На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
Оглавление:
«Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода
Учебник «Прикладная логика» Николая Николаевича Непейводы является простейшим пособием по современной математической логике. Книга рекомендована Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Прикладная математика», «Математика», «Лингвистика», «Психология» и «Философия». Учебник дает подробное и комплексное описание прикладной логики, а также логического аппарата, систематически используемого для решения конкретных практических задач.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов
«Учебник логики» Георгия Ивановича Челпанова – является одним из самых известных в России. Он был написан выдающимся русским философом и логиком, отмечен премией Петра Великого и еще в дореволюционный период пережил девять изданий. Когда в СССР после войны было решено включить логику в перечень предметов средней школы, первым учебником стало издание труда Г. И. Челпанова в сокращенном варианте. Сам автор говорил о книге, что она предназначена не только для гимназий, но и для самообразования.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Краткий курс логики: искусство правильного мышления». Дмитрий Алексеевич Гусев
Этот труд Дмитрия Алексеевича Гусева посвящен детальному анализу аристотелевской (или формальной) логики – научной области о получении знания на основе применения законов и правил мышления. Прекрасно подойдет учащимся старших классов, всем интересующимся логикой. Книга написана простым и понятным языком. Несомненным плюсом книги является размещение в конце тестовых заданий и сборника занимательных логических задач и головоломок, благодаря которым мы и любим логику.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика». Евгений Акимович Иванов
В основу учебника положены лекции, прочитанные автором – Евгением Акимовичем Ивановым, доктором философских наук, профессором. Книга специально адаптирована для будущих юристов. Материал (иллюстрации, описанные примеры) также подобран соответственно потребностям целевой аудитории.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика. Учебник для юридических вузов». В. И. Кириллов, А. А. Старченко
Учебник переиздавался больше пяти раз и сегодня остается одним из лучших материалов для самоподготовки и подготовки к экзаменам в рамках изучения логики студентами юридических специальностей. Последний нюанс нашел в книге достаточное обоснование – ключевые моменты проиллюстрированы на примерах из юридической практики. Темы раскрыты кратко и по существу, как и должно быть в учебнике логики. В то же время материал излагается просто и доступно.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика для юристов» (со сборником задач). А. Д. Гетманова
Учебник посвящен тем аспектам логики, которые широко применяются юристами и правоведами. Он предназначен для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Подойдет для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А. А. Ивин
Рекомендованный Министерством образования учебник логики для вузов, студенты которых изучают науки гуманитарного цикла. Этому заданию подчинена структура и поднимаемые в тексте проблемы логики. Особое внимание уделяется логическому анализу естественного языка, проблеме понимания и искусству полемики и дискуссии. Структура и подбор тем позволяют моделировать курс логики соответственно объему учебного времени и профилю учебного заведения.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика. Учебник для средней школы». С. Н. Виноградов, А. Ф. Кузьмин
Советский учебник 1954 г. одобренный Министерством просвещения РСФСР. «В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми». В простой и доступной форме этот школьный учебник и должен был дать основы знаний о логике.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
«Логика. Конспект лекций». Д. А. Шадрин
Книга-шпаргалка с лекциями, которые по утверждению авторов имеют ответы на самые распространенные вопросы зачетов и экзаменов. Конспект лекций составлен в соответствии с общегосударственным стандартом по указанной дисциплине; призван помочь систематизировать полученные ранее знания и успешно сдать экзамен или зачет по логике.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Отзывы и комментарии
Если вы знаете и другие полезные учебники по логическому мышлению или хотите поделиться своим мнением об описанных выше книгах, можете оставить комментарий в форме ниже.
Кирилл Ногалес← Экзамен по практике Логические игры →
1Когнитивистика
Источник: https://4brain.ru/logika/knigi.php
Логика — Изучаемые дисциплины на специальностях — Останкинский институт телевидения и радиовещания
-
Подготовительное отделение
Логика представляет собой дисциплину, основанную на получении знаний об абстрактном мышлении относительно окружающих объектов, являясь при этом одним из наиболее важных инструментов любой науки. Кроме того, логические операции, которые эта дисциплина детально изучает, применяются и в быту, обычной жизни каждым человеком (иногда неосознанно).
Кому необходимо изучение логики?
Эта дисциплина не будет лишней ни для одного человека, однако есть профессиональные отрасли, для овладения которых изучение логики является обязательным. К ним относятся:
- преподавательская деятельность;
- программирование и математика;
- следовательская деятельность, криминалистика;
- юридическая отрасль, бухгалтерская и предпринимательская практика;
- менеджмент, аналитика;
- психология, медицина.
Цель изучения логики: формирование у ученика знаний о рациональном мышлении, о его законах, теории и практических приемах. В ходе изучения этой дисциплины студент получает представление о том, какие есть базовые понятия логики (суждение, аргументация, гипотеза и тд), ее законы (тождество, непротиворечия и тд).
Задачи освоения этой дисциплины заключаются преимущественно в изучении критериев получения достоверного результата относительно того или иного события, которые студент получает в процессе мышления, его структурировании и связи мыслей друг с другом.
Особенно это важно для юридической сферы деятельности, где логика помогает найти ошибки в суждениях, разработать правильную тактику построения доказательств и опровержения данных.
Задачи, которые выполняет логика, гораздо более обширны, чем решение абстрактных математических задач, с ее помощью можно получить возможность совершенствоваться в области любой профессиональной деятельности, требующей логического мышления, умения оперативно и верно принимать решения.
Что получает студент, прошедший курс дисциплины «логика»
Обучение базовым знаниям, касающимся этой дисциплины, дает возможность студентам получить следующие знания и навыки:
- умение мыслить правильно с точки зрения законов логики;
- навыки непротиворечивого, последовательного и связного выражения своих мыслей и применения их к конкретной деятельности;
- знания, касающиеся самых распространенных логических ошибок, умение их своевременно выявлять;
- владение основами правильного с точки зрения логики ведения дискуссий и споров.
Основные знания, которые получают студенты, изучившие логику:
- понятие нормы и суждения;
- основы вопросно-ответных ситуаций;
- определение понятий, их форм и классификаций;
- определение и значение таких понятий, как индукция, дедукция, аналогия, умение их применять на практике;
- изучение правил и законов выводов (касаемо логики высказываний);
- изучение формально-логических законов;
- основы доказательства и аргументации суждений;
- знания, касающиеся формы развития информации: проблема, понятие и структура гипотезы, а также ее виды;
- знания и правила, касающиеся установки причинно-следственных связей между теми или иными событиями и явлениями;
- знания, касающиеся соотношений между предметами, явлениями, процессами;
- умение выявлять однозначность истины;
- объективная и правильная оценка фактов, вероятностей, обстоятельств и ситуаций.
- Студенты, прошедшие курс дисциплины логика, должны в результате научиться осуществлять оценку доказательности тех или иных высказываний в процессе споров и дискуссий, не позволять себе допускать ошибки и быстро находить их в тех или иных суждениях других.
- Результатом прохождения курса является умение просчитывать варианты принятий решений, сосредоточения на структурированном мышлении, умение абстрагироваться от содержания мысли, вникая в ее сущность.
- Изучение логики дает возможность ознакомиться:
- с историей становления и развития диалектической и формальной логической науки;
- со связью логики с философией и другими науками;
- с основами мышления, касающегося вопросов и ответов;
- с практическими навыками оперирования понятиями и фактами;
- с теорией и практикой модальных и категорических суждений.
Таким образом, логика является разносторонней дисциплиной, ее применение на практике возможно во всех сферах профессиональной деятельности человека.
- Рабочая программа по дисциплине Логика(Размер: 633.58 Kb)
Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:
-
Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное…
Источник: http://www.ostankino-institut.ru/disciplines/logika.html
Понятие о логике и структуре исследования. составление исследовательского проекта или программы
1.1. Начало пути — выбор темы и определение проблемы.
Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано.
Определение содержания, последовательности, внутренней связи этапов (шагов), исследовательских действий способствует выстраиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе — Исследовательском проекте Или Исследовательской программе (приложение 2).
Конечно, этому предшествует этап изучения состояния дел, выявления трудностей, поиск ответа в литературных источниках, анализ опыта (исторического, актуального, собственного), размышления, мысленные и реальные «пробы».
Первым, ориентировочным, шагом будущего исследования стоит считать Выбор предметной области, Сферы, в которой предполагается вести поиск.
Так, скажем, учитель-филолог может выбрать для исследования проблемы лингвистики, психолингвистики, литературоведения или истории литературы, методики обучения языку и литературе, культурологии, педагогики, психологии и т. д.
На выбор предметной области влияют уже сформировавшиеся интересы, опыт собственной деятельности и возможность работы именно в этой сфере, актуальные потребности общества, возможность контактов с учеными, обучение в аспирантуре (по проблематике, которой занимается кафедра, лаборатория), пример педагогов, влияние моды, своего рода престижность определенной сферы деятельности, интересы «команды» и возможность занять в ней определенное место и ряд других факторов.
Чтобы правильно сориентироваться в выбранной сфере, исследователю полезно придерживаться примерного алгоритма, заданного на первом (подготовительном, ориентировочном) этапе (см. схему 1).
Здесь целесообразен своего рода «блочный» подход, в котором сопряженные компоненты и соответствующие им действия взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Рассмотрим их.
Первый такой блок-связка: тема — проблема. Мы полагаем, что нецелесообразно предлагать тему молодому исследователю и тем
Более навязывать ее. Исследователь, конечно, может выбрать тему из предлагаемого ему перечня близких к его интересам и устремлениям коллектива тем.
Однако будет лучше, если он предложит темы, волнующие его самого, т. е. темы, выстраданные им самим (что называется — он болен этой темой).
Но даже в этом случае требуется конкретизация темы, ее корректировка, выделение акцентов, упрощение и уточнение формулировок и т. д.
Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, а довольно часто находятся как раз на их пересечении.
Первоисточником темы часто служат противоречия, трудности, негативные моменты практики, причем трудности не индивидуальные, а характерные, часто встречающиеся: скажем, падение интереса к учению у школьников, ограниченный круг чтения современной молодежи, перегрузка учебными занятиями, несформированность идеалов или замена высоких идеалов сугубо прагматическими устремлениями и т. д. Но случается и иначе: практический поиск, опыт педагогов-новаторов или творческих коллективов приносят удачи и достижения, возникает потребность найти истоки достижений, выявить факторы и условия их достижения. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и рекомендации в теории, а также если обнаруживается несоответствие теоретических установок изменившимся условиям, реалиям сегодняшнего дня.
Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы (кадр 1).
Все эти требования важны, но особых пояснений требуют такие компоненты, как актуальность, проблемность и ориентация на современные концепции.
Актуальными могут быть темы как «долгоиграющие», «вечнозеленые» (соотношение логического и эмоционального, алгоритмизации и творчества, индукции и дедукции в построении содержания, преодоление перегрузки школьников, воспитательный потенциал предмета и др.
), так и связанные с социальной ситуацией, с назревающими или уже принятыми решениями и директивами (новые цели образования, информатизация, изменение системы управления и финансирования и др.). Тема должна в явном или скрытом (имплицитном) виде содержать проблему. Ее истоки проявляются в практических затруднениях.
В научной и научно-методической литературе содержатся обоснования и рекомендации, позволяющие преодолеть эти трудности, и достигается это за счет поиска и изучения соответствующих источников, обмена опытом, повышения квалификации. Проблема же возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, воз —
- Тема—проблема: требования, определяющие выбор темы
- 'Актуальность(злободневность, острота, назревшая потребность в решении).
- • Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).
- • Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).
- I • Проблемность(неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике).
- • Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).
- • Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).
Никает потребность в «знании о незнании», в определении «известного неизвестного», предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности.
Происходит выход (или, во всяком случае, возникает стремление выйти) за пределы достоверно известного в область «потребного, но пока неопределенного», возникает понимание того, что нужно найти или уточнить, т. е.
совершается ьыход на тему, носящую проблемный характер, и потенциально несущую в себе возможность открытия или усовершенствования.
Действительно, если сфера нашего поиска сплошь состоит из неизвестного и мы не знаем, что следует искать, то наш поиск становится неопределенным, беспорядочным, он происходит как бы с завязанными глазами и вряд ли окажется продуктивным.
Если же все элементы и связи в сфере поиска уже известны, исследовательский поиск также бессмыслен и беспредметен.
И только при условии, что мы знаем, что ищем, знаем те «иксы» и «игреки», которые следует установить, поиск становится направленным, предметным, создаются условия для того, чтобы он был успешным.
Однако для этого надлежит провести серьезную работу по выявлению, обоснованию и структурированию проблемы, выделению подпроблем, которые нужно решить предварительно, и только после этого становится возможным решать основную проблему, найти ответы на центральные вопросы, создать образ или проект результата (схема 2).
Безусловно, что тема и определяющая «вектор» поиска проблема должны соответствовать современной гуманно-личностной
![]() |
Концепции, ориентации на человека, его развитие, реализацию и самореализацию его личностного потенциала. С учетом вписанности человека в социум и ориентации на использование его личностного потенциала во благо окружающих, условий достижения гармонии социума и личности современную педагогическую концепцию можно толковать и как социально-личностную.
- Очень важно провести локализацию (локализировать — ограничивать) и конкретизацию темы, четко очертив сферу исследования и его условия, размежеваться с близкими и смежными темами (кадр 2).
- Нужно всегда помнить, что практика многогранна и нельзя упускать из поля внимания педагога, психолога или руководителя
- Кадр 2 Этапы работы над темой исследования
- • Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.
- • Определение проблемы и проблематизация темы.
- • Определение конкретного предмета исследования.
- • Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.
- • Конкретизация и ограничение (локализация) темы.
- • Отграничение от близких и смежных тем.
- • Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.
Ни одного направления работы, ни одного существенного события или факта. Исследование же всегда должно иметь ограничения, чтобы была возможность углубиться в исследуемый процесс, дойти до сущности.
Поэтому исследовательское проблемное поле должно быть ограничено по объему и по кругу конкретных задач, на которые надлежит найти ответ. В то же время название темы должно содержать проблему, предмет поиска (об этом чуть ниже) и, что желательно, вектор (направление), ведущий аспект поиска решения.
Нередко к основному названию темы даются уточнения (в скобках или без них).
Проведем несколько примеров. Не так давно в Тюменском университете была представлена на утверждение тема выпускной (дипломной) работы: «Эстетическое воспитание школьников». Пришлось уточнить намерения автора. После этого тема выглядела так: «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках математики».
После размышлений о том, какая проблема будет решаться при подготовке работы, тема приобрела еще более конкретное звучание: «Выявление и использование развивающего потенциала математики в эстетическом воспитании младших школьников». Теперь иной пример.
Тема исследования: «Соотношение нравственных знаний и отношений в формировании личности старшеклассников». В ней четко очерчен предмет поиска. Тема раскрывает проблему, связанную с недостаточностью «знание-вого» подхода в обучении и воспитании, обозначает направления поиска и выход — личность старшеклассника.
Стоит добавить, что соискатель Ю. П. Строков защитил диссертацию на эту тему более 30 лет назад (1974), но тема осталась актуальной и проблемной и сегодня.
А вот более «свежая» работа — докторская диссертация Л. И. Гриценко «Личностно-социальная концепция А. С.Макаренко в современной педагогике. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения» (1998 г.). Проблемность работы обнаруживается, если вспомнить, какие дискуссии разгорались у нас относительно наследия известного педагога.
Некоторые публицисты и педагоги-исследователи объявили педагогику А. С. Макаренко тоталитарной, а следовательно, устаревшей. Безоговорочное утверждение личностно ориентированного обучения и воспитания проводилось как отрицание роли коллектива и коллективной деятельности. Автор диссертации доказал, что и на Западе (Германия), и на Востоке (Япония) к наследию А. С.
Макаренко относятся куда более взвешенно и уважительно. Он показал, что социальные ориентиры не противоречат личностным, что как раз и характерно для анализируемого опыта и воспитательной концепции А. С. Макаренко. Сейчас мы вновь обращаемся к социально-личностной концепции воспитания, т. е. во многом к сущности учения великого педагога.
Актуальность, перспективность и гуманистическая направленность исследования Л. И. Гриценко очевидны.
Тема исследования И. Н. Емельяновой — «Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе» (1994).
Наверное, стоило уточнить, что речь идет об общеобразовательной школе, но совершенно ясно, что свобода выбора как атрибут демократизации и вариативности образования противостоит единой, недемократичной школе, открывает перспективы воспитания свободной личности, готовит гражданина, способного к сознательной оценке альтернатив и обоснованному выбору.
Весьма актуальна непосредственно связанная с современной гуманно-личностной концепцией тема исследования М. А. Царева — «Коммуникативная деятельность как фактор формирования субъ-ектности студента» (2004). Здесь четко заданы вектор рассмотрения, способ достижения цели (коммуникативная деятельность) и результат (субъектность).
Число позитивных примеров нетрудно умножить. К сожалению, нередко встречаются небрежные и неточные формулировки исследовательских работ, несовпадение темы и содержания работы. Вот исследование, озаглавленное «Управление процессом личностного развития учащихся в общеобразовательной школе» (2003).
Помимо сомнений в возможности управления личностным развитием и в реальности предлагаемых автором единых схем подхода к учащимся начальной школы и старшеклассникам вызывает удивление, что речь идет только о деятельности зам.
директора школы по научно-методической работе, что не оговорено в названии темы.
Дезориентирует читателя заголовок «Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя»» (2004). Разве можно догадаться, что «потребителем» выступает студент, а результат образования, по мысли автора, это образовательная услуга? Понять смысл заголовка и позицию автора практически невозможно.
А вот пример просто небрежной формулировки — «Предупреждение познавательных трудностей учебного материала в обучении младших школьников» (2004). Адрес исследования понятен, о его направленности нетрудно догадаться, но неужели соискателю и его руководителю (доктору педагогических наук!) неведомо, что познавательные трудности возникают у ученика, а не у учебного материала?
Число отрицательных примеров тоже нетрудно умножить.
Итак, тема должна сразу же высвечивать актуальность, значимость, перспективность, проблемность работы, а по возможности — и направление поиска и, конечно же, адекватно отражать содержание.
Тема должна быть сформулирована четко, предполагать однозначное ее понимание, отражать самое существенное (предмет исследования и направление поиска), однако не предвосхищая искомого решения.
Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат.
Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая главный предмет исследования, проблему и рамки поиска.
Спорным остается вопрос, следует ли выносить в заголовок прогнозируемый результат работы.
Например, тема «Социально-личностная концепция высшего образования» может вызвать обоснованные возражения по поводу предвзятости подхода, ведь ориентация высшего образования может быть личностной, профессиональной, социальной, и предстоит как раз доказать, какую ориентацию следует выбрать или как их сочетать.
Рассмотрим второй этап блочного выстраивания исследования — определение его объекта и предмета.
1.2. Определение объекта и предмета исследования
Второй блок выстраивания исследования — определение его объекта и предмета. Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а предмет раскрывает те связи, отношения, закономерности объекта, которые станут непосредственно изучаться в данном исследовании.
Источник: http://u4isna5.ru/laba/59-issledovanie/isledovaniye/437-ponyatie-o-logike-i-strukture-issledovaniya-sostavlenie-issledovatelskogo-proekta-ili-programmy
Учебно-методическое пособие по курсу логика для студентов специальностей 030301 Психология (стр. 1 из 4)
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
- ПО ОБРАЗОВАНИЮ
- Технологический институт
- «Южный федеральный университет»
- Учебно-методическое пособие
- по курсу
- ЛОГИКА
- Для студентов специальностей 030301 – Психология,
- 080801(2) – Прикладная информатика в психологии
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Таганрог 2010
ББК 87.4я73
Шипелик О.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Логика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 24 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, начинающих изучать логику. Пособие соответствует программе курса логики для высших учебных заведений. Приводятся задачи и тесты по темам курса, позволяющие контролировать эффективность усвоения изучаемого материала.
Пособие предназначено для студентов вузов, а также может быть полезно всем интересующимся логикой и желающим усовершенствовать свои навыки последовательного и доказательного мышления.
Рецензент Титаренко И.Н., доктор философских наук, профессор кафедры философии ТТИ ЮФУ.
Цели и задачи курса «Логика»
Для человека любой профессии жизненно необходимо мыслить логически правильно. Знание логики повышает культуру мышления способствует четкости и последовательности рассуждения. Логическая культура – не врожденное качество. Обрести ее можно только при условии знакомства с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила методы и приемы рассуждения, аргументации.
- Цель курса: развить такие качества мышления как ясность, четкость, способность оптимально уточнять предмет мысли, убедительность в суждениях, умение сосредоточиться на структуре своей мысли, исключить по возможности непоследовательность в высказывании мысли.
- Задачи курса:
- – познакомить студентов со смыслом и значением выражений языка, логической формой и логическим законом;
- – дать представление о видах понятий, их содержание, объеме, определении, делении, ограничении и обобщении понятий;
- – раскрыть отношения между суждениями по значениям истинности;
- – дать основы модальной логике;
- – осмыслить процесс построения доказательств, логических ошибок, ловушек языка;
- – рассмотреть правдоподобные рассуждения, логические парадоксы, объяснение, понимание, искусство убеждения.
Данное методическое пособие предназначено прежде всего для психологов. Логика и психология дополняют друг друга.
И одна и другая дисциплина способствуют формированию эффективной мыслительной деятельности: психология формирует положение, позволяющие, в частности, определить какие черты психики необходимы для овладения различными методами мышления, а логика раскрывает арсенал средств, знание которых усиливает познавательную функцию мышления.
Для логики важны некоторые закономерности формирования мышления, установленные психологией, так как знакомство с ними позволяет глубже понять сущность логических форм. Психология для раскрытия механизмов мыслительной деятельности субъекта использует достижения логики, в которых мышление раскрывается как орудие познания.
Однако логика не касается изучаемого психологией вопроса о побудительных мотивах мыслительной деятельности людей. В логике мышление раскрывается таким, каким оно должно быть, чтобы не отклоняться от истины в результатах познания.
Дейл Карнеги, знаменитый американский психолог, в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логически конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».
Систематическое изучение науки логики – один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики очень велико. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Студентам логика поможет в процессе овладения или многообразной информации, с которой они встретятся при изучении различных наук и в практической деятельности.
В ходе дальнейшего самообразования логика поможет отделить главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения и классификации понятий, подбирать формы доказательств своих истинных суждений и опровержения ложных. Это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение логики – наука о законах и формах правильного мышления.
Работа над рефератами
Важной формой самостоятельной работы студентов является написание рефератов по логике. Реферат выполняется в письменном виде. Реферат является начальным этапом студенческой научной работы. Реферат (от лат. – reffere – докладывать) – самостоятельное письменное исследование студента на определенную тему.
Главной целью реферата является обзор существующих в современной литературе точек зрения по данной теме. В конце реферата его автор излагает сложившиеся в ходе работы свои оценки, свое мнение по выбранной теме. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Следует ознакомиться со списком рефератов, который помещен в конце учебного пособия.
Можно выбрать одну из них, по согласованию с преподавателем уточнить, изменить тему или предложить свою. При выборе темы надо предусмотреть возможность продолжения работы над ней в других учебных дисциплинах, в последующих семестрах.
После выбора темы реферата надо заняться подбором литературы! Для этого студент должен обратиться к справочно-библиографической литературе, каталогам, в том числе и электронным.
Текст реферата должен содержать следующие разделы: план, введение, основное содержание, заключение, библиография.
Во введении обосновывается выбор темы, ее значимость и причины интереса к ней студента, дается общая характеристика проблемы. План – это перечень вопросов, которые будут раскрыты в реферате.
Эти вопросы, обычно 3-4, фиксируют центральные идеи темы, то, о чем будет писать автор. Подготовленный первичный план и список литературы согласовывается с преподавателем.
После этого студент приступает к изучению литературы и к написанию реферата.
Объем студенческого реферата по курсу «Логика» должен составлять в среднем 12-14 страниц текста в редакторе Word с титульным листом, поля – 2 см (с 4-х сторон), интервал одинарный, шрифт Times New Roman (кегль 16). Страницы должны быть пронумерованы. В конце работы приводится список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии принятыми правилами.
Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано на курс логики (36 часов) в соответствии со следующим планом
ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет и значения логики. Логика и психология
Познание как отражение действительности. Особенности абстрактного мышления и его формы. Понятие о мыслительных операциях. Истинность и правильность мышления. Логическая форма мысли. Понятие о логическом законе. Логика и язык. Виды законов. Имя, значение, смысл.
Именная и пропозициональная функция. Семантические категории. Историческое развитие логики. Логика в Индии и других странах Востока в древности. Логика Аристотеля. Логика в западной Европе в эпоху феодализма. Развитие логики в XVII – XIX вв. в Западной Европе и России.
Развитие логики в ХХ в. Логика и психология.
Тема2. Понятие как форма мышления
Признаки понятия. Содержание и объем понятия. Множество, элементы, род, вид. Закон обратного отношения объема и содержания понятия. Виды понятий: единичное, общее, нулевое (пустое), конкретное, абстрактное, соотносительное, безотносительное, положительное, отрицательное, собирательное, не собирательное.
Источник: https://mirznanii.com/a/276244/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-logika-dlya-studentov-spetsialnostey-030301-psikhologiya
Понятие логики и её задачи
Понятие «логика» имеет несколько значений. Оно употребляется в различных ситуациях и чаще всего не в смысле логика как наука. Обычно в разговоре не задумываясь, произносим, например, логика вещей, или поступков. Подразумевая под этим последовательность действий или взаимозависимость событий.
Замечание
Г. К. Честертон писал: «Быть может он безумец, но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика, именно это и сводит человека с ума».
Понятие «логика» имеет много значений, следовательно его употребление в различных жизненных ситуациях не редкость. Ещё один пример логичное или наоборот нелогичное мышление.
В первую очередь, подразумевая доказательность высказывания. Кроме того, логика – это наука о мышлении. Первое упоминание о логике как науке датируется IV в. до н.э.
Спустя некоторое время, получила название формальной логики.
Предмет логики как науки
Говоря о понятии логики как науки подразумевается, что это наука о законах правильного и последовательного мышления. Однако не стоит забывать о том, что человеческое мышление самое многогранное и сложное явление во Вселенной.
Неспроста ведь оно изучается многими науками. Логикой в том числе. Всякое движение человеческой мысли, которое постигает истину, принципы добра и красоты, опирается на логические законы, даже не осознавая это.
Но человеческое подсознание всегда им следует.
Рассуждение – это особая форма принуждения. Размышляя, человек ощущает несвободу и прессинг. От воли человека зависит, на чём остановить свою мысль. В любой момент можно прервать размышление и отойти к совершенно иной мысли.
Однако если человек решит, что определённую тему следует домыслить до конца, то сразу же поневоле попадёт в сети логики. Это действует как механизм, который невозможно остановить, поскольку согласившись с одним утверждением, мысли его будут просто вынуждены принять и другие утверждения, которые являются логичным продолжением предыдущих.
И вне зависимости нравятся они его подсознанию или нет, человеческое подсознание и мысли должны их принять.
Например, допустив одно, человек автоматически лишает себя возможности утверждать иное, несовместимое с допущенным.
Представьте ситуацию, вы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, следовательно, если вещество не проводит ток, оно не металл.
Или ещё ситуация, утверждая, что все птицы умеют летать, мы автоматически исключаем курицу, страуса и пингвина из разряда птиц. Это и есть логическое мышление под давлением, когда из одного утверждения следует несколько вытекающих.
- Понять, как это работает, можно только ответив на несколько вопросов:
- Где источник непрекращающегося принуждения?
- Какова природа этого источника?
- Что именно приходится считать несовместимым с уже принятыми утверждениями и как это работает в связке?
- В чём заключаются принципы работы человеческого мышления?
В поисках ответов на эти вопросы и родилась наука логика. Наука о мышлении и его функционировании. Наука о том, как срабатывает человеческое мышление под давлением его же мыслей и размышлений.
Обратившись к истории, то можно проследить за этапами развития логики как науки. На протяжении многих веков сфера конкретных интересов постоянно менялась. Неизменным оставалось лишь фундаментальное исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Иными словами «что из чего следует».
Хотя не стоит забывать о том, что логика занимается не только этим вопросом, он является главным, но не единственным.
Поскольку наука эта изучает ещё и различные процессы и операции, например, операции определения и деления или классификации, операции доказательства и опровержения, занимается проблемами языка и правдоподобных рассуждений и т.п.
Задачи логического исследования
Основной задачей логического исследования является поиск и классификация установленных образцов правильного рассуждения. Эти образы представляют собой логические законы, на которых основывается правильное логическое мышление.
Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики, соответственно рассуждать правильно. Из этого следует, что чётко сформулированные законы логики важны для науки. Становится понятным, что эти законы рождаются в сознании человека и не зависят от его воли.
Их принудительный характер для человека объясняется тем, что в конечном итоге они отображают общие принципы миропонимания и мировоззрения для человека.
И только потому, что человек практически всё время находится в процессе мышления, законы логики нам кажутся иногда такими очевидными и изначально присущими человеческой способности к рассуждению.
Древнегреческий философ Платон рассуждал о логике так: «Бог создал зрение и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства нашего собственного разума». Он уверял, что человеческий разум – это лишь часть той разумности, которая правит на земле, а способность к размышлению – невольное воспроизведение той разумности, которую нам подарил бог.
Ученик Платона Аристотель первым дал обоснованное определение о природе и принципах человеческого мышления.
Он уяснил, что «принудительная сила наших речей» существует по особым законам – законам логического мышления, благодаря которым человеческое подсознание принимает утверждения один за другим по цепной реакции, и отметать то, что не соответствует принятому изначально. Труды Аристотеля принято считать началом систематического исследования логики и её законов.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изучению логики как науки посвящено около двух с половиной тысячелетий. Раньше логики начали развиваться как науки только математика и философия.
Виды логики: традиционная и современная
Как уже говорилось, история логики насчитывает около двух с половиной тысяч лет, и немудрено, что эти периоды были поделены исследователями на определённые периоды в соответствии с предназначением и общим восприятием. Этих периода два, которые и поделили логику как науку на два вида:
- Традиционный.
- Современный.
Традиционная логика начинается с самых истоков в древней Греции и заканчивается появлением на рубеже XIX и XX вв. абсолютно новой современной логики. Последняя, в свою очередь, относится к нынешнему времени.
Её принято называть еще математической логикой или символической. Несложно догадаться, что традиционная является предшественницей современной логики.
А её содержание практически полностью вошло в состав математической, но не заняла какое-то основное место, а напротив, ей отвели совершенно незначительную часть.
Говоря о логике традиционной, то она в корне была философской наукой. Базировалась на законах философии. Исследователи толковали причинно-следственные связи, опираясь на понятия философии. В ней не использовались как-либо специальные символы или обозначения. Традиционная логика как наука описывалась естественным языком и не содержала в себе никаких дополнительных истолкований.
Касательно современной логики, то она являет собой синтез двух наук: математики и философии.
Если углубляться в процессы, то станет ясно, что это произошло потому, что в философские исследования стали внедрять математические методы.
Новые своеобразные методы представляют собой использование искусственных языков при исследовании различных процессов. Этого не делали ранее, поэтому математическая логика в корне отличается от традиционной.
Внедрение математических методов в изучение логики позволило во многих ситуациях избежать двусмысленности и логической неясности, что не позволительно было при использовании только естественных языков.
Второе название «символическая логика» родилось в процессе становления и перемены способа изучения. Использование множества математических символов позволило называть современную науку еще и символической.
Однако все эти имена имеют один и тот же смысл – современная логика. По роду занятия она не чем не отличается от традиционной. Задачи остались те же: поиск и изучение правильных методов мышления.
Различия заключаются только в применяемых для исследования методах.
Пример
«Изобретателем» современной логики по праву считается немецкий философ Г. В. Лейбниц. Именно он первый высказал предположение о том, что доказательство можно представить в виде вычисления, подобно тому, как это делается в точных науках, например, в математике.
Принципы правильного рассуждения
Главная задача логики как науки заключается в изолировании правильных способов умозаключения от неправильных. Правильное рассуждение строится следующим образом: из правильного или истинного рассуждения вытекает обоснованное следствие. Если посылки обоснованные, то можно утверждать, что правильное умозаключение даёт из них обоснованные заключение.
Пример, который использовали ещё во времена Древней Греции: «Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны». В этом варианте первые два предложения – это посылки умозаключения, а третье – заключение.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-nauki/zadachi-logiki/
Логические операции и их свойства
Умножение в логических процессах — сложная и трудоемкая операция, не всегда являющаяся истиной. Обязательное и единственное условие для такого результата — истина пары простых выражений и ложность всех остальных ситуаций умножения.
Конъюнкция как логическая операция и истина для процесса конъюнкции отражена в таблице номер 1:
Логическое умножение и основные качества конъюнкции:
- Конъюнкция не будет являться истиной в данной выборке, при условии в котором, хотя бы один её подпункт не является истиной среди нескольких данных переменных.
- Весь процесс умножения не является ложным, при условии истинности этого процесса умножения на определенном отрезке переменных.
- Вне зависимости от последовательности представления подпунктов весь процесс умножения будет неизменным.
Процесс сложения в логических операциях (понятие о дизъюнкции и объединениях)
Объемный логический процесс, обладающий практически постоянным свойством истинности (кроме ситуаций, когда все варианты являются ложью) — это дизъюнкция.
Процесс истинности в процессе сложения представлен в таблице:
Дизъюнкция и свойства для нее:
- Весь процесс сложения в логических операциях становится истинным для имеющийся выборки, при условии, что хотя бы единственная её составляющая имеет дизъюнкцию — истину.
- Дизъюнкция будет носить ложный характер, в ситуации при которой все выборки на некотором отрезке данных — ложь.
- Вне зависимости от последовательности представления подпунктов — значение результатов процесса сложения будет оставаться неизменным.
Процесс отрицания в логических операциях (понятие о логических отрицаниях)
Логическое отрицание позволяет изменить исходник первичного утверждения путем добавления терминов «не», «неверно» и в исходе приводи к следующим выводам: при истине первичного утверждения — ложь, при лжи первичного утверждения — правда.
Логическое отрицание и/или инверсия в таблице истинности:
!!!
Свойства процесса отрицания:
1. Понятие «двойное отрицание» !!! — итог первичного утверждения, своеобразная тавтология по своей логической структуре (эквивалентность в логике) и само первичное утверждение в булевом ответвлении логики.
Процесс следования в логических операциях (понятие об импликации)
Импликация в логике это обширная последовательность, являющаяся истиной практически всегда; единственное исключение в данной ситуации – это вытекание непосредственной лжи из первоначальной истины.
Таким образом логическое следование образует взаимосвязь между парой простейших логических выводов, со следующим видом представления: первый компонент – условие, второй компонент – вывод из этого условия.
Обозначается: !!!
Импликация. Логическое выражение представлено в таблице истинности:
!!!
Процесс следования обладает следующими свойствами:
- !!!
- Импликация !!! будет соответствовать лжи, при условии если !!! !!!
- Следование !!! будет являться истинным при любой выборке значения !!!, при данных, что !!! (Таким образом становится возможной последовательность «истинность рождается из лжи»)
Процесс равнозначности в логических операциях (понятие об логических равнозначностях и эквивалентности)
Эквивалентность в логике – сложная структура логического характера, являющееся истиной в одинаковых данных переменных !!!
Обозначается следующим образом: !!!
Процесс равнозначности можно представить в таблице истинности:
!!!
Равнозначность/эквивалентность имеет ряд особенностей:
- Процесс равнозначности является истинным на наборе переменных !!! одинакового отрезка
- КНФ !!!
- ДНФ !!!
Логические операции и процесс сложения по модулям (понятие о строгой дизъюнкции и об совокупностях пары множеств в отсутствии пересечений, логическое сложение)
- Строгий процесс сложения по модулям не будет являться ложью лишь при наличии неравнозначных аргументов.
- Если имеется выборка, которая содержит более двух переменных, итог выполненного исчисления будет истинным лишь при наличии числа аугментов строго равным единице, а количество таких выборок обязательно – нечетное число.
- Обозначение происходит следующим образом:
- !!! – если используется любой язык программирования
- !!! – если используется любой язык программирования
Процесс истинности при операциях дизъюнкции представлен в следующей таблице:
!!!
Свойства, характерные для процесса сложения по модулям:
- !!! – процесс идемпотентности
- !!! – процесс отрицания
- !!! – процесс получения нуля
- !!! – процесс ассоциотивности
- !!! – процесс коммутативности
- !!! – процесс поглощения
- !!! – процесс сравнения по модулю
Стрелка Пирса
Стрелка Пирса это особая функция логики, носящая название «бинарная» или по другому «булева», подразумевающая под собой деятельность с парой переменных одновременно. Подобное название функция получила в честь своего создателя Чарльза Пирса. Применяется в науки логической алгебры с восьмидесятых годов девятнадцатого века.
Приянтое обозначение: !!!
Истинность для функции стрелки Пирса представлена следующей таблице:
!!!
Основные свойства стрелки Пирса:
- 1. Данное понятие, наряду с понятиями о конъюнкции, дизъюнкции, отрицании, является краеугольным для понимания бинарного функционала пары переменных.
- 2. Стрелка Пирса является начальным проводником и основой для создания любого другого логического оператора. К примеру: !!! – отрицание, !!! – дизъюнкция, !!! – конъюнкция, !!! – импликация.
Стрелка Пирса – частый представитель электронных носителей, где имеет собственное обозначение !!!
Штрих Шеффера
Бинарный функционал при паре переменных значений или, так называемая «булевая операция логики». Впервые данный термин предложен в начале двадцатого века, ученым Генри Шеффером.
Применяемое обозначение: !!!
Функционал истины для данного понятия представлен в таблице:
!!!
Основные свойства штриха Шеффера:
- 1. Данное понятие – краеугольное основание для создания всего бинарного функционала для пары переменных.
- 2. Штрих Шеффера используется как старт для создания других операционных действий. К примеру: !!! – процесс отрицания, !!! – процесс конъюнкции, !!! – процесс дизъюнкции, !!! – создание константы.
В электронных носителях, применение штриха Шеффера характеризует возможность создание единого привычного элемента. Однако, стоит учитывать высокую материальную затрату при создании подобного варианта.
Последовательность реализации логических действий в операциях сложного логического представления
- 1 этап: Процесс отрицания (процесс инверсии)
- 2 этап: Процесс логического умножения (процесс конъюнкции)
- 3 этап: Процесс логического сложения (процесс строгой дизъюнкции)
- 4 этап: процесс следствия (процесс импликации)
- 5 этап: Процесс тождества (процесс эквивалентности)
Использование такого свойства, как применение скобок может позволить скорректировать представленную последовательность.
Логические операции в информатике: основные функции, признаки. Свойства логических операций
Если представить определенную выборку из !!! переменных логики можно обнаружить количество разнообразных значений, равных !!!.
Истинность, если представить её в таблице для логического оператора, будет выглядеть как совокупность !!! столбцов и !!! строк.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/logicheskie-operacii-i-ih-svojstva/