Проблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить. Это способствует развитию мышления, умению находить нестандартные решения, причинно-следственные связи и использовать уже имеющиеся знания.
В основу методики легли идеи философа, психолога и педагога Джона Дьюи.
К сожалению, с проблемным обучением знаком далеко не каждый, но это действительно эффективная методика, которая будет чрезвычайно полезна как для детей, так и для взрослых.
Для того, чтобы узнать больше способов самостоятельного обучения и внедрить в повседневную жизнь принцип life-long learning, приходите на нашу онлай-программу «Лучшие техники самообразования».
Концептуальные положения проблемного обучения
Концептуальные положения проблемного обучения таковы:
- Усвоение знаний – неуправляемый и спонтанный процесс.
- В онтогенезе ребёнок повторяет путь человечества в познании.
- Усвоение материала происходит не тогда, когда человек просто слушает и воспринимает что-либо органами чувств, а когда у него возникает потребность в получении конкретных знаний.
- Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (путём вызывания удивления и/или любопытства), активность обучающегося, связь усваиваемого материала с жизнью, трудовой деятельностью и т.п. (актуальность).
Также важным условием является тип взаимодействия между учителем и учеником, при котором последний может свободно выражать свои мысли и делиться идеями, а учитель внимательно следит за ходом его размышлений.
Структура проблемного урока
Структура эффективного проблемного урока – это процесс из нескольких этапов.
1
Проблемная ситуация – познавательная задача, которая основывается на каком-либо противоречии между имеющимися знаниями и конкретной ситуацией. Появляются вопросы «почему не получается?», «почему это так?», «как такое возможно?» и т.д.
Этот этап имеет большое значение, т.к. именно на нём формируется интерес к проблеме и желание её исследовать, желание найти ответы на вопросы, связанные с ней.
Пример: «Вода тяжелее воздуха. Но чтобы пошёл дождь, она должна оказаться сверху. Как это происходит?»
- 2
- На этом этапе происходит формулирование темы урока и вопросов, на которые нужно найти ответ.
- 3
Учащийся выдвигает свои варианты решения проблемы. Это способствует развитию творческого и логического мышления, а также умению выявлять причинно-следственные связи.
Все гипотезы анализируются, активность поощряется. Возможно, учащийся не сможет найти ответ, но его всё равно стоит похвалить, если он прикладывал значительные усилия. При необходимости следует задавать наводящие вопросы и указывать на правильность хода размышлений.
- 4
- После того как учащиеся попытались самостоятельно решить поставленную задачу, им даётся правильный ответ, если они сами не пришли к нему.
- Высокая степень заинтересованности способствует тому, что учащиеся внимательно слушают и надолго запоминают то, что им говорят.
Функции и условия проблемного обучения
Проблемный урок выполняет сразу несколько функций:
- Учащиеся учатся размышлять, искать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и на практике использовать уже имеющиеся знания.
- Происходит накопление опыта творческой и исследовательской деятельности.
- Учащиеся учатся решать научные и творческие проблемы, генерировать нестандартные варианты решений.
Кроме того, происходит понимание, что знания взаимосвязаны и образуют систему, то есть можно о многом догадаться, используя базовые знания и фундаментальные законы.
Однако применяться проблемное обучение может лишь при соблюдении ряда психологических условий:
- Проблемные ситуации должны быть доступны для обучающихся. Если они не понимают проблемы, то ни о каком интересе и речи быть не может.
- Задания должны быть такими, чтобы учащийся не мог их выполнить (по крайней мере быстро, то есть он не должен заранее знать ответ на поставленный вопрос), но и такими, чтобы учащийся мог анализировать их и выдвигать свои гипотезы.
- Проблемные ситуации должны вызывать активность и собственную познавательную деятельность.
Если эти условия соблюдаются, эффективность проблемного обучения гарантирована.
Не менее интересно и то, что существует и проблемное обучение для взрослых. Главное отличие в том, что вам придётся самостоятельно находить проблему, самостоятельно её формулировать и самостоятельно проверять свои гипотезы. Но в целом алгоритм тот же:
- Находите интересую для вас проблему.
- Формулируете задачу.
- Выдвигаете свои варианты.
- Находите ответ на свой вопрос и смотрите, насколько близки к нему вы были в своих гипотезах.
Подобная практика прекрасно развивает мышление и позволяет получать ценный жизненный опыт. Проверьте – и убедитесь сами!
Источник: https://4brain.ru/blog/problem-learning/
Технология проблемного обучения как инструмент развития самостоятельной работы студентов — современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Белова Т.А. 1
Брицкая А.Л. 1
Емельянова Н.М. 1
Непша И.В. 1
Сивирина О.А.
1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
В связи с тем, что одной из главных целей современной системы высшего профессионального образования является необходимость подготовки будущих выпускников к непрерывному повышению собственной квалификации на протяжении всей их профессиональной жизни, особое значение в образовательной системе вуза приобретает самостоятельная работа студентов. В статье представлены основные аспекты деятельности преподавателя, направленные на развитие самостоятельной работы студентов в рамках технологии проблемного обучения, а также исследованы основные задачи, которые стоят перед преподавателем при использовании технологии проблемного обучения. В заключение статьи отмечено, что организация проблемного обучения требует от преподавателя умения анализировать реальный ход процесса и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним условия учебной задачи. В таких условиях преподаватель должен обладать способностями рефлексии и оперативным мышлением.
самостоятельная работа студентовпедагогическая технология
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Вып. 2. Л.: ЛГУ, — 1974. — С. 3–15.
2. Белова Т.А. Групповые методы обучения на семинарских занятиях по дисциплине «Отечественная история» в медицинском вузе. // Омский научный вестник. Приложение к выпуску девяносто четвертому. – 2010. – № 1 (94) – С. 32–34.
3. Емельянова Н.М. Проблема активации познавательной деятельности студентов. // Материалы II научно-практической конференции студентов и молодых ученых. «Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны». – Пенза, 2012. – С. 988–990.
4. Кукушкина О.А. Приемы формирования активности и самостоятельности учеников на уроках истории. // Методы обучения как условия развития активности и самостоятельности учащихся. Материалы научно-практической конференции. – Омск, 2000. – С. 15–19.
5. Кумекер Л., Шейн Дж.С. Свобода учить, свобода учиться. – М.: Народное образование, 1994.
6. Сивирина О.А. Методы активного обучения на семинарских занятиях в вузе. // Совершенствование форм и методов управления качеством учебного процесса: сборник материалов городской научно-методической конференции. – Омск, 2003. – С. 245–249.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979.
Одной из главных целей современная система высшего профессионального образования считает необходимость подготовки будущих выпускников к непрерывному повышению собственной квалификации на протяжении всей их профессиональной жизни. В этой связи особое значение в образовательной системе вуза приобретает самостоятельная работа студентов, которая отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит перед собой цель, для достижения которой выбирает задание и вид предстоящей деятельности. Таким образом, мы говорим о самореализации студентов в образовательном процессе вуза. А соответственно, необходимо обратить внимание на саму проблему формирования готовности студентов к самореализации. Понятно, что процесс этот небыстрый, сложный, многоэтапный, но именно способность обучающегося к самостоятельной работе является фундаментом получения качественного образования, а, следовательно, и востребованности будущего специалиста на рынке труда. При этом современные студенты, являясь пользователями продвинутых технологий, в определенной степени отличаются инфантилизмом [см. подробнее: 1]. В связи с этим, безусловно, огромную роль в формировании готовности студентов к самореализации играет преподаватель, организующий образовательный процесс.
Самостоятельная работа в вузе довольно часто является завершающим этапом всех других видов учебной деятельности. Конечно, предполагается, что ее основные навыки и умения должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, это происходит не всегда. Преподавателям нередко приходится сталкиваться с противоположным явлением.
Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу могут к ним адаптироваться, так как не все из них владеют приемами самостоятельной работы.
Неслучайно именно поэтому одной из основных задач преподавателя как высшего, так и среднего профессионального учебного заведения становится помощь студентам в организации и обучении работать самостоятельно.
Важнейшим инструментом развития самостоятельной работы обучающихся, безусловно, является технология проблемного обучения.
Суть данной педагогической технологии в том, чтобы поставить такой вопрос, при ответе на который студентам придется отступить от шаблонов, усвоенных со школьной скамьи или полученных через средства массовой информации.
Организатор учебного процесса путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создает в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, в результате чего он будет вынужден сам активно формировать недостающие знания с помощью преподавателя или с участием других обучающихся. Таким образом, студент или ученик получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа — в разрушении стереотипов мышления и фундировании самостоятельности мышления.
Отметим также, что будущему специалисту необходима не только тренированная память, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты и информацию, что трудно представить вне рамок проблемного подхода.
Следовательно, обучающемуся необходимы как умение творчески подходить к использованию знаний, так и способность делать выводы из своих и чужих ошибок, а также умение актуализировать и развивать уже имеющиеся знания и умения.
Подобные навыки формируются не только при выполнении разных видов самостоятельной работы, но и в научных студенческих обществах, в рамках которых организуются студенческие дискуссии и коллективная работа научно-исследовательского характера.
Из всего вышеизложенного логически вытекает один из важнейших принципов проблемного обучения — принцип научного исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер. В данном случае преподаватель может активизировать исследовательский интерес студентов посредством их участия в научных конференциях.
Еще одним значимым принципом технологии проблемного обучения является принцип индивидуализации, предполагающий организацию учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
Данный принцип имеет исключительное значение, так как в учебном процессе присутствует множество психофизических факторов.
К примеру, студенты с низким уровнем коммуникабельности, но с художественным восприятием реальности скорее всего охотнее будут участвовать в конкурсе плакатов на заданную тему, чем выступать на конференциях [3].
Таким образом, укажем, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учебному процессу, и основная задача преподавателя заключается не в том, чтобы заставить учиться, а в том, чтобы заинтересовать студентов. Стремление студентов к познанию должно быть осознанным и самостоятельным.
Деятельность преподавателя по развитию навыков самостоятельной работы при использовании технологии проблемного обучения должна заключаться, по нашему мнению, в создании атмосферы заинтересованности каждого студента в процессе обучения; в организации совместной деятельности студентов в случае необходимости решения сложной проблемы; в побуждении обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений и теорий, которые порождают проблемные ситуации; в оказании помощи студентам в построении плана их совместной поисково-исследовательской деятельности, в том числе в постановке учебной задачи и разрешения проблемной ситуации.
Чтобы организуемая учебная работа имела желаемый результат, преподаватель должен постараться обеспечить положительную обратную связь со студентами, побудить их к оценочным действиям, а в дальнейшем — и к осуществлению корректирующих действий. Как организатор учебной работы, он не должен забывать и о поощрении студентов (например, похвалой, одобрением, поддержкой и т.п.).
Используя в своей деятельности различные формы обучения, преподавателю следует делать акцент на тех из них, которые вовлекают студента в коммуникативный процесс.
Интерактивное обучение — это педагогическая технология, в которой переплетаются разные формы и методы активности: социальная, когда студенты обмениваются мнениями, задают вопросы и отвечают на них; познавательная, когда студенты находят решение поставленных перед ними учебных проблем; назовем также эмоциональную активность и даже активность физическую, предполагающую, что в процессе обучения студенты слушают, пишут, говорят, пересаживаются на другие места, выполняя задание в группах.
Студенты в ходе такой работы могут сами оценить свой уровень подготовленности, речевой культуры и, возможно, осознать необходимость повышения своей общей культуры, а это уже говорит о включении внутренней мотивации, что очень важно в педагогической деятельности. Таким образом, интерактивные методы обучения — это методы, предполагающие обязательное взаимодействие с учебной аудиторией, позволяющие находиться с ней в режиме диалога.
В ходе такого диалога студенты получают возможность решать сложные задачи, критически мыслить, участвовать в дискуссиях, общаться с другими студентами и преподавателем, работать в группе.
Но, чтобы процесс интерактивного обучения был результативен и прогнозируем, необходимо создать комфортные условия диалога, чтобы студент почувствовал свою состоятельность и успешность. Именно диалогическая форма общения, в отличие от монологической, затрагивает эмоциональную сферу человека.
И здесь важным является умение педагога не только внимательно выслушивать мнения обучающихся, пусть даже и ошибочные, но и поощрять студентов, быть самому способным к эмпатии, рефлексии и толерантности.
Психология общения говорит о том, что потенциально любой обучающийся, будь то студент или ученик, готов к тому, чтобы узнавать новое.
Педагогу нужно лишь предоставить ему такую возможность, а не пытаться заставить его слушаться, уважать или даже любить себя.
Таким образом, педагог должен суметь посмотреть на себя и свои действия глазами обучающихся, это важно для формирования адекватной самооценки преподавателя и либерального стиля общения со студентами.
- Специфика целей и методов проблемного обучения значительно меняет роль преподавателя в педагогическом процессе и предполагает появление новых требований к педагогу. Выделим ряд основных задач, стоящих перед преподавателем, организующим и использующим технологию проблемного обучения:
- 1) информативное обеспечение;
- 2) направление исследования;
- 3) изменение содержания и (или) структуры учебного материала;
4) поощрение познавательной активности учащихся [см. подробнее: 5].
Охарактеризуем каждую из них более подробно.
Отметим, что информативным обеспечением является не предоставление знаний в готовом виде, а, во-первых, постановка проблемных ситуаций, в ходе которых студентам предоставляется минимум информационных данных, необходимый для возникновения противоречия, побуждающегося обучающихся к поисковой ситуации, а во-вторых, возможность использования имеющейся информации, требуемой для успешного решения проблемной задачи, которая на данном этапе выходит за рамки зоны ближайшего развития студентов. Поиск всей остальной, недостающей информации осуществляется обучающимися самостоятельно или при помощи преподавателя.
Следующая задача — направление исследования — характеризует положение преподавателя, его место и роль при организации и использовании технологии проблемного обучения.
Преподаватель перестает быть транслятором знаний: в зависимости от выбранного метода обучения и уровня проблемности представленной ситуации он становится для обучающихся помощником или руководителем в поиске нужных для решения задачи знаний.
Особенность проблемного обучения как раз и заключается в умении преподавателя вовремя увидеть и распознать тот момент, когда ему следует включиться в учебный процесс и, в случае необходимости, поддержать его в требуемом проблемной ситуацией направлении.
К отдельному аспекту данной задачи преподавателя следует также отнести организацию и методическое обеспечение выполнения задания в команде, группе учащихся, когда такое вмешательство объективно необходимо [cм. подробнее: 2].
Задача по изменению содержания и (или) структуры учебного материала состоит, по нашему мнению, в том, что при использовании в учебном процессе технологии проблемного обучения в силу объективных причин студентами может быть изучен меньший объем конкретного материала, чем при традиционном способе его изучения, что и предполагает существенное изменение структуры учебного материала с целью придания ему характера проблемности. В этой связи преподавателю необходимо самостоятельно создавать органичную систему проблемных ситуаций и адаптировать ее к процессу обучения с учетом индивидуальных темпов усвоения учебного материала конкретными обучающимися.
Наконец, рассмотрим задачу поощрения познавательной активности студентов. Необходимость и роль, которую играет познавательная активность обучающихся в учебном процессе, осознаются в рамках любой технологии обучения [см. подробнее: 4, 6].
Проблемное обучение признает приоритет интеллектуальной активности, происходящей от внутренней мотивации обучающихся, от осознанной ими потребности в усвоении необходимых знаний и умений, что и обеспечивает большую эффективность учебного процесса.
В рамках технологии проблемного обучения познавательная активность студентов превращается, с одной стороны, в одну из важнейших целей, с другой — в один из необходимых элементов педагогического процесса, без которого сам процесс проблемного обучения немыслим.
Процесс создания проблемных ситуаций активизирует мышление студентов и формирует у них постоянный познавательный интерес к изучаемому предмету.
Он требует от обучающихся освоения навыков работы с неизвестным, позволяет им приобретать опыт исследовательской деятельности, способствует формированию у студентов организаторских способностей, что при правильном подходе естественным образом закрепляется в характеристиках личности каждого обучающегося, формирует ее основу [см. подробнее: 7].
Исходя из вышесказанного определим основные требования к преподавателю, вытекающие из задач проблемного обучения и той специфической роли, которую играет сам преподаватель в организации и использовании данной технологии.
Для того чтобы деятельность студентов сохраняла поисковый, самостоятельный характер, преподаватель должен так организовать учебный процесс, чтобы решать возникающие задачи вместе с обучающимися, осуществлять совместный поиск, опирающийся не на разделение функций между «учителем» и «учеником», а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи. В этом случае степень и формы участия обучающегося в совместно-распределенной деятельности будут определяться его фактическими возможностями, по мере расширения которых преподаватель должен передавать студенту все более и более обширные функции. При этом отметим, что для достижения наибольшей эффективности учебного процесса преподаватель должен ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных студентом действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. В соответствии с такой прогностической оценкой преподаватель перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.
Итак, «чистого знания» не существует, именно поэтому преподаватель должен постараться создать такие условия взаимодействия студентов с предметом, чтобы каждый обучающийся нашел для себя наиболее интересный и личностно значимый аспект изучаемого материала.
Правильно организованная работа позволяет максимально решать, кроме всего прочего, задачи формирования коммуникативной компетентности студентов, рефлексивной и профессиональной. Таким образом, технология проблемного обучения является инструментом развития самостоятельной работы не только студентов, но и преподавателя.
Организация проблемного обучения требует от преподавателя умения анализировать реальный ход процесса и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним условия учебной задачи.
Рецензенты:
Лопанова Е.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Омского государственного медицинского университета, г. Омск;
Максименко Л.А., д.фил.н., доцент, заведующая кафедрой философии Омского государственного медицинского университета, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Белова Т.А., Брицкая А.Л., Емельянова Н.М., Непша И.В., Сивирина О.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22309 (дата обращения: 23.03.2020).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22309
Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах
Хурсанова Д. Х., Уста-Азизова Д. А., Абдуллаева О. Ю. Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 374-376. — URL https://moluch.ru/archive/142/39963/ (дата обращения: 23.03.2020).
К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов.
Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных клинических задач, требующих актуализации знаний, умений и навыков, помогут усвоить медицинскую программу обучения и повысить квалификацию будущих врачей.
Ключевые слова: проблемное обучение, метод обучения, медицина, педагог, клиническое мышление
Технология проблемного образования получила свое распространение в 20–30х годах прошлого столетия, которое основывалось на теоретических положениях философа, психолога и педагога Дж.Дьюи.
На сегодняшний день под проблемным обучением подразумевается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность медицинских студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие клинических мыслительных способностей.
Такие психологи, как С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев являются основоположниками научного подхода к развитию теории.
По мнению Брушлинского, проблемное обучение — это метод для формирования у студентов глубокой и устойчивой мотивации, для улучшения умственной деятельности и развития учащегося, для выявления из содержания первостепенного знания, глубоких отношений и связей.
В работах педагогов А. М. Матюшкина, Л. А. Решетниковой, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера представлено значение проблемной ситуации в обучении и мышлении.
Как мы знаем, главным критерием проведения проблемного обучения является наличие проблемной ситуации.
Под проблемной ситуацией понимают психическое состояние интеллектуального затруднения, возникающего у человека в том случае, если он при решении задачи не в состоянии объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежним способом и должен найти другой способ решения. Целью проблемного обучения, кроме усвоения основ наук, является и сам процесс получения знаний и научных фактов, а также развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Проблемное обучение реализуется особой группой методов, при осуществлении которых создание проблемной ситуации учителем и разрешение проблем учащимися стали главным условием развития их мышления.
Рассмотрим систему методов известных педагогов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, которые широко используются при проблемном обучении:
1) объяснительный метод — состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;
2) репродуктивный метод — применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;
- 3) практический метод — является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;
- 4) частично-поисковый метод — является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
- 5) исследовательский метод — представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения. [1]
- При выборе методов обучения педагогу необходимо учесть общие условия, такие как закономерности и принципы обучения, ее цели и задачи, содержание и методы предмета, темы; учебные возможности студентов (возраст, уровень подготовленности, особенности студенческой группы); внешние условия; возможности педагогов (опыт, уровень подготовленности, квалификация, знание типичных ситуаций процесса обучения).
- Помимо этого, при выборе методов обучения преподаватель также должен принимать во внимание:
- − наличие или отсутствие у студентов мотивации к обучению;
- − содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности;
- − степень работоспособности и обучаемости студентов;
- − сформированность общеучебных умений и навыков;
- − временные рамки процесса обучения;
- − методы, использованные на предыдущих занятиях;
- − конкретные материально–технические условия обучения;
- − типологию планируемого занятия;
- − уровень своего профессионального мастерства и подготовленности.
- Таким образом, правильно выбранные педагогом методы обучения позволяют конструировать интересное учебное занятие, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей, воспитательных и развивающих задач, формирование у студентов необходимых знаний и умений.
В результате исследований было проверено эффективное влияние на проблемное обучение парадоксов и софизмов. Целью эксперимента было выявление динамики и уровня интереса учащихся к изучению предмета.
В качестве методов диагностирования результатов эксперимента были использованы: тематические контрольные работы, отсроченный контроль, контрольные работы, содержащие софизмы и парадоксы, анкетирование, наблюдение, психодиагностические методы.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность методики проблемного обучения с использованием софизмов и парадоксов, ее положительное влияние на развитие мыслительных процессов учащихся и качество усвоения ими учебного материала по физике. [2]
Давайте рассмотрим общие характеристики проблемного обучения: методы и формы обучения, а также роль учителя в этом процессе.
В процессе диагностики в медицине обсуждаются неспецифические симптомы и синдромы. Это означает, что в клинической медицине нет симптомов, которые бы были признаком только одного заболевания. Любой симптом может быть, а может и отсутствовать у пациента при определенном заболевании.
В конечном счете, это объясняет, почему клинический диагноз всегда является в большей или меньшей степени гипотезой. В свое время на это указывал С. П. Боткин [3]. Чтобы читателя не пугать тем, что все врачебные диагнозы — суть гипотезы, поясним.
Врачебный диагноз может быть точным лишь относительно тех критериев, которые в настоящее время приняты научным сообществом [4].
В клинической практике нельзя использовать все методы исследования из громадного их арсенала по разным причинам. Это может быть аллергия на диагностические манипуляции, диагностические мероприятия не должны причинять вред пациенту. Какими-то способами диагностики лечебные учреждения не обладают, какие-то критерии диагностики не являются разработанными в достаточной мере и т. д.
Клиническая медицина стала называться клинической от Бургава. Ее определяющая особенность состоит в том, что клиническое мышление воспитывается в процессе общения студента, врача-преподавателя и больного у его ложа (у постели больного).
Это объясняет, почему любой вид заочного обучения медицине неприемлем. Пациента не может заменить ни подготовленный артист, ни фантом, ни деловые игры, ни теоретическое освоение предмета. Это положение нуждается в обосновании еще с другой стороны.
[5]
Современная клиническая медицина ставит перед врачом задачу как можно скорее овладеть клиническим опытом, так как каждый пациент имеет право лечиться у опытного врача. Клинический опыт врача пока остается единственным критерием развитости его клинического мышления. Как правило, опыт врачу приходит в зрелые годы.
Рассмотрим этапы диагностического поиска. В первую очередь необходимо собрать информацию о больном, которую нужно сравнить с «эталоном» заболевания. Если мы обнаружим полное соответствие симптомов «эталону», можно будет дать прямой диагноз.
Если же симптомы не полностью соответствуют эталону, требуется провести дифференциальную диагностику для поиска дополнительной информации и/или переосмысления ранее полученной. В случае неясного диагноза проводится динамическое наблюдение.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение в медицинских образовательных институтах формирует клиническое и системное мышление будущего клинициста, воспитывает ответственное отношение к делу и каждому пациенту, обучает методам моделирования ситуации и формирует познавательные, профессиональные мотивы и интересы.
Литература:
- Лазарева И. А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. — 2004. – № 3. — С. 52–60.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Боткин С. П. Курс клиники внутренних болезней. / С. П. Боткин. — М., 1950. — Т. 1. – 364 с.
- Тетенев Ф. Ф. Как научиться профессиональному комментарию клинической картины. / Томск, 2005. — 175 с.
- Диагноз. Диагностика // БМЭ. — 3-е изд. — М., 1977. — Т. 7.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемного обучения, проблемное обучение, проблемной ситуации, выборе методов обучения, проблемного обучения студентов, Целью проблемного обучения, проведения проблемного обучения, методики проблемного обучения, характеристики проблемного обучения, Проблемные методы обучения, метод обучения, клиническое мышление, методов обучения педагогу, методов обучения преподаватель, Технология проблемного образования, улучшению качества обучения, проблемной ситуации учителем, медицинскую программу обучения, наличие проблемной ситуации, значение проблемной ситуации.
Источник: https://moluch.ru/archive/142/39963/
Проблемное обучение в школе и вузе
Узнать стоимость работы по вашей теме
- 23 октября 2013
- 188
- Комментарии
- Детская педагогикаУчителю на заметку
Современная система образования в России, к сожалению, доказала свою неэффективность. Огромное количество выпускников школ и вузов находятся в ситуации неопределенности, психологи бьют тревогу в связи с ростом так называемого социального инфантилизма, т.е. неподготовленности к жизни и активной трудовой деятельности. Как ни странно, менее всего подготовленными к жизни оказываются отличники – золотые медалисты и обладатели красных дипломов. Казалось бы, именно они должны составлять интеллектуальную элиту страны, занимать ведущие позиции на рынке труда, однако отличников и хорошистов среди безработных гораздо больше, нежели тех, кто в школе и институте учился на тройки. Почему так происходит?
Эксперты в области образовательных технологий пришли к выводу, что основной проблемой современного образования является примат репродуктивной системы передачи знаний.
Другими словами, учителя и преподаватели «выдают материал», а ученики и студенты должны его воспроизвести как можно точнее. Такое обучение не развивает мышление и способности к самостоятельной деятельности.
Получается, что отличник, который хорошо знает материал, научился только запоминать и воспроизводить информацию, никаких других навыков и компетенций у него просто не может быть, его этому не учили.
Неэффективность репродуктивного подхода давно известна, тем не менее, именно этот подход продолжает реализовываться в подавляющем большинстве школ и вузов нашей страны, потому что нет альтернативы.
Школьная программа и методики преподавания построены на заучивании текстов и правил учащимися, оценка результатов обучения предполагает проверку объема усвоенной информации. Получается, что все понимают, что такое обучение не готовит ребенка к взрослой жизни в современном обществе, но не предпринимается никаких попыток изменить ситуацию. Отсюда и пресловутое мнение о бесполезности получения образования в России.
Недавние реформы предлагают альтернативу традиционным подходам к обучению. Основной тренд новых методик – внедрение интерактивных методов работы с учащимися.
Школьных учителей и преподавателей вузов массово отправляют на курсы переподготовки, где учат строить диалог с учениками и студентами, развивать навыки общения и решения проблем.
Идея, безусловно, хорошая, но, как показывает практика, переход к проблемному обучению и применению интерактивных методик будет трудным.
Учителя и преподаватели старой закалки привыкли к тому, что на занятиях они рассказывают и объясняют учащимся все, что нужно знать и совершенно не понимают, как можно ставить и решать какие-то проблемы, устраивать дискуссии и круглые столы на уроках. Главный вопрос, который они задают: а что это даст? Что ученики и студенты будут знать?Проблемное обучение не ставит вопрос о необходимом минимуме знаний, оно ставит вопрос об умениях и навыках.
Еще один вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей, как будет происходить проблемное обучение в школе.
Предполагается, что на уроке учитель совместно с учениками должен будет в рамках изучаемой темы найти интересную проблему и совместно найти один или несколько вариантов ее решения.
В процессе поиска решения проблем ученики будут не только получать новые знания о предмете, но и учиться ставить цель и задачи, высказывать и аргументировать свою позицию, отстаивать свое мнение и находить ответы на неоднозначные вопросы.
Проблемное обучение в вузе предполагает развитие у студентов компетенций, которые необходимы для успешной трудовой деятельности, т.е. тех навыков и умений, которые требуются на практике, в реальных компаниях и фирмах.
Возникает вопрос, откуда преподаватели должны узнавать о том, какими видят работодатели будущих работников, какие навыки нужно развить у студентов? Путей выяснения запроса рынка труда несколько.
Во-первых, это социологические исследования, во-вторых, проведение ярмарок вакансий и круглых столов по проблемам трудоустройства выпускников на базе вузов, в-третьих, запрос потребностей студентов.
Третий путь на данный момент считается наиболее эффективным, поскольку стимулирует студента на изучение сферы будущего трудоустройства, требований к профессии и должности. В итоге студент не только передает информацию о необходимых компетенциях преподавателям, но и получает реальное представление о своей будущей работе и трудовой деятельности.
Перспективы внедрения практики проблемного обучения и интерактивных методов в образовании на данный момент весьма неопределенные.
С одной стороны существует необходимость повышения качества и эффективности обучения в школах и вузах, с другой стороны существуют трудности адаптации преподавательского состава к новым методикам и даже некоторое сопротивление им.
Сопротивление инновациям вызвано в первую очередь привычкой к репродуктивной системе передачи знаний, где все понятно, где существуют выверенные до мелочей методики и системы оценок. Новая же система и, особенно, критерии оценки результатов обучения пока не очень ясны.
Источник: https://scholar.su/content/problemnoe-obuchenie-v-shkole-i-vuze
Проблемное обучение
Статьи:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи.
В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.
Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления.
Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше.
Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Настоящая проблема всегда связана с наукой, она содержит явное противоречие, не имеет окончательного ответа на главный вопрос проблемы и, следовательно, требует поисковой, исследовательской работы. Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения студенту нужно самостоятельно провести частичный поиск.
Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать — исследуя, исследовать — обучая. Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века.
В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Источник: http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
Применение технологии проблемного обучения
На данный момент миру необходимы педагоги, которые способны развивать у учеников высокого уровня мотивацию к обучению, познавательные интересы, приводящие к развитию творческих способностей.
Поэтому перед учителями встала задача найти ту или иную технологию, которая помогла бы ученикам активно участвовать в образовательной деятельности и учиться самостоятельно решать сложные и неотложные проблемы.
Такой технологией можно назвать проблемное обучение.
Для начала, нужно выяснить, что такое проблемное обучение. По Г.К.
Селевко проблемное обучение — это такая «организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология основывается на правильной постановке проблемных ситуаций в той или иной сфере у детей.» [2, с. 193]. Такое обучение целесообразно применять когда выполняются следующие условия:
-содержание учебного материала соответствует поставленным целям и задачам урока для формирования знаний, умений и навыков;
-у учителя есть много свободного времени на разрешения проблемных ситуаций, т.к. это требует большого затрата времени;
- -ученики достаточно подготовлены к проблемному изучению темы, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, умеют достаточно широко мыслить в какой- либо сфере деятельности.
- Проблемный урок отличается от других уроков тем, что сама структура урока и построена на проблемной ситуации:
- -создание проблемных ситуаций;
- -постановка учебной задачи;
- -поиск решения;
- -выражение решения в более доступной форме;
- -реализация продукта.
Исходя из данной структуры урока, можно сделать вывод, что ключевым понятием является проблемная ситуация. По определению А.М.
Матюшкина, «проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия» [1, с.135].
Проблемная ситуация должна создаваться с учетом объективных, существенных для учащихся конфликтов. Только так она является сильнейшей основой мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, подталкивает на поиск ранее не знакомого. Это положение имеет базисное значение для применения проблемного обучения.
- Также, существует несколько методических приемов для их успешного создания:
- -учитель подводит детей к противоречию, тем самым предлагая им решить задачу самостоятельно;
- -показывает детям, что по данному вопросу существуют различные точки зрения;
-предлагает детям посмотреть на данную проблему с различных сторон (например, юриста, учителя и т.д.);
- -проводит с ними беседу, помогая им самим делать какие-либо выводы;
- -личностный подход к каждому ученику;
- -создание методических пособий и руководств;
- -определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы.
- При создании проблемы существенно необходимо ее решение. Для большей четкости оно выполняется в несколько этапов:
1) Осознание проблемы в учебной среде — зависит от построения данной проблемы. В этом случае учащиеся разграничивают для себя понимание между уже изученным и еще неизвестным, ставят главный конкретный вопрос проблемной ситуации, после чего приступают к выбору ее решения.
2) Планирование исследовательских действий — предполагает выработку гипотезы и ее решение. Данный этап позволяет детям уметь логически мыслить, приходить к какому-либо выводу. Основой является уже изученный материал, личный опыт и т.д.
3) Проверка произведенного решения — завершающий этап решения проблемной ситуации. Он включает оценивание гипотезы, проверку подлинности своего предположения и анализ полученных результатов. Если проверка прошла успешно, то на этом решение проблемы заканчивается. Если же полученные результаты не соотносимы, то вносятся определенные коррективы, выдвигается новая гипотеза и ее решение.
Именно проблемные ситуации дают возможность создать такую логику объяснения нового материала, которая отражает логику соответствующей науки, дидактически преломленную применительно к уровню мышления учащихся определенного возраста.
Правильная логика объяснения нового материала, отражающая логику науки, способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путем, на основе взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений.
Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации.
Использовать технологию проблемного обучения возможно для детей в сфере исследования, т.к. это способствует становлению и развитию его личностных качеств. Существует несколько методов организации процесса такого типа обучения:
-Метод монологического изложения — данный метод в процессе урока не активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. учитель сам передает детям необходимую информацию, не требуя ответа на поставленный вопрос.
Таким образом, помогает шире развить кругозор по данному учебному материалу.
По этому методу проблемные ситуации, как правило, не ставятся, но в случае их возникновения на поставленный вопрос «Почему так?» педагог не требует ответа, а сразу излагает необходимый фактический материал. Поэтому роль ученика на таком уроке пассивна.
-Рассуждающий метод- во время использования данного метода обучения учитель помогает ученикам с помощью примеров, сопоставления фактов мыслить и более ясно понять преподнесенную информацию.
Также учитель дает возможность детям посмотреть на данную ситуацию с разных сторон, предоставляя им различные доказательства этих проблем.
Основой для данного метода будет являться объяснение учебного материала.
-Диалогический метод – преподаватель, приводя наводящие вопросы, помогает ученикам самостоятельно находить выход из данной ситуации посредством беседы.
-Эвристический метод — этот метод похож по своей структуре с диалогическим методом, т.к. главным звеном является беседа, но отличается тем, что открытие новых знаний осуществляется учащимися под руководством преподавателя.
- -Исследовательский метод — его суть состоит в том, что преподаватель конструирует и адаптирует проблему, таким образом, дает возможность ученикам самостоятельно понять и найти ее решение.
- -Метод программированных заданий — предполагает постановку программированных заданий, в содержание которых включен изучаемый материал в виде вопросов и различных задач.
- Учебный процесс в ходе проблемного обучения предполагаем анализ цели, выделение первостепенного, важного, оценка первичных данных задачи, установления отношения между элементами, условиями и требованиями задачи.
Технология проблемного обучения, поистине, наиболее полно обеспечивает весь период учебной и внеклассной творческой деятельности, продуктивно совершенствует творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное овладение знаниями, воспитывает деятельную личность, т.е. осуществляет социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:
- -развивать мышление и способности учеников, развивать творческие умения;
- -обучающиеся усваивают знания, умения, приобретенные в ходе динамичного поиска и самостоятельного решения проблем, в итоге эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- -воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать неординарные проблемы.
Проблемные уроки очень результативны и детям приходятся по нраву.
Поэтому на этом этапе эволюции человека, обучение должно быть проблемным, поскольку оно формирует творческую личность, которая способна логически мыслить, находить разрешение различных трудностей, способную к высокому самоанализу, совершенствованию, самокоррекции. В дальнейшей жизни, такая личность будет лучше приспособлена к стрессовым ситуациям.
Вследствие чего допустимо вести по такой структуре занятия по любым предметам.
Несомненно, работа кропотливая, поскольку к каждому уроку нужно сочетать обязательные и достаточные упражнения для актуализирования знаний и формирования проблемной ситуации, рассчитывать постановку проблемы и выбор способов её решения сообразно с принципом рациональности. Обучаясь по данной технологии, у учеников возникает уверенность в своих силах и знаниях.
Список литературы:
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: учеб. пособие. М.: Педагогика 1972. – 208 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xlii/53033