Развитие сознания в онтогенезе — справочник студента

Вопрос зарождения сознания в онтогенезе, казалось бы, давно изучен общей и возрастной психологией, но тем не менее, и в нем есть свои «белые пятна».

Прежде всего, они заключаются в том, что сложно определить, когда именно появляется сознание у человека, так как сам человек еще не может об этом сообщить — связная речь появляется гораздо позже. Поэтому в ход идут наблюдения, эксперименты, исследования, аналогии…

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

попробуем разобраться, какие мнения уже высказывались на эту тему современными исследователями и что из этого ближе к истине.

Определение терминов

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.

Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.

Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.

Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.

А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.

С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Проблемное обучение - справочник студента

Оценим за полчаса!

Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.

Теории развития сознания

Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.

Вот основные положения этой теории:

  1. При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.
  2. Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).
  3. Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.

Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.

Культурно-историческую теорию доказывает, например, феномен существования «детей-маугли» — воспитанных сообществом животных. К сожалению, найденные уже в довольно взрослом возрасте, они не смогли войти в сообщество людей, освоить речь и развить свое мышление до приемлемого уровня. Несмотря на полноценный человеческий мозг, их развитие осталось на уровне животного.

Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.

Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований.

Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно.

Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.

А. Н. Леонтьев называет сознанием открывающуюся субъекту (через восприятие) картину мира, в которую включен и он сам, и все его действия, и психические состояния.

Леонтьев считал, что вначале сознание существует лишь как психический образ реальности, получаемый через органы чувств, но затем, через деятельность, субъект и сам включается в эту структуру.

Деятельность из реального мира постепенно проникает во внутренний мир субъекта, где осмысливается им.

Развитие сознания в онтогенезе, по Выготскому и Леонтьеву, происходит следующим образом:

  • взрослый, используя слова-знаки, побуждает ребенка к действию;
  • ребенок, поняв смысл слов, создает обратную связь, то есть превращает эти слова-побуждения, обращенные к нему, в слова-воздействия, обращенные к взрослому;
  • ребенок дает побуждение уже сам себе и прилагает волевое усилие, чтобы произвести действие.

Этот процесс называется интериоризацией. С помощью него происходит формирование внутренних структур психики и присвоение знаковых систем, которые освобождают от необходимости оперировать предметами: теперь человек может делать это с помощью знаков, в своей голове.

Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

  • новорожденный, 0-2 месяца — формирование ощущений, простейшая ориентировка в окружающей среде, «реакция оживления» при приближении значимой фигуры, улыбка;
  • ранний младенческий возраст, 2-6 месяцев — первые хватательные акты руками, предметное восприятие, простые операции с игрушками;
  • поздний младенческий период, 6-12 месяцев — первые совместные действия со взрослыми, появление первых признаков речи и осмысленной реакции на чужую речь, подражание взрослым;
  • ранний дошкольный возраст, 1-3 года — появление основных мыслительных функций через действия (игру) с предметами, появление осознания себя как отдельного существа («Я сам»), формирование собственного отношения к окружающему миру;
  • дошкольный возраст, 1-7 лет — сюжетные ролевые игры, формирование воображения, закладывание черт будущего характера, активное усваивание социальных норм и правил;
  • школьный возраст, 7-12 лет — активное развитие всех познавательных функций, личности, коммуникативных функций через общение в коллективе, основная деятельность в этот период — учебная, более полное осознание своей половой принадлежности;
  • подростковый, ранний юношеский возраст, 13-18 лет — стремление к самореализации, постановка целей будущей жизни, закладывание полового поведения и психологического портрета личности.

По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.

Периодизация по Г. К. Ушакову

Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:

  1. Реакции ребенка в первые месяцы жизни на внешние раздражители: голод, холод, темноту и свет, изменение положения тела. Основная физиологически обусловленная реакция — плач. Вызывается инстинктивно, так как необходима для выживания.
  2. До 6 месяцев. Первичные ассоциации (например, движения глаз и фиксация предметов), дифференциация раздражителей (цвета, запаха, вкуса), на основе которых формируются первоначальные движения (хватательный рефлекс). Происходит овладение пространством: от ближайшего до расстояния вытянутой руки. Некоторые впечатления начинают связываться с внешними объектами, которые их вызывают. Подражание речи: «лепет». Это этап первичного сравнения и выделения себя из окружающей среды, который и характеризуется первыми «ростками» сознания.
  3. 10-13 месяцев. Переход в вертикальное положение. Этот процесс дает качественный скачок в развитии, так как существенно увеличиваются возможности для исследования среды. Происходит высвобождение руки для использования ею орудий труда, действий с предметами. Начало развития речи, освоение первых слов.
  4. 14-24 месяца. Интенсивное развитие речи. Освоение основных речевых конструкций и частицы «Я», что дает возможность придать мысли ребенка направленность.
  5. 3-5 лет. Первый возрастной кризис: «Я сам». Освоение пространственных и временных представлений, развитие целеполагания. Прогрессирующее выделение «Я» из окружающей среды и развитие волевой сферы. Закладывается самооценка.
  6. 5-7 лет. Развитие представлений о мире и собственного воображения ребенка. Умение ориентироваться в реальности, пространстве и времени, собственном теле. Формируются черты характера.
  7. 7-12 лет и далее. Интенсивное развитие всех психических функций, накопление объема знаний и опыта.

Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.

Выводы

Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:

  • ребенок рождается с набором инстинктов, необходимых для физического выживания;
  • по мере получения сигналов из окружающей среды он учится на них реагировать;
  • затем с развитием моторики учится оперировать предметами и включается в коммуникации со взрослыми, которые побуждают его к действиям;
  • с развитием речи начинает выражать свои мысли, а также побуждать к действиям сам себя;
  • с освоением систем знаков учится оперировать не только предметами, но и их обозначениями, способен к волевым усилиям, обратной связи, включается в культурно-историческую среду.

Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.

психолог Надежда Козочкина

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

  1. Леонтьев А. Н. «Деятельность, Сознание, Личность», — М., МГУ, 1975 г.
  2. Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций», М., 1960 г.
  3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
  4. Жданова Л. Г.

    «Развитие сознания в онтогенезе». — Самара, 2015 г.

  5. Ушаков Г. К. «Очерк онтогенеза уровней сознания». — «Психология сознания». Составитель Куликов Л.В. — С.-Пб., 2001 г.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/psikhika/652-theories-of-origin-of-consciousness-in-ontogenesis

Развитие сознания в онтогенезе

Если взгляды на происхождение сознания в филогенезе резко расходятся, то в вопросе его развития в онтогенезе эмоциональный накал оппонентов несколько снижается. Совершенно очевидно, что сознание новорожденного и взрослого индивида различаются. Здесь четко просматривается качественная эволюция.

Более того, выявлена зависимость формирования сознания индивида от его индивидуальных особенностей и специфики его социального окружения. И тем не менее существуют разные точки зрения на процессы развития сознания и в онтогенезе. Интерес представляют результаты работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.

В соответствии с культурно-исторической концепцией в онтогенезе сознания действует трехступенчатая схема. Взрослый, используя знаки-слова (слова-побуждения), стимулирует ребенка к активным действиям (что-то взять или что-то принести и др.). На схеме этот коммуникационный процесс отражен линиями.

Познав смысл и содержание этих слов, ребенок организует обратную связь, трансформируя слова-побуждения, обращенные к себе, в слова-воздействия, обращенные к взрослому (2). Наконец, наступает такой уровень коммуникации, когда слова-воздействия с успехом обращаются к себе, регулируя свое поведение (3).

Таким образом, и в онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов.

  1. Период новорожденного (до 2 лес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека..
  2. Период раннего младенчества (2-6 мес): развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.
  3. Период позднего младенчества (6-12 мес): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.
  4. Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления через манипулятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).
  5. Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности.
  6. Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития -школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.
  7. Подростковый и ранний юношеский период (1318 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.

В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы сегодня называют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека. По мнению Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы:

  • от юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад;
  • от «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями.

Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко индивидуальны. На скорость их протекания оказывают влияние степень активности индивида, его творческая устремленность, структура мотивов и целей.

Источник: https://psyera.ru/razvitie-soznaniya-v-ontogeneze-242.htm

Формирование сознания в онтогенезе

Сознание — высшая форма отражения реального мира, свойственная только людям и связанная с речью.

Функция сознания заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

«Ядром» сознания является знание, содержанием — реальный мир, те или иные его стороны, связи, законы; поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание возникло в эволюции на основе потребности членов общества к общению, объединению усилий, передаче знаний в процессе совместной деятельности.

Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный феномен восприятия, переработки и создания новой информации, на каждом из этапов которого складываются определенные формы причинно- следственной связи.

Физиологической основой сознания, согласно И.П.

Павлову, является оптимальная деятельность в данный момент «определенного участка коры больших полушарий мозга, которая (если предположить, что кости черепа прозрачны) в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга»[1].

Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и развития сознания является соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд. Дети, проживавшие и развивавшиеся среди животных, не обнаруживают признаков сформировавшегося сознания.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. В основе сознания лежат все рассмотренные ранее психофизиологические процессы, начиная от ощу- щений и восприятия и заканчивая мышлением.

Сознание базируется на коммуникации между людьми и развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта. На базе потребностей, как биологических, так и социальных и идеальных (образцов), формируются неосознаваемые навыки и формы поведения, знания, передаваемые другим индивидуумам, творческая активность, поведение, поэтому в сознании можно выделить две стороны:

  • 1) познавательную;
  • 2) творческую, преобразующую.

Если первая составляющая определяет познание окружающего мира и самого себя (самопознание), то вторая направлена на деятельность по изменению окружающего мира и самого себя (самосозидание).

Социальный аспект сознания заключается в том, что оно выступает в качестве способности к такой переработке знания, которая обеспечивает направленную передачу информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи (языка) как главного средства межличностной коммуникации.

Сознание наиболее сильно зависит от функций речевого полушария (обычно левого). При поражении левого полушария сознание утрачивается раньше и восстанавливается хуже, чем при поражении правого («асимметрия сознания»).

Можно выделить ряд свойств сознания.

  • 1. Ясность — способность четко выделять объекты внешнего мира, их взаимосвязь, запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, осуществлять целенаправленную деятельность.
  • 2. Объем — количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации.
  • 3. Содержание — характер ассоциаций, являющийся результатом отражения объективной реальности и взаимосвязи с прошлым опытом.
  • 4. Непрерывность — способность осознавать связи между прошлым, настоящим и будущим.

По А.Р. Леонтьеву, сознание отличается от более низко организованных форм психической деятельности выделением своего собственного «я» из окружающего мира. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль.

А они формируются, лишь когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира и направлено на познание человеком самого себя — самопознание.

Подсознание (синонимы: бессознательное, неосознанное) — это в широком смысле все психические явления вне сферы сознания, связанные с восприятием слабых, но мотивационно важных раздражителей, которые не осознаются субъектом, но вызывают у него биоэлектрические, вегетативные и эмоциональные реакции, а также влияют на поведение и психические функции. Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. В осуществлении функций бессознательного ведущую роль играет правое полушарие, способное осуществлять сложную когнитивную деятельность, например правильно выбирать предмет, если его изображение или слово поступило в правое полушарие, анализировать отдельные предметы, но не способное их «назвать». Правое полушарие может анализировать отдельные слова и даже «произносить» их, но не в состоянии организовать их в предложения.

Сверхсознание, или интуиция, — научное и художественное творчество, не контролируемое сознанием. Это создание нового из старых элементов во внутреннем мире человека, трансформация и рекомбинация следов памяти и создание из них новых комбинаций.

Неосознанное рекомбинирование ранее накопленного опыта происходит под влиянием доминирующей потребности для поиска средств ее удовлетворения. Отличие от подсознательного состоит в том, что сверхсознательное создает никогда прежде не существовавшие знания.

В отличие от сновидений оно не сводится к случайному рекомбинированию хранящихся следов памяти.

Таким образом, сознание является результатом нейрофизиологических процессов, происходящих в определенных, но достаточно обширных областях мозга (коре большого мозга, таламокортикальных структурах, лимбической системе, ретикулярной формации ствола мозга).

Источник: https://bstudy.net/671758/pedagogika/formirovanie_soznaniya_ontogeneze

Возникновение сознания человека. Причины возникновения человеческого сознания

Определение 1

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Определение 2

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Замечание 1

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Определение 3

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе.

Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения.

При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас.

Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень.

Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание».

Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку.

Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Сознание связано с оцениванием и переживанием. Иначе говоря, выражению конкретного отношения к тому, что известно.

Такая способность сознания выражается и посредством английского языка словом «consciousness». В данном случае слово «знание» относится не к слову «knowledge», а к совести — «conscience».

Отсюда можно сделать вывод, что буквально в одном слове имеется и знание, и оценка, и отношение.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях.

Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности.

Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Определение 4

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них.

Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится.

Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/problemy-filosofii/vozniknovenie-soznanija/

Лекция 3. Сознание как высшая стадия развития психики

Сознание
высшая,
свойственная человеку форма обобщенного
отражения объективных устойчивых
свойств и закономерностей окружающего
мира, формирования у человека внутренней
модели внешнего мира, в результате чего
достигается познание и преобразование
окружающей действительности.

Функция сознания
заключается в формировании целей
деятельности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их
результатов, что обеспечивает разумное
регулирование поведения и деятельности
человека. В сознание человека включено
определенное отношение к окружающей
среде, к другим людям: «Мое отношение к
моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Рис. 4.1. Функции,
свойства сознания

Выделяют следующие
свойства сознания: построение отношений,
познание
и
переживание.
Отсюда
непосредственно следует включение
мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией
мышления является выявление объективных
отношений между явлениями внешнего
мира, а основной функцией эмоции —
формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.

В структурах сознания синтезируются
эти формы и
виды отношений,
и они определяют как организацию
поведения, так и
глубинные
процессы самооценки и самосознания.
Реально
существуя
в
едином
потоке сознания, образ и мысль могут,
окрашиваясь эмоциями, становиться
переживанием.

«Осознание
переживания — это всегда установление
его объективной отнесенности к причинам,
его вызывающим, к объектам, на которые
оно направлено, к действиям, которыми
оно может быть реализовано» (С. Л.
Рубинштейн).

3.2. Развитие сознания в онтогенезе

Сознание развивается
у человека только в социальных контактах.
В филогенезе сознание человека
развивалось, и становится возможным
лишь в условиях активного воздействия
на природу, в условиях трудовой
деятельности. Сознание
возможно лишь в условиях существования
языка, речи, возникающей одновременно
с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе
сознание ребенка развивается сложным,
опосредствованным путем. Психику
ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя
рассматривать как изолированную,
самостоятельную психику. С самого начала
существует устойчивая связь психики
ребенка и психики матери.

В пре-натальный
период и в
постнатальный эту связь можно назвать
психической (чувственной) связью.

Но
ребенок является вначале только пассивным
элементом этой связи, воспринимающей
субстанцией, а мать, являясь носителем
психики, оформленной сознанием, уже в
состоянии такой связи, по-видимому,
передает в психику ребенка не просто
психофизическую, но и
оформленную
сознанием человеческую информацию.

Второй момент — это собственно
деятельность матери. Первичные
органические потребности ребенка в
тепле, психологическом комфорте и
пр. организуются
и удовлетворяются извне любовным
отношением матери к своему ребенку.

Мать любящим взглядом «вылавливает» и
оценивает
все ценное, с ее точки зрения, в
первоначально беспорядочной реактивности
организма ребенка и плавно, постепенно,
любящим действием отсекает все
отклоняющееся от социальной нормы.

Здесь важно и то, что нормы развития уже
всегда есть в
каком-то
определенном виде в человеческом
обществе, в том числе и нормы материнства.
Так, любовью к ребенку мать как бы
вытягивает ребенка из органической
реактивности, бессознательности и
выводит, втягивает в человеческую
культуру, в человеческое сознание. Фрейд
отмечал, что «мать учит любить ребенка»,
она действительно вкладывает свою
любовь (отношение) в психику ребенка,
поскольку мать (ее образ) является для
чувств и восприятия ребенка действительным
центром всех актов, всех благ и
неприятностей.

Затем наступает
следующий акт развития, который можно
назвать первичным
актом
сознания
это
идентификация
ребенка с матерью,
т.
е. ребенок пытается поставить себя на
место матери, подражать ей, уподобить
себя ей.

Эта идентификация ребенка с
матерью является, по-видимому, первичным
человеческим отношением. В этом смысле
первичное — не предметное отношение,
а отношение сознания, первичная
идентификация с культурным символом.

Мать здесь дает прежде всего культурный
образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только

Рис. 4.2. Развитие
сознания

следуем этим
образцам. Важны выполнение, активная
деятельность ребенка по воспроизведению
образцов человеческого поведения, речи,
мышления, сознания, активная деятельность
ребенка по отражению окружающего мира
и регуляции своего поведения.

Но выполнение
смысла культурного символа, образца
влечет за собой рационализированный
им слой сознания, который может
относительно самостоятельно развиваться
посредством механизма рефлексии, анализа
(мыследеятель-ность). В некотором смысле,
осознание противоположно рефлексии.

Если осознание есть постижение целостности
ситуации, дает картину целого, то
рефлексия, напротив, членит это целое,
например, ищет причину затруднений,
осуществляет анализ ситуации в свете
цели деятельности.

Таким образом,
осознание является условием рефлексии,
но в свою очередь рефлексия является
условием для более высокого, глубокого
и верного осознания, понимания ситуации
в целом. Наше сознание в своем развитии
испытывает многие идентификации, но
выполняются, реализуются отнюдь не все.

Эти нереализованные потенции нашего
сознания и составляют то, что мы обычно
обозначаем термином «душа», которая
есть большей частью несознаваемая часть
нашего сознания.

Хотя, если быть точным,
то нужно сказать, что символ как
бесконечное содержание сознания в
принципе нереализуемо до конца, и это
является условием периодического
возвращения сознания к себе. Отсюда
следует третий фундаментальный акт
сознания («развитие сознания») —
осознавание своего невыполненного
желания. Так круг развития замыкается
и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя
сознания (В. П. Зинченко).

I.
Бытийное
сознание
(сознание для бытия), включающее в себя:
1) биодинамические свойства движений,
опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное
сознание
(сознание
для сознания), включающее в себя: 1)
значение; 2) смысл.

Значение
содержание общественного сознания,
усваиваемое человеком; это могут быть
операционные значения, предметные,
вербальные значения, житейские и научные
значения — понятия.

Смысл
субъективное понимание и отношение к
ситуации, информации. Непонимание
связано с трудностями осмысления
значений. Процессы взаимной трансформации
значений и смыслов (осмысление значений
и означение смыслов) выступают средством
диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое
сознания решаются очень сложные задачи,
т. к. для эффективного в той или иной
ситуации поведения необходима актуализация
нужного в данный момент образа и нужной
двигательной программы, т. е.

образ
действия должен вписываться в образ
мира. Мир идей, понятий, житейских и
научных знаний соотносится со значением
(рефлективного сознания).

Мир человеческих
ценностей, переживаний, эмоций соотносится
со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной,
предметно-практической деятельности
соотносится с биодинамической тканью
движения и действия (бытийного слоя
сознания).

Мир представлений, воображений,
культурных символов и знаков соотносится
с чувственной тканью (бытийного сознания).
Сознание рождается и присутствует во
всех этих мирах. Эпицентром
сознания является сознание собственного
«Я».

Сознание:
1) рождается в бытии, 2) отражает бытие,
3) творит бытие. Функции
сознания: 1) отражательная, 2) порождающая

Источник: https://studfile.net/preview/1771535/page:7/

Формирование сознания в процессе онтогенеза

Издавна вопрос о формировании сознания и психической деятельности в процессе индивидуального развития человека был предметом спора. Еще со времен Платона считалось, что психика человека — результат воссоздания в памяти давно забытых идей, т.е. идеи генетически обусловлены («теория врожденных идей»).

По представлению Платона и его последователей, к моменту рождения сознание ребенка уже сформировано, и нужно лишь время, чтобы оно проявилось. «Врожденные идеи» отвергал Аристотель. Он считал, что сознание ребенка — «чистая доска», на которую окружающие люди и среда «вписывают» знания.

Различным воспитанием объясняли сторонники Аристотеля несходство людей. Основной принцип Аристотеля: «В интеллекте нет ничего, что вначале не было бы дано в ощущении» — поддерживали многие мыслители (Леонардо да Винчи, Джон Локк, Клод Адриан Гельвеций) и физиологи прошлого. Иными словами, генетическая информация определяет психическую деятельность.

Согласно другим представлениям формирование сознания человека происходит в процессе индивидуального развития организма.

Современные физиологические и психологические исследования позволили объединить эти противоположные точки зрения. Стало известно, что обеспечивающие психическую деятельность механизмы мозга формируются и поддерживаются иод влиянием как генетической программы, так и жизненного опыта человека.

Формирование психики человека в онтогенезе связано с морфофункциональной готовностью мозга новорожденного ребенка к выполнению психических функций. Необходимо понимание того, как работают нервные клетки, когда они начинают взаимодействовать, как нейроны организуются в локальные сети и как накопление индивидуального опыта меняет межнейронные связи мозга ребенка.

Точка отсчета формирования психических функций определяется периодом жизни, когда становится возможным различить первые признаки психической деятельности ребенка. Ребенок рождается, уже будучи способным на ряд сложных рефлекторных актов, таких как дыхание, глотание, сосание и др.

Однако для функций сознания его мозг совершенно не подготовлен. Он не способен к управлению сложными двигательными актами, к пониманию речи, общению. Развитие мозга связано с дальнейшим поступлением сенсорной информации, развитием нейронов, образованием связей между ними.

До этого времени нормальное поведение новорожденного аналогично поведению мезенцефальных детей (родившихся без больших полушарий мозга). У тех и других рефлекторные акты одинаковы. У мезенцефалыюго ребенка, в частности, выражены хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) и реакция испуга (рефлекс Моро).

Он зевает, вытягивает ручки, нормально ест, следит глазами за движущимися пальцами, поворачивает голову, самопроизвольно кричит и сосет свой палец.

Его поведение мало чем отличается от поведения здорового ребенка того же возраста, но со временем у второго оно меняется в связи с развитием нейронов мозга под влиянием генетической и поступающей из внешней и внутренней среды информации.

Великий испанский гистолог С. Рамон-и-Кахал говорил о том, что деятельность мозга зависит не от общей массы нейронов, а от их внутренней организации и богатства синаптических связей, количество которых увеличивается под влиянием сенсорной информации, поступающей в головной мозг.

Сначала рост и развитие нервных клеток, составляющих нейронные сети мозга, не зависят от активности нейронов и происходят в соответствии с наследственной (генетической) программой развития. Так, основной «каркас» нервной системы организма человека образуется еще в эмбриональном периоде.

Но как только окончания аксона одной нервной клетки достигают определенной области мозга, на выбор нейрона для образования синаптических контактов начинают влиять импульсы в подрастающем отростке, спонтанно генерируемые в мозге или возникающие в ответ на стимулы и события внешнего мира.

Образование синапсов в этот критический период развития зависит от конкуренции между аксонами. Преимущество в ней имеют те синапсы, которые получают адекватную стимуляцию. На формирование синаптических связей между нейронами сетей в процессе развития влияют также биологически активные вещества, например половые (стероидные) гормоны.

Анатомические, физиологические и поведенческие данные свидетельствуют о том, что развитие мужского и женского головного мозга происходит не одинаково.

Под влиянием сенсорной информации, поступающей из окружающей среды, не только усложняются структурные связи нервных окончаний в области фронтальной и сенсорной коры, гиппокампа, мозжечка и др., но и происходит развитие многих структурных элементов нервной системы.

До недавнего прошлого существовало единодушное мнение о том, что к моменту рождения ребенок имеет такое же количество нейронов, как и взрослый. Развитие нервной системы после рождения связывали лишь с усложнением системы синаптических связей.

Но, как показали недавние исследования, в гиппокампе, обонятельной луковице и коре мозжечка нейроны образуются и после рождения.

Были проведены модельные опыты на животных (птицах, белых крысах и шимпанзе) с временным лишением их зрительной афферентной информации. Оказалось, что птицы и крысы в последующем развитии быстро наверстывают дефицит информации, в то время как у обезьян полной компенсации развития после сенсорной депривации не происходит.

В одном эксперименте четырех детенышей шимпанзе около семи месяцев содержали в темноте, поодиночке, и ежедневно на полтора часа включали неяркий рассеянный свет. Впоследствии у этих животных отсутствовал мигательный рефлекс, они были не способны отслеживать движущийся предмет.

В отличие от контрольных, деиривированные шимпанзе брали корм от чужих людей, не узнавали бутылки, из которых их кормили, условные рефлексы на зрительные раздражители вырабатывались у них в два раза медленнее.

Через 3,5 месяца только одно животное научилось конвергировать зрительные оси, когда предмет подносили к носу, и отличать горизонтально расположенные предметы от вертикальных. Подобные результаты были получены и на животных, лишенных слуховой информации.

Свидетельство того, что лишение любого вида сенсорной информации влияет па развитие нейронов головного мозга и связей между ними, было получено и в других физиологических исследованиях. Д. Хьюбел и Т. Визел, изучавшие влияние зрительной информации на формирование нейронных сетей, показали, что компоненты, из которых построен мозг, не взаимозаменяемы.

Они обнаружили, что нейроны коры с одинаковыми функциями сгруппированы в колонки, или столбики. Нейроны колонок, которые не получали сенсорной информации (были деиривированы), хотя внешне имели нормальное строение, были значительно обеднены белками, РНК, у них было меньше синаптических связей с другими нейронами, т.е.

в них отсутствовали те признаки внутренней структуры, с которыми связано накопление индивидуального опыта.

Данные, полученные на детенышах животных, заставляют предположить, что если человеческие дети с момента рождения будут лишены разных видов сенсорной информации, развитие их психических функций нарушится.

Развиваясь физически, они могут остаться примитивными в своих психических проявлениях.

Проведение эксперимента по установлению влияния сенсорной депривации на детях не может быть осуществлено из этических соображений.

Известны факты отрицательного влияния недостатка сенсорной информации на развитие мозга и психики ребенка. Примером могут быть дети с врожденной двусторонней катарактой (без атрофии зрительного нерва).

В течение многих лет они не имели зрительной информации о форме, цвете и размерах окружающих их предметов, в результате чего у них наблюдалось выпадение ряда психических функций, связанных с переработкой и оценкой зрительной информации.

Прозрение, наступившее при удалении катаракты в возрасте 12—14 лет, нс дало им возможности сразу понять увиденный мир. В первое время он был лишен для них всякого смысла, и даже зрительный контроль не был в состоянии обеспечить определенные двигательные реакции и соответствующие формы поведения.

Некоторое время такие дети определяли различные предметы, как и раньше, па ощупь. Если им показывали петуха, они могли путать его с лошадью, так как оба животных имеют хвосты. Они могли отличить квадрат от шестиугольника, лишь посчитав углы.

Эти данные свидетельствуют о том, что способность понимать видимое не является врожденной, а приобретается в течение жизни. Такой вывод подтверждают наблюдения за состоянием людей, продолжительно находившихся в летаргическом сне. Проснувшись, они не способны были реагировать на новые для них сенсорные стимулы.

Для формирования механизмов, обеспечивающих психическую деятельность, решающее значение имеет определенный возраст ребенка. Исследования Г.

Харлоу, проведенные на детенышах макак-резусов, показали, что критическим периодом формирования психической деятельности детенышей в сообществе обезьян является возраст от трех до шести месяцев.

Изоляция от матери и от стаи в этот период до конца жизни нарушает у них ряд поведенческих реакций. Когда детеныши взрослеют, они не могут существовать нормально, у них отсутствуют коммуникативные связи с сородичами.

Считается, что у человека не только первые годы, но и первые месяцы жизни оказывают ни с чем не сравнимое влияние как па становление сенсомоторной координации, так и па формирование личности. Об этом, в частности, свидетельствует жестокий эксперимент, поставленный природой над человеческими детьми.

Известен ряд случаев, когда дети были похищены или подобраны и выращены крупными млекопитающими (волками, овцами). В возрасте 5—12 лет эти дети были найдены и возвращены в человеческое общество, но продолжали вести себя среди людей подобно животным. Об их принадлежности к виду Homo sapiens свидетельствовала только их внешность.

Повадки и вкусы приемных родителей сохранялись у таких «маугли» в течение всей жизни. Трагедия состояла в том, что никого из этих детей впоследствии не удалось довести до уровня развития человека.

Раннее детство для формирования психической деятельности было упущено, и приобретение самых простых навыков, характерных для человека, давалось им с большим трудом: все дикие дети так и остались слабоумными представителями человечества. Таким образом, очевидно, что для развития психики ребенка необходима сенсорная информация.

В то же время новорожденный беспомощен и не может сам выбрать необходимый для его развития вид информации. Ответственность за этот выбор ложится на родителей и взрослых, находящихся рядом с ребенком. Развитие человеческой личности вне общества и культуры невозможно. Весь процесс обучения, воспитания, образования построен таким образом, что в течение многих лет пополняется общественная и индивидуальная память человека.

Источник: https://studme.org/303375/meditsina/formirovanie_soznaniya_protsesse_ontogeneza

Развитие сознания в онтогенезе. Понятие высших психических функций

Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта — специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

1
2           3

            1 — наследственные предпосылки, 2 — индивидуальный опыт, 3 — процесс реализации генетических предпосылок. У животного 1 — безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуального развития они созревают, формируются, приспосабливаются к изменчивым элементам внешней среды, это процесс “развертывания” наследственного опыта.

            У ребенка наследственные органические предпосылки отличаются:

            1) жестко не детерминируют будущее поведение;

            2) в генетических структурах мозга не смог зафиксироваться относительно молодой собственно человеческий опыт, т.е. достижения его культурной истории;

  •             3) мозг человека отличается чрезвычайной пластичностью, особой способностью к прижизненному формированию функциональных систем.
  •                                                          
    1
    2           3

            4 — видовой культурный опыт человечества. По своей функции 4 эквивалентно 1 у животных, так обозначает совокупность видового опыта человечества. Однако по способу фиксации и способу передачи принципиально отличается.

Фиксация опыта — это процесс “опредмечивания” человеческих деятельностей, а передача его — процесс “распредмечивания” опыта при усвоении индивидом. Процесс усвоения человеческого видового опыта (5) происходит в индивидуальной жизни ребенка, в его практической деятельности, которая опосредуется взрослым (6).

Двоякая направленность 5 отражает одновременную активность ребенка по отношению к осваиваемому миру и воспитательную активность взрослого (общества), направленную на ребенка.

            Культурно-историческая теория развития сознания Л.С.Выготского (1896-1934). Л.С.Выготский — “Моцарт психологии”.

            “Выготский был гением. Спустя полвека в науке я не могу назвать никого, кто бы смог даже приблизиться к его способности анализа и предвидения. Все мои работы — это не более чем разработка психологической теории, которую выстроил он” (А.Р.Лурия).

            1917 г. — получил юридическое образование в Московском университете, затем прошел курс психологии и философии в народном университете Шанявского. Учитель литературы и психологии в Ромеле.

С 1924 работает в Московском институте психологии (затем — институт дефектологии).

В последние годы жизни интересовался медицинским аспектом психологических исследований, поэтому, уже будучи профессором, поступил в медицинский институт — сначала в Москве, потом — в Харькове.

            Главное — исторический принцип понимания психических процессов: “Поведение может быть понято только как история поведения”, привнес в психологию совершенно чуждый ей дотоле круг идей.

            Первоначально видел свою судьбу в науке как занятие эстетикой и филологией, это привело его  к категории сознания, а что такое сознание? То самое сознание, к которому он обратился как к некоторому очевидному феномену, с помощью которого хотел понять и объяснить более сложные вещи — восприятие или осознание художественного текста — само, как оказалось, требовало объяснений и специальных исследований. Проблема сознания захватила его до конца дней.

            Если сознание выступает как объяснительный принцип, а именно так в традиционной психологии: “сознание — общий хозяин психических функций”, “сцена, на которой разворачивается психика”, то изучать его сущность нельзя, а можно лишь описывать отдельные относящиеся к нему феномены.

            Нужно, следовательно, выработать некоторый более общий объяснительный принцип, вычленить слой реальности, детерминирующей сознание. Выготский сделал это, представив сознание как момент структуры трудовой деятельности.

            Мысль, что психика детерминируется трудовой деятельностью, привела Выготского к идее “психологических орудий”, которые выработаны человечеством искусственно, представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты “вовне”, к партнеру, затем оборачиваются “на себя”, т.е. становятся средствами управления собственными психическими процессами.

            Можно выделить три логические части в культурно-исторической теории:

            1. Человек и природа. — общефилософские предпосылки теории:

  • при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой — человек оказался способен к овладению природой;
  • удалось сделать это благодаря использованию орудий.

            2. Человек и его психика:

  • способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой — появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции;

            Как это связано?

            Связь эта двусторонняя: изменения в психике выступают и как следствие и как фактор изменения отношений с природой.

Если жизнедеятельность — не приспособление к природе, а изменение ее, то действия человека должны совершаться по какому-то плану, подчиняться какой-то цели.

Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента научается ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой. В то же время прогресс в самоорганизации помогает ставить и решать внешние задачи.

  • подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода — психологических, эти психологические орудия — знаки.
  1.             “Узелок на память” — принципиально новая структура высших психических функций.
  2. А                     В
  3.             Х

Схема строения высшей психической функции: А — содержание, которое надо запомнить; В — воспроизведение этого содержания; Х — дополнительный стимул, с помощью которого кодируется содержание А, т.е. Х — знак А. Тем самым человек опосредует свой ответ с помощью знака, который выступает как средство запоминания или как психологическое орудие.

  •             Выбор решения (ситуация “буриданова осла”):
  • В1                   А                     В2 (осел)
  •                                    Х    (человек, Х — бросание монеты)

            Человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и поэтому представляет собой искусственное средство-знак, с помощью этого средства человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

            Создавая стимулы-средства человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов.

            Знаки — это символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • язык;
  • различные формы нумерации и исчисления;
  • мнемотехнические приспособления;
  • алгебраические символы;
  • произведения искусства;
  • диаграммы, карты, чертежи;
  • условные знаки и пр.

            С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, управляет мозгом и через него собственным телом.

            “Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, …

напоминает сам себе через внешний предмет и как бы выносит, таким образом, процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность, если вдуматься в сущность того, что при этом происходит, один факт может раскрыть все своеобразие высших форм поведения. В одном случае нечто запоминается, в другом — человек запоминает нечто.

В одном случае временная связь устанавливается благодаря взаимодействию двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм; в другом — человек сам создает при помощи искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу.

            Сама сущность человеческой памяти состоит в том, что человек активно запоминает с помощью знаков. О поведении человека в общем виде можно сказать, что человек активно вмешивается в свои отношения со средой, через среду изменяет поведение, подчиняя его своей власти” (Л.С.Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960, с.119-120).

            “нечто запоминается” — “ человек запоминает нечто” — отличие высших форм памяти от ее элементарных форм.

            ВПФ человека отличаются от низших или естественных функций животного:

Высшие Низшие
по своим свойствам произвольны непроизвольны
по строению опосредованы непосредственны
по происхождению социальные биологические

            “Положение Л.С.Выготского об опосредованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как “орудий”, при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принципов советской психологической науки…

            Прежде всего следует выделить те задачи, ради разрешения которых Л.С.Выготским был введен этот принцип. Такой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытекающей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и человека.

Второй и главной задачей была задача изучения преобразования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исторического онтогенетического развития продуктов человеческой культуры в “высшие психические функции”, присущие только человеку. Если воспользоваться словами К.

Маркса, это была задача изучения преобразования человека из “субъекта природы” в “субъект общества”

            3. Генетические аспекты. А откуда берутся средства-знаки?

            Знак всегда первоначально есть средство социальной связи, средство воздействия на другого и только потом оказывается средством воздействия на себя. Высшие психические функции — интериоризованные отношения социального порядка.

            Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения.

Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным, затем эти отношения превращались в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.

Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе — так же. Стадии интериоризации:

  1.             1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;
  2.             2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
  3.             3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем — внутренняя речь).

            “Иногда интнтериоризацию понимают примитивно — как переход из внешнего  во внутреннее. Нет, никогда об этом не шла речь в работах Выготского. Он четко показывает именно переходы, фантастические трансформации миров. В своих работах Выготский открывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние иные миры…

            Когда мы переходим от речи к мысли, то это прыжок в иное пространство — это как трансгалактический переход. При этом меняется размерность. Мы от сукцессивного ряда переходим к симультанным рядам. Отсюда мышление сегодняшнего века — это мышление смысловыми пространствами, семантическими в широком смысле слова пространствами и полями…

            За вращиванием, свертыванием, интериоризацией стоит рождение иных реальностей… Отсюда переход от мира значений — миру смыслов” (А.Г.Асмолов, с.423-424).

            Выготский: неверно, что ребенок через послушание овладевает собственным поведением. Наоборот, послушание становится возможным после того, как ребенок научился овладевать своим поведением. Ребенок 6 лет не может правильно одеться. А если сделать список вещей, которые должен надеть ребенок, пронумеровать по порядку, снабдить рисунками?

            “Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихологическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихологическая”.

            Итак, не развертывание естественно заложенного, а присвоение искусственно, культурно созданного — вот генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу его психики.

Источник: https://students-library.com/library/read/60779-razvitie-soznania-v-ontogeneze-ponatie-vyssih-psihiceskih-funkcij

Ссылка на основную публикацию