Предмет и фон в восприятии — справочник студента

 В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них.

Другие — словно отходят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприятия, т. е.

то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем несколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринима¬ем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все остальные книги воспринимаются нами только как фон.

То же самое бывает и в других модальностях восприятия. Например, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. Однако слова говорящего человека воспринимаются нами более отчетливо, как предмет, а все остальные звуки воспринимаются менее отчетливо, т. е. являются фоном.

Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. 

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре¬мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном.

Подтверждением этого является следующий пример. На рис. 8.3 изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение.

В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Предмет и фон в восприятии - Справочник студентаРис. 8.3. Фигура и фон

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун¬ка, который рассматриваем.

Именно на этом построены встречающиеся в детских журналах задачи, в которых нужно найти различие между двумя схожими рисунками.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом.

Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона.

Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и со¬всем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками.

Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить их различие.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем рисунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изменения в изображение (рис. 8.4).

В результате на первый план для большинства наблюдателей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практически незаметна.

Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменя¬ли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

Взаимоотношение целого и части в восприятии

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Например, при быстром взгляде на слово, сходное с другими словами

 (например «пол», сходное с «кол», «вол» и др.) и написанное отдельно, вне какого-либо контекста, мы легко можем прочитать его неверно (вместо «пол» — «гол»), если только одна из его букв будет написана недостаточно четко (в данном случае «п»).

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет.

Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет (рис. 8.5). Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки.

Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

Данное положение верно не только по отношению к рисункам, но и по отношению к другим явлениям. Например, приведем слово, в котором отдельные буквы пропущены:

«..ек..и.ест.о»

Вряд ли вам сразу удастся узнать это слово, потому что в нем пропущены буквы, являющиеся опознавательными признаками. Теперь попробуем прочитать это слово при условии, что в нем будут отсутствовать несущественные детали, а опо¬знавательные признаки будут присутствовать:

 «эле … ич … во»

Конечно, это слово теперь узнаваемо. Это слово «электричество». Мы рассмотрели влияние восприятия отдельных частей на восприятие целого.

Теперь давайте спросим себя, в чем выражается влияние, которое оказывает восприятие целого на восприятие его отдельных частей и на выделение различных сторон предмета? Это влияние обнаруживается прежде всего в том, что, воспринимая целое, мы не замечаем иногда отсутствия в нем некоторых его частей или, наоборот, наличия того, что в действительности к нему не должно относиться. Не замечаем мы иногда и искажения отдельных частей предмета. Например, общеизвестно, что при чтении мы иногда не замечаем опечаток в тексте: пропусков букв, лишних букв, замены одной буквы другой. Объясняется это тем, что при высоком уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, и это влияет на восприятие его отдельных частей, делает их восприятие менее отчетливым. Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия.

Если сна-чала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо.

И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую оче¬редь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т.е.

знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри-ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного.

Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

Это можно проиллюстрировать и другим примером. Так, на рис. 8.6. представлен «Портрет молодой женщины»; рассматривая данный рисунок, человек прежде всего видит изящный профиль отвернувшейся от наблюдателя молодой девушки. Однако секрет этого рисунка кроется в том, что он относится к категории так называемых неоднозначных изображений.

На самом деле на этом рисунке в одном изображении воплощены два «портрета». Рисунок содержит не только изоб-ражение молодой женщины, но и старухи. В этом легко убедиться, если вы мысленно представите себе вместо изящного профиля отвернувшейся от вас девушки большой горбатый нос старухи, а вместо маленького изящного ушка увидите глаз старухи.

Наглядным подтверждением такого видения «Портрета молодой женщины» является рис. 8.7, на котором представлены два изображения, созданных из рис. 8.6. Существенной особенностью этих изображений является то, что опознавательные признаки, характеризующие изображение старухи и девушки, пред¬ставлены отдельно друг от друга.

В данном случае вариант А соответствует изображению молодой девушки, а вариант Б — изображению старухи.

Почему большинство людей на рис. 8.6 прежде всего видят девушку? Это происходит не только потому, что большинство из нас первоначально воспринимает изображение в целом, но и потому, что изображение называется «Портрет молодой женщины».

Назвав так изображение, мы сформировали у наблюдателя установку на восприятие этого рисунка как изображения молодой женщины. Если вы предъявите этот рисунок без конкретного названия, то в его интерпретации могут быть различные варианты.

Сформировать установку восприятия можно не только используя название предмета или изображения. Другой способ — использовать предшествующий опыт. Например, если вы… 

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

…покажете испытуемому рис. 8.7, вариант Б («Портрет старухи»),то, конечно, он без особого труда сможет его охарактеризовать как изображение старухи. Если после этого вы покажете испытуемому рис. 8.6, при этом никак его не называя, то большинство испытуемых без труда увидит изображение старухи. Если же вы поступите наоборот, т. е.

покажете первоначально вариант А, то испытуемые легко в рисунке 8.6. увидят «Портрет молодой женщины». Таким образом, восприятие целого и части действительно зависит от многих факторов. Причем особенности восприятия отдельных частей и целого весьма существенно влияют на характер и содержание воспринимаемого объекта или явления.

 А.Г. Маклаков, Общая психология, СПб.: Питер, 2001

Предыдущая | Следующая

Источник: https://geshtalttherapy.ru/the_subject_and_the_background_in_perception

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода.

Читайте также:  Закон авогадро - справочник студента

Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое.

Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне.

И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула).

Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично.

Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

Как это работает в терапии?

Предмет и фон в восприятии - Справочник студента

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне.

А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент.

С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом.

Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]).

Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:

  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.
  • Павловская Гражина, психолог
  • Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
  • Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/484-figura-i-fon-v-geshtaltpsikhologii

Open Library — открытая библиотека учебной информации

В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не всœе они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие — словно отходят

«на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприятия, ᴛ.ᴇ. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют всœе другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем несколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринимаем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все остальные книги воспринимаются нами только как фон.

То же самое бывает и в других модальностях восприятия. К примеру, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. При этом слова говорящего человека воспринимаются нами более отчетливо, как предмет, а всœе остальные звуки воспринимаются менее отчетливо, ᴛ.ᴇ. являются фоном.

Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а всœе, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном.

Подтверждением этого является следующий пример. На рис. 8.3 изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определœенное смысловое значение.

В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Рис. 8.3. Фигура и фон

Выделœение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделœение происходит не всœегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. К примеру, мы не сразу выделяем часть слова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.

Именно на этом построены встречающиеся в детских журналах задачи, в которых нужно найти различие между двумя схожими рисунками.

Выделœение предмета из фона прежде всœего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет

Рис. 8.4. Трансформация рисунка «Фигура и фон»

выделяется из фона. К примеру, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделœения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсœем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителœем теми же чернилами, которыми пишет ученик.

Выделœение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. К примеру, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками.

Следовательно, для того чтобы облегчить выделœение объекта из фона, крайне важно усилить его отличие. И наоборот, там, где нужно затруднить выделœение предмета из фона, крайне важно уменьшить их различие.

Выделœение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что нужно найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделœение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, ᴛ.ᴇ. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделœение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем рисунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изменения в изображение (рис. 8.4).

В результате на первый план для большинства наблюдателœей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практически незаметна.

Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменяли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

  • — Предмет и фон в восприятии

    В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие — словно отходят «на задний план», в известном смысле… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/854770

    Общие особенности восприятия

    Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

    Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.

    е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.

    Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир.

    Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения.

    Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные.

    Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

    Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

    На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает о удельном весе каждого из них, цвете, структуре, запахе и т.д. Все эти данные об отдельных химических свойствах синтезируются в общие знания и обуславливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств.

    Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя.

    Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после того, как он выразил свои знания в языке.

    Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, не присущее отдельным звукам и словам, из которых состоит их язык.

    Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность .

    Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами «духа», его первобытной целостной структурой.

    Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразование, предоставляется целостность и структурность предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которое возникает в рефлекторной деятельности.

    С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятии, хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные.

    Читайте также:  Пондеромоторные силы в электрическом поле - справочник студента

    «Восприятие — это реконструкция мира», утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.

    Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

    Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е.

    уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предмету, величину.

    Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма воспринимается нами как более-менее постоянная.

    Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.

    Классная доска воспринимается черной, потолок — белым, обложка тетради — синей и при ярком освещении, и при тусклом, и при электрическом, и при дневном свете. Механизм константности не врожденный.

    Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К.

    Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, что его ремонтировал, закричала: «Мама, дай мне вон ту куклу».

    Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

    Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему.

    Апперцепция — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний.

    Апперцепция — одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком.

    В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению.

    Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова.

    Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

    Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с «перекошенной комнатой». Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната.

    Если в «перекошенной комнате» размещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженно в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок).

    Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что при восприятии искажаются быстрее объекты, помещенные в «перекошенную комнату», нежели сама комната.

    Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей, с какими либо изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной.

    При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор.

    Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы «перекошенная комната» не искажает.

    Знакомство с комнатой путем облапывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

    Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта.

    И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский , увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».

    Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

    Осмысленность. Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение.

    Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

    Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

    Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

    Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.

    Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков.

    Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

    Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

    Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

    Избирательность восприятия— это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

    Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию.

    Поэтому и говорят о профессиональном восприятим у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений и т.п.

    Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Все зависит от того, чему это служит . Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе — когда его ем, и еще иначе — когда его рисую.

    Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.

    Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга.

    Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях.

    Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном.

    Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков.

    Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.

    Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутая в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание.

    Выделение объекта зависит от расстояния, на котором мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д.

    На большом расстоянии при недостаточном освещении контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделение их среди других объектов.

    Стимулирующую роль в выделении предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом.

    Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции.

    Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами его тренировки.

    Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия.

    Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не «бросаются в глаза», определить те или иные их особенности.

    Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения.

    Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

    Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому меньшая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипом, который до этого был выработан у обследуемого.

    В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая — как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки — меньшее. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.

    Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, , кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.

    Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

    Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии . Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную — продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.

    Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц.

    Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить.

    Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

    Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

    Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/260-obshchie-osobennosti-vospriyatiya.html

    Восприятие 1. Понятие о восприятии Восприятие и ощущение 2. Свойства восприятия 3. Индивидуальные различия в восприятии 4. Виды восприятия 5. Исследование. — презентация

    1 Восприятие 1. Понятие о восприятии Восприятие и ощущение 2. Свойства восприятия 3. Индивидуальные различия в восприятии 4. Виды восприятия 5. Исследование восприятия

    Читайте также:  Потенциальная функция тока - справочник студента

    2 Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств

    3 Понятие 1. Субъективный образ предмета, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов («перцептивный образ», «образ восприятия»); 2. Процесс формирования перцептивного образа («перцепция», «перцептивный процесс»); 3. Система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

    4 Восприятие Результат деятельности системы анализаторов; Результат деятельности системы анализаторов; Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных; Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных; Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом; Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом; Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа. Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.

    • 5 Движение глаз рассматривания изображения
    • 6 Процесс восприятия связан с: Оживлением следов прежнего опыта Оживлением следов прежнего опыта Сличением информации со сложившимися представлениями Сличением информации со сложившимися представлениями Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями Выделением существенных признаков Выделением существенных признаков Созданием гипотез о предполагаемом значении информации Созданием гипотез о предполагаемом значении информации Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета
    • 7 Таким образом, Воспринимающая деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления В процесс восприятия входит речь

    8 Особенности восприятия (по А.Р. Лурия) Активный опосредованный характер Активный опосредованный характер Предметный и обобщенный характер Предметный и обобщенный характер Постоянство и правильность (ортоскопичность) Постоянство и правильность (ортоскопичность) Подвижность и управляемость Подвижность и управляемость

    9 Теории восприятия Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое) Теория гештальта (образа).

    Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое) Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу — свойство головного мозга. Бихевиоризм.

    Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу — свойство головного мозга.

    10 Современная психология Восприятие изначально носит комплексный характер, но «целостность образа» — продукт синтезирующей деятельности коры головного мозга

    11 Восприятие и ощущение ОщущениеВосприятие Обеспечивает отражение отдельных свойств воздействующего предмета Обеспечивает отражение воздействующего предмета в целом Отражение отдельного чувственного качества или неопредмеченные впечатления от окружающего Осознание чувственно данного предмета или явления. Результат восприятия – образ.

    12 Целостность восприятия Результат — целостный образ предмета. Результат — целостный образ предмета. Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

    Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики. Данная зрительная способность не является врожденной.

    Восприятие формируется в процессе практики.

    13 Факторы, определяющие целостность восприятия (М.

    Вертхаймер) Фактор сходства Фактор сходства Фактор близости в пространстве или во времени; Фактор близости в пространстве или во времени; Фактор замкнутости; Фактор замкнутости; Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории). Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории).

    1. 14
    2. 15
    3. 16

    17 Структурность Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой Фактически воспринимается обобщенная структура Фактически воспринимается обобщенная структура Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру. Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру.

    18 Восприятие не отдельных обрезков прямых линий или совокупность штрихов, а квадрата, треугольника. Незавершенность рисунка восполняется опытом, знаниями

    19 Предметность Отнесенность сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации.

    Отнесенность сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации. Проблема выделения предмета из фона.

    Проблема выделения предмета из фона.

    20 Соотношение фигуры и фона Предмет из фона выделяется с целью его познания. Предмет из фона выделяется с целью его познания. Хуже выделяются отдельные части предмета. Хуже выделяются отдельные части предмета.

    Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона. Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона. Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.

    Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.

    21 Где фигура, а где фон ?

    22

    23 Константность Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Источник константности восприятия — активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа Источник константности восприятия — активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа Константность- приобретенное свойство. Константность- приобретенное свойство.

    24 Осмысленность Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными.

    Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными. Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.

    Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.

    25

    26 Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…).

    Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…). Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

    Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

    27

    28 Избирательность Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Проявляется значимость, значение предмета для личности Проявляется значимость, значение предмета для личности

    29 Восприятие и речь Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.

    30

    31 Апперцепция Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин ввел Г.Лейбниц. Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин ввел Г.Лейбниц.

    Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время.

    Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время.

    32

    33 Иллюзии восприятия Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Иллюзии восприятия искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

    Иллюзии восприятия искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

    Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

    • 34 Иллюзия искажения формы квадратов (на фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми)
    • 35
    • 36
    • 37
    • 38
    • 39 Синтетический тип восприятия Ярче представлено общее впечатление, общие особенности того, что воспринято Ярче представлено общее впечатление, общие особенности того, что воспринято Субъект не обращает внимание на детали Субъект не обращает внимание на детали
    • 40 Аналитический тип восприятия Склонность к четкому выделению деталей и подробностей Склонность к четкому выделению деталей и подробностей Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо поставить перед собой специальную задачу Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо поставить перед собой специальную задачу
    • 41 Описательный тип восприятия Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того, что воспринимает Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того, что воспринимает Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без внимания Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без внимания
    • 42 Объяснительный тип восприятия Субъект стремиться объяснить воспринятое Субъект стремиться объяснить воспринятое

    43 Объективный и субъективный типы восприятия Объективный тип — характерно строгое соответствие происходящему в действительности; Объективный тип — характерно строгое соответствие происходящему в действительности; Субъективный тип — характерен выход за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому. Субъективный тип — характерен выход за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому.

    44

    45

    46 Методы изучения восприятия Исследование восприятия имеет значение для: Исследование восприятия имеет значение для: 1. Оценки общего психического развития 2. Установления психических особенностей в профессиональной деятельности 3. Диагностики патологических состояний мозга

    47 Приемы исследования предметного восприятия Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные, штрихи) и предложение узнать эти предметы.

    Отклонения – субъект воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме.

    Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные, штрихи) и предложение узнать эти предметы.

    Отклонения – субъект воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме.

    Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера») Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера»)

    1. 48
    2. 49 Исследование предметного восприятия Изображение предмета дается в условиях «шума», в условиях где его сложно отличить от фона Изображение предмета дается в условиях «шума», в условиях где его сложно отличить от фона
    3. 50 Исследование пространственного восприятия Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема часов без цифр и предлагают оценить время,которое показано стрелками) Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема часов без цифр и предлагают оценить время,которое показано стрелками) Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса) Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса)
    4. 51 Исследование восприятия через опыты с оценкой сюжетных картин Оценка возможностей устанавливать связи между элементами сложной наглядной ситуации Оценка возможностей устанавливать связи между элементами сложной наглядной ситуации

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/379959/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector