Память и деятельность — справочник студента

Привет, читатель! Я думаю, ты со мной полностью согласишься, если я скажу, что у большинства студентов девичья память.

В принципе, им действительно свойственны частичные провалы в памяти, которые происходят в самый неподходящий момент, например, при ответе у доски, на докладе, зачете или важном экзамене.

И как быть в такой ситуации? Как студенту развить память? Вот как раз данной теме я и хочу посвятить эту статью.

Память и деятельность - Справочник студента

Почему и куда теряется память у каждого второго студента?

Когда студент попадает в вуз, то первое время полностью отдается учебе. В его голове появляется огромное количество новой информации, которую необходимо разложить по полочкам и обязательно «переварить». С непривычки сделать это очень сложно, поэтому на первой сессии не стоит удивляться, если в голове преобладает сплошная «каша».

Вот тут и начинаются провалы в памяти, которые для самого студента становятся истинной неожиданностью. Когда из головы необходимо достать что-то важное, а оно просто исчезло, начинается паника, а итоговая оценка, как правило, снижается не на один балл. Объяснить такие провалы в памяти легко и просто, вот как раз на эту тему стоит поговорить подробнее.

1. Растерянность. Есть та категория студентов, которые, несмотря на свое прилежное обучение, в период сессии не могут собраться и взять себя в руки.

Причин такому состоянию множество, в частности, пристальный взгляд преподавателя, непрочность знаний по конкретному вопросы, напряженная обстановка в аудитории, да что там говорить – даже желание покушать и урчание в животе заметно путают мысли.

2. Паника. Многие учащиеся вузов панически боятся экзаменов, а при ответе на важные вопросы их мысли и вовсе путаются. Одного только взгляда преподавателя вполне достаточно, чтобы память напрочь отшибло, а говорить о положительной оценке за экзамен в данном случае уж точно не приходится.

3. Притворство. Однако имеются и те студенты, которые попросту делают вид, что сильно нервничают и все забыли. На самом деле они просто не подготовились, но при экзаменационной комиссии театрально изображают волнительные провалы в памяти и тщетные попытки их восполнить.

4. «Передоз» информации. Бывают и такие ситуации, когда студент настолько тщательно подготовился к экзамену, что голова от полученной информации стала не только «закипать», но и постепенно очищать мозг от полученной информации.

Многие называют такое явление «зазубрить», когда студент при качественно изучении материала экзаменационных билетов в самый ответственный момент понимает, что все забыл. Так что избыток знаний до добра тоже не доведет.

5. Специфический склад ума. Лично я встречала таких выпускников вуза, которые блестяще разбирались в том или ином предмете, но на экзамене перед экзаменационной комиссией не могли произнести ни одного внятного слова. Такой подступивший ступор лично я никогда не могла понять, но опять-таки факт остается фактом.

Так что теперь становится понятно, что способности памяти порой преподносят студенту самые неожиданные сюрпризы, причем не в самый подходящий для этого момент.

Советуем почитать: Как легко сдать сессию?

Так что в таких ситуациях обязательно требуется тренировка ума, и чем скорее, тем лучше! В противном случае можно не только стипендии лишиться, но и оказаться в числе претендентов на вылет из университета.

Как быстро и правильно тренировать память?

Когда у меня возникают проблемы с памятью, я всегда вспоминаю родную бабушку, которая после 60 лет резко увлеклась кроссвордами; хотя до этого терпеть не могла это занятие. Когда же в один прекрасный день я поинтересовалась, в чем причина ее нового хобби, рассказала о колоссальной пользе кроссвордов для памяти.

Оказывается, ученые доказали, что такие ребусы и шарады способны предотвратить развитие старческого склероза, который, по сути, является необратимым спутником пенсионного возраста. Вот моя старушка и начала таким способом тренировать память, отчаянно сражаясь с первыми признаками старости.

Память и деятельность - Справочник студента

Так что одним из способов, как студенту развить память, могу предложить кроссворды, которые сегодня, как известно, преобладают в свободной продаже. Однако есть и более легкие тренировки, не требующие дополнительных финансовых затрат, но хорошо известные в медицинском мире.

Официальные методы тренировки памяти

Метод Айвазовского. Для его выполнения необходимо пять минут свободного времени, которые посвятить внимательному изучению того или иного предмета. Его требуется рассмотреть в самых мельчайших подробностях, а после закрыть глаза и в таком же виде отобразить в своем сознании используя все моменты, нюансы и подробности.

Если студент дополнительно обладает художественными способностями, то готовую картинку будет лучше всего перенести на бумагу, чтобы потом можно было внимательно сравнить с оригиналом и выполнить в уме так называемую «работу над ошибками».

Этот научный метод прекрасно тренирует зрительную память, а повторять предложенное упражнение можно по несколько раз в день (чем чаще, тем лучше). Аналогичным образом действуют и таблицы Шульте, но студенту вовсе необязательно влезать в такие дебри.

Метод чтения вслух. Иногда у студентов менее развита слуховая память, что создает определенные трудности на лекциях при записи важных конспектов. Если учащийся понимает присутствие проблемы, то должен заняться тренировкой именно этого вида памяти. Для этого требуется больше читать вслух, а после пересказывать про себя полученную информацию.

Аналогичным образом действуют стихи, которые желательно каждый раз учить наизусть. Если посвятить таким несложным тренировкам пару по несколько минут в день, то по истечению данного срока прогресс будет уже очевиден.

Простые способы тренировки памяти

Заставить студента рисовать по памяти картины, когда он конспект с трудом ведет, задача не из легких.

Что же говорить о стихах наизусть, когда домашнее задание начинается выполняться лишь в преддверье зачетной недели! Нет, это все способы больше подходят для сознательных студентов, но никак не для современных лоботрясов, для которых учеба в вузе – это больше игра под названием «Верю – не верю».

Однако в любом случае тренировать память надо, и простых способов для этого предостаточно:

Способ первый. Каждый раз по дороге в вуз рекомендуется прокладывать для себя совершенно новый маршрут, которым после окончания пар и возвращаться домой. Если утром запомнить дорогу туда, а вечером воспроизвести без ошибок путь обратно, то можно смело считать, что проблемы с памятью уже окончательно решены.

Способ второй. Сегодня в интернете имеется достаточное количество онлайн – игр на концентрацию внимания, которые позволяют не только тренировать память, но и логическое мышление, воображение и силу воли.

Например, в известной Игре «Кот Том» имеется мини – игра под названием «Память», которая как раз и позволяет тренировать память и уметь сосредотачивать внимание.

Способ третий. Если вы попадаете в незнакомую компанию, где с вами все знакомятся, то основной тренировкой памяти станет запоминание всех новых имен. Когда люди рассосутся, необходимо каждого нового знакомого провести взглядом и про себя вспомнить его имя.

Для больше экстрима не помешает подойти к нему и лично обратиться, проверяя способности своей памяти. Пару неудобных ситуаций при ошибках, и резервы памяти очень быстро восстановятся.

Способ четвертый. Хорошей тренировкой памяти становится воспроизведение синонимов или антонимов. Для себя требуется выбрать одно слово, а после подобрать к нему максимальное количество приближенных по смыслу и в корне противоположных значений.

Здесь лучше всего говорить вслух, поскольку так память гораздо лучше работает и запоминает.

Способ пятый. Достать колоду карт и выложить из нее пять карт картинками вверх. Хорошенько запомнить все изображения и их последовательность, а после перевернуть картинками вниз.

Затем говорить название карты и проверять себя. Чем больше изображений будет отгадано, тем лучше у студента показатели памяти. Постепенно можно усложнять себе задачу, а доставать из колоды не 5, а уже 7 или 9 карт (смотря по своим возможностям).

Советуем почитать: 5 способов решения проблем

Для чего нужна каждому студенту хорошая память?

На самом деле все эти способы тренировки памяти доступны каждому студенту только в том случае, если в его существовании и учебе не главенствует матушка Лень. Если задаться целью, то уже через пару дней проблема будет окончательно решено, да и комплексы относительно своей «девичьей памяти» сразу же отойдут на второй план.

Каждый студент должен понимать, что память – это та важная шпаргалка, которая выручит в самую трудную минуту. К тому же не стоит забывать о любимой пословице всех учащихся в вузе лоботрясов: «Не знал, но вспомнил».

А, чтобы вспомнить нужную информацию в самый нужный момент, как раз и требуется тщательно тренировать свою память и значительно расширять ее потенциальные возможности. Так почему бы не попробовать эти несложные, но реально действенные способы?

Вывод: Целью моей статьи было донести до понимания каждого студента сведения, насколько важна в учебе память, и насколько велики ее потенциальные возможности.

Теперь на страницах студенческого интернет – журнала советстуденту.рф имеется полезная и весьма востребованная информация, как студенту развить память. Ею обязательно стоит воспользоваться по случаю и без, проверив реальные способности своей памяти!

  • Теперь ты тоже знаешь, как студенту развить память быстро, легко, практично и в домашних условиях.
  • C уважением, команда сайта советстуденту.рф
  • Анна Кислякова
Читайте также:  Вычисление площади поверхности с помощью двойного интеграла - справочник студента

P.S. На десерт — интересное видео о развитии памяти.

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/samorazvitie/kak-studentu-razvit-pamyat/

Память и деятельность

Память — запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.  Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить в памяти.  Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Это  специфически человеческий феномен, только у человека запоминание становиться специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельность. При этом человек должен отделить материал, который нужно запомнить от всех побочных впечатлений – мнемическая деятельность носит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Проблема определения доступного человеку объема памяти, максимально возможной скорости запоминания,  времени, в течение которого материал может удерживаться.

  • Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности.
  • Характеристики произвольного запоминания:
  • — человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания.
  • — ПЗ – особая и сложная умственная деятельность, подчиненную задаче запомнить.

— ПЗ включает различные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (формы ПЗ) — заучивание. Суть — в многократном повторении материала до полного и безошибочного запоминанияПЗ заметно продуктивнее НЗ.

— Главная особенность ПЗ – проявление ВОЛЕВЫХ усилий в виде постановки задачи на запоминание. Повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал. 

— Для того, чтобы лучше запомнить, нужно ставить ЦЕЛЬ не только воспринять и понять, но и запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

  1. Формы произвольного запоминания:
  2. — Заучивание (еще Эббингауз)
  3. — Перессказ
  4. — Смысловое запоминание
  5. Зависимость запоминания от материала.

А) влияние расположения элементов в ряду. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Это явление было замечено Эббингаузом.

Б) Влияние степени однородности материала

Роль сходства в запоминании. Однородным материал считается, если  элементы обладают общими признаками. Сходство тем выше, чем таких признаков больше. ПР: -рон-  и  –хон —  общие буквы, — общая форма, шкаф и стол – одна семантическая категория (мебель).

Роль различия в запоминании: А. фон Ресторф изучала запоминание ряда из разных элементов (слоги, цифры, прилагательные и т.д.). Вывела правило: если нужно запомнить ряд стимулов (например, список слов) и один из них физически отличается от других (например, напечатан большим шрифтом или другим цветом), то его будет проще запомнить и воспроизвести. Также называется эффектом изоляции.

В) Влияние осмысленности материала – чем лучше осмыслен, тем лучше запоминается.

Особые феномены, которые можно отнести к непроизвольному запоминанию, были получены при разработке проблем мотивации. Это факты забывания имен, названий, намерений и действий.

Забывание (З.Фрейд)

З. Фрейд обнаружил, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих аффектов и отрицательных мотивов, с которыми оказались связаны те или иные впечатления.. Механизм: нарушение хода мысли из-за внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного.

Фрейд хотел купить шкатулку для одной дамы и прекрасно представлял место, где это можно сделать, но не мог вспомнить улицу. Проходил весь день по всему городу, но так и не нашел этот магазин. Взял книгу с адресами, среди них нашел нужный магазин.

Фрейд ходит мимо него постоянно, когда дружил с одной семьей, потом они поссорились, и он старался там не ходить, избегал этой улицы.

Работы К. Левина, Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник показали, на запоминание влияют мотивы и цели человека.

Биренбаум Гита Васильевна   — Забывание намерения

 Испытуемым давалась инструкция выполнить ряд заданий и решение записать, а так же в конце каждого задания ПОДПИСАТЬ ЛИСТ своим именем. Это и есть намерение, которое будут изучать.

В ходе эксперимента испытуемому предлагали задания со спичками или городами. 2 серии: 2-я серия отличается от первой, тем, что после 5 задания вводилась 5-10 мин пауза.  После паузы – опять спички.

Без паузы намерение выполнялось хорошо, а после паузы забывалось (не подписывали лист).

Уже Левин делает выводы по ее эксперименту: намерение обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности. Переход от одной сферы деятельности, в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Забывается намерение, если: Замещающее выполнение (в одном из задании нужно было написать свою биографию, в которой принято писать фамилию, поэтому, и забывали подписывать листок, так как уже написали).

Естественные противоположные потребности (если есть естественная потребность не делать этого, то намерение забывается) Намерение как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и утрачивать свою величину.

Эффект Зейгарник: если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие  прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные действия в 2 раза чаще, чем завершенные (воспроизведение незавершенных действий/ воспроизведение завершенных действий=1,9). Объяснялось это возникшей и неудовлетворенной квазипотребностью (по Левину).

По Рубинштейну  запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он говорил, что нельзя однозначно говорить, что ПЗ более эффективно, чем НЗ. (запоминание через понимание).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры Д

Принцип зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности был открыт в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. С точки зрения теории деятельности, процессы памяти являются продуктом деятельности субъекта с предметами; решающими факторами запоминания являются предметное содержание деятельности, а также ее цели, мотивы и условия.

Зинченко в своих экспериментах доказывал зависимость непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Эта форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, часто нужно вспомнить что-то, чему раньше не уделял особого внимания. + НЗ почти не исследовалось.

Исследования ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЗИНЧЕНКО доказали, что установка на запоминание (когда чел ставит цель запомнить) не всегда эффективна.  В определенных случаях НЗ может оказать эффективнее, чем ПЗ.

Опыт: Проводился с учениками, взрослыми, дошкольниками.15 карточек с изображениями предметов. 12 карточек можно было классифицировать на 4 группы, а  3 карточки – нельзя. На каждой карточке были цифры: 1,7, 10, 11, 16, 19 и т.д. С материалами были проведены 2 опыта.

В первом опыте испытуемые действовали с предметами, изображенными на карточках, цель – просто разложить карточки на группы по содержанию изображения, а лишние отложить. После раскладывания карточки убирались, а испытуемым предлагалось вспомнить названия предметов и числа на соот карточках. Второй опыт: те же карточки.

Цель: разложить карточки, чтобы числа расположились по возрастающей величине. После выполнения испытуемому предлагалось назвать предметы, изображенные на карточках.  ИТОГ: В первом опыте у испытуемых показатель запоминания картинок в 19 раз выше, чем чисел. А во втором опыте числа запоминались в 8 раз лучше, чем картинки.

Основное различие: в 1 опыте предметом деятельности были картинки, а во втором числа. Деятельность  с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

Посвященное той же проблеме исследования Анатолия Александровича Смирнова, подтвердило, что НЗ может быть продуктивнее, чем ПЗ.

Суть эксперимента:  испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-то орфографическому правилу. В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему.

Запоминать не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в ходе активной деятельности, запоминались примерно в 3 раза лучше, чем те, которые придумал экспериментатор.

Запоминание, включенное в какую – нибудь деятельность оказывается более эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой он совершается.

Источник: https://students-library.com/library/read/62423-pamat-i-deatelnost

Протекание процессов памяти у студентов

Особенности развития памяти в процессе саморегуляции и самоорганизации деятельности студентов

Особенности развития памяти студентов

2.1. Типы памяти и особенности представления информации у обучающихся.

2.2. Протекание процессов памяти у студентов.

2.3. Приемы совершенствование памяти у обучающихся.

Типы памяти и особенности представления информации у обучающихся

Визуальный тип. Вся информация представляется в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, вы жестикулируете, как бы рисуя в воздухе представляемые вами объекты.

В разговоре вы часто пользуетесь вступительными фразами (предикатами) визуального типа: «Вот посмотрите…», «давайте представим себе…», «вспомните, это выглядело так…» и пр.

В момент вспоминания ваши глаза совершают непроизвольные движения — вы смотрите в направлениях: прямо перед собой, вверх, влево-вверх или вправо-вверх.

Аудиальный (слуховой тип). То, что вы вспоминаете, как бы наговаривается вашим внутренним голосом или вы слышите речь другого человека. Предикаты, которые вы используете в разговоре — слуховые: «Вот послушайте.. », «это звучало так…» и пр. При вспоминании взгляд обращен вправо, влево-вниз или влево.

Кинестетический тип. Вы хорошо вспоминаете ощущения, движение. Вспоминая, вы как бы воссоздаете, повторяете движения телом. При занятиях аутогенной тренировкой (AT) вам хорошо удается вызывать ощущения тепла, тяжести. Вспоминая, вы смотрите вниз или вправо-вниз.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но один из трех типов памяти и соответствующая ему система представления информации обычно развиты лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую.

Если у вас, скажем, лучше работает зрительное представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поисковой. Люди с кинестетическим типом памяти вспомнят плакат на стене кабинета через ощущение движения тела, которое необходимо для поворота лицом к плакату со своего обычного места.

Люди с поисковым слуховым (аудиальным) типом вспомнят лицо знакомого после того, как воссоздадут его голос.

Представления в системе неведущего типа формируются как бы в два этапа: поиск необходимой информации в сфере ведущего типа и последующее восстановление информации в неведущей системе. Если вы хотите эффективно владеть своей памятью, то:

· тренируйте память всех трех типов;

· пытаясь вспомнить информацию из сферы неведущего типа, сначала создайте максимально яркий образ в ведущей сфере (а еще лучше воссоздайте весь комплекс внешних и внутренних условий запоминания). Затем из этой картины выведите нужную информацию.

Чтобы вспомнить слова человека, воссоздайте условия той ситуации, в которой он их говорил, старайтесь, используя поисковую ведущую сферу, максимально восстановить образ — например зрительный (представив внешность, двигающиеся губы человека, проще вспомнить его слова);

· запоминая важную информацию, переведите ее сначала в ведущую систему, а затем и во все остальные. Тем, кто обладает визуальным типом памяти, номер телефона лучше сначала представить написанным, затем его проговорить и мысленно записать. Можно применять мнемонические связки зрительного типа (см. ниже).

  • Протекание процессов памяти у студентов
  • Память — достаточно сложный психический процесс, включающий в себя:
  • · запоминание,
  • · хранение,
  • · воспроизведение информации (вспоминание),
  • · узнавание информации при повторном представлении.
  • Узнавание

Узнавание зависит от трех других процессов: узнается то, что запоминается, сохраняется и сравнивается с вновь предъявленным. Узнавание может быть симультанным — одновременно (почти мгновенно) воспроизводящим сразу весь комплекс признаков, или сукцессивным, т. е. воспроизводящим постепенно, по отдельным признакам, поэлементно.

На процесс хранения информации существенное влияние могут оказать травмы головы, чрезвычайные нервные потрясения, условия питания человека и т. п. Эксперименты Д.

Вулдриджа с восстановлением под гипнозом мельчайших подробностей увиденного много лет назад доказывают, что в памяти хранится в общем-то все, на что мы в течение жизни обратили внимание, но далеко не все может быть сознательно и подробно воспроизведено.

Воспроизведение всей хранимой информации возможно только бессознательно, во сне, в гипнотическом состоянии или при проведении подготовленных человеком специальных процедур йоги, а также при сильных эмоциональных потрясениях, после травм, у психических больных и т. п.

  1. Запоминание
  2. Запоминание связано с созданием ассоциаций трех типов:
  3. · по смежности — связь, основанная на принципе временной и пространственной непрерывности (цепь событий во времени, порядок предметов в пространстве);
  4. · по сходству — связь, основанная на общности черт различных объектов (предмет вызывает в памяти что-то похоже на него);

· по контрасту — связь, основанная на принципе существования контрастных качеств (большой — маленький, мелкий — глубокий, белый — черный и т. п. ).

Ассоциации, а следовательно, и запоминание, могут быть непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное и преднамеренное запоминание

Нельзя сознательно изменить процесс непреднамеренного запоминания. Однако тренировка памяти, тренировка внимания и наблюдательности, соблюдение гигиены памяти позволяют существенно улучшить качество запоминаемой информации.

Преднамеренное, или произвольное, запоминание является сознательным процессом, с сопровождающимся формированием установки, сосредоточением внимания и применением мнемотехнических приемов. Цель преднамеренного запоминания — преодолеть трудности вспоминания информации. Правильно организованное преднамеренное запоминание включает в себя:

  • 1. создание внутренних и внешних условий запоминания;
  • 2. мобилизацию запоминания;
  • 3. мнемотехнические приемы;

4. целенаправленную механическую тренировку памяти.

Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, от его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. К трем годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.

Прочность и длительность запоминания у четырехлетнего-пятилетнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь. Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает.

Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребенком запоминается прочно и надолго.

Знаменитый русский ученый-математик Софья Ковалевская пишет в своих воспоминаниях: «…

Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха…

но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня тотчас пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения.

Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника.

Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников наряду с наглядными представлена ими об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

Когда малыша просят рассказать про тот или иной предмет, он вспоминает виденный им какой-нибудь конкретный случай. Например, трехлетнего ребенка спрашивают: «Ты помнишь, какая бывает кошка?» Он отвечает: «Черный Васька с Жучкой дерется».

В отличие от этого ответы старших детей носят более обобщенный характер. Например, шестилетняя Маня на подобный вопрос отвечает: «Они мышей ловят, живут в домах, любят молоко».

Здесь ребенок основывается уже не на воспоминании об отдельной, конкретной кошке (черном Ваське), а на известном представлении о кошках вообще.

Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.

Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщенные группы сходных предметов и явлений, придает запоминанию словесно-логический характер. В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребенка.

Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают. Если, например, привести дошкольника в лабораторию и за ставить его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число.

Но если дать ребенку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов.

На более ранних ступенях развития, в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо.

Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребенком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.

Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает.

Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает.

Память как особая целенаправленная деятельность — как произвольное запоминание и припоминание — у детей этого возраста еще не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель.

Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти. Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.

Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью.

Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается и он начинает активно стремиться к ее разрешению.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

Мальчик пяти лет выслушивает поручение, даваемое ему воспитательницей, и говорит: «Вы мне еще раз скажите, а то я забуду». Он уже знает, какую роль играют повторения, и стремится их использовать для лучшего запоминания.

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребенок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приемы.

Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д.

Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития. Вместе с тем совершенствуются приемы логического запоминания.

Овладевая основами научных знаний, школьники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности.

Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у ученых-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s27195t7.html

Память в учебной деятельности школьника — Культурно-историческая психология — 2009. Том. 5, № 2

В условиях реальной учебной деятельности отчетливо обнаруживается зависимость непроизвольной памяти от процесса целеполагания, тогда как в условиях лабораторного эксперимента проявляется лишь ее зависимость от содержания заданной цели.

При таком понимании связи между памятью и процессом целеполагания получают свое объяснение указанные выше, на первый взгляд, внутренне противоречивые факты.

В самом деле, ученики, выделившие в качестве цели действия содержание понятия, при ее конкретизации имеют возможность опираться на соответствующую общую модель, которая неоднократно конструировалась в процессе предшествующего обучения, была содержательно обобщена и освоена учениками.

В такой общей модели понятия фиксируются его основные смысловые компоненты и связь между ними. Фактически, такая модель является и моделью логической структуры определения. Однако в процессе обучения она никогда не рассматривалась с этой стороны и осознавалась учениками только как модель, отражающая основное содержание понятия.

Понятно, что в эту модель обязательно должны быть вписаны и соотнесены друг с другом все элементы понятия, в том числе и те, которые входят в структуру его определения. Но так как ученики не осознавали эту структуру, они не выделяли определение понятия в качестве особого предмета и не могли непроизвольно запомнить его.

Тем не менее в случае необходимости они имели возможность его сконструировать, опираясь на выделенные смысловые элементы понятия и содержательную связь между ними. Отвечая на соответствующий вопрос, ученики не воспроизводят определение в готовом виде, а активно конструируют его.

Об этом свидетельствует как вариативность речевого оформления определения понятия, так и сам процесс его формулирования, изобилующий паузами, оценочными репликами, поправками и т. п. Это дает основание утверждать, что непроизвольная память, опирающаяся на содержательно-обобщенную модель понятия, оказывается столь же рефлексивной, как и действия, продуктом которых она является.

В силу неосознанности логической структуры определения, зафиксированной в общей схеме понятия, часть учеников (20 %), решавших ту же познавательную задачу, неточно выделили смысловые элементы понятия.

Такими же неточными и неполными оказались результаты конструирования определения понятия: в нем отсутствовал родовой признак падежа — грамматическая форма слова, которая при объяснении материала рассматривалась отдельно.

Она не была соотнесена учениками с моделью понятия и поэтому оказалась незафиксированной в непроизвольной памяти.

Ученики, выделившие в качестве предмета действия словесное определение понятия, естественно, не выделяли ни смысловые элементы понятия, ни содержательные связи между ними. Но они не могли решить и поставленную перед собой задачу, так как не осознавали структуру логического определения понятия.

Поэтому, пытаясь сформулировать такое определение, они могли опираться только на его речевую форму, стихийно усвоенную в процессе общения («стол — это где едят»).

Такие «определения» представляли собой формальное, часто бессмысленное сочетание случайно удержанных в памяти слов («падеж — это форма числа» и т. п.).

Связь непроизвольной памяти с моделью, на которую опирается определение цели действия, обнаруживается и в особенностях запоминания дополнительного материала (количество падежей в разных языках). Ученики, определившие и конкретизировавшие цель действия на основе модели содержания понятия, стремились соотнести с ней каждый очередной факт, сообщаемый экспериментатором.

Поэтому дополнительный материал оказался содержательно связанным с выделенной целью действия. Это обнаружилось в особенностях воспроизведения этого материала. Во-первых, ученики воспроизводили его в обобщенной, явно осмысленной форме, а во-вторых, могли достаточно полно и точно конкретизировать этот материал.

У всех остальных учеников этот материал оказался не связанным с целью действия. Запоминание этого материала обусловливалось не отношением к цели действия или условиям его выполнения, а тем, что он привлекал внимание учеников своей необычностью, новизной.

Его воспроизведение характеризуется отсутствием какого-либо обобщения, случайным порядком воспроизведения отдельных фактов, их подменой или дополнением сведениями, почерпнутыми не из материала задания, а из прошлого опыта.

Изложенные факты подтверждают предположение о зависимости эффективности памяти от уровня сформированности целеполагания.

Источник: https://PsyJournals.ru/kip/2009/n2/23634.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector