Непрерывное образование — справочник студента

Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.

Образование и трудоустройство в России. Наши дни

Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:

Непрерывное образование - Справочник студента Вакансии дня в Москве

В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.

Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.

Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.

Непрерывное образование - Справочник студента Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него

И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.

Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.

Теория вероятности в обычной жизни: можно ли применить ее без погрешностей?

А что ждет в будущем?

Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.

Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.

Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.

Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.

Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.

На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.

Непрерывное образование - Справочник студента Единственный в своем роде

Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.

Какой же выход из ситуации?

Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.

Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.

Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.

Три вида образования

1. Педагогика

Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика.

Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает.

Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!

Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.

Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.

Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.

Как обучать детей сегодня: Вредные советы для тех, кто уже вырос!

2. Андрагогика

В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.

Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.

Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.

Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.

3. Эвтагогика

В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!

С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!

Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.

При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания…

Преимущества непрерывного образования

  1. Постоянное поддержание высокого уровня образованности. Узнавая каждый день новое, вы легко отслеживаете тренды в различных сферах деятельности и то, что потеряло свою практическую ценность.
  2. Необходимость постижения смежных областей знаний.

    Занимаетесь интернет-маркетингом? Вы с удовольствием начнете подтягивать уровень владения английским языком, понимание психологии и рекламного дела.

  3. Знакомство с профессионалами своего дела в различных областях. Это лекторы-преподаватели, коллеги и чем черт не шутит – будущие работодатели!
  4. Развитие личностных аспектов.

    В ходе непрерывного обучения вы тренируете память способность находить, обрабатывать и усваивать гигантские объемы информации.

  5. Адаптация к грядущим изменениям на рынке труда. Все просто: ваш багаж знаний позволит работать там, где все рабочие места заняты роботами. Шутка это или нет, вы решите сами.

    Главное – учитесь всему, что может пригодиться.

Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.

Сложности непрерывного образования

  1. Высокая ответственность. Об этом мы уже говорили. От ученика требуется умение учиться, самостоятельно себя мотивировать, выполнять огромный объем самостоятельной работы, контролировать свои знания, строить эффективную программу получения знаний.

    Это требует железного стержня, а у каждого ли он есть?

  2. Сложности в практическом применении. При самостоятельном обучении у учеников часто возникает иллюзия собственной компетентности. Им кажется, что они овладели навыками и могут их применить, но на практике оказывается, что это не так.

    Любые курсы, даже законченные с отличием – лишь начало. Постоянная практика, а не корочка об окончании обучения, делает из студента высокооплачиваемого профессионала.

  3. Нехватка общения. Самостоятельное обучение не учит командной работе. Кроме того, ученики не могут сравнивать себя с другими и оценивать свой уровень на их фоне.

    Это приводит либо к неадекватно высокой, либо к неадекватно низкой самооценке. Опять же – спуститься с небес на землю и работать командой поможет практика.

  4. Финансы. Как минимум нужно платить за интернет, чтобы постоянно быть в курсе о новых материалах и искать то, что уже есть по интересующим темам.

    А если уж вы решите углубиться и начать покупать книги (бумажные или электронные), и тем более пойти учиться на курсы (опять же онлайн или офлайн), будьте готовы к тому, что это стоит денег, подчас немалых.

  5. Множество недобросовестных «учителей».

    Увы, рынок наполнили псевдогуру, которые «впаривают» дешевку под видом качественных курсов и материалов. Распознать их просто: читайте отзывы, изучайте информацию о лекторах и программу курсов. У хороших учителей все расписано максимально прозрачно и детально.

Почему учиться тяжелее, чем кажется

В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.

Непрерывное образование - Справочник студента Побольше бы таких продавцов-кассиров!

На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.

Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.

Современные ученые – о способности мозга к обучению и переобучению

Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?

И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием

Государство может помочь?

Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.

У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.

Так, например, делается в Сингапуре. С 2016 года каждый сингапурец старше 25 лет ежегодно получает около $345 на обучение. Эти деньги можно потратить на один из 500 курсов, в том числе очных и проводимых через интернет.

Там многие программы рассчитаны на тех, кому не хватает базовых умений: школьных знаний, компьютерной грамотности, иностранных языков.

Каждому участнику программы доступны статистические отчеты и прогнозы по самым востребованным навыкам.

Непрерывное образование - Справочник студента Сын сингапурской подруги уже учится, а ты?

Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.

Так что же делать?

Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:

  1. Железная дисциплина и феноменальная усидчивость. Все просто: либо вы подчиняете себя цели непрерывно учиться, либо непрерывно смотрите сериалы на диване.
  2. Желание развиваться. Если человеку мало что нужно, если он живет по принципу “и та-а-ак сойдет!”, ни о каком непрерывном образовании не может быть и речи. Даже если такой ленивец и купит случайно курс – вряд ли доведет дело до конца.
  3. Взаимодействие с семьей, друзьями и коллегами. Добивайтесь активной поддержки: не просто «у тебя получится», а выделение денег на учебу из семейного бюджета, поход на те же курсы с друзьями (часто за это дают скидки) и корпоративное обучение.
  4. Способность расставлять приоритеты. Обучение или его альтернатива: траты на ненужные вещи, пивные посиделки и разговоры в курилке в обеденный перерыв? Каждый решает сам, чем он будет непрерывно заниматься.
  5. Оптимизм и реализм учащегося. Объясняем: оптимистично настроенный человек не станет бросать учиться, если чего-то не понимает, а реалистично настроенный сможет переключиться на другой род деятельности вместо того, чтобы заниматься бесполезной для себя учебой.

Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.

Источник: https://teachline.ru/blog/nepreryvnoe-obrazovanie-chto-eto-i-otkuda-ono-vzyalos/

Непрерывное медицинское образование (система НМО)

Непрерывное медицинское образование (система НМО) – является ключевым этапом на пути повышения квалификации медицинских работников, а также качества оказания медицинских услуг.

На законодательном уровне в России была изменена процедура доступа в профессию для медицинских работников и фармацевтов.

До 1 января 2016 года схема квалификационного обучения для работников сферы здравоохранения выглядела следующим образом:

  1. Окончание ВУЗа с обязательным прохождением практики интерна/ординатора. Сертификация с последующим доступом к профессиональным обязанностям на 5 лет.
  2. Обязательные квалификационные курсы для допуска к дальнейшей практике (в течение этой пятилетнего цикла).

При этом сохранялась возможность переквалификации после прохождения соответствующей процедуры переподготовки медицинского работника.

Обновленное обучение медицинских работников

Начиная с указанной даты подготовительный процесс именуется аккредитацией специалиста, а весь процесс подготовки получил название непрерывного медицинского образования. Адаптация к системе НМО в здравоохранении осуществляется в рамках Федерального проекта сроком до 31 декабря 2025 года.

При этом выделяется три основных этапа реализации программы:

  1. В течение 2016 года подготовку в рамках проекта прошли выпускники ВУЗов, которые получили документы о высшем образовании на уровне специалиста по направлениям подготовки «Стоматология» и «Фармация».
  2. За 2017 год подготовку прошли новоиспеченные работники сферы здравоохранения, вышедшие из ВУЗов с дипломами по другим направлениям.
  3. На 2018 год разработан план, предполагающий работу с выпускниками ординатуры, бакалаврами и магистрами медицинских образовательных учреждений, получателями среднего медицинского образования, лицами, прошедшими профессиональную переподготовку, а также с зарубежными студентами. Детальный список участников НМО можно найти на официальном портале государственной программы (http://edu.rosminzdrav.ru).

Непрерывное образование - Справочник студента

Внимание! Альтернативным ресурсом, где также можно регистрировать Личный кабинет и изучать/подбирать мероприятия для индивидуального планирования, является сайт Координационного совета новой образовательной программы (http://www.sovetnmo.ru).

C 1 января 2021 года (4-й этап) участниками процесса обучения НМО должны стать те врачи, которые подготовку не проходили на предыдущих стадиях реализации программы.

В период 2016-2021 года действующие специалисты медицины могут пройти обучение по новой системе, либо получить сертификат, пройдя привычные для них курсы. Выбор способа повышения квалификационного уровня зависит от времени последней медицинской аккредитации врача.

Традиционная схема с профессиональными курсами доступна каждому специалисту, прошедшему квалификационную подготовку/переподготовку до начала 2016 года.

При этом за медицинским специалистом сохраняется право использования полученной документации до полного истечения их срока.

Для остальных специалистов, которые аккредитуются после указанной даты, схема обучения выглядит так:

  1. Выпускник медицинского ВУЗа проходит разовую профессиональную аккредитацию, что позволяет ему работать следующие 5 лет по специальности.
  2. Весь пятилетний цикл совмещается с непрерывным медицинским образованием. Подготовка/переподготовка для врачей в рамках профессионального образования позволяет получить доступ к практической деятельности (сроком на 5 лет). Но все эти 5 лет будут перемежаться с учебным процессом.
  3. Смена квалификации производится на тех же условиях: первые 5 лет работы начинаются после успешного прохождения специализированной профессиональной аккредитации.

План обучения для системы НМО

На практике непрерывным медицинским образованием является постоянный учебный процесс, в рамках которого специалист постоянно участвует в специальных мероприятиях (курсы, конференции и т.д.).

Причем данный план индивидуально составляется самим специалистом. Важно лишь соответствие всех мероприятий медицинской специализации участника. Последующие 5 лет план должен быть полноценно освоен.

Контроль за обучением специалист может осуществлять через зарегистрированный Личный кабинет сайта Минздрава Российской Федерации (http://edu.rosminzdrav.ru), где присутствует раздел «Пятилетние циклы». Достаточно выбрать собственную специализацию и сформировать учебную программу.

В медицинском образовании по системе, именуемой НМО, имеются следующие виды специальных мероприятий:

  • дополнительные программы – срок проведения составляет 18/36 академчасов, а в роли организатора выступают организации, имеющие непосредственное отношение к образованию;
  • образовательные мероприятия – могут проводиться даже некоммерческими субъектами, как при личном присутствии участников (полноценные аудиторные занятия), так и посредством современных технологий дистанционного обучения (заочно).

Для оценки успехов участника системы НМО ему выдаются зачетные единицы (ЗЕТ) – по единице (балл) за академический час мероприятия.

За 5 лет должно быть набрано 250 баллов при их равномерном распределении (не меньше 50 ЗЕТ ежегодно). Причем 14 из 50 баллов должны быть получены от образовательных мероприятий.

Соблюдение этих условий позволит получить доступ к очередной процедуре медицинской аккредитации спустя 5 лет профдеятельности.

Внимание! Конечное решение об успешности системы непрерывного медицинского и фармацевтического профессионального образования принимает специальная комиссия, состав которой допускает претендентов к последующей процедуре квалификационной подготовки.

ЗЕТ зачисляются в электронном формате. В течение всего непрерывного медицинского образовательного процесса специалист будет получать сертификаты с идентификационными кодами (активация и зачисление ЗЕТ через Личный кабинет).

Специалисты медицины, прошедшие новую процедуру медицинского образования после указанного срока, обязательно должны зарегистрироваться в системе. Те, кто повышал/подтверждал свою медицинскую квалификацию раньше обозначенного срока, могут выбрать для себя один из предложенных вариантов:

  1. Работать до завершения срока действия полученного ранее сертификата. Единоразово пройти сертификацию для работы по полученной медицинской квалификации, а затем, через 5 лет перейти к непрерывному профессиональному образованию.
  2. Все также работать по сертификату. Пройти процедуру обучения по альтернативной системе (модели) квалификационного обучения, также называемой «Непрерывное постдипломное образование без пятилетнего цикла». Данный раздел можно найти в Личном кабинете ресурса Минздрава Российской Федерации. После сдачи сертификационного экзамена специалист сможет работать по выбранному предварительно направлению деятельности, но со вступлением в описанную выше систему через 5 лет.

Непрерывное образование - Справочник студента

Оплата обучения по новой системе

Независимо от того, очное или дистанционное обучение (электронные учебные мероприятия, вебинары, форумы врачей, курсы повышения квалификации и т.д.

) было выбрано специалистом, оплата каждого курса осуществляется из Федерального бюджета или Федеральной организацией страхования при здравоохранительном аппарате.

Нюансы работы с последними обсуждаются на договорной основе от лица работодателя, чье учреждение представляет потенциальный участник новой образовательной системы.

Контроль за финансовой стороной вопроса ведется через портал Минздрава Российской Федерации. В новой системе учитываются нюансы, которые могли бы помешать специалисту получать непрерывное постдипломное профессиональное образование.

Альтернативная модель непрерывного профессионального образования

Первоочередными специалистами, опробовавшими систему, стали рядовые сотрудники здравоохранительных учреждений по приказу Минздрава Российской Федерации №837 (ноябрь 2013 года).

Особенностью процесса стало его проведение в сетевой форме со взаимным охватом специализированных ВУЗов и вышеупомянутых некоммерческих субъектов.

Удаленная форма изучения материалов составила не менее 50% всего времени.

Непрерывное образование - Справочник студента

На базе ВУЗов сессионное время составило 108 часов, а в рамках новой образовательной системы каждый специалист получил от 36 часов за счет освоения разных образовательных мероприятий. Данная «пилотная» модель осталась действующей еще на 5 лет после продления приказом №328 (9 июля 2015 года).

Стоит отметить, что модель не дублирует основную систему, а является альтернативой, которой каждый специалист вправе пользоваться до 1 января 2021 года. Каждый участник все также сможет получить доступ к процедуре аккредитации.

Используйте присутствующие в материале ссылки на контролирующие органы для получения ответов на возникающие относительно программы вопросы.

Источник: https://ambulatory-doctor.ru/obrazovanie/NMO/

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813

1
Одинцова Л.А. 1

Григорьева О.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»2 Алтайский государственный педагогический университет
В настоящей статье на основе анализа теории и международного опыта становления и развития непрерывного образования выяснена его сущность, основные этапы его реализации.

Выявлены знания и умения, необходимые каждому человеку для включения в процесс непрерывного образования.

Определена роль высших учебных заведений в формировании и реализации непрерывного образования в нашей стране: подготовка обучающихся к осуществлению самообразовательной деятельности, для чего необходимо не только добиться усвоения знаний предметных и знаний о видах профессиональной деятельности, сформировать определенные приемы её осуществления, но и в процессе мотивации добиться осознания личной значимости усвоения самообразовательной деятельности будущими бакалаврами. В качестве одного из средств реализации такой подготовки выбрана самостоятельная работа студентов. Определен инструментарий дидактической поддержки организации самостоятельной работы, ориентированной на формирование самообразовательной деятельности. Для осуществления контроля, самоконтроля за результатами самостоятельной работы предлагается использовать технологию портфолио. Эффективность использования созданной системы дидактического обеспечения подготовки к самообразовательной деятельности подтверждена личным опытом в процессе преподавания математического анализа в педагогическом университете.

самообразовательная деятельностьсамообразовательная компетентность
1. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 2 (18). – С. 147-154. 2. Григорьев Н.Ф. Университет как системообразующий элемент региональной системы непрерывного образования: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1999.
3. Григорьева О.Ю. Технология «Портфолио» в процессе обучения математике в вузе: учебно-методическое пособие / О.Ю. Григорьева. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 49 с. 4. Жарикова Л.И. Генезис понятия «непрерывное образование» // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 146-150.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 74-82.
6. Одинцова Л.А., Бронникова Л.М. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21658 (дата обращения: 26.01.2017). 7. Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. – М.: Изд-во МПГУ, 1991. – 196 с.

В современном постиндустриальном обществе основой деятельности специалиста в любой сфере становятся не только усвоенные научные знания, а прежде всего профессиональный опыт. Следовательно, вместо требований к квалификации специалиста появляются требования к его компетентности, способности применять правильные решения в непрерывно меняющихся производственных условиях, способности организовывать свою деятельность в сотрудничестве с другими членами трудового коллектива. Отсюда вытекает необходимость постоянного пополнения знаний и опыта профессиональной деятельности, что обосновывает важную задачу современного образования – обеспечение возможностей непрерывного развития способностей каждого члена общества, которую призвано решить непрерывное образование.

Идея непрерывного образования, возникшая в трудах Аристотеля, Платона, Конфуция, развивалась и как феномен практики, и как педагогическая концепция. Существенный вклад в ее разработку внесли Э. Фор, Р. Даве, М.Я. Кореяли, Ф. Кумбс и др. Впервые концептуальную идею непрерывного образования представил в 1965 г. на конференции ЮНЕСКО ее теоретик П. Ленгранд.

Изучив развитие понятия непрерывного образования и современные его трактовки, изложенные в работах М.В. Германа [1], Л.И. Жариковой [4], Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк [5], А.Н. Орлова [7], за основу в настоящем исследовании выберем трактовку, предложенную А.Н.

Орловым: «Непрерывное образование – это целенаправленный процесс, объединяющий и гармонизирующий образовательные воздействия на всестороннее развитие членов общества в течение всей жизни в системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих их общекультурную и профессиональную подготовку, исходя из общественных и личных потребностей и запросов» [7, с. 27].

Отсюда сразу становится ясной цель непрерывного образования: обеспечение постоянного развития, творческого обновления каждому человеку в соответствие с его потребностями, склонностями, постоянно меняющимися потребностями общества и государства в конкурентоспособных, мобильных, творческих специалистах в различных сферах деятельности.

Целью настоящей статьи является: выяснение роли высших учебных заведений в системе непрерывного образования, выявление функций самостоятельной работы студентов в условиях реализации непрерывного образования, определение необходимого ее дидактического обеспечения.

Анализ выделенных Р. Даве признаков непрерывного образования [2, с. 23] позволяет сформировать следующие основные принципы его организации: демократичности, открытости, опережения, мобильности, непрерывности, самоуправляемости.

Изучение зарубежного опыта реализации непрерывного образования свидетельствует о наличии различных путей его осуществления, однако просматривается и общая тенденция перехода от теоретического образования, основанного на усвоении знаний, к практическому, предполагающему овладение практическими умениями осуществления профессиональной деятельности, тенденция усиления личностной ориентации образования.

Профессиональное становление и развитие личности осуществляется в процессе непрерывного профессионального образования, реализующего последовательность преемственных программ на следующих уровнях образования: дошкольное и школьное, начальное, среднее, высшее, последипломное и дополнительное образование.

Последипломное и дополнительное образование ориентированы на обучение взрослых и осуществляются соответственно в форме: формального, неформального и информального образования, осуществляемых соответственно: по лицензированным программам в образовательных учреждениях; в институтах повышения квалификации и переподготовки кадров, на предприятиях и организациях в отделах развития образования; попутно в ходе освоения профессии.

  • Для создания и успешного функционирования системы непрерывного образования в нашей стране необходимо, прежде всего:
  • — обеспечить преемственность содержания и средств его реализации на различных ступенях профессионального образования;
  • — разработать единые требования к созданию программ каждой ступени
  • профессионального образования в различных регионах для обеспечения возможностей мобильности обучающимся;
  • — создать условия для формирования самообразовательной компетентности
  • обучающихся в условиях среднего и высшего профессионального образования как основы реализации всех последующих ступеней непрерывного образования.
  • Во всех развитых странах значительная роль в реализации непрерывного образования отводится университетам, в которых имеются отделения, где силами профессорско-преподавательского состава организуется повышение квалификации и переподготовка специалистов различного профиля.

Попытаемся взглянуть на роль университета в системе непрерывного образования с несколько иных позиций. В процессе обучения в университете студент должен получить хорошую теоретическую подготовку, позволяющую ему овладеть практическими умениями осуществления будущей профессиональной деятельности, которые он иллюстрирует, выходя на производственную практику.

После окончания вуза специалист должен будет продолжать овладевать профессиональной деятельностью, совершенствовать ее, а в случае необходимости – осуществить переподготовку и овладеть новой профессией. А для этого ему уже в университете важно научиться учиться, овладевать умениями и навыками самообразовательной деятельности.

Как известно, содержание образования в средних и высших образовательных учреждениях определяется государственными стандартами, на основании которых создаются образовательные программы каждого образовательного учреждения.

Для создания комфортных условий обучения на каждой ступени образования программы образовательных учреждений более высокой ступени должны учитывать уровень подготовленности выпускников образовательных заведений более низкого уровня.

Изучив стартовые возможности студентов первого курса, образовательное учреждение может предложить студентам спектр дисциплин по выбору, способствующих ликвидации пробелов в усвоении базовых знаний и основ учебной и профессиональной деятельности.

Это в значительной мере будет способствовать мотивации и успешности усвоения образовательных программ более высокого уровня, включению в образовательную, квазипрофессиональную и профессиональную деятельность.

В то же время высшие учебные заведения должны заботиться о мотивировании и подготовке студентов к продолжению образования после получения диплома.

Проблема подготовки студентов вузов к продолжению образования имеет различные аспекты рассмотрения: 1) подготовка преподавательского состава к реализации непрерывного образования в рамках повышения квалификации; 2) выявление методического инструментария подготовки к реализации непрерывного образования; 3) создание дидактического обеспечения подготовки студентов к реализации непрерывного образования.

  1. Согласованность образовательных программ средних и высших профессиональных образовательных учреждений на межрегиональном уровне необходима для удовлетворения интересов и потребностей каждого человека в реализации выбранных индивидуальных траекторий образования, для чего важно обеспечить ему возможность перехода из одного учебного заведения в другое, из одной формы повышения квалификации в другую.
  2. Для того чтобы выбрать индивидуальную образовательную траекторию и реализовать ее в течение жизни, человек должен обладать умениями организации самообразовательной деятельности, которые должны быть сформированы на уровне среднего и высшего профессионального образования.
  3. Опираясь на требования к непрерывному образованию [2], выясним, что должен уметь и чем должен владеть человек, чтобы разработать и реализовать в течение всей жизни индивидуальную траекторию образования. Для продвижения вперед в своем личностном и профессиональном развитии ему необходимо уметь:
  4. — анализировать результаты достигнутого уровня образования и личностного развития;
  5. — выявлять ближайшую и дальнейшую перспективу своего личностного и профессионального совершенствования, исходя из личных возможностей и потребностей, потребностей общества и государства в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки;
  6. — разрабатывать план своего дальнейшего личностного развития и профессионального роста;
  7. — применять усвоенные приемы и методы организации самообразовательной деятельности.
  8. Все это позволит успешно овладевать новейшими приемами профессиональной деятельности не только во время обучения в различных образовательных учреждениях, учреждениях повышения квалификации, но и в период между различными стадиями обучения самостоятельно разбираться в научной литературе, овладевать новейшими технологиями и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Обучать приемам самообразовательной деятельности целесообразно в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Тем более стандарты высшего образования нового поколения значительную долю трудоёмкости образовательных программ отводят самостоятельной работе студентов.

Четко продуманная структура самостоятельной работы, формы, методы и средства ее организации позволят осуществить подготовку к самообразовательной деятельности.

Под самостоятельной работой мы понимаем особого рода учебную деятельность, осуществляемую в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия студентов и преподавателя на основе разработанного преподавателем дидактического обеспечения, включающего систему специальных заданий, ориентированных на освоение и развитие самообразовательной деятельности [6].

Указанная система обязательно должна включать задания на выполнение следующих действий:

  • отыскание научной информации по различным источникам;
  • выявление всех сущностных характеристик научного понятия;
  • выявление и аргументацию всех этапов доказательства утверждения и всех этапов решения задачи с обязательным обоснованием возможности применения известных научных положений к обоснованию рассматриваемого утверждения;
  • осуществление анализа своей деятельности по доказательству утверждения или решения задачи;
  • постановку научной проблемы и поиск путей ее решения;
  • объяснение проведенного доказательства утверждения или решения задачи партнерам по рабочей группе или всей студенческой аудитории;
  • поиск и исправление ошибок и неточностей в рассуждениях товарищей;
  • планирование выполнения индивидуального или группового задания с указанием сроков выполнения отдельных этапов и распределения обязанностей в группе;
  • рефлексия усвоения знаний и приемов деятельности.

В качестве основных принципов организации самостоятельной работы как средства развития самообразовательной деятельности выберем следующие:

  • гармонизация теоретической и практической подготовки специалистов;
  • взаимосвязи и взаимодополняемости контактной и внеконтактной самостоятельной работы студентов;
  • контроля и оценивания результатов деятельности обучающихся как мотивации последующей деятельности;
  • реализации взаимодействия обучающихся и обучающих;
  • управляемости и самоуправляемости учебной деятельности студентов;
  • рефлексия усвоения знаний и видов деятельности.

Итак, при организации самостоятельной работы студентов, ориентированной на подготовку к самообразовательной деятельности в системе непрерывного образования, среди выделенных нами её функций на первый план выходят самообразовательная, саморазвивающая и самовоспитательная.

Для успешной реализации указанных функций в образовательном процессе нами разработаны соответствующие средства дидактической поддержки: технологические карты по каждому разделу курса, электронные лекционные курсы, ориентирующие на использование различных приемов организации самостоятельной учебной деятельности, систему вопросов для самоконтроля усвоения теоретического материала, систему заданий для различных видов самостоятельных работ, задачники-практикумы по использованию теории к решению задач, памятки по организации внеконтактной самостоятельной работы (памятки по выполнению различных заданий поискового, исследовательского характера, разработке проектов). Важную роль в системе дидактического обеспечения самообразовательной деятельности играют критерии оценивания всех видов самостоятельных работ, содержащиеся в технологических картах дисциплины.

Остановимся далее на описании возможностей оценки уровня сформированности самообразовательной компетентности студентов в процессе реализации технологии «Портфолио».

Разработанное методическое обеспечение реализации технологии «Портфолио» [3] позволяет представить в целом выполнение студентами аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ по математическим дисциплинам, увидеть личностное продвижение обучающихся, уровень усвоения предметных знаний и знаний о видах деятельности, уровень освоения деятельности в рамках изучения дисциплины [3]. Последним этапом в реализации технологии портфолио является этап оценки, на этом этапе происходит оценка портфолио студентом, преподавателем, экспертами.

Эта оценка должна отметить развитие обучающегося в соответствии с действующим стандартом.

На основе определений самообразовательной деятельности, компетентности самообразования для оценки уровня сформированности последней нами была выделена эталонная система признаков: мотивационный, когнитивный, поведенческий, самостоятельность.

Методами осуществления оценки обозначенных признаков являлись: анкетирование (мотивационный признак), тестирование (когнитивный признак), технология портфолио (признаки «поведенческий» и «самостоятельность»).

На этапе оформления портфолио студенты, в соответствии с нашим подходом, работают с рабочим портфолио, где собраны все продукты деятельности. Содержание оценочного портфолио выбирается из рабочего портфолио и представляется для оценки преподавателю и экспертам-студентам.

Для оценки портфолио преподаватель по выделенным критериям разрабатывает систему показателей, характеризующих каждый из них и процедуры оценки. В разработанной нами смысловой структуре критериев сформированности самообразовательной компетентности выделены четыре критерия.

Поэтому оценка сформированности самообразовательной компетентности осуществляется по совокупности показателей, характеризующих все критерии.

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26158

Непрерывное медицинское образование : что пошло не так?

Система непрерывного медицинского образования до сих пор не является прозрачной и понятной для медработников. Пробелы информации содержатся и в законодательстве. Правовая база испытывает дефицит нормативных актов, это выражается в общей неопределенности к профессиональному образованию и дальнейших требованиях к трудовой деятельности.

Новая технология обучения стала учитывать образовательную активность медработников на порталах edu.rosminzdrav и sovetnmo.ru. Регистрация нужна была на обоих сайтах, чтобы синхронизировать данные о прошедших вебинарах и лекциях. Но в декабре 2019 года сайт координационного совета sovetnmo.

ru прекратил регистрацию новых пользователей и доступ к личным кабинетам специалистов. Портал перестал синхронизировать автоматическое начисления баллов участникам НМО. Основным проектом стал edu.rosminzdrav, в котором стали публиковаться образовательные мероприятия и формироваться учёт прошедших лекций.

Но характер проводимых учебных материалов стал вызывать вопросы. Учебная деятельность стала приобретать масштабный коммерческий характер.

Российская ассоциация медсестер увеличила цены за вебинары и конференции в 5-6 раз, а президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль признал появления огромного количества частных лицензиатов.

Но даже программы бюджетных образовательных организаций вызывают озадаченность. В их числе проведение повторяющихся и всеизвестных материалов, например, для среднего медицинского персонала доступны лекции по деонтологии, асептике, гигиене рук, безопасному обращению с отходами и многие другие.

Если брать в учёт НМО, как систему, реализованную для быстрого получения новейшей информации, то использование известных ещё со студенческих времен учебных материалов, вызывает настороженность.

Некоторые из организаций пошли дальше и стали предлагали пройти курсы по бережливой поликлинике и даже по коронавирусной инфекции (для врачей), которая впервые стала известна миру в конце декабря 2019 года.

Более того, характер получения образования не специализирован под направление работы, например, для анестезиологии-реаниматологии сестринского дела представлены модули для профессионального образования по аспектам оказания помощи на производстве, модернизации здравоохранения, а также философии бережного производства.

Более того, специалисты, проживающие отдаленных населенных пунктах просто не смогут своевременно участвовать в системе, поскольку в отдаленных регионах могут не проводится соответствующих занятий. А если медицинских работник имеет две и более специальности, то ему необходимо проходить обучения по всем направлениям.

Но проблемы кроются не только в учёбных программах. Непрерывное образование до сих пор законодательно не утверждено. Портал НМО указывает нормативно-правовую базу в качестве основных положений, однако в приведенных им документах (ФЗ N 323-ФЗ, приказ Минздрава N 1043 и N 334н) отсутствуют положения о сборе баллов и требовании об обязательном участии в НМО.

В 2020 году планировалось ввести редакцию в федеральный закон N 323-ФЗ, которая вносила бы ряд изменений, в числе которых внедрение обязанности медицинских и фармацевтических работников участвовать в НМО. Однако изменения так и не вступили в силу. На данный момент существует лишь концепция развития НМО, которая предполагает введение нормативной базы до 2021 года.

Но де-факто НМО действует уже сейчас. Это даёт тенденцию к неопределенности, которая рискует обернуться отсутствием доступа к медицинской деятельности тем специалистам, которые не вступили в образовательную систему ранее, несмотря на отсутствие законодательных для этого основ.

А поскольку представители Минздрава точно не знают, что будет, если не набрать 250 баллов, эта система имеет склонность к нарастанию дефицита медперсонала.

Условия непрерывного медицинского образования не являются подходящими для всех, смена старой модели сертификации внедряет новые требования, которые медицинские работники не имеют возможности выполнить. Для участия в образовании предполагается наличие доступа в Интернет, свободного времени и финансирования.

Финансирование является желаемым ресурсом, поскольку многие образовательные элементы из раздела «профессионального образования» на сайте edu.rosminzdrav открывают доступ на основании договоров об оказании платных услуг. Согласно опросам, большинство медработников выступают против системы НМО.

Они создают петиции с целью признать НМО преждевременным и оставить медработникам старый метод сертификации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59badda8fd96b176d5bddaaa/5e37e9cc9c57c202f322d53b

Формы и виды образования

Институт образования в любом обществе конкретизирует себя в формах и видах образования. К формам образования следует относить очную — дневную и вечернюю, заочную форму обучения, а также семейное образование, самообразование и экстернат, а также начальное, среднее, высшее и поствысшее образование.

Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества свойственны свои формы и виды образования. В сословном обществе существовали свои формы образования — придворное для дворян, университетское для буржуа, цеховые школы для ремесленников, церковно-приходские и монастырские школы для духовенства.

В литературе не проводится четкого разграничения между понятиями «формы» и «виды образования», хотя из контекста вытекает, что форма — более общее, а вид — более частное понятие.

К примеру, виды образования взрослых — это программы и соответствующие им учреждения, сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций.

К видам относят бакалавриат и магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

В этой главе мы рассмотрим главные формы и виды образования — непрерывное, дополнительное, дистанционное и самообразование.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста.

Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.

Старинная пословица «Век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Сегодня меняется сам смысл понятия «студент», а не только содержание его учебного плана. За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, — уходит в прошлое. Уже сейчас в американском выс-

тем образовании 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.

Цели непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

  • Любопытные факты
  • В отличие от категории «неграмотных»людей, не умеющих читать и писать (их число постоянно снижается и составляет в развитых капиталистических странах не более 0,5% населения), к категории «малограмотных», или, по терминологии ЮНЕСКО, «функционально неграмотных», относят лиц, потерявших приобретенные ранее базовые знания или не получивших их в школе.
  • Они практически не способны находить и использовать в своей деятельности нужную информацию.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения.

Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры.

В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве.

Подобное образование, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

Средневековая школа. Картина неизвестного итальянского художника XV в.

Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии.

Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа. Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в коллектив в возрасте двухтрех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры. В европейской гимназии дошкольные и школьные классы совмещены.

Как правило, в таких школах существуют договоренности со столичными вузами о том, что выпускные экзамены приравниваются к вступительным.

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др.

К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам.

Знаете ли вы, что…

Классификация народов обычно ведется по принципу языковой близости. Самыми большими единицами в этой классификации являются языковые семьи. Наибольшая по численности индоевропейская семья, к которой относятся 2,5 млрд людей.

Она включает ряд групп: романскую (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы], германскую (немцы, англичане, американцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты) и др.

Китайско-тибетская семья является второй по численности, а крупнейшей языковой группой в ее составе — китайская.

В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 г.

действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 1980-х гг. выходит «Международный журнал непрерывного образования»; с 1994 г.

в Канаде издается международный электронный журнал «The International Journal of Continung Education Practice», посвященный этой проблеме.

В проекте концепции модернизации российского образования на 2006—2010 гг. обозначено четыре приоритетных направления: переход к непрерывному профессиональному образованию, повышение качества профессионального образования, обеспечение инвестиционной привлекательности образования, реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в проекте состоит из трех основных элементов: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ, введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ, создание независимых центров оценки качества образования.

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать.

Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах.

По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

Только факты

В Южной Корее уважение к образованию и образованности нашло благодатную почву в восточной этике самосовершенствования, в семейных и культурных традициях.

По численности населения в возрасте 20-24 лет, получившего высшее образование, Южная Корея сопоставима с Японией и Францией. На 1 млн человек населения в 1993 г. приходилось 8706 научно- технических работников.

В Сеуле половина населения посещает университеты либо закончило их. Самое высокое в мире число докторов наук на душу населения.

В Южной Корее подушевой доход вырос с 82 долл, в 1 962 г. до 7250 долл, в 1993 г. (в 88 раз]. К 2001 г. расходы на НИОКР увеличатся до 5% ВВП. К 2000 г. планируется [1]/3 экспорта на товары новейшей технологии. Темпы экономического роста в Южной Корее составляют около 10%, заработной платы 15% в год.

Управление персоналом. 1998. № 9. С. 84-99

имосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.

Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям.

В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме».

А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.

Правительство планирует создать по всей стране центры непрерывного образования с учетом зарубежного опыта. Само образование в подобных центрах будет вестись на всех уровнях — как после окончания школы, так и после окончания института.

Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества это механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, предпосылка ускорения социально-экономического прогресса страны.

Современный вуз превращается в конструктора образа жизни, в структуру, которая дает индивидууму навыки для непрерывной адаптации. То, что мы традиционно называем культурой, сегодня приобретает форму культуры обучения — обучения жизни, социального обучения (social lerning) в постоянно меняющейся среде, поскольку виртуальная (текучая) и реальная социальная среда все более совпадают1.

Источник: https://studref.com/647048/sotsiologiya/formy_vidy_obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector