МОУ СОШ № 1 с. Новоселицкого района СКИПКРО, Черноусенко Т. И. , к. п. н. Творческая самореализация личности в условиях информатизации профильной сельской школы МОУ СОШ № 15 с. Ивановского Кочубеевского р-на СКИПКРО, Романенко О. Н. , к. п. н. Единая информационная среда как средство управления качеством образования в условиях сельской школы МОУ гимназия № 12 г. Ставрополя СКИПКРО, Даванов В. Н. , к. п. н. Формирование информационной культуры гимназиста в условиях информатизации системы образования МОУ гимназия № 7 г. Буденновска СГУ, Погребняк Л. П. д. п. н. Управление качеством образования в социально-ориентированной школе МОУ вечернее (сменное) учреждениецентр образования г. Ставрополя СГУ, Гуров В. Н. д. п. н. МОУ СОШ № 26 г. Ставрополя СКИПКРО, Рудьева Д. М. , к. б. н. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей в контексте повышения качества обучения Модель формирования культуры здоровья у школьников в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса
ГОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополя Степанов С. В. , к. п. н. Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования. МОУ СОШ № 32 г. Ставрополя Нестеренко И. С. к. п. н.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков «группы риска» как условие их успешной социализации» . МОУ СОШ № 7 с. Величаевского Левокумского р-на СКИПКРО, Покасов В. Ф. , к. и.
н Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся в социокультурном пространстве села.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ставрополя Лицей № 35 Тема «Технология реализации федерального государственного стандарта в системе основного общего и дополнительного образования в ОУ» , научный руководитель Кириллова М. И. ФГБА ОУ ВПО СКФУ, срок реализации проекта: 01. 04. 2013 -01. 04. 2016 г (3 года)
В соответствии с планом работы за данный период была проделана следующая работа.
Педагогический всеобуч: — Круглый стол по проблеме «Интеграция дополнительного образования и внеурочной деятельности» (сентябрь 2013 г) — Семинар «Исследовательская деятельность как сотворчество ученика и учителя» (ноябрь 2013 г) — Семинар «Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования» (февраль 2014 г) — Семинар «Организация и содержание непрерывного образовательного процесса, включая дополнительное образование. Инновации, опыт, проблемы, перспективы» (март 2014 г)
2. В лицее сформирована творческая проблемная группа. 3. Изучена дополнительная литература по данной проблеме. 4. Созданы службу помощи учащимся и их родителям. 5.
Трансляция результатов экспериментальной деятельности: — Участие в стажировочных площадках в рамках реализации в 2013 -2014 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Апробация введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях края» для руководящих и педагогических работников в рамках комплексного плана модернизации образования» (22. 10. 2013 г. , 14. 11. 2013 г. , 17. 12. 2013 г. ) — Участие во Всероссийском конкурсе разработок по внеурочной деятельности на основе УМУ «Перспективная начальная школа» (декабрь 2013 г. ). Учителя начальных классов представляли свой опыт: «Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры» (Ляхова А. Л. ), «Температурные изменения в природе» (Попова И. Н. ), «Времена года. Почему год круглый? (Багова М. М. ).
Городская экспериментальная площадка Тема «Социальное партнерство в сфере сохранения и укрепления здоровья детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» .
В ходе эксперимента разработано и апробировано научное, методическое и информационное обеспечение создания системы интегрирования медико-психолого- педагогических и социальных оздоровительных мероприятий: 1).
Проекты правовых актов лицея (Проект Положения о здоровьесберегающей деятельности лицея), позволяющих создать систему интегрирования медикопсихолого- педагогических и социальных оздоровительных мероприятий; примерное положение о системе оздоровительных мероприятий лицея ; рекомендации к функциональным обязанностям специалистов; рекомендации к разработке внутрилицейских локальных актов, обеспечивающих деятельность системы в зависимости от условий лицея. 2). Мероприятия по подготовке педагогов в рамках повышения квалификации на базе лицея, ГИМЦ, СКИПКРО, педагогических мастерских. 3). Методическое обеспечение технологии создания и функционирования системы интегрирования медико-психолого- педагогических и социальных оздоровительных мероприятий. 4). Организация единого информационно-коммуникационного пространства системы интегрирования медико-психолого- педагогических и социальных оздоровительных мероприятий, на основе системы исследования, сбора информации, обработки и выдачи результатов единого мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды, совместной проектной деятельности и взаимообмена опытом, социального партнерства.
Комплексная программа предполагает: 1. Построение внутренней среды лицея, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов. 2.
Совершенствование общей и оздоровительной инфраструктуры, условий для здорового питания, активное внедрение в образовательно- воспитательный процесс здоровьесозидающих образовательных технологий, построение научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности обучающихся. 3.
Повышение уровня знаний и культуры здоровья обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей. 4.
Создание условий для оздоровления обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков: углубленная диагностика здоровья и образа жизни обучающихся, разработка рекомендаций по построению индивидуальньгх образовательных и оздоровительных маршрутов, профилактика наркозависимости и других заболеваний, социальная защита и помощь. 5. Систематизация и упорядоченность деятельности лицея по построению здоровьесозидающей образовательной среды, обеспечение и координация деятельности и взаимодействия социальных партнеров, обобщение и представление опыта деятельности коллектива лицея.
Источник: https://present5.com/organizaciya-opytno-poiskovoj-issledovatelskoj-raboty-v-obrazovatelnyx-uchrezhdeniyax-vypolnila/
Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательного учреждения
Организация исследования зависит от многих условий, но больше всœᴇᴦο — от ᴇᴦο вида, т. е. от того, представляется ли оно коллективным, комплексным или индивидуальным.
Остановимся на самом непростом с точки зрения организации варианте исследования — коллективном комплексном исследовании.
Первый шаг — ориентировочный.
Данный шаг подразумевает беспристрастный разбор и оценку образовательнои̌ ситуации в стране, регионе, городе или микрорайоне, исследование социального заказа общества и государства образованию, запросов жителей, запросов и насыщенности рынка образовательных услуг, поиск возможных ʼʼсоциальных нишʼʼ предложения образовательных услуг, оценку успехов, проблем и достижений, которые стоят перед коллективом или органами управления.
Данный шаг реализовывает организатор и вероятный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов, в окружении которых весьма целесообразно иметь представителей основополагающих направлений планируемого комплексного эксперимента: социолога, демографа, психолога, ученого-педагога, педагогов-предметников, педагога-технолога, валеолога и др. (тут возможны разные варианты).
Третий шаг — постановочный. Вырабатываются начальные теоретические позиции, миссии и проблемы поиска, задумывается модель будущего, перестроенного состояния изучаемого учреждения, процесса, системы, их новое ʼʼлицоʼʼ.
Происходит формирование основных мыслей и плана переустройства, отбор ʼʼносителейʼʼ инноваций, планируются технологии внедрения нового и отслеживания действенности инноваций.
На данном шаге сочетаются персональная творческая активность организаторов поиска, отвечающих за ᴇᴦο самостоятельные направления, и совместную деятельность (обсуждения вопроса, защиты проектов, интеллектуальный штурм, дискуссии). Составляются концепции и своᴇᴦο рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска.
На данном шаге необходимо подумать о совершенствовании морально-психологического климата, о мотивации педагогических работников проводить педагогический поиск, а так о кадровом, материально-техническом, финансовом (т.е. ресурсном), управленческом, психологическом и педагогическом обеспечении поиска. Первостепенная цель данного шага — оптимизация обстоятельств творческого поиска.
Четвертый, преобразующий, основнои̌ по времени и размеру шаг исследования. Выполняется задуманная работа: испытание, формирование и реализация авторских программ и планов, введение усовершенствованных методов, моделей управления и т. д. Неповторимое значение приобретают обучение кадров методу экспериментальнои̌ , реализация научного и научно-методического поддержания преобразований. Обязаны интенсивно работать секции, кафедры, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, во всю силу двигаться обмен опытом , общий поиск лучших решений (совещания, советы специалистов, консилиумы, и т.д.).
Основное содержание исследовательского проекта
Основное содержание исследовательского проекта — раскрытие содержания звеньев предстоящᴇᴦο проведение эксперимента.
- Наравне с этим в проекте должны быть отображены проблемы материального, организационного и кадрового оснащения поиска, условия риска и технологии возмещения вероятных упущений, форма представления итога, кроме того содержание и технологии управления опытно-экспериментальнои̌ работой.
- Самостоятельные блоки логичнои̌ проработки плана или программы имеет смысл детальнее исследовать в других документах, образующих в комплексе с исследовательским проектом (программой) пакет документов, которые обеспечивают исследовательский процесс и представляемых изначально на экспертизу, а потом на утверждение в городские, районные или областные органы власти или управления.
- Организация формирования плана развития приблизительно включает в себя следующие :
- Разработка технологического задания исполнителей.
- Образование группы составителей программы.
- Лицензирование
- Аттестация.
К необходимым условиям творческого поиска, возможно, причислить следующие:
- весьма большой авторитет учреждения;
- не очень большое число;
- занятия в школе в одну (первую) смену;
- наличие материальных условий;
- запас свободного времени у участников исследования;
- чрезвычайно необходимы контакты с научными коллективами (подразделениями НИИ , кафедрами вузов и др.).
В случае если необходимые условия поиска не вполне удовлетворяют условиям, ϶то формирует лишние трудности, но отнюдь не исключает вероятности удачного ведения поиска.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19136_organizaciya_opytno_poiskovoy_issledovatel_skoy_raboty_obrazovatel_nogo_uchrezhdeniya
Организация поисково-исследовательской работы младших школьников
Автор обращает внимание на условия организации поисково-исследовательской деятельности младших школьников. Предлагает пути по приобщению школьников к поисково-исследовательской деятельности в условиях сельской школы на примере организации ПИК «Виноградовские чтения».
Как организовать поисково-исследовательскую работу младших школьников?
Идея проекта: «Привитие знаний к предмету посредством организации исследовательской деятельности»
Проблема приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся вообще, в частностиначальных классов, остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70гг ., эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию.
Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы как ранее единственного института, где ученик развивается, получает знания, умения и навыки с центра на периферию.
Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя).
В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера.
При этом овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
К настоящему времени решением этой проблемы занимаются школы, гимназии, ими разрабатываются концепции, модели, технологии приобщения учащихся к исследовательской деятельности, организовываются научные детские общества, проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся. Дети по своей природе — исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов.
Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение поисково-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы.
Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению.
Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?».
И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка -открытый ум и гибкий интерес детства.
До настоящего времени не дано строгого понятия «поисково-исследовательская деятельность учащихся», не разработана технология формирования исследовательской деятельности учащихся, в высших и средних учебных педагогических заведениях страны не занимаются подготовкой студентов к работе по этой проблеме в школе, не разработаны критерии, уровни оценки сформированности учебно-исследовательской деятельности школьников.
В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления личности в процессе исследовательской деятельности, с другой — анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:
- социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса;
- потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
- интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста;
- осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельностью и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.
С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся младших классов гимназии. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования — исследовательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования — процесс приобщения младших школьников и исследовательской деятельности. Анализ литературы, имеющегося практического, в том числе и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой процесс приобщения младших школьников к поисково-исследовательской деятельности станет эффективным, если:
- технология формирования поисково-исследовательской деятельности будет представлена системой взаимосвязанных действий на основе инструментально-дидактических средств;
- совокупность педагогических условий будет включать: организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик – учитель-родитель» в процессе поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- создания в школе исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство развивающего обучения и работу ученического научного общества;
- развитие творческой активности учащегося направлено на обучение научным методам познаниям и технологиям решения исследовательских задач и проблем;
- организовать поисково-исследовательские конференции для младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования:
- Обосновать содержание и структуру поисково-исследовтаельской деятельности.
- Выделить критерии, показатели и уровни сформированности поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
- Выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, способствующих формированию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
- Разработать программу по приобщению младших школьников к поисково-исследовательской деятельности в условиях сельской школы.
Полный текст доступен зарегистрированным пользователям [Вход] [Регистрация]
Организация исследования
Как составить план работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования;
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
“Методы”
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители.
Ученики активно работают , анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе.
В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
“Систематизация информации”
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?
“Подготовка к защите исследовательской работы”
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- . Приготовиться к ответам на вопросы.
Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Поисково-исследовательская конференция «Виноградовские чтения»
1. Организация исследовательской деятельности младших школьников
Более 10 лет в республике проводится НПК «Шаг в будущее». Данная конференция предназначается для учащихся старших классов.
В целях повышения активного участия и качества исследовательских работ возникает необходимость подготовки учащихся с младших классов. С этой целью в нашей школе по идее и организации Лихановой С.Г.
проводятся региональные поисково-исследовательские «Виноградовские чтения».
Цели:
- увековечения памяти учителя начальных классов Виноградова Николая Николаевича, заслуженного учителя просвещения ЯАССР , работавшего учителем 60 лет в Хангаласском улусе, из них 30 лет – Техтюрской школе;
- создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения, самореализации, приобщение их к исследовательской работе с раннего школьного возраста.
Задачи конференции:
- Воспитание общественной активности учащихся младших классов;
- Привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
- Развитие умений выступать перед аудиторией;
- Предоставление возможности учителям округа «Лена» возможностей обмена мнениями по организации исследовательской работы учащихся;
- Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и.т.п.);
- Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации с младшего школьного возраста.
Основная идея: «Виноградовские чтения» являются начальной ступенькой дальнейшему участию к научно-практическим конференциям более высокого уровня.
Полный текст доступен зарегистрированным пользователям [Вход] [Регистрация]
Механизм реализации проекта
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. | Использование технологии проектного метода на уроках и внеурочных мероприятиях | 2004-2009 | Заместитель директора по УВР, руководитель проекта |
2. | Проведение улусной, региональной конференции «Виноградовские чтения» | Ежегодно 2005-2010 | Директора ОУ |
3. | Проведение внутришкольной,кустовой конференции «Сурук-бичик кунэ» | Ежегодно 13 февраля | Заместитель директора по УВР, руководитель проекта |
4. | Организация научного общество школьников | 2007 | Заместитель директора по УВР |
5. | Постоянно-действующий семинар «Привитие навыков исследовательской работы для младших школьников в обучении» | Ежемесячно | Заместитель директора по УВР |
6. | Привлечение сотрудников ИГИ, преподавателей ЯГУ, ЯГСХА, ЯГИТИ к руководству школьников исследовательскими работам | Постоянно | Заместитель директора по УВР |
7. | Создание летнего интеллектуального лагеря «Интел» для организации исследовательских работ по краеведению, истории родного края | 2006-2009 ежегодно | Директор школы, Заместитель директора по УВР |
8. | Привлечение специалистов села, предприятий улуса к проведению элективных курсов для младших школьников | 2007-2010 | Директор школы, Заместитель директора по УВР |
9. | Использование Интернет-технологии при организации исследовательских работ учащихся | 2007-2010 | Директор школы, Заместитель директора по УВР |
Критерии оценки эффективности проекта:
- Максимальный охват детей;
- Предоставление учащимся младших классов праве выбора тех или иных направлений исследовательской работы;
- Результаты участия школьников к конференциям различного уровня, прослеживание учащихся к участию конференциям более высокого уровня;
- Успеваемость школьников, умение учащихся перенести знания одной области в другие;
- Развитие коммуникативных способностей.
Финансово-экономическое обоснование проекта: Общая стоимость проекта: 100000 руб.
Винокуров А.К., к.п.н., зам. директора по УВР МОУ Техтюрская СОШ МР «Хангаласский улус»
- Республика Саха (Якутия)
Источник: http://www.in-exp.ru/component/content/article/60-in-issl-projects/213-org-poisk-issl-rab.html
Основы и этапы опытной работы
Опытная работа играет важную роль в психолого педагогических исследованиях, поскольку позволяет применить на практике сформированные теоретические идеи, определить их истинность, выбрать советы и рекомендации для практикующих педагогов.
Сущность опытной работы
Суть опытной работы состоит в проверке теоретических знаний, проектов и гипотез.
Даже подтвержденные ранее теории могут подвергаться повторному исследованию для уточнения действенности и внесения изменений, чтобы переместить исследование на качественно новый уровень.
Помимо того, в процессе опытного анализа могут быть опровергнуты полученные ранее результаты и определено новое видение проблемы.
По продолжительности опытная работа в несколько измененных контролируемых условиях может быть достаточно длительной или, напротив, кратковременной. Принимать участие в опытных исследованиях может одновременно от 2-3 человек до сотен испытуемых.
Условия проводимых исследований диктуются поставленной целью, гипотезой и задачами организованного испытания.
Все сопутствующие характеристики должны быть продуманы заранее и утверждены опытной комиссией во избежание недоразумений и противоречий в процессе исследования.
В образовательно-воспитательной сфере опытная работа чаще всего занимает продолжительный период и включает множество методик, таких как наблюдение, диагностирование, выборочный опрос.
Определение 1
Основной сложностью считается объяснение методики опытной деятельности, поскольку доказано вполне может быть все при отсутствии осмысленной методики организации и проведения работы.
Поэтому на данный момент времени этому вопросу уделяется максимум внимания.
Этапы опытной работы
В процессе проведения опытных исследований отмечается их неоднородность, опытная и экспериментальная работа проходит ряд определенных взаимосвязанных этапов.
Теоретический
Происходит общее ознакомление с педагогической проблемой, определяются вопросы, требующие прояснения, отображается их актуальность на данный период, определяется объект и предмет исследования.
Объяснение актуальности направлено на выявление противоречий, связанных с проблемой, выступающей как теоретический или практический вопрос, требующий решения. В педагогике большинство проблем связано с возможностями человека и его взаимоотношениями. Нередко противоречия между знаниями людей, воспитательными и обучающими способностями, незнанием средств, путей и методик их реализации.
Объект исследования – определенная область познания. Предмет – конкретная сторона объекта или его отдельная часть. В педагогическом процессе объектом исследования, как правило, выступает педагогический процесс. На основании конкретного объекта и предмета формируется точная тема работы.
Методический
Данный этап характерен проведением отбора начальных концепций, теоретических положений, планов и мыслей. Формируется гипотеза опытного исследования, которая доказывается либо опровергается в ходе опытного исследования.
Опытный
На этой ступени происходит подбор эффективных исследовательских методик, осуществляется непосредственно сама опытная работа.
По логике подтверждения гипотезы существуют поочередные опыты: констатирующий и формирующий. В задачу констатирующего опыта – определить начальное состояние педагогической проблемы.
Суть формирующего – совершенствование педагогической реальности в рамках выдвинутой исследовательской гипотезы.
Аналитический
Осуществляется полноценный анализ проведенного исследования, полученные результаты интерпретируются и соответствующе оформляются. На основании полученных в ходе анализа данных выводятся заключительные положения. Результаты педагогических изысканий приводятся в обобщенной форме, а рекомендации носят практический характер.
Опытно-экспериментальная работа в школе
Опытно-экспериментальная работа – это форма взаимодействия научных коллективов с профессиональной школой с целью внедрения и апробации результатов опытного исследования.
В современных образовательных условиях педагогику предоставляется простор в педагогическом творчестве.
На фоне этого опытная работа в школе становится довольно распространенным явлением, однако, проблема в том, что корректно организовать и провести опытную деятельность может не каждый.
Первоочередной задачей является определение темы исследования. При этом опираются на следующие основания:
- Объективная необходимость в обновлении того или иного участка работы школы.
- Социальный отказ, определяемый вследствие научного прогнозирования общественного развития.
- Реальные полномочия и критерии школы в данный момент.
- Интересы руководителей учебного заведения, учителей – как будущих организаторов опытно-экспериментальной работы.
Сегодня определился ряд актуальных проблем педагогических исследований, которые выражаются в следующем:
- Поиск видов учебных планов, подходящих для конкретной возрастной группы.
- Формирование и апробация новых учебных программ по новым и традиционным учебным курсам.
- Организация работы советов школ.
- Коллективное творческое воспитание.
- Преподавание углубленных учебных курсов.
- Организация процесса в условиях 5-ти дневной учебной недели.
- Организация работы в классах выравнивания, педагогической поддержки и коррекции.
- Организация учебно-воспитательного процесса в школах нового типа (гимназии, лицеи, школы-комплексы и т.д.).
- Разработка новых эффективных технологий и методик обучения, воспитания детей.
В педагогике креативный поиск, искусная работа представляют опыт, то есть поисковую работу.
Она может иметь отношение по доминантному признаку к тому или иному понятию: чем больше нового – тем ближе к фактически экспериментальной работе, чем больше воссоздания в других условиях другими действующими лицами – тем ближе она к опытной работе, в которой осуществляется поиск нового и последующая апробация.
Не следует забывать, что опытно-экспериментальная работа не всегда связана с рисками, поскольку, некоторую долю запланированного, не всегда удается реализовать. Это может быть связано с неблагоприятными критериями и с банальной ошибочностью догадок.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/osnovy-i-etapy-opytnoj-raboty/