Развитие психики в филогенезе — справочник студента

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.

В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу.

Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания.

Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ.

То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.

Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Знаниево-ориентированный и другие подходы к содержанию образования - справочник студента

Оценим за полчаса!

Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».

В период от 3 лет до 6–7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.

Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/61167

Развитие психики в филогенезе

Человеческое сознание является уникальным результатом развития высшей психической деятельности. В психологии под психикой принято понимать способность субъекта отражать объективную реальность.

Другими словами, это свойство высокоорганизованной материи активно реагировать на внешние раздражители. Чтобы ответить на главные вопросы о сущности психической деятельности нужно знать об особенностях её становления у животных в процессе эволюции.

То есть, изучить развитие психики в филогенезе.

Основные подходы к изучению психики

Можно с уверенностью сказать, что психическая деятельность, как предмет изучения, вызывала и продолжает вызывать много споров в научных кругах. Главный вопрос, который на протяжении столетий волнует великие умы человечества: «Кому присуща психика?».

Стадии развития психики в филогенезе

Общепринятая классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит выдающемуся советскому академику А.Н. Леонтьеву. Согласно Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является чувствительность.

Это способность организма реагировать на незначительные внешние раздражители (например, запах, цвет), которые связаны с жизненно важными сигналами (пищей, опасностью). Она позволяет существу ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на внешние стимулы. Например, проявлением чувствительности является изменение траектории движения червя в зависимости от света. Такое поведение характерно для первого этапа развития психической деятельности — стадии элементарной сенсорной чувствительности. Отличительной особенностью психики на этом этапе является отражение отдельных свойств, а не предмета в целом. Например, лягушка реагирует исключительно на движущийся предмет. Она попытается поймать бумажку на верёвочке, но при этом будет полностью игнорировать обездвиженную мошку.

С усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга, связан следующий этап — стадия перцептивной психики.

Она характеризуется появлением у животных способности формировать целостный образ, одновременно реагируя на несколько разных стимулов.

Также наряду с инстинктами у животных появляются навыки — индивидуальные формы поведения, приобретённые в процессе жизнедеятельности. Особо выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору больших полушарий мозга.

Третья стадия развития психической деятельности — стадия интеллекта. Для неё характерно существенное увеличение объёмов головного мозга, дифференцирование клеток коры, а также приумножение количества извилин и борозд.

Такие физиологические изменения обусловлены изменение формы отражения. Животное (в частности, приматы) не только воспринимает образ целостно, но и отражает наглядные связи и отношения между предметами. Эта стадия является последней в развитии психики животных.

За ней идёт этап появления сознания, который доступен лишь человеку.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/razvitie-psihiki-v-filogeneze

Развитие психики в филогенезе

Проблема возникновения и развития психики в процессе эволюции животных имеет важнейшее значение для психологии, так как позволяет ответить на вопросы, касающиеся сущности психики. Существуют разные подходы к определению места и роли психики в процессе эволюции.

От Декарта берет свое начало антропопсихизм,подход, согласно которому психика появляется только с появлением человека и существует только у человека. Биопсихизм признает наличие психики, как свойство живой материи. Нейропсихизм связывает психику с существованием и функционированием нервной системы.

И панпсихизм признает всеобщую одухотворенность природы, то есть считает психику свойством как живой, так и неживой природы.

Современная научная психология исходит из того, что психика возникает и развивается в процессе эволюции материи. Вся материя обладает свойством отражения.Отражение — это взаимодействие, при котором одни объекты своими воздействиями представлены или отражены в других.

Отражение, таким образом, проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При этом характер ответных реакций зависит от особенностей внешних воздействий и от формы существования материи. Примером физического отражения может быть отпечаток стопы на песке, отражение в зеркале; химического — появление нового вещества при химической реакции.

Биологическая форма отражения появляется при переходе от неорганической материи к органической. Простейшей формой биологического отражения, которой обладают все живые организмы, является раздражимость.Раздражимость — это ответная реакция на воздействия, непосредственно связанные с обменом веществ организма.

Примерами раздражимости являются поворот растения в направлении солнечных лучей, неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, движение одноклеточной инфузории туфельки, направленное от кристаллика соли, помещенного в каплю, в которой плавает инфузория.

Во всех этих случаях имеет место реакция на раздражители, принимающие непосредственное участие в обмене веществ данного организма. Все перечисленные выше формы отражения являются формами допсихического отражения.

Первой, зачаточной формой психического отражения является чувствительность (Леонтьев). Отличительной особенностью чувствительности является то, что реакция возникает на раздражитель, не принимающий непосредственного участия в обмене веществ.

Появление чувствительности связано с сигнальным характером отражения, когда животное реагирует на сигналы жизненно важных воздействий. Это позволяет активно ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на изменения среды, вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения.

Примером чувствительности может быть поведение червя, ориентирующегося на свет, или паука, реагирующего на вибрацию паутины при попадании в нее мухи. Для этой стадии развития характерно появление органов чувствительности, органов движения и органа связи и координации процессов в организме — нервной системы.

Это первая стадия развития психики — стадия элементарной сенсорной психики (по классификации Леонтьева). Отличительной чертой психического отражения на этой стадии развития является то, что отражаются отдельные свойства предметов, нет отражения предмета в целом.

Так, например, лягушка реагирует на движение и она будет бросаться на движущуюся бумажку, привязанную к нитке, но может не реагировать на неподвижных мошек. Паук реагирует на вибрацию паутины в случае, если она вызывается попавшей в нее мухой, и в том случае, если источником вибрации служит приложенный к паутине метроном.

Примечательно то, что поиски пищи и ориентация в среде осуществляются при помощи одного какого-либо вида чувствительности. Ведущей формой поведения является инстинктивное поведение. Инстинкт — это цепь врожденных безусловных рефлексов, в которой конец одного рефлекса служит началом следующего.

Программы инстинктивного поведения у некоторых видов животных характеризуются чрезвычайной сложностью. Достаточно вспомнить поведение пчел, строящих соты идеальной, с точки зрения экономии, формы, наполняющих их медом и запечатывающих воском.

Однако характерной особенностью инстинктивного поведения является то, что его запускает всегда какой-либо один раздражитель и программы инстинктивных действий не могут предусмотреть большое число разнообразных раздражителей, кроме того, программы инстинктивного поведения целесообразны лишь при неизменных строго постоянных условиях. При изменении условий инстинктивное поведение становится нецелесообразным и не может обеспечить адаптацию к среде. У животных, находящихся на этой стадии развития, нервная система имеет элементарное строение, здесь представлена диффузная (у кишечно-полостных), цепочечная (у червеобразных) или ганглиозная (у насекомых) нервная система.

Прогрессивная линия биологической эволюции, от червеобразных к первичным хордовым, связана с изменением условий существования и ориентации в окружающей среде. Усложняется строение нервной системы, появляется спинной и головной мозг, как центр высшей нервной интеграции.

Строение головного мозга усложняется, на позднейших этапах эволюции появляется кора больших полушарий, наиболее позднее и наиболее сложное образование мозга.

Главная функция коры больших полушарий — анализ информации, поступающей из внешней среды, ориентация в ее изменениях, замыкание новых временных связей и формирование новых видов индивидуально-изменчивого поведения, соответствующего изменившимся условиям среды.

С появлением и развитием центральной нервной системы появляется новая форма психического отражения — стадия перцептивной (воспринимающей) психики.Характерной особенностью психического отражения на этой стадии являетсяспособность к формированию целостного образа.

На этой стадии дляживотных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета, благодаря чему создается предметное отражение. Появляются представления и возможность отсроченных реакций. Наряду с инстинктивными формами поведения появляются индивидуально приобретенные формы поведения — навыки.

Навык — это цепь отобранных и заученных движений, ведущих к цели. С целью выработки навыка животное (чаще всего кошка) помещалось в клетку, так называемый «проблемный ящик». Для того, чтобы получить приманку, животному необходимо выполнить какое-либо действие: нажать на рычаг, отодвинуть задвижку и т. п.

Животное решает задачу путем проб и ошибок, то есть путем отбора из двигательного хаоса и закрепления движений, приводящих к успеху. Нахождение решения носит случайный характер. После закрепления навык может воспроизводиться многократно и животное решает задачу сразу без предварительных проб и ошибок. Отличие навыков или «инструментальных условных рефлексов» от классических условных рефлексов, примененных Павловым, заключается в том, что успех животного определяется активным характером его действий.

Необходимо отметить, что ярко выраженные навыки впервые появляются лишь у животных, имеющих кору больших полушарий.

Психика большинства позвоночных животных остается на этой стадии развития, но наиболее высокоорганизованные, в частности, приматы, поднимаются еще на одну ступень, у них возникают новые формы поведения, которые обозначают как интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта, или ручного мышления. Переход на эту стадию развития психики сопровождается существенным прогрессом в развитии центральной нервной системы: у обезьян увеличивается масса мозга до 350,0-400,0, дифференцируются клетки мозговой коры, увеличивается количество борозд и извилин, развиваются лобные доли.

Психическое отражение характеризуется тем, что животное отражает не просто целостные предметы, но наглядные связи, отношения между предметами, находящимися в его зрительном поле, увеличивается прочность памяти — длительность сохранения следов образной памяти у обезьян достигает 16-48 ч (для сравнения: у крысы — 10 сек, у собаки — 10 мин).

Изучение поведения обезьян, при решении ими задач (например, доставание приманки, находящейся на недосягаемом расстоянии), показало, что оно принципиально отличается от поведения других животных по нескольким параметрам.

Во-первых, решение приходит не в результате проб и ошибок, а в результате оценки наглядной ситуации и внезапного нахождения решения, так называемой реакции озарения или ага-реакции. Во-вторых, имеется широкий перенос найденных решений в похожую ситуацию.

И, наконец, обезьян отличает орудийная деятельность (то есть они используют орудия, например, палки, ветки для того, чтобы достать добычу) и способность к решению двухфазных задач.

При этом первая фаза представляет собой подготовку к решению и не направлена на цель действия (добычу), а может являться, например, соединением двух палок с целью удлинения или подготовкой прутика для открывания защелки. И лишь после этого, на второй фазе, действие направляется непосредственно на цель (например, удлиненной палкой достается приманка). Вместе с тем, инстинкты и навыки также играют большую роль в поведении антропоидов.

Читайте также:  Темперамент. 4 типа темперамента - справочник студента

Таким образом, интеллектуальное поведение человекообразных представляет собой ту верхнюю границу развития психики животных, за которой начинается история развития человеческого сознания.

Источник: https://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2850/3765/31182/

Развитие психики в филогенезе. Происхождение сознания

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

  1. Антропопсихизм — психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.
  2. Панпсихизм — весь мир одухотворен, психика — свойство природы вообще (французские материалисты).
  3. Биопсихизм — психика — свойство живой материи (Гобс, Гегель, Вундт).
  4. Нейропсихизм — психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения — раздражимость — способность как-то реагировать на воздействия внешней среды.

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза).

Нервная система — это отдельные нервные клетки с отростками или сетевидная нервная система; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Дальнейший шаг — ганглиозная нервная система или узловая с управляющим центром (черви).

У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Развитие психики у животных:

I. Стадия элементарной сенсорной психики. Поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых.

Для этой стадии характерно инстинктивное поведение — наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт — это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт — шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.

II. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта — двигательные навыки — закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

III. Стадия интеллекта (обезьяны, дельфины). Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

  1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.
  2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.
  3. Решение легко переносится в другие ситуации.
  4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действий животных непосредственно не ведет к достижению желаемого результата — она подготовительная; фаза использования.

IV. Стадия сознания. Отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар).

Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира.

Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности. Всякий совместный труд предполагает разделение труда.

В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биологический мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/491-2008-10-15-14-55-24.html

Развитие психики в филогенезе

Филогенез (от греч. фило — род, племя и генезис — рождение, происхождение) — процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • 1) антропсихизм (Р. Декарт) — психика присуща только человеку;
  • 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, психика присуща всей природе, всему миру (и камню в том числе);
  • 3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
  • 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
  • 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
  • 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:
  • 1) на стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители;
  • 2) на перцептивной стадии психики животных (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие), животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения;
  • 3) стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Но психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание и способность стать личностью — вот те качества, которые отличают человека от животных.

Но сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их не может быть у животных.

Важным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, является интеллект и наличие творческих возможностей.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции.

И хотя видовые биологические морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества.

Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, а только последние 22 поколения читают напечатанные книги, из них лишь пять поколений — при электрическом освещении.

Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Источник: https://bstudy.net/744523/psihologiya/razvitie_psihiki_filogeneze

Стадии развития психики и поведения в филогенезе

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

  • — Возникновение и развитие психики в животном мире;
  • — Возникновение и развитие человеческого сознания;
  • — Развитие психики в онтогенезе человека, т. Е. Начиная от рождения и до конца жизни.

Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенность.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Чувствительность возникает на базе раздражимость (Свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей) как всеобщего свойства живой материи.

Чувствительность ( способность Некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношении к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.) — первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию»,т. е.

организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, Наивысшей.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не ОТДЕЛЬНЫХ свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Стадия интеллекта (отражение межпредметных связей) характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие Предварительных подготовительных действий для своего решения.

Развитие форм поведения в филогенезе

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Поведение — целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над Которым надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.

Генезис (происхождение) форм поведения обусловлен усложнения условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной (однородной) в предметную, а затем социальную среду.

  • Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.
  • Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и Основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.
  • Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения.
  • Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.
  • Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипности проявления у животных одного и того же вида.
  • Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками (автоматизированный способ выполнения действия, сформированы в процессе упражнения).

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.; (Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи).

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

Все развитие психики животных подчинена биологическим законам (наследственность, естественный отбор).

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, Качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание — высший уровень развития психики, присущих исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальные мы условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

  1. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.
  2. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью.
  3. В едущим фактором, влияющими на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.
  4. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.
  5. Для труда характерно:
  6. — Употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместное коллективной деятельности.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретал большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась Не только как хватательное орудие, но и как орган познания.

Источник: https://studwood.ru/935825/psihologiya/stadii_razvitiya_psihiki_povedeniya_filogeneze

Основные этапы развития психики в филогенезе

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Критерием появления зачатков психики у живых организ­мов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) —'»» способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.

), которые являются сигналами' • жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительнос­ти является способность образовывать условные рефлексы —закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Психика возникает и развивается у животных именно пото­му, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Рост сложности поведения обусловлен развити­ем психики животных.

Самые простые формы поведения появились вместе с пер­выми одноклеточными существами — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

Читайте также:  Учет целевого финансирования - справочник студента

С развитием нервной системы появились рефлексы, опре­деляемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.

Инстинкт — это врожденные, неиз­меняемые формы поведения, одинаковые у особей определен­ного вида, это врожденная последовательность, алгоритм ре­акций в ответ на строго определенные раздражители.

То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

С развитием способности к научению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обсто­ятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся сре­де, у них формируются индивидуальные формы поведения, навыки.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически.

На стадии предметного восприятия отражение действитель­ности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения.

На третьей стадии развития психики животных — стадии интеллектуального поведения — возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осу­ществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

И хотя видовые биологически-морфологические особенности че­ловека устойчивы уже в течение сорока тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельно­сти. Таким образом, материальная, духовная культура челове­чества — это объективная форма воплощения достижений пси­хического развития человечества.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мыш­ления, речи, языка, развитию общественно-исторических от­ношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек из­меняет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функ­ции— специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логи­ческая память, абстрактно-логическое мышление), опосредо­ванные применением вспомогательных средств, речевых зна­ков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функцийобразует сознаниечеловека.

Человек включен в мир, является частью мира. Нельзя понять человека, если не рассматривать, во что он встроен. Человек не наблюдатель в мире, он в мире живет, он — его часть. Природа—общество—культура — вот3 сферы мира, в которых живет человек.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной по­требностью и потребностью в об­щении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно био­логическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной дея­тельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закре­пленные программы поведения (инстинкты). Научение ограни­чивается приобретением инди­видуального опыта, благодаря которому наследственные видо­вые программы поведения при­спосабливаются к конкретным условиям существования жи­вотного Передача и закрепление опыта че­рез социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта по­колений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогатель­ные средства, орудия, но не со­храняют их, не используют ору­дия постоянно. Животные не способны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа бу­дущего действия, т. е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соот­ветствии со своими потребностями
  • Но психика человека это не только сознание, но и бессозна­тельное.
  • Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:
  • • в зоне ясного осознания человека находили лишь частьпостоянных сигналов, они используются для осознанно­го управления поведением;
  • • выбор стратегии поведения;
  • • поиск новых способов решения;
  • • остальные сигналы используются для регуляции процес­сов, но на подсознательном уровне, для регуляции пове­дения, протекающего без непосредственного участия со­знания.
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ проявляется:
  • • в психических явлениях во сне;
  • • в автоматизированных движениях в некоторых неосоз­нанных побуждениях к деятельности;
  • • в реакциях на неосознанные раздражители.
  • ВОПРОС 7
  • Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психическо­го процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрство­вания человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздей­ствиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познаватель­ные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — ак­тивные и пассивные переживания; волевые ~ решение, испол­нение, волевое усилие и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечиваю­щий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические процессы проте­кают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать опреде­лившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психи­ческие состояния. При одном психическом состоянии умствен­ная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факто­ров, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое со­стояние, например внимание, проявляющееся на уровне актив­ной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, гру­стное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интерес­ные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической дея­тельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень деятельности н поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифи­цировать в соответствии с группировкой психических процес­сов, на основе которых они формируются.

Отсюда можно вы­делить свойства интеллектуальной, или познавательной, воле­вой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера при­ведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдатель­ность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, эффектив­ность и т. п.

  1. Психические свойства не существуют вместе, они синтези­руются и образуют сложные структурные образования личнос­ти, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеа­лов, определяющую избирательность и уровень активности че­ловека); 2) темперамент (систему природных свойств личнос­ти — подвижность, уравновешенность поведения и тонус ак­тивности, — характеризующую динамическую сторону поведе­ния); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов проведения.
  2. ВОПРОС 8
  3. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a11919.html

1. Возникновение и развитие психики в филогенезе

1. Возникновение и развитие психики в филогенезе Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта.

Панпсихизм –любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер.

Биопсихизм –любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма.

Нейропсихизм –только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности.

– способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические0Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Возникновение психики:

1. Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

2. Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

Тенденции и особенности развития психики в филогенезе

В основе развития психики лежат 3 тенденции:– усложнение форм поведения (форм двигательной активности)– совершенствование способностей к индивидуальному научению– усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций

Особенности развития психики:– Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие.

В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета.

На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами; – Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных). Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей)

Критерии психического отражения.Обычно практическим критерием чувствительности является субъективныйкритерий. Т.е. те отчеты испытуемых, которые они сообщают о наличии/отсутствии ощущения. У животных же мы не можем спросить, поэтому субъективный критерий оказывается неприменим.

Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома).

Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического: 1. тип нервной системы; 2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.).

Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например: 1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде); 2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий; 3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п.

Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.

Объективный критерий психического отражения

Объективный критерий психики (по Леонтьеву) – способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности). Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.

Основные стадии становления психики в филогенезе.

1.Стадия элементарной чувствительности На ста¬дии элементарной чувствительностиживотное (от амеб до на¬секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде¬ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Субъект на данной стадии отражает отдельные свойства объектов.

Иногда её называют стадия инстинкта. Инстинкт – генетически фиксированные, наследуемые формы поведения (Фабри).Инстинкт обусловлен двумя основноными факторами внешними ( специальный раздражитель, ключевой стимул) и внутренними (эндогенная стимуляция, снижения порога возбуждения).

Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор-мы закреплены генетически. Итак, деятельность животных фактически оказывается определяемой воздействием со стороны отдельных вещей, в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств.Раньше противопоставляли научение и инстинкт.

Теперь известно о существовании облигатного научения, некоторые инстинктивные действия проходят тренировку.

2.Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов предметов. Животное способно обучаться, появляются индивидуально при¬обретенные навыки поведения (операции).

Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Иногда стадию называют стадией навыка.

3.

Стадия интеллектуального поведения На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведения – возникает способность живот¬ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре¬бующих предварительных подготовительных действий для сво¬его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо¬дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.

) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций.

При повторении ситуации может сразу её решить, внешнее внезапное нахождение решения.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/523649195-307805495/

Ссылка на основную публикацию