- Обратная связь
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
- Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
- Как определить диапазон голоса — ваш вокал
- Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
- Целительная привычка
- Как самому избавиться от обидчивости
- Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
- Тренинг уверенности в себе
- Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
- Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
- Как научиться брать на себя ответственность
- Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
- Световозвращающие элементы на детской одежде
- Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
- Как слышать голос Бога
- Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
- Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно-научный.
Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам.
В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.
Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.
Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку.
Например, стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции – абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.
Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли.
Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И.П.
Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.
Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н. Корнилов) и рефлексологии (В.М. Бехтерев).
Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения.
СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.
Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.
При этом, имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играют ее содержание, характер и значение.
Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
Борьба мотивов включает оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.
Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком.
Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение.
Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.
Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности.
Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия.
Однако, помимо ситуативных факторов, существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.
___________________________________________________________________________
Ощущения
Мир дан человеку в ощущениях. Ощущением традиционно называют процесс передачи информации о внешнем мире в мозг через сенсорную систему.
Сенсорная система играет роль входного устройства, а мозг – перерабатывающего центра, здесь информация декодируется и соотносится с имеющейся.
Таким образом, ощущение – это психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания.
Они представляют собой превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.
Ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.
В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы: 1) к первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.
Это экстерорецептивные ощущения; 2) ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах; 3) к третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях – проприорецептивные ощущения (от лат. «proprio» – «собственный»).
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) кожные; 4) обонятельные; 5) вкусовые; 6) кинестезические; 7) статические; 8) вибрационные; 9) органические; 10) болевые.
Различаются также контактные и дистантные ощущения. Таким образом, ощущения являются неотъемлемой частью жизни человека. С помощью ощущений человек познает окружающий мир и взаимодействует с ним.
Более подробно рассмотрим каждый вид ощущений в следующих вопросах. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами.
К таким свойствам относятся: 1) качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений; 2) интенсивность – представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; 3) длительность – временная характеристика ощущения; 4) пространственная локализация – анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется порогом ощущений.
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим, все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.
Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах.
Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий звук (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв. мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность – чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог – едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей. Порог различения – это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100, силы звука – 1/10, вкусовых воздействий – 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера – Вебера). Закон Бугера – Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер также установил, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии.
___________________________________________________________________________
Источник: https://megapredmet.ru/1-14129.html
62. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ
62. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно-научный.
Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам.
В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.
Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.
Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку.
Например, стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции – абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.
Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли.
Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И.П.
Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.
Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н. Корнилов) и рефлексологии (В.М. Бехтерев).
Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Социально — психологические теории и «дух времени»
Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды
Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии
И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.
Основные положения теории трансактного анализа
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».
Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их
1.3. Основные психологические теории
Ассоциативная психология (ассоцианизм) – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем
2.2. Психологические теории личности
На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых
Психологические теории мышления
Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования
7. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Впервые явленная миру теория относительности заворожила как ученых, так и непрофессионалов. Осознание Эйнштейном относительной природы реальности – более чем просто очередное открытие в физике. Оно обращено
Основные принципы социально — когнитивной теории
Мы начинаем наше изучение социально — когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими.За
Основные психологические функции
К. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как наиболее универсальное, типическое деление психологических личностей. Но в составе одной и той же группы различия между отдельными ее представителями остаются достаточно очевидными.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Теория активного формирования психических процессов и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной
Основные предположения генетической теории памяти 1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации
Основные положения теории привязанности
Определение привязанности и теории привязанностиБоулби считает, что мать и младенец входят в некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены. Привязанность между матерью и ребенком в рамках этой системы
Источник: https://psy.wikireading.ru/30241
Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
Глава 15. ВоляКраткое содержание
Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.
Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения. Экзистенциализм — «философия существования». Подход И. П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н. А. Берн-штейна. Психоаналитические концепции воли.
Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.
Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Тины решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.
Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
^
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду.
Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.
Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным.
К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д.
К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.
Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности.
Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия.
Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу.
Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние.
Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.
Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым.
Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение.
Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках.
Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения.
Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями.
Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели.
Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.
Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.
Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.
Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.
^
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам.
В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.
Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н.
Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.
Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы.
Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели.
Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.
Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества.
Человек рассматривался как простейший элемент общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек.
Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д.Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности.
Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать.
В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д.
Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.
Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя вида Homo sapiens от животного мира заключается в его социальной природе.
Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет только внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.
Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непонимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание превращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем — в безумие.Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» (Павлов И. П., и
Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/635040/index.html?page=41
Теории воли
Для сравнительного понимания волевого действия необходимо рассмотреть динамику научных воззрений на этот процесс. Воля — и как понятие, и как реальный фактор поведения — исторична. Античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. Вероятно, в связи с этим понятие воля возникает одновременно с понятием личность в новое время.
Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.
Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.
Теория воли И. П. Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли И. П.Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.
Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.
Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях психофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.
Психоаналитические концепции воли. В рамках психоаналитической концепции, учеными (от З. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков.
Психоанализ трактует источник поступков людей в биологической энергии живого организма. Для самого Фрейда это — бессознательное и иррациональное «либидо» — психосексуальная энергия полового влечения.
Фрейд объяснял человеческое поведение «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос») и ее борьбой с подсознательной тягой человека к смерти («Танатос»).
Показательна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, К.Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека.
Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А.Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами.
Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа есть абсолютизация отдельных, хотя и существенных потребностей как источников и первичных противоречий человеческих действий.
Возражения вызывает также общая трактовка движущих сил, направленных исключительно на «самосохранение» и «поддержание целостности» человеческого индивида.
Человек может поступать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, о чем свидетельствуют примеры героизма людей в экстремальных ситуациях.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор поведения, адекватного их действию.
Современные теории воли.
Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.
Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные, на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.
Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно реактивной концепции поведения все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.
Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул.
Отсюда и понимание поведения как реакции.
Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.
Согласно активной концепции поведения, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм.
Новейшая физиология высшей нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н. А. Бернштей и П. К. Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания.
Для активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.
Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.
Исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет зависеть от того, насколько психологам удастся экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию.
Источник: https://psyera.ru/4225/teorii-voli
Основные психологические теории воли
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Οʜᴎ тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья лроблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целœенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам.
В античном мире прежде всœего признавался идеал мудреца, в связи с этим античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.
К примеру, в его ʼʼНикомаховой этикеʼʼ посылка ʼʼвсœе сладкое нужно естьʼʼ и условие ʼʼэто яблоко сладкоеʼʼ влекут за собой не предписание ʼʼэто яблоко нужно съестьʼʼ, а именно умозаключение о крайне важно сти конкретного действия — съедения яблока.
Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и в связи с этим продолжают существовать и сейчас. К примеру, Ш. Н.
Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой крайне важно сти вводить новые термины, по его мнению, здесь нет.
Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.
Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как ʼʼполе*, на котором встречаются внешние силы.
Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. При этом и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определœенные цели.
Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию ʼʼистинныхʼʼ причин поступков конкретного человека.
Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е.
независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества.
Человек рассматривался как простейший элемент общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие ʼʼличностьʼʼ, выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек.
Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, к примеру, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д.
Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности.
Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку.
Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — ʼʼфилософии существованияʼʼ. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами.
Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителœей данного направления, ничем не должна быть связан с обществом, и тем более он не должна быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью.
Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П.
Сартру, подлинно человеческим должна быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой ʼʼсоциальностиʼʼ, причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д.
Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.
Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя вида Нота заргепз от животного мира состоит в его социальной природе.
Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет только внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.
Абсолютизация свободной воли привела представителœей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы.
Их ошибка заключалась в непонимании того, что человек, совершающий определœенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности.
Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, крайне важно иметь определœенную альтернативу, иначе такое отрицание превращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем — в безумие.
Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как ʼʼинстинкт свободыʼʼ, как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П.
Павлова, воля как ʼʼинстинкт свободыʼʼ выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. ʼʼНе будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизниʼʼ (Павлов И.
П., 1952).
Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) — отечественный психолоᴦ. Научную деятельность начал в качестве сотрудника Г. И. Челпанова. Несколько лет работал в Институте психологии, созданном Челпановым. В 1921 ᴦ. написал книгу ʼʼУчение о реакциях человекаʼʼ. В11923-192Л гᴦ. приступил к активной работе по созданию материалистической психологии.
Центральное место в его взглядах занимало положение о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи. Эта работа закончилась созданием концепции реактологии, которую в качестве марксистской психологии Корнилов пытался противопоставить, с одной стороны, рефлексологии Бехтерева, а с другой — интроспективной психологии.
Основным положением этой концепции явилось положение о ʼʼреакцииʼʼ, которая рассматривалась как первоэлемент жизнедеятельности, сходный с рефлексом и вместе с тем отличающийся от него наличием ʼʼпсихической стороныʼʼ. В результате проводимой в 1931 ᴦ. так называемой ʼʼреактологической дискуссииʼʼ Корнилов отказался от своих взглядов.
Впоследствии изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии.
Для человеческого же поступка такой преградой должна быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.
По этой причине не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителœей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).
Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних условий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.
В последние десятилетия набирает силу и находит всœе большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека принято понимать как изначально активное, а сам человек воспринимается как наделœенный способностью к сознательному выбору формы поведения.
Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на базе этих исследований концепции, воля принято понимать как сознательное регулирование человеком своего поведения.
Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всœех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э.
Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков.
Для представителœей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосœексуальная энергия полового влечения.
Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователœей Фрейда. К примеру, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека.
В случае если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами.
Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа представляют из себяабсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.
Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, направленных, по мнению приверженцев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого индивида.
На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всœеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.
Основные психологические теории воли — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основные психологические теории воли» 2017, 2018.
Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/368416_osnovnye_psihologicheskie_teorii_voli