Особенности развития и формирования личности — справочник студента

Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Особенности развития и формирования личности - Справочник студента

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Читайте далее:  Психология развития личности — 5 этапов развития человекаОсобенности развития и формирования личности - Справочник студента

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Особенности развития личности

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Социальное развитие личности

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

Особенности развития и формирования личности - Справочник студента

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт.

С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Движущие факторы формирования личности

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни.

Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения.

Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Главный движущий фактов — мотивация

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Источник: https://pikacho.ru/process-razvitiya-lichnosti/

Особенности развития личности студента

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДНР

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

РЕФЕРАТ

по элективному курсу «Учимся учиться в вузе»

ТЕМА: Распределение ролей в студенческой группе и формирование коллектива
  • Выполнили студенты 1-го курса
  • 1 медицинского факультета группы № 2
  • Дернового Александра
  • Кулешова Евгения
  • Преподаватель: Выставкина Татьяна Эдуардовна

Реферат представлен на защиту 07.11.2017 г.

  1. Отметка о защите ______________________
  2. Подпись преподавателя__________________
  3. Донецк, 2017 г.

1.Введение.

Глава I

1. Что такое коллектив?

2.Развитиевзаимоотношенийстуденческого коллектива и личности.

Глава II

1. Особенности развития студента.

2. Особенности формирование студенческого коллектива.

3.Литература.

Глава I

Коллектив – это следующий уровень развития межличностных отношений в группе.

Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности.

Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

  • Коллектив как социально действующая система должен выполнять следующие функции:
  • · организаторскую: направленную на объединение членов коллектива с целью выполнения определенных социально-педагогических задач;
  • · воспитательную: направленную на создание оптимальных условий для умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания, что обеспечивает условия для психического и социального развития личности;
  • · стимулирующую: он способствует формированию морально-ценностных стимулов деятельности личности во всех сферах; регулирует поведение членов коллектива, влияет на формирование положительных качеств личности – свободы , гуманности , трудолюбия, совестливости, честности, справедливости, целеустремленности, достоинства и др.
  • Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
  • · основным видом деятельности (учение, направленное на получение высшего образования);
Читайте также:  Способы общения - справочник студента

· однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.;

  1. · стабильностью состава;
  2. · сравнительно высокой степенью самоуправления;
  3. · интенсивностью общения;
  4. · наличием достаточно четкой регламентации отношений;
  5. · наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;
  • · структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий;
  • · единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность .
  • Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий:

· 1-ая стадия — адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.

) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены.

В связи с этим у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт;

· 2-ая стадия — индивидуализация.

Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе;

· 3-я стадия — интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития.

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как комфортность, безынициативность, может появиться неуверенность в себе, что приводит к занижению самооценки.

Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. У студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое коллективное самоопределение.

  1. Глава II
  2. Особенности развития личности студента.
  3. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной , в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.

3) с биологической , которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.

Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д.

Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их действительной реализацией.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s34980t8.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Формирование личности студента зависит в целом от организации воспитания, условий социальной жизни и его индивидуальных особенностей.

Учет последних необходим и потому, что они не всегда имеют нравственные характеристики.

К таким особенностям относятся, например, темпераментные, которые привносят в поведение, характер, способности определенную окраску.

Р’ воспитании специалиста необходимо использовать природные Рё усвоенные формы поведения РёРЅРґРёРІРёРґР°, РЅРµ противореча РёРј Рё тем более РЅР° пытаясь без необходимости перевоспитывать РёС….  [1]

  • Воспитательный уровень предусматривает формирование личности студентов РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ выработки Сѓ РЅРёС… марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения Рє труду, коммунистических морально-этических взглядов.  [2]
  • Как известно, основным объектом воздействия РЅР° формирование личности студента СЃРѕ стороны учебно-воспитательных институтов РІСѓР·Р° выступает академическая РіСЂСѓРїРїР°.  [3]
  • Для облегчения РѕР±Р·РѕСЂР° цельности Рё многоплановости процесса формирования личности студента, Р° также показа взаимозависимости между составляющими элементами, представим этот процесс схематически.  [4]

Первая особенность состоит РІ том, что всесторонее формирование личности студента структурно более сложный процесс; чем овладение собственно — знаниями Рё профессиональными умениями Рё навыками. Если РІ учебном процессе студент получил Рё СѓСЃРІРѕРёР» знания, выработал соответствующие умения Рё навыки, РѕРЅ РІ состоянии воспользоваться этими знаниями Рё может применить РёС… РІ практике. Знание идеологических положений еще РЅРµ дает основания уверенно говорить Рѕ соответствующей воспитанности студента. Только выработанные РїРѕРґ воздействием различных воспитательных факторов ( научных знаний, общественного опыта, влияния личности ученого-педагога, средств массовой информации) убеждения указывают РЅР° то, что студент формируется как личность.  [5]

  1. Педагогически целесообразно проводимая воспитательная работа РІ РІСѓР·Рµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° лишь РїСЂРё условии учета всех особенностей воспитательного процесса Рё общих закономерностей формирования личности студента, СЃ учетом изменений, происходящих РЅР° протяжении всего периода учебы РІ РІСѓР·Рµ.  [6]
  2. Поскольку структура СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяется СЂСЏРґРѕРј личностных характеристик студента, необходим РїРѕРёСЃРє новых форм Рё методов воздействия РЅР° формирование личности студента РІ РІСѓР·Рµ.  [7]
  3. Учебный процесс неразрывно связан Рё направляется законом единства обучения Рё воспитания, указывающим, что обучение Рё воспитание РІ учебном процессе представляют СЃРѕР±РѕР№ взаимоединое воздействие РЅР° формирование личности студентов ( учащихся), РЅР° РёС… знания, навыки, умения, миропонимание Рё моральные устои.  [8]

Р�так, рассмотренный принцип коммунистического воспитания — единство воспитания Рё обучения — является идентичным соответствующему принципу дидактики высшей школы, сформулированному РІРѕ второй главе, РіРґРµ РїСЂРё рассмотрении дидактической сущности учебного процесса было показано, что основным источником РІРѕ всестороннем формировании личности студента является учебный процесс Рё научная работа студентов. Рђ теперь, рассматривая воспитательный процесс, РјС‹ СЃ тем Р¶Рµ основанием, что Рё РІ дидактике, РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ единстве Рё взаимопроникновении воспитания Рё обучения, чем Рё надлежит руководствоваться РІ практике оспитатель-РЅРѕР№ работы РІ высшей школе.  [9]

Однако воспитательное воздействие педагога-мастера РЅР° студентов РЅРµ сводится только Рє воспитанию через обучение, хотя РІ высшей школе эта форма является РїРѕРєР° преобладающей. Существенное значение для формирования личности студента имеет Рё воспитательная работа РІРѕ внеучебное время, проводимая преподавателями РІСѓР·РѕРІ. Это логическое Рё РІ то Р¶Рµ время необходимое продолжение воспитания, РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕРіРѕ РІ процессе обучения. РЎ помощью внеучебной работы решаются сложные воспитательные задачи, связанные СЃ формированием интереса Рє политической Р¶РёР·РЅРё, СЃ идейно-политической направленностью будущего специалиста высшей квалификации Рё РґСЂСѓРіРёРјРё его гражданскими Рё личностными качествами.  [10]

Читайте также:  Системный подход - справочник студента

Эффективным средством управления свободным временем студентов, регулированием его структуры является учебно-воспитательный процесс в вузе.

Среди новых методов воздействия Р° формирование гармонической личности студента Рё активизации его учебно-познавательной Рё общественно-политической активности наиболее перспективными представляются РїРѕРёСЃРєРё РІ области внеучебных, неформальных организаций Рё коллективов студентов.  [11]

Вторая особенность Примерного плана состоит в том, что в нем выдержано постепенное развитие и усложнение задач воспитания и приобретения опыта.

Такой динамизм очень важен для практики воспитательной работы Рё вполне отвечает РїСЂРёСЂРѕРґРµ воспитательного процесса Рё мобильности формирования личности студента.  [12]

Невозможно вооружить молодого человека правилами на все случаи жизни, но навыки самостоятельного нравственного поиска с помощью упражнений дать можно.

Типичные примеры РёР· СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° упражнений РїРѕ этике показывают как возможности, так Рё недостатки рассматриваемого метода воздействия РЅР° формирование личности студента.  [13]

РќРµ только РІ формировании знаний, ежедневно обогащаемых Рё углубляемых, РЅРµ только РІ овладении профессиональными умениями Рё навыками идет непрерывный процесс становления специалистов, РЅРѕ Рё РІ формировании личности студента РЅРµ бывает остановки.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id566871p1.html

Психология личности: конспект лекций

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой.

В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

С переходом в средние классы изменяется содержание обучения: от системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук.

А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня – глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания.

Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.

У школьника существенно меняются его общественная позиция, положение в системе общественных отношений. Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.

Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в V–VIII-ом классах средней школы, за эти 3 года бывший ребенок становится почти взрослым человеком, трудности этого периода развития отражены в названиях – переходный, трудный, критический возраст.

Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций.

Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции.

Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка скачок в росте и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11–12 лет на 9—10 лет, у мальчиков – с 13– 15-ти – на 12–13 лет.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.

Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, так как наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, нередко приводящая к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно длительное нервное напряжение и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания, могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной систем. Вообще перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводят к известной неуклюжести, угловатости, характеризующих подростка. Это временное нарушение координации движений проходит по мере овладения телом.

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие принятым стандартам, характерным для данной возрастной группы в этот период, осознаются подростками и глубоко переживаются.

Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам.

Такие переживания могут обостряться и в связи с возникновением интереса к противоположному полу, к собственной внешности.

В V–VI-ом классах внимание мальчиков и девочек весьма специфично, так как ситуация достаточно сложна: девочки в это время заметно обгоняют в своем развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски. Дружба между мальчиками и девочками наблюдается достаточно редко.

В VII–VIII-ом классах положение меняется, исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально и может занимать довольно большое место в жизни (свидания, прогулки, походы в кино, на дискотеку и т. п.).

Романтические отношения могут развиваться по типу дружеских, товарищеских при наличии содержательной основы в виде общих увлечений.

Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: проявляется влияние к другому человеку, его состояниям, как к своим собственным, создаются условия для мобилизации возможностей личности стать лучше, внимательнее, заботливее.

В VII–VIII-ом классах появляются смешанные компании, а общение в целом выходит за рамки школы и выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни, иногда отодвигающую на задний план учение и другие дела. При этом четко проявляются две тенденции: к общению и совместной со сверстниками деятельности и желанию быть принятым, уважаемым.

Неблагополучие в отношениях, разрушение дружбы переживаются как тяжелая драма. Самая неприятная для подростка ситуация – это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание – открытый негласный бойкот, нежелание общаться.

Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.

По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественнополезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому.

Читайте также:  Игровые технологии обучения - справочник студента

Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности.

Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.

Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.

Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.

Эталоны же, которые выбирают для себя подростки, чрезвычайно важны: от литературного героя до человека, занимающего асоциальную позицию.

В числе первых оказываются внешние образцы: сигарета, грубое слово – в устах мальчика, такие атрибуты взрослости, как прическа и грим, – у девочек, чрезмерная забота о собственной внешности, привлекательности.

Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформы, а усвоение того, что считается популярным, без осмысления делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность.

Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта.

Поэтому воспитание вкуса в одежде (но не подмена его излишествами), выработка характерного для человека стиля, двигательной культуры, манеры общения с людьми не должны выпадать из поля зрения воспитателей. Диктаторское отрицание устремлений молодежи при этом недопустимо. Основное средство решения проблемы – личный пример.

Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков например популярным является эталон настоящего мужчины.

Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (в спорте, борьбе, драке и т. п.

), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда – известная хвастливость под-ростка.

Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования.

В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний.

Помочь ему в этом может, с одной стороны, совместная деятельность, позволяющая внести коррективы в его представления о самом себе, а с другой стороны – педагог, задача которого – помочь учащемуся понять свои проблемы и трудности.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.).

Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия организованности, умения и желания систематически работать.

Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.

Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.

Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе развития он не реализует их.

Может случиться, что удовлетворение притязаний потребует напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию способностей. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания личности на определенное положение в обществе или коллективе превышают его возможности.

В этом случае, как правило, собственный опыт, оценка со стороны других людей перестраивают самооценку и притязания и приводят их в соответствие с возможностями ребенка.

Однако может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка не снижаются (момент, характерный для подростка), несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний.

Возникает разрыв между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности, эмоционального неблагополучия.

Ребенок не может постоянно жить в таком состоянии, ищет выход из него.

Одним из способов сохранения определенного отношения к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость для опыта.

В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает его отношение к самому себе, что может выбить его с привычной позиции.

Такой путь приводит к неадекватному отношению к действительности, заставляет ребенка переосмыслить действительность и придать новое значение всему тому, что вызывает необходимость пересмотреть свое отношение к себе. Соответственно этому изменяется и эмоциональное отношение ребенка к действительности.

Неадекватность отношения к действительности становится определяющим признаком такого состояния. И именно она в свою очередь не позволяет подростку преодолеть свой неуспех.

Казалось бы, по логике вещей самый радикальный способ выхода из этого состояния – поднять свои достижения до уровня притязаний, во всяком случае – приложить все усилия именно в этом направлении.

Однако анализ поведения подростков, находящихся в таком состоянии, показывает, что именно этого не происходит даже в тех случаях, когда подросток мог бы без особого труда преодолеть например свое отставание в учебе, связанное с неумением работать.

Подросток мог бы научиться работать, но он идет не по линии увеличения усилий по овладению навыками учебной работы, а по линии игнорирования неуспеха или объяснения своих неудач происками недоброжелателей, других лиц. Мысль о том, что причины кроются в собственных недостатках, не допускается до сознания, подросток не анализирует свой неуспех, отвергает его. Отсюда возникают чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок и несправедливом отношении со стороны других.

Весь этот комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность по отношению к тем людям и обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним и другими людьми его несостоятельность.

Такая ситуация и такое состояние называют аффектом неадекватности, который характерен для подростков и оказывает сильное влияние на формирование их личности (в частности, влияет на формирование самооценки, направленность личности, в конце концов может привести к ее деградации).

Психология bookap

Препятствием к возникновению аффекта является интерес ученика к содержанию дела, которым он занимается, или к самому процессу деятельности. Наличие очень сильного интереса устраняет даже саму возможность возникновения аффекта.

Кроме того, при наличии аффектогенных условий иногда возникает направленность не на самого себя, а на дело. Аффект неадекватности не только не возникает, но, напротив, может возникнуть сильная аффективная тенденция к преодолению своего неуспеха, к тому, чтобы научиться делать то, что не удается, овладеть необходимыми умениями и навыками.

Источник: https://bookap.info/genpsy/karatyan_psihologiya_lichnosti_konspekt_lektsiy/gl25.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector