Согласно Кодексу об образовании, все выпускники дневной бюджетной формы подлежат распределению.
Если ты из их числа или ещё собираешься поступать на бюджет, обязательно прочти этот материал, чтобы быть в курсе нюансов распределения.
Будущему профессионалу полезно читать не только литературу по специальности, но и нормативные документы. Адукар проштудировал Положение о распределении выпускников и доступно объяснит, как проходит направление на работу.
Организация распределения
Когда распределяют выпускников?
Распределение проходит не позднее чем за два месяца до окончания учёбы, т. е. примерно в апреле уже известно точное место отработки. За месяц до начала процедуры комиссия по распределению знакомит выпускников с нормативными документами и планом распределения. Обычно вся информация размещается на стендах факультета. Само направление на работу вручается выпускнику вместе с дипломом.
По какому принципу распределяют выпускников?
Выпускники распределяются в соответствии с их специальностью и квалификацией. Преимущественное право на получение специалистов от вуза имеет базовая организация (для медвузов — Министерство здравоохранения, педагогических — Министерство образования и т. д.). Только после того, как запросы базовой организации будут закрыты, возможно распределение в другие организации.
«А у меня есть на примете организация, куда хочу распределиться. Как быть в таком случае?»
- Если выпускник сам нашёл организацию, в которую хочет распределиться, ему нужно принести в вуз письменный запрос на распределение (обязательно в соответствии со специальностью). Но такие запросы удовлетворяются только в некоторых случаях:
- — выпускники включены в банк данных одарённой молодежи и банк данных талантливой молодёжи;
- — запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную или преддипломную практику;
- — отсутствуют места работы согласно заявкам, которые поданы в вуз организациями-заказчиками кадров.
Запросы лучше приносить на предварительное распределение, чтобы было время согласовать с комиссией желаемое место отработки
Что учитывает комиссия при распределении выпускников?
Право выбрать место распределения из списка предложенных комиссией предоставляется выпускникам, включённым в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи.
Остальные распределяются в соответствии с их успеваемостью (средним баллом); активным участием в научной и общественной жизни; местом прохождения производственной и преддипломной практики; состоянием здоровья; семейным положением и местом жительства семьи; личными пожеланиями выпускника.
Окончательное решение о распределении принимается на заседании комиссии, о котором сообщают заранее, в присутствии выпускника. Игнорировать эту встречу не стоит. Решение будет принято всё равно, но уже без учёта мнения студента.
При желании получить распределение может и платник
Кто имеет право на свободный диплом или перераспределение?
Свободный диплом
Получить свободный диплом имеют право лишь некоторые категории абитуриентов, например, сироты, инвалиды, беременные женщины и матери (отцы) детей до трёх лет. Полный список смотри в 6 пункте 83 статьи Кодекса об образовании.
Разумеется, в комиссию нужно подать документы, которые подтвердят право на свободное распределение.
Если вуз не может дать такому выпускнику рабочее место в соответствии с его положением и выпускник не принёс запрос, то выдаётся свободный диплом.
«Я не принадлежу ни к одной категории в списке выше: что тогда?»
Если ты не принадлежишь к указанной выше категории, шансы получить свободный диплом малы. Это может произойти в том случае, когда вуз или колледж не может обеспечить рабочим местом.
К слову, когда организация-заказчик кадров не нуждается в специалисте, по правилам она должна известить вуз не позднее чем за месяц до распределения, что не может взять на работу заявленное число выпускников. Но так происходит не всегда.
Так что после предварительного распределения наведайся на потенциальное место работы и узнай, нужны ли там твои услуги. Если не нужны, пусть тебе оформят письменный отказ от приёма на работу. С этим документом обратись в комиссию по распределению.
Будут места — тебе предложат другое, нет — могут распределить по твоему запросу или дать свободный диплом.
Порой вуз не может распределить по твоей специальности и тогда предлагает работу по близкой специальности. Выпускник имеет полное право отказаться от такого места работы. Тогда вуз либо займётся поисками подходящего места, либо даст свободный диплом.
Если вуз даёт бюджетнику свободный диплом, потому что не может трудоустроить, значит, учебное заведение готовит лишних специалистов. Такие случаи Министерство образования планирует свести на нет.
Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. В этом году распределение должно быть 100% — никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройств быть не может. Каждый руководитель персонально отвечает за эту работу.
Василий Жарко, заместитель премьер-министра Беларуси
Свободный диплом можно получить, отказавшись от распределения и возместив государству стоимость обучения.
Перераспределение
Если в течение срока отработки в жизни молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) возникают обстоятельства, предусмотренные 6 пунктом статьи 83 Кодекса об образовании, он может воспользоваться правом на перераспределение. Есть и другие причины, по которым можно получить перераспределение.
Распределение по целевому направлению
Студенты-целевики изначально знают, где им придётся отработать пять лет после вуза, три года после колледжа и два — после лицея.
Случаи, когда выпускник освобождается от целевого направления и не возмещает государству средства, потраченные на его обучение, оговариваются в 5 и 6 пунктах статьи 88 Кодекса об образовании.
Скажем сразу: замужество, учёба в магистратуре, аспирантуре, декретный отпуск не освобождают от распределения по целевому направлению.
Чтобы распределение не стало большим огорчением, лучше заранее позаботиться о будущем месте работы. И, конечно, выбирать профессию в соответствии с планами на жизнь. Сложно определиться самому — обратись к психологу-профориентологу.
***
Источник: https://adukar.by/news/raspredelenie-vypusknikov
Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?
Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей?
Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.
На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.
Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?
Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.
Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.
Как студенту понять, что его права нарушаются?
Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.
Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.
Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.
Что делать, если права студента нарушаются?
Есть несколько путей развития ситуации:
- Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
- Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
- Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.
В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.
Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь
Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?
Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения.
Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.
Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?
Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.
Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.
Что делать, если преподаватель занижает оценку?
Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.
Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.
Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?
Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.
Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.
Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?
Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:
Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?
Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?
Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:
- Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
- Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.
Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем.
О силе общественных организаций
Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.
Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.
Сюда можно обращаться в следующих случаях:
- за консультацией по сложному делу;
- за практической помощью по причине ущемленных прав;
- для борьбы со множественными нарушениями;
- для повышения правовой грамотности;
- для изучения законных льгот и возможностей и т.д.
Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других.
И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.
Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.
Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/zaschita-prav-studentov-kuda-zhalovatsja-studentu-esli-ego-prava-narushajutsja/
7.4.1. Права, обязанности и ответственность студентов вузов
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования (п.1 ст. 16 ФЗ). Студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом в процессе освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования.
Как и других случаях, права, обязанности и ответственность студентов высшего учебного заведения как одной из категорий обучающихся в образовательных учреждениях, определяются Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, Уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, договором об образовании и иными, предусмотренными Уставом, локальными актами данного учреждения.
Основныеправастудентов высших учебных заведений отражены в п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Это:
- — право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
- — право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Данное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
- — право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
- — право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
- — право на бесплатное пользование в федеральных государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
- — право представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
- — право обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- — право получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- — право переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;
— право студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваться стипендиями (в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября 2005 года) в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Студентам — инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, — размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;
- — право студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений, нуждающимся в дополнительных средствах, на выделение этих средств в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;
- — право на предоставление (по медицинским показаниям и в других исключительных случаях) академического отпуска в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием;
- — правостудентов очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.
- — право набесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;
- — право студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения на предоставление не менее чем два раза в учебном году каникул общей продолжительностью не менее чем семь недель;
- — право каждого обучающегося, нуждающегося в жилой площади, на обеспечение отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;
— право студента на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются Уставом высшего учебного заведения.
- — право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации;
- — право перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования;
- — право получать моральное и/или материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
К основнымобязанностямстудентов Федеральный закон относит (п.8 ст. 16):
- — обязанность овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;
- — обязанность выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования;
- обязанность соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.
Эти и иные обязанности, обусловленные спецификой конкретного вида и вуза и реализуемых им образовательных программ, конкретизируются в каждом конкретном случае и отражаются в Уставе данного вуза, его иных локальных актах или договорах на обучение.
Так, особой обязанностью всех негосударственных высших учебных заведений является обязанность студентов (или третьих лиц – учреждений, предприятий, по направлению которых обучается студент, своевременно вносить плату за обучение, или, например, вносить плату за пересдачу экзаменов и зачетов.
- Персональная ответственность студента наступает за:
- — невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка;
- — ненадлежащее исполнение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка;
- — академическую неуспеваемость.
- Мерами дисциплинарной и образовательно-дисциплинарной ответственности законодательство определяет:
- — замечание и выговор;
- — отчисление из вуза (но не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам).
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента вуза после получения от него объяснений в письменной форме и применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка, но не позднее, чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и нахождения его на каникулах.
Дисциплинарное взыскание, имеющее значительный моральный характер (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Взыскание налагается деканом факультета или ректором высшего учебного заведения.
Приказ об отчислении подписывает ректор высшего учебного заведения.
Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/741.php
В думу внесли проект закона об обязательном распределении после вуза :: политика :: рбк
- Из пояснительной записки к документу следует, что этот законопроект направлен на то, чтобы решить «первоочередную проблему отсутствия опыта работы и стажа» у выпускников и в целом помочь решить проблему их трудоустройства.
- «Больше половины выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта работы», — подчеркивается в пояснительной записке.
- Инициатива также призвана решить проблему трудоустройства призывников, которые теряют квалификацию за время прохождения службы, а также в целом повлиять на отраслевые министерства, которые не планируют, сколько специалистов им нужно получить.
- Автор инициативы также рассчитывает, что новый закон станет основанием для ряда отраслевых министерств — Минобразования, Минздрава, а также для министерств культуры, промышленности, труда, регионального развития и других — «планировать государственный заказ» на подготовку специалистов в своих отраслях, подобно тому, как это делает Минобороны, МЧС, МВД, ФСБ и ФСО.
- Как отмечает автор законопроекта, из них «никто не учитывает и не планирует», сколько необходимо выпустить специалистов для каждой отрасли по тем или иным специальностям, чтобы они были обеспечены рабочими местами, и не собирает статистику о том, на какую профессию устроился выпускник, работает ли он по специальности, на которую учился.
Ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров отметил в разговоре с РБК, что Конституция России не предусматривает принудительного распределения студентов. «[В этом случае] надо изменить Конституцию», — сказал он.
По его словам, с помощью принуждения нельзя получить специалиста, который будет самоотверженно трудиться. Ректор подчеркивает, что необходимо создавать условия для молодых специалистов, чтобы они хотели связывать с госкомпаниями свою судьбу.
С тем, что ценного специалиста нельзя вырастить по принуждению, согласен ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев. «Науку, высокие технологии из-под палки не сделаешь. Должна быть внутренняя мотивация», — заявил он РБК.
По его мнению, такие регулировки, может быть, и были бы полезными, но они должны носить мягкий характер. «Выпускник должен иметь право голоса», — считает Кудрявцев.
Ректор добавил, что занимался послевузовским распределением в советские времена и может сказать, что «это занятие для экономики было не очень эффективным». Кудрявцев подчеркнул, что «сделать прогноз, куда, сколько и кто именно нужен, с точностью до человека очень сложно».
Он также отметил, что налоги платят не только госкомпании, а значит, негосударственные компании должны иметь такое же право на распределение. Инициатива должна рассматриваться по отношению ко всем работодателям, считает Кудрявцев.
Заместитель председателя Российского профсоюза студентов Юрий Наконечный заявил РБК, что студенческая организация «давно ратует за возврат системы распределения в каком-то виде». По его словам, эта практика способна повысить ответственность студентов, поступающих в высшие учебные заведения на бюджетную форму обучения.
«Студент начинает выбирать не ту специальность, на которую легче поступить, а с прицелом на то, что ему придется вернуть оплату [за обучение], либо на то, что он будет вынужден отработать какое-то количество времени.
Это повышает ответственность и меняет подход при выборе направления подготовки специальности потенциальным абитуриентам», — сказал он в разговоре с РБК.
Молодые профессионалы не стремятся работать в госкомпаниях, считает консультант в области образования, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Судаков. «Эффективность госкомпаний вызывает большие вопросы. Там стареют кадры, а способности привлечь перспективную молодежь у них нет», — заявил эксперт.
По его словам, идея выглядит «крайне нелепо» и направлена лишь на пополнение бюджета в кризис.
По мнению Судакова, законопроект косвенно противоречит ст. 43.3 и 37.1-2 Конституции (о праве на бесплатное высшее образование на конкурсной основе и свободе труда). «Вместо того, чтобы поддерживать эффективный малый и средний бизнес и инновации, поддерживают неэффективные структуры», — констатировал эксперт.
Авторы: Наталья Демченко, Юлия Лымарь, Ольга Агеева, Илья Немченко
Источник: https://www.rbc.ru/politics/16/04/2018/5ad47d999a7947f9495fa03a
Распределение прав и ответственности — Энциклопедия по экономике
Распределение прав и ответственности
Анализ организационной структуры фирмы (нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности иерархия подчинения).
[c.389] Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих найм, обучение и продвижение кадров оценка результатов труда и стимулирование создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя коммуникационные процессы организационные структуры нормы, правила, процедуры распределение прав и ответственности иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства обслуживание технологического парка осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции.
Это стратегия продукта, стратегия ценообразования стратегия продвижения продукта на рынке выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
[c.196]
Распределение прав и ответственности
[c.286]
В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на елочку .
[c.322]
Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности. Наверху сохраняется столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы. Это сочетается с автономизацией рабочих групп или производственных отделений.
Поскольку решения приближаются к потребителю, то становится меньше согласований этих решений по уровням. Главной задачей руководства в этих условиях становится определение политики, общих правил деятельности.
Действия руководства в этом направлении заключаются в формировании организационной культуры, развитии информационных систем и измерении результатов выполнения работы.
Все это сопровождается общим сокращением аппаратного персонала, наделением рабочих групп административными функциями и, наоборот, административных — рабочими. Риск в бизнесе и доверие во взаимоотношениях кладутся в основу организации рыночного типа.
[c.375]
Распределение прав и ответственности по осуществлению финансовых видов деятельности между различными финансовыми службами.
[c.669]
При формировании структур программно-целевого управления разрабатываются карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур.
В этих картах детально и наглядно фиксируются совместные права принятия решений, разделение ответственности между органами управления за разные аспекты результата, роль коллегиальных и консультативных органов принятия решений.
Важно учитывать, что программно-целевые структуры создаются как временные образования для осуществления какого-либо инновационного проекта или инновационной программы освоения новой технологии, разработки и испытания нового изделия и т. д.
В таких случаях в качестве руководителя проекта (программы) назначается должностное лицо, которое наделяется необходимыми полномочиями и правами, в том числе по привлечению (для решения отдельных задач) персонала других подразделений и дополнительных производственных мощностей. Для выполнения инновационного проекта его руководителю, как правило, в полное распоряжение выделяют определенные материальные и финансовые ресурсы.
[c.132]
Однако управленческие информационные системы нельзя отождествлять ни с информационной технологией, ни с ЭВМ. Эти системы значительно шире и включают такие связи и отношения, как иерархия организационной структуры, распределение прав и ответственности, методы оценки эффективности работы отдельных подразделений и фирмы в целом.
[c.316]
Организационная схема управления фирмой — распределение прав и ответственности — зависит от ее особенностей. Более подробно этот вопрос рассмотрен в гл. 5, посвященной управлению персоналом в научно-исследовательских организациях.
[c.34]
Рациональность распределения прав и ответственности [c.46]
Обеспечить правомочность исполнителей, т.е. предоставить необходимые возможности и средства для осуществления решений или проведения конкретных мероприятий, связанных с этими решениями. Абстрактной схемы распределения прав и ответственности не существует. В каждом случае распределение прав и ответственности должно соответствовать характеру проблемы.
[c.196]
Ключевыми решениями в отношении проектирования организации являются степень разделения труда тип оргструктуры способ координации масштаб управляемости, количество уровней управления способ распределения прав и ответственности соотношение централизации и децентрализации в принятии решений. Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что окружает организацию, и тем, как управляют ею.
[c.220]
Организационно-психологический барьер возникает из-за неправильного распределения прав и ответственности. Его варианты подчиняются следующей схеме [c.143]
В случае же совместной деятельности Управляющей фирмы и генподрядчика требуется усилить интеграцию между ними под контролем управляющей фирмы, а также обеспечить распределение прав и ответственности между ними.
Для этих целей пригодны также горизонтальные структуры, но в некоторых случаях бывает достаточно структуру самого проекта организовать как функциональную с элементами посредников или команд.
Это особенно целесообразно в случае долгосрочного проекта, который начинает жить во многом самостоятельной жизнью и который по содержанию не требует сильной внутренней горизонтальной интеграции деятельности по проекту.
[c.134]
Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга.
Они выступают лишь разными способами решения проблемы искажения информации при перемещении ее с уровня на уровень, способами решения этой проблемы через разную степень распределения прав и ответственности по «вертикали» управления.
[c.250]
Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности. Наверху сохраняется столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы. Это сочетается с автономизацией рабочих групп или производственных отделений.
Поскольку решения приближаются к потребителю, то становится меньше согласований этих решений по уровням. Главной задачей руководства в этих условиях становится определение политики, общих правил деятельности.
Действия руководства в этом направлении заключаются в формировании организационной культуры, развитии информационных систем и измерении результатов выполнения работы.
Все это сопровождается общим сокращением «аппаратного» персонала,
[c.289]
Структура организации, которая включает организационное устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию.
Это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
Если существующая оргструктура функционирует нормально, никто в организации не обращает на нее особого внимания, но если она сформирована неправильно, это может привести к большим потерям предприятия.
[c.63]
Для бюджетирования важно, что в расчетном балансе отражаются все ресурсы, вовлеченные в данный бизнес.
Как и БДДС, расчетный баланс может быть составлен не только для юридического лица, подобно форме № 1, но и для любого объекта хозяйствования, приносящего доходы, прибыль или генерирующего денежные потоки. Без расчетного баланса, т. е.
без определения всего того, что так или иначе вовлечено в данный бизнес, невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, предприятия и т. п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов.
Без расчетного баланса нельзя принимать многие управленческие решения, касающиеся распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности или отдельных структурных подразделений.
[c.48]
Теория управляющих систем в экономике конкретизирует и сводит воедино исследования остальных разделов К. э. Она направлена на комплексное изучение и совершенствование системы управления нар. х-вом и отд. хоз. объектами, а в конечном счёте — на их оптимальное функционирование.
Особое внимание уделяется проблемам планирования руководства реализацией планов — методологии, технологии и организации этих функций управления, использованию комплексов экономико-математич. моделей и др. науч. методов в практике управления разработке внутренне согласованного комплекса экономич., адм., правовых и др.
стимулов и норм управления, распределению прав и ответственности, построению организац. структур органов управления изучению и учёту человеческих факторов (социально-психологпч. и т. п.) в процессах хоз. управления, взаимодействию человека и машины в АСУ проблемам проектирования и внедрения АСУ в целом. К. э.
рассматривает АСУ не как пристройку к тем или иным органам управления для обработки данных, а как саму систему управления хоз. объектом, основанную на комплексном применении экономико-математич. методов п моделей, совр. инфор-мационно-вычислит. техники — с соответств. технологией и организацией её работы.
По этим направлениям в СССР ведутся исследования и прикладные ра-зработки на всех уровнях управления нар. х-вом от системы Госплана СССР (АСПР) и отраслевых АСУ до АСУ предприятий. В перспективе намечается создать обще-гос. автоматизированную систему сбора и обработки информации (ОГАС).
В 9-й пятилетке (1971—75) увеличивается ввод в действие АСУ предприятиями, орг-циями пром-сти и с. х-ва, связи, торговли и транспорта.
[c.142]
Партисипативная организация Предпринимательская организация Распределение прав и ответственности Сетевые структуры Суверенитет организации Традиционная организация Участие в управлении Функциональные подразделения Эдхократическая организация
[c.291]
Источник: https://economy-ru.info/info/106797/
Распределение: что нужно знать студенту?
Беларусь — единственная страна в Европе, где до сих пор существует принудительное трудоустройство молодых специалистов. Правозащитники называют распределение нарушением прав человека, государство — заботой и социальными гарантиями для граждан. Кто в данной ситуации прав и существуют ли ограничения для распределения выпускников?
Законодательное обоснование распределения
Согласно Конституции, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41). Кроме того, гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (ст. 49).
Вместе с тем, Кодекс Республики Беларусь Об образовании (далее — Кодекс) закрепляет понятие распределения как процедуру определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих (ст.83).
По мнению юриста и эксперта рабочей группы европейского диалога о модернизации с Беларусью Олега Граблевского, распределение по сути является принудительным трудоустройством, противоречит национальным и международным нормам права.
«В этом смысле интересным является решение Конституционного суда за 2006 год, в котором отмечается, что цель распределения — улучшение кадрового обеспечения, распределение является вынужденной мерой со стороны государства, что вызвано трудностями переходного периода».
Государство, в свою очередь, настаивает, что распределение является мерой социальной поддержки выпускников вузов, ссузов. Законодательно закреплены определенные льготы для молодых специалистов: выплата «подъемных», запрет на установление испытательного срока. Работодатели отмечают, что уволить распределенного специалиста очень сложно.
«Государство лжет насчет так называемых льгот, причем лжет в самом термине «молодой специалист».
По закрепленной в законодательстве норме, статус молодой специалист имеют только выпускники дневного отделения бюджетной формы обучения.
Те, кто учился заочно, а также те, кто самостоятельно оплачивал свою учебу, молодыми специалистами не являются и никаких льгот не получают», — отметил Олег Граблевский.
В Европейском союзе вопрос социальных гарантий для молодых специалистов решают иначе. В Великобритании разработана специальная программа «Новый курс для молодых людей». Она включает в себя консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. В Германии существует сразу несколько способов борьбы с безработными молодыми специалистами.
Один из таких способов идет от исторической традиции цеховых корпораций.
В России и Казахстане на законодательном уровне планируется закрепить предоставление квот для молодых специалистов, а также штрафы для работодателей, которые будут нарушать закон.
Каким образом происходит распределение?
Распределение молодых специалистов происходит в несколько этапов. Сначала выпускники проходят через так называемое «предварительное распределение», где впервые знакомятся со списком вакансий, которые поступили в университет.
Считается, что наиболее успешные студенты имеют больше выбора, так как их кандидатуру комиссия рассматривает в числе первых.
Но на практике часто выходит, что студенты, которые учились хуже получают так называемый «свободный диплом», так как пока очередь доходит до них, предложения в списке вакансий уже заканчиваются.
Выпускник вправе также самостоятельно найти рабочее место для распределения, принести заявку от работодателя. Все документы рассматривает специальная комиссия, которая может как одобрить такую заявку, так и отклонить ее.
Секретарь комиссии ведет протокол заседания. Избранное рабочее место заносится в графу напротив фамилии выпускника. Иногда секретарь комиссии вносит записи простым карандашом, не ручкой.
Подписывая такой протокол, студент должен понимать, что на месте прежнего записи простым карандашом уже после подписания может появиться совсем другая запись о направлении на работу.
Доказать в таком случае, что вы соглашались на другое место трудоустройства, будет очень сложно.
Окончательное решение о трудоустройстве оформляется на итоговом распределении.
Иногда на этом заседании в новый протокол просто дублируют информацию с предварительного распределения, когда выпускник и комиссия не изменили решения.
Однако результаты предварительного распределения не гарантируют, что комиссия не изменит решение и вместо обещанного трудоустройства в Минске вас вдруг не решат направить в Лепель.
Существуют категории граждан, на которых распределение не распространяется (п. 2 ст. 83 Кодекса Республики Беларусь Об образовании), а именно:
- 1) выпускники, включенные Министерством спорта и туризма в состав национальных, сборных команд Республики Беларусь;
- 2) выпускники профессионально-технических училищ и их филиалов, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний, лечебно-трудовых профилакториев;
- 3) выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Также существуют категории граждан, для которых распределение происходит с определенными исключениями (п.5 ст. 83 Кодекса), а именно:
- 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей место работы предоставляется по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо с их согласия в другом населенном пункте;
- 2) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I или II группы, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия в одно из имеющихся мест работы;
- 3) лицам, которые имеют одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителей, мужа (жены), ребенка-инвалида;
- 4) лицам, имеющим медицинские противопоказания к работе, полученной по специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья;
- 5) беременным женщинам, матери (отцу), которые имеют ребенка в возрасте до 3 лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по их месту жительства;
- 6) мужу (жене) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, таможенных органов, прокурорских работников, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту прохождения службы жены (мужа);
- 7) мужу (жене), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа);
- 8) супругам, которым место работы путем распределения должно быть предоставлено одновременно, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности в одном населенном пункте.
Окончательное направление на работу выпускник получает после сдачи государственных экзаменов, защиты диплома. Обычно это совпадает с выдачей диплома о получении высшего образования.
Наниматель обязан направить в учебное заведение сообщение о том, что сотрудник вовремя прибыл на работу. Если специалист не явился, наниматель также информирует об этом университет или колледж. В таком случае выпускник должен будет возместить средства, затраченные государством на его обучение.
Порядок взыскания денежной суммы закреплен ст.88 Кодекса. Там же содержится перечень лиц и случаи, при которых они освобождаются от обязательной выплаты средств, затраченных на обучение.
В 2012 году Конституционный суд принял решение, согласно которому от возмещения бюджетных средств, затраченных на обучение, должны быть освобождены также граждане, которые вместо прохождения распределения добровольно поступили на военную службу по контракту.
Уже во время прохождения распределения молодой специалист может обратиться в университет с просьбой перераспределить его (ст. 85 Кодекса). Например, выпускник женился и теперь хочет работать по месту жительства (или работы) своей супруги. В таком случае в университете вновь созывается комиссия, которая решает вопрос перераспределения.
Может ли быть отменено распределение?
С 2003 года наша страна стремится присоединиться к Болонскому процессу.
Заявку от Беларуси должны были рассмотреть министры образования стран-участниц Европейского пространства высшего образования на саммите в Бухаресте 26-27 апреля 2012 года.
Однако «белорусский вопрос» был снят с повестки дня до начала саммита и отложен до 2015 года. Поводом для такого решения стали рекомендации, сделанные рабочей группой Болонского процесса в январе 2012 года.
Распределение является одним из сдерживающих факторов присоединения Беларуси к Болонскому процессу. По мнению независимых экспертов, стать полноправным участником процесса, имея принудительное трудоустройство вместе с другими проблемами нашей системы образования, будет чрезвычайно сложно.
«В истории присоединения к Болонскому процессу были случаи, когда принимали страны, имевшие распределение. Самый яркий пример — Казахстан. Однако эта страна вскоре отказалась от принудительного трудоустройства выпускников, — замечает Олег Граблевский. — Я убежден, что Беларусь также откажется от такой непопулярной меры.
Сегодня, когда перед молодежью открыт весь мир, очень сложно удерживать специалистов таким способом.
Ситуация, когда человек два года отработал, а потом на его место ежегодно или через год прибывают все новые и новые люди, на самом деле невыгодна ни государству, ни работодателям, ни тем более самим выпускникам колледжей или университетов «.
Однако примеров, которые бы свидетельствовали о наличии политической воли на отмену распределения во власти, пока нет. Скорее наоборот.
Например, вице-премьер Анатолий Тозик, ответственный за вопросы образования, неоднократно отмечал, что для выпускников медицинских вузов срок распределения должен быть продлен до 5 лет (сейчас — 3 года), для выпускников остальных вузов — до 3 лет (сейчас — 2 года).
Кроме того, по мнению вице-премьера, распределение должно происходить за год до окончания университета, то есть на 4 курсе (сейчас — на 5 курсе).
Источник: https://spring96.org/ru/news/62514