Понятие эстетического воспитания — справочник студента

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Понятие эстетического воспитания - Справочник студента

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Понятие эстетического воспитания - Справочник студента

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность.

Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Понятие эстетического воспитания - Справочник студентаПотенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание.

Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант.

Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.

Понятие эстетического воспитания - Справочник студентаРодителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.

Понятие эстетического воспитания - Справочник студентаВ зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители.

Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний.

Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

  • восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
  • чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
  • потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
  • вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
  • идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

  • беседы;
  • уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
  • участие в экскурсиях;
  • походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
  • творческие домашние задания.

  Музыкальное воспитание ребенка

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности.

Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.Понятие эстетического воспитания - Справочник студента

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Читайте также:  Способы общения - справочник студента

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту. 

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/chto-takoe-2

Эстетическое воспитание личности студента

  • Значение эстетического воспитания в развитии личности студента педагогического вуза
  • Руководитель: Коротун Анна Валериановна
  • Студент: Попова Ирина Валерьевна
  • Филиал УрГПУ г. Новоуральск, 403-А группа

В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека.

Эстетическое воспитание занимает особое место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как оно включает в себя не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

эстетическое воспитание культура студент

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis – ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [1, с. 214].

Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании.

Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, особенно будущих воспитателей и преподавателей, так как студенты педагогических вузов просто обязаны обладать такими качествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного у подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание служит формированию всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. В процессе формирования эстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания студента. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру.

Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [2, с. 312].

Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека.

А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.

Сегодня в образовательных учреждениях существует проблема организации эстетического воспитания студентов, поэтому основными задачами учебных заведений по формированию у студентов эстетического отношения к действительности будут являться:

  • формирование способности у студента воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей и самой природы;
  • развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
  • вооружение знаниями, а также привитие умений и навыков в области видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
  • развитие творческих способностей, умений и навыков у студентов чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
  • развитие понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
  1. Для достижения высоко эстетически развитого студента нужно, чтобы вся система эстетического воспитания была единой и объединяла все учебные дисциплины, всю общественную жизнь студента, где каждый учебный предмет, каждый вид деятельности внес свой вклад в формирование эстетической культуры личности студента.
  2. Эстетическое воспитание в вузе способствует активизации самосознания студентов, формированию их активной социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу и снижает остроту реагирования на стрессовые ситуации, то есть оптимизирует поведение студента и расширяет его возможности для общения в совместной деятельности с коллективом.
  3. В учебно-воспитательном процессе преподаватель должен обеспечить становление такой личности студента, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
  4. Средствами эстетического воспитания в вузе могут являться организация и проведение таких мероприятий, как:
  5. — посещение театра;
  6. — экскурсии в музеи;
  7. — походы на природу;
  8. — конкурсы фотографий, рекламных роликов;
  9. — студенческие мероприятия;
  10. — научно-практические конференции;

— социально значимые проекты на актуальные проблемы современности. Воздействие этих средств на студентов будет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализации творческих способностей и укреплению эстетической позиции.

  • Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
  • Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом.
  • Таким образом, эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
  • Список используемой литературы
  1. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 2-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 272 с.

  2. Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.

Читайте также:  Принципы анри файоля - справочник студента

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/esteticheskoe-vospitanie-lichnosti-studenta.html

Эстетическое воспитание

процесс формирования и развития эстетич. эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее рост в соответствии с социальным и психофизич. становлением человека под влиянием иск-ва и многообразных эстетич. объектов и явлений реальности. Э. в.

реализуется в системах образования разл. уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетич. деятельности. В более узком смысле, Э. в. — в отличие от худож. воспитания — направление, содержание, формы воспитат. и методич. работы, ориентированные на эстетич.

объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетич. эмоции и оценки.

Цели Э. в. и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетич. объектов в иск-ве или действительности; совершенствование эстетич. сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области худож., духовной, физич. (телесной) культуры.

Совокупность теоретич. представлений об Э. в. образует особую область науч. знания, отд. положения к-рой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина «Э. в.» употреблялось понятие «худож. воспитание», к-рое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитат.

воздействию иск-ва. Содержание понятий «Э. в.» и «худож. воспитание» в рос. науч. лит-ре нередко отождествлялось, поскольку иск-во, из сокровищницы к-рого каждая эпоха отбирает свой круг худож. произведений, получающих статус образцовых, всегда выступает влиятельным средством Э. в. и развития личности. Худож. воспитание, представляя собой часть Э. в., реализуется наиб.

полно в проф. худож. образовании, при специализации в области иск-ва, в творческой и худож.-пед. деятельности. Оно осуществляется в профилированных (муз., хореографич., худож.) уч. заведениях. В последние десятилетия 20 в. разрабатывается концепция худож.-эстетич.

педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние иск-ва на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, т.е. одной из обязат. основ совр. общего образования. Соотношение воспитат.-образоват. компонентов должно быть определено для каждой возрастной группы.

Лишь при ориентации на интимно-личностный характер воздействия иск-ва возможно избежать схематизации при первых шагах навстречу худож. миру. Стандартные требования правомерны лишь для ст. школьников, студентов.

Практика Э. в., его науч. осмысление шли сложными путями в условиях разл. цивилизаций. К кон. 90-х гг. осн. тенденции развития Э. в. и науч. представлений о его сущности, формах, средствах, условиях предстают в неоднозначных, диалогических отношениях и взаимосвязях: 1) традиционная (классическая) ориентация на Э. в.

человека, чувствительного к красоте и прекрасному в иск-ве и реальности, ориентированного на нормативные идеалы; 2) трансформированная модернизированная неоклассич. ориентация Э. в. человека, опирающегося в своем эстетич. сознании как на традиции, так и на преобладавшие в 20—80-х гг.

концепции социологизаторского характера в эстетике и теории Э. в.; 3) ориентация на основе переосмысления мирового опыта Э. в.

, обоснования идеала эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельность людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре (при этом охватывается вся худож. культура — от первобытного и самобытного этнического, иск-ва примитива и т. п., худож.

ремесел до ритуального и культового иск-ва). Ориентация на развитие адекватных 20 в. эстетич. сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и иск-ве опирается и на новую интерпретацию истории классич. эстетики, и на совр. философско-эстетич., психол., пед.

, культурология, искусствоведч. теории; 4) эклектич. ориентации разл. характера с включением новых целей Э. в. и категориальных понятий, нередко заимствованных из разл. науч. теорий либо конструируемых искусственно. наиб. перспективна в России 3-я ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, П. Е. Георгиевского, А. Ф. Лосева, Р.

Арнхейма, С. М. Эйзенштейна, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского, П. А. Флоренского), определяющая процесс Э. в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувств. освоении, оценке личностью эстетич. свойств реальности и иск-ва.

Источник: https://didacts.ru/termin/esteticheskoe-vospitanie.html

Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. понятия «эстетическое воспитание» и «эстетическое развитие»

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев). Такое определение имеет отношение к зрелой личности.

Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного воз­раста.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспи­тания ребенка. Эстетическое воспитание –это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

  • Составляющей процесса эстетического развития является художе­ственное образование — процесс усвоения искус­ствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
  • А) Задачи эстетического воспитания
  • Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
  • Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающе­му.
  • Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного.
  • Вторая группа задач направлена на формирование худо­жественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педаго­гике довольно основательно представлена вторая группа задач. Ученые разработали теорию эстетического воспита­ния и конкретизировали ее для практики.

Первая группа задач в исследованиях и практике изуче­на в меньшей степени и чаще рассматривается как приклад­ная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений, иллюстраций к книгам, восприятия музыкальных произведений — эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.

Б) Условия и средства эстетического воспитания. Требования к отбору произведений искусства для детей.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими.

Если обстановка эстетична, краси­ва (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п.

Читайте также:  Решение задач на геометрический смысл производной - справочник студента

, есть основания надеяться, что он с малых лет будет приниматьэстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Эстетика быта включает в себя множество де­талей.

Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.

С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе — все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра­сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь.

Эстетика обстановки — это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж­додневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто­нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль­ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим).

Эстетика быта — это и внешний вид человека. Небреж­ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве­товой гаммы, неумение найти свой стиль — все это проти­воречит законам красоты.

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ­ления о красоте.

Эстетика бытастановится средствомэстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях.

Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но.

И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану — желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красотувокруг себя — делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Важным средством эстетического воспитанияявляется природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа — это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка.

Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос­питательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы.

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания.

Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные средства эстетического воспита­ния — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.

Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Требования к отбору произведений искусства

Посредством искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений.

С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.

Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние.

В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей. От предметов и явлений, близких и знакомых маленьким детям, педагог ведет их к восприятию все более широкого круга событий и явлений.

Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

  1. Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.
  2. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.
  3. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.

Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстраций для детей выполняются в цвете.

Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания.

Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

  • Таким образом, требованиями к отбору произведений искусства являются:
  • — актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
  • — произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
  • — единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
  • — колористическое решение (цветовой контраст)
  • — композиционное решение
  • — концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
  • — индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
  • — эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfe3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector