Методы прикладной психологии — справочник студента

Методы прикладной психологии - Справочник студента

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Методы прикладной психологии - Справочник студента

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Разделы науки

Методы прикладной психологии - Справочник студента

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Методы прикладной психологии - Справочник студента

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании.

Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Криволинейное движение - справочник студента

Оценим за полчаса!

Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Развитие науки

Методы прикладной психологии - Справочник студента

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/prikladnaya.html

Практическая и прикладная психология — Психологос

Прикладная психология — психология, направленная на практику, но ориентированная на СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ.

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на НАСЕЛЕНИЕ.

Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология». Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.

В чем основные отличия прикладной и практической психологии?

И практическая, и прикладная психология — направлена не на теорию, а на практику. Разница между ними в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая — на не-специалистов, на широкие круги населения.

Прикладная психология пишется строго на академической языке, на языке научных статей. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология занимается образованием профессионалов. Практическая — направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием.

Как пишет Ф.Е. Василюк (Василюк Ф.Е. «Методологический анализ в психологии»): «Отечественная психология так резко изменилась за последнее десятилетие, что кажется принадлежащей к другому «биологическому» виду, чем психология образца 1980 года.

Происходящие «мутации» заметны даже в сонной атмосфере официальной академической психологии, а уж в стихии социальной жизни от них просто рябит в глазах: появился массовый рынок психологических услуг — индивидуальное консультирование и психотерапия, детская и семейная терапия, развитие памяти и воображения, тренинга сензитивности и коммуникативных навыков, психологическая подготовка менеджеров и депутатов и прочее, и прочее.

Но в чем, спросят, такая уж принципиальная новизна? Разве это не простое расширение давно существующей прикладной, практической психологии? В том-то и дело, что у нас была именно и только прикладная, практическая психология (то есть приложения психологии к различным социальным сферам, по имени этих сфер и получавшие свои названия — педагогическая, медицинская, спортивная, инженерная и т.д.), но не было психологической практики (то есть особой социальной сферы психологических услуг). Будь, например, здравоохранение таким, какой еще совсем недавно была психология, у нас было бы несколько медицинских академических институтов и факультетов, сотни медицинских кафедр в вузах, различные исследовательские отрасли — от молекулярной до космической медицины и на всю страну — … ни поликлиники, ни больницы, а лишь десяток подпольно практикующих фельдшеров-самоучек».

Методы прикладной психологии - Справочник студента

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prakticheskaya-i-prikladnaya-psihologiya

Курс: Организация исследования в прикладной психологии

    • Новостной форум
    • Папка курсаВключает материалы, дополняющие содержание лекций
    • Содержание курса и рекомендуемый режим работы Курс разделен на 4 тематических блока, отражающих последовательность этапов прикладного исследования: подготовка исследования, проведение исследования, анализ результатов и написание отчета. Каждый тематический блок включает несколько лекций. В лекциях рассматриваются задачи, которые должен решать на каждом этапе исследователь, обсуждаются проблемы, которые при этом у него могут возникать и ищутся возможные способы их устранения. К каждой лекции прилагается список литературы, глоссарий и контрольные вопросы (два последних только к 8 первым лекциям). Список литературы носит справочно-иллюстративный характер и включает источники, на которые даются прямые ссылки в лекции. Эти источники делятся на два типа, основные, которые снабжены гиперссылками, и дополнительные, без гиперссылок. В основных источниках более подробно освещаются или иллюстрируются отдельные вопросы, затрагиваемые данной лекцией. Дополнительные источники носят факультативный характер и содержат альтернативные взгляды на рассматриваемую в лекции тему. Глоссарий содержит определения основных понятий, используемых в лекции. Контрольные вопросы приводятся для лучшего усвоения материала лекции. После прочтения лекции рекомендуется просмотреть основные источники. Для этого  следует воспользоваться гиперссылками, позволяющими открыть их в отдельном окне или сохранить на своем компьютере. Затем рекомендуется просмотреть глоссарий и ответить на контрольные вопросы. Курс рассчитан на один семестр и завершается аттестацией (см. раздел «Аттестация»).План занятийМетоды прикладной психологии - Справочник студента

Пропустить Навигация Пропустить Категории курсов Пропустить Описание курса

В ходе подготовки в различных курсах студентов учат пользоваться научными библиотеками, знакомят с основными методами научного исследования и с разнообразными статистическими процедурами.

Однако такие разрозненные знания не позволяют сформировать необходимых для психолога компетенций, поскольку они не привязываются к содержанию самой исследовательской деятельности, инструментами которой они служат и в рамках которой они обретают свой смысл.

В результате уже при написании диплома или магистерской диссертации студенты сталкиваются с многочисленными проблемами и трудностями, начиная с выбора объекта исследования, подбора и анализа научной литературы и формулирования гипотез и заканчивая обработкой и интерпретацией полученных результатов.

Между тем умение проводить прикладные исследования является ключевой составляющей профессиональной деятельности организационного психолога, позволяющей ему находить эффективные способы решения различных организационных проблем.

В связи с этим цель настоящей учебной дисциплины заключается в формировании у студентов знаний и умений по сбору и анализу информации о существующих исследованиях в области организационной психологии и психологии потребителя и организации и планированию собственных исследований.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=648

Прикладная психология

  •      План 
     
  •      Введение  
  •      І. Прикладная и практическая психология 
  •      ІІ. Методы прикладной психологии 
  •      Заключение 
  •      Список использованной литературы  
          
          
          
          
          
     

     Прикладная 
психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить 
принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

     Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить 
принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые 
принципы, которые могут быть применены 
таким образом. 

     І  Прикладная и практическая психология

     Прикладная 
психология — ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

     Практическая 
психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий 
контингент образованного населения 
и их запросы — как личностного 
характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие 
себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

     Например, метафора Родитель — Взрослый — 
Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом 
консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у 
данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

     Прикладная 
психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем.

К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

     В экспериментальной психологии исследователь 
никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат.

Он может заниматься любой 
проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и 
хотя результаты эксперимента могут 
найти полезное применение, для теоретической 
психологии это не очень важно.

Задачи же, встающие перед прикладной психологией 
— это постоянный поиск решений 
практических проблем, возникающих 
в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах.

В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые 
навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение 
на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают 
промежутки времени. Анализ этих явлений 
дает психологу возможность систематизировать 
факты человеческого поведения.

Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Читайте также:  Испарение и конденсация - справочник студента

     Прикладная 
психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности наущения могут быть использованы при написании руководства для продавцов.

С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок.

20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

     Психологический контакт — это некий результат 
общения. Он имеет место тогда, когда 
во взаимоотношениях между людьми появляются взаимопонимание и доверие. Но вместе с этим контакт — условие и средство общения, благодаря которому достигается 
проникновение в душевный мир 
человека, в сферу его переживаний, нравственного и эмоционального реагирования на происходящие события.

     Выбор методов и средств воздействия 
обусловлен целью воздействия, индивидуально-психологическими особенностями партнера, характером сложившихся с ним отношений, конкретной ситуацией. Выбор средств 
и методов, пожалуй, наиболее деликатная задача стратегии и тактики оказания воздействия на личность в деловых 
отношениях.

Как заметил известный 
американский социолог Д. Рисмэн в книге «Толпа одиноких», по существу обманутые «люди жалуются не по поводу своих непосредственных обид, а по поводу того, что они подверглись воздействию не тем путем, который им понравился бы».

Наиболее сильно современного человека, особенно представляющего западное общество, может уязвить и обидеть попытка манипулировать его сознанием.

     Для решения перечисленных задач 
прикладная психология использует разнообразные 
методы. Методы подразделяются в зависимости 
от целевого назначения и предмета исследования.  

ІІ 
Методы прикладной психологии
 

     Остановимся на краткой характеристике некоторых 
наиболее распространенных методах 
психологической науки, используемых в прикладной психологии.

     Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие и оценка психических особенностей личности партнера в целях изучения их специфических изменений в определенных условиях и нахождения скрытого смысла его поведения и поступков.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Важно правильно выбрать ситуацию для наблюдения, а также уметь с учетом психологических закономерностей анализировать и обобщать полученные данные.

Весьма информативны наблюдение и оценка невербальных признаков внутренних состояний (жесты, мимика, паузы и т.п.).

     Целесообразно для ведения наблюдения использовать заранее разработанные схемы-вопросники, а также последовательно подключать нескольких наблюдателей. Фиксация результатов 
наблюдения должна быть строго объективной. Это значит, что следует записывать лишь наблюдаемые факты, избегая предположений о возможных причинах наблюдаемого поведения и поспешных выводов о качествах личности.

     Эксперимент — метод изучения особенностей того или иного лица путем целенаправленного создания ситуаций, позволяющих проверить имеющиеся гипотезы о представляющих интерес чертах его личности. Различают лабораторный и естественный эксперименты, у которых выделяют диагностическую, формирующую и корригирующую функции.

     Психологический эксперимент, проводимый в строго научных 
целях, начинается с выдвижения гипотезы, или основанного на фактах предположения 
о наличии определенной взаимосвязи 
явлений.

Допустим, психологом-исследователем выдвигается гипотеза о том, что 
студенты института международных 
отношений МИФИ, прошедшие интенсивный 
психотренинг по отработке навыков 
общения, оказываются более успешными 
в практической работе.

     Для подтверждения этой гипотезы потребуются 
две группы студентов: экспериментальная 
и контрольная. Причем в начале эксперимента обе эти группы студентов должны быть подобраны в случайном порядке. Сами студенты не должны знать о 
том, что они участвуют в эксперименте.

Затем с экспериментальной группой 
проводится интенсивный психотренинг по избранной методике, в то время 
как участники контрольной группы обучаются по традиционной программе.

  В конце эксперимента сравниваются результаты овладения студентами навыками общения применительно, например, к выполнению учебных заданий на семинарах и практических занятиях. При более строгой постановке вопроса можно произвести сравнение показателей результативности в поддержании деловых отношений с иностранными партнерами в ходе практической деятельности.

При организации 
и проведении эксперимента принципиально 
важным является соблюдение всех выше названных условий (случайность 
подбора участников эксперимента, отсутствие у них личной заинтересованности в результатах эксперимента, наличие 
контрольной и экспериментальной 
групп, контроль остальных условий 
эксперимента).

     Анализ 
продуктов деятельности и личных документов —
психологическая оценка всего того, что человек создал, или приобрел за свою жизнь, включая вещи, деньги, недвижимость, автомобиль и др. Принимают во внимание дневники, письма, фотографии, другие личные документы, в которых нашел отражение жизненный путь человека.

     Конвент — анализ — метод выявления и оценки профессиональных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле и радиопередач, интервью, ответов на вопросы и т.д.

), в которых выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы сообщений, затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний единиц в определенной совокупности текстов или другой информации. Конвент — анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики источника сообщаемой информации, адресата и их взаимосвязи.

Он позволяет использовать методы многомерного статистического анализа получаемых данных. С помощью факторного анализа могут быть выявлены скрытые тенденции, определяющие содержание текстов.

     Анализ 
специальных психологических и 
социологических материалов включает изучение представляющих определенный для разведки результатов различного рода опросов общественного мнения, данных социологической статистики, исследований по проблемам политической и военной психологии и т.п.

     Беседа (интервью) — изучение психологического явления в ходе речевого общения путем целенаправленной постановки соответствующих вопросов и фиксации реакций на них.

Обращается внимание на вербальные и невербальные компоненты ответов респондента.

Большую роль при ведении беседы играют навыки активного слушания собеседника, умение создать в процессе общения комфортное состояние и атмосферу доверительности, побудить интервьюируемого к сообщению значимой информации по тому или иному вопросу.

     Испытание на полиграфе — разновидность психофизиологического эксперимента по выявлению значимого сигнала из индифферентных.

В ходе испытания регистрируются поведенческие (вербальные и невербальные) и вегетативные (частота пульса и дыхания, кожно-гальванический рефлекс, артериальное давление) реакции проверяемого лица. Суть испытания состоит в сопоставлении особенностей реагирования проверяемого на нейтральные и на значимые стимулы (вопросы).

Интерпретация результатов должна соответствовать требованию объективности. В настоящее время известно несколько видов полиграфов (стационарные, переносные, контактные, дистантные).

     
Научная основа использования тестов для изучения индивидуально-психологических особенностей состоит в количественном сопоставлении результатов, полученных при обследовании данного человека (число решенных задач, выбранных вариантов ответов на вопросы, других измеряемых реакций) с ранее установленными стандартами. Кроме того, психологическое тестирование отличается кратковременностью обследования, быстротой получения его результатов, объективностью характеристик. С помощью тестов могут быть изучены все основные психологические свойства личности, в том числе особенности мотивации поведения и деятельности, интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и коммуникативные качества, а также отклонения от психической нормы. Существует поистине огромное количество разнообразных тестовых методик. Тем не менее, их все же можно разделить на личностные опросчики, проективные методики, тесты способностей.

     Личностные 
опросчики предназначены для изучения особенностей характера и темперамента конкретного человека.

Основаны на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях.

В отличие от простой анкеты, которая, как правило, opиентировaна на получение конкретных фактов, опросчик измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/prikladnaya-psihologiya/143495-421245-page1.html

Методические особенности преподавания прикладной психологии

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели — научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне.

Применительно к психологии это означает, что студенту её нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности её проявления в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Деятельность же преподавателя имеет свою специфическую, отличную от студенческой, цель. У студента цель — изучение науки, а у преподавателя — её внедрение.

Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, предполагает формирование умения мыслить психологически.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки.

Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а прикладную психологию — практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики.

Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология — явления общественной жизни, факты группового поведения; инженерная психология — особенности взаимодействия человека с техникой; педагогическая психология — факты, связанные с условиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология — психологические причины улучшения или ухудшения здоровья; военная психология — особенности поведения человека в опасных ситуациях боя и т.д. Так, задача у прикладной психологии тоже является объяснительной, но объяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся к компетенции каждой прикладной отрасли психологии.

  • Когда прикладная психология применяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых новообразований, то такое её применение является уже не только объяснением, а становится применением.
  • Таким образом, прикладная психология находит практическое применение двояким образом: для объяснения конкретных психологических явлений (теоретическая часть прикладной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника).
  • Если преподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышления студентов и всячески способствует этому специальными интеллектуальными упражнениями, то это значит, что он занят не только теоретической психологией — обоснованием истинности теории, разъяснением её постулатов, но и практической психологией, психотехникой, так как прикладывает свои усилия к реальному формированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные задачи при опоре на материал теоретической психологии.

Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии — педагогической, возрастной, правовой, инженерной, медицинской и т.д., которая находит применение для объяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования, а в своей практической части (психотехнике) — применение для преобразования психики.

Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет по-особому ставить и цель преподавания, и цель изучения её студентом.

Представляется оптимальной такая постановка цели: формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, а также освоения ими психотехнических приёмов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

При этом преподаватель психологии может строить свою работу, чтобы общая цель преподавания — формирование психологического мышления достигалась главным образом на лекционных и семинарских занятиях; практические умения — на лабораторных и практических занятиях, а также во время учебной практики.

Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приёмов.

Источник: https://studbooks.net/901263/psihologiya/metodicheskie_osobennosti_prepodavaniya_prikladnoy_psihologii

Введение в профессию «психолог»

Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти себе применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека и не только человека (как известно, психологи изучают жизнь животных, птиц, рыб, микроорганизмов, целостных экологических систем и т. п.). Но здесь сразу же возникают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими — не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает).

Другой вопрос: как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?

Чтобы привнести некоторую ясность в подобные вопросы, В. И. Слободчиков35 и Е. И. Исаев36 выделяют два понимания «практической психологии»:

35 Слободчиков Виктор Ивановичдоктор психологических наук, директор Института педагогических инноваций РАО.

36 Исаев Евгений Ивановичдоктор психологических наук, специалист в области проектирования психологического образования педагогов (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).

1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;

2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (см. Слободчиков, Исаев, 1995. — С. 113–115).

В дополнение и развитие такого разделения можно добавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками».

Например, руководством какого–то предприятия. Здесь психолог как бы дан «в придачу» («придан») уже работающим специалистам, то есть он как бы помогает этим специалистам лучше выполнять свои функции. При таком понимании психолог действительно может реализовать себя в самых различных сферах производства.

Можно выделить, наряду с некоторыми упоминавшимися выше, примерно следующий перечень сфер, где психолог может найти для себя применение:

1. Космическая психология, где психолог может исследовать и формировать готовность будущих космонавтов к выполнению своих полетов, а также разрабатывать рекомендации для оптимизации подготовки космонавтов, оказанию медико–психологической реабилитации после полетов и т. п.

2. Авиационная психология, направленная на оптимизацию психологических условий работы пилотов, диспетчеров аэропортов, других работников летных служб.

3. Индустриальная (производственная) психология и близкая к ней психология управления (организационная психология).

Заметим, что теоретически возможно выделение «своей», специфической психологии по каждой отрасли производства (строительная психология, металлургическая психология и т. п.). Правда, практически такое выделение не всегда делается.

Иногда как отдельную сферу выделяют психологию менеджмента, психологию предпринимательской деятельности и т. п.

4. Медицинская психология и патопсихология, где одним из важных аспектов является построение взаимоотношений психологов с медиками. Правда, традиционно в данном направлении психологии больше внимания уделяется исследованию самих больных.

5. Педагогическая психология (психологические особенности образования и детей, и взрослых, а также проблемы непрерывного и опережающего профессионального образования). Как один из вариантов педагогической психологии выделяется школьная психология.

6. Правовая и юридическая психология, перед которой стоят особо сложные проблемы в условиях реально «не правового государства», зараженного идеей коррупции и вседозволенности (в том числе и в среде самих правоохранительных органов).

7. Психология туризма и организации досуга.

8. Некоторое время назад (в начале 80–х годов — времени проведения Олимпийских игр в Москве) в СССР была очень популярна спортивная психология.

9. Психология массовых коммуникаций и рекламы.

10. Политическая психология, где психолог в последнее время оказывается востребован в различных отношениях, в том числе в организации избирательных компаний и межпартийной политической борьбы.

11. Военная психология, где деятельность психолога весьма многообразна, в том числе в связи с событиями, происходящими в «горячих точках», и необходимостью подготовки бойцов к деятельности в экстремальных ситуациях и психологической помощи им в период и по окончании службы.

Во всех этих и других случаях психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), а с другой стороны, учитывать специфику работы в той отрасли, которую он обслуживает.

Исходя из этого, психолог–прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность работников.

Таким образом, он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника производственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет эффективно работать).

Именно поэтому психологов все чаще приглашают на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации. Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оперативные задачи.

Заметим, что в серьезных организациях обычно работает не один, а несколько психологов.

Читайте также:  Непрерывное образование - справочник студента

Кроме того, при решении сложных проблем (связанных, например, с реорганизацией фирмы) к работе обычно подключаются как собственные психологи (внутренние консультанты), так и приглашенные (внешние консультанты).

Все это позволяет сообща (вместе с достаточно опытным руководством) грамотно ставить задачи и решать их. Тем не менее остается проблема «грамотного заказчика», поскольку и у опытных руководителей встречается иногда и некоторая предубежденность, и некоторое недоверие к психологам.

Поэтому реально психологу–прикладнику иногда приходится брать на себя несколько большую ответственность и самому заявлять о стратегических проблемах и целях своей работы, одновременно формируя и психологическую культуру у своих начальников — производственников и заказчиков.

Несколько иная картина складывается, когда мы говорим о практической психологии как «особой психологической практике». Здесь психолог обычно работает с клиентами, которые в большей степени доверяются психологу как специалисту.

В этих случаях психолог самостоятельно ставит перед собой и стратегические задачи (клиент в значительной степени доверяет ему в этом), и тактические и конкретные оперативные задачи исследования и вмешательства в ситуацию данного клиента.

В каком–то смысле ответственность такой работы у психолога выше, чем в случаях решения прикладных задач, поскольку психолог в большей степени выступает субъектом собственной деятельности.

Практическая психология как специально выделяемая психологами отрасль, нуждающаяся в особом научном обосновании, развивается в России последние пятнадцать — двадцать лет (особенно активно в 90–е годы).

В силу ряда объективных обстоятельств (тоталитарный режим и, как следствие, гонения на психологию, стремление в свое время заменить предмет психологической науки предметом рефлексологии и физиологии и т. п.) в отечественной практической психологии до настоящего времени можно зафиксировать серьезное отставание от западных стран.

Отечественная психология долгое время представляла собой академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем конкретных людей.

Почти все отечественные школы практической психологии опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Однако многие формы практической психологической работы зародились именно в нашей стране.

Практическая психология имеет в России собственные традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов практической психологии активно использовались в нашей стране еще в двадцатые — тридцатые годы.

Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.

Другим направлением, реализовывавшим психологические методы в социальной практике, выступила возникшая в США и широко распространившаяся в Западной Европе и России педология (буквальный перевод — наука о ребенке), проповедовавшая комплексный — средствами различных наук — подход к ребенку и претендовавшая на роль «метанауки». Отечественные педологические лаборатории и секции вполне в дvxe воемени пытались разрабатывать методы и приемы диагностики и развития отдельных детей и школьных коллективов в соответствии с идеями формирования нового человека.

Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами возникновения психотехнологий, оказавшихся впоследствии востребованными (правда, в несколько иной форме) в психологической практике Запада. Яркой иллюстрацией к сказанному служит целый ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С.

Макаренко37. (Анализ разработанной значительно позже «коммунарской методики» позволяет легко вычленить и в ней элементы эффективных методов психологического воздействия; не случайно на опыт А. С. Макаренко ссылался и много оттуда заимствовал создатель ведущей отечественной психотерапевтической школы В. Н. Мясищев).

37 Макаренко Антон Семенович (1888—1939) — выдающийся отечественный педагог и писатель. Внес существенный вклад в отечественную педагогическую и социальную психологию, создав теорию развития личности в коллективе.

Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей.

Одной из наиболее привлекательных концепций в то время безусловно являлся фрейдизм — хотя большинство отечественных психоаналитиков не получили соответствующего психоаналитического образования.

Отечественные психологи пытались применять в практике психоаналитические идеи в работе с детьми (В. Шмидт, М. Вулъф, И. Ермаков, А. Залкинд и др.).

Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы оказания психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег.

Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты–практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

В настоящее время практическая психология может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, не только как психологическая практика и способ проверки умозрительных психологических моделей, но и как новая активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки.

В качестве такового выступают, по нашему мнению, принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека. Г. С.

Абрамова (1994) предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. «При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека» (Абрамова Г.

С, 1994. — С. 12). В силу новизны данной отрасли окончательное определение предмета практической психологии является делом будущего.

  • По нашему мнению, говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные их уровни:
  • 1) научно–исследовательские задачи связаны с решением проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;
  • 2) прикладные задачи практической психологии диктуются необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов, что предполагает составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
  • 3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах — в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

Источник: https://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/gl14.shtm

Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология

скачать книгу

Введение

Предназначение прикладной психологии — оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире.

Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы.

Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптироваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения.

Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в социальной и психологической поддержке населения.

Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач: необходимость разработки организационных основ работы психологической службы вообще и практических психологов в частности, обеспечение их методическими материалами, необходимым инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места.

Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом.

В последнее время во многих странах проводятся масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы.

Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны, они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии.

В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии.

Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития, например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития.

Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990].

Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.

Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии.

Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта.

Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии — от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии, что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии. Прикладная психология позволяет начинающему психологу приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места — кабинета практического психолога и его оснащения.

Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур.

Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии.

Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики, рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии.

При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога.

Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования, далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария — адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака.

Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции.

Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога.

Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране.

  • В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте.
  • Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу.
  • Содержание, структура и логика построения учебного материала позволяют использовать его в качестве основного учебника для студентов колледжей, институтов и университетов, а также как руководство для преподавателей психологических, педагогических и управленческих дисциплин.

Источник: http://psychologi.net.ru/book2_n_p/bolotov_pr.html

Ссылка на основную публикацию