Моделирование психических процессов — справочник студента

Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента Моделирование психических процессов - Справочник студента

Генеральная цель: Формировать конструктивную психологическую защиту у студентов факультета психологии педагогического вуза. 1. 1. Формировать когнитивный компонент конструктивной психологической защиты

1. 1. 2. Формировать знание о механизме «отрицание» 1. 1. 3. Формировать знание о механизме «вытеснение» 1. 1. 4. Формировать знание о механизме «замещение» 1. 1. 5. Формировать знание о механизме «регрессия» 1. 1. 6. Формировать знание о механизме «проекция» 1. 1. 7. Формировать знание о механизме «рационализация»

1. 1. 8. Формировать знание о механизме «компенсация» 1. 1. 9. Формировать знание о механизме «гиперкомпенсация» 1. 1. 10. Формировать знание своих индивидуальнотипологических особенностей 1. 1. 11.

Формировать знание особенностей своей личности 1. 1. 12. Формировать знание способов инконгруэнтного поведения 1. 1. 13. Формировать знание техник достижения конгруентности 1. 1. 14.

Формировать знание об иерархии собственных потребностей.

1. 2. Формировать поведенческий компонент конструктивной психологической защиты 1. 2. 1. Формировать умение использовать механизмы конструктивной психологической защиты 1. 2. 1. 1. Формировать умение использовать механизм «компенсация» 1. 2. Формировать умение использовать механизм «гиперкомпенсация» 1. 2. 2. Формировать умение выбирать способы инконгруэнтного поведения

1. 2. 3. Формировать умение использовать техники достижения конгруентности 1. 2. 4. Формировать умение принять на себя ответственность за решение собственных проблем 1. 2. 5. Формировать умение установления внешнего и внутреннего равновесия. 1. 2. 6. Формировать умение регулировать границы между собой и остальным миром 1. 2. 7. Формировать умение преодолевать свою мышечную ригидность

1. 3. Формировать рефлексивный компонент конструктивной психологической защиты 1. 3. 1. Формировать стремление к самоконтролю 1. 3. 2. Формировать стремление к самопознанию 1. 3. 3. Формировать стремление к осмыслению собственных действий и поступков. 1. 3. 4.

Формировать стремление анализировать свои реальные чувства. 1. 3. 5. Формировать стремление анализировать свои мысли 1. 3. 6. Формировать стремление анализировать свои конфликты. 1. 3. 7. Формировать стремление анализировать иерархию собственных потребностей.

1. 4. Формировать эмоциональный компонент конструктивной психологической защиты 1. 4. 1. Формировать позитивное восприятие инконгруэнтного поведения 1. 4. 2. Формировать позитивное восприятие принятия себя 1. 4. 3. Формировать позитивное восприятие своей самоактуализации 1.

4. 4. Формировать позитивное восприятие своих реальных чувств. 1. 4. 5. Формировать позитивное восприятие своих конфликтов. 1. 4. 6. Формировать позитивное восприятие границ между собой и остальным миром. 1. 4. 7.

Формировать позитивное восприятие эмоциональной проработки

Проведенное целеполагание помогло определить поэлементный состав модели формирования конструктивной психологической защиты

Модель формирования конструктивной психологической защиты 1. Когнитивный компонент конструктивной психологической защиты

1. 1. Знание о механизме «отрицание» 1. 2. Знание о механизме «вытеснение» 1. 3. Знание о механизме «замещение» 1. 4. Знание о механизме «регрессия» 1. 5. Знание о механизме «проекция» 1. 6. Знание о механизме «рационализация» 1. 7. Знание о механизме «компенсация»

1. 8. Знание о механизме «гиперкомпенсация» 1. 9. Знание своих индивидуальнотипологических особенностей 1. 10. Знание особенностей своей личности 1. 11. Знание способов инконгруэнтного поведения 1. 12. Знание техник достижения конгруентности 1. 13. Знание об иерархии собственных потребностей.

2. Поведенческий компонент конструктивной психологической защиты

2. 1. Умение использования механизмов конструктивной психологической защиты 2. 2. Умение использовать механизм «компенсация» 2. 3. Умение использовать механизм «гиперкомпенсация» 2. 4. Умение выбирать способы инконгруэнтного поведения 2. 5. Умение использовать техники достижения конгруентности

2. 6. Умение принять на себя ответственность за решение собственных проблем 2. 7. Умение установления внешнего и внутреннего равновесия. 2. 8. Умение регулировать границы между собой и остальным миром 2. 9. Умение преодолевать свою мышечную ригидность.

3. Рефлексивный компонент конструктивной психологической защиты

3. 1. Стремление к самоконтролю 3. 2. Стремление к самопознанию 3. 3. Стремление к осмыслению собственных действий и поступков. 3. 4. Стремление анализировать свои реальные чувства.

3. 5. Стремление анализировать свои мысли 3. 6. Стремление анализировать свои конфликты. 3. 7. Стремление анализировать иерархию собственных потребностей

4. Эмоциональный компонент конструктивной психологической защиты

4. 1. Позитивное восприятие инконгруэнтного поведения 4. 2. Позитивное восприятие принятия себя 4. 3. Позитивное восприятие своей самоактуализации 4. 4. Позитивное восприятие своих реальных чувств. 4. 5. Позитивное восприятие своих конфликтов.

1. 6. Позитивное восприятие границ между собой и остальным миром. 1. 7. Позитивное восприятие эмоциональной проработки.

Методологические позиции позволяют выявить в процессе формирования конструктивной психологической защиты три уровня функционирования: стихийный, эмпирический и теоретический:

Стихийный уровень представлен спонтанным функционированием системы психологической защиты личности.

Эмпирический уровень отличается рефлексивным самоконтролем личности над своими действиями и поступками, осознанием проявляемых личностных свойств.

Теоретический уровень реализует функционирование системы психологической защиты с учетом осознания личностных особенностей, а также системы знаний и умений о системе психологической защиты и возможных ее проявлениях.

На каждом уровне выявленные в процессе целеполагания компоненты имеют свои показатели:

1. Эмоциональный компонент представлен механизмами психологической защиты, которые являются производными эмоций, обуславливают стратегию поведения личности в сложной жизненной ситуации.

2. Поведенческий компонент степень пассивно-активного отношения личности к деятельности, предрасположенность к конструктивным (деструктивным) способам взаимодействия. В исследуемой модели оценивается как стратегии копинг-поведения.

3. Рефлексивный компонент выступает в качестве критерия перехода модели со стихийного уровня функционирования к эмпирическому. Этот компонент стимулирует самоконтроль личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий и поступков.

4. Когнитивный компонент позволяет осуществлять функционирование модели на теоретическом уровне. Выявляет ресурсы конструктивной активности личности. Компонент включает систему знаний о себе, о психологической защите личности.

Переход с одного уровня модели на другой обусловлен количественными и качественными изменениями элементов модели. Охарактеризуем компоненты модели в соответствии с уровнями функционирования.

Стихийный уровень модели

1. . 1. Эмоциональный 1. 2. Поведеньческий Рисунок 1 — Стихийный уровень модели формирования конструктивной психологической защиты Стихийный уровень представлен элементами: эмоциональным (1. 1. ) и поведенческим (1. 2. ). Эмоциональный элемент (1. 1.

) модели представлен системой психологической защиты личности, которая на стихийном уровне функционирования характеризуется бессознательным применением, высокой общей напряженностью (более 50 %), использованием примитивных механизмов: «отрицание» , «вытеснение» , «замещение» , «регрессия» .

Ситуация взаимодействия, вызывающая напряжение, не подвергается когнитивному анализу, произошедшие события забываются, игнорируются, негативные эмоциональные реакции переносятся на других, проявляются инфантильные формы поведения.

Поведенческий элемент (1. 2. ) характеризует стратегию копинга, которая применяется личностью для разрешения ситуации. На стихийном уровне она представляет собой избегание каких-либо действий по разрешению ситуации.

Стратегия «избегание» позволяет на время снять напряжение через переключение на какой-либо вид деятельности, фантазирование, что существенно тормозит разрешение проблемной ситуации.

Таким образом, на стихийном уровне функционирования модели противоречия, активизирующие систему психологической защиты личности, не осознаны, более того их значимость искусственно снижается, что не позволяет конструктивно действовать.

Поведенческий элемент (1. 2. ) характеризует стратегию копинга, которая применяется личностью для разрешения ситуации. На стихийном уровне представляет собой избегание каких-либо действий по разрешению ситуации.

Стратегия «избегание» позволяет на время снять напряжение через переключение на какой-либо вид деятельности, фантазирование, что существенно тормозит разрешение проблемной ситуации.

Таким образом, на стихийном уровне функционирования модели противоречия, активизирующие систему психологической защиты личности, не осознаны, более того их значимость искусственно снижается, что не позволяет конструктивно действовать.

Эмпирический уровень модели

2. 1. Эмоциональный 2. 2. Поведенческий 2. 3. Рефлексивный

Переход от стихийного к эмпирическому уровню модели осуществляется при внедрении условия: осознание личностных особенностей (в том числе и психологической защиты). Указанное психолого-педагогическое условие реализуется в диагностическом и теоретическом блоках спецкурса «Проблемы конструктивной психологической защиты личности» .

Элемент 2. 1. представлен механизмами защиты «проекция» , «рационализация» которые проявляются частично на уровне сознания, и позволяют частично устранить затруднения в деятельности и общении.

Общая напряженность механизмов психологической защиты в норме (42 -50%).

Механизм «проекция» проявляется в переносе ответственности на происходящее на других лиц, но отмечается смысловая переработка содержания ситуации.

Механизм «рационализация» позволяет студенту объяснить причины и последствия сложившейся ситуации посредством логических операций. Элемент 2. 2. позволяет личности разрешить проблемную ситуацию с применением стратегии копинг поведения «разрешение проблем» , при использовании данной стратегии личность максимально использует собственные ресурсы для достижения цели.

Элемент 2. 3. характеризует способность личности познавать и оценивать внутренние психические акты и состояния. Элемент представлен в исследуемой модели свойствами самосознания: самооценка, самоконтроль, активность. Самооценка обеспечивает обратную связь между различными попытками преодоления трудностей.

Студенты с адекватной самооценкой не интерпретируют каждое событие как стрессовое за счет знания своих способностей и возможностей их реализации, эффективного функционирования психологической защиты. Студенты с низкой самооценкой имеют более высокий уровень тревожности под действием угрозы, считают себя неспособными для противостояния угрозе.

Система психологической защиты неэффективна.

Теоретический уровень модели

Переход от эмпирического к теоретическому уровню модели осуществляется при внедрении условий: осознание личностных особенностей (в том числе и психологической защиты), усвоение системы знаний о функционировании психологической защиты. Указанные психолого-педагогическое условие реализуется в диагностическом, теоретическом и инструментальном блоках спецкурса «Проблемы конструктивной психологической защиты личности» .

Рассмотрим функционирование модели на теоретическом уровне, который представлен элементами: эмоциональным (3. 1. ), поведенческим (3. 2. ), рефлексивным (3. 3. ) и когнитивным (3. 4. ).

Элемент 3. 1. характеризуется зрелыми механизмами психологической защиты: «компенсация» и «гиперкомпенсация» . Применение механизмов осознается личностью, позволяет обосновать причины действий по разрешению противоречий. Общая напряженность механизмов защиты низкая (менее 40%).

Функционирование механизма психологической защиты «компенсация» позволяет студенту преодолеть трудности за счет реализации своих способностей в сходных видах деятельности. Механизм «гиперкомпенсация» перестраивает систему мотивов студента при разрешении проблем.

Элемент 3. 2. обозначен стратегией «поиск социальной поддержки» . Реализация стратегии «поиск социальной поддержки» сопровождается проявлением активности в поисках помощи в окружающей социальной среде для разрешения своих проблем, обсуждения и актуализации противоречивой ситуации, ее анализом с референтными лицами.

Элемент 3. 3. обуславливает осознание личностных особенностей как сочетание достоинств и недостатков, на основании самооценки и самоконтроля.

Элемент 3. 4. представлен системой знаний и умений личности о себе, системе психологической защиты личности, эффективных и конструктивных способах ее реализации.

Итак, в процессе моделирования процессов формирования конструктивной психологической защиты мы прошли три уровня:

На стихийном уровне наблюдается спонтанное функционирование системы психологической защиты личности. Переход от стихийного к эмпирическому уровню модели осуществляется при внедрении условия: осознание личностных особенностей (в том числе и психологической защиты).

Читайте также:  Этапы рационального решения проблем - справочник студента

На эмпирическом уровне происходит рефлексивный самоконтроль личности над своими действиями и поступками и осознание проявляемых личностных свойств. Переход от эмпирического к теоретическому уровню модели осуществляется при внедрении условий: осознание личностных особенностей (в том числе и психологической защиты), усвоение системы знаний о функционировании психологической защиты.

На теоретическом уровне функционирование системы психологической защиты осуществляется с учетом осознания личностных особенностей, а также системы знаний о психологической защите и возможных ее проявлениях. На этом уровне студенты у нас выполняют соответствующие задания для самостоятельной работы.

Источник: https://present5.com/modelirovanie-sistemnoe-modelirovanie-psixicheskix-processov-na-primere-formirovaniya/

Компьютерное моделирование психических процессов – лонгриды от ПостНауки

Сегодня метод компьютерного моделирования стал основополагающим для многих областей науки. Физика и астрономия, биология и когнитивистика одновременно включили в свой арсенал вычислительные модели. Они помогают систематизировать полученные ранее данные и позволяют формулировать проверяемые гипотезы для будущих экспериментов. 

В когнитивной науке компьютерная модель представляет собой описание процессов обработки информации. Ученые создают программы, основываясь на современных теориях мышления.

Компьютерные модели психических процессов не только копируют поведение человека, но и повторяют его внутренние механизмы.

Если получившаяся модель работает не так, как человек, значит, в основе теории лежали ложные идеи и она требует уточнения.

Психические процессы — это условное разделение психики на составные элементы. Обычно исследователи мозга говорят о когнитивных, эмоциональных и волевых процессах.

И хотя психологи выделяют несколько групп, пока не существует ни одной классификации психических процессов, которая бы устраивала все научное сообщество.

Главная претензия состоит в том, что классификации не имеют общего основания. 

Первичной переработкой входной информации занимаются ощущение и восприятие. За усвоение и хранение информации отвечают процессы научения и памяти, за селекцию и более сложную переработку — внимание и мышление.

Также выделяются процессы воли и контроля над действиями. Все это дополняется вторичными когнитивными процессами представления и воображения. Особняком стоят мотивационные процессы и эмоции.

Традиционно они не считались познавательными и только в последнее время стали предметом исследований в когнитивной науке.

Изображение: Компьютерное моделирование психических процессов — parallax 2 //

В компьютерном моделировании психических процессов существует два основных направления: символьные вычисления и нейросетевые модели.

Символьные вычисления, с которых все начиналось, — это последовательное выполнение логических операций для решения задачи. В основе нейросетевого подхода, или коннекционизма, лежит идея о наличии большого числа элементов со сложными взаимосвязями, а операции при этом выполняются параллельно.

Точкой отсчета компьютерного когнитивного моделирования считается 1959 год, когда Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл опубликовали работу с описанием «универсального решателя задач». Основой предложенной компьютерной модели стало представление об устройстве мышления человека.

Программа доказывала геометрические теоремы и решала простые алгоритмические задачи, такие как ханойская башня или шахматные задачи.

Из компьютерной модели Саймона и Ньюэлла впоследствии родилась теория задачного пространства, согласно которой процесс решения задачи заключается в поиске пути от исходного состояния к целевому в пространстве всех возможных веток решения.

Моделирование психических процессов - Справочник студента Фрагмент статьи «Report on a general problem-solving program» (1959) //

Чуть раньше Ньюэлла и Саймона разработкой компьютерных моделей заинтересовался психолог и нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт. Он вел работу в области исследований восприятия. Известно, что мозг устроен как система связанных друг с другом нейронов, и это обеспечивает все когнитивные процессы.

Розенблатт попробовал построить когнитивную модель по такому же принципу и посмотреть, что получится. Так в 1957 году появился перцептрон (от англ. perception — «восприятие») — первая искусственная нейросеть.

Она состояла из системы узлов, которые передают информацию друг другу и интегрируются на разных уровнях, а основное свойство перцептрона и любой нейросети — способность к обучению. 

Через три года компьютерная модель обрела физическое воплощение. Аппарат «Марк-I» со светочувствительными элементами умел различать буквы английского алфавита и отделять треугольники от квадратов. Машина училась определять фигуры на основе обратной связи: аппарату указывали на ошибки, и он корректировал ответы.

Искусственная нейронная сеть начала набирать популярность. Но в 1969 году Марвин Минский и Сеймур Паперт опубликовали работу, в которой критиковали новую технологию. Ученые, математически исследовавшие возможности перцептрона, указывали на слишком узкий круг задач, подвластных машине. Развитие нейросетей было задержано, а ученые вновь обратились к символьным моделям когнитивных процессов.

Вновь перцептроном заинтересовались в 1980-х, когда математики и когнитивисты показали, что ограничения простого перцептрона можно преодолеть, и начало появляться огромное количество коннекционистских моделей для разных психических процессов. Переломным в компьютерном моделировании стал конец 2000-х, когда распространение получили сверточные нейронные сети и глубокое обучение. Оказалось, что эти модели способны выполнять сложные задачи не хуже, чем человек.

Моделирование психических процессов - Справочник студента Деталь ввода-вывода и управления аппарата «Марк-I» // wikipedia.org //

В конце 1990-х исследователи поняли, что даже в базовых когнитивных процессах не обойтись только одним подходом. Нужна система, которая имитирует разные принципы психической деятельности человека.

Так была предложена идея гибридной интеллектуальной системы, в которой присутствуют и нейросетевой модуль, и символьный блок. Принципы работы гибридных систем согласуются с дихотомией декларативных и процедурных знаний, хорошо известной в когнитивных науках.

Декларативное знание можно вербализовать. Это факты, которыми владеет человек (Париж — столица Франции). Динамика приобретения декларативных знаний или, наоборот, забывания хорошо моделируется при помощи символьных методов.

К процедурным знаниям человек не имеет осознанного доступа, а проявить его можно только в деле (как ездить на велосипеде). Процедурное знание можно воссоздать при помощи нейросетевой модели.

Что машина делает как человек

Нам хотелось бы, чтобы искусственный интеллект умел решать те же задачи, что и человек. Например, категоризация — отнесение объектов к разным группам на основе каких-то признаков — это базовая задача для психики человека, да и любого организма, который вступает в контакт с объектами внешнего мира. Начиная с перцептрона, эта задача была важнейшей для нейросетевого подхода.

В этой задаче почти всегда присутствует обратная связь. Демонстрируется объект, машина относит его к какому-то классу и затем получает ответ: правильно или неправильно (или величину ошибки).

Большинство задач, которые сегодня решают искусственные системы, так или иначе связаны с классификацией: назвать объект, распознать лицо, посоветовать фильм на основе того, что человек посмотрел раньше. 

Нейронауки занимаются моделированием внимания, порождения речи, решения задач. Практически все крупные исследовательские группы, занимающиеся процессами памяти или контроля, стараются облекать свои теоретические представления в компьютерные модели. 

Компьютерные науки довольно много занимаются играми. Исследования искусственного интеллекта создают агентов, которые учатся успешно играть.

Знаковым в истории этой области науки стал 1997 год, когда Гарри Каспаров проиграл шахматную серию компьютеру Deep Blue от IBM.

Долгое время считалось, что искусственной системе будет неподвластна игра в го, но в 2016 году машина AlphaGo превзошла корейского го-профессионала Ли Седоля. И если в основе Deep Blue лежали символьные вычисления, то AlphaGo использовала нейросети.

Камнем преткновения стал вопрос, умеет ли машина решать творческие задачи. И здесь все зависит от того, что называть творчеством. Искусственный интеллект легко создает арт-объекты, например добавляя специфический художественный стиль на изображение.

С песнями тоже нет проблем. В 2016 году сотрудники компании «Яндекс» выпустили альбом группы «Нейронная оборона». Тексты написали нейросетевые алгоритмы, обученные на наследии группы «Гражданская оборона».

Различить «Обороны» трудно, если не знать в совершенстве творчество Егора Летова. Но, помимо искусства, существует исследовательское творчество — это поиск новых способов решения задач, с которыми искусственные системы пока не справляются.

Возможно, проблема в том, что и сами когнитивисты пока не очень хорошо понимают, как проходят процессы творческого поиска.

Еще одна важная область исследований — это движение.

Компания Boston Dynamics, известная своими прикладными исследованиями в искусственном интеллекте, разрабатывает движущихся роботов, которые умеют передвигаться и выполнять задачи в реальной пересеченной местности.

Может возникнуть вопрос: при чем здесь когнитивные процессы? На самом деле эффективно двигаться в естественной среде очень сложно. Нужно иметь схему тела, уметь распознавать встречающиеся на пути объекты и уметь прогнозировать. 

Есть ли у машин сознание 

В октябре 2017 года в журнале Science вышла статья «What is consciousness, and could machines have it?» («Что такое сознание и могут ли машины им обладать?»).

В ней нейроученые Станислас Деан, Хакван Лау и Сид Кудье обсуждали, какие ключевые свойства обработки информации есть у сознания и присутствуют ли они в современных алгоритмах искусственного интеллекта.

Исследователи приходят к выводу, что даже самые крупные достижения современного искусственного интеллекта воспроизводят то, что в психике человека может происходить без участия сознания. 

Какие задачи решает ИИ

Деан, Лау и Кудье выделяют два ключевых компонента сознания: глобальную доступность информации и метакогнитивный мониторинг. Психика состоит из большого количества относительно независимых модулей, и сознательная обработка характеризуется тем, что информация, поступающая в один из модулей, становится доступна всему мозгу.

То есть информация, полученная по слуховому каналу, связывается с памятью, поведением, перекодируется в зрительные образы. Метакогнитивный мониторинг — это, можно сказать, рефлексия, способность сознания понимать и контролировать активность собственного мозга.

Оба компонента сознания отсутствуют в искусственном интеллекте сегодня, и пока нет предпосылок для их реализации.

Когнитивные искажения у машин

Искусственные системы, которые устроены как люди, должны испытывать когнитивные искажения. Ведь это не ошибка мозга, а следствие его адаптивной работы, то есть хороший механизм, который проявляется в неподходящем контексте.

Имплицитное научение — усвоение сложных закономерностей из окружающей среды без осознания — это полезный процесс. Но он лежит в основе разнообразных социальных стереотипов. Машина, которая обладает похожим процессом, должна быть также подвержена стереотипам.

В 2016 году широко обсуждался случай, когда алгоритмы, которые помогали судьям в некоторых штатах США принимать решения о назначении меры наказания для преступников, проявляли расистские установки.

Например, указывали шанс рецидива для чернокожих судимых выше, чем для белых. 

Illusory Motion Reproduced by Deep Neural Networks Trained for Prediction

В марте 2018 года вышла статья «Illusory Motion Reproduced by Deep Neural Networks Trained for Prediction» о восприятии зрительных иллюзий. В ней описывались случаи, когда статическая картинка вызывает у людей ощущение движения.

Наш мозг постоянно пытается предсказывать, какую стимуляцию получат рецепторы в следующий момент времени, и фиксирует ошибку рассогласования между предсказаниями и реальными данными, постоянно корректируя свои предсказания.

Авторы привели результаты экспериментов с нейросетевой моделью восприятия движения, основанной на предсказательном кодировании. Нейросетевая модель по видео училась определять движение. Оказалось, что хорошо обученная система видит на специальных неподвижных картинках иллюзию движения, как и человек.

Вероятно, заложенные в нее идеи описывают важные принципы восприятия движения человеком. Это тоже пример того, как иллюзия возникает в когнитивной компьютерной модели. 

Моделирование психических процессов - Справочник студента Оптическая иллюзия «Вращающиеся змеи» // Акиоши Китаока. www.ritsumei.ac.jp/~akitaoka/ //

Но многие работы в области искусственного интеллекта демонстрируют принципиальное отличие от человека.

Эксперименты показывают, что нейросеть, которая научилась определять класс изображения, например относить картинку к животным или к неживым объектам, ошибается, если изменить на картинке пару пикселей.

Человек ответит верно, даже если часть изображения закрыть непрозрачной полосой. Когнитивные искажения будут встречаться у машин, но, обнаруживая их, можно будет от них избавляться. В этом машины лучше людей. 

Перспективы компьютерного моделирования

Прорыв в компьютерном моделировании должен наблюдаться в исследованиях метакогнитивных процессов у искусственного интеллекта, то есть процессов мониторинга интеллектуальным агентом своего собственного поведения.

Если машинные алгоритмы принимают важные для судеб людей решения, то необходимо четкое, эксплицитное обоснование, на основе чего искусственные системы это делают. Это сложно сделать, если речь идет о нейросетях, потому что искусственный интеллект обучается трудно описываемыми способами.

И определить, чему на самом деле научилась нейросеть, очень сложно. Для этого нужно развивать метакогнитивные надстройки, которые будут вербализовать результаты обучения. 

Еще один тренд — интеграция когнитивных и компьютерных наук, искусственного интеллекта. В 1990-х годах компьютерное моделирование психических процессов перешло в руки представителей компьютерных наук. Но сегодня вновь появляются междисциплинарные исследования.

Крупный нейроученый Мэтью Ботвинник присоединился к компании DeepMind, занимающейся искусственным интеллектом. Ботвинник — автор компьютерных моделей когнитивного контроля процесса, позволяющего нам не отвлекаться от задачи, которую мы выполняем.

Читайте также:  Принципы и критерии отбора учебного материала - справочник студента

И это общий тренд: молодые исследователи в области когнитивных наук заинтересованы в карьере в компаниях с прикладными проектами в области искусственного интеллекта. И они там востребованы.

Источник: https://postnauka.ru/longreads/86265

Моделирование психических процессов

Здравствуйте, читатели! Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «В чем заключается основной смысл моделирования психических процессов»? Приведите наглядное определение данному понятию. Жду вашего личного мнения.
 

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОЦЕСС, ПСИХИКА.     

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. МОДЕЛИРОВАНИЕ – это один из основных методов теоретического и экспериментального исследования. ПРОЦЕСС – это течение, прохождение чего-то.

ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

 

Стоит отметить также, что моделирование в психологии предполагает осознанное создание реальных или идеальных, прежде всего, математических моделей для исследования психических процессов.

При этом под «моделью» понимается система объектов или знаков, которая воспроизводит ряд существенных свойств системы-оригинала.

Упрощенная модель является действенным средством проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

 

Дополним, что распространение данного метода в психологии началось в 50-е годы 20-ого века. Модели сложных физиологических функциональных систем человека были созданы в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Эти модели содержали все основные компоненты последующих кибернетических моделей поведения.

Стоит дополнить, что модели в области психических и психофизиологических функций представляют собой машинные программы. Реализация этих программ зависит от выбранного языка программирования.

Отметим, что по сравнению с моделями физических объектов к моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, потому что модели психики должны помочь ученому исследовать сам процесс психической деятельности, а не только его результат. На этом наш урок может быть окончен.

Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и на работе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/modelirovanie-psixicheskix-processov/

Моделирование психических процессов

Это создание и использование технических устройств, воспроизводящих в своем функционировании не только конечные результаты, но и некоторые механизмы работы человеческого мозга, например, принципы взаимодействия нейронов. Моделирование психических процессов является одним из главных разделов бионики — науки о технические системы, копируют или повторяют структуры и процессы, которые происходят в живых организмах.

В последнее время начато интенсивные исследования возможности технического моделирования механизмов человеческих чувств, восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций. Моделируя психические процессы, важно не нарушить специфику психического, не прибегать к примитивному механизування.

Чтобы достичь объективности и истинности в процессе такого моделирования, нужно основываться при этом на развитой теории и методологии научного исследования.

Моделирование психических функций

Создание и применение технических устройств помогает исследователю воспроизвести в функционировании не только конечные результаты, но и некоторые механизмы работы человеческого мозга во время восприятия, сохранения, воспроизводства и переработки информации.

Сейчас общепринятое средство моделирования психических функций человека — ЭВМ, которые в свою очередь выполняют функцию сохранения и осуществляют логико-дедуктивную обработку информации.

В течение последних десятилетий достигнуты значительные успехи в области создания самых разнообразных средств «искусственного разума», которые моделируют психические функции или отдельные виды деятельности (например, чтение, речь, обучение, игру в шахматы и т.д.).

Метод опроса

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяется метод опроса, целью которого является выяснить понимание испытуемым тех или иных задач, жизненных ситуаций, применяемых в обучении и практической деятельности понятий (естественных, технических, социальных) или получить информацию об интересах, взгляды , чувства, цель деятельности и мотивы поведения личности. Наиболее распространенными разновидностями опроса как метода психологического исследования является беседа, интервью, анкетный и социометрическое опроса.

Беседа

Беседа — целенаправленная беседа с испытуемым нужна для того, чтобы выяснить его представление или понимание явлений природы, степень его осведомленности по общественным, научным вопросам, осознание им взаимозависимостей, причин и последствий определенных явлений, определить его убеждения, идеалы, идейную направленность. Сформулированные вопросы должны быть четкими и понятными, направленными непосредственно на психологические явления. Во время беседы нужно добиваться не только констатирующей ответы, но и объяснения, мотивации, то есть ответов не только на вопрос «Что это такое?», Но и на вопрос «Почему?», «Как?».

Одним из вариантов беседы является метод интервью, к которому прибегают в психологических и социологических исследованиях. Через интервью обнаруживают мысли, взгляды, факты из жизни респондента, т.е. исследуемого, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и тому подобное.

Интервью может быть нестандартизированного и стандартизированным. У не-стандартизированном интервью вопрос к респонденту сформулированы не до конца и могут изменяться в ходе исследования, а в стандартизированном — вопросы задаются по определенной системе, четко формулируются.

Анкетирование

Анкетирование — один из способов психологического опроса. С помощью анкеты исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, к тем или иным переживаний, их оценка. На вопросы, сформулированные в анкете, ответы даются письменно.

К тому же вопросы задаются так, что ответы на них могут быть описательными или альтернативными «да», «нет», «не знаю», «затрудняюсь ответить». Анкета может содержать варианты ответов, из которых участнику предлагают выбрать одну, на его взгляд, правильный ответ. Выбор зависит от личных убеждений и интересов респондента.

Вопросы анкеты должны констатирующий и мотивационный характер, как и вопрос во время беседы и интервью. Анкета может быть именная — где подопытный указывает свою фамилию и имя, несколько сообщает о себе, и анонимна.

Анонимное анкетирование осуществляют с целью получения более откровенных ответов.

Анкетный исследования позволяет собрать большой по своему объему материал, дающий возможность считать полученные ответы достаточно вероятными. Его недостатком является субъективность и случайность ответов, невозможность проверки их правильности и искренности.

Источник: https://studbooks.net/8642/psihologiya/modelirovanie_psihicheskih_protsessov

О моделировании психической деятельности

В последнее десятилетие под влиянием кибернетики во многих отраслях знания, в том числе и в психологии, получил широкое распространение особый метод научного исследования, названный моделированием.

Моделирование представляет собой метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т. е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно.

Так, медики изучают течение некоторых опасных болезней человека и способы их лечения на животных, искусственно вызывая у них эти болезни; химики строят модели молекул и атомов, астрономы — модели солнечной системы и космических явлений и т. д. Выводы, полученные при изучении модели, затем переносят на оригинал (прототип).

Здесь вы можете прочесть Рефлекторная природа психики (часть 1)

Но для того, чтобы знания об оригинале, добытые таким образом, были вполне достоверны, его модель должна отвечать определенным требованиям, а именно: она должна иметь сходство с оригиналом, в целом или в каких-то строго определенных свойствах имитировать изучаемый объект, должна быть относительно простой и удобной для исследования и, наконец, изучение ее должно давать ученому новое знание об оригинале, в противном случае моделирование не будет служить методом познания. Таким образом, моделирование — это научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определенных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое  знание.

Требования предъявляемые к психическим моделям

К моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, чем к моделям физических объектов.

Модели психики должны помочь ученому исследовать не только результат психической деятельности, но и сам процесс ее, что особенно важно и вместе с тем наиболее сложно в психическом моделировании.

В настоящее время более или менее успешно моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Крайне трудно (если только вообще возможно) создать действующую модель целостного поведения человека со всем богатством его индивидуальных переживаний, побуждений и стремлений.

Различают три основных вида моделей психики: знаковые, программные и вещественные. Знаковые модели — это точное словесное или математическое описание какого-либо явления психики. Соответственно знаковые модели делятся на вербальные (словесные) и математические.

Вербальные модели в процессе деятельности человека

Вербальные модели имеются в учебниках психологии, в статьях и книгах психологов. Так, научное описание процесса возникновения ощущения или восприятия есть модель реального протекания этих психических процессов.

Описание этапов формирования двигательного навыка, решения мыслительных задач, этапов волевого действия также представляют собой модели соответствующих психических явлений. Существенный недостаток вербальных моделей состоит в неполной их формализации.

Дело в том, что описание какого-либо факта психической деятельности может быть детальным или схематичным; может быть выражено разными словами; нередко одни и те же научные понятия разные исследователи обозначают разными терминами. Все это значительно снижает научную ценность вербального моделирования.

Кроме того, вербальные модели не способны к функционированию: изучая их, нельзя проверить исследуемый процесс в действии, в изменении. Вербальные модели психики — это недействующие, «застывшие» модели.

Математические модели представляют собой высоко формализованные модели психики

При построении их ученые пытаются описать психические процессы и другие стороны психической деятельности человека не словами, а языком математических формул и графиков. Поэтому указанные модели точнее вербальных, их однозначно понимают не только психологи различных научных направлений и стран, но также математики и инженеры.

Однако математические модели имеют существенный недостаток: они описывают главным образом внешнюю сторону психической деятельности, форму ее протекания, минуя содержание, которое невозможно или почти невозможно выразить математическими символами и их сочетанием.

Выигрывая в точности, математическое моделирование еще дальше, чем вербальное, отходит от реального протекания психической деятельности человека в область абстракции. Однако на определенной стадии научного исследования такой отход необходим.

Математические модели легко преобразовать в действующие: их можно заложить в электронно-вычислительную машину, работа которой и будет представлять собой математическую модель в действии.

Читайте также:  Эмоциональная неустойчивость как свойство личности - справочник студента

Программные модели

Программные модели являются связующим звеном между знаковыми и вещественными. Создавая программные модели, ученые пользуются знаками — словами или математическими символами; вместе с тем эти описания так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели — действующие машины-автоматы, которые имитируют работу человеческого мышления, памяти, внимания и пр.

Программные модели делят на жестко-алгоритмические и эвристические. Жестко-алгоритмические программные модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, состоящего из строгой (жесткой) последовательности однозначных операций.

Понятие алгоритма часто встречается в современной науке. Алгоритм — это предписание о выполнении в определенной последовательности некоторой системы элементарных операций для решения всех задач данного класса.

Примером алгоритма являются операции, которые надо выполнять человеку при пользовании телефоном-автоматом: опустить монету; снять трубку; услышав гудок, набрать нужный номер и т. д. Иная последовательность действий не приведет к успеху. По типу жесткого алгоритма, т. е.

строго фиксированной последовательности элементарных операций, составляющих то или иное сложное действие, протекают те поведенческие акты, которые состоят из автоматизированных действий: навыки, привычки и пр.

Жесткий алгоритм лежит и в основе решения мыслительных задач по заданному образцу: сначала надо найти это, затем — то, потом произвести такое-то преобразование и т. д. Действия по жесткому алгоритму лишены творчества, поиска новых способов решения задачи.

Жестко-алгоритмические модели психики

Жестко-алгоритмические модели психики имеют тот недостаток, что при изучении их можно понять только очень ограниченный круг явлений психической деятельности (автоматизированные действия, действия по образцу).

Эвристические программные модели значительно сложнее жестко-алгоритмических. Их составляют с целью изучения таких действий человека или таких психических процессов, течение которых имеет несколько вариантов, и поэтому заранее нельзя точно определить, какой из них будет реализован.

Так, математик, приступая к доказательству новой теоремы, не знает, каким путем он будет ее доказывать и доказуема ли она вообще. Необходимы активные поиски доказательств и многочисленные пробы.

То же самое происходит при игре в шахматы: игроки заранее точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры, потому что выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника, а о том, какой ход сделает противник, можно знать лишь гипотетически, предположительно. Мыслительные задачи такого типа называют задачами в условиях неопределенности.

Решение их зависит от ряда не контролируемых человеком факторов. Результат может быть получен только посредством составления гипотез и поэтапной проверки их правильности. К задачам в условиях неопределенности можно отнести также большинство воспитательных задач, при решении которых воспитатель точно не знает, какой будет реакция воспитанников на его воздействие.

Он лишь предполагает с большей или меньшей вероятностью, что получит желаемый результат, и в случае неудачи «на ходу» меняет свою тактику. Методы решения задач в условиях неопределенности и необходимости активного поиска способов решения называются эвристическими методами, а модели, воспроизводящие сложный процесс решения таких задач,— эвристическими моделями.

При создании эвристической модели исследователь, как и художник, вначале тщательно изучает «натуру», реальный ход моделируемой деятельности человека, например доказательство теорем математиком или игру шахматистов.

С этой целью он многократно наблюдает за порядком действий своих испытуемых при решении задач, фиксирует их ошибки и способы исправления ошибок, высказывания, реплики и другие внешние проявления деятельности. Затем на основе наблюдений составляет гипотезу о структуре психических процессов, участвующих в решении задач данного типа.

Гипотезу он выражает в виде программы, которую можно заложить в электронно-вычислительную машину, превратить в действующую модель. Следующий этап — изучение работы машины, решающей аналогичные задачи. Замеченные неточности, отклонения работы машины вновь приводят исследователя к «натуре».

Повторные наблюдения позволяют внести исправления в программу и т. д. до заключительного вывода об оригинале, который ученый считает наиболее достоверным.

В настоящее время существует много разнообразных эвристических моделей психики, созданных зарубежными и отечественными учеными. Особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека.

Есть программы, воспроизводящие шахматную и шашечную игру, решение логических задач, доказательства геометрических теорем, творческое мышление композитора и т. п.

(программа «логик-теоретик» Ньюэла, Шоу и Саймона, способная решать логические задачи; программа «обобщенного решения задач» тех же авторов; программа «композитор» Рейтмана и Санчера воспроизводящая в упрощенном виде творчество композитора; программа Гелентера, способная доказывать геометрические теоремы, и др.).

Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки

Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки. Во-первых, эвристические программы имитируют мыслительный процесс вне связи с другими психическими процессами — восприятием, памятью, воображением к пр.

В действительности мышление человека обязательно опирается на данные восприятия и памяти, меняет свой ход под действием воображения.

Во-вторых, электронно-вычислительные машины, приводящие в действие эвристические программы, не обладают никакими потребностями и стремлениями, не переживают чувства радости от успеха и огорчения от неудачи, в то время как мышление человека всегда побуждается определенными мотивами и окрашено чувствами, существенно влияющими на ход и результаты мыслительной деятельности. Наконец, как и другие модели психики, эвристические модели созданы на основе аналогии, которая всегда дает лишь приблизительно верный вывод. Следовательно, ученый, создавший даже очень удачную эвристическую модель, не может быть уверен, что она точно воспроизводит реальное положение дела.

Недостатки эвристических моделей пытаются преодолеть путем создания комплексных моделей, называемых блок-схемными. Эти модели состоят из нескольких взаимосвязанных блоков: блока «памяти», блока «мышления», блока «эмоций» и т. д.

Блоки действуют одновременно и совместно, но каждый из них выполняет свою функцию: блок памяти получает, хранит и выдает в нужный момент информацию, блок мышления перерабатывает ее на разных уровнях обобщения, блок эмоций усиливает или тормозит работу системы в данный момент.

В нашей стране наиболее активным защитником блок-схемного моделирования является Н. М. Амосов, создавший много программ сложных психических явлений. Однако реализация этих программ пока еще дело будущего.

Третьим, основным видом моделей психики являются вещественные (физические) модели

Чтобы глубже понять сущность психики, надо изучить не только психические явления, но и физиологические законы работы мозга и структуру мозга. Ввиду недостаточности современных знаний о мозге ученые пытаются воссоздать в вещественных моделях его структуру и механизмы деятельности с тем, чтобы изучение работы моделей пополнило знания о материальной основе психики и о самой психике.

Посредством блок-схемных моделей изучают также отдельные стороны поведения человека или животного. Например, А. Ранке создал блок-схему регулирования движений организмом. В ней имеется несколько уровней регулирования, начиная от спинного мозга и кончая большими полушариями головного мозга. Эти уровни («блоки» модели) взаимодействуют друг с другом.

Работа над созданием вещественных моделей структуры и деятельности мозга человека

Работа идет двумя основными путями. Первый путь характеризуется тем, что исследователь, опираясь на данные современной науки о мозге и испытывая их недостаточность, строит относительно простую гипотезу о взаимодействии отдельных структур мозга и механизмах их действия.

Затем он реализует гипотезу техническими средствами в виде вещественной модели, изучая работу которой уточняет свою гипотезу. Модели этого типа называют гипотетическими. Примером гипотетической модели может служить машина, сконструированная в 1960 г. американским психологом Ф. Розенблаттом для изучения восприятия человека, которую он назвал «перцептроном».

1 При построении модели ученый исходил из определенной гипотезы о возникновении восприятия и его физиологической основы. Машина Розенблатта могла легко различать предъявленные ей буквы алфавита и накапливать «опыт», т. е. «обучаться». В настоящее время существует много моделей, построенных по принципу перцептрона, которые способны распознавать слова и сложные изображения.

Очень интересна гипотетическая модель А. Г. Ивахненко — сотрудника института кибернетики Украинской Академии наук, носящая название «Альфа». Эта модель имеет несколько постепенно усложняющихся вариантов. Первый вариант может только выполнять приказы, т. е.

он построен по строго алгоритмическому принципу; в последнем варианте машина очень близко имитирует работу человеческого мозга: она способна к самоорганизации, например к классификации предъявленных зрительных и слуховых образов.

Второй путь создания вещественных моделей

Характеризуется тем, что в процессе исследования гипотезам отводится подчиненная роль, главное же внимание ученого направлено на детальное изучение объекта (оригинала), который он моделирует лишь с целью уточнения и проверки полученных данных (проверка действием). Модели, созданные таким образом, называются бионическими.

2 Бионическое моделирование используют для более глубокого понимания психики как человека, так и животных.

Например, тщательно изучая строение и функции органов зрения, слуха и обоняния разных животных, ученые создали вещественные действующие модели этих органов — «искусственный глаз», «электронное ухо», «электронный нос», которые представляют собой аналоговые приборы, имитирующие строение и функции указанных органов живого организма.

Бионическое моделирование органов чувств позволило создать новые теории слуха, цветного зрения, сформулировать некоторые законы преобразования органами чувств внешних раздражений в нервные импульсы, объяснить удивительную способность пчел, летучих мышей, птиц, дельфинов и др. безошибочно ориентироваться в пространстве, определять время и пр.

Существуют также бионические модели нервных клеток

Существуют также бионические модели нервных клеток простейших сетей из них, модели высшей нервной деятельности. Они позволяют получить дополнительные данные о различных структурах мозга и их функциях, о работе целостного мозга.

Любопытным видом вещественных моделей являются биологические модели. Это особые технические устройства, в которых используются элементы живой материи, например нервные клетки или простейшие организмы (водоросли). Биологические модели — дело будущего; в настоящее время они немногочисленны, потому что создание их хотя и высоко экономично, но встречает ряд трудно преодолимых препятствий.

Из всего сказанного о моделях следует, что метод моделирования значительно расширяет возможности экспериментального изучения психической деятельности человека и животных, позволяет смелее выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные выводы количественными характеристиками.

Однако моделирование в области психологии — это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не может заменить или отменить другие методы.

Источник: http://net22.ru/o-modelirovanii-psixicheskoj-deyatelnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector