Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.
«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.
Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.
При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.
Условные и безусловные рефлексы
Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
- Приобретенные — врожденные
- Индивидуальные — групповые
- Неспецифичные — специфичные
- Изменчивые — постоянные
- С корой — без коры
Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы — врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.
Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.
Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет — палочками и колбочками сетчатки.
Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.
Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное — запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.
Механизм формирования условного рефлекса
Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.
За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.
Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.
Торможение рефлексов
Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.
Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
Павлов описан два вида коркового торможения:
- Безусловное (внешнее)
- Условное (внутреннее)
Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).
Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.
Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным).
Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет.
Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .
Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота.
На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар.
Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.
В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями.
Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям.
За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.
Типы темперамента
Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный.
Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе.
И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.
Эмоции, мышление и память
Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.
Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).
Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.
Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
Сон
Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.
Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна).
Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем.
К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.
Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.
Заболевания
Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.
Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.
Источник: https://studarium.ru/article/107
Физиология высшей нервной деятельности. Данилова Н.Н., Крылова А.Л
Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 478 с.
В учебнике рассматриваются основные принципы высшей нервной деятельности, физиология анализаторов, условно рефлекторная деятельность животных и человека, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта.
Включены разделы, посвященные нейро-физиологическим основам психических процессов человека. Большое внимание уделяется проблеме функциональных состояний, их механизмам на системном, нейронном и биохимическом уровнях.
Описываются особенности высшей нервной деятельности человека, методы диагностики психологических и психофизиологических качеств.
- Для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, специалистов — психологов.
- Формат: pdf / zip
- Размер: 3,24 Мб
- Скачать / Download файл
- СОДЕРЖАНИЕ К читателю Предисловие
Глава I. История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности § 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность
§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности § 3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности
Глава II. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности § 1. Основы теории рефлекторной деятельности
§ 2. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга
Глава III. Функциональная организация мозга § 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга
§ 2. Модулирующие системы мозга § 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга § 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги
Глава IV. Врожденная деятельность организма § 1. Безусловные рефлексы и их классификация
§ 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта) § 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы
Глава V. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности § 1. Привыкание как стимул-зависимое обучение
§ 2. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение § 3. Динамика условнорефлекторной деятельности
Глава VI. Механизмы образования условного рефлекса § 1. Функциональные основы замыкания временной связи
§ 2. Доминанта и условный рефлекс
Глава VII. Нейрофизиологические основы памяти и обучения § 1. Временная организация памяти
§ 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения § 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти
Глава VIII. Структура поведенческого акта § 1. Функциональная система
§ 2. Стадии поведенческого акта § 3. Поведение в вероятностной среде § 4. Нейронные механизмы поведения
Глава IX. Потребности § 1. Детерминанты потребностей
§ 2. Классификация потребностей § 3. Потребности и воспитание
Глава X. Мотивация § 1. Биологическая мотивация
§ 2. Общие свойства различных видов мотивации § 3. Мотивация как доминанта § 4. Нейроанатомия мотивации § 5. Нейрохимия мотивации
Глава XI. Эмоции § 1. Функции эмоций
§ 2. Физиологическое выражение эмоций § 3. Нейроанатомия эмоций § 4. Нейрохимия эмоций
Глава XII. Движение § 1. Механизмы управления движением
§ 2. Механизмы инициации движения
Глава XIII. Функциональные состояния § 1. Функциональное состояние в структуре поведения
§ 2. Нейроанатомия функциональных состояний § 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний § 4. Гетерогенность модулирующей системы мозга § 5. Сон § 6. Стресс
Глава XIV. Особенности высшей нервной деятельности человека § 1. Слово как сигнал сигналов
§ 2. Речь и ее функции § 3. Развитие речи у ребенка § 4. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем § 5. Речевые функции полушарий § 6. Мозг и сознание
Глава XV. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека § 1. Донервные теории индивидуальности
§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности § 3. Свойства нервной системы и их измерения § 4. Темперамент в структуре индивидуальности Заключение
Литература
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»
-
- Астрономия
- Биология
- География
- Естествознание
.
Иностр. языки.
- Информатика
- Искусствоведение
- История
- Культурология
- Литература
- Математика
- Менеджмент
- ОБЖ
- Обществознание
- Психология:
- Сайты
- Книги
- Рефераты
- Религиоведение
- Русский язык
- Физика
- Философия
- Химия
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
- Школа — и др.
- Студентам — и др.
- Экзамены школа
- Абитуриентам
- Библиотеки
- Справочники
- Рефераты
- Прочее
Copyright © 2006-2007 Alexander Vasiliev , St. Petersburg, Russia, info@alleng.ru |
Источник: https://alleng1.org/d/psy/psy093.htm
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Пособие содержит материалы, регламентирующие содержание учебной и методической работы по организации преподавания курса физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, предусмотренного государственным образовательным стандартом по специальности: 020400 (030301.65) – психология. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.
Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать — т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие.
Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.
Цель курса физиологии высшей нервной деятельности — дать студентам знания об особенностях высшего уровня регуляции процессов жизнедеятельности на базе основных нервных процессов, протекающих в центральных отделах головного мозга.
Внимание уделяется особенностям, включая и возрастные, функционирования сенсорных систем. Предлагается рассматривать сенсорную систему как единую функциональную систему, результатом деятельности которой является объективное и достоверное восприятие внешнего мира.
В курсе изучаются общие свойства и особенности проявления этих свойств в различных сенсорных системах.
Семинарские занятия позволят не только закрепить знания, полученные студентами в лекционном курсе, но и вооружат будущих специалистов в области психологии умениями и навыками самостоятельной работы.
Данная программа определяет объем знаний и навыков, которые должны получить студенты факультета психологии Института психоанализа в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий. Знание практическим психологом материалистического субстрата психики, закономерностей его работы является важнейшим критерием профессионализма. Курс завершается экзаменом.
Содержание курса
Раздел1. Методология изучения высшей нервной деятельности
Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Детерминизм как объективный принцип трех базовых теорий науки о высшей нервной деятельности: теория рефлекторной деятельности; теория отражения и теория системной деятельности.
Рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Предыстория развития учения о рефлексе (Р. Декарт, И. Прохазка, Ч. Белл, Р. Мажанди, М. Холл, И.Мюллер). Концепция условного рефлекса по И.М. Сеченову и И.П.
Павлову: три принципа рефлекторной теории: детерминизма, структурности, анализа и синтеза. Дальнейшая диалектическая разработка концепции рефлекса по А.А. Ухтомскому.
Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы.
Теория отражения. Формы отражения окружающего мира: восприятие, ощущение, представление и т.д. Отражение в биологических системах. Понятие о сигнале.
Теория системной организации мозга. Функциональная организация мозга в учениях А.А. Ухтомского о функциональных констелляциях; в учении П.К. Анохина о функциональных системах; А.Р. Лурия о трех основных функциональных блоках.
Раздел 2. Поведение. Классификация форм поведения
Поведение как форма эволюции Классификация инстинктивных (врожденных) форм на основе биологических потребностей: витальных, социальных, идеальных.
Формы индивидуального ( приобретенного) обучения. Неассоциативное, стимул-зависимое ( суммационная реакция, привыкание, запечатление, подражание). Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое ( классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс).
Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, образное поведение (И.С. Беритов). Элементарная рассудочная деятельность как одна из форм адаптаций в учении Л.В. крушинского. Вероятностное прогнозирование- адаптационное поведение в вероятностно-организованной среде.
Раздел 3. Основные закономерности безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности
Особенности организации безусловного рефлекса ( инстинкта). Структура безусловных реакций. Драйв рефлексы. Антидрайв рефлексы.
Закономерности формирования условнорефлекторной деятельности. Классификация условных рефлексов. Приспособительный и сигнальный характер условнорефлекторной деятельности. Доминанта, ее свойства. Соотношение условного рефлекса и доминанты.
Единство основных нервных процессов – возбуждения и торможения, их взаимодействие в виде иррадиации и концентрации.
Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность), лежащие в основе формирования положительных и отрицательных условных рефлексов.
Феномен торможения: внешнее (безусловное) – гаснущий тормоз; запредельное торможение; внутреннее (условное) томожение – угасательное; дифференцировочное; запаздывания; условный тормоз. Взаимодействие различных видов торможения.
Механизмы замыкания условнорефлекторных связей. Внутрокорковые механизмы. Динамическая констелляция центров.
Раздел 4. Сенсорные системы
Сенсорная функция мозга. Сенсорные системы – связующее звено живых организмов со средой обитания. Общие принципы строения сенсорных систем: конвергенция, дивергенция, обратные связи, двусторонней симметрии, кортикализации.
Роль сенсорных систем как преобразователей физической энергии стимула в нейрофизиологические процессы нервных структур. Обнаружение и кодирование сигналов: многоуровневая организация ( релейность) передачи информации.
Топическая организация сенсорных потоков при многоканальной передаче на высшие уровни мозга информации.
Строение и функции зрительной сенсорной системы, слуховой, кинестетической, вкусовой , обонятельной систем. Распознавание, декодирование информационных потоков. Избирательный, активный характер восприятия. Внимание как механизм фильтрации информации, формирование доминантного очага.
Раздел 5. Факторы, формирующие поведение
Генотип и поведение. Генетическая детерминация анатомии инейрохимии мозга, свойств нервных процессов и обучения.
Мотивация. Физиологические потребности. Мотивация как актуализированная потребность при организации поведенческого акта. Виды мотиваций и их роль в организации поведения. Нейрофизиологические механизмы мотивации, ее структурное обеспечение.
Эмоции. Эмоции – особая форма отражения. Роль эмоций как фактора, определяющего направленность поведения. Связь эмоций и мотиваций. Место эмоций вв ряду других функциональных состояний. Теории эмоций. Исторический аспект. Понятия об эмоциональных состояниях и эмоциональных реакциях.
Современная трактовка генезиса эмоций в трудах П.В. Симонова ( потребностно- информационная гипотеза). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций. Понятие эмоционального стресса как системной реакции организма. Стадии развития стресса.
Экспериментальные неврозы и их физиологические механизмы. Трапия.
Пространство и время как факторы организации поведения. Пространство. Теории рефлекторного отражения пространства. Теории пространственной ориентации по И.С Бериташвили, интегрального образа А.А.
Ухтомского, когнитивных карт (динамический образ окружающего пространства). Время. Адаптивное значение суточных (циркадных) ритмов. Понятие о цикле «сон – бодрствование». Эволюция сна живых организмов. Структура сна. Теории сна. Сезонные ритмы поведения.
Автоматизированное, стереотипное поведение или «чувство времени».
Память. Виды и формы памяти. Пространственно-временная организация памяти. Механизмы кратковременной памяти. Нейрофизиологические механизмы долгосрочной памяти. Понятие энграммы памяти. Информационные макромолекулы. Нейромедиаторные системы памяти.
Движение. Механизмы управления движением. Структурная основа функциональной организации двигательных систем. Произвольное и непроизвольное движение.
Раздел 6. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация
Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной деятельности мозга.
Модулирующая система. Высшие интегративные системы мозга: ретикуло – стволовой и таламо – кортикальный (ассоциативный) уровень интеграции. Понятие функциональных систем. Внимание – преднастройка, ориентировочный рефлекс. Виды внимания.
Подкорковые и корковые механизмы внимания. Ассоциативные системы и их участие в организации движений, в программировании поведения. Интегративная работа мозга в процессе организации движений (Н.А. Бернштейн).
Функциональная организация поведенческого акта.
Раздел 7. Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека
Психофизиологическая проблема: соотношение физиологического и психологического в природе человека. Социальные и биологические потребности человека.
Мышление и речь. Речевая форма отражения действительности. Теория мышления. Сознание и неосознаваемое.
Межполушарная асимметрия и психическая деятельность. Критерии полушарного доминирования.
Психическая деятельность во время сна. Особенности сна человека. Физиологическое значение особых фаз сна и их роль в возникновении сновидений. Гипноз и внушение.
Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/fiziologiya-vysshej-nervnoj-deyatelnosti-i-sensornyh-sistem
Высшая нервная и психическая деятельность человека
Подробности
Создано: 07 октября 2013
Высшая нервная и психическая деятельность человека.
Среди многих проблем, связанных с исследованием биологии человека, проблема раскрытия физиологических механизмов психической деятельности является наиболее сложной. Разнообразные явления психической деятельности интересовали людей издавна.
Надписи, сохранившиеся в памятках древнеегипетской культуры, записи древнегреческих медиков, философов свидетельствуют о том, что еще 4-5 тысяч лет тому назад люди ставили вопрос о познании сущности человека и его мышления.
Известный греческий философ Сократ (4-5 столетия до нашей эры) выдвинул девиз: «Познай самого себя», который пережил века и сохранил свое значение до сегодняшнего времени. Еще в начале возникновения представления о психической деятельности человека существовали два взгляда относительно ее происхождения.
Согласно одному взгляду, психика является результатом деятельности мозга, в котором отражаются внешние события и внутреннее состояние организма. Благодаря ей человек оценивает разнообразные явления и события и соответствующим образом реагирует на них.
Согласно другому взгляду (религиозному), поведением человека управляет нематериальная душа, порожденная сверхъестественными силами, находящимися вне организма человека. Эти два взгляда существуют и ныне и имеют соответствующее научное и религиозное толкование.
В соответствии с первым взглядом, приспособление организма к постоянным изменениям окружающей и внутренней среды происходит благодаря двум типам рефлекторных реакций: врожденным и приобретенным на протяжении индивидуального развития человека и животного. Отдельно выделяют умственную деятельность человека.
Врожденные реакции на действие раздражителя И. П. Павлов назвал безусловнорефлекторной деятельностью. Они унаследованы и являются характерными для того или другого вида животных. В процессе жизни отдельной особи формируется много новых рефлекторных реакций, характерных только для нее.
Приобретенные реакции организма И. П. Павлов определил как условнорефлекторную деятельность. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная деятельность человека и животных пребывают в неразрывном единстве и вместе составляют высшую нервную деятельность.
Высшая нервная деятельность является функцией коры большого мозга и подкорковых ядер.
Впервые понятие рефлекс (от латинского «reflexus» – отраженный), как ответ организма на воздействие окружающей среды, ввел в науку в XVII ст. французский философ Рене Декарт. Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749-1820) доказал, что рефлексы осуществляются нервной системой. Идею о том, что вся психическая деятельность человека является также рефлекторной, впервые высказал в 1863 году И. М.
Сеченов. Эту идею в начале ХХ столетия экспериментально подтвердил И. П. Павлов. Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал рефлекторную регуляцию физиологических функций организма, а высшую нервную деятельность он определил как психическую деятельность, обуславливающую рефлекторную регуляцию взаимоотношений организма с окружающей средой, то есть поведение человека и животных.
Именно благодаря высшей нервной деятельности при изменении факторов окружающей среды человек или животное ведут себя так, что результат всех рефлекторных реакций становится полезным для организма. Высшая нервная деятельность человека является физиологической основой психических процессов.
Разделение на высшую и низшую нервную деятельность несколько условно, поскольку все процессы в организме взаимосвязаны. Изменение психического состояния человека сказывается на деятельности физиологических систем, и наоборот, функциональное состояние организма обуславливает психику человека.
Исходя из современных достижений науки, высшая нервная деятельность – это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозгу и обеспечивающих течение поведенческих реакций животных и человека. Эти реакции обуславливаются приспособлением поведения высших животных и человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Физиология высшей нервной деятельности и психология тесно связаны, поскольку имеют один объект исследования – головной мозг. Однако между высшей нервной деятельностью и психической деятельностью имеются существенные различия.
Целью учения о высшей нервной деятельности является познание физиологических процессов, происходящих в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и разнообразных поведенческих реакций. Психология изучает работу мозга, проявляющуюся в виде представлений, образов, эмоций, мотивов.
Она также изучает, каким образом под влиянием условий жизни, обучения и воспитания формируется личность человека. Знание закономерностей высшей нервной деятельности имеет большое значение для учебы, воспитания, трудовой деятельности, сохранения здоровья.
Так выработка двигательных навыков при физических упражнениях и разных видах работы происходит согласно с закономерностями высшей нервной деятельности. Разработка режимов обучения, труда и отдыха для людей разного возраста также основывается на знании работы мозга.
Большой заслугой И. П. Павлова является создание объективного метода изучения высшей нервной деятельности с помощью условных рефлексов. Этот метод построен на взаимосогласованности в определенной временной последовательности действий условного (индифферентного) и безусловного (подкрепляющего) раздражителей.
В качестве условных используют световые (включение электрической лампочки, демонстрация объектов разного цвета), звуковые, осязательные и другие раздражители. В качестве безусловных – кормление, болевые раздражители и т. д.
Наличие образуемого условного рефлекса выявляют с помощью регистрации определенных двигательных (выполнение простых и сложных движений) или вегетативных (слюновыделение, изменения частоты сердечных сокращений, дыхания) реакций.
Регуляция физиологических систем организма, его двигательной активности считается низшей нервной деятельностью. Осуществление поведенческих реакций и психических процессов является проявлением высшей нервной деятельности.
Учение о высшей нервной деятельности изучает физиологические явления, происходящие во время психических процессов и являющиеся их материальной основой.
Психические процессы и работа физиологических систем организма взаимосвязаны.
Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1230-vysshaya-nervnaya-i-psixicheskaya.html
Нейрофизиологические основы психики человека | Студент-Сервис
Функционирование организма обеспечивается нервной системой.
Вся нервная система делится на центральную, периферическую и вегетативную. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг.
От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами.
Вегетативная нервная система обслуживает внутренние органы и железы.
Строение мозга. Простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции регулируются спинным мозгом, находящимся в позвоночном столбе. Спинной мозг переходит в продолговатый мозг головного мозга, регулирующий автоматизированные процессы жизнеобеспечения — дыхание и др.
За ним следует средний мозг, регулирующий работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) — результат деятельности среднего мозга.Над средним мозгом расположен промежуточный мозг.
Он включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции: питание, размножение, защитно-оборонительные эмоции.
Особенно развита у человека кора больших полушарий — орган высших психических функций.
В коре мозга выделяются два основных блока:
- блок приема, переработки и хранения информации — отделы мозга, осуществляющие обработку информации, поступающей от различных рецепторов — зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; все корковые зоны этого блока функциони руют в иерархической взаимосвязи: первичные зоны осуществляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации, вторичные зоны выполняют функцию синтеза — объединения, интегрирования поступающей информации;
- блок программирования, регуляции и контроля деятельности — передние отделы мозга.
Существуют различия в функциях правого и левого полушарий — функциональная асимметрия мозга. Функцией левого по лушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функция правого полушария — оперирование наглядными образами, распознавание объектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.
Кора головного мозга человека — целостно работающий орган, но отдельные его части (области) функционально специализированы. Так, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые. Обширные специализированные зоны коры обеспечивают речевую деятельность человека.
По учению И. П. Павлова, основным механизмом функционирования коры головного мозга (высшей нервной деятельности) являются условные рефлексы. Термин «рефлекс» был введен французским ученым Рене Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистической физиологии И. М.
Сеченовым («Рефлексы головного моз га», 1863). Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлексов и использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности («Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных», 1923).
Все рефлексы были разделены им на две группы — безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, выделение слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития определенного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида.
Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безусловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.
Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами.
Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, что многочисленные внешние раздражители, окружающие животное в естественных условиях и сами по себе не имеющие жизненно важного значения, предшествуя в опыте животного пище или опасности, удовлетворению других биологических потребностей, начинают выступать в роли сигналов, по которым животное ориентирует свое поведение. С понятием условного рефлекса И. П. Павлов связывал принцип сигнальное™ высшей нервной деятельности, принцип синтеза (временных связей) внешних воздействий и внутренних состояний. Открытие И. П. Павловым основного механизма высшей нервной деятельности — условного рефлекса — стало одним из революционизирующих завоеваний естествознания, исторической вехой в понимании связи физиологического и психического. С познания динамики образования и изменения условных рефлексов началось раскрытие сложных механизмов деятельности человеческого мозга, выявление закономерностей высшей нервной деятельности.
Как установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип.
Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что полезно или вредно для организма (синтез). Синтез, — как отмечал И. П.
Павлов, — замыкание связей, а анализ — все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов — возбуждения и торможения и подчинена следующим законам.
- Закон образования временной нервной связи: при многократном подкреплении нейтрального раздражите ля безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.
- Закон угасания временной нервной связи: при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.
- Закон иррадиации возбуждения: очень сильные (как и очень слабые) раздражители вызывают иррадиацию — распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий. Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализованные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.
- Закон взаимной индукции нервных процессов: на периферии очага одного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры головного мозга сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него процесс торможения. Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов — последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга. Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывают значительные нарушения в психической регуляции поведения. Так, преобладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводят к снижению активности организма (вплоть до сна наяву). Преобладание возбуждения может выразиться в беспорядочной активности, ненужной суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможения ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации возбуждения. Торможение бывает внешним и внутренним. Если внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятельность затормозится. Это — внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.
Одним из видов внутреннего или условного торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными. Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным. Торможение, лежащее в основе анализа, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет действия, делает их более приспособленными к окружающей среде. - Закон системности в работе коры головного мозга (динамический стереотип): реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коре системы связей. Опыты показывают, что если выработать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Устойчивое закрепление определенной последовательности реакций И. П. Павлов называл динамическим стереотипом. (Термин «стереотип» происходит от двух греческих слов stere os — твердый и typos — отпечаток.)
К стереотипно повторяющимся внешним воздействиям организм приспосабливается выработкой устойчивой системы реакций. Динамический стереотип — физиологическая основа навыков и привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов — физиологическая основа устойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип — выражение особого принципа работы мозга — системности.
Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему, в которой отдельные раздражители находятся в определенных взаимоотношениях. Внешний стереотип — последовательность воздействий — отражается во внутреннем нейродинамическом стереотипе.
И.П. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности и о второй сигнальной системе, присущей человеку, — способность человека обобщенно отражать мир при “помощи слова”.
Рассмотренные выше основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности не утратили значимости в наши дни.
Однако некоторые из них были уточнены и развиты учениками и последователями великого физиолога. Одно из самых перспективных направлений в развитии учения И. П. Павлова возглавил его ученик академик П.К. Анохин. Механизм условных рефлексов — фундаментальная, но не единственная основа работы головного мозга. Сам И. П.
Павлов отмечал, что когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя.
Современная наука о мозге — нейрофизиология базируется на концепции функционного объединения механизмов мозга для осуществления различных поведенческих актов.
Функциональной системой П. К. Анохин назвал единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в совокупности обеспечивают результативность того или иного поведенческого акта.
Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П. К. Анохиным афферентным синтезом (в переводе с латинского — «соединение приносимого»).
В процессе афферентного синтеза из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности, т. е.
решается вопрос: какой полезный результат должен быть получен в данной ситуации, при данной комбинации исходных возбуждений? В результате афферентного синтеза принимается решение — выбирается один из возможных вариантов действия, который больше всего удовлетворяет требованиям данной ситуации.
Нейрофизиологический механизм принятия решения основан на способности мозга прогнозировать параметры будущего результата действия. Этот механизм назван П. К. Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор результатов действия (от лат.
acceptor — принимающий) — нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия на основе обобщения ранее полученных результатов от аналогичных действий. Предвидение результатов действия — формирование цели действия. На основе предвидения результатов готовящегося действия создается программа действия. И только после этого совершается само действие.
Ход действия, результативность его этапов, соответствие результатов сформированной программе действия постоянно контролируются путем получения сигналов о достижении цели. Механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П. К. Анохиным обратной афферентацией. (Афферентация — возбуждение под влиянием внешнего воздействия.
) Осуществление каждого действия постоянно сопровождается сличением двух комплексов возбуждения: возбуждений, прогнозирующих действие, и возбуждений, поступающих по ходу совершения действия.
В отличие от И. П. Павлова, П. К. Анохин трактует подкрепление поведенческих актов не только эффектом действия безусловного раздражителя. Действие, по П. К. Анохину, подкрепляется его правильностью — афферентными сигналами о его адекватности ранее сформированной программе.
Теория функциональных систем включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программирование будущих результатов поведения. Отказавшись от упрощенно-универсальной схемы «стимул—реакция», П. К. Анохин раскрыл нейрофизиологический механизм активной деятельности. Раскрыв механизмы целенаправленных поведенческих актов, П.К.
Анохин поднял нейрофизиологию на современный системный уровень, содействовал ее интеграции с психологией.
Психика человека — социально опосредованный продукт мозговой деятельности, социально нормированное отражение действительности.
Механизм человеческого мозга — механизм кодирования взаимосвязей действительности в речевых знаках.
Психическое отражение действительности человеком — отражение, опосредованное знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике человечества.
Познание психики человека и деятельности его мозга взаимообусловлено.
«Прежде чем ответить на вопрос о том, каковы мозговые основы того или иного психического процесса, необходимо тщательно изучить строение того психического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить, и выделить в нем те звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга».
Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя сводить и к нейрофизиологическим процессам. Нейрофизиология — естественное условие функционирования психического, но само психическое социально детерминированно. Нейрофизиология подчинена биологическим закономерностям; психика подчинена всеобщим законам объективных взаимосвязей явлений внешнего мира.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/nejrofiziologicheskie-osnovy-psihiki-cheloveka/