Становясь студентами, бывшие школьники попадают совершенно в иной мир требований и организации учебного процесса. В течение первого семестра большинство студентов проходит успешно адаптацию к новой среде.
Для преподавателей, особенно в сфере инженерных наук, важно, чтобы у слушателей сохранялась тяга к развитию творческого мышления. Для этого в процессе обучения можно использовать определенные инструменты и технологии.
Причины развития творческого начала в учебе студентов ↑
Несмотря на то, что основной задачей ВУЗов и колледжей является профессиональная подготовка студентов, творческая составляющая в этом процессе необходима. Подобное развитие позволяет добиться следующих результатов:
- совершенствуются аналитические способности, улучшаются логические процессы;
- создается основа для поиска новых решений старых задач;
- расширяется кругозор;
- уменьшается риск профессионального выгорания за счет использования разных подходов к решению поставленных задач;
- создается более комфортная обстановка в процессе обучения;
- предоставляется возможность удовлетворять потребности разного уровня;
- снимается психологическая напряженность и улучшается климат в учебном коллективе студентов.
Для применения творческого мышления в учебном процессе могут быть отведены отдельные задания, их блоки или небольшие упражнения в ходе обычных занятий.
Что собой представляет творческое мышление? ↑
Вопросы совершенствования творческого мышления возникли неслучайно. Ведь оно является частью саморазвития и самообучения. При этом предполагается, что для его использования потребуется деятельность. Действенный компонент позволяет задействовать больший объем памяти и повысить степень усвоения учебного материала в процессе обучения.
Основными чертами творческого мышления, развитие которого редко осуществляется в студенческие годы, являются:
- ориентация на создание нового решения проблемы, открытие или идею;
- опора на образное мышление;
- широта и гибкость мышления;
- видение иной функции привычного объекта или предмета;
- самостоятельное перенесение знаний и умений на новую почву;
- развитие и применение интуиции;
- обобщенное и опосредованное отражение действительности;
- умение видеть альтернативы.
К творческому мышлению может стать любой другой вид:
- наглядно-действенное;
- образное;
- словесно-логическое и т. д.
Творческий потенциал присущ любому человеку с рождения. Но если не прибегать к нему, то развитие остается на минимальном уровне. Индивид привыкает мыслить шаблонами, стандартами и уже не способен выделиться среди других специалистов. Чтобы не ушли ранее освоенные компетенции у студентов, следует продолжать стимулировать данный вид познавательной деятельности.
Основа для творческой деятельности ↑
Творческому или креативному мышлению необязательно учить. У многих этот вид познавательной деятельности развит от природы лучше. Основными способностями, которые позволяют быстрее применять творческий подход в учебной и профессиональной деятельности, являются:
- способность оценивать разные идеи или задачи;
- высокое развитие аналитических способностей;
- умение синтезировать информацию;
- способность совмещать различные функции, многозадачность;
- быстрое улавливание сути идеи, процесса, предмета;
- оригинальность в мышлении;
- желание самостоятельных открытий.
Обратите внимание! Считается, что основной вклад в развитие творческого начала в деятельности индивида вносит дивергентное мышление, которое включает гибкость и беглость.
Способы развития творческого мышления у студенческой аудитории ↑
Основными технологиями, которые используется в процессе обучения студентов, которые могут привести к развитию творческого мышления, являются:
- проблемно-поисковые;
- исследовательские;
- групповые.
Лекционные или семинарские занятия, направленные на развитие такой мыслительной деятельности, чаще всего носят проблемный характер.
Задачей преподавателя является построить учебный процесс и поставить задачу так, чтобы у студентов возникло желание самостоятельно найти решение проблемы или докопаться до сути.
Этот процесс часто сопровождается выбросом адреналина, ведь мотивация имеет яркую эмоциональную окраску и отчасти спортивный интерес.
Основные формы работы, применяемые в связи с этим:
- проблемная лекция;
- лекция-дискуссия;
- лекция-провокация;
- деловые игры;
- решение кейсов;
- защита докладов, рефератов или презентация собственных исследований и др.
Методы развития творческого начала у студентов ↑
Знание методов развития творческого мышления позволяют разнообразить учебный процесс студентов. Особенно при выполнении самостоятельных заданий или практической части. Группы методов могут быть выделены следующие:
- задачные или структурно-логические, которые предполагают поступательное движение при освоении
материала. Сначала для студентов предлагаются более легкие задания, а потом сложные. К практике переход возможен только после освоения теории;
- тренинговые. Позволяют отработать алгоритмы разных видов профессиональной деятельности, чтобы у студентов было представление, как они будут выполнять аналогичные действия в реальной жизни;
- игровые. В доступной форме предлагается решить определенные задачи, что обеспечивает развитие целого комплекса компетенций. К этим методам относят деловые игры и профессиональные бои, а также тематические брейн-ринги и другие виды деятельности.
Ученые доказали, что совершенствование этого вида мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития речи.
Поэтому преподаватель должен давать слушателям в процессе обучения возможность общаться и высказываться.
Чтобы не было возможности у студенческой аудитории «отсидеться» за чьей-то спиной, можно давать задания, которые предполагают самостоятельную подготовку до начала занятий.
Метод эмпатии, относящийся к игровым, очень популярен при освоении технических, юридических, экономически, политических дисциплин. Он предполагает, что индивид должен себя отождествить с известной личностью или персонажем, и от его имени придумать решение поставленной задачи.
Что мешает развить творческое мышление в студенческой среде ↑
Нежелание той или иной стороны учебного процесса применять соответствующие технологии являются основной проблемой на пути к развитию креативности. Кроме того, у студентов могут возникнуть сложности в этом направлении, если:
- предлагаются только готовые шаблоны и алгоритмы;
- критикуются новые, пусть и ошибочные, идеи;
- создаются условия, когда происходит развитие чувства страха неудачи;
- в процессе обучения не представляются и запрещаются альтернативные точки зрения на проблему;
- отсутствие интереса знать больше, чем дает преподаватель на лекциях;
- типовые задания для самостоятельной работы или ее полное отсутствие;
- отсутствие ретроспективы в создании научного знания, а также перспектив движения теории;
- недостаточный объем информации по изучаемому вопросу, отсутствие опыта, т. к. может не быть данных, позволяющих формировать новые гипотезы и идеи;
- безынтересное отношение к работе со стороны преподавателя;
- убежденность студента, что профессией он заниматься не будет, а ему нужен только диплом.
Внимание! Преподаватель не должен давать возможность критиковать высказанные студентом идеи. Он должен создать условия для того, чтобы студенты сами пришли к некорректности высказанного предложения.
Многие студенты убеждены, что в профессиональной деятельности склонность к творческому началу останется невостребованной. Поэтому основной задачей преподавателя в процессе обучения является показать, как важно уметь формировать новое знание, где это на практике может пригодиться.
Упражнения по развитию творческого мыслительного процесса студента ↑
Необязательно для активизации творческого начала студенческой аудитории проводить серьезные диспуты. Можно ограничиться периодическим вкраплением в учебную деятельность небольших упражнений:
- пять плюс пять. Суть упражнения заключается в том, что к любому профессиональному понятию
студент должен назвать 5 любых уместных эпитетов (прилагательных), а затем 5, которые никак не сочетаются. Например, скальпель. Уместно: острый, тупой, медицинский, металлический, холодный. Неуместно: соблазнительный, тающий, вертикальный, бешеный, кварцевый;
- скрепка. В течение трех минут предлагается придумать возможные варианты использования канцелярской скрепки. В пределах от 10 до 20 придумывают нормальные люди. Свыше 20 – креативные личности. Усложнить задачу можно, если функции должны быть связаны с профессией;
- 54 крестика. Небольшое игровое упражнение предполагает, что создается матрица из 54 крестиков (6 по горизонтали и 9 столбцов по вертикали). Эти крестики предлагается дорисовать. Картинки не должны повторяться.
Можно предлагать слушателям вне процесса обучения играть в час молчания. Этот вариант предполагает, что в процессе общения с другими людьми при любых вопросах они могут отвечать только «да» или «нет». Это здорово тренирует разные виды мышления одновременно.
Самостоятельная работа студента как основа творческой деятельности ↑
Чтобы совершенствование творческого мышления было на уровне личности, необходимо больше нагружать студента индивидуальными заданиями. Важно не спровоцировать отторжение к заданиям, т. е. не использовать их часто. Преподаватель должен позаботиться и о разнообразии процесса самостоятельного творческого обучения.
Цели организации самостоятельной работы в таком процессе:
- систематизация знаний;
- закрепление материала, овладение профессиональными компетенциями;
- формирование творческой инициативы, организованности;
- создание основы для исследовательской работы, что важно для развития аспирантуры или магистратуры на факультетах;
- мотивация к профессиональному совершенствованию.
- использование личного опыта;
- проведение наблюдений за собой или окружающими;
- организацию и проведение тестов, экспериментов;
- стимуляцию ответственности за результат;
- эмоциональную вовлеченность.
Выставление оценок за самостоятельную работу не для всех творческих людей является единственным желанным результатом. Например, для студента технического ВУЗа может быть важнее получение патента на свою разработку, нежели отличная оценка по итогам какого-либо предмета в семестре.
Для того чтобы достичь успеха в ходе обучения студенческой аудитории творческому мышлению, преподаватель сам должен тренировать данные навыки.
Светлана Шадрина
Чтение укрепляет нейронные связи:
doctor mozgid.ru
Источник: https://mozgid.ru/myshlenie/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-studentov-v-processe-obucheniya.html
Что такое дизайн-мышление и как его применять
Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.
Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.
Важно!
Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.
В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма.
Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.
Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».
Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school.
Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.
Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.
Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.
Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.
Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко.
Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми.
Посмотрим, как эмпатия работает на практике.
Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.
На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.
В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?
После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».
Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.
Я предложил несколько решений проблемы:
- сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
- снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
- написать серию постов в соцсетях.
Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.
Прототип поможет:
- в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
- в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.
Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.
Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.
В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.
Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.
Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.
Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.
Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях.
Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет.
Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.
Важно!
Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.
Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.
Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.
Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера.
То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты.
Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.
Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.
Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.
Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.
На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.
Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Источник: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/
Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов НПО
развитие творческий личность учащийся
Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в нашей стране приводят к тому, что различные сферы требуют все более и более подготовленных специалистов, обладающих «гибкостью», способностью к адаптации, творческим мышлением, способностью к саморазвитию, восприятию чего-то нового и необычного, способностью быстро и правильно находить пути выхода из различных нестандартных жизненных ситуаций. Поэтому становление у учащихся в процессе обучения в НПО творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов. [19]
Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно углубленным.
Традиционная система обучения не всегда способна развить творческое мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов.
Поэтому считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания, позволяющие развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни.
- Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления: [2]
- − ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
- − создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
- − стимулирование ответственности и независимости;
- − акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Педагог, стремящий учащихся к развитию креативности, должен стимулировать появление вопросов, новых идей, создать благоприятное окружение, которое будет способствовать формированию творческого отношения к окружающей действительности.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы студенты проявляли всякую мотивацию и обладали личностной увлеченностью. Именно эти факторы, по мнению многих исследователей, есть главные признаки творческой личности.
Преподавателю следует помнить также о том, что огромную роль в ходе профессионального становления личности играет образец – личность профессионала («идеальный герой»), на которую ориентируется студент.
Более того, педагог должен обладать достаточными знаниями, необходимыми для развития творческого мышления и креативности личности студента, способностью отказаться от стереотипов в мышлении, что приобретает особую актуальность в современных условиях, способностью к самообразованию и самосовершенствованию. [10]
Развитие творческого мышления студентов, обучающихся в НПО с технической направленностью, имеет определенное своеобразие.
В процессе обучения в НПО практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ.
И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип – все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.
- Для повышения эффективности работы педагога, направленной на развитие творческого мышления, процесс обучения в НПО должен включать в себя еще и такие компоненты, как: [3]
- − формирование знаний о том, что такое творчество, творческое мышление, каковы особенности развития творческого мышления, методы и формы выявления и в разных условиях;
- − формирование личностного отношения к учащимся (как, впрочем, и к любому человеку) не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту контролируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит развитие и обучение учащегося;
- − обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с учащимися в образовательных учреждениях разного типа.
- Именно таковой должна быть специфика подготовки студентов, обучающихся по данной специальности.
- В целом, подготовка таких специалистов позволит будущему педагогу отказаться от стереотипов, строить учебные занятия в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом, делать свои занятия не просто познавательными, разнообразными, а главное эффективными в усвоении и последующем применении знаний.
- Таким образом, для успешного профессионального становления личности педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в НПО. [4]
- Роль дифференцированного обучения
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то ученики не смогут состояться как творческие личности.
Главная задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.
Опыт показывает, что уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач.
Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное.
Итак, развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста. [29]
Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение.
Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. [1]
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s5542t6.html
Роль провокаций в творческом мышлении
Для начала определим круг разработанности даннои̌ проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Боно и др.
Далее рассмотрим понятие творческого мышления, принцип провокации, а так роль провокаций в творческом мышлении.
Синонимом творческих методностей часто выступает термин ʼʼкреативностьʼʼ. Креативность может проявляться во всœех личностных сферах человека.
До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл ϶то ʼʼпроницательностьюʼʼ. Он считал, что в её основе лежит ассоциативный процесс.
- Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
- Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.
Принцип провокации
Принцип провокации – ϶то основа творческого мышления.
Применение приема провокации означает, что причина говорить что-то по только тогда, когда ϶то у сказано. Провокация наталкивает на полезные идеи, которые потом оправдывают использование самой провокации.
Рассмотрим понятие провокационнои̌ идеи. Итак, провокационная идея представляет собой такую идею, у которой не может быть разумнои̌ основы. Последняя по только тогда, когда данная идея у прошла этап вербализации.
Изучим рисунок 1. На нем показано, каким образом мозг формирует некие ассиметричные шаблоны. Так, юмор может возникнуть именно тогда, когда возникает возможность проследовать по боковым (побочным) путям в мозговой системе. Эта мысль верна не только юмора, но так и творческого мышления. Попадание на данные боковые дорожки как раз и осуществляется с помощью провокационных идей.
- Рисунок 1. ʼʼВозникновение юмора/творческого мышления с помощью провокационных идейʼʼ
- На рисунке 2 показано, как происходит выдвижение провокационнои̌ идеи.
- Рисунок 2. ʼʼВыдвижение провокационнои̌ идеиʼʼ
Следующим шагом будет являться переход от главного пути к боковому посредством провокационнои̌ идеи. Когда мы оказываемся в однои̌ ᴎɜ такой побочных ветвей, мы всœе ещё можем вернуться в исходную точку, сформировав новую идею (рис. 3).
Рисунок 3. ʼʼПереход к побочному пути мозговой системы посредством провокационнои̌ идеиʼʼ
Существует отличие обычного и творческого мышления. Так, при обычном мышлении каждый этап мыслительного процесса основан на других, то есть такое мышление строится на логике.
Процесс творческого мышления строится по-другому. Так, в самом мыслительном процессе возможен переход от исходнои̌ точки к провокационнои̌ идее, а заᴛᴇᴍ к новой идее.
Почему метод провокационных идей ценен творческого мышления? Его ценность в том, что здесь мы отходим от стереотипного метода мышления, который происходит линейно. Здесь мы совершаем ʼʼпрыжкиʼʼ от однои̌ ветви к другой, ᴛᴇᴍ самым получая оригинальный результат, ради которого и существует творческое мышление.
Заᴛᴇᴍ от провокационнои̌ идеи мы можем перейти к новой позиции, которая в конечном счете может дать большие преимущества. Именно уход со стереотипного мышления имеет нас такое огромное значение. Мозг не может не создавать шаблонов мышления. Они составляют сущность данного инструмента. В то время необходимо иметь возможность сойти с главнои̌ дороги создания неординарных идей.
Именно в ϶том состоит ценность провокационных идей в творческом мышлении.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23804_rol_provokaciy_v_tvorcheskom_myshlenii
Активизация мыслительной деятельности и творческой активности студентов в процессе обучения художественным дисциплинам по программе магистратуры «Художественное образование»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы активизации мыслительной деятельности студентов в процессе обучения в магистратуре по программе «Художественное образование». Особо отмечено, что активизировать мыслительную деятельность и творческую активность в магистратуре можно только с помощью педагогического управления учебно-познавательным процессом.
ABSTRACT
In article problems of activization of cogitative activity of students in the course of training in a magistracy in the Art education program are considered. It is especially noted that to stir up cogitative activity and creative activity in a magistracy it is possible only by means of pedagogical management of educational and informative process.
Воспитание и обучение будущих магистров художественного образования – процесс, требующий серьезной организации, использования многочисленных средств педагогического воздействия: методов, приемов, способов обучения, отличающихся от тех, что применяются в бакалавриате. Средства педагогического воздействия должны работать на формирование личности обучаемого, развитие его профессиональной направленности, способностей и интересов.
Обучение в магистратуре способствует развитию только при определенных условиях: при целесообразной и направленной организации усвоения теоретических знаний и возможностей их практического применения в педагогической, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, стимулировании и управлении индивидуальной активностью магистрантов [5].
Активизировать мыслительную деятельность и творческую активность в магистратуре можно только с помощью педагогического управления учебно-познавательным процессом.
Во-первых, это педагогическое воздействие на сознание студентов на всех этапах учебно-творческой деятельности.
Во-вторых, это процесс индивидуализации обучения, в-третьих, это педагогическая установка, на основе которой должна проходить выработка умений и навыков с целью расширения профессиональных возможностей и осмысления структуры будущей профессиональной деятельности.
Одно из наиболее эффективных средств активизации мыслительной деятельности и творческой активности студентов при обучении художественным дисциплинам – это индивидуальный подход в обучении будущих магистров художественного образования.
Это системный дидактический принцип, который должен использоваться как для коррекции и преодоления отрицательных аспектов в учебной деятельности студентов, так и для повышения творческой активности на занятиях художественными дисциплинами при условии соответствия его определенному индивидуально-психологическому уровню студента, так как индивидуальный подход является основополагающим в системе подготовки магистра [4].
- Индивидуальность магистранта раскрывается в процессе серьезной научно-исследовательской и художественно-творческой работы, обучения основным законам художественного образования.
- Применение индивидуального подхода отражает общие цели:
- — развивающие студента, его профессиональные способности, а также некоторые психические процессы: восприятие, мышление, представление, воображение;
- — воспитывающие, которые включают воздействие на мировоззрение, на мотивационную сферу, индивидуальные научные и творческие интересы;
- — организующие эффективность всего педагогического процесса, методов и средств обучения в магистратуре.
- Однако при обучении художественным дисциплинам по программе магистратуры необходимо ввести так же несколько специфических задач, связанных с освоением профессионального художественного мастерства:
- — развитие творческой активности и сознательного отношения к занятиям изобразительным искусством, основанным на действенном, стойком интересе;
- — обучение проблемно-поисковой деятельности в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- — формирование и развития художественно-творческих способностей, определяющих субъективную сторону мастерства художника, индивидуальные свойства психологического характера [6].
- Эти задачи указывают на то, что основными условиями эффективности обучения художественным дисциплинам в магистратуре являются:
- – наличие педагогической установки на целенаправленное восприятие, обеспечивающее активизацию мыслительной деятельности и творческой активности;
- – практические целенаправленные действия по созданию художественного образа в художественном материале.
Возбудить у студентов многообразные стилистические ассоциации, оценочное отношение позволяет установка. Словесная и образная формулировка расширяет круг ассоциаций, способствует переходу от понятий к зрительным образам.
Эмоциональная речь педагога, сопоставление, сравнение усиливают впечатление о направленности изображения, способствуют установлению смысловых, функциональных, структурных связей увеличивают продуктивность воображения студентов [3].
Наличие педагогических установок, в которых слово является мощным фактором настройки на ожидаемый результат, создает готовность к действию, влияет на содержание сознания и его направленность. Прямое назначение педагогических установок – повышение качества эмоционального реагирования, активизация мыслительной деятельности студентов и оперирование ими.
Сознание студента в результате педагогической установки приобретает направленность, происходит осознание целей и задач процесса изображения, что необходимо в будущей профессиональной деятельности магистра художественного образования.
Студент, направленный задачей изображения, начинает выделять те характерные свойства, которые сообразны установке на изображение, например, ритм линий, пятен в изображении, внешние и внутренние связи в ходе построения изображения на изобразительной плоскости, художественные особенности.
По мере чувственного накопления этих данных в ходе восприятия, по мере увеличения выборки обрабатываемого сознанием материала и рассуждения под влиянием педагогических установок формируется представление об объекте изображения, и в соответствующее русло направляется мыслительный процесс.
Чем сложнее изобразительная задача, тем обстоятельнее и глубже анализ процесса изображения [1].
Таким образом, условием активизации мыслительной деятельности и творческой активности в процессе обучения художественным дисциплинам является организация целенаправленности восприятия и развитие его свойств: целостности, обобщенности, предметности, избирательности и др.
На основе целенаправленного восприятия у студентов формируется мыслительный процесс, ему открываются новые свойства предметов, ранее не обнаружившиеся.
Словесный и образный анализ объекта изображения расширяет круг ассоциативного анализа, способствует разнообразию сопоставляемых единиц, увеличивает продуктивность мыслительной деятельности студентов, дает импульс для формирования профессионального мышления, включающего обобщение визуальных данных и знания о различных художественных материалах и способах работы с ними.
Эффективность учебного процесса возможна на основе целостной системы рациональной организации познавательной и практической художественной деятельности магистранта на занятиях по изобразительному искусству.
Поэтому один из основных принципов обучения изобразительному искусству – это принцип практической направленности подготовки. Он ориентирует на подготовку студентов тому, что необходимо в научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, он определяет содержание обучения и его условия, обеспечивает его связь с прошлым опытом, т.е. содержанием обучения в бакалавриате.
На основе научно обоснованного отбора наиболее рациональных методов обучения педагог выбирает оптимальные условия, проектирует учебный процесс развивающего типа через различные развивающие подходы, делает акцент на развитие профессионального мышления магистрантов, овладение ими методологическими знаниями, позволяющими самостоятельно открывать для себя неизвестные свойства, особенности и закономерности в художественной деятельности.
Обучение изобразительному искусству должно представлять собой научно разработанную систему, реализуемую через теорию и практику. Лекции служат теоретической подготовкой к практическим занятиям.
Практические задания должны быть направлены на постановку и решение различных творческих задач, на познание и накопление разнообразных знаний, изобразительного мастерства.
Сущностью процесса обучения художественным дисциплинам в магистратуре является установление связей между теорией и практикой, что требует анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, поиска новых форм и размышления [3].
Постепенно по мере освоения теоретических знаний и практических действий в процессе изображения происходит активизация мыслительной деятельности.
Развитие мышления возможно как образование всеобщей связи теории и практики изображения, перехода от чувственно-конкретного и единичного к мысленно-абстрактному и формально-общему, выдвижение гипотез, выбор методической последовательности ведения работы, поиск способов реализации художественного замысла в материале.
Одним из методов, направленным главным образом на активизацию мыслительной деятельности студентов, выступает информационно-рецептивный метод, организующий восприятие студентов, обеспечивающий развитие чувств и мышления.
Сущность информационно-рецептивного метода в том, что педагог организует разнообразными средствами и способами восприятие и осознание информации студентами, а студенты в свою очередь осуществляют восприятие и осмысление, фиксируя ее в памяти. Этот метод в процессе обучения способствует постижению студентом образной концепции изобразительной деятельности.
Информация в виде словесных пояснений открывает широкие возможности для обогащения образных представлений, обогащения знаний в области изобразительного языка и выразительности изображения.
Только такой активный процесс осмысления восприятия информации о действительности, как результат сенсорно-перцептивной деятельности, является психологической основой мыслительного и творческого процесса.
Развитию умственных способностей магистрантов, их мышления и обобщения способствует также и продуктивно-исследовательский метод обучения. Исследовательский метод – важнейшее средство при обучении в магистратуре, так как исследовательская деятельность магистранта является основной в содержании учебного процесса.
В процессе изображения поиск и исследование новых художественных приемов постоянно заставляют думать студента, так как связаны с созданием образа, открытием в самом себе нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.
При ситуации достижения положительного результата это становится сильным стимулом активизации мыслительной деятельности в процессе изображения.
Мотивация, актуальная потребность и положительные эмоции при решении разнообразных изобразительных задач способствуют развитию личности студента.
- Обучение в магистратуре должно приводить к изменениям в мыслительной деятельности студентов, способствовать формированию профессионального мышления. Поэтому мы предлагаем ориентироваться на следующие принципы:
- 1) при выполнении каждого задания должно происходить обогащение деятельности обучаемого новыми элементами, или углубление уже имеющихся качеств мыслительной деятельности;
- 2) последовательность выполнения заданий должна быть обусловлена принципом «от общего к частному»;
- 3) в заданиях должна учитываться взаимосвязь теоретического материала с конструктивной, структурной организацией объекта изображения и техническими приемами;
- 4) содержание заданий не должно находиться в противоречии с общей системой профессиональной подготовки студентов в магистратуре;
- 5) в процессе выполнения учебных заданий должны решаться следующие задачи: усвоение конкретного способа изобразительных действий при организации художественной формы, формирование выразительных качеств, предполагающее свободное владение системой усвоенных стилистических принципов изображения [2].
- Таким образом, можно сделать вывод, что достижение самостоятельности мышления и готовности к творческой деятельности студентов магистратуры зависит от эффективности выбранных методов обучения, построенных с учетом индивидуального подхода, а также педагогической установки, на основе которой должна проходить выработка профессиональных компетенций магистра художественного образования.
1. Золотухина Р.М. Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов: дисс. канд. педагогических наук. – Омск, 2006.2. Кравченко К.А. Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования // Философия образования. — Новосибирск: Изд.
СО РАН, 2014. –№ 5 (56)- С. 117-127.3. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку: дисс. канд. педагогических наук. – Омск, 2009.4. Шаляпин О.В.
Инновационные модели обучения в художественно-педагогическом образовании // Омский научный вестник № 3 (67). Серия: Общество. История. Современность. – Омск, – 2010. – С. 228 – 231.5. Шаляпин О.В., Медведев Л.Г.
О концепции развития непрерывного профессионального художественного образования // Профессиональное образование в современном мире, 2012. — № 3 (6) — Новосибирск: Изд. СО РАН. – С. 75–82.
6. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога): дисс. д-ра педагогических наук. – М., 2011.
Источник: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4399
10 упражнений для развития креативности
Креативность
Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.
Что это такое
Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.
В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.
Параметры креативности
Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.
К другим параметрам относят:
- нестандартность, оригинальное решение задач;
- способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
- гибкость мышления и действий;
- развитое образное представление;
- использование метафор и ассоциаций;
- внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
- придание абстрактным образам реальных форм.
Креативность и творчество: сходство и отличия
Большинство людей не видят существенного различия этих двух понятий. Однако, творчество – деятельность, процесс, относящиеся к искусству, эстетики. Креативность же больше направлена на утилитарное, практическое применение. Иностранный термин часто применяют в маркетинге, бизнесе, образовании. Эти качества личности могут, как дополнять друг друга, так и существовать независимо.
10 упражнений на развитие креативности
В каждом человеке присутствует творческое начало, но не каждый доволен его уровнем. Существуют игры, задания, техники, упражнения для развития креативности.
Найди взаимосвязь
Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно взять книгу, закрыть глаза и ткнуть пальцем в 2 слова. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.
6 шляп
Интересное упражнение для развития креативности и ухода от стандартных, обыденных решений. Этот способ позволяет разыграться фантазии и посмотреть на проблему с разных точек зрения.
Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.
Цвет шляпыЧто символизируетКак действоватьзеленаятворчествопоиск оригинальных, нестандартных решенийбелаялогикаопираться на факты, имеющиеся данныежелтаяоптимизмс вдохновением и энтузиазмом искать решениечернаяпессимизмскептически относится к задачекраснаяэмоцииинтуитивный подходсиняяфилософияобъединить все предыдущие способы и сделать вывод
Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.
Вымышленное животное
Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.
Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.
50 вариантов
Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать:
- для хранения продуктов;
- в качестве меры объема;
- для выращивания цветов;
- как подслушивающее устройство;
- для изготовления поделки.
Оригинальное название
Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.
Письменные пятиминутки
Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка:
- опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов;
- придумайте рассказ о пустой бутылке;
- напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей;
- составьте список 15 причин для развития креативного мышления;
- сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб».
- назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу;
- подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду.
Ряд ассоциаций
Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое. Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.
Рисунок обоими руками
Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.
Расшифровка иероглифов
Представьте, что вам предоставили шанс расшифровать древние манускрипты. Найдите в интернете фрагменты египетских писем, всмотритесь в иероглифы, и постарайтесь их «прочитать».
Сундучок идей
Выделите место, в котором будете хранить записочки с интересными идеями. Фиксируйте то, что приходит в голову, даже, если это изначально кажется глупым и бессмысленным. Так, вы не только научитесь прислушиваться к идеям, которые вас озаряют, а потом испаряются бесследно, но и, возможно, сто-то притворите в жизнь.
Еще больше упражнений на развитие креативности смотрите в следующем видео.
Продолжительность 5:30 мин.
Креативные профессии
Творческий подход ценится во многих сферах деятельности: реклама, политика, наука, бизнес, искусство. Читая требования работодателя, часто можно встретить такой пункт, как креативность.
Современный бизнес и технологии не стоят на месте, постоянно растут и развиваются, поэтому и сотрудники должны соответствовать быстрому темпу.
Консервативный подход, особенно малого и среднего бизнеса, может привести предприятие к банкротству. Чтобы избежать этого, нужно идти в ногу со временем, быть на гребне волны, следить за меняющимися тенденциями.
Для этого нужно соответствующее мобильное мышление. Конечно, не для каждой ниши это актуально — для большинства.
Среди маркетологов креативность ценится на вес золота. Сейчас огромная конкуренция на рынке товаров и услуг, поэтому все хотят выделиться, показать свою индивидуальность. Хорошо с этой задачей справится креативный человек. Выгодная подача продукта, броский слоган, нестандартное применение товара способны увеличить продажи в разы.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/5b9e7ec24f203f00ad288a20