Педагогический процесс в высшем учебном заведении — сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс На него влияют различные факторы — внутренние и внешние, объективные и субъективные, длительные и ситуативные. Поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и вида.
Высший уровень составляют общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и тому подобное. И, конечно, ему свойственны педагогические закономерности, которые комплексно обнаруживают важнейшие связи этого процесса.
Определяющее влияние на педагогический процесс в высшем учебном заведении имеют социально-экономические условия страны, политика государства, уровень развития образования, науки, техники, информационных систем, культуры. В условиях научно-технического прогресса и продолжает расти зависимость педагогического процесса в высшем учебном заведении от технического фактора, особенно информатизации.
Процесс формирования личности студента имеет целостный характер, то есть все функции, свойства и качества человека развиваются комплексно, образуя целостную систему. Указанная закономерность обуславливает органическое единство всех структурных компонентов педагогического процесса, комплексный подход ко всей учебно-воспитательной работы.
Ведущая роль в формировании личности студента принадлежит социальным условиям.
Однако формирование личности студента также обусловлено: зависимостью развития человека от характера и содержания деятельности; взаимообусловленностью внутренних психических факторов и внешних воздействий на человека; учетом возрастных и индивидуальных особенностей; характером взаимоотношений между людьми, духовной атмосферой, качеством учебно-воспитательной работы всех научно-педагогических работников.
Личность студента формируется в группе, коллективе. Группа (коллектив) является важным фактором воспитания и одновременно — сложным организмом.
Педагогическому процессу, как уже было отмечено, свойственные также специфические педагогические закономерности. Ведущей из них является единство воспитания (самовоспитания), обучения, образования (самообразования) {развития.
Например, единство процессов обучения и воспитания не значит, что они не имеют своих специфических особенностей.
Однако охарактеризовать эти различия достаточно трудно, потому что в реальном педагогическом процессе в высшем учебном заведении в первую очередь бросается в глаза их общность: процесс воспитания осуществляет функцию обучения, а процесс обучения невозможен без воспитания.
Вот почему, сравнивая эти процессы, надо обязательно опираться на очень важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.
Если сравнить основные функции обучения и воспитания, то прежде всего надо отметить, что они реализуются в единстве четырех основных функций — образовательной, воспитательной, формирующей и развивающей.
Но учитывая утверждение Л. С.
Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.
Процессы обучения и воспитания обусловливают общее развитие отдельного человека и группы. Обучение в основном влияет на интеллектуальную, а воспитание — на мотивационную и эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения предстает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания — в роли одного из факторов, стимулирующих обучение.
В воспитании чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса в высшем учебном заведении.
Одна из специфических закономерностей педагогического процесса в высшем учебном заведении — соответствие учебно-воспитательных воздействий субъектов обучения духовным потребностям и познавательным возможностям студентов.
Эта закономерность выявляет направленность действий всех субъектов педагогического процесса, стремление учесть внутренние силы студентов, в решении задач их социализации и профессиональной подготовки.
их деятельность, с одной стороны, должно максимально соответствовать задачам будущей профессиональной деятельности студентов, а с другой — индивидуальным и групповым особенностям людей, их индивидуальной и групповой деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученности и воспитанности «.
Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воспроизведение) процессов социализации и профессиональная подготовка студентов к условиям деятельности. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс отвечал особенностям современной экономики, а процесс подготовки студентов происходил с учетом их действий в информационном обществе.
Все закономерности педагогического процесса диалектически взаимосвязаны между собой. Это осложняет одновременно гармонизирует учебно-воспитательный процесс. Однако являясь в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления деятельности субъектов и объектов обучения и воспитания в высшем учебном заведении.
Если закономерности проявляют существенную связь между причиной и следствием, то принципы являются основными требованиями, определяющие общее направление педагогического процесса. Принципы педагогического процесса — система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.
В современной педагогической теории и практике выделяют следующие основные принципы педагогического процесса:
■ принцип общественно-ценностной целевой направленности педагогического процесса — соответствие требованиям современного общества, единство с другими природными и общественным процессами;
■ принцип комплексности различных видов деятельности — поскольку в систему педагогического процесса входит несколько подсистем, в каждой из которых используют различные виды деятельности (а не только познавательную), то возникает органическая связь, комплекс всех возможных видов деятельности студента в высшем учебном заведении и за ним: учебно-познавательной, общественно-политической, трудовой, спортивной, свободного общения, художественной, бытовой деятельности. Поэтому и возникают многочисленные межпредметные связи, которые позволяют воспринимать мир во всем его разнообразии и единстве. Только такой подход обеспечит единство организации и результатов процессов воспитания и обучения;
■ принцип коллективного характера воспитания и обучения. Предусматривает использование всего позитивного потенциала студенческого коллектива в интересах личности, развивается. Последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы со студентами;
- ■ принцип единства требовательности и уважения к личности; гуманизм, доверие;
- ■ принцип сочетания педагогического руководства с организацией совместной деятельности, а также с проявлением самодеятельности, творчества и инициативы студентов в обучении и воспитании;
- ■ принцип эстетизации студенческой жизни, создание положительного, эмоционально комфортной среды, развитие художественно-эстетического вкуса, познания красоты окружающего мира;
- ■ принцип учета индивидуальных особенностей студента во всем педагогическом процессе и его подсистемах;
- ■ принцип сознательности, активности, самодеятельности, креативности студентов в педагогическом процессе. Способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих личностей, предотвращает возникновение формализма, безынициативности, безразличия;
- ■ принцип наглядности предполагает развитие аналитического мышления, умение достигать образного выявления различных технических и общественных проблем;
- ■ принцип научности предполагает формирование и развитие у студентов научного мировоззрения, выработка умений и навичьк научного поиска, усвоение способов научной организации труда;
- ■ принцип доступности учитывает уровень возможностей студентов и предотвращает их интеллектуальным, физическим, психологическим и моральным перегрузкой;
- ■ принцип целеустремленности педагогического процесса способствует целевой направленности содержания, организации
обучения и воспитания, формирования целостного научного мировоззрения, эмоционально-волевой сферы, национального сознания и норм поведения студента. В реальном педагогическом процессе принципы реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, ни один из них нельзя задействовать обособленно.
Контрольные вопросы и задания:
Охарактеризуйте понятия «педагогический процесс». Раскройте сущность педагогического процесса как целостной системы.
Назовите основные задачи педагогического процесса в высшем учебном заведении.
Какие основные компоненты педагогического процесса? Охарактеризуйте их.
- Раскройте сущность понятия «педагогическое взаимодействие».
- Какие основные закономерности педагогического процесса?
- Опишите основные принципы педагогического процесса.
- Назовите пути демократизации и гуманизации педагогического процесса.
Источник: https://studbooks.net/4187/pedagogika/zakonomernosti_pedagogicheskogo_protsessa
Психология и педагогика. Курс лекций
Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки.
Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.
Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура[41] – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними.
Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса.
Компонентами педагогического процесса являются:
- • цель и задачи;
- • содержание;
- • организация и управление им;
- • методы осуществления;
- • результаты.
Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников.
Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности.
На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.
Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:
- ? динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
- ? темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
- ? эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
- ~? продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;
- ? эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
? педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах[42].
Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.
Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А.
Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.
Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.
Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности.
Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:
? принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;
? принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;
? принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;
? принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.
В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:
«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4.
Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7.
Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».[43]
- При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:
- – в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;
- – самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;
- – характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;
– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:
- • научность;
- • связь теории с практикой, практического опыта с наукой;
- • системность и последовательность в подготовке специалистов;
- • сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;
- • соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
- • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
- Психология bookap
- • доступность научных знаний;
- • прочность усвоения знаний.
Источник: https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl41.shtm
Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
• Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников
§ 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
Педагогика, писал А.С.Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического процесса, что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей.
Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изменившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности.
В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений.
К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки.
Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени; в результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование.
Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся.
Наглядным примером периодических диалектических снятий является переход от одного возрастного этапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятельности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия.
Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому — скачкообразный процесс с неизменным возвращением назад, перерывами постепенности.
Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык, например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.
Научно обоснованное построение педагогического процесса требует обращения и к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно-преобразовательные функции.
Так, категории «часть» и «целое» ориентируют на преодоление функционализма, учет того, что отдельные педагогические воздействия, разрозненные мероприятия не оказывают влияния на формирующуюся личность в целом.
Категории «общее», «особенное» и «единичное» требуют соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в воспитании, формирования общечеловеческих качеств и развития склонностей, способностей и дарований личности, а также тщательного учета специфических условий функционирования той или иной педагогической системы.
Большое значение для организации и осуществления педагогического процесса имеет категория «мера». Прежде всего она вводит в педагогическую теорию и практику принцип оптимальности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воздействий.
С категорией меры самым непосредственным образом связано явление педагогического такта.
За взаимосвязанными категориями «сущность» и «явление» стоит необходимость тщательного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности, с тем чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия.
Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего проявления. Единство содержания и формы в педагогической практике требует поиска адекватных форм реализации содержания тех или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразные мероприятия.
Категория «необходимость» приковывает внимание к поиску и четкому следованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория «случайность».
Как случайные, неуправляемые воздействия отражаются на формировании личности? Какие способы и приемы их нейтрализации наиболее эффективны? Эти и подобные вопросы постоянно должны быть в поле зрения педагога.
Категория «случайность» проявляется и в феномене побочных результатов педагогических воздействий, и в явлении стохастичности педагогических влияний, в соответствии с которым одно и то же педагогическое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному исследованию подверглись и специфические условия функционирования в педагогике категории «время». Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению.
§ 2. Законы и закономерности педагогического процесса
Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.
С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности.
Прежде всего это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки.
Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев.
Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.
Объективной является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром.
Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник.
Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.
Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами.
Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.
Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.
§ 3. Понятие о принципах педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками.
Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания.
Из обусловленности педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.
До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.
§ 4. Принципы организации педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой.
Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.
Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.
Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.
Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.
Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.
Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.
При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.
Источник: http://www.adhdportal.com/book_2571_chapter_16_Glava_11._Zakonomernosti_i_prinipyelostnogo_pedagogicheskogo_proessa.html
Общие закономерности педагогического процесса
1. Общие закономерности педагогического процесса
Закономерности, принципы, методы, формы, материально-технические средства педагогического процесса определяются дидактикой. Дидактика – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения. [33, с. 394].
Педагогический процесс – это неразрывный синтез двух его сторон – учения и преподавания. Учение (в широком смысле) является одним из основных видов деятельности личности, наряду с трудом, общением, игрой. Учение (в узком смысле) – это целенаправленная деятельность обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков для последующего применения их на практике. [См.: 28, с. 299].
Но для успешного решения этих задач необходимо, чтобы учение было организовано и целенаправленно. Иначе получится так, как написал в «Евгении Онегине» А. С. Пушкин:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…». [31, с.10].
Роль организатора, руководителя и исполнителя педагогического процесса отводится педагогу, а второй стороной педагогического процесса становится научение, чаще называемое преподаванием. Преподавание – это управление познавательной деятельностью обучаемых, в результате которой они овладевают знаниями, умениями и навыками. [См.: 16, с. 299].
При этом успех обучения, да и всего педагогического процесса, напрямую зависит от подготовленности и активности и обучающих, и обучаемых. Сегодня выделяют три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают.
Во-первых, успех учения зависит от того материала, который предлагается обучаемым – он должен быть понятным, интересным, усвояемым, имеющим практическое значение; это касается содержания, объема и глубины преподавания.
Во-вторых, эффективность и успешность обучения находятся в прямой зависимости от знаний, опыта, педагогического мастерства преподавательского состава.
В-третьих, результаты учебы не могут не зависеть от обучаемых, их индивидуальных психологических особенностей, отношения к учебе вообще и изучению данной дисциплины, в частности. Для оценки этого явления в педагогике и психологии применяется понятие обучаемости. Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук, восприимчивость к обучению. [См.: 16, с. 302].
- Дело в том, что все психически здоровые юноши и девушки способны учиться, но конкретные условия жизни каждого обучаемого своеобразны и неповторимы, отсюда своеобразие и неповторимость системы интеллектуальных свойств, таких как: самостоятельность и гибкость мышления, характеристика памяти, волевые и эмоциональные качества.
- Обучаемость не остается неизменной – она развивается и совершенствуется и в ходе обучения, и в ходе практической деятельности, и этот процесс должен активизироваться педагогом и руководителем.
- Но педагог работает одновременно с целым коллективом (группой, классом, потоком), поэтому немаловажным фактором выступает состояние ученического коллектива: социально-психологический климат, сплоченность и ролевая структура.
- Следовательно, даже самая образцовая организация педагогического процесса без учета человеческого, личностного фактора положительного результата не даст.
Каковы основные слагаемые педагогического процесса?
- 1) формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;
- 2) возбуждение интереса к изучению данной дисциплины;
- 3) сообщение суммы знаний по предмету обучения;
- 4) обучение умению учиться;
- 5) выработка потребности и умений в самостоятельной работе;
- 6) воспитание в процессе обучения.
Любая сознательная деятельность личности предполагает не столько механическое отражение окружающего, сколько его познание, усвоение, а это тесно увязывает ее с миром психических явлений, прежде всего – с психическими познавательными процессами. Это очень зримо проявляется в педагогическом процессе.
Если говорить о роли ощущений, то: если в повседневной жизни от 80 до 90 % получаемой внешней информации приходится на зрительные ощущения и около 8-9 % — на слуховые, то в учебном процессе практически все наоборот. Отсюда в преподавании важно максимально включать различные ощущения у обучаемых.
Повышение роли восприятия, представления, воображения в обучении достигается усилением осмысленности предлагаемого учебного материала, его опоры на прежние знания, яркостью и эмоциональностью изложения.
Из свойств внимания наибольшее значение для обучения имеют его объем и устойчивость. Поскольку объем внимания взрослого человека не превышает 4-6 объектов, в ходе учебного занятия не надо увлекаться демонстрацией сразу нескольких элементов наглядности.
Вместе с тем нельзя не учитывать того, что даже активное взаимодействие личности с окружающим не способно сохранить максимальную устойчивость внимания более 15-20 минут.
Отсюда педагогической необходимостью является оптимальное чередование положений теории с аргументами, иллюстрациями, элементами разрядки.
Основными процессами памяти (см. гл. III) являются запоминание, сохранение, воспроизведение.
Успешность запоминания зависит от логичности и последовательности изложения, связи материала с жизнью и прежними знаниями.
Для повышения прочности сохранения материала необходимо включение всех видов памяти: образной, словесно-логической, эмоциональной и двигательной. Это достигается яркостью, свежестью, эмоциональностью подачи материала.
В итоге создаются условия для относительно легкого, быстрого и полного воспроизведения полученных знаний.
Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1246-obshhie-zakonomernosti-pedagogicheskogo-processa.html
Закономерности обучения. Примеры общих и конкретных закономерностей
Как и всякая иная наука, педагогика имеет свои законы и закономерности. В частности, основными здесь являются закономерности обучения. Данный термин можно охарактеризовать следующим образом: закономерности обучения – это те явления, принципы и взаимосвязь между ними, соблюдение которых ведет к достижению целей и задач обучения.
Закономерности обучения сами по себе глубоко неоднородны: прежде всего, ученые-педагоги подразделяют их на общие и частные. К первым относятся те, что охватывают всю дидактическую систему, а ко вторым – те, которые распространяются на отдельный (частный) объект дидактической системы (например, закономерности формирования навыков и умения устной речи).
Общие закономерности обучения
К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:
- Закономерность цели, что проявляется в зависимости цели обучения от уровня развития той или иной науки и общества в целом, от социального заказа, от развития педагогики как науки.
- Закономерность содержания: содержание (суть) обучения в целом зависит от социального заказа, возрастных и психологических особенностей обучающихся и материально-технической базы учебного заведения. Например, нельзя овладение синхронным переводом планировать как элемент учебного процесса, если в учебном заведении отсутствует необходимое для этого оборудование. Равно как и нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена.
- Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества, в них нуждающегося. Поэтому данная закономерность зависит от продуктивности каждоо из предшествующих этапов обучения, характера форм и приемов работы в течение учебного процесса, времени, затраченного наизучение, уровень квалификационной подготовки педагога и мотивации к обучению самих учащихся.
- Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки.
- Закономерность стимулирования обучения – это зависимость результатов обучения от побуждающих к участию в нем стимулов. Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает, либо посредством работы по избранной специальности достичь экономической стабильности.
- Закономерность управления – это зависимость его качества от характера обратной связи, форм и приемов педагогического контроля и качества руководства учебным заведением. Например, вопреки распространенному стереотипу наличие у ректора того или иного вуза весомых достижений в какой-либо области науки само по себе еще не говорит о нем как о грамотном руководителе или менеджере учебного заведения. Равно как и наличие отличной оценки, полученной студентом на экзамене, не всегда свидетельствует о качественном владении им всем изученным учебным материалом, поскольку экзамен по своей структуре затрагивает только какую-то отдельную его часть, нередко выносимую на экзамен методом случайной выборки (например, посредством получения студентом экзаменационного билета, вопросы в котором ему заранее не известны).
Конкретные закономерности обучения
Как и было отмечено выше, закономерности педагогической науки распространяются и на ее частные аспекты.
К таковым следует отнести аспекты овладения тем или иным сегментом учебного материала, например, закономерности овладения способностью к аудированию на изучаемом иностранном языке.
В то же время такие закономерности по своему характеру также разнообразны. Наиболее известны среди них следующие:
- Дидактические закономерности,
- Гноссеологические закономерности,
- Кибернетические закономерности.
Дидактические закономерности обучения
Среди дидактических закономерностей, прежде всего, необходимо выделить следующие: результаты обучения в определенной мере прямо пропорциональны его продолжительности, а продуктивность овладения учебным материалом во многом обратно пропорциональна его сложности; результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от личной мотивации учащихся и понимания ими ценности данного материала и учебного процесса в целом.
Гноссеолоические закономерности обучения
Гноссеологические закономерности обучения (от греческого «гнозис» — «познание») предполагают зависимость результатов обучения уровню сформированности навыков учащихся к учебной деятельности и желания овладевать учебным материалом.
Еще одной подобной закономерностью является тот факт, что продуктивность обучения находится в прямой зависимости от объема практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также следует отметить, что и умственное развитие учащихся прямо пропорционально объему получаемых знаний.
И, наконец, еще одной гноссеологической закономерностью является наличие системы упражнений и заданий: изучаемый материал должен закрепляться в сознании и памяти учащихся, для чего существуют домашние задания, применяемые практически на всех этапах обучения.
Регулярность и качество их выполнения, а также характер неизменно влияют на уровень сформированности поставленных целью обучения навыков и умений.
Кибернетические закономерности обучения
Кибернетические закономерности обучения имеют непосредственное отношение не только к педагогической, но и к математической науке. В частности, одна из них гласит, что результативность обучения прямо пропорциональна частоте и объему педагогического контроля и обратной связи.
Другая кибернетическая закономерность обучения состоит в том, что частота педагогического контроля зависит от временной продолжительности обучения.
В немалой степени важна и третья кибернетическая закономерность обучения, которая предполагает прямую пропорциональную зависимость эффективности обучения от количества и качества учебного материала, а также психического и психологического состояния и возможностей учащихся как реципиентов учебного материала.
В данной статье нами были рассмотрены основные закономерности обучения, хотя очевидно, что в современной педагогической науке их намного больше, и их круг постоянно увеличивается, что во многом связано с динамическим развитием педагогики как науки.
Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/zakonomernosti-obucheniya/