Самостоятельная работа студентов предполагает изучение материалов или выполнение конкретных заданий без тесного контакта с преподавателем.
Зачастую «самостоятельная работа» ассоциируется с конкретными заданиями (контрольная, тестовая или проверочная работа) в школах, призванная оценить степень освоения новой информации и овладения новыми навыками. На самом деле это понятие гораздо шире.
Зачем нужна самостоятельная работа?
Миссия самостоятельной работы учащихся заключается в следующем:
- обучение школьников, студентов навыкам сбора и анализа информации, ее обработке и систематизации;
- получение новых знаний и навыков: расширение кругозора, углубление в конкретную тему, развитие поисковых, расчетных и аналитических способностей;
- развитие личностных и профессиональных качеств: самостоятельность, дисциплина, планирование времени и действий, организация, умение пользоваться профессиональными терминами и инструментами и пр.
Углубить и получить новые знания, закрепить пройденный материал можно с помощью чтения текста, конспектирования материалов, проведения научно-исследовательской работы, создания презентации, составления таблиц и кроссвордов, прохождения тестирования, решения различных задач (математических, логических, экономических, юридических и пр.).
Во время выполнения самостоятельной работы студент может использовать следующие материалы: лекции, учебные и методические пособия, интернет-ресурсы, собственные знания и опыт (полученные ранее) и др.
Виды самостоятельной работы студента
Выделяют две большие группы самостоятельной работы студента:
- Аудиторная, которая предполагает подготовку преподавателем специальных материалов для проведения конкретного мероприятия: контрольная, проверочная работа, зачет тестирование, опрос и пр. Здесь все выполняется строго по заданию и под контролем специалиста.
- Внеаудиторная. Она подразумевает самостоятельное выполнение студентом задания вне стен учебного заведения без тесного взаимодействия с научным руководителем, педагогом. К данному виду относят рефераты, курсовые работы, отчеты, анализ конкретной ситуации, ответ на вопросы (конспектирование), подготовка к семинарам, составление тематических кроссвордов и головоломок и пр.
Следует отметить, что независимо от вида самостоятельной работы, она всегда ограничена во времени. Если студент выполняет конкретное задание на паре, то преподаватель может ограничить время 10-15 минутами или предоставить на решение поставленной задачи всю пару.
Если самостоятельная работа предназначена для выполнения в домашних условиях (реферат, доклад, курсовая работа и т.д.), то студент должен руководствоваться методическими рекомендациями, правилами ВУЗа и наставлениями педагога.
Время на выполнение задания может быть как 1-2 дня, неделя (например, до следующей пары или семинара), так и несколько месяцев (до конкретной даты, защиты).
Чтобы не попасть впросак, следует изначально уточнить период выполнения задания.
Этапы организации самостоятельной работы
Этап №1. Подбор соответствующих материалов и заданий для студентов.
На этой стадии преподаватель формирует задание для учащихся, а затем выдает его. Студент, получая задание, должен понять, как его выполнить, какие материалы ему необходимы.
Этап №2. Изучение материалов.
В зависимости от вида самостоятельной работы студент должен либо уже знать тему, либо ему предстоит самостоятельно изучить литературу и ответить на поставленные вопросы, выполнить конкретные задания.
Для этого ему следует правильно подобрать источники информации: учебники, лекции и семинары, сайты, научные статьи и пр.
Этап №3. Выполнение задания.
Необходимо прочитать и вникнуть в само задание. Важно, понять, что от студента требуется: ответить на вопрос, решить задачу, составить кроссворд, продолжить фразу и пр.
Затем студент должен понять, к какой теме относится задание, откуда черпать информацию (где ее искать, вспоминать пройденный материал и пр.).
Определяем метод самостоятельной работы. Это может быть просто развернутый ответ на вопрос, решение задачи и отражение всех действий с подробным писанием, анализ ситуации и формулирование выводов, проведение эксперимента и фиксирование полученных результатов и пр.
Этап №4. Оформление самостоятельной работы.
Данный этап необходимо сразу же уточнять у преподавателя. Кому-то остаточно просто дать письменный ответ на обычном тетрадном листе, указать ФИО и группу.
Другим предстоит оформить работу в соответствии с методическими рекомендациями и действующими ГОСТами (например, курсовая, дипломная или диссертационная работы).
Таким образом, самостоятельная работа призвана укрепить и углубить знания студентов, сформировать личностные и профессиональные качества, которые пригодятся им в дальнейшем в обучении и построении карьерной лестницы.
Источник: https://disshelp.ru/blog/pravilnaya-organizatsiya-samostoyatelnoj-raboty-studenta/
Домашние задания, как вид самостоятельной работы студентов
Своеобразной формой организации самостоятельной работы студентов являются самостоятельные занятия студентов по выполнению домашних заданий. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания.
В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность студентов, дополняющая занятие и являющаяся частью цикла обучения.
Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер обучающегося. Главное назначение ее состоит в закреплении знаний и умений, полученных на занятии, отработке навыков, усвоении нового материала.
- Ученые выделяют следующие условия успешности домашней работы:
- — наличие у студентов навыков самостоятельной работы,
- — педагогическое руководство,
- — контроль за выполнением домашних заданий.
- Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.
В средних профессиональных учебных заведениях используют следующие виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели: 1. Цель – первичное овладение знаниями (усвоение нового материала).
Виды домашних заданий:
чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения. 2. Цель – закрепление и систематизация знаний. Виды домашних заданий:
работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре; рефераты и доклады, составление библиографии. 3. Цель – применение знаний, формирование умений. Виды домашних заданий:
решение задач и выполнение упражнений по образцу; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; опытная работа. Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания.
Индивидуальные домашние задания чаще даются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Также индивидуальные домашние задания можно предлагать студентам, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине.
Такие задания не только стимулируют развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу, радость интеллектуального общения.
Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путем частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания, применения вместо (или помимо) фронтальных заданий индивидуальных или групповых домашних заданий, использования наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных (желательных) заданий.
Преподаватель должен правильно определить объем и содержание домашнего задания, сообщить студентам, как следует выполнять задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненного задания, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.
Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу.
Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.
Также при выполнении домашней работы стоит учитывать, что одни учебные дисциплины требуют для освоения большого объема времени, а другие – регулярной работы (ежедневной). При освоении первых преобладает осмысление, а вторых – запоминание или накопление эффекта воздействия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/19_72227_domashnie-zadaniya-kak-vid-samostoyatelnoy-raboti-studentov.html
Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО
Важное место в системе СПО занимает самостоятельная
работа. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создает
возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять
творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой
личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного
работника.
Самостоятельная работа студентов – важное звено в
подготовке будущего медицинского работника. Это первые шаги в становлении
самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист.
Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее
формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента.
Сущность организации самостоятельной работы студентов во
внеаудиторное время
Своеобразной формой организации обучения являются
внеаудиторные самостоятельные занятия студентов.
Они представляют собой
логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя,
который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий.
Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным
планом.
Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих
способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но
и организационной самостоятельности.
Дидактические цели СРС:
- закрепление, углубление, расширение и
систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий,
самостоятельное овладение новым учебным материалом; - формирование общетрудовых и профессиональных
умений; - формирование умений и навыков самостоятельного
умственного труда; - мотивирование регулярной целенаправленной работы
по освоению специальности; - развитие самостоятельности мышления;
- формирование убежденности, волевых черт характера,
способности к самоорганизации; - овладение технологическим учебным инструментом.
Роль этого вида учебной деятельности возрастает в
современных условиях, в связи с реализацией задачи формирования у студентов
способности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной
познавательной деятельности. Для продуктивной организации СРС создаются
учебно-методические комплексы, методические рекомендации, которые включают
описание основных видов самостоятельной работы и указания по их выполнению.
Основные виды СРС:
- самостоятельное изучение теоретического курса
(ТО), в том числе при подготовке к практическим занятиям; - изучение и конспектирование литературы (ИКЛ);
- домашняя работа;
- написание реферата (РФ);
- проектная деятельность (ПД);
- решение педагогических задач (РПЗ);
- индивидуальная работа, в том числе творческая
(ТЗ); - изучение и обобщение педагогического опыта (ПО);
- составление контрольно-обучающих программ для
учащихся колледжа (училища); - промежуточный контроль (ДКР) и выполнение тестовых
заданий (Т); - курсовое и дипломное проектирование (курсовые
работы) (УИРС).
Источник: https://www.informio.ru/publications/id884/Organizacija-samostojatelnoi-vneaudito
Организация самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа и самообразование — разные понятия. В случае самообразования человек сам себе даёт задание, нет контроля.
Объём и уровень сложности самостоятельной работы учащихся нарастает от первого класса к последнему.
Три уровня сложности самостоятельной работы учащихся:
- 1. Репродуктивный уровень (ученик воспроизводит то, что научились делать на уроке).
- 2. Частично-поисковый уровень (написание реферата).
- 3. Исследовательский уровень (ученик сам выполняет учебные исследования).
Виды самостоятельной работы по месту её выполнения
- 1. Классная (аудиторная) — выполняется в классе, в присутствии учителя.
- 2. Внеклассная (внеаудиторная) — выполняется дома (домашняя работа) или в других местах (библиотека и др.).
- Организация домашней учебной работы учащихся
- Домашняя учебная работа выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.
- Виды домашней работы: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.
- Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.
В I классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во II-IV классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.
Основная причина перегрузки — объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т. е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Это значит, что, сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично дифференцировать или индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Непременным условием успешного выполнения учащимися домашней учебной работы является подготовка школьников к ее выполнению под руководством учителя.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым инструктажем.
В помощь учащимся учитель разрабатывает и предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу, как учить наизусть стихотворение, как подготовить план пересказа, как выполнять работу над ошибками и др.).
При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва полезно сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз.
В III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в IV — до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты.
Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III-IV классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которые отводятся на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся помощь в выполнении домашних заданий.
Домашнее задание, какого бы вида оно ни было, должно быть осознано каждым учащимся, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения путей и способов его выполнения. Поэтому учитель должен основательно инструктировать класс о путях его рационального выполнения.
В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на 2-3 примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
Домашнее задание бывает общеклассное (фронтальное, обязательное для всех учащихся) и индивидуальное.
Для того, чтобы домашние задания стали действенными, эффективными, учитель должен строго руководствоваться следующими основными дидактическими требованиями:
- 1) домашнее задание должно вытекать из материала, объясненного на уроке в соответствии с программой;
- 2) учитель должен задавать домашнее задание в конце урока, после того, как материал был основательно объяснен и учащимися осмыслен;
- 3) объем домашнего задания должен быть строго дозирован и соответствовать установленному режиму дня, допустимой нагрузке учащихся данного возраста, гигиеническим нормам;
- 4) домашние задания должны равномерно распределяться на дни недели;
- 5) в начале следующего урока учитель обязан проверить выполнение классом домашнего задания и учесть качество его выполнения при оценке каждого учащегося.
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Источник: https://studwood.ru/1661832/pedagogika/organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_uchaschihsya
Организация самостоятельной работы учащегося
- Методические рекомендации педагогу
- « Организация самостоятельной
- работы учащегося»
- Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДШИ №12» г. о. Самара
Богатов Сергей Александрович
Профессиональное обучение музыканта осуществляется главным образом в рамках двух форм учебно-тренировочной работы: классных уроков под руководством педагога и самостоятельных домашних занятий.
Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (2-3 часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит временный характер (закончив учебное заведение, молодой музыкант прощается с классом), домашняя же работа остается с музыкантом на всю исполнительскую жизнь.
Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду.
Решая эту задачу, педагог должен прежде всего позаботиться о том, чтобы воспитать своего ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному напряженному труду. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским материалом.
Эффективность труда музыканта резко возрастает в обстановке увлеченности своим делом. Увлеченность и вдохновение появляются в процессе постоянной и напряженной работы. Хорошо известно высказывание П.И.Чайковского (из письма к Н.фон Мекк от 24 июня 1878 года): «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее».
«Даже человек, — писал он, — одаренный печатью гения, ничего не создаст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться».
Многие учащиеся занимаются небрежно, без плана и цели, они разбрасываются, отвлекаются, бесконечно повторяя одни и те же ошибки. Такие занятия мало результативны. Заниматься нужно так, чтобы при наименьшей затрате времени и сил достичь наилучших результатов.
Приступая к изучению того или иного музыкального материала, прежде всего следует осознать его смысл, определить целесообразные методы работы, ясно представить себе его конечную цель. Недопустимо расхлябанное, безвольное состояние во время самостоятельных занятий.
Работая над гаммой, этюдом, упражнением или пьесой, ученик должен максимально сосредоточить все свое внимание, волю с тем, чтобы уже на данном этапе добиться возможно большего на пути к цели.
Вся самостоятельная работа должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля.
Каким образом педагог может научить ученика правильно работать? Многому воспитанник учится самостоятельно, тщательно присматриваясь к методам работы педагога в классе. Неоценимое значение имеют беседы педагога, посвященные этому вопросу.
Домашние занятия должны проводиться систематически, планомерно и регулярно. Заниматься нужно ежедневно. В том случае, если учащийся интенсивно трудится каждый день, один день в неделю может быть предоставлен ему для отдыха. Такой режим, предохраняя организм от накопления усталости, позволяет повысить результативность всей рабочей недели.
Сколько часов нужно заниматься в день?
Определение оптимального объема работы зависит от многих факторов: возраста ученика, выносливости его губ, задач, стоящих перед ним и др.
Губной аппарат учеников младшего возраста еще слаб и неустойчив, справиться с большими нагрузками он не способен. Естественно, что объем предлагаемого домашнего задания не может быть большим. Работать над ним ученик должен небольшими порциями на протяжении дня. По мере формирования и укрепления аппарата объем заданий возрастает.
Увеличивать количество часов, отводимых домашней работе, целесообразно до тех пор, пока эти часы сохраняют свою результативность.
Непрерывная работа с инструментом не должна длиться более 40-45 минут.
По истечении этого срока внимание притупляется, а продуктивность занятий резко падает. После 15-минутного отдыха музыкант, восстановив работоспособность организма, получает возможность трудиться с прежней эффективностью.
Система домашней работы должна включать в себя следующие моменты:
-
упражнения для разыгрывания и развития дыхания;
-
общую работу над звуком;
-
общую техническую работу;
-
работу над художественным материалом;
-
работу над дополнительным материалом, чтение нот с листа.
Успех самостоятельных занятий ученика зависит не только от правильных методов работы, но и от правильной организации домашнего труда. Здесь также необходима помощь педагога. Организуя домашние занятия ученика, педагог должен ознакомиться с его бытом, с условиями его жизни, помочь наладить твердый распорядок дня.
Помещение, в котором занимается ученик, должно быть хорошо освещенным, его периодически следует проветривать. Ноты устанавливаются на пульте. Высоту пульта следует привести в соответствие с ростом ученика, в противном случае могут возникнуть нарушения в постановке корпуса и головы. Заниматься нужно стоя.
Во время занятий желательна тишина, ничто не должно отвлекать внимания занимающегося.
Литература:
-
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961
-
Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. – М., 1993.
-
Методика обучения игре на духовых инструментах./ред. Незайкинский Е.В. – М., 1964.
-
Терехин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.
5
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchieghosia.html
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов
В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов и роль преподавателя в ее организации
В настоящее время успешная подготовка высококвалифицированных специалистов может быть достигнута только в результате правильного сочетания учебных занятий под руководством преподавателя и самостоятельной работы.
Значение самостоятельной работы студентов возрастает в современных условиях, ибо научно-технический прогресс требует постоянного обновления знаний.
Вот почему особенно важно уделять должное внимание вопросам руководства и управления самостоятельной работой студентов, повышению ее эффективности [1].
В современных условиях все более необходимой становиться научная организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа является важнейшей частью учебно-воспитательной работы, главным методом глубокого и всестороннего изучения и усвоения учебного материала и находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески трудиться. Самостоятельная работа студентов в настоящее время является определяющей в системе высшего образования [2].
Большой интерес для преподавателей представляет вопрос о сущности самостоятельной работы студентов.
Существует мнение, рассматривающее самостоятельную работу студентов как особую форму познавательно-практической деятельности, характеризующуюся самостоятельностью мышления.
Под понятием «самостоятельная работа», в данном случае подразумевается труд студентов по овладению научными знаниями и практическими навыками, их активная интеллектуальная деятельность во всех формах учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы как под непосредственным руководством преподавателя, так и без его руководства.
Акцент при этом делается на «ножницы» между процессом усвоения знаний, которому обычно уделяется большое внимание, и процессом развития способности мыслить, что гораздо важнее и сложнее. То есть в данном случае самостоятельная работа рассматривается как особый вид умственной деятельности, т. е. умение слушать лекцию, анализировать выступления на семинарах и т. д.
В данном случае самостоятельная работа рассматривается как мыслительный процесс, который осуществляется с помощью памяти и воспроизводящего мышления. В этом случае студент получает готовые знания, запоминает выводы, формулы, законы и затем их воспроизводит. И есть другой вид мыслительной деятельности.
Он характеризуется тем, что человек добывает знания в процессе умственного поиска и самостоятельно применяет их при решении тех или других теоретических или практических задач. Ясно, что второй вид мышления более продуктивен. Благодаря ему развивается умение самостоятельно добывать знания из различных источников, сознательно применять их на практике, что ведет к глубокому познанию вопросов [3].
Таким образом, самостоятельная работа призвана не только закреплять в памяти знания, полученные при чтении литературы, но и быть творческим мыслительным процессом, прививать необходимые навыки самообразования.
И все же, по нашему мнению самостоятельную работу нельзя сводить только к самостоятельности мышления. Самостоятельная работа — это прежде всего форма учебного процесса, которая во времени и в пространстве отделена от лекций, семинаров, консультаций. Если студент после аудиторной работы не брался за книгу, то фактически самостоятельной работы не было.
Более верным нам представляется следующее понимание самостоятельной работы студентов.
Это такая форма учебного процесса, которая осуществляется во внеаудиторное время и в ходе которой студенты, читая и изучая литературу, осуществляют творческую, активную, напряженную умственную деятельность по овладению сущностью того или иного учебного предмета как по заданию учебного заведения, так и по собственному почину, без посторонней помощи [4].
Выделяют следующие признаки самостоятельной работы:
- Проводится студентами во внеаудиторное время, т. е. за пределами часов, отводимых на лекции, семинары, консультации;
- Ритм работы, дозировка времени на изучение вопросов устанавливается самим студентом;
- Осуществляется, как правило, без присутствия преподавателя, но при активном его руководстве;
- Главная цель самостоятельной работы студентов — приобретение и глубокое осмысление новых знаний.
Как уже отмечалось, дозировка и ритм самостоятельной работы устанавливается самим студентом. Это является немаловажным для индивидуализации процесса обучения. Как известно, лекция, читаемая в вузе, рассчитана на реально не существующего «усредненного» студента.
Между тем состав студентов неоднороден. Они различаются по уровню общеобразовательной подготовки, по способностям запоминания учебного материала. Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.
Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.
Из всех существующих форм обучения лучше всего индивидуальные особенности студентов проявляются в процессе самостоятельной работы.
Тут темп усвоения знаний, последовательность и ритм перехода от изучения одного вопроса к другому устанавливается, как правило, самим студентом соответственно его способностям.
Эту важную особенность самостоятельной работы преподавателю следует учитывать в учебном процессе [3].
В связи с этим, одной из важнейших предпосылок организации самостоятельной работы в вузе является изучение личности студента. Поэтому педагогу нужно изучать личность студента, учитывать его способности, и помогать правильно организовать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Для личности студента характерна самостоятельность мышления, определенность своих социальных интересов, установок и мотиваций.
При этом успешность самостоятельной деятельности студентов зависит от воли личности, ее ценностной ориентации и степени развитости навыка к целеустремленной самостоятельной работе.
В свете вышеизложенного, важная роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Он главное действующее лицо в учебном процессе. От его умения организовать самостоятельную работу зависит успех изучения науки.
Помощь преподавателя студенту может осуществляться по разным каналам: методические установки на лекциях, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, специальные занятия по методике организации и планирования самостоятельной работы и др.
Сама методика помощи студентам в самостоятельной работе должна систематически обсуждаться преподавателями, результаты ее должны обобщаться.
В структуре педагогической деятельности по организации самостоятельной работы студентов выделяют следующие компоненты [2]:
- Проектировочная деятельность, которая предусматривает обоснование необходимости самоорганизации, планирование работы на занятиях и во время внеаудиторных занятий, сопоставление бюджета времени самостоятельной работы по данному предмету с общим бюджетом времени, учет психологических особенностей группы студентов;
- Конструктивная деятельность, выбирающая методику проведения занятия, которая способствует самостоятельной работе, адаптирующая эту методику к пониманию студентов, учитывающая индивидуальные возможности учащихся, определяющая методику проведения домашней самостоятельной работы;
- Организаторская деятельность, позволяющая уверенно использовать традиционные методы обучения, варьировать методами обучения при наличии сложного информационного материала, осуществлять контроль над выполнением самостоятельных заданий, прививать студентам рациональные способы мышления;
- Коммуникативная деятельность, определяющая владение культурой речи и поведения, установление продуктивных отношений с учащимися;
- Гностическая деятельность, которая анализирует деятельность студентов, сопоставляет достигнутый результат с планируемым, корректирует деятельность учащихся для достижения планируемой цели, приобщает учащихся к самоанализу деятельности и результатов [2].
Таким образом, деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов целесообразно оценивать с точки зрения функционирования вышеперечисленных параметров.
Источник: https://novainfo.ru/article/3697
Самостоятельная работа студентов делится на два вида: аудиторную; внеаудиторную
Сохрани ссылку в одной из сетей:
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ -
Общие
положения -
Внеаудиторная
самостоятельная работа студентов (далее
самостоятельная работа студентов) –
планируемая учебная, учебно-исследовательская,
научно-исследовательская работа
студентов, выполняемая во внеаудиторное
время по заданию и при методическом
руководстве преподавателя, но без его
непосредственного участия.
Целью
самостоятельной работы студентов
является овладение фундаментальными
знаниями, профессиональными умениями
и навыками деятельности по профилю,
опытом творческой, исследовательской
деятельности. Самостоятельная работа
студентов способствует развитию
самостоятельности, ответственности и
организованности, творческого подхода
к решению проблем учебного и
профессионального уровня.
Объем
самостоятельной работы студентов
определяется государственным
образовательным стандартом. Самостоятельная
работа студентов является обязательной
для каждого студента и определяется
учебным планом.
Для организации
самостоятельной работы необходимы
следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь.
Формы
самостоятельной работы студентов
определяются содержанием учебной
дисциплины, степенью подготовленности
студентов. Они могут быть тесно связаны
с теоретическими курсами и иметь учебный
характер или учебно-исследовательский
характер. Форму самостоятельной работы
студентов определяют кафедры при
разработке рабочих программ учебных
дисциплин.
Самостоятельная
работа студентов делится на два вида:
- аудиторную;
- внеаудиторную.
Организуемая
преподавателем аудиторная самостоятельная
работа студентов проходит под контролем
преподавателя, предполагает выдачу
студентам групповых или индивидуальных
заданий и самостоятельное выполнение
их студентами под методическим и
организационным руководством
преподавателя.
Самостоятельная работа студентов
в аудиторное время весьма многообразна
и может предусматривать:
- Выполнение самостоятельных работ;
- Выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
- Решение задач;
- Работу со справочной, методической и научной литературой;
- Защиту выполненных работ;
- Собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;
- Тестирование и т.д.
Объем времени
на аудиторную самостоятельную работу
студентов включается в общий объем
времени на их аудиторную работу и
регламентируется расписанием занятий
(хронокартой занятия).
Внеаудиторная
самостоятельная работа студентов
– планируемая
учебная, учебно-исследовательская,
научно-исследовательская
работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и
при методическом руководстве и
консультативной помощи преподавателя,
но без его непосредственного участия.
Целью
внеаудиторной самостоятельной работы
является овладение фундаментальными
знаниями,
профессиональными умениями и навыками
по профилю изучаемой дисциплины,
закрепление и систематизация знаний,
формирование умений и навыков и овладение
опытом творческой, исследовательской
деятельности.
Этот вид самостоятельной
работы
способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности,
творческого подхода к решению проблем
учебного и профессионального
уровней.
Внеаудиторная
самостоятельная работа является
обязательной для каждого студента, а
ее объем определяется учебным планом.
Содержание
внеаудиторной самостоятельной работы
определяется в соответствии со следующими
рекомендуемыми ее видами
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
В качестве
форм и методов контроля внеаудиторной
самостоятельной работы студентов могут
быть использованы фронтальные опросы
на семинарских и практических занятиях,
коллоквиумы, зачеты, тестирование,
самоотчеты, контрольные работы, защита
творческих работ и др.
Критериями
оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы студента
являются:
- уровень освоения учебного материала,
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
Для организации
самостоятельной работы необходимы
следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
Активная
самостоятельная работа студентов
возможная только при наличии серьёзной
и устойчивой мотивации. Самый сильный
мотивирующий фактор – подготовка к
дальнейшей эффективной профессиональной
деятельности.
Среди факторов
способствующих активизации самостоятельной
работы студентов можно выделить
следующие:
1. Полезность
выполняемой работы.
Если студент знает,
что результаты его работы
будут использованы в лекционном курсе,
в методическом пособии, в лабораторном
практикуме, при подготовке публикации
или иным образом, то отношение
к выполнению задания существенно
меняется в лучшую сторону и качество
выполняемой работы возрастает. При этом
важно психологически настроить
студента, показать ему, как необходима
выполняемая работа.
Другим
вариантом использования фактора
полезности является активное применение
результатов работы в профессиональной
подготовке.
Так, например,
если студент получил задание на дипломную
(квалификационную) работу на
одном из младших курсов, он может
выполнять самостоятельные задания по
ряду дисциплин гуманитарного и
социально-экономического,
естественно-научного
и общепрофессионального циклов дисциплин,
которые затем войдут как разделы
в его квалификационную работу.
-
Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.
-
Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры.
В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.
Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров.
-
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5.
Использование мотивирующих факторов
контроля знаний (накопительныеоценки,
рейтинг, тесты, нестандартные
экзаменационные процедуры). Эти факторы
при определенных условиях могут вызвать
стремление к состязательности, что
само по себе является сильным мотивационным
фактором самосовершенствования
студента.
-
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
-
Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
-
Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»).
Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости.
Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.
Формы
и виды самостоятельной работы определяются
содержанием учебной дисциплины, степенью
подготовленности студентов.
Они могут
быть тесно связаны с теоретическими
курсами, иметь ярко выраженный учебный,
учебно-исследовательский характер.
Формы
самостоятельной работы определяют
кафедры при разработке рабочих программ
учебных дисциплин, графика самостоятельной
работы, методических указаний для
самостоятельной работы студентов.
Методика
организации самостоятельной работы
зависит от структуры, характера и
особенностей
изучаемой дисциплины, объема часов,
отведенных на ее изучение, вида заданий
для самостоятельной работы, и условий
учебной
деятельности.
Методически обеспечить
самостоятельную работу студентов –
значит:
- составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
- разработать методические указания для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях заданий), алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.
-
Организация
самостоятельной работы студентов -
Методика
организации самостоятельной работы
студентов зависит от структуры, характера
и особенностей изучаемой дисциплины,
объема часов на ее изучение, вида заданий
для самостоятельной работы студентов,
индивидуальных качеств студентов и
условий учебной деятельности. -
Процесс
организации самостоятельной работы
студентов включает в себя следующие
этапы:
- определение целей,
- составление программы,
- подготовка методического обеспечения и оборудования;
- реализация программы,
- использование приемов поиска информации,
- усвоения, переработки, применения, передачи знаний,
- фиксирование результатов,
- самоорганизация процесса работы;
- оценка значимости и анализ результатов,
- их систематизация,
- оценка эффективности программы и приемов работы,
- выводы о направлениях оптимизации труда.
Примерные
нормы времени на выполнение студентами
внеаудиторной самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы | Единица измерения | Норма времени, час |
1 Выполнение: | ||
– курсового проекта (работы) | 1 проект | 50-80 |
1 работа | 20-40 | |
– расчетно–графических (расчетных) заданий | 1 задание | 3-12 |
2 Решение отдельных задач | 1 задача | 0,3-0,5 |
3 Проработка: | ||
– конспекта лекций | 1 час | 0,5-1,0 |
— учебников, учебных пособий и обязательной литературы: | ||
материал излается в лекциях: | 1 п. л. | 0,9-1,0 |
материал не излагается на лекциях | 1 п. л. | 1,5-2,0 |
специальной методической литературы: | 1 п. л. | 15-20 |
4 Изучение первоисточников по дис-циплинам цикла ГСЭ: | ||
— с составлением плана | 1 п. л. | 0,9-1,0 |
— с составлением конспекта | 1 п. л. | 1,5-2,0 |
5 Написание реферата | 1 реферат | 15-20 |
6 Составление обзора литературы | обзор, 15-20 с. | 15-20 |
7 Подготовка: | ||
— к семинарским занятиям: | 1 занятие | 2-2,5 |
— к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета | 4-х часовая работа | 1-2 |
— к коллоквиуму | 1 коллоквиум | 5 |
— к контрольной работе | 1 работа | 2-3 |
8 Перевод текста с иностранного языка | 1000 знаков | 0,5-1,0 |
Примечание – 1 п. л. соответствует
в среднем 16 страницам учебника (учебного
пособия) обычного формата
Источник: https://gigabaza.ru/doc/42618.html