Core education: студенты ДВФУ освоят дисциплину «Экономическое и правовое мышление»
Дмитрий КОТКОВ [текст]
С сентября 2016 года в ДВФУ началась реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров.
Образовательный модуль Core education (базовый модуль) — это система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.
— К задачам предмета относится не изложение экономической теории и правоведения, а критическое обсуждение ряда актуальных тем, — подчеркивает курс-лидер дисциплины — директор Школы экономики и менеджмента (ШЭМ), доктор экономических наук Елена Гаффорова.
— Это обсуждение призвано ввести студентов в экономическую и правовую науки в неформальном ключе, дать им представление о предмете науки, об открытых вопросах, стоящих перед разными людьми.
Я уверена в том, что изучать этот предмет будет очень полезно всем студентам, независимо от того, в какой Школе и на какой специальности они учатся.
Отметим, что в ШЭМ этот курс уже преподается, в остальных Школах он начнется с весеннего семестра. Первую половину осеннего семестра студенты будут изучать модуль «Экономическое мышление», а со второй части семестра они приступят к «Правовому мышлению».
О том, как организовано обучение, читателям газеты «Остров.ру» рассказывают ключевые эксперты двух образовательных модулей.
За «Экономическое мышление» отвечает старший преподаватель факультета экономических наук Высшей школы экономики (г.
Москва) Данил Фёдоровых, за «Правовое мышление» — заместитель директора по стратегическому развитию Юридической школы ДВФУ, кандидат юридических наук Роман Дремлюга.
Как работает экономика?
— Расскажите о том, как для вас прошли первые лекции и о ваших впечатлениях от старта преподавания этого курса?
— Для Школы экономики и менеджмента блок экономического мышления читается в формате короткого курса, — рассказывает Данил Фёдоровых. — Важно, что лекции проводятся в интерактивном формате, то есть студенты сами приходят к ответам на некоторые вопросы, спорят друг с другом, что помогает лучшему усвоению материала.
Студенты Школы экономики и менеджмента — очень достойная аудитория, ведут себя хорошо, внимательно слушают, активно отвечают на вопросы, по глазам видно, что им интересно. В рамках моего модуля они знакомятся основными проблемами и вопросами, которые есть в экономической науке.
Однако нужно понимать, что на большинство важных вопросов однозначных ответов нет.
В случае с ШЭМ студенты для себя поймут, какие области экономики им наиболее интересны для дальнейшего изучения и какие дисциплины они будут изучать на более серьезном уровне.
Студентам других Школ этот предмет расскажет, что из себя в целом представляет экономическая наука и научатся лучше разбираться, что происходит в российской и мировой экономике.
— Какие темы предстоит изучать студентам других Школ в рамках вашего модуля?
— Начнем мы с того, что вообще такое экономическая наука, экономическая модель. Далее перейдем к рыночной тематике: разберемся в понятиях эффективности, рыночной экономики и то, как это работает. Затронем тему обмена как способа увеличения благосостояния, рассмотрим международную торговлю.
Другая важная тематика связана с функционированием государства. Мы разберем, что входит в поле его деятельности, изучим экономические институты. Далее более подробно остановимся на изучении тем экономического развития, роста, структурных изменений, предпринимательства и инновациях.
В завершении модуля поговорим о междисциплинарности экономики и ее связи с другими дисциплинами.
— Благодаря каким образовательным технологиям можно не просто познакомить студентов с основными определениями в области экономики, а научить их понимать и размышлять в экономическом ключе?
— Помимо традиционных форм обучения, лекций и практических занятий будем также использовать игровые формы обучения. Уточню, что теория игр является одной из тем курса. В процессе обучения будет использоваться система «Blackboard», организовываться групповая работа, но и конечно важна самостоятельная работа студентов.
— А что подразумевает самостоятельная работа?
— Например, это эссе по проблемным вопросам.
В качестве вариантов тем для написания можно сформулировать следующие: «Почему одни страны живут богато, а другие бедно?», «Что будет, когда закончится нефть?», «Какие экономические реформы нужны современной России?».
Задача состоит в том, чтобы студенты попытались, используя полученные знания, поразмышлять, сформулировать свои мысли, привести аргументы по актуальным экономическим вопросам.
Вторая форма такой работы — это доклады на семинарах. В рамках подготовки студенты будут самостоятельно знакомиться с источниками, текстами, научно-популярными материалами авторства известных экономистов, в том числе и практической направленности. Хочу подчеркнуть, что посещение лекций поможет качественно сделать доклад, сформировать понимание важных вопросов.
— Расскажите подробнее, как будут проводиться семинары?
— Студенты будут делать доклады. На каждом занятии будет заслушано по два выступления, работа будет групповой, студенты будут выполнять ее в парах. Делая доклад, студент должен не просто пересказать источник, а критически его проанализировать, остановившись на неоднозначных вопросах.
После доклада предполагается обсуждение как самого доклада, так и источника, поэтому студенты должны быть знакомы с разными точками зрения по проблемным вопросам и уметь формулировать свои выводы.
— Как все будет оцениваться?
— Оценка по экономическому блоку будет складываться из оценки за эссе и оценки за доклад. Доклад предполагается один за семестр. Можно получить бонус за активное участие в обсуждении чужих докладов. На одном семинаре заслушивается два доклада. По форме это две команды по два человека, 15 минут доклад, 30 минут обсуждение.
— Каковы критерии оценки?
— Она будет зависеть от того, насколько при написании эссе и подготовке доклада студент приблизился к пониманию того, как работает экономика. В эссе студент должен ознакомиться с различными точками зрения по своей теме, проанализировать их и сформулировать свою, а при докладе кроме этого, он должен заинтересовать своих слушателей качественным выступлением и вызвать дискуссию.
Всеобщее право
— Правовой блок, как и экономический, будет очень полезен для студентов всех специальностей, — подчеркивает Роман Дремлюга.
— Дело в том, что право можно рассматривать и как регулятор общественных отношений, и как инструмент достижения цели защиты своих интересов.
Право практически везде, его можно считать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, так как с ним связаны все сферы жизни.
Модуль «Правовое мышление» имеет практическую направленность и реализует три важнейшие задачи. Первая — научить студента не бояться права, правовых институтов. Вторая — помочь разобраться, что же такое право, как оно работает. Ну и третья, пожалуй, самая главная задача — дать студентам импульс к тому, чтобы они начали пользоваться правовыми инструментами и средствами защиты своих прав.
Наш курс подразумевает развитие базовых компетенций. Основной акцент делается на формировании критического мышления, развития навыков критической оценки текстов нормативно-правовых актов.
К сожалению, многие боятся права, очень часто в народе используется выражение «сталкиваемся с законом».
Мы же должны научить студентов отойти от этих стереотипов и научить их пользоваться нормативно-правовыми актами в свою пользу, отличать квалифицированную юридическую помощь от неквалифицированной помощи.
— Как будет организовано обучение?
— Будут проводиться лекции и семинары, использоваться массовые онлайн-курсы, написание эссе не предполагается. Будет организована очень интересная игра «Судебный процесс». Этот уникальный формат поможет не только дать знания, но и развить у студентов коммуникативные навыки, ораторские способности.
Я уверен, играпрактика – это очень действенная форма. Мне бы хотелось, чтобы студенты освоили, как работает право и у них бы появился интерес к дальнейшему самостоятельному изучению правовой тематики.
Желаю студентам, чтобы их интерес к получению знаний в области права только возрос после завершения модуля.
Сколько зачетов?
— По дисциплине «Экономическое и правовое мышление» предполагается зачет, — отмечает Елена Гаффорова. — Но поскольку моделей два, он будет складываться из двух составляющих: зачета по модулю «Экономическое мышление» и зачета по модулю «Правовое мышление».
Просто получить зачет нельзя, его надо заработать. И если студент не работает, то шансов сдать нет.
Я желаю всем первокурсникам серьезно настроиться на учебу, качественно выполнять все задания, не стесняться задавать вопросы преподавателям, участвовать в дискуссиях на практических занятиях не ради бонуса к оценке, а для того, чтобы получить опыт обсуждения сложных вопросов, и тем самым более полно освоить курс.
Важно, чтобы по итогу студенты не только смогли заработать зачет, но и развить свои способности к самоорганизации и самообразованию, эффективно применять основы экономических и правовых знаний в любых делах, ведь эти знания очень пригодятся в жизни!
Источник: https://www.dvfu.ru/expertise/news/alma_mater/core_education_students_of_the_university_master_course_economic_and_legal_thinking/
Экономическая теория. Под ред. Давыденко Л.Н
Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.
В пособии в лаконичной форме, полно и всесторонне представлены важнейшие разделы экономической теории, микро- и макроэкономики, мировой экономики. Отражается многообразие концептуальных подходов различных экономических школ, раскрываются закономерности становления рыночной экономики, альтернативы социально-экономического развития.
Отличительной чертой пособия является соединение экономического образования и воспитания, нацеленность на формирование самостоятельного экономического мышления.
Для студентов и преподавателей неэкономических специальностей вузов. Может быть использовано учащимися ССУЗов, изучающими экономическую теорию, всеми, интересующимися экономикой.
- Формат: djvu / zip
- Размер: 7,1 Мб
- Скачать / Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 I. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ S 1. Человек в системе экономики 1.1. Место человека в экономике 1.2. Экономика как хозяйство, наука, образование 1.3. Модели экономического поведения человека
2. Экономическая теория как наука 2.1. Материальное производство — основа жизни и развития общества I
2.2. Возникновение и развитие экономической теории 2 3. Предмет и методы экономической теории М 2.4. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическое воспитание: сущность и роль 24
3. Потребности и ресурсы 28 3 1. Потребности и экономические интересы 28
3.2. Ресурсы как факторы производства и их классификация 30 3.3. Экономические блага и их взаимодействие 34 3.4. Производственные возможности общества и их границы. Проблема выбора в экономике 37 3.4.1. Простое и расширенное, индивидуальное и общественное воспроизводство 39 3.5. Эффективность производства и ее основные измерения 44
4. Экономические системы и их модели 46 4.1. Экономика как хозяйственная сфера экономической системы 46
4.2. Структура экономической системы 51 4.3. Типы экономических систем 52
5. Собственность: сущность, структура тенденции развития 61 5.1. Определение собственности и се основные формы 61
5.2. Правовая и хозяйственная стороны собственности 64 5.3. Организационный характер хозяйственной деятельности собственников 67 5.4. Разгосударствление и приватизация как способы совершенствования системы хозяйствования 68
6. Рынок: сущность, структура, функции 73 6.1. Причины возникновения рынка 73
6.2. Виды рынков и их классификация 77 6.3. Функции рынка и его проблемы 80 6.4. Рыночная инфраструктура 83
7. Конкуренция и необходимость государственного регулирования. Маркетинг. Сущность и виды конкуренции 86 7.1. Маркетинг как форма управления производством и реализацией товаров 86
7 2. Сущность и виды конкуренции 8/ 7.3. Формы монополий и методы их господства 7 4. Способы ведения конкурентной борьбы
II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ 8. Спрос, предложение и их эластичность 8.1. Понятие спроса и факторы, влияющие на его величину
8 2. Понятие предложения и факторы, вызывающие его изменения 8.3. Понятие рыночного равновесия и равновесная цена 101
9. Домашнее хозяйствен потребительское поведение 107 9.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект 107
9 2. Предпочтение потребителя и полезность 108 9.3. Полезность и спрос 111 9 4 Оценка полезности благ: кардинализм и ординапизм 113 9.5. Бюджетные ограничения 116 9.6. Эффект дохода и эффект замещения 118
10. Предприятие и фирма как субъекты современной рыночной экономики. Предприятие (фирма) и его виды 119 10.1. Понятие предприятия (фирмы) и его цели. Виды предприятий 119
10.2. Классификация предприятии (фирм) 121 10.3 Факторы производства предприятия 125 10.3.1. Факторы производства 125 10.3.2. Производственная функция предприятия 127 10.4. Производство предприятия в краткосрочном периоде 128 10.4.1. Краткосрочный производственный период 128 10.4.2. Закон убывающей предельной производительности факторов производства 129 10.5. Производство предприятия в долгосрочном периоде 130 10.5.1. Долгосрочный производственный период и замещение факторов производства 130 10.5.2. Предельная норма технологического замещения 131
11. Издержки и доходы предприятия 133 111. Понятие издержек производства и их классификация 133
11.2. Издержки общества и предприятий 138 11.3. Доход, прибыль и рентабельность производства 139
12. Микроэкономическое регулирование на рынках факторов производства 145 12.1. Сущность, факторы и принципы ценообразования. Виды цен 145
12.2. Рынок труда. Заработная плата, ее сущность, формы и системы. Поминальная и реальная заработная плата 148 12.3. Рынок капитала и его структура. Норма процента 152 12.4. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли 156
III. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАКРОЭКОНОМИКИ 161 13. Национальная экономика как субъект исследования 16113.1. Понятие национальной экономики и ее структура 161
13.2. Система национальных счетов 163 13.2.1. Границы производства в СНС 163 13.2.2. Категории внутренней и национальной экономики 164 13.2.3. Группировка по отраслям и секторам 165 13.2.4. Методология СНС 165 13.2.5. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними 166 13.3. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве 170 13.4. Валовой внутренний продукт и методы его расчета 172 13.4.1. Метод добавленной стоимости 172 13.4.2. Метод расчета ВВП по расходам 173 13.4.3. Метод расчета ВВП по доходам 173 13.5. Основные цели национальной экономики 173 13.6. Стратегические цели социально-экономического развития 174 13.7. Принципы и механизмы реализации цели национальной системной модели 176
14. Макроэкономическая нестабильность 179 14.1. Циклы экономического развития. Динамическое равновесие 179
14.2. Циклический характер развития общественного производства 179 14.3 Экономический цикл и его фазы 181 14 4. Государство и его роль в антикризисном регулировании экономических процессов 183
15. Денежный рынок. Денежно-кредитная система 186 15.1. Сущность денег и их функции 186
15.2. Денежная система 187 15.3. Денежный рынок 189 15 4. Ссудный капитал, кредит, процент 192 15.5. Денежно-кредитная система 198 15.6. Банковская система, ее основные характеристики и национальные особенности функционирования 200 15.7. Банковская система Республики Беларусь 204 15.8. Факторы эффективности банковской системы 207
16. Финансовый сектор экономики 208 16.1. Фискальная политика и ее механизм 208
16.1.1. Дискреционная фискальная политика 208 16.1.2. Автоматическая фискальная политика 209 16.1.3. Виды фискальной политики 210 16.2. Инструменты фискальной политики. Налоговые платежи 211 16.3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 214 16.3.1. Государственный бюджет 214 16.3.2. Структура расходов и доходов госбюджета 215 16.4. Бюджетный дефицит: причины и источники покрытия 219 16.4.1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования 219
17. Общее макроэкономическое равновесие 224 17.1. Модели экономического роста 227
17.2. Основы совокупного предложения 229 17.3. Совокупное предложение в коротком и длительном периодах 232
18. Принципы и модели государственного регулирования экономики 234 18.1. Функции и принципы деятельности государства по регулированию экономики 234
18.2. Классическая школа и кейнсианская модель регулирования рыночной экономики 238 18.3. Монетаристская модель регулирования рыночной экономики 243
19. Социальная политика государства. Общая характеристика социальной политики 246 19.1. Сущность, цели и направления социальной политики. Функции социальной политики 247
19.2. Доходы населения и их распределение 249 19.2 1. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 250 19.2.2. Номинальный и реальный доходы 251 19.2.3. Регулирование доходов (перераспределение) 253 19.3. Система и механизмы социальной защиты населения 254
IV. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 258 20. Мировая экономика (хозяйство): сущность и структура 25820.1. Предмет теории между народных экономических отношений 258
20.2. Этапы развития мирового хозяйства 259
21. Международная торговля товарами, услугами и современные тенденции в ее развитии 263 21.1. Международная торговля и тенденции ее развития 263
21.2. Мировой рынок услуг 268 21.3. Международный обмен научно-техническими знаниями 270 21.4 Роль ГАТТ/ВТО в системе международной торговли 272 21.5. Международная ми фация капиталов. Прямые заграничные инвестиции. 275
22. Международный кредит 279 22.1. Международный кредит как экономическая категория 279
22.2. Международный рынок ссудных капиталов 282 22.3. Международная миграция рабочей силы 285
23. Международные валютно-финансовые отношения 288 23.1. Экономическое содержание и формы валютного курса 288
23.2. Международная валютная система как форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства 291 23.3. Торговый и платежный балансы страны 295
24. Международная экономическая интеграция 297 24 1. Сущность, предпосылки и цели экономической интеграции 297
24.2. Этапы интеграции 298
25. Экономические аспекты глобализации 304 25.1. Содержание глобальных проблем и их значение 305
25.2. Проблемы ресурсов 309 25.3. Экологические и другие проблемы человечества 311 25.4. Экономические аспекты проблемы войны и мира 312 25.5. Глобальное экономическое сотрудничество 318
V. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА 322 26. Переходная экономика: сущность и тенденции ее развития 32226.1. Концептуальные основания переходной экономики 322
26.2. Тенденции развития переходной экономики 325 26.3. Роль государства в переходной экономике 331 26.4. Разгосударствление и приватизация 333 26.5. Принципы, методы и оценки определения эффективности переходной экономики 341 26.5.1. Определение эффективности переходной экономики 341 26.5.2. Принципы оценки эффективности переходной экономики 342 26.5.3. Методы оценки эффективности переходной экономики 343
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ 347
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»
-
- Астрономия
- Биология
- География
- Естествознание
.
Иностр. языки.
- Информатика
- Искусствоведение
- История
- Культурология
- Литература
- Математика
- Менеджмент
- ОБЖ
- Обществознание
- Психология
- Религиоведение
- Русский язык
- Физика
- Философия
- Химия
- Экология
- Экономика:
- Школьникам
- Студентам
- Книги — экономика
- Книги — финансы
- Книги — налоги
- Рефераты
- Юриспруденция
- Школа — и др.
- Студентам — и др.
- Экзамены школа
- Абитуриентам
- Библиотеки
- Справочники
- Рефераты
- Прочее
Copyright © 2006-2007 Alexander Vasiliev , St. Petersburg, Russia, info@alleng.ru |
Источник: https://alleng1.org/d/econ/econ340.htm
Темы мероприятий по правовому воспитанию
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции.
Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.
Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
- классные руководители;
- социальный педагог;
- заместитель директора по внеклассной работе;
- педагог-организатор.
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании»;
- ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
- Конвенции ООН «О правах ребенка»;
- Семейного кодекса РФ;
- Уголовного кодекса РФ.
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком.
Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Правовое воспитание в школе
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Тематические классные часы | 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания) |
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице) | |
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования) | |
4. «Права и обязанности школьника» | |
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе) | |
Дидактические и ролевые игры | 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы) |
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни) | |
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. | |
Выставки | 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках» |
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»» | |
Родительский всеобуч | 1. «Как уберечь ребенка от насилия» |
2. Свободное время ребенка | |
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений» |
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь.
Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя.
Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Правовое воспитание дошкольников в детском саду
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
- Ведение картотеки «трудных» подростков;
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
- Беседы и консультации с родителями;
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/meropriyatiya-po-pravu
Экономическое воспитание
3. Теория и методика воспитательного процесса
3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания
3.3.9 Экономическое воспитание
С трудовым воспитанием тесно связано экономическое воспитание, которое является важным фактором подготовки личности к полноценной жизни в рыночной среде.
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности.
Экономическая культура личности означает гармоничное сочетание в ней физических, умственных, организаторских способностей, высокого уровня образования и квалификации, потребности в свободной, творческой труда, улучшение его условий, рост материальных и духовных потребностей. Проблема экономической культуры личности связана с осознанием ее ведущей производительной силой общественного производства.
- Задачи и содержание экономического воспитания.
- Экономическое воспитание призвано решать следующие задачи:
- — ознакомление молодежи с законами рыночной экономики, пути повышения ее эффективности, совершенствования производственных отношений, системой и методами управления производством;
- — формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда;
- — воспитание чувства и черты эффективного хозяина;
- — развитие здоровых материальных потребностей, умений распоряжаться деньгами.
- В сфере личной жизни экономическая деятельность предусматривает:
- — планирование и организацию личного бюджета, доходов и расходов семьи;
- — экономически обоснованное оценивание товаров, которые приобретаются для личных нужд, их рациональное использование;
- — рациональное отношение к своему здоровью, режиму и образу жизни.
- Кроме того, каждый гражданин должен бережно относиться к природе, активно противодействовать безгосподарництву относительно природных ресурсов, а также изучать и осмысливать экономическую политику своего государства, по возможности влиять на нее.
Содержание экономического воспитания молодежи выбирают, ориентируясь на формирование у него нравственных и деловых качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности.
Это общественная активность, предприимчивость, инициативность, ответственность, хозяйственное отношение к личному и общественному добру.
Важное значение имеет развитие рационализаторских способностей, стремление работать рентабельно, обновлять технологические процессы и оборудование, повышать производительность труда, качество продукции, добиться личного успеха и благосостояния.
Субъектом экономической деятельности человек выступает и как определенный специалист, и как частное лицо (в семье).
Как будущий работник она должна овладеть такими экономическими умениями: планировать и организовывать свою работу; выполнять свои профессиональные обязанности, трудовые задания в соответствии с установленными экономическими и другими нормативами; оценивать результаты своей работы по соответствующим критериям, искать пути для повышения ее эффективности.
«Государственный стандарт общего среднего образования.
Экономика» предлагает поэтапный подход к экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательной школы, что предполагает последовательность и непрерывность экономического образования и воспитания школьников от первого класса до окончания школы. В 11 классе согласно учебного плана учащиеся изучают отдельный предмет «Основы экономических знаний».
Экономическое воспитание студентов призвано формировать у будущих специалистов экономическое мышление; воспитывать рациональные потребности; развивать профессиональные способности, дисциплинированность, предприимчивость; вооружать методами экономического анализа; прививать умение соотносить свои потребности с материальными возможностями; сознательно относиться к выбранной профессии и находить свое место в условиях рыночной экономики; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
В процессе экономического воспитания важно формировать у молодежи здоровые материальные потребности. Однако при этом они должны гармонично сочетаться с духовными.
- Условия эффективности экономического воспитания.
- Эффективная экономическая подготовка подрастающего поколения требует:
- — высокого уровня экономической компетенции руководителей и педагогов учреждений образования, родителей;
- — привлечение молодежи к общественно полезному, производительному труду, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства, как в процессе самого труда, так и на уроках, факультативах, во время экскурсий и краеведческих поисков;
- — привитие учащимся (студентам) умений рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;
- — соблюдение экономии как в сфере материального производства, так и в сфере обслуживания.
- Критериями эффективности экономического воспитания является высокая экономическое сознание личности, культура экономического мышления и экономического поведения, которые реализуются в знании и понимании экономических законов, закономерностей экономического бытия общества, тенденций их развития, сознательном выборе сферы применения себя как производительной силы с максимальной пользой для себя и общества.
Источник: http://na-uroke.in.ua/117-41.html
Направления воспитания студентов
Воспитание студентов — это целостный процесс формирования личности и развития коллектива. Оно наиболее эффективно, когда конкретизируется по отдельным направлениям, которые имеют свои цели и задачи, особенности и критерии.
- К основным направлениям воспитания студентов относятся:
- 1) гражданское воспитание;
- 2) умственное воспитание;
- 3) моральное воспитание; 4) эстетическое воспитание;
- 5) половое воспитание;
- 6) правовое воспитание;
- 7) экологическое воспитание;
- 8) трудовое (профессиональное) воспитание;
- 9) экономическое воспитание;
- 10) физическое воспитание.
Гражданское воспитание – процесс формирования качеств сознательного гражданина и патриота своей страны. Оно направлено на развитие духовных ценностей, мировоззрения, убеждений, которые определяют общественный долг и обязанности человека перед Отечеством и своим народом.
Основным критерием гражданского воспитания является гражданственность личности, которую составляют моральная, политическая и правовая культура, чувство собственного достоинства и внутренней свободы, национальное самосознание и культура межэтнических отношений.
Умственное воспитание — процесс дальнейшего развития интеллектуальных сил и мышления студента с целью привития культуры умственного труда.
Во время развития интеллекта происходит не только накопление знаний, но и формируются умения воспринимать и запоминать информацию, совершенствуются качества внимания и воображения, оттачиваются мыслительные процессы и культура речи.
Моральное воспитаниеимеет цель: формирование нравственного сознания и общечеловеческих моральных ценностей, развитие умений и навыков культурного поведения.
Моральное воспитание предусматривает формирование у студента чувства любви к родителям и Отчизне, честности и ответственности, скромности и справедливости, гуманизма и благородного отношения к женщине.
Эстетическое воспитание направлено на формирование знаний о законах красоты и гармонии, развитие способностей чувствовать границу между прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным, трагическим и комическим.
Целью эстетического воспитания является высокий уровень эстетических знаний, вкусов, идеалов, умений воспринимать красоту природы, художественной литературы, музыки, театра, внешности и поступков человека.
Половое воспитание— процесс формирования этических норм в отношениях с лицами противоположного пола, сексуальной грамотности и разборчивости, развития чувства ответственности за удовлетворение своих сексуальных потребностей. Особенно интенсивно и психологически точно необходимо проводить половое воспитание подростков, когда у них пробуждаются сексуальные инстинкты, а в стране распространяется СПИД.
Правовое воспитание процесс формирования у студента правосознания, уважения конституционных норм и государственных символов, развитие умений исполнять законы и общественные обязанности. Важнейшими задачами правового воспитания являются: преодоление антисоциальных привычек и стимулирование активности в борьбе с преступностью и правонарушениями.
Экологическое воспитания направлено на формирование экологических знаний, любви к природе, развитие умений и навыков беречь и приумножать ее богатства. Экологическое воспитание немыслимо без умения осмысливать экологические явления, делать выводы относительно состояния природы, разрабатывать способы разумного взаимодействия с ней.
Трудовое (профессиональное) воспитание— процесс формирования сознательного отношения к труду (профессии) путем развития умений и навыков активной интеллектуальной итрудовой деятельности. Воспитать любовь к труду (учебному, производственному, научному)- значит воспитать социально полезную личность.
Трудолюбие — важнейшая черта морального облика студента как личности.
Экономическое воспитание направлено на. формирование у студента современного экономического мышления, чувств рачительного и бережливого хозяина, трудолюбия и деловитости, организованности и предприимчивости.
Важной задачей экономического воспитания является развитие у молодого человека умения беречь одежду, рационально расходовать деньги, разумно экономить время. Для студента время — главнейший ресурс и материальная ценность.
Физическое воспитание — организованный процесс укрепления здоровья, закаливания организма, развитие физических возможностей, двигательных умений и навыков. С помощью физических упражнений и спортивных игр у студента формируются умения выдерживать большие физические нагрузки, распределять свои силы, укреплять волю и обеспечивать победу в соревнованиях.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/14_115056_napravleniya-vospitaniya-studentov.html
Опыт организации правового воспитания и просвещения студентов ставропольского строительного техникума
В статье освещается опыт реализации Программы правового воспитания и просвещения студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский строительный техникум» на 2013–2018 гг.
Актуальность проблемы правового воспитания и просвещения молодёжи сложно переоценить.
В современной России в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим государство обозначило приоритетные направления для решения проблем воспитания и просвещения молодого поколения страны.
В 2013 г. в Ставропольском строительном техникуме творческой группой была разработана Программа правового воспитания и просвещения студентов [1]. Авторы программы: Л. В. Белоусова, зам. директора по МРК; Л. В. Печалова, к.и.н., методист, преподаватель правовых дисциплин; А. К. Печалов, преподаватель правовых дисциплин.
Программа направлена на решение ряда важнейших целей и задач, таких как: совершенствование механизмов обеспечивающих правовое воспитание и просвещение обучающихся; содействие процессам адаптации молодежи и несовершеннолетних к социальным явлениям, происходящим в обществе; совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого гражданского сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей; правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения студентов; формирование антикоррупционного мировоззрения; воспитание духовно-нравственных личностных качеств студентов, формирование у них устойчивого интереса к правовой культуре и т. д. Срок реализации программы пять лет.
Реализация поставленных целей и задач в техникуме начинается буквально со Дня знаний. Проводятся организационные собрания и классные часы по правовой тематике, особое место уделяется профилактике правонарушений и проблеме противодействия экстремизма среди молодёжи.
В начале учебного года заместителем директора по воспитательной работе В.В.
Ткаченко проводится ряд мероприятий, направленных на организацию работы Совета по профилактике правонарушений, дежурства студенческого отряда оперативного реагирования в общежитиях и на территории техникума, по взаимодействию с учреждениями (организациями), принимающими участие в реализации мероприятий программы по правовому просвещению студентов и т. д.
Эффективной работе с новым набором студентов способствует анкетирование с целью выявления уровня осведомлённости студентов об общепринятых нормах и правилах поведения в быту и общественной среде.
Оптимизации процессов социальной адаптации обучающихся способствуют следующие мероприятия: декады правовых знаний, конкурсы газет, конкурсы сочинений на правовую тематику, встречи со специалистами и т. д.
Большой популярностью у студентов пользуются открытые внеаудиторные мероприятия правовой направленности: интеллектуальные викторины; брейн-ринги; круглые столы; форумы; ролевые и деловые игры и т. д.
Так, например, в течение нескольких лет преподавателями правовых дисциплин проводятся мультимедийные интеллектуальные викторины по правовой тематике: «Мои конституционные права», «Мои права и обязанности в семье», «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина», «Права и свободы человека. Государство и личность» и т. д.
При подготовке и проведении подобного рода викторин используются информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ).
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности обучающегося и развития умения сотрудничать в коллективе. Общедидактической целью таких мероприятий является выработка умений применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Так, 24 ноября 2015 года, в актовом зале Ставропольского строительного техникума состоялось открытое внеаудиторное мероприятие мультимедийная интеллектуальная викторина«Я – гражданин России» для студентов 1–2 курсов.
В нём приняли участие 72 обучающихся и 9 преподавателей техникума. Мероприятие организовали и провели: А. К. Печалов, преподаватель общеобразовательных дисциплин; Л. В. Печалова, к.и.н., методист Центра менеджмента качества и методической работы техникума; Е. Н.
Горбунова, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Студенты продемонстрировали хороший уровень правовых знаний. В ходе подведения итогов и обмена мнениями участники мероприятия отметили актуальность и значимость заявленных вопросов по терроризму и экстремизму.
Не менее значимым для формирования правовой грамотности специалиста среднего звена является мероприятие, ежегодно проводимое в техникуме – мультимедийная интеллектуальная викторина«Знатоки специальности»для студентов 2 курса специальности 21.02.
05 Земельно-имущественные отношения. Оно прошло 19 апреля 2016 года в конференц-зале Ставропольского строительного техникума. В нём приняли участие 58 обучающихся и 6 преподавателей техникума. Мероприятие организовали и провели: А. К.
Печалов, преподаватель общеобразовательных дисциплин; Л. В. Печалова, к.и.н., методист Центра менеджмента качества и методической работы техникума; Е. С. Абрамян, председатель комиссии профессиональных циклов по экономике и земельно-имущественным отношениям; А.
В. Сафарян, преподаватель профессионального цикла.
Опыт проведения интеллектуальных мультимедийных викторин по правовой тематике обобщён и нашёл отражение в научных статьях, выступлениях на конференциях и педагогических семинарах.
Свой вклад в гражданско-правовое и гражданско-патриотическое воспитание вносит театр-студия техникума «Мельпомена–ССТ». Под непосредственным руководством режиссёра театра А. К.
Печалова студенты ставят мини-спектакли, театрализованные заставки по правовой тематике.
Наибольшую активность в этом виде деятельности проявляют студенты – актёры театра-студии: Зинковская Анастасия, Шпегун Анжелика, Сальникова Наталья, Хапаев Умар, Дяченко Татьяна, Кобышева Виктория и др.
Развитию культуры межнационального общения, воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремизма в молодежной среде способствуют ежегодные Круглые столы, посвящённые данной проблематике. Организаторами являются Е. Н. Горбунова, преподаватель гуманитарного цикла и В. В. Ткаченко, зам.
директора по воспитательной работе. Среди постоянных участников – представители диаспор г. Ставрополья. 18 ноября 2015 г. в актовом зале техникума состоялся традиционный Круглый стол «Толерантность межэтнических отношений».
Для более плодотворного обсуждения данной проблемы на мероприятие были приглашены представители разных национальностей, среди которых были: Ижаев Расул-Хаджи Халитович, имам города Ставрополя, заместитель муфтия Ставропольского края, член консультативного совета по вопросам национально-этнических отношений при администрации города Ставрополя; Гучигов Ваха Магомедович, руководитель Ставропольской городской общественной организации «Культурный центр чеченцев и ингушей «Вайнах»; Варданян Антон Грачикович, исполнительный директор армянской национально-культурной автономии «Наири» города Ставрополя; Мацукатов Николай Иванович, руководитель Ставропольской городской греческой национально-культурной автономии.
В работе Круглого стола активное участие принял Торишный Олег Анатольевич, главный специалист отдела профессионального образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
Студенты технико-экономического и строительного отделений подготовили сообщения, сопровождающиеся презентациями. В них нашли отражение традиции и обычаи различных национальностей ( рук. студентов Е. Н. Горбунова). Приглашенные специалисты активно высказывали своё мнение относительно проблем, возникающих на почве межнациональных разногласий.
Подобного рода мероприятия, проводимые системно, способствуют воспитанию у студентов техникума уважения к правам и свободам личности, повышению уровня национальной и конфессиональной терпимости, содействуют развитию культуры межнациональных отношений.
Реализации поставленных целей и задач правового просвещения и воспитания способствует такое направление деятельности как организация работы студентов над учебно-исследовательскими проектами по правовой тематике. Для этого активно используются современные образовательные и воспитательные технологии.
Одной из наиболее эффективных является технология проектного обучения. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений студентов и преподавателей.
Несомненно, что проектная технология способствует созданию условий для ценностного переосмысления жизни, приобретения новых знаний и способов действия.
Привлечение к работе над исследовательскими проектами проводится как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование, в котором деятельность студентов направлена на решение творческой, исследовательской проблемы. Под руководством заместителя директора по методической работе и качеству Л. В.
Белоусовой создаётся методическая база правового обучения и просвещения студентов техникума, разработаны рекомендации для выполнения учебно-исследовательских проектов для студентов, а также методические рекомендации для преподавателей по организации данного вида деятельности и т. д.
В своей педагогической практике преподаватели используют как персональные, так и групповые учебно-исследовательские проекты. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, в ходе которого каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включается в определенный этап работы.
Все это способствует формированию общих и профессиональных компетенций, а главное позволяет значительно повысить уровень правовой грамотности обучающихся. Лучшими проектами по итогам 2015–2016 учебного года, выполненными студентами техникума стали: «Личные права граждан Российской Федерации» (Зинковская А.), «Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика» (Никитина А.
), «Социальная защита в Российской Федерации) (Згинник С.), «Право и мораль: общее и особенное» (Тышкевич А.), «Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции» (Подколзина Л.), «Избирательная система в Российской Федерации. Реализация избирательных прав на Ставрополье» (Переверзева К.), «Юридическая ответственность в экономической сфере» (Кобышева В.) и др.
С результатами своей исследовательской работы студенты делятся на внутритехникумовских, городских и краевых мероприятиях, получая бесценный опыт исследовательской работы и публичных выступлений.
Повышению правовой грамотности в сфере избирательного права и привлечению молодых граждан к участию в политической жизни общества способствовали цикл открытых классных часов для студентов 2–4 курса.
Источник: https://e-koncept.ru/2016/46836.htm