Понятие планирования — справочник студента

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие – «менеджмент». Планирование – это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Понятие планирования - Справочник студента

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот.

Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Характеристика традиционной и развивающей систем обучения - справочник студента

Оценим за полчаса!

Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

Понятие планирования - Справочник студента

Виды и методы планирования в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

  • планы сбыта;
  • планирование производства;
  • финансовое планирование;
  • планы материально-технического снабжения;

Процесс распределения ресурсов для достижения поставленной цели является неотъемлемой частью любого предприятия.

Виды и формы планирования осуществляют общий план работы предприятия. Иногда может составляться проект для функционирования отдельных подразделений или дочерних филиалов.

Понятие и виды планирования в зависимости от характера решаемых задач:

  • стратегические;
  • среднесрочные;
  • тактические (текущие или бюджетные).

Кроме этого, виды планирования бывают балансовыми, расчетно-аналитическими, экономико-математическими, графоаналитическими и программно-целевыми.

Балансовый метод

Этот вид планирования устанавливает связи между потребностью в ресурсах и источником, который их покрывает, а также между несколькими разделами проектирования.

Суть этого метода состоит в том, чтобы сохранять баланс между производственным планом предприятия и мощностью, ресурсами, трудоемкостью и другими затратами.

Расчетно-аналитический метод

Его используют для того, чтобы рассчитать показатели, анализ и динамику, которые обеспечивают нужный количественный уровень. В рамках расчетно-аналитического метода определяют базисные показатели плана и дальнейшие их изменения в процессе выполнения, а также рассчитывают индексацию изменений показателей в сравнении с базисными данными.

Экономико-математический метод

Этот вид планирования позволяет придумывать экономические модели показателей, иными словами, разрабатывать несколько оптимальных проектов, чтобы выбрать наилучший для данного предприятия.

Графоаналитический метод

Этот вид позволяет увидеть результат экономического анализа при помощи графических средств. Благодаря графикам выявляется количественная разница между показателями, к примеру, между темпом изменения фондоотдачи и реальной производительностью труда.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Понятие планирования - Справочник студента

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь – генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Понятие планирования - Справочник студента

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами – параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Понятие планирования - Справочник студента

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Понятие планирования - Справочник студента

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам.

Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые.

Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования – это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект – это подробное развитие такого плана.

Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них – последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Понятие планирования - Справочник студента

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами.

Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана.

В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.

Источник: https://www.syl.ru/article/173767/new_vidyi-planirovaniya-osnovnyie-vidyi-planirovaniya

Планирование: что это такое? Виды и принципы планирования

Наверное, каждый слышал о необходимости продумывания своих дел. Известно, что люди, которые основательно готовятся к предстоящей работе, добиваются больших результатов.

Но так ли легко освоить планирование? Какие его методы, инструменты и принципы следует знать, чтобы научиться правильно прописывать выполнение поставленных задач? Что такое стратегическое планирование? В чем его важность? Чем оно отличается от тактического или оперативно-календарного? Необходимо ли овладеть ними всеми? Ознакомимся с этой темой вместе.

Что такое планирование?

Планирование — это постановка целей или задач, с оптимальным распределением ресурсов, которые потребуются для их достижения. Чем сложнее предстоит работа, тем выше необходимость в качественной подготовке.

Дело в том, что любой процесс нуждается в задействовании человеческого потенциала и материальных источников, а также времени.

Чем правильнее они будут спрогнозированы до работы, тем меньше пустых потерь произойдет в ходе ее выполнения.

История планирования начинается еще в древнем обществе. Окружающий мир цикличен. Человек быстро научился прогнозировать погодные изменения, динамику популяций диких животных, состояние растительного покрова. Это позволило готовиться к посевным работам, сбору урожая, собирательству, охоте или рыбной ловле.

С развитием общества, появлением новых профессий, планирование приобретало более совершенные формы. Огромную роль в этом сыграло появление письменности, а с ней – возможности переноса больших объемов информации на внешние носители (глину, папирус, пергамент, бумагу). Возникли различные виды планирования, о которых пойдет речь дальше.

Пройти тест на полушария мозга

Виды планирования

Подготовка к предстоящей работе может принимать самые разные формы или проявления. Все зависит от предполагаемых сроков, сфер, объектов, а также от охвата, содержания, глубины, обязательности, очередности, учета, координации прогнозируемых действий.

1. По срокам:

  • Долгосрочное – стратегия развития сроком более пяти лет.
  • Среднесрочное – временной промежуток от 1 года до 5 лет;
  • Краткосрочное – текущие задачи (до одного года).

2. По сферам:

  • Маркетинговое – определяет глобальную стратегию фирмы;
  • Финансовое – просчитывает «математику» задания;
  • Производственное – распределяет материально-технические ресурсы;
  • Научно-исследовательское – вырисовывает общую картину;
  • Индивидуальное – помогает упорядочить жизнь человека.

3. По объектам:

  • Продумывание целей;
  • Продумывание средств;
  • Продумывание исполнителей;
  • Продумывание программ;
  • Продумывание действий.

4. По охвату:

  • Общее – учитывает все составляющие;
  • Частичное – берет во внимание значимые условия.

5. По содержанию:

  • Стратегическое – отвечает на вопрос «куда?»;
  • Тактическое – дает ответ на вопрос «как?»;
  • Оперативно-календарное – для решения текущих вопросов;
  • Бизнес-план – комплексная оценка предстоящей работы.
Читайте также:  Экономия от масштаба - справочник студента

6. В зависимости от глубины:

  • Агрегированное – анализирует общие параметры;
  • Детальное – рассматривает все возможные детали.

7. По обязательности:

  • Обязательное (директивное) – предполагает строгое следование предписаниям;
  • Необязательное (индикативное) – несет рекомендательный характер.

8. В зависимости от очередности выполнения:

  • Упорядоченное – подразумевает последовательное выполнение;
  • Внеочередное – в случае необходимости;
  • Скользящее – определяет возможность продления.

9. По учету данных:

  • Жесткое – четкие временные рамки;
  • Гибкое – согласно возникающим обстоятельствам;
  • Жестко-гибкое – совмещает два предыдущих вида.

10. По координации во времени:

  • Одновременное – если имеет место один единовременный этап;
  • Последовательное – когда проект может быть разделен на отдельные этапы.

Наличие расширенной классификации не предполагает расхождения в базовых принципах.

Они впервые были сформированы известным теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем, а в дальнейшем дополнены его последователями и единомышленниками.

Пройти тест на тип личности

Принципы планирования

Эффективное планирование деятельности опирается на соблюдение таких базовых принципов:

  • Единство и системность, которые означают общие цели и взаимосвязанности отдельных элементов компании;
  • Важность горизонтальной координации действий и проектов между подразделениями;
  • Общность и единство вектора движения, взаимная интеграция;
  • Партисипативность (вовлеченность в работу всех участников проекта);
  • Непрерывность реализации, соответствие временным границам;
  • Гибкость, которая дает возможность корректировки;
  • Наличие резервов, то есть – возможностей для лавирования;
  • Точность, обусловленная конкретизацией;
  • Комплексность, которая выражается в понимании общей картины;
  • Эффективность, определяющаяся превышением результатов над затратами;
  • Рациональность в выборе наилучшего варианта;
  • Пропорциональность и сбалансированность ресурсов;
  • Научность – учет достижений современной науки и техники;
  • Детализация, определяющая глубину понимания;
  • Простота и ясность, позволяющая адаптировать задание под уровень понимания конкретных исполнителей;

Соблюдая эти принципы, стоит знать, что они – не надуманная прихоть, а реальная возможность повысить результативность любого проекта. Особенно, если верно подобраны инструменты для подготовки планов. О них поговорим далее.

Инструменты планирования

В обобщенном виде инструмент для создания планов – это любой носитель информации, помогающий сохранять и воспроизводить данные. Длительное время основными инструментами были бумага и ручка (карандаш). Развитие информационных технологий позволило перенести планирование в цифровой мир, экономя время, облегчая обработку записей.

Затем, появилось большое количество мобильных приложений, устанавливаемых на смартфоны. Телефоны отличаются компактными размерами, находятся всегда под рукой. Это заметно упрощает планирование дел, в том числе ежедневных заданий. Приложения оптимизируют рабочий процесс, поскольку они зачастую созданы с учетом правильной технологии написания планов.

О ней поговорим в следующем разделе.

Технология планирования

Описывая само понятие «планирование», определение этого слова включает рациональное распределение сил и ресурсов. Без внедрения необходимых технологий, добиться этого невозможно.

Подготовка плана включает такие этапы:

  • Анализ исходного состояния – оценка ресурсов и внешней среды, понимание тенденций компании, выявление проблем и перспектив, возможных резервов;
  • Определение и формирование цели – основной ориентир движения на ближайшую или долгосрочную перспективу;
  • Создание концепции развития – методы достижения поставленных целей, включая необходимые технологии;
  • Стратегическое планирование – симбиоз основных идей с главными способами их реализации;
  • Тактическое планирование – определение необходимых ресурсов, их оптимальное распределение;
  • Оперативно-календарное планирование – поэтапное прописывание всех действий;
  • Утверждение плана – финальное согласование, принятие к исполнению.

Планирование начинается с анализа и понимания своих возможностей, дальнейшего целеполагания и определения путей реализации. У многих возникает путаница в определении тактического и стратегического планирования, поэтому уделим им внимание.

Пройти тест на характер человека

Чем различаются тактическое и стратегическое планирование?

Их различия начинаются с глобальности принятия решений. С иерархической точки зрения, стратегическое планирование – это основа всего. Стратегия подразумевает понимание направления, в котором необходимо двигаться.

Чаще всего, такие решения принимаются на уровне высшего руководства. Тактика – это вспомогательный этап, на котором задействуется среднее звено компании.

Основная задача тактического планирования – определение путей реализации поставленных целей.

Стратегическое мышление охватывает долгосрочную перспективу, тогда как тактическое применимо для среднесрочных или ближайших заданий. Отличаются они и степенью детализации. Стратег может смотреть на вещи глобально, тогда как тактик должен уделять внимание всем деталям задумки.

Главное, придерживаться в работе именно такого направления – от масштабного к частному. Планирование рабочего времени должно исходить от глобального понимания миссии и целей. Но применимы эти принципы и в обычной жизни.

Планирование дня

Для гармоничной жизни человеку необходимо соблюдать баланс между работой, бытовыми вопросами и досугом. Если рабочее время продумывают многие, то все, что происходит за пределами работы, часто приобретает хаотичный характер.

Это неправильно, поскольку гармония достигается только в упорядочивании окружающего пространства и своих мыслей. Сложно быть прилежным в труде, при несобранности в целом. Планирование времени – это очень полезный навык, помогающий экономить свои силы и беречь ресурсы.

Если у человека бардак в голове и на рабочем столе, он теряет слишком много энергии на поиск необходимой информации. Успеха в основном добивают те, кто смог упорядочить все свои дела.

Планирование дня желательно начинать с момента пробуждения, при этом учитывая свои физиологические особенности. Обобщенно, можно говорить, что пик интеллектуальной деятельности приходится на период с 10.00 до 12.

00. Второй временной промежуток начинается в 14.00 и длится примерно 2 часа. Физические возможности заметно повышаются после 17.00. Но желательно прекратить нагрузки до 18.30-19.00. Это справедливо, если говорить о распорядке дня.

Но человеку также приходится планировать неделю, месяц, год и т.д. Это и есть стратегическое планирование, которое переходит в тактическое и завершается ежедневным. Если есть глобальная стратегия, ее следует разбить на маленькие ежедневные задачи, которые выполняются согласно определенному распорядку дня.

Не стоит расценивать планирование, как пустую трату времени. Напротив, оно позволяет сохранять этот ресурс, поскольку четко определяет временные рамки для выполнения отдельных задач. Предварительная подготовка заметно облегчает выполнение работы, таким образом, высвобождая дополнительное время для успеха и развития.

Пройти тест на психологический возраст

Источник: https://WikiGrowth.ru/razvitie/planirovanie/

Что такое планирование учебного процесса?

Понятие «планирование учебного процесса» может иметь одно из двух значений: это либо процесс составления учителем индивидуального плана проведения занятий в классе, либо способ координирования школьным советом расписания учебных занятий, проводимых разными учителями, для достижения единой, установленной для всех государственных или частных школ цели. Сам по себе учебный план — это расписание изучаемых учениками тем по каждому отдельно взятому предмету. Четкое планирование необходимо в первую очередь для того, чтобы учитель был уверен, что его курс обучения затрагивает все обязательные к изучению темы, а во-вторых, что он отвечает школьным и государственным стандартам общего образования.

Цели планирования

Для эффективного преподавания, учителя должны иметь четкое представление о конечной цели их учебного курса. Учебный план — это один из лучших способов для учителей объективно взглянуть на то, что должно быть пройдено в течение семестра или года, а затем организовать свою работу для достижения поставленных целей.

В большинстве случаев, учителя не работают в изоляции. Как правило, они работают в коллективе других учителей, имеющих схожие цели.

Например, крупная общеобразовательная школа имеет 3 – 4 класса третьего года обучения, и руководство школы должно быть уверенно, что все эти классы обучаются по одной и той же программе, в независимости от того, кто ведет этот курс обучения.

Вот здесь то и приходит на помощь планирование учебного процесса в школе. Школы используют учебные планы для постановки главных задач и соблюдения основных требований для соответствия установленным стандартам.

Процесс планирования

Обычно, учителя составляют свой учебный план летом, во время школьных каникул. Планы могут включать в себя различную информацию, от простых диаграмм до подробных схем, но они всегда отображают установленные даты и сроки, а также темы, которые должны быть пройдены. Предполагаемые экзамены, контрольные работы и прочие проверочные занятия также включаются в учебный план.

В течении летних месяцев большинство школ проводят совещания по планированию учебного процесса, где учителя обмениваются своими мнениями и предложениями касательно своих учебных планов. Учителя должны предоставить свои планы на утверждение до начала учебного года. Контролирующая инстанция проверяет планы на их соответствие всем установленным требованиям.

Основы планирования

Чаще всего, планирование учебного процесса состоит из 5 пунктов:

  1. подготовка материала и содержания курса;
  2. планирование уроков;
  3. проведение уроков;
  4. отслеживание прогресса;
  5. оценка результатов.

Учителя и школьный совет начинают работу над планированием с обсуждения содержания курса, закладывая основную задачу обучения ядром учебного плана.

Для факультативных предметов, таких, например, как астрономия, содержание курса очевидно и не требует особо сложной работы над ним.

А вот при планировании программ обучения таких предметов, как, например, математика для учащихся пятого года обучения, или, скажем, физика седьмого класса, необходимо постоянно помнить ключевые задачи и установленные стандарты, чтобы сохранять учебный процесс в нужном русле.

Планирование индивидуальных занятий и их проведение, это то, где учителю предоставляется максимум свободы действий.

Министерством образования утверждается список книг и учебников обязательных к прочтению и изучению, но, помимо этого, практически всегда учитель может организовать свои уроки с использованием дополнительного материала, так, как это ему кажется наиболее удобным и подходящим. Учитель — это наиболее близкая ученикам душа.

Только учитель может помочь в индивидуальных потребностях каждого ученика с которыми тот сталкивается в процессе обучения. Желание учителя адаптировать учебный процесс для лучшего усвоения изучаемого материала всячески поощряется и поддерживается. Для учителя также важно уметь адаптировать урок под постоянно меняющуюся обстановку в жизни общества.

Так, например, если в мире происходит нечто, что затрагивает тему урока, или в целом, имеет отношение к жизни учащихся, то учителю следует так вписать это событие в текущий план занятий, чтобы в головах учеников отложился процесс обсуждения и выводы по произошедшему событию.

Оценка результатов

Учебные планы дают возможность учителям и школьному руководству быстро оценить прогресс в процессе обучения.

Когда уроки проходят по утвержденному плану, учителю гораздо проще отслеживать успевают ли ученики усваивать подаваемый им материал, и не была ли упущена цель урока.

Таким образом, учебный план представляет собой инструмент, контролирующий соблюдение основных задач в процессе обучения.

Планирование также важно для оценки успеваемости учащихся. В идеале, ученики должны изучать один и тот же материал в независимости от того, кто из учителей ведет урок.

От учителей часто требуется включить в их учебный план оценочные тесты, позволяющие убедиться в том, что процесс обучения следует стандартам и правилам, установленным на школьном, областном или региональном уровне. Иногда, подобные тесты носят форму строго установленного стандарта.

Часто, учителя вольны составлять свои собственные проверочные тесты и контрольные работы, но, как правило, должны быть готовы доказать, что они соответствуют установленным правилам и стандартам.

Особые условия при обучении на дому

Родители, по той или иной причине выбравшие для своих детей обучение на дому, часто сталкиваются с проблемой планирования учебного процесса.

В некоторых странах, программа обучения на дому утверждается государством и повторяет программу, утвержденную для общественных и большинства частных школ страны. Но так бывает не всегда.

Есть места, где родители вынуждены тратить много времени изучая и планируя учебный процесс для своих детей таким образом, чтобы они не отставали в образовании от своих сверстников, обучающихся в школе.

При обучении на дому нет никакого школьного совета, отслеживающего соблюдение установленных правил и стандартов, поэтому, вся ответственность за организацию процесса обучения детей, чтобы они не упустили ничего, что должен знать ученик их возраста, ложится на их родителей.

Слишком упрощенный план может привести к тому, что ребенку будет сложно сдать школьный государственный экзамен или вступительные экзамены в колледж и университет. В тоже время, слишком сложная программа может послужить тому, что ребенок не полностью усвоит важные моменты изучаемых им дисциплин.

Существует множество сообществ и организаций объединяющих сторонников обучения на дому, которые с радостью поделятся с родителями готовыми планами учебного процесса, соблюдающими оптимальный баланс в обучении.

Источник: http://www.mesport.ru/index.php/education-and-career/215-planirovaniye-ychebnogo-processa

Понятие и принципы планирования расследования преступлений | Студент-Сервис

Планирование расследования преступлений представляет собой сложный мыслительный процесс лица расследующего преступление, заключающийся в определении задач следствия и выборе средств, сил и способов их решения. При планировании определяется время, последовательность и тактика следственных, розыскных и иных действий, намечаемых к проведению по уголовному делу.

Планирование является неотъемлемой составной частью организации расследования, и охватывает все этапы данной деятельности следователя, связанные с установлением истины по уголовному делу.

Благодаря ему, расследование становится более целенаправленным, оптимальным, появляется возможность достигать лучших результатов при меньших затратах сил и времени, обеспечивая при этом надлежащее качество работы по уголовному делу.

Под принципами планирования понимаются основные исходные положения и требования, которыми следует неуклонно руководствоваться в процессе данной мыслительной деятельности. Строгое следование им позволяет сделать этот процесс и расследование в целом максимально эффективным. К числу основных принципов планирования относятся:

Принцип законности, который выражается в том, что определение задач расследования и выбор средств их реализации должны осуществляться только в точном соответствии с нормами уголовного и уголовнопроцессуального права.

Согласно ему планирование должно обеспечивать всесторонность, полноту и объективность расследования. В план работы по уголовному делу должны включаться только такие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, которые соответствуют закону.

При планировании их проведения должны быть учтены сроки установленные уголовно-процессуальным кодексом, и последовательность их осуществления.

Принцип индивидуальности, согласно которому при планировании должны быть учтены неповторимые особенности и специфические следственные ситуации, характерные для любого этапа расследования конкретного уголовного дела.

Указанное требование обусловлено индивидуальностью и неповторимостью каждого преступления, пониманием того, что особенности объекта познания определяют особенности деятельности по его исследованию.

Из этого следует, что планирование не может быть шаблонным, поскольку нельзя разработать единый (типовой) план, который был бы полностью пригоден для расследования других уголовных дел.

Оно обязательно должно носить творческий характер, что не исключает использования различных криминалистических рекомендаций в виде типовых программ и алгоритмов, которые в процессе планирования подвергаются определенной трансформации с учетом особенностей расследования конкретного преступления.

Принцип динамичности, обязывающий осуществлять планирование непрерывно на протяжении всего расследования.

Необходимость постоянной корректировки плана вызывается тем, что следственная ситуация в результате работы следователя, противодействия незаинтересованных в установлении истины лиц и других факторов постоянно меняется.

По этой причине с самого начала предполагается, что в план расследования своевременно будут вноситься изменения и дополнения. Данное условие является обязательным, поскольку только план, оперативно учитывающий сложившуюся следственную ситуацию, может гарантировать эффективность расследования.

Кроме того, в процессе планирования (на определенных этапах) нередко возникает необходимость вернуться к предыдущим стадиям и внести в них соответствующие уточнения.

Читайте также:  Требования к компетенции учителя - справочник студента

Например, иногда после планирования организационных (вспомогательных) мероприятий приходится корректировать время проведения следственных действий, поскольку становится ясно, что начать их осуществление в намеченный срок невозможно.

Уже в ходе следственного действия также может появиться потребность дополнить его задачи и изменить ранее выбранную тактику.

Принцип конкретности, в соответствии с которым в процессе планирования необходимо стремиться к тому, чтобы план расследования, как результат мыслительной деятельности, был максимально точным, детализированным.

В нем должны быть указаны все подлежащие выяснению вопросы, а также необходимые для этого следственные действия, оперативно-розыскные и другие мероприятия, обозначены конкретные исполнители, сроки и место их проведения.

В этом случае он будет не просто направляющим началом, но и рабочим инструментом следователя.

Принцип системности, требующий, чтобы в ходе планирования основные задачи расследования увязывались с промежуточными и частными, выстраивались в строгую систему, определялась очередность выполнения всех намечаемых действий и мероприятий.

Особое значение указанный принцип приобретает, когда речь идет о работе по многоэпизодному делу, в отношении нескольких лиц, а также группой следователей.

В этом случае требуется, чтобы все планируемые действия и мероприятия были согласованы по исполнителям, времени и месту их проведения, ожидаемым результатам, а индивидуальные планы каждого входящего в бригаду следователя были максимально состыкованы с учетом общего плана расследования, в котором закладывается координация действий всех лиц, работающих по делу.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-printsipy-planirovaniya-rassledovaniya-prestuplenij/

Основы менеджмента: Понятие планирования

Планирование является начальным этапом процесса управления. Если менеджер не понимает целей деятельности организации или не знает, какие ресурсы и методы необходимы для их достижения, то он не может приступать к реализации других функций управления.Чтобы лучше понять сущность и содержание планирования, сначала определимся, что в менеджменте понимается под термином «цель»?Цель (objective, goal, aim) — это желаемое состояние, которого стремиться достичь организация.Цели, которые ставит перед собой организация, должны удовлетворять определенным требованиям:

  1. Достижимость. Нет смысла ставить цели, если заведомо известно, что достичь их организации не удастся (например, из-за недостатка средств, опыта, особенностей внешнего окружения и т.п.). Объявление в компании о намерении реализовать такие цели только вызовет непонимание, нервозность в коллективе и убежденность сотрудников в том, что не все цели, о которых заявляет руководство, следует пытаться воплощать в жизнь. Разумеется, все это негативно скажется на будущем компании.
  2. Конкретность и количественная измеримость. Представьте себе, что генеральный директор компании заявил на совещании: «Мы в самом ближайшем будущем должны значительно повысить производительность труда и существенно увеличить объемы продаж нашей продукции». Что это? Цель? Нет, это больше похоже на мечту — «в самом ближайшем будущем… значительно повысить… существенно увеличить». Такие формулировки не имеют количественных измерений, а значит, они не конкретны. Достижима ли такая цель? Трудно сказать. Ведь под «самым ближайшим будущим» сотрудники компании могут понять, например, пять-шесть лет, а под «существенным увеличением объемов продаж» — всего один процент. Для того чтобы цель могла стать основой плана организации, она должна звучать примерно так: «В течение одного года мы должны вдвое увеличить производительность труда и на пятьдесят процентов — объем продаж нашей продукции».
  3. Ориентированность во времени. Собственно говоря, в предыдущем примере мы уже показали, что такое ориентированность целей во времени, когда сформулировали цель, начинающуюся со слов «в течение одного года…». Однако ориентация во времени — более сложное понятие, предполагающее, что все цели организации, должны быть связаны друг с другом так, чтобы было возможным их последовательное достижение. Это требование напрямую связано со следующим.
  4. Взаимоподдерживаемость. Другим словами, цели должны быть согласованными между собой. Достижение ближайших целей должно гарантировать возможность достижения последующих, более отдаленных целей. Кроме того, при формировании системы целей компании надо понимать, что зачастую для выполнения целей одного подразделения необходимо, чтобы свои цели реализовали другие, смежные подразделения. В противном случае может разрушиться вся система целей компании. Правильно построенная система взаимосвязанных, согласованных, ориентированных во времени целей называется «деревом целей» организации (рис. 27.1).

Таким образом, процесс планирования деятельности организации можно определить следующим образом:Планирование (planning, programming) — это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.Другими словами, планирование — это процесс составления планов организации. Что же такое план?План(plan) — это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.В процессе планирования деятельности организации и ее подразделений менеджерам приходится составлять различные планы, однако, при всем их разнообразии планы имеют общую структуру. Рассмотрим структуру типового плана (табл. 27.1). В некоторых планах могут присутствовать и другие элементы.

Таблица 27.1

Структура типового плана

Рассмотрим учебный пример плана работ (табл. 27.2).

Таблица 27.2

План закупки товара торговой фирмой (учебный пример)

1 Анализ заявок дилеров

Источник: http://free.megacampus.ru/xbookM0012/book/part-028/page.htm

Аналитическое планирование резльтатов выбора деятельности студента после окончания университета

  1. Рынок (доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша).

  1. Производительность (эффективность)
  1. Продукция (объем продаж, прибыльность по отношению к изделию или ассортименту изделий, выпуск новой продукции)
  1. Финансовые ресурсы (структура капитала, движение денежной наличности, оборотный капитал).

    6.Научно-исследовательские 
работы и конструкторские разработки.

    7. Организация — изменения в структуре или деятельности.

    8.Человеческие 
ресурсы могут быть количественно 
выражены в виде показателей 
невыхода на работу, опозданий, 
часов профессионального обучения.

    9. Социальная ответственность может 
быть выражена целями в форме 
видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов.

    Исходные 
цели оцениваются с точки зрения доступности ресурсов в стране и 
за границей, окружающей среды (по рынкам) и внутренних возможностей компании (проведение внутренней ревизии).

При проведении внутренней ревизии осуществляется анализ всех сторон деятельности компании за предшествующий период времени.

Данный анализ дает ответ на вопрос: «Способна ли компания достигнуть поставленных целей на основе имеющихся ресурсов в условиях конкретной окружающей среды?» 

    1. Системное аналитическое планирование предпринимательской деятельности

 

    Компания, рассматриваемая как система, и 
планирование ее деятельности, являются двумя фундаментальными взаимозависимыми понятиями общей теории систем, которые 
спаяны воедино, их нельзя рассматривать отдельно.

Системный подход к планированию основывается   на   врожденной способности   человека декомпозировать сложные события на составляющие элементы, устанавливать отношения между наблюдениями (то есть интенсивности взаимодействия между элементами системы), а затем синтезировать эти отношения в общую оценку изучаемого явления.

  •     Аналитическое планирование — это прогнозирование событий с помощью оптимального использования наличных и привлекаемых ресурсов для достижения краткосрочных (тактических) целей, ориентируя текущую деятельность на сходимость к долгосрочным целям.
  •     Оно связано со стремлением лица, принимающего решение (ЛПР), к получению желаемых будущих состояний путем рационального выбора возможных способов действий (управленческих стратегий) с оценкой последствий их реализации.
  •     Основной 
    целью аналитического планирования является определение оптимальных управленческих стратегий, которые минимизируют расхождение между вероятным и желаемым будущим.

    Аналитическое планирование включает в себя объединение двух взаимосвязанных процессов. В первом (прямой процесс аналитического планирования) проецируется соответствующее состояние фирмы на наиболее вероятное будущее, анализируя имеющуюся релевантную информацию о внешней окружающей среде, ее функциях, структуре и потоках.

    Во 
втором (обратный процесс аналитического планирования) формируют требования к желаемому будущему состоянию фирмы и возможные стратегии (управляющие воздействия) его достижения.

Эти стратегии затем добавляются к множеству уже имеющихся стратегий прямого процесса аналитического планирования, и проводится повторное проецирование с целью проверки того, насколько предложенные новые варианты управляющих воздействий способствуют (или препятствуют) сходимости к желаемому будущему.

    Процесс продолжается в течение нескольких итераций до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого исходов планирования или, если цена за небольшое улучшение сходимости в результате дополнительных действий оказывается неприемлемо высокой.

    Таким образом, в аналитическом планировании достигается оптимальный синтез стратегических и тактических целей планирования. Стратегические, перспективные цели связаны с эффективной оценкой воздействия на фирму внешней рыночной среды. Тактическими целями являются модификации выполняемых функций, потоков и структуры фирмы, чтобы обеспечить сходимость ее вероятного и желаемого будущего.

    Стремление 
к обеспечению взаимодействия с 
внешней рыночной средой, учитывающее неопределенность влияния ее многих факторов, выгодно отличает аналитическое планирование от других методов планирования экономической деятельности.

В аналитическом планировании конфликтная ситуация представляет благоприятную возможность восприятия всего спектра разнообразной информации, которая обнаруживается при активном обсуждении проблем планирования руководством фирмы и ее ведущими менеджерами.

Здесь, наряду с количественными данными, учитывается и нечисловая, качественная информация, связанная с жизненным опытом, убеждениями, интуицией, психологическими особенностями ЛПР, стимулируя его творческое мышление для достижения желаемых результатов предпринимательской деятельности.

    Аналитическое планирование — это процесс использования знаний специалистов для сближения вероятного и будущего состояний. Здесь обратный процесс аналитического планирования стимулирует творческое мышление.

Он предоставляет    специалистам      возможность укрепить свою уверенность в том, что им известны желательные состояния изучаемой фирмы, их приоритеты.

Тем самым облегчается возможность выбора эффективных способов управляющих воздействий для достижения желаемого будущего фирмы.

    Следует отметить, что с позиции общей 
теории систем планирование само является системой.

Оно имеет: назначение (достигнуть желаемой цели), функции (исследовать социально-экономическую среду, возникающие в ней проблемные ситуации, выбрать альтернативные стратегии поведения и оценить их), потоки (информация между проектировщиками, экспертами и ЛПР) и структуру (общий план, в котором сближаются наиболее вероятный и желательный результаты, используя релевантную информацию и обратную связь для возможной переоценки результатов). 

  1. Иерархическая модель прямого процесса аналитического планирования 
  2.     Метод иерархической декомпозиции обеспечивает процедуру иерархического структурирования проблем, представляя взаимоотношения между желаемыми целями, глобальными и локальными факторами, которые могут столкнуться с этими целями, критериями для выбора альтернатив и, наконец, самими альтернативными планами.
  3.     Метод иерархической декомпозиции анализирует основные релевантные факторы, определяющие настоящее рыночное положение фирмы (социально-экономические, политические, психологические и др.), действие которых в будущем приводит к некоторым исследовательским сценариям

    S1, …, Sn будущего рыночного положения фирмы. С этой целью упорядочивается в определенной последовательности информационная база данных, т.е. строится иерархическая модель взаимодействующих релевантных факторов.

    Иерархия — это абстрактное представление 
структуры процесса планирования для оценки степени влияния (интенсивности взаимодействия) ее составных элементов. При построении иерархии экспертная группа специалистов по аналитическому планированию и ЛПР должны серьезно изучить проблему планирования и предложить основные уровни ее иерархической декомпозиции.

    Иерархия 
прямого процесса аналитического планирования обычно строится с вершины (фокуса, главной цели — построение обобщенного сценария So будущего рыночного положения фирмы) через промежуточные уровни к самому низкому — перечню вероятных сценариев будущего рыночного положения фирмы S1, …, Sn:

  1. Фокус    (главная    цель    прямого    процесса    аналитического планирования: построение прогностического сценария будущего рыночного положения фирмы с учетом оценок и степеней значимости авторов).
  2. Основные мотивы (цели) предпринимательской деятельности.
  3. Основные управленческие стратегии, бизнес — операции.
  4. Вероятные сценарии развития фирмы с собственными значениями их приоритетов с точки зрения каждого актора.

    Из-за многих, как правило, противоречивых, конфликтных интересов, которые представлены в обобщенном сценарии, может получиться далеко не оптимальный вариант того, что каждый из акторов хотел бы видеть в качестве наиболее приемлемого для них будущего рыночного положения фирмы. Поэтому, если руководство фирмы оказывается недовольным полученными результатами, то необходимо перейти к процедуре обратного процесса аналитического планирования, то есть к поиску дополнительных управленческих стратегий. 

Иерархическая модель обратного процесса аналитического планирования

    Обратный 
процесс начинается с желаемых сценариев, затем исследуются стратегии поведения и факторы, посредством которых можно реализовать эти сценарии. Иерархия обратного процесса аналитического планирования строится в следующем порядке:

  1. Фокус (главная цель обратного процесса: достигнуть желаемого будущего рыночного положения фирмы).
  2. Вероятные сценарии, с найденными приоритетами.
  3. Проблемы и ситуации, которые препятствуют достижению желаемого.
  4. Перечень акторов.
  5. Цели акторов.
  6. Дополнительные управленческие стратегии акторов.
  •     Реализация 
    процедуры обратного процесса АП позволяет определить дополнительные управленческие стратегии, которые могут обеспечить достижение, желаемое будущее рыночное положение фирмы.
  •     Таким образом, прямой процесс аналитического планирования обеспечивает оценку наиболее вероятного положения фирмы на потребительском рынке товаров и услуг, а обратный процесс представляет средства контроля и управления прямым процессом при движении к желаемому будущему. 
  • Объединение прямого и обратного процессов аналитического планирования
  •     После определения приоритетов управленческих стратегий поведения в обратном процессе на повторной итерации прямого процесса аналитического планирования применяются только самые важные из них.

    Они добавляются к множеству управленческих стратегий поведения на соответствующий уровень модели прямого процесса для тех акторов, которые хотят изменений.

Затем сравниваются приоритеты обобщенного сценария прямого повторного процесса аналитического планирования с приоритетами желаемых будущих состояний первого обратного процесса, чтобы увидеть, приближается ли вероятное рыночное состояние фирмы к желаемому состоянию с точки зрения руководства фирмы.

    Если 
этого не происходит, то проводится повторная итерация обратного процесса аналитического планирования и т.д.

до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого будущего, либо, если материальные затраты, связанные с наибольшим улучшением сходимости в результате использования дополнительных управленческих стратегий, оказываются неприемлемо высокими для руководства фирмы. 

    1.9 Анализ деятельности студента после окончания университета

    Проведение 
    анкетирование студентов 
    и обработка результатов 
    с помощью программы 
    SPSS
     

     Что делать и куда устроиться после окончания 
вуза? Этот вопрос волнует почти 
полмиллиона выпускников российских высших учебных заведений ежегодно. Правильный подход к решению этой проблемы очень важен, так как от него зависит очень многое. После выпуска перед бывшим студентом открывается целый мир новых возможностей и путей развития, запутаться в которых очень легко.

     Современный рынок вакансий изобилует различными предложениями, качественно различающимися в зависимости от умений и навыков, приобретенных за время учебы.

Одним из перспективных направлений для трудоустройства специалиста является продолжение образования в магистратуре и аспирантуре университета.

Это не только обеспечивает устойчивый спрос на молодых специалистов, но и позволяет им совершенствовать свои знания, а также развивать различные аспекты научной деятельности.

  1.      Для того, чтобы осуществить прогноз  деятельности студента после окончания университета, был проведен опрос, где респондентами являлись студенты 3, 4 и 5 курсов СГТУ. Все респонденты отвечали на вопросы следующей анкеты:
  2.      Рисунок 1.2 – Анкета для исследования
  3.       
    Для анализа и исследования 
    полученные данные респондентов, которые участвовали в анкетировании, были внесены в программу SPSS.
  4.      Рисунок 1.3 – Редактор данных с заполненными данными для исследования

     SPSS Statistics (с англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа для статистической обработки данных. SPSS для Windows обеспечивает сильную статистическую систему анализа и управления данными в графической окружающей среде, используя описательные меню и простые диалоговые окна.

     Редактор 
данных
. Это приложение, напоминающее электронную таблицу. Под электронной таблицей подразумевается рабочий лист, разделенный на строки и столбцы, который позволяет просто и эффективно вводить данные. Отдельные строки таблицы соответствуют отдельным наблюдениям.

Например, при обработке данных опроса одна строка содержит данные одного респондента. Отдельные столбцы соответствуют отдельным переменным. При обработке данных наблюдений анкеты в одной переменной хранятся ответы на отдельный вопрос.

Отдельные ячейки таблицы содержат значения переменных для каждого отдельного наблюдения; в каждой ячейке хранится одно значение переменной.

Источник: https://www.freepapers.ru/77/analiticheskoe-planirovanie-rezltatov-vybora-deyatelnosti/195832.1179366.list4.html

Ссылка на основную публикацию