Как было сказано выше, в самом общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации.
Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.
Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
- что организация делает и чего не делает;
- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления. Портер [5, c.222-223], существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.
Фирмы, реализующие такой тип стратегий, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции.
Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высоко специализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции.
Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая, фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в продукции определенного типа.
В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производства продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов.
Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность прежде на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
Источник: http://InfoManagement.ru/referat/141/13
Выработка и выполнение стратегии фирмы
Выбор стратегии — это главный момент всего стратегического управления. Ее выбор происходит после тщательного анализа всех внешних опасностей и новых возможностей, приведя с их учетом в соответствие всю внутреннюю структуру предприятия.
Определить стратегию — значит принять решение по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, какое направление развития принять, какое место занимать на рынке.
«Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы ограничивают стратегические действия компании, которые она могла или должна предпринять» [30. с. 89].
- Процесс выбора можно разделить на три стадии:
- · разработка (создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей, успех определяет разработка возможно большего числа альтернативных стратегий). Процесс выработки стратегии — совокупность последовательных мероприятий по формированию целей и действий организации с учетом динамичной, изменчивой и неопределенной среды для оптимального использования существующего потенциала и обеспечения восприимчивости к внешним требованиям»;
- · доводка, выбор (стратегии дорабатываются до уровня, соответствующего целям организации, формируется общая стратегия);
- · оценка (рассматриваются варианты в рамках выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей).
- На определение стратегии влияет множество различных факторов. Рассмотрим основные ключевые факторы, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии:
- Привлекательность отрасли и позиция фирмы в этой отрасли.
Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста, т.е. стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидерством.
Если отрасль бурно развивается, то ставку нужно делать на стратегию концентрированного или интегрированного роста.
К примеру, журнал «Эксперт» в рубрике «Передел собственности» приводит подобный факт, как мощная структура «Газпром» в нелегкой борьбе пытается приобрести в собственность Томский нефтехимический комбинат.
Причина: «И мировая, и российская практика показывают, что наиболее эффективно работают вертикально-интегрированные компании: добыча сырья и глубинная переработка. Так получается наиболее эффективно и с точки зрения налоговой нагрузки, и с точки зрения издержек производства, и с точки зрения эффективности продаж».
Если же отрасль в упадке, то стоит остановить выбор на стратегии диверсификации. Слабые фирмы должны выбирать стратегии, которые могут привести к увеличению их силы, либо при отсутствии таковых покинуть данную отрасль.
В случае значительного усиления конкуренции, компания обязана предпринять меры по защите своих позиций. Такими действиями могут быть активное наступление на конкурентов, изменения в политике «Цена — стоимость — прибыль», внедрение новых технологий.
В зависимости от динамики роста рынка на продукцию (роста отрасли) и конкурентной позиции фирмы, Томпсон и Стрикланд предложили матрицу выбора стратегии, представленную на рисунке 2.
Состояние внешнего окружения и степень зависимости от внешней среды.
Внешняя зависимость, в ряде случаев, может играть наибольшую роль в выборе стратегии фирмы, по сравнению с остальными факторами. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена правовым регулированием, условиями взаимодействия с природной средой, состояние экономики в стране и за рубежом и т.п.
Характер целей.
Какие цели ставит предприятие? Какими ценностями руководствуется при принятии решений? Ответ на эти вопросы определяет уникальность и оригинальность выбора стратегии применительно к каждой конкретной фирме.
Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения высшего руководства.
На решения менеджеров часто влияют собственные взгляды на то, какими способами конкурировать, какое положение должна занимать фирма и какой имидж ей следует иметь. Иногда это влияние на стратегию происходит просто подсознательно. Профессор Эндрюс объяснил влияние личностных факторов на стратегию так: «Людям приходится вкладывать свое сердце в ее построение».
Внутренняя структура организации, сильные и слабые стороны организации и конкурентные возможности.
Критерием выбора альтернатив стратегий должно быть то, что компанией делается особенно хорошо. Не следует строить стратегии на основе не знакомых или малознакомых видов деятельности.
Стратегия компании должна базироваться на том, что она хорошо делает (т.е. на организационной силе и конкурентных возможностях). Большая опасность для успеха стратегии — ориентироваться на то, что компания не так хорошо выполняет (т.
е. на организационную и конкурентную слабость).
Рис. 2. Матрица Томпсона и Стрикланда
При выработке стратегии необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные результаты предыдущих стратегий.
К тому же в связи с переходом к новым стратегиям невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств.
Поэтому необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно могут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий.
Временной фактор.
Фирма не в любой момент и не в любые сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появится возможность для этого. Та фирма, которая лучше научилась учитывать время и соответственно лучше умеет управлять процессами во времени, очень часто добивается успеха в осуществлении стратегии и, следовательно, успеха в конкурентной борьбе.
Исходя из указанного множества факторов, вырабатывают несколько стратегических направлений, из которых и делают окончательный выбор. Каждая стратегическая альтернатива представляет организации разные возможности и имеет разные затраты и результаты.
Начальным этапом в разработке стратегических альтернатив — является стратегическая сегментация. При ее применении делается анализ, предполагающий изучение внешнего окружения фирмы на предмет вероятных опасностей и открытия новых возможностей.
Объектом такого анализа является стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент внешнего окружения, в котором организация работает или желает получить выход. Из общего набора стратегических зон хозяйствования выбирается достаточно узкий круг, обеспечивающий максимально выгодные условия.
Стратегическая сегментация внешнего окружения не ограничивается выбором соответствующих сегментов рынка. Успех организации зависит не только от рынка сбыта, но и от следующих понятий:
· зона стратегических интересов (альтернативные источники снабжения стратегическими ресурсами);
· группа стратегического влияния (государственные институты, общества, профсоюзы, ассоциации клиентов).
Таким образом, определение в стратегии — центральный момент стратегического планирования. Все многообразие стратегии, которое организации используют в реальной жизни, является различными модификациями нескольких базовых стратегий.
Моментом окончательно завершающим выбор стратегии является анализ и оценка альтернативных вариантов. Необходимо выбрать такую стратегию, которая решала бы не сиюминутные задачи, а обеспечивало бы максимально эффективную работу организации в будущем.
Выбранный способ стратегии должен быть тщательно исследован и изучен, то есть, учтены все имеющиеся факторы.
Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководителя и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения.
Источник: https://studbooks.net/1177342/menedzhment/vyrabotka_vypolnenie_strategii_firmy
Области выработки и выполнения стратегии
Понятие
Эᴛο понимание стратегии справедливо лишь при рассмотрении на верхнем управленческом уровне организацииВажно сказать, что для низшᴇᴦο уровня иерархии стратегия высшᴇᴦο уровня становится целью, хотя в то время более высокого уровня она была средством, например, стратегия рыночного поведения, разработанная фирмы в целом, маркетинговых служб даннои̌ фирмы выступит в виде целевой установки.
Эᴛο означает, что стратегия концентрирует внимание на следующем:
- что делает и чᴇᴦο не делает организация;
- что более и что менее важно в деятельности, осуществляемой организацией.
Области выработки стратегии
По мнению одного ᴎɜ ведущих теоретиков в сфере стратегического менеджмента М. Портера, существуют несколько основных областей выработки стратегии рыночного поведения фирмы.
Первую область связывают с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии связывают с компания получает наиболее низкие издержки производства и реализации своᴇᴦο товара. В результате чᴇᴦο за счет более низких цен на аналогичные товары она может завоевать большую рыночную долю. Фирмы, которые реализуют ϶тот тип стратегии, должны иметь отлаженную организацию снабжения и производства, систему распределения продукции, так как чтобы добиться наименьших издержек, на самом высоком уровне должно осуществляться всœе с себестоимостью продукции связано. При даннои̌ стратегии маркетинг не должен быть высоко развитым.
Третья область определения стратегии связана с фиксацией конкретного рыночного сегмента и концентрации усилий фирмы на определенном сегменте рынка.
В таком случае фирма может показывать стремления работать на всœем рынке, а работает лишь на ᴇᴦο четко ограниченном сегменте, выясняя досконально потребности рынка некоторого типа продукции.
В ϶том случае фирма обычно стремится к сокращению издержек или проводит политику специализации на производстве продукта. Возможно совмещение данных двух подходов.
Отметим, что обязательное условие проведения стратегии третьᴇᴦο вида — ϶то фирма должна свою деятельность строить, прежде всœᴇᴦο на анализе потребностей клиентов некоторого рыночного сегмента, т.е. в своих намерениях должна исходить не вообще ᴎɜ потребностей рынка, а ᴎɜ потребностей вполне конкретных клиентов.
Этапы выработки стратегии фирмы
Шаги определения стратегии представляют собой уяснение текущей стратегии, осуществление анализа продуктового портфеля, выбор стратегии фирмы и оценка стратегии, которая выбрана. Рассмотрим этапы выработки стратегии фирмы подробнее:
- Уяснение текущей стратегии состоит в четком представлении реального состояния фирмы, чᴇᴦο производится оценка ряда внешних и внутренних факторов:
- размах и диверсифицированность деятельности и уровень разнообразия производимой продукции;
- общая природа недавних приобретений и продаж фирмы своей собственности;
- структура и направление деятельности фирмы за недавний период;
- возможности, на которые фирма была ориентирована в недавнее время;
- отношение к угрозам извне.
- цель фирмы;
- сложившаяся структура затрат по производимой продукции и критерии при распределении ресурсов;
- отношение к рискам как со стороны руководителей, так и в соответствии с реальнои̌ политикой;
- степень и уровень концентрации усилий фирмы в сфере НИОКР;
- стратегия функциональных сфер (производство, маркетинг, кадры, финансы, научные разработки и исследования).
- Выбор организационных уровней проведения анализа продуктового портфеля.
- Фиксация стратегических единиц бизнеса, того чтобы их использовать при позицировании в матрицах анализа продуктового портфеля продукции.
- Понятие характеристик матриц анализа продуктового портфеля с целью, получения ясности в отношении сбора необходимой информации, а так определения переменных, по которым анализ портфеля будет проводиться.
- Для оценки силы бизнеса могут использоваться такие переменные, как доля рынка, относительная доля рынка по отношению к ведущей марке, рост доли рынка, лидерство по качеству, издержки и прибыльность по отношению к лидеру.
- Сбор и анализ данных по таким направлениям, как: привлекательность отрасли с позиции наличия у отрасли позитивных и негативных аспектов, характера и уровня риска; конкурентная позиция фирмы; возможности и угрозы фирмы; трудовые ресурсы.
- Построение и анализ матриц продуктового портфеля с целью получения данных о текущем состоянии продуктового портфеля фирмы, на основе которого руководителем могут быть сделаны прогнозы в будущᴇᴦο состояния матриц и по поводу ожидаемого продуктового портфеля фирмы.
- Выяснение ключевых характеристик прогнозируемого состояния продуктового портфеля: достаточное ли количество бизнеса в привлекательнои̌ отрасли; порож ли портфель вопросы и неясности; имеется ли достаточно “денежных коров” того, чтобы растить “звезды” и финансировать “диких кошек”; ли портфель поступление прибыли; уязвим ли портфель в случае негативных тенденций.
Области проведения стратегических изменений
Стратегические изменения определяются объективными тенденциями, которые характеризуют перспективу и самоцелью не являются: стабильность бизнеса значит правильный выбор стратегии, а подобные ситуации являются объектом управления, но при ϶том предметом развития не являются. К причинам, формирующим актуальность изменений относят: разрыв роста, ʼʼперелет при запускеʼʼ или прорывы в отрасли.
Выделяют четыре области проведения стратегических изменений:
- перестройка – ϶то существенное изменение организации, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ затрагивает её миссию и культуру. Изменения могут возникать, когда организация изменяет продукт, отрасль, положение на рынке;
- преобразование проводится в том случае, если организация отрасли не меняет, но в ней при ϶том происходят радикальные изменения (например, слияние с похожей организацией);
- умеренное преобразование осуществляется при выходе на рынок с новым товаром. Изменения могут касаться производственного процесса или маркетинга;
- обычные изменения связаны с проведением преобразований в сфере маркетинга с целью поддержания интереса к товару.
Важно заметить, что каждая ᴎɜ представленных областей изменений может означать переход объекта ᴎɜ одного состояния в другое. Существует так несколько отраслей стратегических изменений. Среди них: информирование и мотивация сотрудников, стиль менеджмента, базовые ценности корпоративнои̌ культуры, организационная структура, ресурсное обеспечение, компетенция и навыки персонала.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6720_oblasti_vyrabotki_i_vypolneniya_strategii
Процесс выработки стратегии, основные этапы
Процесс выработки стратегии — совокупность последовательных мероприятий по формулированию целей и действий организации с учетом динамичной, изменчивой и неопределенной среды для оптимального использования существующего потенциала и обеспечения восприимчивости к внешним требованиями. [1, с. 29]
Стратегии, единой для всех компаний, не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих других факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии и осуществления стратегического управления. К ним относится процесс стратегического управления. [19]
- Стратегическое управление на предприятии должно представлять ряд последовательных взаимосвязанных этапов, каждый из которых использует в качестве основы для принятия решений результаты предыдущего.
- Стратегический менеджмент включает в себя следующие этапы:
- стратегический анализ;
- формирование стратегии и стратегический выбор;
- реализация стратегии;
оценка и контроль реализации стратегии. [7, с. 40]
Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.
Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма.
Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а следовательно, необходимо определить к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем.
Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах): экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии. [5, с. 12]
Формирование стратегии — процесс определения миссии и целей организации (долгосрочных и краткосрочных), а также выбора стратегии достижения этих целей.
Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.
Реализация стратегии — процесс, в котором стратегия преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и процедур, а также это — процесс проведения стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Реализация выбранной стратегии предусматривает корректировку двух предыдущих этапов.
Деятельность руководства направлена на модернизацию (при необходимости) системы управления, приведение в соответствие со стратегическими целями организационной структуры фирмы, выделение необходимых ресурсов, а также на подготовку персонала.
Другими словами, стратегический менеджмент формируется таким образом, чтобы помочь руководству организации предвидеть тенденции развития бизнеса, отслеживать внешние влияния.
К числу стратегических решений на данном этапе можно отнести: реконструкцию предприятия, внедрение новой продукции и технологии, организационные изменения правовой формы предприятия, структуры производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.
Оценка и контроль реализации стратегии — обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. [10, с. 36]
- Стратегическому менеджменту присущ также свой алгоритм:
- что надо делать (концептуальный аспект, формирование генеральной цели);
- как надо делать (технологический аспект);
- с использованием каких средств (ресурсный аспект);
- в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект);
- кто будет делать (кадровый аспект);
- какой должна быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).
В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии фирмы. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в настоящее время отдается предпочтение открыто сформулированной стратегии, то есть она должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников. [3, с. 42]
Таким образом, процесс стратегического управления включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
Деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. [11, с. 67]
Источник: https://studwood.ru/1112044/menedzhment/protsess_vyrabotki_strategii_osnovnye_etapy
Рабочая программа по дисциплине "Стратегия трудоустройства"
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
- «ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Учебной дисциплины Стратегия трудоустройства
Для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
- 2015 г.
- Рассмотрено на заседании кафедры
- Экономического направления
- Протокол № _______
- от _________ 20____г. __________________
- УТВЕРЖДАЮ:
- Начальник управления
- производственного обучения
- ________ 20_____г. _____________
- СОГЛАСОВАНО:
- Заведующий учебной частью от _____ 20____г. _______
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
Разработчик: Доможирова Наталья Владимировна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
6
8
- 10
- 1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Стратегия трудоустройства
- 1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки кадров по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, в сфере службы занятости населения, в центрах профориентации молодежи и психологической поддержки населения.
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
- 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- уметь:
- — определять личные и профессиональные цели, склонности, способности;
- — строить индивидуальный план профессиональной карьеры;
- — анализировать современную ситуацию на рынке труда;
- — составлять резюме;
- — произвести хорошее впечатление на работодателя;
- — оформлять документы при трудоустройстве.
- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
- знать:
- — способы построения карьерной стратегии;
- — требования работодателя к специалистам;
- — перспективные профессии на рынке труда;
- — источники информации о вакансиях;
- — виды и правила самопрезентации;
- — правила делового этикета;
- — виды и типы собеседований;
- — содержание Трудового кодекса, трудового договора;
- — виды испытаний при приеме на работу;
- — правила поведения в коллективе.
- Результаты освоения учебной дисциплины
- OK 1.
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3.
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6.
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7.
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9.
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося — 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.
- 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- Вид учебной работы
- Объем часов
- Максимальная учебная нагрузка (всего)
- 72
- Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
- 48
- в том числе:
- практические занятия
- 14
- аудиторные занятия
- 34
- Самостоятельная работа обучающегося (всего)
- 24
- в том числе:
Подготовка и написание творческих работ студентов (рефератов, докладов и т. п.), подготовка устных сообщений, создание проектов, презентаций, работа с периодической печатью, посещение организаций и др.
24
Итоговая аттестация — в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
- Наименование разделов и тем
- Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
- Объем часов
- Уровень освоения
- Коды формируемых компетенций
- 1
- 2
- 3
- 4
- Раздел 1.
Введение. Планирование карьеры.
- 12
- Тема 1.1
- Введение. Карьера и карьерная стратегия
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Цели, задачи дисциплины. Методы и формы обучения. Мотивация. Планирование карьеры. Осознание собственных профессиональных целей. Определение профессиональных склонностей. Оценка способностей. Умения формулировать требования к рабочему месту. Изучение требований работодателя к специалистам. Способы построения карьерной стратегии и карьерного проекта.
- Тема 1.2
- План профессиональной карьеры
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Планирование карьеры и делового успеха. Основания карьеры и самоанализ. План профессиональной карьеры.
Практическое занятие №1. Построение индивидуального плана профессиональной карьеры.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Экспресс-диагностика профкомпетентности собственными глазами.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Раздел 2.
- Рынок труда.
- 6
- Тема 2.1
- Анализ ситуации на рынке труда
- Содержание учебного материала
- 2
- 2
- ОК 1-9
Анализ ситуации на рынке труда (российском и местном). Спрос и предложение на рынке труда. Положение молодежи на рынке труда. Причины отказа работодателя молодым людям в трудоустройстве. Социально-профессиональный портрет молодого безработного.
Практическое занятие №2. Анализ ситуации на рынке труда.
- 2
- 2
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Составить психологический портрет успешного человека на рынке труда.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Раздел 3.
- Технологии трудоустройства.
- 44
- Тема 3.1
- План поиска работы
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Составление плана поиска работы. Источники информации о вакансиях. Каналы поиска работы. Поисковые и рекомендательные письма. Создание банка рабочих мест.
Практическое занятие №3. Создание «образа» будущей работы.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Составить список возможных каналов поиска работы.
- 4
- 3
- ОК 1-9
- Тема 3.2
- Виды и правила самопрезентации
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Виды и правила самопрезентации Резюме. Подготовка и оформление. Структура и виды. Роль резюме при поиске работы. Типичные ошибки при составлении резюме. Анализ резюме с позиций кадровой службы работодателя.
Практическая работа №4. Составление резюме.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся: Посещение организаций с целью самопрезентации.
- 4
- 3
- ОК 1-9
- Тема 3.3
- Деловой этикет
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Деловой этикет. Имидж соискателя. Подготовка к собеседованию.
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Разработать рекомендации для создания личного делового имиджа.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Тема 3.4 Телефонные переговоры
- Содержание учебного материала
Поисковые звонки. Преимущества телефонных переговоров. Правила ведения телефонных переговоров. Анализ телефонных переговоров.
- 2
- 2
- ОК 1-9
Практическая работа №5. Телефонный разговор (тренинг).
- 2
- 2
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Отработка навыков телефонного общения.
- 4
- 3
- ОК 1-9
- Тема 3.5 Собеседование с работодателем
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Межличностное взаимодействие в процессе поиска работы. Способы эффективной коммуникации. Подготовка к интервью с работодателем. Самопрезентация соискателя. Собеседование с работодателем. Типичные вопросы работодателя. Техника завершения переговоров. Обратная связь, самооценка результатов собеседования, самокоррекция.
Практическое занятие №6. Собеседование с работодателем (тренинг).
- 2
- 2
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Разработать приемы эффективного общения соискателя с работодателем.
- 4
- 3
- ОК 1-9
- Раздел 4.
- Правовые и психологические аспекты трудоустройства.
- 10
- Тема 4.1
- Порядок приема на работу
- Содержание учебного материала
- 4
- 2
- ОК 1-9
Трудовой кодекс. Порядок приема на работу. Оформление документов при трудоустройстве. Трудовой договор (контракт). Согласование условий. Испытательный срок.
- Тема 4.2 Психологическая адаптация на новом рабочем месте
- Содержание учебного материала
- 2
- 2
- ОК 1-9
Социальная, профессиональная и психологическая адаптация на новом рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление. Правила поведения в коллективе.
Практическое занятие №7. «Мой первый рабочий день».
- 2
- 2
- ОК 1-9
- Самостоятельная работа обучающихся:
- Подготовить рекомендации для быстрого вхождения в коллектив.
- 2
- 3
- ОК 1-9
- Всего:
- 72
- Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- В программе курсивом выделен материал, который при изучении контролю не подлежит.
3. условия реализации программы дисциплины
- 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- Реализация программы дисциплины требует наличия:
- — учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
- — библиотеки и читального зала с выходом в сеть Интернет.
- Оборудование учебного кабинета:
- — посадочные места по количеству обучающихся;
- — рабочее место преподавателя;
- — электронно-методический комплекс по дисциплине;
- -таблицы, демонстрационные чертежные инструменты, модели пространственных тел
- Технические средства обучения:
- — персональный компьютер;
- — мультимедиа проектор;
- — экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Список рекомендуемых источников:
- Основные источники:
-
Корягин А.М. Технология поиска работы и трудоустройства: Учебное пособие.- М.: Академия, 2013 – 112с.
-
Резник С.Д.Технологии обучения профессиональной карьеры: Учебное пособие-3-е изд., перераб. и доп.-М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
Интернет – ресурсы:
5. http:// www.nnov.Job.ru/
6. http://www. megar. ru /effective/
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тренингов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
- Результаты обучения
- (освоенные умения, усвоенные знания)
- Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- Умения:
- — определять личные и профессиональные цели, склонности, способности
- -строить индивидуальный план профессиональной карьеры
- — анализировать современную ситуацию на рынке труда
- — составлять резюме
- -произвести хорошее впечатление на работодателя
- — оформлять документы при трудоустройстве
- Знания:
- — способы построения карьерной стратегии
- — требования работодателя к специалистам
- — перспективные профессии на рынке труда
- — источники информации о вакансиях
- — виды и правила самопрезентации
- — правила делового этикета
- — виды и типы собеседований
- -содержание Трудового кодекса, трудового договора
- — виды испытаний при приеме на работу
- — правила поведения в коллективе
- выполнение практических заданий, ,
- подготовка устных сообщений; защита рефератов; тренинг
- Итоговая аттестация
- Дифференцированный зачет
Источник: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-discipline-strategiya-trudoustroystva-781836.html