Психодиагностический процесс. этапы психологического исследования — справочник студента

Диагностическое обследование строится по заранее намеченному плану с учетом цели и поставленных задач исследования. Существует несколько схем психодиагностического процесса, которые будут рассмотрены далее.

Психодиагностический процесс представляет собой взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза (Сыромятников И. В., 2005).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от поставленной задачи, имеющихся психодиагностических инструментов и уровня профессиональной подготовки специалиста.

Этапы психодиагностического процесса, по Й. Шванцаре (1978) следующие.

1- й этап. Формулировка проблемы на основании изучения всех

сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

  • 2- й этап. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
  • 3- й этап. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
  • 4- й этап. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
  • 5- й этап. Формулировка ответов на вопросы, поставленные на

первом этапе.

6- й этап. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Как мы видим, основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных, их переработке, интерпретации и принятию решения (постановки психологического диагноза).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Методы, ориентированные на структуру и стратегию - справочник студента

Оценим за полчаса!

Этапу сбора данных предшествует период первичного знакомства с обследуемым и формирование исследовательской задачи.

Подготовка к тестированию (выбор и формирование комплекса методов и методик) должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры обследования — стандартизацию, что очень сложно сделать для такой выборки, как дети.

При выборе конкретных методик для сбора основной информации следует руководствоваться данными об их надежности и валидности по отношению к психодиагностической задаче.

Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (перевод сырых баллов в шкальные оценки, расчет коэффициентов, процен- тилей, построение «профилей» и т. д.).

На этапе переработки и интерпретации полученных результатов психодиагност выбирает один из путей обобщения данных исследования: клинический (под этим понимается лишь определенный тип переработки диагностических результатов, отнюдь не специфичный для клинической психологии) или статистический (основанный на объективных, количественных показателях). Прогноз строится на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Клинический подход направлен на всестороннее описание личности, раскрытие причинно-следственных связей и отношений. При полноценном диагностическом исследовании необходимо учитывать оба подхода.

На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений (Sandberg and Tyler, 1962; Бурлачук А. Ф„ 2002). На первом уровне диагностическое заключение строится на непосредственно имеющейся информации об обследуемом.

Второй уровень является промежуточным между результатами исследования и диагнозом.

На этом этапе фиксируются данные об отдельных сферах личности, дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения.

В зависимости от задачи исследования используются различные способы написания психологических заключений на втором уровне. Ниже представлены наиболее распространенные из них.

Заключения, основанные на поэтапном описании личностных сфер обследуемого. Такой вид заключения обычно применяется в ситуациях «общего» исследования. Описание осуществляется по следующим блокам:

  • • общие сведения об обследуемом;
  • • когнитивная сфера личности (особенности мышления, устойчивость и объем внимания, объем кратковременной памяти и т. п.);
  • • потребностно-мотивационная сфера личности (доминирующие потребности и мотивы поведения, интересы, увлечения, мировоззренческая позиция как проявления действия мотивов и т. п.);
  • • эмоционально-волевая сфера личности (доминирующие эмоциональные состояния, наличие устойчивых паттернов эмоционального реагирования (уровень эмпатии, тревожности, агрессивности и т. п.));
  • • особенности самооценки, самовосприятия, самоотношения;
  • • особенности сферы межличностных отношений;
  • • поведенческие особенности;
  • • характерологические особенности;
  • • иные личностные особенности, являющиеся существенной характеристикой обследуемого;
  • • общее заключение.

Заключения, выполняемые «по запросу», т. е. отражающие не общий психологический статус клиента, а лишь те аспекты, на исследование которых поступил запрос. Данный вид заключений имеет следующий вид:

  • • общие сведения об обследуемом;
  • • список исследуемых качеств и характеристик и степень их выраженности (развитости);
  • • общее заключение.

Заключения, выполняемые по результатам применения ограниченного круга методик.

Написание такого рода методик возникает, как правило, либо в ситуации «запроса», либо в ситуации исследования при помощи комплекса методик, либо в ситуации научного исследования.

Заключения данного вида могут выполняться как в свободной форме, так и с использованием алгоритмов первого и второго вида (Устинов В. П., 2004).

На третьем уровне создается описательное обобщение, в котором конкретные особенности данного обследуемого представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность исследуемого явления.

Основные требования к психологическому заключению в психодиагностике сформулированы следующим образом:

  • 1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
  • 2. В заключении, представляемом обследуемому или родителям в случае диагностирования ребенка, необходимо в максимальной степени обеспечить отсутствие специализированных терминов, например, как «шизотимия», «нейротизм», «ассертив- ность» и т. п. Следует описывать полученные данные терминами и фразами, при восприятии которых у обследуемого не возникнет непонимания.
  • 3. По содержанию заключение должно быть так представлено, чтобы не наносить клиенту психологическую травму. Если же какие-то характеристики потенциально все же способны нанести клиенту вред, то необходимо предусмотреть возможность «смягчения» формы подачи информации. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
  • 4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, т. е. используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных, выводы.
  • 5. Психологическое заключение не должно содержать сведений, полученных не в ситуации психодиагностического исследования. Если потребность в этом все же возникла, необходимо сделать ссылку на источник информации. Например, если сведения получены в ситуации неформального общения с клиентом, необходимо сделать ссылку на протокол наблюдения, который, естественно, должен быть составлен.
  • 6. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.
Читайте также:  Логарифмическая функция - справочник студента

При диагностическом обследовании и постановке психологического диагноза необходимо помнить, что заключение — это «лицо» психолога. По тому, как написано заключение, человек делает вывод не только о конкретном психологе, но и о профессии в целом. Соответственно, заключение должно быть написано грамотным, корректным, профессиональным языком.

Принятие решения по завершению психодиагностического исследования есть постановка психологического диагноза. Понятие «диагноз» (распознавание) широко используется в разных областях науки и техники, ибо задача распознавания, определения существа и особенностей тех или иных явлений считается необходимой для дальнейшей профилактической или коррекционной работы.

Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с отклонением от нормы, отразилось и на определении понятия «диагноз» в психологической науке. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

«Диагноз, где бы он ни ставился — в медицине, в технике, в управлении, в прикладной психологии, — это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (Войтко В. И., Гильбух Ю. 3., 1976).

Достаточно длительное время господствовало мнение, высказанное зарубежными психологами о том, что термин «диагноз» в психологии целесообразно применять исключительно для «называния» каких-либо расстройств и нарушений (Rosenzweig, 1949).

В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и последствия. Очень важно, что психологический диагноз не ограничивается констатацией, а включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования.

Таким образом, содержанием психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия, как в норме, так и при патологии.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski, 1966), который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста:

  • 1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.
  • 2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.
  • 3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание — диагностика систем нервных связей.
  • 4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Таким образом, психологический диагноз — это конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенноетей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 2005, с. 86).

Как результат деятельности практического психолога диагноз представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности, или о психическом состоянии обследуемого, позволяющее предсказать будущее состояние ребенка в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи. Постановка психологического диагноза возможна на трех уровнях (см. схему 1).

Симптоматический диагноз в основном ограничивается констатацией определенных индивидуально-психологических особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы, но при этом невозможно определить ни их происхождение, ни общую структуру развития ребенка. Такой диагноз, как отметил Л. С. Выготский, не имеет научной и практической эффективности, поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

Второй уровень постановки психологического диагноза — этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

На симптоматическом уровне происходит описание структуры выявленных свойств, отражение причинных оснований (фиксируются данные об отдельных сферах личности, дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения).

Высший уровень — это типологический диагноз. Его смысл заключается в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине развития ребенка, т. е. в «…типологии, основанной на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симпто- мокомплексах» (Выготский Л. С., 1984, с. 268).

На типологическом уровне осуществляется переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных и осуществления прогноза его будущего развития и поведения, а также разработку программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо и находится в компетенции практического психолога).

Основная сложность постановки психологического диагноза ребенку заключается в том, что психолог должен одновременно видеть и особенности наблюдаемых проявлений развития, и их причины, а также ресурсные и компенсаторные возможности самого ребенка.

Психологический диагноз ребенка должен строиться на основе:

  • • анализа результатов углубленной психологической диагностики ребенка;
  • • анализа анамнестических данных;
  • • анализа поведения ребенка и специфики внешних характерных признаков;
  • • анализа уровня общего психического тонуса, психической активности, включая особенности работоспособности и темповых характеристик деятельности.

Источник: https://studref.com/415553/psihologiya/etapy_psihodiagnosticheskogo_obsledovaniya

Этапы психодиагностического обследования (Бурлачук)

Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз)

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический.

Выделяются три основных этапа П. о.:

  • 1) Этап сбора данных (в соответствие с задачей исследования);
  • 2) Этап переработка и интерпретации;
  • 3) Этап принятия решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.).

С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого.

Этим создается основной фон психологического обследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза.

1) Этап сбора данных

Так как психологическое обследование, всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор — обследуемый», необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого).

При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта и т. д.

).

2) Этап переработки и интерпретации

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический.

=Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к «субъективному суждению» (А. Анастази, 1982). =Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии.

В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном Псих. о.

необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах.

 Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр.

, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий» показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее.

Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе теории и выражение их в понятиях этой теории.

3)Этап принятия решения

На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений (Н. Сандберг и Л. Тайлер):

На 1 уровне— диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных . Психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз и прогноз, не осуществляется.

Диагноз на этом уровне замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. (Л. С. Выготский отмечал, диагноз сводится к пересказу другими словами исходных данных, причем снабжается «ярким, непонятным ярлычком»).

Данный уровень сугубо рабочий, ориентировочный.

2 ой уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л.

Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт (здесь может выступать раскрытие психологической структуры расстройства).

Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстройство мышления.

На этом уровне исследователь получает:

  • возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы,
  •  выбора конкретных методов воздействия.

На 3м, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.

Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями.

Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

Читайте также:  Закон авогадро - справочник студента

Типы диагностических заключений, предложенные Н. Сандберг и Л. Тайлер, совпадают со ступенями в развитии диагноза, выделенными А. А. Невским и Л. С. Выготским (1936).

Первая ступень — симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. «Установление симптомов автоматически никогда не приводит к диагнозу, исследователь никогда не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов»

Вторая ступень — этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени мы сталкиваемся со значительными трудностями, могущими быть источником ошибок.

  1. «Ошибки вытекают из двух источников.
  2. 1) этиологический анализ понимается чрезвычайно упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержательные формулы, вроде преобладания биологических или социальных факторов и пр.
  3. 2) незнание ряда причин, в частности ближайших причин, определяющих явление, и указание на отдаленные причины, которые непосредственно не определяют данное явление, а определяют его лишь в конечном счете»
  4. Завершающая ступень — типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности в динамическом смысле этого понятия.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены : особенности личности, анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

 Индивидуально-психологический подход должен быть дополнен социально-психологическим. Многообразие поведенческих проявлений каждого из свойств личности может быть конкретизировано только анализом социальных ситуаций, в которых действует личность.

П. о. завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т. д., для осуществления связи с полученными результатами.

Итоги П. о. должны быть представлены в объясняющих ,психологических понятиях, доступных неспециалисту. В организации и проведении П. о. обязательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П. о., должен иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.

Источник: https://students-library.com/library/read/64210-etapy-psihodiagnosticeskogo-obsledovania-burlacuk

Понятие психодиагностического процесса. Его характеристика по форме, содержанию, степени сложности

  • Психодиагностический процесс представляет со­бой взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза.
  • Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени слож­ности.
  • В содержательном плане он характеризуется как выбор ограниченного количества из множества гипо­тез о причинах состояния параметров деятельности или психического дискомфорта.
  • По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие психолога с обследуемым, направлен­ное на установление психологического диагноза.
  • По степени сложности психодиагностический про­цесс выступает как обусловленная иерархическим стро­ением объекта и многозначностьюпричинно-следствен­ных связей между его элементами сложная процедура, требующая специальной подготовки психолога.
  • Основными структурными элементами психоди­агностического процесса являются: субъект психодиагностической деятельности (психолог); объект психодиагностики (обследуемый, испы­ту-емый); психодиагностические средства;   психологический диагноз;   правила применения психодиа-гностических средств, интерпретации полученных данных и доведения их до испытуемых.

Этапы психодиагностического процесса.

Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в ре­ализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок и обусловливаются иерархичес­ким строением объекта психодиагностики и многознач­ностью причинно-следственных связей между его эле­ментами разных уровней.

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении психолога психо­диагностических средств и уровня его профессиональ­ной подготовки. Основными этапами психодиагности­ческого процесса являются: 1) принятие заказа (либо осознание проблемной, неблагополучной ситуации самим психологом); 2) постановка задачи исследования, выбор соот­ветствующих задаче методик; 3) сбор данных об объекте на феноменологиче­ском уровне; 4) обработка и интерпретация данных; 5) выдвижение гипотезы о причинных основани­ях, обусловивших данное состояние объекта; 6) уточнение гипотезы в ходе дополнительного об­следования, обобщение результатов; 7) построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуе­мым и коллегами.

Непосредственному сбору данных с помощью пси­ходиагностических методик должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объек­тивной и субъективной информации об испытуемом. С этой целью могут быть использованы различные ме­тоды, включая опросники-анкеты.

При выборе методик для сбора основной информации следует руководство­ваться данными об их надежности и валидности по отношению к психодиагностической задаче.

Этап сбо­ра данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (например, построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет ко­эффициента интеллекта и т.д.).

В процессе переработки и интерпретации диагно­стических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован, прежде всего, на опыт исследователя, его интуицию. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их стати­стическую обработку в виде, например, уравнения рег­рессии.

На определенном этапе психодиагностического обследования нередко возникает необходимость упо­рядочения диагностических показателей, сведения их в определенную систему. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и те­оретическом уровнях.

В первом случае разрабатыва­ется какая-либо схема сопоставления результатов от­дельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, например, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «вы­сокий» и «низкий» показатели каждой методики.

Те­оретический уровень обобщений предполагает система­тизацию полученных результатов на основе определенной теории и выражение их в понятиях этой теории.

На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений, ко­торые лежат в основе разработки программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю.

Источник: https://magref.ru/ponyatie-psihodiagnosticheskogo-protsessa-ego-harakteristika-po-forme-soderzhaniyu-stepeni-slozhnosti/

Этапы и особенности социально-психологического исследования

Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей, их переработке, интерпретации и, наконец вынесению решения (диагноз, прогноз).

Этап сбора данных

Сбору данных с помощью диагностических методов предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных  и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключение других специалистов) об исследуемом. В ходе которого формируется исследовательская задача.

Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание  на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего.

Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействий «экспериментатор – испытуемый», в литературе не мало внимания уделяется анализу влияний различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные обследуемого и исследователя.

В отечественной психодиагностике разработанная оригинальная классификация  психодиагностических ситуаций. В.И.Дружинин полагает существование четырех вариантов таких ситуаций:

  1. добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например психологическая консультация);
  2. принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения ( например, обследование студентов-психологов при разработке тестов);
  3. принудительное участие в обследовании и выбор поведения после обследования навязан ( например, тестирование для определения соответствиям требований занимаемой должности);
  4. добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан ( например профотбор).

В психологической диагностике часто отсутствуют какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач.

Особенно отчетливо это проявляется в области диагностике личностных особенностей, где одна и та же методика используется в различных целях.

Теоретически валидность той или иной методики по отношению к сформулированной теоретической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.

После формулирования теоретической задачи, работа соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся профили личности и т.д.

Этап переработки и интерпретации

Пути обобщения данных исследования: клинический и статистический.

Клинический опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход не далеко уходит от суждения здравого смысла.

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, и их статистическую обработку в виде, например, уравнении регрессии или факторного анализа.  Роль субъективного суждения сводиться к минимуму.

В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Этап принятия решений

Н.Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений.

  • На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. При таком «селекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прогноз не осуществляется. Диагноз на этом уровне в известном смысле замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только  выраженные в иной системе понятий.
  • Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер, указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На это уровне исследователь получает возможность планирование дальнейший этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.
  • На третьем уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и  сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления его структуру.

Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями.

Типы диагностических заключений, предложенные Н.Сандберг и Л.Тайлер, в сущности совпадают со ступенями  в развитии диагноза.

  • Первая ступень – симптоматический ( или эмпирический)диагноз, ограничивающий констатацией определенных особенностей или симптомов на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
  • Вторая ступень – этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени мы сталкиваемся со значительными трудностями, которые могли  быть источниками ошибок.

Завершающая модель – типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности в динамическом смысле этого понятия.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых.

Традиционно психодиагностическим исследованиям присущ индивидуально-психологический подход, сложившийся исторически и долгое время оправдывающий себя. В диагностике тех или иных свойств, особенностей личности еще недостаточно учитывается та социальная среда, в которой эти свойства и особенности формируются и проявляются.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которое необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендаций по выбору оптимальных методов терапии заболевании, реабилитации и т.д.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т.е. описывающие не результаты, полученные с помощью конкретных методик, а их психологическая интерпретация.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/983-2010-12-03-10-50-08.html

Ссылка на основную публикацию