Основные закономерности развития мотивационной сферы — справочник студента

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. А. Н.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма – механизм превращения цели в мотив).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Центральное положение данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Однако со временем цель, которую стремились достичь, может превратиться в насущную потребность.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.

На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки.

Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки.

Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Электронная теория поляризации диэлектриков - справочник студента

Оценим за полчаса!

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким выражением их являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства.

Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Вместе с тем игра – это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его.

Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки.

Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное.

Живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка – интереса к учению, к школе.

Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя. Однако этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер.

Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения. Даже различные отметки, которые он получает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение.

С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и некоторые новые, внешкольные интересы.

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана.

Ребенок начинает не только интересоваться текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка.

Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире, причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов.

Однако данный процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.

Источник: https://bookap.info/book/maklakov_obshchaya_psihologiya_otvety_na_ekzamenatsionnye_bilety/gl51.shtm

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

Першина А. В., Соловьева А. В. Особенности мотивационной сферы студентов-психологов // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 634-636. — URL https://moluch.ru/archive/109/26427/ (дата обращения: 23.03.2020).



  • Особенности мотивационной сферы студентов-психологов
  • Мирук Анастасия Васильевна, ассистент;
  • Соловьева Анна Владимировна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

  1. Ключевые слова: мотивационная сфера, функции мотивации, внешние и внутренние мотивы.
  2. Features of motivational sphere of students-psychologists
  3. Miruk Anastasia Vasiliyevna, assistant
  4. Solovyеva Anna Vladimirovna
  5. National research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)

The article considers the peculiarities of motivational sphere of students-psychologists. Explain the concept of motivation, defined external and internal motives and the methods of forming of positive motivation of students at the University.

Keywords: motivational sphere, the function of motivation, external and internal motives.

В условиях частой смены образовательных стандартов, новых социальных и экономических условий, существенно усложняется профессиональная деятельность, актуализируя психологические ресурсы личности.

Стабильность, устойчивость, а также качество профессиональной деятельности определяется особенностями готовности специалиста. Поэтому данная проблема является одной из основных проблем в психологии.

Профессиональная готовность помогает своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям труда, удачно справляться с обязанностями, а также способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию. Вследствие чего одним из основных условий формирования профессиональной готовности выступает мотивационная готовность студента к будущей профессиональной деятельности.

Изучением проблемы мотивационной сферы студентов занимались Э. Диси, Р. Раян, X.Хекхаузен, Д.Халл, А. Г. Маслоу, В. Г. Асеев, И. А. Васильев, Б. И. Додонов, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, В. И. Ковалёв, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюшкина, Ю. Б. Орлов П. М. Якобсон.

Для развития личности профессионала важно уделять большое внимание мотивационной сфере, так как именно она определяет активность и направленность деятельности человека и его поведения. Поэтому в ходе обучения в вузе необходимо управлять процессом формирования системы личностных мотивов студента-психолога.

В психологии существует большое количество определений понятия «мотивационная сфера». Для себя же мы определили ее как совокупность всех имеющихся мотивационных образований (потребностей, мотивов, целей, интересов).

Многие психологи выделяют следующие функции мотивации: побуждает, направляет и организует поведение, придает ему личностную значимость и смысл. Единство всех функций обеспечивает регулятивную роль мотивации в поведении.

Мотивационная сфера всегда состоит из побуждений: ценностных ориентаций и идеалов, мотивов, потребностей, интересов, целей, желаний [4].

Сформированность у студентов-психологов устойчивых мотивов деятельности имеет огромное значение для эффективности будущей профессиональной деятельности.

Э. Диси и Р. Раян определяют внутреннюю мотивацию как исполнение конкретной деятельности по причине интереса к ней, а так же ощущения ее важной ценности. В ходе внутренне мотивированной деятельности «…люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели» [1].

Внешняя мотивация определяется факторами, которые находятся вне человека, вне его желаний, установок, интересов. Ее создают другие люди, условия, ситуации. Также внешняя мотивация связана как с боязнью наказания, так и с ожиданием вознаграждения.

К внутренней мотивации можно отнести: значимость обучения, профессиональные мотивы, которые отражают значение учебной деятельности по овладению будущей профессией, познавательные, связанные с потребностью в новых знаниях [1].

Важнейшим условием формирования внутренней мотивации профессиональной деятельности является содействие развитию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности. При этом определяющим является не просто более полное информирование студентов о смысловых возможностях профессиональной деятельности, а создание условий для осознания и переживания ими различных аспектов.

Осознание важности мотивации учебной деятельности привело к определению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. На успешность учебной деятельности влияет сила мотивации и её структура.

Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда образует механизм сознательного выбора профессии и делает выбор профессии мотивированным, а положительные мотивы учения, в свою очередь, предопределяют его успех.

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес [5].

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме особенности мотивационной сферы студентов-психологов послужил основой для проведения экспериментального исследования данной проблемы.

Экспериментальной базой исследования послужил Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». В эксперименте приняли участие студенты 2 курса психолого-педагогического факультета.

В ходе исследования нами была проведена методика А. А. Реана и В. А. Якунина, модификация Н. Ц. Бадмаевой) среди студентов 2 курса психолого-педагогического факультета ФГА ОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». Целью которой, являлось изучение мотивации в обучении современных студентов.

По итогам проведения, можно сделать вывод о том, что 17 %-получают знания для того, чтобы в будущем контактировать с людьми по работе;9 %- чтобы «избежать поражения со стороны»; 11 %-приобретают навыки и умения ради престижа;18 %-обучаются для получения знаний именно по той профессию, которую они избрали;8 %-преследуют мотивы творческой самореализации; 21 %-стремятся к учебе, в связи с учебно-познавательными мотивами;16 %-учатся из-за социальных мотивов. Преобладают учебно-познавательные и профессиональные мотивы, это значит, что студенты 2 курса поступили в институт, для приобретения классифицированных, по специальности, знаний и умений.

В вузе важно создавать условия для активизации осознания студентами своих мотивов, ценностей, интересов и сопоставление их с возможностями своей будущей профессиональной деятельности. Этот процесс у студентов вузов специально не организуется.

Но используя различные методы психологического сопровождения (например, тренингов, ролевых игр, дискуссионного метода, метода моделирования), можно создать условия для осознания ценностей, для самопознания личности, для сопоставления своих реальных интересов и возможностей их реализации в будущей профессии [3].

По мнению Б. И. Додонова «объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта» [2].

Таким образом, психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы личности студента. Изучение мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие будущего психолога и перспективного развития самостоятельной профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Власова А. И. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Елена Ивановна Власова. — М.: Просвещение, 2005. — 400 с.
  2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. П. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  3. Калинина Т. В., Маркеева М. В. Комплексная программа подготовки студентов гуманитарного направления как условие формирования успешной учебной и профессиональной мотивации// Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 29. — С. 124–131.
  4. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, JI. M. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  5. Мирук А. В. Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 888–890.
Читайте также:  Мезомерный эффект - справочник студента

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотивационная сфера, Нижегородский государственный университет, мотивационная сфера студентов-психологов, учебная деятельность, мотив, внутренняя мотивация, будущая профессиональная деятельность, будущая профессия, Арзамасский филиал.

Экспериментальной базой исследования послужил Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». В эксперименте приняли участие 50 студентов 1 курса…

Ведущими мотивами учебнопрофессиональной деятельности студентов, будущих психологов, являются профессиональные и коммуникативные мотивы, а также

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография.

  • Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является
  • Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности.
  • Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

курс, профессиональная деятельность, жизнь, мотивационная готовность, студент, том, часть испытуемых, первое, мотив, высокая мотивационная готовность.

курс, внутренняя мотивация, студент, мотивация, получение диплома, мотивационный комплекс, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, профессиональное обучение, приобретение…

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, мотивационная сфера студента, мотивационная сфера, знание, формирование навыков.

Повышение эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей профессии.

профессиональное образование, девушка, юноша, Арзамасский филиал, учебная деятельность, студент, высшее профессиональное образование, достойная работа, материальное благополучие, молодежная среда.

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Экспериментальной базой исследования послужил Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». В эксперименте приняли участие 50 студентов 1 курса…

Ведущими мотивами учебнопрофессиональной деятельности студентов, будущих психологов, являются профессиональные и коммуникативные мотивы, а также

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография.

  1. Учебнопрофессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является
  2. Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности.
  3. Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

курс, профессиональная деятельность, жизнь, мотивационная готовность, студент, том, часть испытуемых, первое, мотив, высокая мотивационная готовность.

курс, внутренняя мотивация, студент, мотивация, получение диплома, мотивационный комплекс, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, профессиональное обучение, приобретение…

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, мотивационная сфера студента, мотивационная сфера, знание, формирование навыков.

Повышение эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей профессии.

профессиональное образование, девушка, юноша, Арзамасский филиал, учебная деятельность, студент, высшее профессиональное образование, достойная работа, материальное благополучие, молодежная среда.

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/109/26427/

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, пред­ложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изучен­ным.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив).

Суть данного механизма со­стоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом.

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за кото­рого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может пре­вратиться в насущную потребность.

Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей.

Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сфе­ры человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым суще­ственным является то, что расширение количества потребностей, т. е.

расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рам­ках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его

к развитию и деятельности. Как вы помните, интересы отражают прежде всего по­знавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии разви­тие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим раз­витием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интере­са наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.

На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предмета­ми звуки.

Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, сно­ва дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустой­чивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

Он сердится и плачет, если что-либо заинтере­совавшее его исчезло из поля зрения.

Успокоить ребенка в этих случаях не пред­ставляет большого труда, — достаточно привлечь его внимание к чему-либо дру­гому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, напри­мер, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, — бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бро­сает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т. д.

Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выпол­нению и может, например, подолгу вкладывать одну вещь в другую и вновь выни­мать ее.

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяют­ся его познавательные интересы.

Ярким выражением их являются самые разно­образные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: «Что это та­кое?» и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимает­ся ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему трава зеленая?», «Куда девается молоко, когда мы его пьем?», «Откуда ветер прилетает?», «Почему птицы поют?» — все эти вопросы, и многие им подоб­ные, живо интересуют ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он настолько «засыпа­ет» ими взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют перио­дом вопросов.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются воз­никновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства.

Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом воз­расте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, форми­руются многие важнейшие психологические качества его личности.

Вместе с тем игра — это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захва­тывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою

очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окру­жающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя.

Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаружи­вающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

С большим интересом следит он за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений в «живом уголке», за переменами, связанными со сменой времен года, с переменой погоды.

Немалый интерес вызывают у него животные, особенно те из них, с которыми он может играть (котята, щенки) или за поведением кото­рых он может наблюдать в течение длительного времени (рыбы в аквариуме, цып­лята, суетящиеся возле наседки, и т. д.).

Широко интересуясь реальной действительностью, дети дошкольного возра­ста обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка — интереса к учению, к школе.

Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, но­вые обязанности, новые товарищи и школьные учителя.

Но этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер. Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения.

Даже различные отметки, которые он по­лучает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение. На­пример, известно, что некоторые дети, впервые пришедшие в школу, интересуют­ся сначала не столько тем, какую отметку они получили, сколько их количеством.

С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предме­ты. Так, одних школьников больше привлекает чтение или письмо, других — ма­тематика и т. д.

Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и неко­торые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает пред­посылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка.

В младшем школьном возрасте зна­чителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших клас­сов уже отказывается от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было «на самом деле».

К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.

В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка.

Но интерес к игре все же остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. «Роле­вые игры» дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают.

Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые «настольные», а с дру­гой — подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше вклю­чается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм.

Как на характерный для конца младшего школьного возрас­та интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекци­онирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана.

Ребенок начинает интересоваться не только те­кущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое по­ложение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка.

Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные инте­ресы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Подростки, конечно, различаются по своим познавательным интересам, кото­рые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и преж­де всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появ­ление новых интересов.

Однако этот процесс в значительной степени носит осо­знанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием се­мейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причи­не не были реализованы в юношеском возрасте.

Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и моти­вов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных инте­ресов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам.

Вполне обо­снованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого «рецепта», как этого избежать, нет. В каж­дом конкретном случае следует искать уникальный вариант.

Тем не менее просле­живается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего.

Вероятность воз­никновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той дея­тельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.

Следует обратить внимание еще на один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к которым стремится человек, со време­нем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут транс­формироваться в личностные характеристики и свойства.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_1132_chapter_115_22.3._Osnovnye_zakonomernosti_razvitijamotivaionnojj_sfery.html

Закономерности развития мотивационной сферы

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы рассматривается в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов – механизм превращения цели в мотив, т.е.

в процессе деятельности цель, к которой стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.

Центральный момент данной теории: мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей.

Но со временем цель, которую он стремился достичь, может превратиться в насущную потребность. Таким образом, механизмом развития мотивационной сферы человека является расширение количества потребностей, причем расширение количества потребностей происходит в процессе его деятельности.

В отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования познавательных интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию деятельности.

Читайте также:  Взаимодействие токов - справочник студента

Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни.

Характерная черта этих интересов – крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию.

Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению.

С развитием речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы – яркое проявление этого появление разнообразных вопросов.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуется возникновением интереса к игре.

�гра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте и стоит в центре его интересов; сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка.

Познавательные интересы дошкольников весьма широки, однако его все также интересует все яркое, красочное, звучное, динамичное, движущееся.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются появлением новых интересов у ребенка – интереса к учению, к школе.

Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, но этот интерес к школе носит еще недифференцированный характер, его привлекают все виды работ в школе.

С течением времени интерес к школе все более дифференцируется: все более выделяются отдельные учебные предметы. Наряду с учебными интересами возникают внешкольные интересы.

В ходе взросления интерес к играм уже не занимает ведущего положения, но он все же остается, видоизменяясь: больше всего школьника привлекают «настольные» игры или динамичные, подвижные с соревновательными моментами. Коллекционирование является характерным интересом для младшего школьного возраста.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее изменение интересов школьников. Расширяются и углубляются интересы социально-политического плана.

Ребенок начинает интересоваться текущими событиями, своим будущим, положением, которое он займет в обществе.

Это приводит к расширению круга познавательных интересов, причем они обусловлены планами на будущую деятельность.

Подростки различаются познавательными интересами, которые становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст также характеризуется дальнейшим развитием познавательных интересов.

Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается.

Однако этот процесс носит осознанный характер, поскольку эти интересы связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.

Говоря о проблеме формирования и развития мотивационной сферы человека, следует обратить внимание, на то, что цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А, став мотивами, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства (например, мотив власти).

Мотивационные состояния:

установки, влечения, интересы, желания, стремления

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 673 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Вопрос № 3. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии. | Вопрос № 5. Методы исследования в психологии. | Вопрос № 6. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики. | Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. | Вопрос № 8. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. | Вопрос № 9. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности. | Вопрос № 11. Мотивы, их виды и функции. | Вопрос № 12. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность. | Вопрос № 13. Общее понятие о личности и ее психологической структуре. | Мотивационная сфера личности |

mybiblioteka.su — 2015-2020 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/2-47038.html

Основные закономерности развития мотивационной сферы | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, пред­ложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изучен­ным.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив).

Суть данного механизма со­стоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом.

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за кото­рого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может пре­вратиться в насущную потребность.

Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей.

Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сфе­ры человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым суще­ственным является то, что расширение количества потребностей, т. е.

расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рам­ках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

Как вы помните, интересы отражают прежде всего по­знавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии разви­тие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим раз­витием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интере­са наблюдаются у детей уже па первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.

На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предмета­ми звуки.

Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, сно­ва дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустой­чивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

Он сердится и плачет, если что-либо заинтере­совавшее его исчезло из поля зрения.

Успокоить ребенка в этих случаях не пред­ставляет большого труда, — достаточно привлечь его внимание к чему-либо дру­гому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, напри­мер, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, — бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бро­сает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т. д.

Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выпол­нению и может, например, подолгу вкладывать одну вещь в другую и вновь выни­мать ее.

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяют­ся его познавательные интересы.

Ярким выражением их являются самые разно­образные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: «Что это та­кое?» и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимает­ся ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему трава зеленая?», «Куда девается молоко, когда мы его пьем?», «Откуда ветер прилетает?», «Почему птицы поют?» — все эти вопросы, и многие им подоб­ные, живо интересуют ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он настолько «засыпа­ет» ими взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют перио­дом вопросов.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются воз­никновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом воз­расте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, форми­руются многие важнейшие психологические качества его личности.

Вместе с тем игра это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захва­тывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка.

Все, что интересует детей в окру­жающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя.

Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаружи­вающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

С большим интересом следит он за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений в «живом уголке», за переменами, связанными со сменой времен года, с переменой погоды.

Немалый интерес вызывают у него животные, особенно те из них, с которыми он может играть (котята, щенки) или за поведением кото­рых он может наблюдать в течение длительного времени (рыбы в аквариуме, цып­лята, суетящиеся возле наседки, и т. д.).

Широко интересуясь реальной действительностью, дети дошкольного возра­ста обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка — интереса к учению, к школе.

Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, но­вые обязанности, новые товарищи и школьные учителя.

Но этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер. Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения.

Даже различные отметки, которые он по­лучает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение. На­пример, известно, что некоторые дети, впервые пришедшие в школу, интересуют­ся сначала не столько тем, какую отметку они получили, сколько их количеством.

С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предме­ты. Так, одних школьников больше привлекает чтение или письмо, других — ма­тематика и т. д.

Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и неко­торые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает пред­посылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка.

В младшем школьном возрасте зна­чителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших клас­сов уже отказывается от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было «на самом деле».

К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.

В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка.

Но интерес к игре все же остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. «Роле­вые игры» дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают.

Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые «настольные», а с дру­гой — подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше вклю­чается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм.

Как на характерный для конца младшего школьного возрас­та интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекци­онирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана.

Ребенок начинает интересоваться не только те­кущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое по­ложение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка.

Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные инте­ресы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Подростки, конечно, различаются по своим познавательным интересам, кото­рые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и преж­де всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появ­ление новых интересов.

Однако этот процесс в значительной степени носит осо­знанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием се­мейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причи­не не были реализованы в юношеском возрасте.

Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и моти­вов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных инте­ресов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам.

Вполне обо­снованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого «рецепта», как этого избежать, нет. В каж­дом конкретном случае следует искать уникальный вариант.

Тем не менее просле­живается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего.

Вероятность воз­никновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той дея­тельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.

Следует обратить внимание еще на один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к которым стремится человек, со време­нем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут транс­формироваться в личностные характеристики и свойства.

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/lecture_lec_osnovnyie_zakonomernosti_razvitiya_motivatsionnoy_sferyi.html

Ссылка на основную публикацию