Определение понятия права — справочник студента

Процесс обучения в вузе отличается от школьного. На смену урокам приходят лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы. Учебный год разбит на семестры, в конце которых начинается зачетная неделя, а затем сессия.

Мы составили словарь первокурсника, в который внесли термины, чаще всего встречающиеся в процессе обучения. Они помогут вам быстрее освоиться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Зачеты и экзамены – проверка полученных знаний и навыков

В высших учебных заведениях качество усвоения студентами материала оценивается на зачетах и экзаменах. Сначала дадим определения этих важнейших понятий в терминологии вуза.

Зачет – это предварительная оценка знаний студента. Зачет не имеет оценки в баллах. По его результату студенту в зачётку выставляется «зачтено» или «не зачтено», то есть пометку о том, знает студент тему хотя бы на “тройку” или нет. В один и тот же день может проходить несколько зачетов. Несданные зачеты равнозначны недопуску к экзаменам.

Зачеты сдают во время зачетной недели, когда уже не проходят занятия, но еще не начались экзамены. Обычно зачет принимает тот же преподаватель, что читал лекции, либо его ассистент.

Зачет может проходить в форме теста, деловой игры, ответов по билетам либо защиты проекта. Студенты, которые регулярно посещают занятия и имеют хорошую успеваемость, могут получить зачет «автоматом» на последнем занятии.

В балльно-рейтинговой системе “автомат” можно получить за счет набранных баллов.

Экзамен – это итоговая оценка знаний студента по конкретной дисциплине. Его проводят в период экзаменационной сессии. В один день должно проходить не больше одного экзамена.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Приближение френеля и приближение фраунгофера - справочник студента

Оценим за полчаса!

Перед сдачей дают несколько дней на подготовку. Студентам за 2–4 недели выдают список вопросов (до 100), которые потом будут разбиты на экзаменационные билеты – до трех вопросов в каждом.

Перед экзаменами преподаватели устраивают консультации, где дают разъяснения по вопросам.

Желательно на них приходить и задавать вопросы, чтобы, как минимум, освежить в памяти преподавателя вашу персону, так как именно он – лектор – будет оценивать ваш ответ.

Экзамен обычно проводится в форме устного опроса по билетам. Кроме вопросов про теорию, в билете бывают практические задания: анализ реального случая или решение задачи. Преподаватель также может задавать дополнительные вопросы сверх имеющихся в билете.

нашу статью «Как приёмные комиссии обманывают абитуриентов, а главное – зачем?» 

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе, где высшая оценка – «отлично», низшая – «неудовлетворительно». Оценки сразу же после сдачи объявляют студенту.

Положительные оценки заносятся в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, неудовлетворительные – только в ведомость. Полученные на экзамене оценки затем идут в диплом.

Если студент получил за экзамен “неуд”, то он должен прийти на пересдачу.

Если за экзамены вы получили только ”4” и “5”, то вы можете рассчитывать на академическую стипендию. Хотя бы одна “тройка” лишает вас этой привилегии, социальная стипендия сохраняется.

Определение понятия права - Справочник студента

В зачетную книжку заносятся положительные результаты экзаменов

Чем отличается экзамен от зачета

Отличия зачета от экзамена представлены в следующей таблице.

Зачет Экзамен
Предварительная аттестация, по результатам которой студент будет допущен/не допущен к экзамену Итоговая оценка знаний
Проводится в зачетную неделю перед сессией Проводится во время сессии
В один день может быть несколько зачетов В один день может проводиться только один экзамен
Ставится на основании курсовых и контрольных работ, рефератов, устного опроса, рейтинга Сдается по вопросам в билетах
Не оценивается в баллах Оценивается по пятибалльной шкале
Обычно принимает преподаватель, ведущий семинары, практические занятия, лабораторные работы Обычно принимает лектор
Зачет можно получить «автоматом» на основании результатов практических, контрольных и курсовых работ, регулярного посещения занятий Экзамены «автоматом» практически никогда не ставятся или ставят “удовлетворительно”
Задания даются достаточно простые, чтобы их смогло выполнить большинство студентов Вопросы и задания соответствуют сложности курса
Результаты зачета заносятся в зачетную книжку Экзаменационные оценки идут в диплом

Чем сессия отличается от аттестации

Сессия – это период сдачи экзаменов в вузах. В это время проводится проверка знаний по дисциплинам, которые преподавались в текущем семестре (модуле). Студент, успешно сдавший все экзамены, сможет продолжать дальнейшее обучение.

Сессия бывает зимней и летней. В этот период обычно бывает не более шести экзаменов. На подготовку к каждому дается не менее трех дней. Все экзамены сдают в среднем около трех недель. Время начала и окончания экзаменационного периода каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Перед сессией обычно проходит зачетная неделя, во время которой студенты сдают рефераты, зачеты, курсовые и лабораторные работы. Студента допускают к сдаче экзаменов, если он получил все зачеты. Если студент не сдал какие-либо экзамены, ему предоставляется возможность пересдачи (не более трех раз для одного предмета).

Закрыть сессию – сдать все зачеты и экзамены. Не закрывшие сессию учащиеся отчисляются. После закрытия сессии у студентов начинаются каникулы.

Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проконтролировать успехи в обучении и посещаемость.

Староста относит в деканат журнал посещаемости, преподаватели отчитываются о результатах проверочных работ и других заданий студентов, выставляют оценки по рейтингу успеваемости.

Если студент забросил учебу сразу после первой пары в семестре, то уже на промежуточной аттестации деканат узнает об этом. В списке негативных последствий: вызов к декану факультета, строгий выговор, риск отчисления.

Иногда под аттестацией подразумевают более широкое понятие: это проверка усвоения программы студентами по выборочным дисциплинам – за семестр или год. Аттестация по дисциплинам проводится в формах, определенных учебным планом:

  • зачета или экзамена;
  • защиты курсового проекта;
  • защиты отчета по практике.

Что такое балльно-рейтинговая система

Это понятие часто встречается в терминологии студентов.

Балльно-рейтинговая система (БРС) – система оценки работы студента путем начисления баллов. Система разработана в рамках Болонского процесса, который создает благоприятные условия для сближения систем высшего образования стран Европы. Условно БРС можно разделить на три рейтинга:

  • учебный;
  • научный;
  • социальный.

В странах Европы при этом используют систему кредитов (зачетных единиц Карнеги). Получить один кредит – значит успешно проявить себя в рамках определенной учебной дисциплины за один академический час в неделю.

В российских вузах студентам за их работу на занятиях в течение семестра начисляют баллы. Рейтинг рассчитывается по стобалльной шкале.

Учебный рейтинг складывается из баллов за посещаемость, успехи в учебе (по результатам зачетов и экзаменов), творческий подход в предмету (презентации, доклады, проекты).

Научный рейтинг зависит от баллов, полученных за участие в научных работах кафедры, конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ. Социальный рейтинг тем выше, чем активнее студент принимает участие в общественной жизни вуза.

Если за работу в течение семестра студент набрал менее 30 баллов, его не допускают к экзамену или зачету. Чтобы набрать нужное количество, ему потребуется выполнить дополнительные работы. За сдачу зачета или экзамена студент получает до 40 баллов. Если при сдаче зачета или экзамена студент получает менее 20 баллов, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

Семестровый рейтинг рассчитывается как сумма рейтингов дисциплин и научно-исследовательского рейтинга. По его результатам решается вопрос о предоставлении студентам государственной академической стипендии.

Годовой рейтинг рассчитывается как сумма семестровых рейтингов дисциплин и годового научно-исследовательского рейтинга. По его результатам принимаются решения:

  • о присуждении грантов на обучение или стажировках в зарубежных вузах;
  • о переводе с платного обучения на бюджетное;
  • о выдаче именных стипендий;
  • о других формах поощрения.

Итоговый рейтинг накапливается за все годы обучения. По его результатам принимаются решения: 

  • о предоставлении студенту преимущественного права на поступление в магистратуру или аспирантуру;
  • о предоставлении рекомендательных писем работодателям от имени высшего учебного заведения;
  • о внесении в книгу почета.

Лекция, семинар, коллоквиум, практикум

Рассмотрим подробнее эти наиболее распространенные в словаре студента понятия.

Лекция – одна из основных форм обучения в высших учебных заведениях. Преподаватель рассказывает теоретический материал, обычно в форме монолога. Студенты конспектируют информацию, по которой потом будут готовиться к зачетам и экзаменам.

На 1–3 курсах часто проводятся потоковые лекции: в огромный лекционный зал приходят все студенты с одного курса и слушают лектора.

Определение понятия права - Справочник студента

На потоковую лекцию приходят все студенты с одного курса

Семинар – вид практических занятий, которые могут проходить в разных форматах: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач.

Семинар помогает усвоить знания, полученные на лекциях. Эта форма обучения способствует развитию навыков самостоятельной работы.

Также это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов, коллективное подведение ее итогов.

Определение понятия права - Справочник студента

Семинары позволяют студенту применить знания на практических заданиях

Коллоквиум – это одна из форм проверки и оценки знаний студентов в вузах. В переводе с латыни понятие означает «разговор». Часто он проводится в виде промежуточного мини-экзамена, который проходит один или несколько раз в семестр.

В ходе проверки могут оцениваться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. В других случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы. По его результатам выставляет зачет по дисциплине. В некоторых случаях коллоквиум представляет собой дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие.

Нередко коллоквиум проводится по согласованию между преподавателями и студентами.

Определение понятия права - Справочник студента

Коллоквиум в виде дискуссии между присутствующими

Практикумы – занятия в форме практической или лабораторной работы. Они проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, на производственных участках. Основная цель практикумов – применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Место прохождения практики зависит от будущей специальности учащегося.

Студенты технических вузов учатся работать с различной аппаратурой, приборами и техническими средствами. В гуманитарных вузах студентов могут направить для получения опыта в средние учебные заведения страны, государственный или муниципальный архив.

Будущие банковские работники направляются для прохождения практики в банки или другие финансовые учреждения.

Определение понятия права - Справочник студента

Иногда практикумы могут проходить прямо на производстве

НИРС, курсовая работа и диплом

НИРС – это Научно-Исследовательская Работа Студентов. Под этим понятием обычно понимают работу студента над своей курсовой или дипломной работой.

Также она может проходить как работа в научных кружках, клубах, лабораториях или индивидуально с научным руководителем. В расписании это выглядит как факультативное занятие.

Самое сложное в жизни студента – заставить себя заниматься НИРСом, так как это самый большой вызов учащимся в плане самостоятельности и планирования своего времени.

Курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами научных исследований. Обычно студенты начинают писать курсовые работы со второго курса.

Но если на втором и третьем году обучения учащиеся пишут курсовые в виде рефератов (около 15 страниц), то на старших курсах они должны проводить исследования (40–60 страниц).

Читайте также:  Общие закономерности педагогического процесса - справочник студента

Написание курсовых готовит студентов к созданию дипломных работ.

Курсовые работы способствуют развитию таких навыков, как умение подбирать и анализировать информацию, работать с источниками, систематизировать собранный материал. Отдельный блок работы над “курсачом” – это оформление. Вам придется изучить стандарты оформления сносок, цитат, титульного листа и приложений и пр. Щедрый бонус – повышение знаний в Microsoft Word.

Определение понятия права - Справочник студента

Дипломная работа, или Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это последняя работа в процессе обучения. Она может быть продолжением ваших курсовых работ или их расширенной версией. Требования к диплому выше, чем к курсовой, так как именно ВКР подтверждает вашу способность самостоятельно решать исследовательские проблемы в опоре на полученные знания.

Определение понятия права - Справочник студента

Дипломная работа студента для проверки его готовности к работе по специальности

Что дает обучение в вузе?

Пройдя все этапы обучения, вы не только получите багаж знаний, необходимый для будущей специальности, но и научитесь быстро анализировать информацию. Зачеты и экзамены разовьют в вас стрессоустойчивость и умение находить выход в сложных ситуациях. Вы станете ответственной и самостоятельной личностью, способной решать проблемы и не опускать руки в случае неудач.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/dictionary-student-the-difference-between-exams-and-other-important-terms/

2.1 Понятие правового статуса студента

Обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования — это лица, в установленном порядке зачисленные в вуз для обучения.

Строго говоря, под это определение подпадают не только студенты, но и другие категории обучающихся в вузе.

В современном образовательном учреждении высшего профессионального образования ими, в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» могут быть:

— слушатель — лицо, обучающееся в вузе на подготовительном отделении, в подразделениях повышения квалификации; в ординатуре или интернатуре медицинских вузов; лицо, параллельно получающее второе высшее образование (ст. 18);

— аспирант — лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук;

— докторант — лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (ст.19).

Кроме того, не будучи обучающимися, субъектами образовательных отношений являются абитуриенты. Это лица, выразившие желание пройти вступительные испытания в вуз (вузы) и подавшие необходимые документы.

Если вуз реализует программы общего, начального профессионального образования, в его контингенте также числятся обучающиеся.

Очевидно, что использование этого термина в таком контексте нельзя считать удачным, так как обучающийся — это понятие универсальное, определяющее одного из субъектов образовательных отношений.

Именно так его применяет законодатель в двух цитируемых законах об образовании, так им оперируют в соответствующей литературе.

Несмотря на расширяющуюся практику включения в структуру вуза учреждений среднего профессионального образования — техникумов, колледжей и т.п., статус обучающихся в вузе по программам среднего профессионального образования до сих пор нормативно однозначно не определен. Представляется, что и для них нет иного варианта, как отнести их к другим категориям обучающихся в вузе.

Ядро, стержень отношений в системе высшего образования составляют студенты. Студенты — основной вузовский контингент. Это и есть то лицо, которое реализует собственно права на высшее профессиональное образование. То есть статус образовательного учреждения высшего профессионального образования обеспечивают именно студенты.

С учетом вышеизложенного, статус студента должен представлять наиболее объемную, законченную модель статуса личности, обучающейся в системе высшего профессионального образования и аккумулирующей в себе все составляющие вузовской жизнедеятельности. Эта модель и является объектом настоящего исследования и именно о составляющих статуса студента и пойдет речь далее.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студент — это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования.

Студенты вузов — это особая социальная группа в составе молодежи (страта), ее «самый организованный отряд»; субъекты со специальным правовым статусом в административном праве и особый контингент обучающихся в образовательном праве.

Категория «правовой статус личности» довольно подробно изучена в современной юридической личности, категория «правовой статус студента» производная от нее.

Н.В. Витрук характеризует правовой статус личности в социальном отношении как определенную систему («каталог», «номенклатура») социальных возможностей жизнедеятельности человека.

В законе она закреплена в системе юридических (субъективных) прав и обязанностей и законных интересов, содержание которых определяется господствующими общественными отношениями.

Содержание правового статуса в целом определяет рамки деятельности лица по отношению к другим людям, коллективам, границы его активной жизнедеятельности и самоутверждения.

Став студентом, личность становится полноправным участником собственно образовательных и связанных с ними отношений, являющихся составной частью длящихся отношений по реализации конституционного права на высшее профессиональное образование, и приобретает специальный правовой статус.

Именно этот статус — по схеме, предложенной Н.В. Витруком, — с момента издания приказа о зачислении «очерчивает границы возможного и необходимого поведения личности, определяет меру пользования конкретными материальными и духовными благами через указание прав, обязанностей и законных интересов» в данной области общественных отношений.

Вместе с тем статус студента в цивилизованном государстве не должен каким-либо образом ограничивать личность в ее общегражданских правах, так как он производен от правового статуса гражданина, является его частью.

Будучи студентом, личность продолжает нести установленные Конституцией и другими законами обязанности: платить налоги, служить в армии, соблюдать действующее законодательство и иные нормативно-правовые акты.

Понятие «правовой статус» в достаточной степени исследовано в отечественной литературе — как в общетеоретическом плане, так и по отраслям, в том числе в праве административном. При этом в состав статуса традиционно включаются правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии.

Правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их правосубъектности в той или иной сфере правоотношений в привязке к сфере частного или публичного права.

Через общеправовую характеристику исследуемый объект «связывается» с той отраслью права, которая в основном, главным образом воздействует на него.

Правовое положение студентов, равно как и иных категорий обучающихся в вузе (курсантов, слушателей, ординаторов, аспирантов), отличается значительной спецификой.

В их статусе отражается пересечение публично-правовых и частных интересов, в формировании их прав и обязанностей задействованы многие отрасли права. Поэтому в состав элементов статуса должна быть включена общеправовая характеристика конкретного субъекта права, позволяющая в полной мере учесть те отрасли права, которые участвуют в формировании его специального статуса.

Общеизвестная позиция, что студент — это лицо со специальным правовым статусом в ряду категорий «общее — особенное — специальное». Общеправовой статус студента — это правовой статус личности, человека и гражданина. С этого, как правило, начинается характеристика любого специального статуса.

Особенный статус в процессе реализации конституционного права на выше профессиональное образование гражданин приобретает, поскольку включается механизм обеспечения этого права, то есть личность становится участником административно-правовых отношений (так появляется административно-правовой статус). Специальный статус — это собственно статус студента.

В.М Сырых различает шесть видов статусов гражданина в зависимости от уровня норм, которыми определяются права и обязанности участников образовательного правоотношения: международно-правовой, конституционный, отраслевой, специальный, региональный и индивидуальный.

Его классификация носит специальный характер, поскольку автор распространяет ее на тех, кто уже обладает специальным правовым статусом как участник образовательных отношений. В то же время ее как универсальную можно применить к любому участнику общественных отношений.

В этой связи уместно вспомнить, что процесс конкретизации правовых статусов личности «заканчивается, в сущности, лишь применительно к отдельному гражданину — Иванову, Петрову и т.д.».

Реальный объем правосубъектности студента зависит от различных обстоятельств. Прежде всего, в его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося с точки зрения российского законодательства и иных нормативно-правовых актов об образовании.

Его также обусловливают такие факторы, как статус вуза; ведомственная принадлежность образовательных учреждений; источник финансирования обучения; региональные особенности (например, наличие специального нормативного правового акта о льготах и компенсациях); обучение на договорной основе, в соответствии с целевыми договорами между вузом и органами исполнительной власти или местного самоуправления, иными договорами; индивидуальные способности студента, предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий и др.) и т.д.

Таким образом, понятие «статус студента» не является универсальным. Оно всегда предполагает известные уточнения.

И если с точки зрения юридической терминологии право — это применение равной меры к неравным людям, то понятие «студент» дает нам обратную картину: это неравная мера, применяемая к людям, которые в силу принадлежности к одной социальной группе должны обладать примерно равным набором прав и обязанностей.

В свою очередь, обучающийся, даже если мы имеем в виду обучающихся в вузах, в том числе в его специализированных структурных подразделениях, — это очень емкое родовое понятие, включающее в себя много разновидностей.

Следовательно, в правовом статусе обучающего можно выделить общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в коллектив вуза, то есть «коллективные» права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро — минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий, его обеспечивающих.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/85741

Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение | Студент-Сервис

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей.

Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления.

К таким наиболее существенным признакам права относятся:
• государственно-волевой характер;
• нормативность;
• властно-регулятивная природа.

Следует также иметь в виду, что нормативное понимание права сообразно современному уровню развития юридической науки в России претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов. Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания.

Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах.

Это не государственные виды (формы) воли.
Только когда воля – «выражена как закон, установленный властью», она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения, во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества, в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.
Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.

Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права.

Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества.

Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.
Итак, в том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

)
В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Читайте также:  Равномерное и неравномерное движение тела по окружности - справочник студента

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой.

Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков.

Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли.

Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт.

Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для нрава).

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение «обеспечивается принудительной силой государства».

Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права.

Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению.

Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений – одна из наиболее важных особенностей права.

В прямой связи с изложенным находится другая важнейшая черта права – его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.

) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех.

Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Следующая неотъемлемая черта права – формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его институционностъ, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.

Что касается формы права, то под ней понимаются определенные способы выражения государственной воли общества.

Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни.

С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь».

Наиболее распространенной основной формой (источником) выражения российского права служат нормативно-правовые акты, ведущее , место в ряду которых принадлежит закону – нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения (юридические источники) права.

Раздельное рассмотрение содержания и формы права логически возможно лишь в порядке научной абстракции, в целях удобства исследования. В реальной же действительности они «не существуют обособленно друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная форма. Содержание права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено».

Именно из единства содержания и формы права исходит его нормативное понимание. Вместе с тем нельзя не учитывать, что не всякая норма, изданная тем или иным государственным органом, обязательно выражает «возведенную в закон» волю общества.

В связи со значительным увеличением объема законотворческой деятельности субъектов РФ и нормотворческого процесса, в том числе ведомственного, в масштабах Федерации, в теории права назрел вопрос о необходимости выработки основанных на Конституции РФ четких научных критериев соответствия отдельных норм, содержащихся в различных нормативных актах и других источниках, праву как государственной воле общества.

Такими критериями, соответственно духу и букве Конституции РФ, являются:
• для норм, выраженных в федеральном законе – соответствие Конституции РФ;
• для норм, содержащихся в законе субъекта РФ, в зависимости от конституционного или договорно закрепленного разграничения пределов ведения и полномочий, – соответствие федеральному закону или конституции (уставу) данного субъекта Федерации и в конечном счете Конституции РФ;
• для норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах и других источниках права (нормативный договор, правовой обычай), – соответствие нормам, выраженным в федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации и в конечном счете в Конституции РФ;
• для норм, содержащихся во всех источниках права, – соответствие основным правам и свободам человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным и гарантированным в Конституции Российской Федерации (ст. 17,18) в качестве непосредственно действующих. Сообразно этому суд управомочен не применять при разрешении конкретных дел нормы, которые по его убеждению влекут нарушение прав и свобод граждан, в каждом подобном случае руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ.

Наряду с четким различием содержания и формы права, нормы права и закона, нормативный признак подчеркивает их единство и однопорядковостъ, общую устремленность на упрочение законности и правопорядка, правовое обеспечение стоящих перед обществом и государством задач.
С этим связан вопрос о роли права как особого регулятора общественных отношений, без выяснения которого не может быть достаточно полного представления о праве и его особенностях в сравнении с другими социальными регуляторами.

Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений.

Для характеристики данного признака права недостаточно отметить, что оно есть «социальный регулятор», ибо роль подобного регулятора выполняют также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п. В сравнении с ними право – особый, а именно государственный регулятор.

Как создание, так и реализация права, его активная роль в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти, сопряжены с функционированием ее механизма, формами деятельности, контролем за точным соблюдением правовых норм всеми.

Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и/, однотипно с государством.

Сообразно этому право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством (формой) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Право – единственная, нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим характером его норм – правил поведения. Эти нормы, устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.

Все изложенное выше позволяет праву быть равной мерой, применяемой к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество.

Тем самым – и это особенно важно для характеристики права как государственного регулятора общественных отношений – оно выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, то есть меры свободы.

Властно-регулятивная природа права в тесной связи с его волевым и нормативным признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный регулятор общественных отношений.

Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность не беспредельны, любые попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму.

Международный, в том числе российский, опыт подтвердил, что «право» никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

На основе обобщения рассмотренных выше признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующее общее определение понятия права.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных .

норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/sovremennoe-normativnoe-ponimanie-prava-ponyatie-osnovnye-priznaki-opredelenie/

Основные понятия юриспруденции

Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

  • Для понимания юриспруденции как науки следует знать основные ее термины: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.
  • Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
  • Право это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Не каждое правило поведения является нормой права, например, не являются таковыми  «неписанные» нормы морали, дружбы.

Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права, например, конституционное, административное, гражданское. Отрасли права и отраслевые дисциплины не одно и то же, однако цель и принципы деления у них одинаковые.

Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).

 В соответствии с этим делением можно выделить профессии по отношению к праву: к первой категории мы относим профессии, которые обеспечивают публичный интерес (судья, прокурор, следователь), ко второй тех, кто занят в частноправовой сфере (юрист компании, адвокат).

Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина.

Законность – политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Правопорядок  – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов, в первую очередь, возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность.

Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок.

С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

  1. Это может быть интересно:
  2. Юриспруденция как наука
  3. Объект, предмет и методы юриспруденции
  4. Отраслевые дисциплины
  5. Дисциплины в юриспруденции
  6. Кого мы понимаем под словом «юрист»
  7. Юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность
  8. Профессиональная деятельность юриста: предмет, объект задачи

Источник: https://moeobrazovanie.ru/osnovnye_ponyatiya_yurisprudencii.html

Правовые нормы: понятия и признаки

Определение понятия нормы права

Норма права — общеобязательное правило поведения, установленное или признанное обществом или государством. Она регулирует общественные отношения.

Цель правовых норм — регуляция отношений, действий и поступков в различных сферах жизни. Важными считаются следующие правовые нормы, которые за исключением технических, можно назвать социальными:

  • нормы морали;
  • права;
  • традиции;
  • корпоративные;
  • технические;
  • религия;
  • обычаи.

Эти социальные правила носят общий характер и адресованы конкретной группе людей. Некоторые из них охватывают большие группы людей, другие – меньшие.

Признаки норм права

  1. Предназначены для установления и поддержания единого порядка в обществе.
  2. Устанавливаются или санкционируются государством, а также им гарантируются и охраняются.

  3. Формулируются в официальных документах в виде точных и достаточно детализированных правил и рассчитаны на конкретный круг субъектов.
  4. Имеют представительно-обязывающий характер.

  5. Отражают объективный ход развития общества.

Виды норм права

По содержанию различают:

  • исходные нормы — регулируют основы общественных отношений. Пример: декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий;
  • общие нормы той или иной отрасли права;
  • специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права.

По предмету правового регулирования различают:

  • конституционные;
  • гражданские;
  • административные;
  • земельные и тп.

По характеру различают:

  • материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.);
  • процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

По методу правового регулирования различают:

  • императивные;
  • диспозитивные;
  • поощрительные;
  • рекомендательные.

По времени действия различают:

По функций различают:

  • регулятивные;
  • охранительные.

По кругу лиц, на которых распространяется действие различают:

  • общераспространенные;
  • специально распространенные.

По степени определенности элементов различают:

  • абсолютно определенные;
  • относительно определенные.

По сфере действия различают:

  • общефедеральные;
  • региональные;
  • локальные.

По юридической силе различают:

  • правовые нормы законов;
  • подзаконных актов.

По способу правового регулирования различают:

  • управомочивающие;
  • обязывающие;
  • запрещающие.

По субъектам правотворчества различают:

  • нормы, принятые государственными органами;
  • нормы принятые негосударственными структурами.

Выводы

Правовые нормы являются базовыми для любого общества. Правовая норма – это регламентированный, принятый в обществе, обязательное для всех правило, которое устанавливается и обеспечивается государством.

Правовые нормы: понятия и признаки обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/pravovye-normy-ponyatiya-i-priznaki/

Ссылка на основную публикацию