит освоение мира, (результатом чего являются знания о мире), усвоение мира (оснащающее ребенка множеством умений взаимодействовать с миром), присвоение мира (как формирование ценностного отношения к миру и его объектам).

И, разумеется, находясь в социальной микросреде, ребенок не минует достижений культуры, он вмонтирован в сегодняшний день современной культуры.

  1. Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента
  2. «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели»
  3. К.Гильвеций
  4. «Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности»

С.Т.Шацкий

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23415.html

Понятие Я-концепции, ее структура. Значение Я-концепции для личности

Я-концепция» это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная.

Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).

В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • · «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • · «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • · «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • · Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • · Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • · «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

· «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Роль «Я-концепции» в жизни личности - Справочник студента

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s33754t11.html

Изучение особенностей Я-концепции студентов

Главная Психология Осмысленность жизни в связи с особенностями Я-концепции студентов
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

В качестве составных частей Я-концепции выделяются Я-реальное (Я-настоящее), Я-идеальное (желаемый образ Я) и идеальный образ врача (профессиональное идеальное Я). Рассмотрим содержание каждого из составляющих Я-концепцию элементов. Выделим на основе средних значений по всей выборке качества, получившие в связи с этим набольшую степень выраженности (табл.2), и наименьшую выраженность (табл. 3). Таблица 2 Наиболее выраженные качества в Я-концепции студентов

Я-реальное Я-идеальное Идеальный врач
1 стремящийся к самосовершенствованию (5,781) целеустремленный (6,726) внимательный (6,834)
2 отзывчивый (5,664) ответственный (6,631) целеустремленный (6,828)
3 дружелюбный (5,645) умный (6,611) умный (6,828)
4 целеустремленный (5,632) быстрообучаемый (6,605) аккуратный (6,822)
5 требовательный к себе (5,561) стремящийся к самосовершенствованию (6,599) стремящийся к самосовершенствованию (6,803)
6 совестливый (5,497) работоспособный (6,586) работоспособный (6,783)
7 ответственный (5, 490), усердный (6,522) наблюдательный (6,777)
8 любознательный (5,477) внимательный (6,516) предусмотрительный (6,752)
9 понимающий других (5,458) уверенный в себе (6,465) понимающий других (6,745)
10 честный (5,413) эрудированный (6,452) усердный (6,739)

Таблица 3

Наименее выраженные качества в Я-концепции студентов

Я-реальное Я-идеальное Идеальный врач
1 эмоционально сдержанный (4,561) скромный (4,656) скромный (4,796)
2 инициативный (4,561) самокритичный (5,127) самокритичный (5,535)
3 скромный (4,672) требовательный к другим (5,268) открытый (5,631)
4 творческий (4,748) бескорыстный (5,439) требовательный к другим (5,72)
5 открытый (4,787) открытый (5,446) творческий (5,745)
6 терпимый (4,794) искренний (5,745) искренний (5,93)
7 независимый (4,800) эмоционально сдержанный (5,809) инициативный (6,051)
8 компетентный (4,806) инициативный (5,904) совестливый (6,121)
9 решительный (4,813) совестливый (5,924) бескорыстный (6,146)
10 усердный (4,916) творческий (5,936) обаятельный (6,178)

Часто и почти всегда проявляющиеся у студентов качества Я-реального следующие: стремление к самосовершенствованию, отзывчивость, дружелюбие, целеустремленность, требовательность к другим, совестливость, отзывчивость, любознательность, понимание других, честность.

Можно заметить, что среди наиболее выраженных качеств в Я-реальном студентами выделяются качества связанные с эмоциональной сферой (дружелюбие), волевой сферой (целеустремленность), выражающие отношение к себе (стремление к самосовершенствованию) и к другим людям (отзывчивость, требовательность к другим, понимание других, честность) и качества, которые связаны с обучением, ориентиром на развитие личности (стремление к самосовершенствованию, любознательность). Эти качества можно считать адекватными тому возрастному периоду и той ситуации обучения, в которой находятся испытуемые (И.С.Кон, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.В. Кайгородов). Обучение, развитие личности, выстраивание отношений с окружающими людьми, в том числе близких и доверительных, есть приоритетные задачи юношеского возраста. Студенты 2 курса с одной стороны уже адаптировались к обучению в вузе, с другой стороны — продолжают узнавать друг друга, узнавать себя. Ситуация общения и обучения для них является приоритетной и основной в настоящее время.

Как менее выраженные качества выделяются: эмоциональная сдержанность, скромность, творчество, открытость, терпимость, независимость, компетентность, решительность, усердие.

Это в первую очередь качества, отражающие оценку волевой (терпимость, усердие, решительность, независимость) и интеллектуальной сферы (творчество, компетентность), а также эмоциональной сферы личности (открытость, эмоциональная сдержанность).

Можно говорить, о том, что по оценке испытуемых волевые и интеллектуальные качества у них развиты слабо. В большей степени преобладают качества связанные с эмоциональной сферой и выражающие отношение к себе и другим людям.

В Я-идеальном в качестве наиболее выраженных оцениваются следующие качества: целеустремленность, ответственность, ум, быстрообучаемость, стремление к самосовершенствованию, работоспособность, усердие, внимание, уверенность в себе, эрудированность.

В большей степени преобладают качества, связанные с волевой сферой личности (целеустремленность, ответственность, работоспособность, усердие, внимание), интеллектуальной сферой (ум, быстрообучаемость, эрудированность), и качества, выражающие отношение к себе и личностное развитие (стремление к самосовершенствованию, уверенность в себе).

Как наиболее значимые в «желаемом образе себя» чаще всего выделяются те качества, развитие которых оценивается как недостаточное в настоящий момент. В целом предпочтение именно этих качеств может быть связано с ситуацией обучения, в которой студенты будут находиться еще 4-5 лет.

Возможно, в данный момент есть трудности связанные с обучением, которые могут быть успешно решены только при наличии и развитии данных качеств.

Наименее значимые и получившие наименьшую степень выраженности качества в характеристике Я-идеального: скромный, самокритичный, требовательный к другим, бескорыстный, открытый, искренний, эмоционально сдержанный, инициативный, совестливый, творческий.

Эти качества выделяются как не приоритетные и не требующие высокого развития в будущем. Бескорыстие, искренность, открытость, совестливость — качества, которые связанные с взаимодействием с другими людьми, оцениваются как не требующие своего развития.

В качестве возможного варианта объяснения можно предположить, что именно эти качества могут нести негативный опыт и последствия для человека ими обладающего.

В качестве идеального образа себя студенты видят волевого, уверенного в себе, умного, эрудированного, успешного человека, который умеет ставить цели и их воплощать.

Идеальный образ врача (предполагаемая будущая профессия) по оценке студентов характеризуется следующими наиболее значимыми качествами: идеальный врач внимательный, целеустремленный, умный, аккуратный, стремящийся к самосовершенствованию, работоспособный, наблюдательный, предусмотрительный, понимающий других, усердный.

Выражены качества волевой (внимательный, целеустремленный, работоспособный, наблюдательный, усердный), интеллектуальной сферы (умный), качества выражающие отношения к труду (аккуратность, предусмотрительный), к другим (понимающий других) и к себе (стремящийся к самосовершенствованию).

И как наименее значимые выделяются: скромность, самокритичность, требовательность к другим, творчество, искренность, инициативность, совестливость, бескорыстие, обаяние.

Оцененные студентами качества, как наиболее значимые для профессии врача и профессиограма врача совпадают по следующим качествам: внимательность, аккуратность.

Другие качества, безусловно, можно считать важными и значимыми для врача, но образ, который представлен студентами, является идеализированным и обобщенным, он немного отличается от реальных требований к специалисту данной профессии.

Идеальный врач в большей степени ориентирован, по оценкам студентов, на достижение определенных профессиональных целей и успеха в профессиональной деятельности (целеустремленный, работоспособный, усердный, стремящийся к самосовершенствованию, умный). Эти качества, могут характеризовать успешность в любом виде профессиональной деятельности.

В профессиограмме врача в качестве базовых выделяются качества, связанные с оказанием медицинской помощи людям, связанные с самим процессом взаимодействия (терпеливость, доброжелательность, тактичность, внимательность, бескорыстность).

Такая рассогласованность может объясняться, во-первых, тем, что для оценки предлагался «образ идеального врача», соответственно вероятность получить «идеализированный образ» была достаточно велика, во-вторых, студенты на втором курсе еще видят образ будущей профессиональной деятельности достаточно нечетко, по большей степени они еще не сталкивались с врачебной практикой и в их представлении образ врача достаточно обобщенный.

Как можно заметить, большинство качеств в оценке образа идеального врача во многом повторяют качества Я-идеального (целеустремленный, умный, стремящийся к самосовершенствованию, работоспособный, усердный).

Но при этом все же есть ряд качеств, которые выделяются как наиболее значимые для выбранной профессии, но не оцениваются как таковые для Я-идеального (аккуратный, предусмотрительный, наблюдательный). Качества, которые были оценены как наиболее выраженные в образе Я-реального, Я-идеального и образе идеального врача, это стремящийся к самосовершенствованию и целеустремленный.

Можно отметить, что именно эти качества являются самыми значимыми для студентов — важным является процесс самосовершенствования, развития личности, а также умение ставить и достигать определенных целей.

В целом можно говорить, что образы Я — идеального и образ идеального врача во многом сходны. При этом есть качества, которые отличают эти образы друг от друга, но эти различия не значительны. Что может свидетельствовать об общей согласованности составляющих Я-концепции студентов.

Рассмотрим получившиеся профили выраженности качеств Я-идеального, Я-реального и образа идеального врача (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение составляющих Я-концепции студентов (Я-реальное, Я-идеальное, идеальный образ врача)

В образе идеального врача большинство качеств имеет наибольшую степень выраженности практически по всем предложенным качествам. Я-идеальное приближено к этому образу.

Есть качества, которые по своему цифровому значению совпадают: быстрообучаемый, жизнерадостный, обаятельный, общительный, самостоятельный, целеустремленный.

Можно говорить, что эти качества оцениваются студентами как универсально значимые для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками и в целом достижения успеха в той или иной деятельности.

Идеальный врач оценивается студентами как более активный, бескорыстный, внимательный, заботливый, компетентный, наблюдательный, понимающий, предусмотрительный, тактичный, терпимый, более требовательный к другим и к себе, эмоционально сдержанный.

Эти качества уже более специфичны для профессии врача. Работа с людьми, тем более врачебная помощь, предполагает, что врач должен быть бескорыстным, понимающим, заботливым, внимательным.

Но так как речь идет о жизни и здоровье другого человека, то ему необходимо быть компетентным, требовательным не только к себе, но и требовательным к другим, а так же брать ответственность за жизнь и здоровье другого человека.

Помимо этого очень важно быть тактичным и терпимым, так как речь идет о болезни и лечении человека, а именно правильная работа с человеком во многом определяет сам ход лечения, отношение пациента к этой ситуации и его выздоровление.

Все эти качества на данный момент оцениваются студентами в Я-реальном гораздо ниже, чем при оценке образа идеального врача и Я-идеального. При этом Я-идеальное, немного ниже, того профессионального идеала, который мы выше описали.

Возможно, это объясняется тем, что студенты обучаются только на втором курсе и в самом начале пути овладения профессией. Они понимают, что очень быстро стать хорошим врачом не получится.

Образ идеального врача для них кажется пока недостижимым, но высокая оценка практически всех качеств может свидетельствовать о положительном отношении к данной профессиональной деятельности и человеку, который ею занимается.

На данном этапе идеальный образ врача может являться ориентиром, к которому впоследствии приблизится идеальный образ Я. Совпадение Я-идеального и образа идеального врача может свидетельствовать о том, что большинство студентов Медицинской академии видят путь своего индивидуального личностного развития неотрывно от профессионального развития.

В качестве ориентира в нашем исследовании мы будем рассматривать соотношения между Я-реальным и Я-идеальным испытуемых. Я-идеальное более актуальное и является опосредующим звеном между Я-реальным и профессиональным Я студентов.

Источник: https://studbooks.net/1641195/psihologiya/izuchenie_osobennostey_kontseptsii_studentov

Теоретические аспекты профессионального «я-образа» личности — Психология и право — 2013. Том. 3, № 2

Проблематика психологического исследования профессионального развития личности не нова в современной науке. На протяжении своей жизни человек большинство времени посвящает профессиональной деятельности, которая, как известно, всегда интересовала ученых.

Психологическое изучение профессиональной деятельности человека, профессионального становления и развития личности в разных контекстах широко представлено как зарубежными, так и отечественными авторами.

Однако стоит заметить, что при постоянно увеличивающемся количестве содержательных теоретических и прикладных исследований в области профессионализации личности современного человека, погруженного в круговорот информационных технологий с их высокой динамикой и разноуровневым смысловым содержанием, в целом обусловленного развитием современного общества, наблюдается рассогласованность в понимании авторами когнитивной основы профессиональной идентичности личности.

На наш взгляд, в основе профессиональной идентичности личности, которая показывает осознание личностью своей принадлежности к определенной профессии [19], находится профессиональная Я-концепция, которая в сворю очередь базируется на профессиональном Я-образе как ее когнитивном компоненте.

Эти понятия также содержательно включены в категорию профессионального самосознания личности, которое как компонент общего самосознания в контексте общей картины мира конкретизировано под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами, активного участия субъекта в профессиональной деятельности и сознательного отношения к ней, подчинено задачам профессионального самоопределения [5, с. 24–25].

Таким образом, целью статьи является определение и описание содержательных компонентов профессионального Я-образа личности и его роли в процессе профессионального развития.

В проблематике исследования развития личности особое место занимает личностно-профессиональное развитие.

В процессе профессионального становления постепенно меняется система взаимодействий и отношений личности, потребностей, эталонов и ценностных ориентаций.

Особенности личности субъекта труда влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности и при этом ее специфика обусловливает развитие личности, влияет на сознание, самосознание, самооценку, формирование образа «Я» [4,   с. 251–252].

Как справедливо показал А.А. Деркач, личностно-профессиональное развитие обусловливается продук­тивной Я-концепцией, т. е. устойчивой осознанной и переживаемой как неповторимая система представ­лений субъекта о самом себе, на основе чего он стро­ит свои отношения и взаимодействия [4].

Исследование содержательного соотношения различных процессов самосознания и Я-концепции с уровнями активности человека как организма, индивида и личности проведено В.В. Столиным. В своих работах он показал, что активность организма характеризуют процессы самовыделения и принятия себя.

Развитие самосознания индивида сопровождается:

  • 1)     принятием точки зрения другого о себе;
  • 2)      идентификацией с родителями;
  • 3)     усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки;
  • 4)     обретением идентичности в семейных отношениях и отношениях со сверстниками;

5)     формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля в процессе онтогенеза.  Самосознание личности отличается выявлением своей социальной ценности и личностного смысла и формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем [18, с. 88–101].

Как интегральная характеристика личности профессиональное самосознание, по мнению С.Д. Джанерьян, объединяет многообразие представлений человека:

  • о себе как профессионале и профессиональной роли, об уровне развития профессиональных качеств, системе отношений, оценок и установок к себе как к профессионалу;
  • о трудовых функциях, предмете, целях, процессе, результате профессиональной деятельности и оценке достижений в ней; нормах, правилах, моделях своей профессии как эталонах для осознания своих качеств;
  • о качествах и оценках коллег в адрес себя как профессионала [5, с. 25].

Важность изучения профессионального сознания подчеркивают А.И. Зеличенко, Г.И. Степанова, Е.А. Климов  и ряд других авторов.

Основным (интегральным) компонентом профессионального самосознания личности является такое сложное личностное образование как Я-образ, включающий в себя ряд элементов, составляющих профессиональное сознание.

В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания Е.А. Климов характеризует следующими положениями:

  1. 1)       сознание принадлежности к профессиональной общности;  
  2. 2)       знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей» на «шкале» общественных положений;
  3. 3)       знание человека о его признании в профессиональной группе;
  4. 4)       знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного действия, наиболее успешного «почерка», стиля в работе;

5)       представления о себе и своей работе в будущем [8, с. 73–74].

Профессиональное сознание считается важнейшей категорией, реально отражающей успешность и эффективность процесса профессионального становления личности; это одно из центральных понятий, которое раскрывает становление профессионала. Из психологии деятельности известно, что о включенности человека в профессию можно говорить лишь тогда, когда профессиональная деятельность признается собственным самосознанием [13,    с. 162 ].

В.H. Козиев рассматривает профессио­нальное самосознание как сложный личностный регулятивный механизм профессиональной деятельности, с помощью которого возможна оценка имеющихся профессиональных качеств, достижений, планирование направлений саморазвития личности [4, с. 335].

В профессиональном самосознании выделяют­ся следующие структурные компоненты:

  • когнитивный (знание о себе как о субъекте профессиональ­ной деятельности);
  • эмоционально-ценностный (отношение к себе как профессионалу и оценка профессионального Я);
  • регулятивный (тенденции действовать по отношению к себе как профессионалу и реальные действия, связанные с профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отноше­нием к себе как профессионалу) [там же, с. 339–340].

Общая активность в профессии, успешность профессионального становления субъекта труда в значительной мере зависит от развития профессиональной позиции – идентичности профессионала.

В современных исследованиях профессиональная идентичность выделяется как основной критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика субъекта труда.

Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, является соотношением индивидуальных особенностей и социальных действий в ходе профессионализации, позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию.

Становление субъекта труда раскрывается наиболее полно в достижении профессиональной позиции, которая интегрирует профессиональные ситуации, отношения и образ «Я», характеризует тождество, определенность и целостность человека [13].

Э.Ф. Зеер под профессиональной идентичностью понимает «профессиональный ˮЯ-образ”, включающий стереотипы и уникальность собственного ˮЯ”; осознание своей тождественности с профессиональным образом ˮЯ”» [6, c. 324].

Источник: https://PsyJournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61025_full.shtml

Я концепция

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии.

Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы.

Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р.

Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности.

И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я.

В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л.

Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.

Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции.

В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе.

Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию.

Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Источник: https://psyera.ru/ya-koncepciya-2109.htm

Курсовая работа (теория): Я-концепция в психологии

Введение

концепция психологический личность

В процессе познания окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о самом себе («Я-концепция» или «Я-образ») — о своих личностных чертах и качествах, способностях, мотивах.

Представление о себе является продуктом самосознания. Но в то же время, оно способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий и установок.

Таким образом, Я-концепция является и продуктом самосознания и, одновременно, существенным условием этого процесса.

Я-образ формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид в процессе жизни в обществе. Наиболее важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе.

На начальных этапах жизни практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие, способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.

Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, а также является источником ожиданий индивида.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

На сегодняшний день существует немало исследований о зарождении Я-концепции, ее развитии и измерении.

Разнообразие подходов, некоторые из которых являются достаточно противоречивыми, и недостаточность сведений об этом феномене обосновывают актуальность заявленной темы.

Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя таким?».

  • Объект исследования: Я-концепция личности
  • Предмет исследования: структурные характеристики Я-концепции личности
  • Цель исследования: изучить структурные характеристики Я-концепции личности
  • Задачи исследования:
  • изучить теоретические подходы к пониманию Я-концепции в психологической науке;
  • выявить различные представления о структуре Я-концепции;
  • экспериментальным путем выявить, какие содержательные характеристики Я-концепции выделяет человек и как это связано с его самооценкой.
  • Гипотеза: Люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.
  • В процессе исследования использовались следующие методы:
  • теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы);
  • эмпирические;
  • методы обработки и интерпретации результатов исследования.
  • Структура работы состоит из двух глав, четырёх параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.
  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению Я-концепции в психологической науке
  • .1Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции

Проблема Я-концепции привлекала и привлекает внимание многих авторов, однако, в различных работах она может опредляться как «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/110473

Самооценка как компонент Я-концепции личности

Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это  устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я»,  идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).

Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как  аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя.

Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты.

«Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты.

«Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни.

Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

 Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка – сложно е образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на появления его личности.

Иными словами, не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так. Как,  по его мнению. Его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности.

Тем выше будет ее самооценка.

Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье  представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого.

Любая неадекватная самооценка – завышенная или заниженная – затрудняет жизнь человека.

Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Психология располагает экспериментальными  методами для выявления самооценки человека. Так, например, идеально и реальное «Я» по ряду эталонных качеств: успех, красота, ум и др. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность экспериментатору судить о том, каков «Я-образ» человека, выраженный количественно.

Источник: https://hr-portal.ru/article/samoocenka-kak-komponent-ya-koncepcii-lichnosti

Ссылка на основную публикацию