Общие закономерности педагогического процесса — справочник студента

Педагогический процесс в высшем учебном заведении — сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс На него влияют различные факторы — внутренние и внешние, объективные и субъективные, длительные и ситуативные. Поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и вида.

Высший уровень составляют общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и тому подобное. И, конечно, ему свойственны педагогические закономерности, которые комплексно обнаруживают важнейшие связи этого процесса.

Определяющее влияние на педагогический процесс в высшем учебном заведении имеют социально-экономические условия страны, политика государства, уровень развития образования, науки, техники, информационных систем, культуры. В условиях научно-технического прогресса и продолжает расти зависимость педагогического процесса в высшем учебном заведении от технического фактора, особенно информатизации.

Процесс формирования личности студента имеет целостный характер, то есть все функции, свойства и качества человека развиваются комплексно, образуя целостную систему. Указанная закономерность обуславливает органическое единство всех структурных компонентов педагогического процесса, комплексный подход ко всей учебно-воспитательной работы.

Ведущая роль в формировании личности студента принадлежит социальным условиям.

Однако формирование личности студента также обусловлено: зависимостью развития человека от характера и содержания деятельности; взаимообусловленностью внутренних психических факторов и внешних воздействий на человека; учетом возрастных и индивидуальных особенностей; характером взаимоотношений между людьми, духовной атмосферой, качеством учебно-воспитательной работы всех научно-педагогических работников.

Личность студента формируется в группе, коллективе. Группа (коллектив) является важным фактором воспитания и одновременно — сложным организмом.

Педагогическому процессу, как уже было отмечено, свойственные также специфические педагогические закономерности. Ведущей из них является единство воспитания (самовоспитания), обучения, образования (самообразования) {развития.

Например, единство процессов обучения и воспитания не значит, что они не имеют своих специфических особенностей.

Однако охарактеризовать эти различия достаточно трудно, потому что в реальном педагогическом процессе в высшем учебном заведении в первую очередь бросается в глаза их общность: процесс воспитания осуществляет функцию обучения, а процесс обучения невозможен без воспитания.

Вот почему, сравнивая эти процессы, надо обязательно опираться на очень важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.

Если сравнить основные функции обучения и воспитания, то прежде всего надо отметить, что они реализуются в единстве четырех основных функций — образовательной, воспитательной, формирующей и развивающей.

Но учитывая утверждение Л. С.

Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Процессы обучения и воспитания обусловливают общее развитие отдельного человека и группы. Обучение в основном влияет на интеллектуальную, а воспитание — на мотивационную и эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения предстает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания — в роли одного из факторов, стимулирующих обучение.

В воспитании чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса в высшем учебном заведении.

Одна из специфических закономерностей педагогического процесса в высшем учебном заведении — соответствие учебно-воспитательных воздействий субъектов обучения духовным потребностям и познавательным возможностям студентов.

Эта закономерность выявляет направленность действий всех субъектов педагогического процесса, стремление учесть внутренние силы студентов, в решении задач их социализации и профессиональной подготовки.

их деятельность, с одной стороны, должно максимально соответствовать задачам будущей профессиональной деятельности студентов, а с другой — индивидуальным и групповым особенностям людей, их индивидуальной и групповой деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученности и воспитанности «.

Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воспроизведение) процессов социализации и профессиональная подготовка студентов к условиям деятельности. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс отвечал особенностям современной экономики, а процесс подготовки студентов происходил с учетом их действий в информационном обществе.

Все закономерности педагогического процесса диалектически взаимосвязаны между собой. Это осложняет одновременно гармонизирует учебно-воспитательный процесс. Однако являясь в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления деятельности субъектов и объектов обучения и воспитания в высшем учебном заведении.

Если закономерности проявляют существенную связь между причиной и следствием, то принципы являются основными требованиями, определяющие общее направление педагогического процесса. Принципы педагогического процесса — система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

В современной педагогической теории и практике выделяют следующие основные принципы педагогического процесса:

■ принцип общественно-ценностной целевой направленности педагогического процесса — соответствие требованиям современного общества, единство с другими природными и общественным процессами;

■ принцип комплексности различных видов деятельности — поскольку в систему педагогического процесса входит несколько подсистем, в каждой из которых используют различные виды деятельности (а не только познавательную), то возникает органическая связь, комплекс всех возможных видов деятельности студента в высшем учебном заведении и за ним: учебно-познавательной, общественно-политической, трудовой, спортивной, свободного общения, художественной, бытовой деятельности. Поэтому и возникают многочисленные межпредметные связи, которые позволяют воспринимать мир во всем его разнообразии и единстве. Только такой подход обеспечит единство организации и результатов процессов воспитания и обучения;

■ принцип коллективного характера воспитания и обучения. Предусматривает использование всего позитивного потенциала студенческого коллектива в интересах личности, развивается. Последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы со студентами;

  • ■ принцип единства требовательности и уважения к личности; гуманизм, доверие;
  • ■ принцип сочетания педагогического руководства с организацией совместной деятельности, а также с проявлением самодеятельности, творчества и инициативы студентов в обучении и воспитании;
  • ■ принцип эстетизации студенческой жизни, создание положительного, эмоционально комфортной среды, развитие художественно-эстетического вкуса, познания красоты окружающего мира;
  • ■ принцип учета индивидуальных особенностей студента во всем педагогическом процессе и его подсистемах;
  • ■ принцип сознательности, активности, самодеятельности, креативности студентов в педагогическом процессе. Способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих личностей, предотвращает возникновение формализма, безынициативности, безразличия;
  • ■ принцип наглядности предполагает развитие аналитического мышления, умение достигать образного выявления различных технических и общественных проблем;
  • ■ принцип научности предполагает формирование и развитие у студентов научного мировоззрения, выработка умений и навичьк научного поиска, усвоение способов научной организации труда;
  • ■ принцип доступности учитывает уровень возможностей студентов и предотвращает их интеллектуальным, физическим, психологическим и моральным перегрузкой;
  • ■ принцип целеустремленности педагогического процесса способствует целевой направленности содержания, организации

обучения и воспитания, формирования целостного научного мировоззрения, эмоционально-волевой сферы, национального сознания и норм поведения студента. В реальном педагогическом процессе принципы реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, ни один из них нельзя задействовать обособленно.

Контрольные вопросы и задания:

Охарактеризуйте понятия «педагогический процесс». Раскройте сущность педагогического процесса как целостной системы.

Назовите основные задачи педагогического процесса в высшем учебном заведении.

Какие основные компоненты педагогического процесса? Охарактеризуйте их.

  1. Раскройте сущность понятия «педагогическое взаимодействие».
  2. Какие основные закономерности педагогического процесса?
  3. Опишите основные принципы педагогического процесса.
  4. Назовите пути демократизации и гуманизации педагогического процесса.

Источник: https://studbooks.net/4187/pedagogika/zakonomernosti_pedagogicheskogo_protsessa

Психология и педагогика. Курс лекций

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки.

Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.

Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура[41] – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними.

Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Компонентами педагогического процесса являются:

  • • цель и задачи;
  • • содержание;
  • • организация и управление им;
  • • методы осуществления;
  • • результаты.

Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников.

Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности.

На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.

Читайте также:  Психодиагностический процесс. этапы психологического исследования - справочник студента

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

  1. ? динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
  2. ? темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
  3. ? эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
  4. ~? продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;
  5. ? эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

? педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах[42].

Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.

Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А.

 Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности.

Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:

? принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;

? принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

? принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

? принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4.

Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7.

Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».[43]

  • При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:
  • – в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;
  • – самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;
  • – характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:

  1. • научность;
  2. • связь теории с практикой, практического опыта с наукой;
  3. • системность и последовательность в подготовке специалистов;
  4. • сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;
  5. • соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
  6. • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
  7. Психология bookap
  8. • доступность научных знаний;
  9. • прочность усвоения знаний.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl41.shtm

Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

• Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников

§ 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике

Педагогика, писал А.С.Макаренко, самая диалектическая нау­ка. Подтверждением тому является ярко выраженная противоре­чивость педагогического процесса, что является отражением диа­лектического закона единства и борьбы противоположностей.

Пе­дагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изме­нившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности.

В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные из­менения. Все интегративные личностные характеристики пред­ставляют собой результат постепенного накапливания, наращи­вания количественных изменений.

К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее ин­дивидуальный стиль деятельности, умения и навыки.

Целенаправ­ленные последовательные и планомерные педагогические воздей­ствия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени; в результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество про­является как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму от­рицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существен­ных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся.

Наглядным примером периодических диалектических снятий является переход от одного возрастного этапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятель­ности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия.

Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому — скачкообразный процесс с неизмен­ным возвращением назад, перерывами постепенности.

Действие механизма отрицания проявляется в процессе фор­мирования учебных навыков, когда на основе многократных по­вторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык, например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.

Научно обоснованное построение педагогического процесса требует обращения и к диалектическим категориям, выполняю­щим самостоятельные познавательно-преобразовательные функ­ции.

Так, категории «часть» и «целое» ориентируют на преодо­ление функционализма, учет того, что отдельные педагогические воздействия, разрозненные мероприятия не оказывают влияния на формирующуюся личность в целом.

Категории «общее», «осо­бенное» и «единичное» требуют соотношения общечеловеческо­го, национального и индивидуального в воспитании, формиро­вания общечеловеческих качеств и развития склонностей, способ­ностей и дарований личности, а также тщательного учета специ­фических условий функционирования той или иной педагогичес­кой системы.

Большое значение для организации и осуществления педаго­гического процесса имеет категория «мера». Прежде всего она вводит в педагогическую теорию и практику принцип оптималь­ности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воз­действий.

С категорией меры самым непосредственным образом связано явление педагогического такта.

За взаимосвязанными категориями «сущность» и «явление» стоит необходимость тща­тельного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности, с тем чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия.

Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего про­явления. Единство содержания и формы в педагогической прак­тике требует поиска адекватных форм реализации содержания тех или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразные мероприятия.

Категория «необходимость» приковывает внимание к поиску и четкому сле­дованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория «случай­ность».

Как случайные, неуправляемые воздействия отражаются на формировании личности? Какие способы и приемы их ней­трализации наиболее эффективны? Эти и подобные вопросы по­стоянно должны быть в поле зрения педагога.

Категория «случай­ность» проявляется и в феномене побочных результатов педаго­гических воздействий, и в явлении стохастичности педагогиче­ских влияний, в соответствии с которым одно и то же педагоги­ческое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному ис­следованию подверглись и специфические условия функциони­рования в педагогике категории «время». Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению.

Читайте также:  Государственное устройство современной россии - справочник студента

§ 2. Законы и закономерности педагогического процесса

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрас­тающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности.

Прежде все­го это обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ской деятельности уровнем развития производительных сил об­щества и соответствующих им производственных отношений и надстройки.

Уровень образования определяется не только требо­ваниями производства, но и интересами господствующих в обще­стве, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зави­сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, ги­гиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стра­не, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.

Объективной является зависимость воспитательных результа­тов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром.

Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятель­ности, в которую на том или ином этапе своего развития вклю­чается воспитанник.

Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического про­цесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогическо­го процесса большое значение имеет уяснение внутренних зако­номерных связей между функциональными компонентами.

Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процес­са закономерно обусловлено поставленными задачами.

Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса опреде­ляются содержанием и т.д.

§ 3. Понятие о принципах педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса находят свое кон­кретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в прин­ципах.

В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процес­са, таким образом, отражают основные требования к организа­ции педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса выводятся из закономер­ностей. В то же время они являются итогом научного осмысле­ния достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педа­гогами и воспитанниками.

Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, та­ких, как развивающий характер обучения, воспитывающий харак­тер обучения, единство обучения и воспитания.

Из обусловлен­ности педагогического процесса уровнем развития производитель­ных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью и практикой.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолирован­но, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целе­сообразно выделение двух групп принципов: организации педаго­гического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педа­гогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдель­ных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязатель­ности. Оно используется в зависимости от складывающейся кон­кретной педагогической ситуации.

§ 4. Принципы организации педагогического процесса

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необ­ходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспи­тательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтан­ного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной прак­тикой.

Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую на­правленность в формировании личности и предполагает соотне­сение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школь­ников с текущими событиями; широкого привлечения на заня­тия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полез­ную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участво­вать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источ­ником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения резуль­татов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Напри­мер, изучение тригонометрических зависимостей между сторона­ми и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организа­ции педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и фор­мирование социально ценных личностно-деловых качеств.

Одна­ко необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его со­циальное и интеллектуальное содержание, включенность в сис­тему общественно значимых отношений, организация и нравст­венная направленность.

Принцип научности является ведущим ориентиром при при­ведении содержания образования в соответствие с уровнем раз­вития науки и техники, с опытом, накопленным мировой циви­лизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги­ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на раз­витие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.

Этому способ­ствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитан­ников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литера­туру и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диалек­тических противоречия. Первое связано с тем, что знания нуж­но доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступ­ны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отноше­нии тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2571_chapter_16_Glava_11._Zakonomernosti_i_prinipyelostnogo_pedagogicheskogo_proessa.html

Общие закономерности педагогического процесса

1.  Общие закономерности педагогического процесса

Закономерности, принципы, методы, формы, материально-технические средства педагогического процесса определяются дидактикой. Дидактика – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения. [33, с. 394].

Педагогический процесс – это неразрывный синтез двух его сторон – учения и преподавания. Учение (в широком смысле) является одним из основных видов деятельности личности, наряду с трудом, общением, игрой. Учение (в узком смысле) – это целенаправленная деятельность обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков для последующего применения их на практике. [См.: 28, с. 299].

Но для успешного решения этих задач необходимо, чтобы учение было организовано и целенаправленно. Иначе получится так, как написал в «Евгении Онегине» А. С. Пушкин:

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…». [31, с.10].

Роль организатора, руководителя и исполнителя педагогического процесса отводится педагогу, а второй стороной педагогического процесса становится научение, чаще называемое преподаванием. Преподавание – это управление познавательной деятельностью обучаемых, в результате которой они овладевают знаниями, умениями и навыками. [См.: 16, с. 299].

При этом успех обучения, да и всего педагогического процесса, напрямую зависит от подготовленности и активности и обучающих, и обучаемых. Сегодня выделяют три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают.

Во-первых, успех учения зависит от того материала, который предлагается обучаемым – он должен быть понятным, интересным, усвояемым, имеющим практическое значение; это касается содержания, объема и глубины преподавания.

Во-вторых, эффективность и успешность обучения находятся в прямой зависимости от знаний, опыта, педагогического мастерства преподавательского состава.

В-третьих, результаты учебы не могут не зависеть от обучаемых, их индивидуальных психологических особенностей, отношения к учебе вообще и изучению данной дисциплины, в частности. Для оценки этого явления в педагогике и психологии применяется понятие обучаемости. Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук, восприимчивость к обучению. [См.: 16, с. 302].

  • Дело в том, что все психически здоровые юноши и девушки способны учиться, но конкретные условия жизни каждого обучаемого своеобразны и неповторимы, отсюда своеобразие и неповторимость системы интеллектуальных свойств, таких как: самостоятельность и гибкость мышления, характеристика памяти, волевые и эмоциональные качества.
  • Обучаемость не остается неизменной – она развивается и совершенствуется и в ходе обучения, и в ходе практической деятельности, и этот процесс должен активизироваться педагогом и руководителем.
  • Но педагог работает одновременно с целым коллективом (группой, классом, потоком), поэтому немаловажным фактором выступает состояние ученического коллектива: социально-психологический климат, сплоченность и ролевая структура.
  • Следовательно, даже самая образцовая организация педагогического процесса без учета человеческого, личностного фактора положительного результата не даст.
Читайте также:  Области выработки и выполнения стратегии - справочник студента

Каковы основные слагаемые педагогического процесса?

  1. 1)  формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;
  2. 2)  возбуждение интереса к изучению данной дисциплины;
  3. 3)  сообщение суммы знаний по предмету обучения;
  4. 4)  обучение умению учиться;
  5. 5)  выработка потребности и умений в самостоятельной работе;
  6. 6)  воспитание в процессе обучения.

Любая сознательная деятельность личности предполагает не столько механическое отражение окружающего, сколько его познание, усвоение, а это тесно увязывает ее с миром психических явлений, прежде всего – с психическими познавательными процессами. Это очень зримо проявляется в педагогическом процессе.

Если говорить о роли ощущений, то: если в повседневной жизни от 80 до 90 % получаемой внешней информации приходится на зрительные ощущения и около 8-9 % — на слуховые, то в учебном процессе практически все наоборот. Отсюда в преподавании важно максимально включать различные ощущения у обучаемых.

Повышение роли восприятия, представления, воображения в обучении достигается усилением осмысленности предлагаемого учебного материала, его опоры на прежние знания, яркостью и эмоциональностью изложения.

Из свойств внимания наибольшее значение для обучения имеют его объем и устойчивость. Поскольку объем внимания взрослого человека не превышает 4-6 объектов, в ходе учебного занятия не надо увлекаться демонстрацией сразу нескольких элементов наглядности.

Вместе с тем нельзя не учитывать того, что даже активное взаимодействие личности с окружающим не способно сохранить максимальную устойчивость внимания более 15-20 минут.

Отсюда педагогической необходимостью является оптимальное чередование положений теории с аргументами, иллюстрациями, элементами разрядки.

Основными процессами памяти (см. гл. III) являются запоминание, сохранение, воспроизведение.

Успешность запоминания зависит от логичности и последовательности изложения, связи материала с жизнью и прежними знаниями.

Для повышения прочности сохранения материала необходимо включение всех видов памяти: образной, словесно-логической, эмоциональной и двигательной. Это достигается яркостью, свежестью, эмоциональностью подачи материала.

В итоге создаются условия для относительно легкого, быстрого и полного воспроизведения полученных знаний.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1246-obshhie-zakonomernosti-pedagogicheskogo-processa.html

Закономерности обучения. Примеры общих и конкретных закономерностей

Как и всякая иная наука, педагогика имеет свои законы и закономерности. В частности, основными здесь являются закономерности  обучения. Данный термин можно охарактеризовать следующим образом: закономерности обучения – это те явления, принципы и взаимосвязь между ними, соблюдение которых ведет к достижению целей и задач обучения.

Закономерности обучения сами по себе глубоко неоднородны: прежде всего, ученые-педагоги подразделяют их на общие и частные. К первым относятся те, что охватывают всю дидактическую систему, а ко вторым – те, которые распространяются на отдельный (частный) объект дидактической системы (например, закономерности формирования навыков и умения устной речи).

Общие закономерности обучения

К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:

  • Закономерность цели, что проявляется в зависимости цели обучения от уровня развития той или иной науки и общества в целом, от социального заказа, от развития педагогики как науки.
  • Закономерность содержания: содержание (суть) обучения в целом зависит от социального заказа, возрастных и психологических особенностей обучающихся и материально-технической базы учебного заведения. Например, нельзя овладение синхронным переводом планировать как элемент учебного процесса, если в учебном заведении отсутствует необходимое для этого оборудование. Равно как и нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена.
  • Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества, в них нуждающегося. Поэтому данная закономерность зависит от продуктивности каждоо из предшествующих этапов обучения, характера форм и приемов работы в течение учебного процесса, времени, затраченного наизучение, уровень квалификационной подготовки педагога и мотивации к обучению самих учащихся.
  • Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки.
  • Закономерность стимулирования обучения – это зависимость результатов обучения от побуждающих к участию в нем стимулов. Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает, либо посредством работы по избранной специальности достичь экономической стабильности.
  • Закономерность управления – это зависимость его качества от характера обратной связи, форм и приемов педагогического контроля и качества руководства учебным заведением. Например, вопреки распространенному стереотипу наличие у ректора того или иного вуза весомых достижений в какой-либо области науки само по себе еще не говорит о нем как о грамотном руководителе или менеджере учебного заведения. Равно как и наличие отличной оценки, полученной студентом на экзамене, не всегда свидетельствует о качественном владении им всем изученным учебным материалом, поскольку экзамен по своей структуре затрагивает только какую-то отдельную его часть, нередко выносимую на экзамен методом случайной выборки (например, посредством получения студентом экзаменационного билета, вопросы в котором ему заранее не известны).

Конкретные закономерности обучения

Как и было отмечено выше, закономерности педагогической науки распространяются и на ее частные аспекты.

К таковым следует отнести аспекты овладения тем или иным сегментом учебного материала, например, закономерности овладения способностью к аудированию на изучаемом иностранном языке.

В то же время такие закономерности по своему характеру также разнообразны. Наиболее известны среди них следующие:

  • Дидактические закономерности,
  • Гноссеологические закономерности,
  • Кибернетические закономерности.

Дидактические закономерности обучения

Среди дидактических закономерностей, прежде всего, необходимо выделить следующие: результаты обучения в определенной мере прямо пропорциональны его продолжительности, а продуктивность овладения учебным материалом во многом обратно пропорциональна его сложности; результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости  от личной мотивации учащихся и понимания ими ценности данного материала и учебного процесса в целом.

Гноссеолоические закономерности обучения

Гноссеологические закономерности обучения (от греческого «гнозис» — «познание») предполагают зависимость результатов обучения уровню сформированности навыков учащихся к учебной деятельности и желания овладевать учебным материалом.

Еще одной подобной закономерностью является тот факт, что продуктивность обучения находится в прямой зависимости от объема практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также следует отметить, что и умственное развитие учащихся прямо пропорционально объему получаемых знаний.

И, наконец, еще одной гноссеологической закономерностью является наличие системы упражнений и заданий: изучаемый материал должен закрепляться в сознании и памяти учащихся, для чего существуют домашние задания, применяемые практически на всех этапах обучения.

Регулярность и качество их выполнения, а также характер неизменно влияют на уровень сформированности поставленных целью обучения навыков и умений.

Кибернетические закономерности обучения

Кибернетические закономерности обучения имеют непосредственное отношение не только к педагогической, но и к математической науке. В частности, одна из них гласит, что результативность обучения прямо пропорциональна частоте и объему педагогического контроля и обратной связи.

Другая кибернетическая закономерность обучения состоит в том, что частота педагогического контроля зависит от временной продолжительности обучения.

В немалой степени важна и третья кибернетическая закономерность обучения, которая предполагает прямую пропорциональную зависимость эффективности обучения от количества и качества учебного материала, а также психического и психологического состояния и возможностей учащихся как реципиентов учебного материала.

В данной статье нами были рассмотрены основные закономерности обучения, хотя очевидно, что в современной педагогической науке их намного больше, и их круг постоянно увеличивается, что во многом связано с динамическим развитием педагогики как науки.

Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/zakonomernosti-obucheniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector