Различные подходы к исследованию характера — справочник студента

Понятие «характер» в психологии трактуется как «совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, складывающихся и появляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения».

Содержание характера составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно направленность личности лежит в основе единства, силы, цельности характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений, убежденность определяет долгосрочную направленность человека, его непреклонность в достижении поставленных целей. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Учение о характере называется характерологией. Важнейшей задачи данной науки является установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Характер – прижизненное образование личности.

Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности).

Например, Аристотелем и Платоном делаются попытки создать аналогию, внешнее сходство того или иного человека с животными по тем или иным признакам; форме ноздрей, тонкости или жесткости волос и соответствующего характера.

Лафатер в своей «физиогномике» особое внимание уделял описанию уст, которые, по его мнению, содержат целый мир характеров. Именно в них отражен разум и глупость, сила и слабость, добродетель и порок, деликатность и грубость человеческая.

Однако самым главным внешним показателем характера являлись глаза человека. «Глаза – это зеркало души». По мнению Аристотеля большие и выпуклые глаза – признак глупости. Л.Н.Толстой различал хитрые глаза, лучистые, чистый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Если у человека смеются одни глаза или один рот, то такая гримаса неприятна.

Американские ученые Дж.Глайв и Э, Клери сделали попытку доказать зависимость характера ребенка от цвета глаз. Так, по их мнению, дети с карими глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером. Люди с темно-серым цветом глаз – упрямы и смелы. Настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны, большей частью однолюбы.

Более ценной в изучении характерологических различий можно считать графологию – науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Например, «сильный наклон выражает большую впечатлительность».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Особенности учета расчетов по выделенному имуществу и распределению доходов на унитарных предприятиях - справочник студента

Оценим за полчаса!

Однако психологические исследования подтверждают большую зависимость почерка не от характера, а от эмоциональных состояний человека и от темперамента. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний.

Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

При этом важно помнить, что наибольшую достоверность о характере человека говорят не его внешние признаки и показатели, а сознательное поведение. Характер имеет особенности или черты, свойства (темп, осознанность, скоординированность, гибкость принятия решения и действий). Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Черта характера связана с ситуацией, в которой она проявляется. Черту характера можно сравнить с привычкой: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания.

При этом привычка не включает в себя волевые и эмоциональные компоненты действия, которые всегда так или иначе проявляются. Формирование черт характера обусловлено формированием мотивов поведения. По мнению С.Л.Рубинштейна, каждый действенный мотив который приобретает устойчивость, это в потенции будущая черта характера в ее генезисе.

То есть путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

  • К наиболее общим, полярным свойствам характера обычно относят:
  • Силу — слабость;
  • Твердость – мягкость;
  • Цельность –противоречивость;
  • Широту – узость и др.

Источник: https://hr-portal.ru/article/harakter-osnovnye-podhody-k-izucheniyu-haraktera

Различные подходы к исследованию характера

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы.

Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют подходы к исследованию характера? Что принято понимать под терминами «характер» и «исследование»? Жду вашего экспертного мнения.

 
В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ХАРАКТЕР.   
 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ИССЛЕДОВАНИЕ – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. ХАРАКТЕР – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.

 

Какие же существуют подходы к исследованию характера?  

  1. Экспериментальное исследование характера одним из первых предпринял Френсис Гальтон (1822–1911), который высказывал идею о тесной связи психики и антропометрических характеристик человека. Так, целью проведенного исследования было доказать внешнее сходство между людьми (в частности, в строении лица), которые обладали схожими личностными свойствами.
  2. Физиогномический способ – определение черт характера по чертам лица. Основателем физиогномики Иоганном Каспером Лафатером была описана гениальность Гете.
  3. Графологический способ состоит в определении черт характера по особенностям почерка, который графологи предлагают рассматривать в качестве разновидности выразительных движений, отражающих психические свойства пишущего. В данное время этот способ относится к научно достоверным и находит применение в различных областях деятельности: например, в криминалистике.

Стоит отметить, что своеобразную «революцию» в характерологии произвела психосоциальная классификация А. Ф.

Лазурского, при построении которой учитывались не только субъективные особенности отдельных личностей, в том числе их мировоззрение, но и «социальный аспект» – влияние окружения, этапа общественного развития и так далее. В дальнейшем теоретические исследования лишь обогащали понимание характера.

Рассчитываю, что Вы усвоили, какие способы общения существуют в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/razlichnye-podxody-k-issledovaniyu-xaraktera/

Основные теоретические подходы к изучению личности

  • Личность – являющийся членом общества человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий индивидуальность, обладающий сознанием и сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
  • Теоретические подходы к изучению личности:
  • 1. По способу объяснения поведения:
  • · Психодинамические теории описывают поведение личности исходя из ее внутренних психологических характеристик;
  • · Социодинамические объясняют поведение личности, опираясь на внешние факторы;
  • · Интеракционистские теории исходят из принципа взаимодействия внутренних и внешних факторов при объяснении поведения личности.
  • 1. По способам получения данных о личности теории подразделяются на
  • · экспериментальные (построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов)
  • · неэкспериментальные (исследующие личность без обращения к эксперименту)

2. По характеру проблем, связанных с изучением личности, выделяют структурные и динамические теории. В структурных теориях главную задачу видят в изучении структуры личности, в то время как в динамических акцент делается на теме развития, динамики личности.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.

Теории личности в психологии:

Психодинамическая теория личности. Основоположником теории является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению З.

Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (лат. libido – влечение, желание). Доминирует в структуре личности бессознательное. З.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли, и ее поведение полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами.

З.

Фрейд выделил три основных инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая их совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; 2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура призвана обслуживать ид; 3) суперэго («свех-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.

Читайте также:  Термодинамика - справочник студента

Наиболее часто проявляющиеся из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания), проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки или неудачи), замещение (переадресовка агрессии на более доступный объекта), сублимация (замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации) и др.

Аналитическая теория личности. Данная теория близка к теории классического психоанализа. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Но это качественно иной подход, в котором либидо не отводится такой значительной роли как у З. Фрейда. Ярким представителем его является К. Юнг.

Главным источником развития личности К. Юнг считал врожденные психологические факты. Это получаемые по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например, идея Бога, добра и зла.

Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии. Смысл жизни человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни.

В структуре личности доминирует бессознательное, и особенно «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли человека ограничена. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства.

Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической модели выделяются три основных концептуальных блока: 1) коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленных в психике человека в виде унаследованных архетипов; 2) индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого; 3) индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную жизнь.

Черты характера личности – это свойства архетипов. Целостность личности достигается за счет архетипа «самость». Его главная цель «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного.

У самости существует две установки: экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект) и интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (ориентация на субъект).

Гуманистическая: Клиентоцентрированное направление (К.Роджерс); Мотивационная теория (А.Маслоу); Экзистенциальная теория (В.Франкл)

В гуманистической теории выделяют два основных направления. Первое «клиническое», представлено во взглядах К. Роджерса. Второе «мотивационное», основоположником которого является А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистического подхода считают врожденные тенденции к самоактуализации.

Согласно К. Роджерсу в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая называется «самоактуализирующаяся», содержит в себе в свернутом виде будущие свойства личности человека.

Вторая называется «организмическая» – представляет механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я».

Они находятся в сложных отношениях, то конфликтуют, то совпадают. Цель жизни по К. Роджерсу – реализовать весь свой врожденный потенциал.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации.

Всего по А. Маслоу существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребность в еде, сне); 2) потребности в безопасности (в работе, квартире и др.); 3) потребности в принадлежности (в любви, семье и др.); 4) уровень самооценки (в самоуважении, компетенции и др.); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, целостности и др.).

Потребности первых двух уровней являются дефицитарными, третий уровень промежуточный, на четвертом и пятом находятся ростовые потребности.

А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены потребности низшего уровня. Человек, достигший пятого уровня, называется «психически здоровой личностью».

Когнитивная теория личности. Когнитивная теория близка к гуманистической. Основоположником ее является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло, и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием является «конструкт» (от англ. construct – строить).

Это понятие включает в себя все познавательные процессы. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. У каждого человека свое количе-ство конструктов.

Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса).

Например, спортивный – неспортивный, музыкальный – немузыкальный, добрый – злой и т.д. Человек сам выбирает тот или иной полюс и оценивая себя или окружающих с позиции этих конструктов. Так и строится образ жизни и своего внутреннего мира.

Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Ограничения содержаться в конструктивной системе человека. Все зависит от того, какой мир сконструировал для себя человек (жестокий или добрый). Внутренний мир субъективен, он собственное порождение человека.

Когнитивная сложная личность, по сравнению с когнитивной простой, отличается следующими характеристиками: имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Деятельностная теория личности. Эта теория получила распространение в отечественной психологии. Огромный вклад в ее развитие внесли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др. В этом подходе отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств.

Главным источником развития является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых формируются свойства личности.

Сформированная личность в дальнейшем становится опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Средством научения в этой теории выступает не рефлекс, как в поведенческой теории, а механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественного опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность предполагает то, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. С. Л.

Рубинштейн подчеркивал, что деятельность личности (и сама личность) понимаются не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая деятельность конкретного человека.

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Представители этого подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек играет социальную роль. Основное место в личности занимает сознание, и структуры его формируются в процессе общения и деятельности.

Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет свойства сознания (рефлексия, внутренний диалог).

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Бихевиоризм (Д.Уотсон);

Гештальтпсихология (С.Перлз, КЛевин);

Когнитивная психология (А.Бандура, Д.Келли);

  1. Диспозиционная психология (Г.Олпорт);
  2. Теория типов (Г.Айзенк);
  3. Структурная теория (Р.Кеттелл)
  4. 8. Психологическая структура и содержание личности
  5. Личность – являющийся членом общества человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий индивидуальность, обладающий сознанием и сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Ядро личности – самосознание, которое формируется на основе сознания. Личность в психологии рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

Психическая жизнь человека имеет определенное строение и структуру. Психологическая структура личности

Структура личности – это сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

А.Г.Ковалев выделял следующие компоненты структуры личности: направленность; способности; характер; темперамент.

С.Л.Рубинштейн описывал в структуре личности такие компоненты, как направленность; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности.

В.С.Мерлин включал в структуру личности две подструктуры: свойства индивида и свойства индивидуальности.

Структура личности К.К.Платонова

• 1 компонент структуры личности — направленность или отношение человека к действительности. Направленность представляет собой систему взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, желания личности.

• 2 компонент структуры личности — опыт. Данный компонент включает в себя знания, навыки, умения, привычки.

• 3 компонент структуры личности – психические формы отражения. Эта подструктура объединяет в себе психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).

4 компонент структуры личности – темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

5 компонент структуры личности – характер и другие типичные и устойчивые формы поведения человека. Определяются сформированным в процессе онтогенеза группами отношений: к себе, другим людям, работе и вещам.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы (биологическое), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное).

Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены.

Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.

При изучении данной темы необходимо усвоить также такое понятие, как деятельность, представляющая собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Важным аспектом деятельности является то, что неотъемлемой характеристикой деятельности является осознанность ее человеком.

Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности: духовная и материальная, производственная, трудовая и нетрудовая и т. д. Деятельность можно разделить также на этапы.

Можно выделить в качестве этапов: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3320.html

Основные подходы к исследованию индивидуальности личности

Подходы к исследованию индивидуальности личности.

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева.

Б.Г.

Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считает, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. [3. c. 133]

Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, — свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства.

Половые, возрастные и индивидуально-психические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы.

Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б. Г.

Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств. [9, с. 13]

Таким образом, индивидуальность является, по мнению Ананьева, относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид → личность, субъект деятельности индивидуальность.

Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.

Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В. С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами и между разноуровневыми свойствами.

Читайте также:  Корпускулярно-волновой дуализм - справочник студента

В.С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы.

Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень.

Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру – от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе – Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).

Примером много-многозначных связей являются связи между свойствами нервной системы и темпераментом: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента, то есть нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 719;

Источник: https://studopedia.net/2_61693_osnovnie-podhodi-k-issledovaniyu-individualnosti-lichnosti.html

Исследования личности: этапы, научные подходы

Изуче­ние личности всегда было и продолжает оставаться одной из са­мых интригующих тайн и наиболее трудных проблем.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерениях.

Поэтому можно предложить схематическое определение: личность – это многомерная и много уровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека[2].

С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине XX в. сложились несколько теорий, наиболее из­вестными из которых являются:

  • ♦ бихевиористская;
  • ♦ психоаналитическая;
  • ♦ гештальтпсихологическая;
  • ♦ когнитивная;
  • ♦ гуманистическая.

Бихевиоризм(от анг. behavior — поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком (1874—1949), Дж. Уотсоном (1874—1949) и др. На его развитие громадное влияние ока­зала работа русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основная схема поведения описана бихевиористами в сим­волах «S—R: стимул — реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией — любое ответное действие.

Реакция может быть простой (например, отдерги­вание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат ка­кое-либо действие (прием пищи, написание текста, игра и др.).

Речь человека как внешняя (вслух), так и внутренняя (про се­бя) также была отнесена к реакциям.

Представители теории были убеждены, что человек не на­следует личностных свойств. Личность порождается воздейст­виями окружающей среды. Реагируя на них, человек обучает­ся, т.е. приобретает навыки поведения в среде.

Иными словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. В своей книге «Бихевиоризм» Дж.

Уотсон писал: «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвока­том, художником, торговцем, даже нищим или вором-карман­ником — независимо от его предков».

Ученый был уверен, что тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет спрос со стороны семьи и общества.

Такой подход к иссле­дованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки.

В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиориз­ма, признали, что формула «S—R: стимул — реакция» не мо­жет полностью описать поведение и деятельность, причем не только человека, но и животных.

Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный меха­низм — познавательные процессы: мышление, память, вооб­ражение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основны­ми представителями которого являются Э. Толмен (1886—1959), К. Холл (1884—1953), Б. Скиннер (1904—1990) и др.

Бихевиоризму психология обязана наличием множества четких фактов, тонкими экспериментальными приемами. Бла­годаря этому направлению она стала объективной наукой, ис­пользующей точные методы выявления и измерения изучае­мых явлений[1].

Психоанализкак ни одно из направлений разработки теории личности приобрел громкую известность за пределами психоло­гической науки. Его основателем стал австрийский врач и пси­холог 3. Фрейд (1856—1939).

Будучи медиком, 3. Фрейд обратил внимание на то, что нев­ротические болезни людей часто вызваны психическими трав­мами, полученными ими в детстве. Обращение к детскому опы­ту при переживаниях взрослого человека было его важнейшим открытием.

Ученый считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта находится вне сферы сознания.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: ид («оно»), эго («я»), суперэго («сверх-я»).

Уровень «оно» — бессознательная часть психики — насыщен сексуальной энергией (либидо), подчиняется принципу удовольствия, т.е.

удовольствие и счастье есть главные цели в жизни каждого человека (первый принцип поведения). Вторым принципом является гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

Уровень «я» представлен сознанием. Как правило, это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственнойличности и поведения. Ориентируется на реальность.

«Сверх-я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне. «Сверх-я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта, с социальными и нравственными нормами поведения («сверх-я»). Конфликт разрешаетсяс помощью «я», т.е.

сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности, стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Именно этот метод и получил название «психоанализ».

Представление о том, что поведение человека определяетсяне только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, произвело подлинный переворотв представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным[1].

Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм, представители которого (Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни,А. Адлер, Э. Эриксон и др.) отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным. Наиболее ярким из них является Э. Фромм(1900—1980).

Фромм проанализировал типы социальных характеров и пришел к заключению о том, что человек может, а значит, должен противопоставить внешнему авторитету власти и об­щественного мнения свои собственные разум и волю. Иными словами, спасение от авторитарности во всевозможных ее видах ученый видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

Другой представитель неофрейдизма К.

Юнг (1875—1961) счи­тал, что помимо «личного бессознательного», описанного Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное» (часть психики), которое является общим для всех людей и пе­редается по наследству.

Коллективное бессознательное существует в виде особых образований — архетипов. Они проявляют­ся в мифах и сказках, общие темы которых прослеживаются у разных народов.

Одно из важнейших открытий Юнга заключается в выделении психологических типов людей: экстравертов (направлен­ных вовне) и интровертов (направленных в себя). Данная типо­логия широко разрабатывается сегодня в рамках особой нау­ки — соционики.

Последователь Фрейда А. Адлер (1870—1937) центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству. Он пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации.

В своей теории, названной «индивидуальной психологи­ей», Адлер утверждал, что именно цели, а не инстинкты объяс­няют повседневное поведение человека. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосход­ству и самоутверждению.

Если же этого не происходит, у чело­века появляется «комплекс неполноценности», для преодоле­ния которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).

Карен Хорни (1885—1952) считала, что движущие мотивы по­ведения человека проявляются в феномене «базальной тревож­ности» — чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебре­жительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности.

Эрик Эриксон (1902—1994) рассматривал жизнь человека как поиск собственной идентичности. Последняя понималась им как субъективное представление индивида к себе (кто есть я? кем и каким я хочу стать?).

По мнению психолога, жизнь чело­века периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности.

Сильное чувство иден­тичности подготавливает индивида к преодолению любых жиз­ненных сложностей, слабое — разрушает эту способность[1].

Гуманистическая психологиявозникла в 1960-е гг. в США.

Это направление в качестве главной идеи провозгласило новый взгляд на развитие человека и основано на оптимистическом под­ходе к пониманию его природы: вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь. Поэтому и название направле­ния происходит от латинского слова humanus — человечный.

Так, американский психолог К. Роджерс (1902—1987) рассма­тривал личность с позиции ее изменяющегося представления о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими, чтобы получить ответ на вопрос «кто я?».

Позитивный характер ответа способствует адаптации человека к окружающему миру, негативный — вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет ему в полной мере реализовать свои возможности.

Другой американский ученый А. Маслоу (1908—1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека самоактуализацию, подчеркивая роль самого индивида в построении своей личности. По мнению Маслоу, любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Важно отметить также два направления исследований психологии личности, которые разрабатывались отечественными психологами[1].

Деятелъностный подходрассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнообразием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Личность представлена как совокупность социальных ха­рактеристик (свойств, качеств), приобретаемых в предметной деятельности при выполнении полезной общественной роли с учетом ее положения в обществе.

Таким образом, социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно-полез­ной деятельностью и вступая через общение в деловые и меж­личностные отношения с другими людьми, есть источник ста­новления его личности.

Глубокая проработка деятельностного подхода проведена С.Л. Ру­бинштейном и А.Н. Леонтьевым. Учеными предложена трактовка деятельности, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и свою собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности[2].

Культурно-исторический подходизучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Его автор Л.С. Выготский считал, что именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению. Ис­торические корни этих знаков следует искать в совместном тру­де.

Сначала появились звуки-команды, исходящие от другого человека и носящие условно-сигнальный характер. С течением времени человек научился давать подобные команды для себя и с их помощью управлять своим поведением. В процессе даль­нейшего культурного развития звуки-знаки вытеснялись сло­вами-знаками.

Человек овладевал собственной психикой.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изуча­ется сквозь призму активности человека в совокупности деятельностей, в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве основы выбрал знак, слово, символ, речь, труд[1].

Структура личности

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного развития. Элементы системы образуют устойчивую структуру. Термин «структура» (от лат.

struktura — строение, взаиморасположение) обычно используется при необходимости подчеркнуть целостность, неделимость объекта, достигаемую за счет взаимосвязи его элементов. Выделение элементов в лич­ности человека является условным.

Понятие «структура» слу­жит напоминанием о том, что все выделенные элементы нахо­дятся в единстве.

  1. Структура личности рассматривается исследователями по-разному. Большинство из них выделяют в личности две состав­ляющие:
  2. ♦ биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;
  3. ♦ социальное (экзопсихика), определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.
  4. Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Наиболее обоснованная и развернутая структура личности — функционально-динамическая — предложена К.К. Платоно­вым. На основе критерия соотношения социального и биологи­ческого в ней выделены четыре подструктуры:

  • ♦ направленность личности (включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);
  • ♦ жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);
  • ♦ особенности психических процессов (включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);

♦ биопсихические свойства, объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности. Активность этой под­структуры зависит от свойств нервной системы и мало поддает­ся коррекции.

На приведенные выше накладываются еще две подструкту­ры: характер и способности[1].

Таким образом, исследованием личности в психологии занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Платонов, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные подходы к изучению личности и определения.

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a20973.html

Ссылка на основную публикацию