Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом — справочник студента

Библиографическая ссылка на статью:
Корниенко А.Ф. Преподаватель психологии – педагог или психолог? // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24725 (дата обращения: 26.03.2019).

Довольно часто при характеристике учителей-предметников и преподавателей отдельных учебных дисциплин их называют по наименованию предмета, который они преподают. Так учитель физики называется физиком, учитель биологии – биологом, а преподаватель психологии – психологом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Учитывая, что наряду с учебными предметами существуют соответствующие отрасли наук (физика, биология, психология и т.д., где также есть и физики, и биологи, и психологи), подобное именование учителей и преподавателей с научной точки зрения вряд ли можно назвать корректным. Вместе с тем в работе В.Н.

 Карандашева [1], например, преподавание психологии психологом рассматривается как нечто само собой разумеющееся.

То, что является общим для преподавателя психологии и для психолога, как представителя психологической науки, так это необходимость наличия глубоких научных знаний из различных областей психологии.

Для осуществления своей профессиональной деятельности каждый из них должен обладать определенной совокупностью психологических знаний, которые можно черпать, как из научной литературы, так и из учебников, и учебных пособий по психологии.

Однако по своим функциям и характеру профессиональной деятельности психолог и преподаватель психологии отличаются существенным образом.

Основная функция психолога – получение новых знаний о психике и психических явлениях, познание их сущности, выявление психологических законов и закономерностей.

Кроме того, важным для психолога является наличие профессионального общения с другими психологами, в процессе которого психологи обмениваются своими знаниями и опытом профессиональной деятельности.

Для осуществления своей профессиональной деятельности психологу необходимо иметь специальные знания по методологии и методам проведения психологических исследований [2].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Коэффициент самоиндукции (индуктивность) контура - справочник студента

Оценим за полчаса!

Основной функцией преподавателя психологии является передача учащимся совокупности психологических знаний, имеющихся в психологии и полученных психологами.

Свою профессиональную деятельность преподаватель психологии осуществляет на основе специальных знаний методологии и методов педагогической деятельности.

Отсюда следует, что деятельность преподавателя психологии есть не что иное, как педагогическая деятельность, а сам преподаватель психологии является ни кем иным, как педагогом. Соотношение функций и особенностей профессиональной деятельности психолога и преподавателя психологии представлено на рис. 1.

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 1 – Основные функции и особенности профессиональной деятельности Психолога и Преподавателя психологии

Конечно же, имея необходимые педагогические знания и навыки преподавания, психолог может выполнять функции преподавателя психологии. Но тогда он перестает быть психологом и становится педагогом, а его деятельность становится педагогической.

Причем, как отмечалось нами ранее [3], нет особой гарантии, что хороший психолог будет и хорошим преподавателем психологии.

Преподаватель психологии, будучи педагогом, должен устанавливать персональные межличностные отношения с каждым учащимся и выполнять не только функцию обучения, связанную с передачей психологических знаний, но и функции воспитания и развития учащихся.

  • У психолога в его профессиональной деятельности возникают три основных вопроса:
  • а) что исследовать?
  • б) зачем исследовать?
  • в) как исследовать?

Первый вопрос – это вопрос о том, что является объектом и предметом исследования. Второй вопрос связан с определением актуальности исследования, его теоретической и практической значимости. Третий вопрос – это вопрос о принципах исследования, методологических подходах, методах и конкретных методик исследования, включая методы обработки и анализа эмпирических данных.

  1. Основными вопросами, возникающими в профессиональной деятельности преподавателя психологии, являются:
  2. а) что преподавать?
  3. б) как преподавать?

Вопрос о том, что преподавать – это вопрос о системе основных категорий психологии, с которыми преподаватель психологии обязан ознакомить учащихся и обеспечить их усвоение. Обычно он связывается с разработкой стандартов образования, написанием учебников и учебных пособий.

Вопрос о том, как преподавать – это вопрос о принципах, подходах, методах и средствах обучения учащихся.

Как правило, изложение психологии как учебного предмета начинается с объяснения объекта и предмета психологии как науки и сути основных понятий психологии. Однако проблема состоит в том, что в психологии до сих пор нет удовлетворительных научных определений базовых психологических понятий и общепризнанной категориальной системы психологии [4].

Спрашивается, как преподавать психологию, не определившись с основными психологическими понятиями? Как, например, педагог может объяснить учащимся специфику познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, если неизвестно что такое «психика» [5] и «психический процесс» [6], а сами психологи считают, что классификация психических процессов“лишена какого-либо реально понимаемого теоретического смысла” [7, с. 169].

Отсутствие понимания базовых, фундаментальных для психологии понятий, вынуждает преподавателя психологии, каким бы хорошим он не был педагогом, не столько объяснять их суть, сколько излагать их разные интерпретации разными психологами, представленные в учебниках психологии (см. рис. 2).

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 2 – Взаимодействие Преподавателя и Учащегося в отсутствии понимания сути учебного материала

В результате при изучении психологии основная нагрузка у учащихся ложится не на процессы мышления, обеспечивающие понимание и общее умственное развитие учащихся, а на процессы памяти, обеспечивающие механическое запоминание и последующее по возможности дословное воспроизведение излагаемого преподавателем содержания учебника. Непонимание сути учебного материала, излагаемого преподавателем психологии, способствует использованию учащимися шпаргалок  и приводит к потере у учащихся интереса не только к теоретическим основам психологии, но и к самому процессу учебной деятельности.

Возможно, что снижение негативных последствий в преподавании психологии и повышение эффективности профессиональной деятельность преподавателя психологии можно было бы достичь, если бы преподаватель психологии, который по статусу является педагогом, был бы еще и психологом по своему духу.

В этом смысле, конечно же, для преподавания психологии желательно привлекать профессиональных психологов высокой квалификации (кандидатов и докторов психологических наук), которым присваиваются ученые звания доцентов и профессоров.

Однако даже при этом, отсутствие удовлетворительных научных определений базовых психологических понятий и непротиворечивой категориальной системы психологии создает все те же проблемы понимания учащимися излагаемых им теоретических основ психологии.

В этой ситуации одним из методов преподавания, который мог бы помочь активизировать у учащихся процессы мышления, и в какой-то степени заставил бы самого преподавателя психологии задуматься о сути того, что он преподает, является, на наш взгляд, так называемый, «проблемный метод обучения» [8].

В рамках проблемного метода обучения преподаватель должен ставить перед учащимися определенную проблему, которая вызывает у них особый интерес, но для решения которой у них нет необходимых знаний.

Например, вместо того, чтобы давать разные определения и трактовки понятия «психика», приводимые в учебниках психологии, необходимо поставить вопрос: «Что следует понимать под «психикой»»? Преподаватель может не только сам формулировать ту или иную проблему, но и побуждать учащихся к самостоятельной постановке проблем, оказывая им необходимую мотивационную и когнитивную поддержку. Преподаватель может оказывать помощь учащимся и в выдвижении ими гипотез, необходимых для решения проблемы. Если значимость и необходимость решения проблемы учащимися осознается и содержательная сторона проблемы для них привлекательна, у них возникает побуждение активно включиться в ее решение. Процессы, механизмы и особенности взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающие реализацию проблемного метода обучения, схематично представлены на рис. 3. 

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

 Рисунок 3 – Особенности взаимодействия Преподавателя и Учащегося при реализации проблемного метода обучения

Очевидно, что значимость и привлекательность проблемы, а также степень побуждения учащихся к ее решению во многом зависит от действий преподавателя, от его умения организовать не просто учебную, а учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Будучи вовлеченными преподавателем психологии в учебно-исследовательскую деятельность, учащиеся будут понимать наличие проблем в психологии, чувствовать свою сопричастность к решению этих проблем. В результате у них может появиться интерес к психологии не только как к учебному предмету, но как к науке.

Более того, кто-то из учащихся может захотеть связать свою будущую профессиональную деятельность с психологией и внести свою посильную лепту в решение фундаментальных проблем психологии.

Библиографический список

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 250 с.
  2. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие / Казанский пед. ун-т, Казань, 2003. 160 с.
  3. Корниенко А.Ф. Проблемы в преподавании психологии в ВУЗе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 48-56.
  4. Корниенко А.Ф. Проблемы построения категориальной системы психологической науки // Бехтерев В.М. и современная психология: Материалы докладов на Российской научно-практической конференции. Казань, Казанский университет, 13-15 октября 2010 года / отв. ред. Л.М. Попов. Т. I. Казань: Отечество, 2010. С. 79-87.
  5. Корниенко А.Ф. Проблемы определения понятия “психика” // Российский психологический журнал. 2008. Т5. №1. С. 9-22.
  6. Корниенко А.Ф. Психика и психические процессы: единая система психологических понятий общей психологии // Российский научный журнал. 2009. № 4 (11). С. 77-89.
  7. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 368 с.
  8. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. 345 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2017/12/24725

Психологическая служба в вузе

Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности выпускника.

К характеристикам личности выпускника, формируемым в ходе обучения, относятся: умение принимать самостоятельное решение в сложных ситуациях, способность брать личную ответственность за свои решения и прогнозировать возможные их последствия [1].

Поэтому проблемы, с которыми чаще всего придется столкнуться студенту вуза, в большинстве своем касаются личностного роста и личных взаимоотношений.

В связи с этим значительно возрастает роль психологического сопровождения профессионального образования в вузе, необходимость которого подчеркивается в последнее время особенно.

Специалисты на всех уровнях подчеркивают, что эффективное решение стоящих перед современной системой высшего профессионального образования задач возможно лишь при условии участия в образовательном процессе квалифицированного психологического персонала.

В решении многих задач важную функцию выполняет психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение развития личности студентов [2].

Таким образом, «психологическое сопровождение в вузе» — это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей студента, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии [5].

Проблемы студентов, возникающие в процессе обучения в высшем учебном заведении, имеют свою специфику на различных этапах обучения. У студентов первых курсов это, чаще всего, сложности, связанные с процессом адаптации к вузу.

У студентов вторых-третьих курсов поводом для обращения к психологу чаще всего является разочарование в выбранной специальности, потеря интереса к учёбе, снижение мотивации.

Для студентов старших курсов наиболее актуальным становятся вопросы самоопределение, планирования профессиональной деятельности. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.

), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения. Однако существуют общие задачи психологического сопровождения:

  1. Помощь студентам в определении своих возможностей.
  2. Оказание психологической поддержки.
  3. Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологически знаний.
  4. Формирование у студентов позитивной жизненной позиции.
  5. Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений.
  6. Содействие руководству и преподавательскому составу института в создании условий благоприятных для формирования личности студентов.
  7. Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры [4].
  • Названые нами задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы института: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская деятельность.
  • Проблема психологической службы в вузе состоит в том, что опыт работы психологического сопровождения высшего образования недостаточно большой и психологическая служба в вузе зачастую фактически дублирует работу таковой в среднем учебном заведении.
  • Безусловно, в основе любой психологической службы есть базовые единицы, которые присутствуют в психологической службе любого типа, к таким единицам относятся, например, консультации и тренинги.
  • Важно здесь учитывать особенности различных категорий объекта работы психологической службы (в данном случае учащиеся  школ и студенты вузов), так как между ними есть различия.
  • Как учащимся школ, так и студентам вузов присуще стремление к самосовершенствованию, личностному росту, проявлению себя и своей позиции.
  • В модель психологической службы Межрегионального открытого социального института входят следующие структурные единицы:
  • — бесплатное психологическое консультирование;
  • — психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • — психологические тренинги (в том числе направленные на формирование определенных навыков);
  • — тренинги личностного роста (направленные на изменение и развитие внутренних состояний).
Читайте также:  Формы работы школы с семьёй - справочник студента

По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению  необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов  с преподавателями и родителями.

Далее, приведем результаты анализа работы психологической службы Межрегионального открытого социального института. На рисунке 1 представлены количественные показатели обращений за 2011-2012 учебный год и первого полугодия 2012-2013 учебный года.

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 1 – Количество клиентов психологической службы за 2011-2012 учебный год и первое полугодие 2012-2013 учебного года (половой и возрастной состав)

Таким образом, наблюдается стремительный рост количества обращений в психологическую службу: только за первое полугодие 2012-2013 учебного года службу посетило почти в два раза больше клиентов, нежели за весь 2011-2012 учебный год.

Кроме того, количество обратившихся в службу клиентов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, увеличилось на 20%. А также на 40% увеличилось количество мужчин, обратившихся в службу за психологической помощью.

На рисунках 2 и 3 представлены типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год и за первое полугодие 2012-2013 учебного года соответственно.

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 2 – Типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 3 – Типы обращений в психологическую службу за I полугодие 2012-2013 учебного года

Наибольшее число (около 40%) обращений в психологическую службу составляет проблемы семейной тематики. К ним относятся отношения с супругом или партнером.

  1. Обращения по поводу панических атак, страхов, психотравмирующих ситуаций, пониженного эмоционального состояния составляют от 24% до 27%.
  2. Меньше всего обращений в службу составляют обращения по вопросам детско-родительских отношений (от 14% до 18%).
  3. Таким образом, психологическая служба Межрегионального открытого социального института состоит из следующих направлений работы.
  4. Работа со студентами:
  5. — психологическое консультирование;
  6. — психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  7. — тренинги личностного роста,  тренинги формирования навыков;
  8. — тренинги  на тему «Психология карьеры и имиджа»;
  9. — проведение мастер-классов с участием студентов других вузов;
  10. — предоставление базы прохождения практики для студентов психологического направления обучения.
  11. Работа с преподавателями-кураторами:
  12. — мастер-классы для психологов-практиков, преподавателей-кураторов;
  13. — балинтовские группы (разбор сложных ситуаций).
  14. — Работа с родителями и другими категориями:
  15. — индивидуальные консультации по различным проблемам.
  16. — Психологическая служба имеет три основных направления работы:
  17. — Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе получения высшего профессионального образования.
  18. — Осуществление процесса прохождения различных видов практик студентов, обучающихся по направлению «Психология» на базе психологической службы.
  19. — Совершенствование работы психологической службы.
  20. Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / К.А. Абульханова-Славская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы ; под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1993. – С. 33-43.
  2. Аналитический отчёт по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В.В. Рубцов, Е.И. Метелькова и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. –Ч. 1. – М.: ФПО России, 2008. – 80 с.
  3. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И.В. Дубровина // Психологическая' наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 5-9.
  4. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова. – Томск, 2007. – 252 с.
  5. Колосов Е.В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылёв, В.А. Кручинин. // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 10-13.

Источник: http://mosi.ru/ru/mosi/psihologicheskaya-sluzhba-v-vuze

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Для начала определим круг разработанности даннои̌ проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.

Далее рассмотрим понятие преподавания, психологического тезауруса, а так особенности преподавателя с психологическим тезаурусом.

Понятие преподавания и психологического тезауруса

Определения

  • Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебнои̌ деятельности и её оценка.
  • Тезаурус – определенная совокупность терминов определеннои̌ сферы.
  • Психологический тезаурус – ϶то свод терминов в сфере психологии; базис усвоения системы научных знаний.

На рисунке 1 показана модель преподавательской деятельности по формированию тезауруса студентов.

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 1. ʼʼМодель преподавательской деятельности по формированию тезауруса студентовʼʼ

Роль научного тезауруса в обучении

В настоящее время современӊοе общество предъявляет высокие требования к специалистам высшᴇᴦο образования.

Эта мысль наталкивает нас на основы культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В даннои̌ концепции одним ᴎɜ утверждений являлась мысль о том, что главное различие в психике животных и человека – орудийность психики человека. По выражению Л.С.

Выготского, ʼʼесли основная и общая деятельность больших полушарий у живот¬ных и человека есть сигнализация, то основнои̌ и самой общей де-ятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, сигнификация, то есть создание и употребление знаковʼʼ.

Наиболее общая схема концепции представлена на рисунке 2.

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом - Справочник студента

Рисунок 2. ʼʼКультурно-историческая концепция Л. С. Выготскогоʼʼ

Одним ᴎɜ таких орудий язык. Известно, что единицей языка слово. По мнению А. Н. Леонтьева, словом опосредуется отношение человека к предмету.

Рассмотрим трудности, связанные с использованием тезауруса.

  1. Перевод термина на естественный язык. Приведем примеры таких терминов:
  • интериоризация,
  • экстериоризация,
  • филогенез,
  • онтогенез,
  • дизонтогенез,
  • интроспекция,
  • паттерн,
  • конгруэнтность и др.
  • Усвоение похожих терминов. У студентов порой возникают трудности с терминами, образованными ᴎɜ составных частей, например, интра- и интро-, интер- и др.
  • Схожесть научных терминов с житейскими.
  • Употребление терминов в более широком или узком смысле в зависимости от психологического направления.
  • Недостаточный анализ названий различных психологических концепций и теорий.
  • Неправильное слуховое восприятие термина.
  • Трудности употребления общенаучных терминов.
  • Этапы с психологическим тезаурусом

    1. Выделение тезауруса темы. Необходимо системно представлять тему занятия, выделяя в ней структурные элементы.
    2. Введение термина. Объяснение значения и происхождения термина, ᴇᴦο возможная запись на доске, разъяснение случаев употребления.

    3. Постепенное разъяснение значения термина. Необходимо время от времени переводить термин ᴇᴦο лучшᴇᴦο усвоения.
    4. Частое употребление термина. Самостоятельные задания студентов в виде:
    • Контрольных
    • Терминологических диктантов
    • Специальных карточек и др.

    Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом»2018-2019.

  • — Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом

    Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А…. [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23794_rabota_prepodavatelya_psihologii_s_psihologicheskim_tezaurusom

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    • ЧАСТЬ 2
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
    • РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ
    • СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
    • РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ

    Высокие требования, предъявляемые современным обществом к специалистам высшего образования, предполагают существенные изменения и в методах преподавания как фундаментальных, так и специальных дисциплин. Автор теории контекстного обучения про­фессор А.А. Вербицкий утверждает, что профессиональное обуче­ние с самого начала должно осуществляться в контексте избранной профессии. По этой причине овладение спецификой и сложностью психоло­гического тезауруса для будущего психолога есть не только образо­вательная, но и профессиональная задача. Но и любой специалист в современном обществе должен быть знаком с основами научной психологии, знать и понимать психологию человека. Для этой цели крайне важно прежде всœего овладеть языком науки. Язык психологии специфичен, не всœегда понятен и требует много усилий для усвое­ния. В процессе преподавания психологии это обстоятельство сле­дует учитывать и уделять освоению психологического тезауруса зна­чительное место, особенно для специальности «Психология», где специалист должен и мыслить на языке науки.

    Принципиальное отличие психики человека от психики живот­ных — ее орудийность, знаковость. По выражению Л.С.

    Выготского, «если основная и общая деятельность больших полушарий у живот­ных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей де­ятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, то есть создание и употребление знаков».

    В качестве психологических орудий Л.С. Выготский выделял: язык, различные формы нумерации и исчисления, мнемотехничес-кие приспособления, алгебраическую символику, произведения ис­кусства, карты, диаграммы, чертежи, всœевозможные условные зна­ки. Эти знаки выполняют особую, орудийную функцию в познава­тельной деятельности человека.

    Οʜᴎ созданы человеком для того, чтобы воздействовать не толь­ко на других людей, но прежде всœего на самого себя. Все высшие пси­хические функции по сути связаны с символической деятельностью человека.

    Использование различных знаковых средств познаватель­ной деятельности, как указывают многие исследователи (М.В. Гаме­зо, Е.А. Петрова, Н.Г. Салмина и др.), является непременным услови­ем ее эффективности.

    Среди знаковых систем особо выделяется естественный язык. Ему принадлежит ведущая и определяющая роль в деятельности че­ловека. Эта система знаков глобально охватывает всю реальность, в которой живет человек, и связывает всœе остальные системы.

    Через нее человек осваивает высшие психические функции и становится человеком в полном смысле этого слова.

    Единицей языка является слово. Отношение субъекта к предме­ту, обозначенному словом, опосредуется через значение этого слова (А.Н. Леонтьев).

    Усвоение и правильное использование слова зависит от глубоко­го понимания отношения «слово — значение». Многие трудности в обучении связаны с недостатками в понимании и употреблении зна-ково-символических средств вообще и знаков естественного языка в частности.

    Психологическая наука оперирует своей специфической систе­мой понятий, многочисленными терминами, часто заимствованны­ми из других языков (латинского, греческого, английского, немец­кого), то есть она имеет свой научный тезаурус.

    Тезаурус — словарь или. свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы, в нашем слу­чае — сферы психологической науки.

    Тезаурус психологии — основа понимания и усвоения системы на­учных знаний и формирования профессионального языка и одно­временно источник многих трудностей обучения.

    Наиболее часто встречаются следующие трудности.

    1. Трудности, связанные с переводом термина на естественный язык. К ним относятся такие термины, как интроспекция, экстериориза-ция, интериоризация, апперцепция, депривация, филогенез, он­тогенез и т.д.

    Простое введение такого слова и даже многократное его упот­ребление не избавляют от ошибок. Здесь необходима специальная работа со значением слова, его структурой и этимологией (проис­хождением слов). К примеру, апперцепция — латинское слово, состо-

    ит из двух слов: «ал» — до и «перцепция» — восприятие, тогда «аппер­цепция «-буквально означает- до восприятия. Отсюда становится ясным, что всœе, что было у личности до моментв восприятия (опыт, знания, качества личности и т.п.), влияет на качество восприятия.

    2. Трудности, связанные с усвоением терминов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению. К таким терминам относятся слова, включающие составные части сложных терминов, таких, как интер (между, среди, взаимный), интра (внутри), интро (движе­ние внутри или по направлению вовнутрь).

    3. Трудности, связанные со схожестью научных терминов с житейскими. Так, термин чувствительность как характеристика ощущений часто интерпретируется как личностное свойство — способность к сочувс­твию, сопереживанию. И, хотя такое понимание этого слова возмож­но, но двойственность его значений должна быть ясна студентам.

    Иногда ошибки возникают за счет неправильного понимания со­става слова. К примеру, в слове произвольный корнем слова назы­вают произвол, и смысл слова меняется.

    4. Трудности, связанные с употреблением слов в специальных дисципли­нах в более узком или более широком смысле. Термин когнитивный (ког­нитивная психология, когнитивный диссонанс) — лат. cognitio — зна­ние — в когнитивном консультировании превращается только в мыш­ление.

    5. Трудности, связанные с недостаточным анализом названий психоло­гических теорий и концепций. К примеру, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая теория К. Юнга,

    6. Трудности, связанные с неточным произнесением термина или с не­правильным слуховым восприятием. Таким термином является, напри­мер, локус контроля. В случае если содержание этого термина (локус — мес­то, а локус контроля — место контроля) не проанализировать и не заострить внимания на произношении, то термин превращается в локус-контроль, что ведет к искажению смысла.

    7. Трудности, возникающие при употреблении таких общенаучных тер­минов, как функции, механизмы и пр., и даже виды и свойства.

    1. Безусловно, существуют и другие трудности.
    2. Ошибки и трудности в употреблении научной терминологии го­ворят о крайне важности специальной работы преподавателя в этом направлении.
    3. Методические рекомендации по работе с психологическим те­заурусом целœесообразно проводить систематически и поэтапно по каждой учебной теме.

    На 1-м этапе крайне важно выделить тезаурус темы. Целостное представление преподавателœем тезауруса темы является предпосыл­кой дальнейшей, последовательной и систематической работы с ним, что и способствует усвоение его студентами.

    2-й этап — первое введение термина. Введение нового термина тре­бует четкого и внятного произнесения преподавателœем, обязатель­ной записи на доске и объяснения этимологии слова и других осо­бенностей. В случае если термин ранее употреблялся в одном значении, а те­перь будет употребляться в ином значении (более узком или более широком), то различия в значениях должно быть разъяснено.

    На 3-м этапе, когда термин уже не новый, важно достаточно час­то его употреблять в течение занятий, время от времени возвраща­ясь к его значению («переводу»).

    На 4-м этапе термин употребляется без «перевода» и достаточно часто. Необходимо добиваться, чтобы студенты научились мыслить на языке науки. Этому могут способствовать контрольные тесты на знание тезауруса, терминологические диктанты и др.

    Важно обращать внимание на знание и понимание тезауруса на­уки на семинарских и практических занятиях, зачетах, экзаменах и учитывать при оценке знаний.

    Мы убеждены, что специальная работа над психологической тер­минологией может существенно повысить не только культуру про­фессиональной речи студентов, но и уровень понимания и усвоения психологических знаний.

  • — РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ

    ЧАСТЬ 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИВысокие требования, предъявляемые современным… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/853695

    Общая характеристика профессии «преподаватель психологии»

    По классификации Е. А. Климова профессию преподавателя психологии можно отнести к следующим типам. По признаку объекта труда — к типу «человек — человек» и в определенной степени к типу «человек — знак».

    Читайте также:  Логарифмическая функция - справочник студента

    По признаку ведущей цели трудовых действий — к преобразующим и изыскательным профессиям. По признаку орудий труда — к профессиям, связанным с преобладанием функциональных средств.

    По условиям труда — с одной стороны, это работа в бытовых условиях, с другой — работа в условиях повышенной моральной ответственности.

    Объектом труда преподавателя психологии являются учащиеся — студенты-психологи. Предмет его труда — когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее — уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура, профессиональное сознание и самосознание.

    Продукт труда — новое, измененное состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи — интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид преподавателя.

    Внутренние функциональные средства — это имеющиеся у преподавателя знания, схемы и способы мышления, определенные представления о том, как следует строить подачу материала, каким языком его излагать, чтобы сделать его наиболее понятным и т. п.

    К внешним средствам можно отнести материалы уже разработанного курса, представленные в материализованной форме — записи, конспекты, иногда иллюстративный материал. Однако внешние средства носят не основной, а вспомогательный характер.

    Внешние условия работы преподавателя — это его межличностные и ролевые отношения как внутри научного сообщества, в том числе и с коллегами-преподавателями, так и с учащимися (социально-контактная часть среды); информационная среда — самостоятельно создаваемая в ходе продолжающегося самообразования и научной работы, а также информационные воздействия, исходящие как из профессиональной среды, так и от студентов. Витальная среда соответствует бытовым условиям.

    К внутренним условиям труда относится вся область мотивов, характер, умения, опыт, индивидуальный стиль деятельности, присущие конкретной личности студента как будущего профессионала.

    Профессионально-ценные качества преподавателя лучше всего рассмотреть параллельно с процессом его работы, т. к. эти качества необходимы и проявляются в определенных ситуациях, таких как лекция, семинар, ситуация сверхурочного общения с учащимися, ситуация экзамена, зачета, занятия с непрофессиональной аудиторией.

    Профессия преподавателя психологии предъявляет требования не только к исполнительной, но и к познавательной и личностной сферам профессионала, к возможностям его саморегуляции.

    Трудно определить время, с которого началось преподавание психологии, т. к. это произошло одновременно с зарождением самой науки еще в античные времена. Но на протяжении веков психология существовала в рамках философии и была доступна крайне ограниченному кругу людей. Однако с момента создания В.

    Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете (1879 г.), в которую были набраны студенты из разных стран, — развитие научной психологии и, соответственно, ее преподавания, происходило стремительно.

    Множество возникших в течение XX века психологических школ обучают студентов в соответствии со своими представлениями и традициями.

    С развитием не только экспериментального, но и воздейственного, психотерапевтического направления, работа преподавателя менялась, и к настоящему моменту помимо традиционных лекций и семинаров преподаватели часто проводят на занятиях консультирование, разбор конкретных случаев, элементы тренингов.

    Наряду с обширными курсами целых отраслей психологии преподается множество спецкурсов, посвященных отдельным частным вопросам и проблемам. Возрос интерес к психологии в обществе, стали распространенными публичные лекции.

    В настоящее время психология преподается во многих высших учебных заведениях, как студентам-психологам, так и представителям других профессий. Предпринимаются попытки ввести преподавание психологии в школе с целью повысить психологическую культуру общества. В дальнейшем востребованность преподавателей психологии не уменьшится, т. к. научное психологическое сообщество продолжает расти, а потребность в психологическом просвещении широкой аудитории (а не только психологов-профессионалов) увеличится.

    Занятиям с учащимися предшествует длительная работа по подготовке к лекциям и семинарам.

    Даже в том случае, когда преподаватель излагает содержание не своих работ, а знания, полученные другими, он должен творчески подойти к составлению своего курса: отобрать материал, структурировать и систематизировать эти знания, обобщить, выстроить их в определенном порядке, создать для них какие-то схемы.

    Такая работа предъявляет высокие требования не только к знаниям, образованности, но и к мышлению преподавателя. Он должен быть постоянно в курсе современных исследований, а не оставаться на уровне того времени, когда был впервые разработан курс. Хороший преподаватель не просто передает некогда полученное им научное знание, но и продолжает развивать его.

    Одно из главных требований к преподавателю — уметь замотивировать аудиторию или поддержать и развить имеющийся интерес. Преподаватель должен пробуждать интерес к психологии в целом и своей конкретной области. Он должен воспитывать у студентов чувство ответственности за науку, вводить их в профессиональное сообщество.

    Часто личный интерес учащихся к знанию в определенной области появляется через интерес преподавателя, студенты как бы «заражаются» им, и, наоборот, хорошо чувствуют, когда самому преподавателю безразлично то, о чем он рассказывает.

    Важно уметь при каждом повторении, казалось бы, одного и того же материала, внести в него какое-то новое понимание, чтобы передать новой группе учащихся свое заинтересованное отношение к этому знанию.

    Преподаватель должен уважать студентов и видеть в них личности, будущих профессионалов. Он не должен ставить себя выше их, а должен относиться к ним как к коллегам, потому что они — будущее психологии как науки и профессии.

    Каждый из учащихся по-своему интересен, и они могут рассказать ему многое из других областей знания, что-то, чего не знает сам преподаватель. Но уважение ни в коем случае не означает заигрывания с аудиторией.

    Преподаватель должен не опускаться до уровня студентов, а поднимать их до своего уровня.

    Преподаватель должен уметь ориентироваться на аудиторию, ее уровень знаний, настроение, состояние. Например, если слушатели устали, то надо уметь разрядить атмосферу, пошутить. Чувство юмора ценится студентами и часто является просто необходимым качеством.

    Когда учащимся что-то непонятно, то это нужно повторить, продиктовать, несмотря на то, что самому лектору материал может казаться абсолютно простым и понятным.

    Необходим также высокий уровень рефлексии для того, чтобы понять, каким образом сам преподаватель и излагаемый им материал воспринимается аудиторией, какое на нее производится впечатление.

    Он должен с уважением и интересом относиться к любым вопросам студентов и никакие вопросы не оставлять без ответа. Если преподаватель не может ответить на вопрос или не готов ответить на него сразу, то он должен честно об этом сказать, и, по возможности, постараться дать ответ в следующий раз.

    Такой подход позволит ему самому учиться на лекциях и семинарах, расти в научном и профессиональном плане. Ведь, как правило, самые интересные вопросы задают именно те люди, которые недавно знакомы с областью психологии или какой-то отдельной ее отраслью.

    Необходимо терпение, чтобы объяснять что-то непонятное студентам снова и снова, пока они этого не поймут. На сложные, дискуссионные вопросы преподаватель должен уметь ответить в соответствующей дискуссионной манере, показать студентам, что научное знание открыто и продолжает совершенствоваться.

    Демонстрировать открытый, незавершенный и не догматичный характер научного знания преподаватель должен постоянно, в том числе, и подбором соответствующего материала занятий.

    Он должен уметь отвечать на вопросы так, чтобы ни в коем случае не ставить студентов в неловкое положение, чтобы они не боялись задавать вопросы и самостоятельно мыслить дальше.

    Так как целью преподавателя является максимально возможная передача знаний студентам, то он должен добиваться логического понимания материала и контролировать уровень знаний учащихся, потому что студенты, особенно относительно молодые, в противном случае обычно не занимаются предметом углубленно. Постоянная проверка уровня знаний по ходу обучения более эффективна, чем одноразовая, поэтому семинары — более эффективный способ контроля, чем просто экзамен по итогам лекционного курса.

    Но задача преподавателя — добиться не просто усвоения знания, а творческого подхода со стороны студентов. Они должны научиться ставить вопросы по поводу нерешенных проблем и сами поднимать новые проблемы.

    Появление таких вопросов свидетельствует о том, что студенты понимают суть знания и то, что оно может быть опровергнуто, продолжено, развито.

    Сам преподаватель должен задавать студентам содержательные вопросы, требующие некоторого размышления над услышанным и прочитанным материалом, а не простого его воспроизведения.

    Любимый студентами преподаватель готов общаться с учащимися не только в часы лекций и семинаров, но и сверхурочно, в свое свободное время, например, после занятий.

    Ряд требований к преподавателю психологии задается спецификой психологии как области знания. Особенно важно воспитывать у студентов уважительное отношение ко всем людям, но не на словах, а в собственной деятельности.

    Хороший преподаватель должен не только рассказывать студентам о существующих в психологическом сообществе неписаных нормах, прежде всего, этических (о том, как следует вести себя по отношению к испытуемым, клиентам, коллегам и пр.

    ), но и обязательно демонстрировать эти нормы на личном примере, в общении с самими студентами.

    При работе с непрофессиональной аудиторией преподавателю психологии необходимо, изменить степень сложности материала: изложение должно быть максимально наглядным и иллюстративным.

    Преподавателю всегда нужно учитывать уровень подготовленности аудитории при отборе материала, чтобы предлагаемая информация не была превратно понята.

    Это особенно важно именно для психологического знания, потому что, будучи превратно истолкованным, оно может быть использовано во вред тем людям, с которыми будут взаимодействовать учащиеся, пусть даже и ненамеренно.

    Одна из самых сложных проблем для многих преподавателей — удержать на себе внимание аудитории в течение аудиторного занятия. Для этого нужно овладеть определенными техниками общения с ней, прежде всего, различными невербальными приемами.

    Например, согласно болгарскому ученому Лозанову, чем разнообразнее невербальный фон, на котором передается информация (изменения тембра голоса, темпа речи, мимики, жестикуляции и т. п.), тем лучше усваивается содержание, т. к. у слушателей постоянно поддерживается ориентировочный рефлекс.

    Существуют также и гораздо более очевидные требования к исполнительной сфере, связанные с речью (четкость, связность, достаточный уровень громкости, культура речи).

    В нашей стране преподавателями психологии становятся обычно профессиональные психологи, получившие университетское образование.

    Однако получение специальности «преподаватель психологии», обозначенное в дипломе, еще не означает действительного овладения этой профессией.

    Необходимо многолетнее самостоятельное обучение в контакте с учащимися, работа над своим курсом, поведением, ошибками, чтобы прийти к высокому уровню преподавания.

    Источник: https://studbooks.net/1615690/psihologiya/obschaya_harakteristika_professii_prepodavatel_psihologii

    Наличие кабинета психологической помощи в ВУЗе

    В 2006 году была создана Психологическая служба Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова.

    Главная цель деятельности Службы – оказание всесторонней квалифицированной психологической помощи студентам ПСПбГМУ им. И.П.Павлова, а также молодым специалистам и преподавателям на разных этапах обучения и профессионального становления.

    Формирование и практическое применение психологических знаний в учебной, внеучебной, семейной, досуговой, трудовой и других жизненных сферах.

    • Направления деятельности Службы дифференцируются на различных этапах учебно-воспитательного процесса:
    • 1) поступление в вуз и первый год (адаптационный период);
    • 2) период обучения в вузе;
    • 3) постдипломное образование;
    • 4) адаптация к трудовой и преподавательской деятельности (адаптационный период на рабочем месте).
    • План работы Службы утверждается на каждый учебный год.
    • В настоящее время основными направлениями деятельности Психологической службы являются:
    • ежегодный мониторинг эмоционального состояния студентов,
    • психологическая диагностика,
    • психологическое консультирование и тренинги, В рамках этого направления можно выделить консультирование «проблемных» студентов по различным вопросам межличностного и группового взаимодействия, трудностей обучения в вузе и семейным вопросам и консультирование преподавателей с целью предупреждения синдрома профессионального выгорания, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения со студентами.
    • просветительская и методическая работа.

    Было разработано Положение о Службе психологической поддержки студентов и сотрудников в ПСПбГМУ и были утверждены основные направления ее деятельности, перечисленные выше.

    Психологи и психотерапевты ведут индивидуальную консультационную, психокоррекционную работу со студентами. Сотрудники психологической службы также проводят интернет-консультации студентов, целью которых является быстрая ориентация в проблеме и мониторинг состояния обратившегося за помощью.

    В ПСПбГМУ им. академика И.П. Павлова работает Студенческий психологический центр,где каждый желающий может получить психологическую консультацию.  Консультации проводят студенты 5 курса факультета клинической психологии.

    1. http://vk.com/stud_psy_centre 
    2. Перспективы развития Психологической Службы
    3. О кабинете психологической помощи в ПСПбГМУ
    4. План работы
    5. Пример анкеты
    6. Образовательная программа по психологии
    7. Пример Психотренинга
    8. Здоровый образ жизни. Презентация
    9. Психологическая служба. Презентация

    Источник: https://www.1spbgmu.ru/ru/obschestvennaya-zhizn/512-glavnaya/obshchestvennayazhizn/pspbgmu-vuz-zozh/1674-nalichie-kabineta-psikhologicheskoj-pomoshchi-v-vuze

    Клиническая психология

    Специальность «Клиническая психология» 37.05.01

    Клинический психолог — это интересная профессия для тех, кто мечтает помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, преодолевать стресс, предупреждать возникновение серьезных психических нарушений.

    Клиническая психология – одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологии. Его центральная цель – обеспечить условия для гармонизации психического развития, повышения адаптационных возможностей и стрессоустойчивости человека, мобилизации его психических ресурсов, в целях преодоления критических жизненных обстоятельств.

    Учась на факультете психологии ТГУ по специальности «Клиническая психология», вы получаете:

    • классическое университетское образование, предполагающее целостное видение человека и проблематики его здоровья;
    • фундаментальную подготовку в области клинической психологии, а также общей, социальной,  возрастной, педагогической и других областях психологической науки;
    • практические навыки работы в различных областях профессиональной психологической деятельности;
    • не одну, а целых три квалификации «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Кроме того, вы можете продолжить обучение в магистратуре по программе «Психология безопасности и здоровья» и затем в аспирантуре по направлениям «Медицинская психология», «Психология развития, акмеология», «Общая психология».

    Получив образование по специальности «клиническая психология», вы можете работать в учреждениях и организациях:

    • здравоохранения: клиниках, больницах, оздоровительных центрах, психологических службах и реабилитационных центрах с различной формой собственности;
    • оказания экстренной помощи (МЧС, кризисные центры, телефоны доверия);
    • социальной работы: экспертных центрах и лабораториях, учреждениях соц. защиты, службах по работе с семьей и др;
    • правоохранительных органов: УВД, лаборатории судебной экспертизы,  пенитенциарных учреждениях, службах ювенильной юстиции;
    • образования: в общеобразовательных и коррекционных школах, детских садах, учреждениях профессионального образованиях (от колледжей до институтов), учебных и воспитательных учреждений интернатного типа.

    Также вы можете:

    • осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов с высоким риском эмоционального выгорания в самом широком спектре профессий (от воспитателей детских садов до летчиков-космонавтов);
    • в качестве сотрудника HR-подразделений самых различных предприятий решать вопросы подбора и расстановки кадров.

    Обучаясь по специальности «клиническая психология», вы можете реализовать себя, участвуя в жизни профессионального сообщества в общероссийском и международном масштабе:

    • разрабатывая научные и практические проекты;
    • участвуя в конкурсных программах и грантах;
    • представляя результаты своих исследований на конференциях и в научно-практических  журналах;
    • проводя исследования в лабораториях мирового уровня;
    • участвуя в семинарах и тренингах ведущих специалистов России, ближнего и дальнего зарубежья;
    • участвуя в стажировках Российских и Зарубежных университетов и научных центров.

    Вас встретят дружелюбные преподаватели и кураторы. На нашем факультете вас ждет увлекательная неформальная факультетская жизнь: традиционный выезд в Киреевск всем факультетом, Чайные церемонии, Олимпиады, тренинги-интенсивы с приглашением тренеров из других городов и стран.
     

    Дополнительные материалы по профилю подготовки (ФГОС 3 +)
    Правила приема 

    Источник: http://www.psy.tsu.ru/prospective-students/undergraduate/courses/clinical-psychology

    Ссылка на основную публикацию