Методы, ориентированные на людей и культуру — справочник студента

Такие методы направлены на активное привлечение и уе в них практически всœᴇᴦο персонала. Такие методы оказывают положительное влияние на проблемы коммуникаций, отношений в работе и т.д. Изменения в организационнои̌ культуре неизбежно влияют на степень принятия ценностей, ожидания и модель поведения персонала предприятия. Откровенно говоря, любые изменения, так или иначе, влияют на организационную культуру.

Примечание 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. обсуждение результатов организационного диагноза;
  2. ʼʼпостроение командыʼʼ или групповая работа;
  3. консультирование по процессу;
  4. качество жизни на работе;
  5. система ʼʼвысокие обязательства — высокие достиженияʼʼ.

В таблице 1 приведено сравнение данных методов относительно их влияния на организационные и системные элементы.

Методы, ориентированные на людей и культуру - Справочник студента

  • Рисунок 1. Сравнение методов, ориентированных на культуру
  • Итак, первый метод включает в себя следующие этапы:
  1. Сбор информации при помощи опросников.
  2. Обработка и структурирование собранных данных;
  3. Доведение полученнои̌ информации до её источников.

Наличие информации позволяет персонала самостоятельно планировать собственные рабочие процессыВажно заметить, что метод обсуждения организационного диагноза – ϶то часть модели ʼʼисследование-действиеʼʼ.

Примечание 2

Основная цель метода заключается в улучшении отношений между участниками рабочих групп через групповое обсуждение проблем, а не внедрение инноваций. На практике, рассматриваемый метод используется выявления проблем вместе с другими методами.

Читайте также:  Контактные явления, контактная разность потенциалов - справочник студента

Построение команды — метод, основанный на групповом исследовании проблем совместнои̌ и разработке мер по повышению эффективности рабочих процессов группы.

Метод строится на основании следующих этапов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Постановка групповой цели и приоритетов.
  2. Анализ проделаннои̌ группой .
  3. Исследование рабочих процессов группы.
  4. Анализ отношений членов рабочей группы.
  1. Третий метод основан на привлечении консультантов помощи менеджерам и работникам в восприятии окружения и осознании необходимости изменений.
  2. Окружение складывается и , которую выполняют сотрудники, поведение на совещаниях, формальные и неформальные отношения в рабочем процессе и другие этапы и модели рабочᴇᴦο процесса.
  3. На рисунке 1 изображена разница между процессом и содержанием при изменении задач и межличностных отношений.
  4. Рисунок 2. Примеры различия между процессом и содержанием выполняемого задания
  5. Консультации по процессу требуют использования опытных фаси-литейторов, чаще внешних, и проводятся в следующих областях: коммуникация, лидерство, решение проблем и принятие решений, нормы и ролевое поведение, групповая динамика, управление конфликтом.

Примечание 3

Важно понимать, что консультирование по процессу непосредственно мало влияет на конечный результат. При ϶том оно методствует снятию непонимания и напряжения в работе и в отношениях.

Читайте также:  Предел числовой последовательности - справочник студента

Метод качества жизни на работе основывается на аспектах техники безопасности, здоровья, возможности принимать уе в решениях, развития творческой деятельности, значимости , удовлетворения социальных потребностей и так далее.

Толчком к разработке таких программ стали требования работников по улучшению рабочих условий. Их внедрение влечет за собой повышение производительности, качества , повышает уровень мотивации и заинтересованности в работе и процессах управления.

  • Самыми распространенными на практике примерами внедрения программ качества жизни на работе можно назвать введение гибких графиков, оформление добровольного медицинского страхования.
  • На рисунке 2 изображён эффект от рассматриваемой программы.
  • Рисунок 3. Эффект от программ качества жизни на работе

Рассматриваемые программы в определеннои̌ ситуации могут иметь отрицательные результаты. К примеру, менеджеры среднᴇᴦο и нижнᴇᴦο звена нередко оказывают сопротивление этим программам, так как их осуществление затрагивает их власть и права по принятию решений. Пока такое сопротивление не устранено, программы могут потерпеть неудачу.

Наконец, пятый метод – ϶то результат кардинальных изменений в управлении с целью изменения культуры и увеличения степени вовлеченности в работу. Данный метод помогает работникам почувствовать себя собственниками рабочих процессов.

Метод характеризуется следующим:

  • Делегирование полномочий и своевременная передача информации, а так повышение уровня ответственности за принятие решений.
  • Организация групповой с целью удовлетворения потребителя.
  • Повышение ответственности работников за решение поставленных задач.
  • Интеграция технологий в рабочий процесс.
  • Работники должны понимать организационные цели и участвовать в будущем организации.

Примечание 4

Говоря о системе ʼʼвысокие обязательства — высокие результатыʼʼ, важно понимать, что передовая технология, проектирование высокопроизводительнои̌ , эффективное совмещение организационнои̌ структуры и процессов, качественное планирование и другие подобные вещи необходимы её реализации, но недостаточно получения высоких результатов. Работники и рабочие группы должны взять на себя обязательства сделать перечисленные выше моменты работающими, стать частью их повсœедневнои̌ .

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6564_metody_orientirovannye_na_lyudey_i_kul_turu

Методы, ориентированные на людей и культуру

Активное вовлечение практически всех сотрудников организации — основная направленность данных методов. Они позитивно воздействуют на коммуникативные трудности, межличностные взаимосвязи и тому подобное.

Влияние на уровень принятия ценностных ориентиров и поведенческую модель работников организации неизбежно оказывают трансформации в организационной культуре.

На самом деле абсолютно все изменения в какой-либо степени сказываются на культуре организации.

Примечание

При рассмотрении основополагающих методов можно выделить:

  • Анализ итогов организационных заключений.
  • Коллективная деятельность и формирование команд.
  • Консультативные мероприятия относительно процесса.
  • Качество внутреннего климата на рабочем месте.
  • Функционирование по принципу «чем выше ответственность, тем выше успехи».

Сравнительный анализ этих методов и их воздействия на организационные и системные показатели может быть представлен в табличной форме.

Среди этапов, характерных для первого метода:

  • опросы в качестве источника информации;
  • систематизация и анализ полученных сведений;
  • доставка этих сведений к источнику.

Присутствие подобных сведений делает осуществимым самостоятельное планирование собственной трудовой деятельности. Частью модели «исследование — действие» является метод анализа итогов организационных заключений.

Примечание

Главной задачей такого метода считается совершенствование взаимоотношений среди участников трудового коллектива путем обсуждения проблемного вопроса, а не внедрения инновационных изменений. Практическое применение вышеописанного способа происходит в комплексе с иными методами для обнаружения проблемы.

Формирование команд — метод, подразумевающий коллективное изучение трудностей при таком виде работы и создание алгоритма по увеличению результативности группового процесса.

Базируется метод на нескольких этапах, среди которых:

  • определение целей и выявление преобладающих факторов;
  • анализирование выполненной командой работы;
  • разбор трудовых процессов коллектива;
  • исследование межличностных связей в группе.
  • В основе третьего метода лежит вовлечение консультантов, способных помочь сотрудникам в апперцепции окружающей среды и понимании надобности модернизации.
  • Работа и все виды отношений внутри коллектива во время ее выполнения, поведение на собраниях и заседаниях составляют окружение.
  • Содержание и процесс имеют некоторые различия в зависимости от того, на чем делается акцент при внесении изменений.

Консультации фасилитаторов — неотъемлемая часть процесса формирования успешной групповой коммуникации. Задействование таких специалистов извне происходит в областях: нормирование и ролевое поведение, лидерство, необходимость изменений в коллективе, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.

Примечание

Необходимо сделать акцент на том, что влияние консультации по процессу на окончательные итоги невелико. Основной ее функцией является способствование устранению недопонимания в коллективе и напряженной обстановки.

Метод качества внутреннего климата на рабочем месте содержит в основе технику безопасности, творческий аспект трудовой деятельности, вероятность активного участия при принятии решений, удовлетворение моральных и социальных нужд и т.п.

Требования сотрудников относительно улучшения условий для работы стали побуждением к разработке подобных программ. Их введение положительно сказывается на уровне производительности, качественных показателях, стимуле и степени причастности к работе, заинтересованности в управленческих процессах.

Внедрение гибкого графика и оформление медстрахования на добровольных началах — наиболее часто встречающиеся примеры введения программ качества внутреннего климата.

Такие программы в некоторых ситуациях могут приносить негативный итог. Довольно часто менеджеры среднего/нижнего звена могут противиться такому способу, поскольку их применение не проходит бесследно для их власти и прав принятия решений.

Пятый метод является итогом резких модификаций в сфере управления для повышения уровня вовлечения в трудовой процесс и изменения культурного аспекта, а также способствует появлению у сотрудников чувства собственности рабочего процесса.

Для метода характерны:

  • передача прав и компетенций, сведений одновременно с увлечением степени ответственности;
  • устройство коллективной деятельности для удовлетворения нужд пользователя;
  • интегрирование в рабочую деятельность технологий;
  • осознание сотрудниками целей организации и активное участие в становлении.

Примечание

Для реализации системы «высокое обязательство — высокий результат» важны новейшие технологии, высокий уровень производительности, эффективность в сочетании структуры с процессами и иные мероприятия. Коллектив в целом и его отдельные работники должны быть ответственным за осуществление вышеуказанных мероприятий.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/metodi-orientirovannie-na-lyudej-i-kulturu/

Методы, ориентированные на людей и культуру

Методы проведения изменений во многом рассчитаны на активное вовлечение и участие в них большинства работников. В случае успеха эти методы улучшают индивидуальные и групповые процессы в решении проблем и принятии решений, в коммуникации, в отношении к работе и т.п.

Изменение организационной культуры влияет на уровень принятия ценностей, ожидания, расположения и поведение работников. В принципе любое организационное изменение так или иначе затрагивает элементы организационной культуры.

Ниже будут рассмотрены следующие пять методов из этой группы:

  • • обсуждение результатов организационного диагноза;
  • • «построение команды» или групповая работа;
  • • консультирование по процессу;
  • • качество жизни на работе;
  • • система работы «высокие обязательства — высокие достижения». Обсуждение результатов организационного диагноза включает

следующие действия: сбор информации, обычно через вопросники, от членов организации или рабочих групп; организация полученных данных в понятный и полезный формат; доведение данных до тех, от кого они были получены.

В дальнейшем работники используют эту информацию для планирования своих действий по решению специфических проблем. Этот метод является частью модели «исследование — действие», рассмотренной выше.

Главной целью данного метода является улучшение отношений между членами рабочих групп и подразделениями путем обсуждения общих проблем взамен проведения специфических инноваций типа внедрения новой компьютерной системы.

Часто этот метод используется как диагностический инструмент для выявления проблем в ходе крупномасштабных и долгосрочных программ применений в комбинации с другими методами.

Построение или создание команды заключается в том, что члены рабочей группы проводят диагноз совместной работы и планируют проведение изменений для повышения эффективности групповой работы. О сути и важности групповой работы говорилось в предыдущем разделе учебника.

В рамках данного метода упор делается на следующие аспекты: установление групповых целей и приоритетов; анализ выполняемой групповой работы; изучение того, как групповая работа выполняется; изучение отношений между членами группы в процессе работы. Конечно, каждая организация имеет в своем составе рабочие группы, но не во всех организациях эти группы работают эффективно.

Данный метод, являясь важной частью организационного развития, способствует повышению управляемости группы.

Консультирование по процессу и применение этого метода включает помощь консультантов менеджерам и работникам в восприятии, понимании и действиях по процессам, которые происходят в рабочем окружении.

В основном эти процессы представляют собой то, как люди выполняют работу, включая их поведение на совещаниях, формальное и неформальное взаимодействие по работе, а также другие образцы поведения, связанные с выполнением заданий.

Консультации по процессу требуют использования опытных экспертов, чаще внешних, и проводятся в следующих областях: коммуникация, лидерство, решение проблем и принятие решений, нормы и ролевое поведение, групповая динамика, управление конфликтом. Важно понимать, что консультирование по процессу мало непосредственно влияет на конечный результат. Однако оно способствует снятию непонимания и напряжения в работе и в отношениях.

Программа качества жизни на работе представляет собой деятельность, осуществляемую организацией по улучшению условий, которые влияют на результаты работы.

Многие программы этого типа концентрируются на вопросах техники безопасности, здоровья, внешней безопасности, участия в принятии решений, возможностей развития таланта и творчества, значимости работы, контроля сверхурочной работы, защиты от посягательств на работе, возможностей удовлетворения социальных потребностей.

Эти программы стали популярными в ответ на запросы работников по улучшению рабочих условий. В дополнение программы проводились в целях повышения производительности и качества в работе, а также для большего вовлечения и участия работников в принятии решений, непосредственно связанных с их работой. Примером таких программ может быть введение гибких графиков работы в организациях.

Рассматриваемые программы в определенной ситуации могут иметь отрицательные результаты. Например, менеджеры среднего и нижнего звена нередко оказывают сопротивление этим программам, так как их осуществление затрагивает их власть и права по принятию решений. Пока такое сопротивление не устранено, программы могут потерпеть неудачу или дорого обойдутся для организации.

Система «высокие обязательства — высокие результаты» возникла как результат радикальных изменений в управлении предприятиями и ставила перед собой цель изменить культуру организации, усилив в ней элемент вовлеченности в работу.

Система соединяла в себе технические аспекты и групповую работу в попытке создать у работников ощущение собственников процесса, т.е. выполнять работу на таком уровне, на котором ее не мог бы выполнить никто другой.

Подобные системы имеют следующие характеристики:

  • • делегирование полномочий через своевременную передачу информации и наделение ответственностью за принятие решений и действия на своем уровне;
  • • групповая работа в рамках бизнес-процессов, направленных на удовлетворение потребителя;
  • • наделение работников властью через повышение их ответственности за выполняемую работу;
  • • интеграция людей и технологии на основе влияния людей на технологии, а не технологии на людей;
  • • понимание работниками смысла и содержания организационных целей на уровне участия в видении будущего организации.
Читайте также:  Требования к современному педагогу - справочник студента

Говоря о системе «высокие обязательства — высокие результаты», важно понимать, что передовая технология, проектирование высокопроизводительной работы, эффективное совмещение организационной структуры и процессов, качественное планирование и другие подобные вещи необходимы для ее реализации, но этого недостаточно для получения высоких результатов. Работники и рабочие группы должны взять на себя обязательства сделать перечисленные выше моменты работающими, частью их повседневной работы.

Источник: https://studref.com/649020/menedzhment/metody_orientirovannye_lyudey_kulturu

Формирование методологической культуры студентов педагогических вузов

  • FORMATION OF METHODOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS FROM PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
  • Tamara Nurzhanova
  • professor, candidate of pedagogical sciences
  • Zhetysu State University named after I. Zhansugurov,
  • Kazakhstan, Taldykorgan
  • АННОТАЦИЯ

Формирование методологической культуры будущего педагога протекает в русле личностно-значимого обучения в вузе.

Данный процесс необходимо осуществлять через активное соединение обучения студентов с их участием в научно-исследовательской деятельности.

ABSTRACT

Formation of methodological culture of future teacher takes place in the course of personally significant study at the university. This process should be carried out through an active conjunction of students' study with their participation in research activities.

Ключевые слова: методологическая культура педагога, научно-исследовательская работа студентов, научный поиск.

Keywords: methodological culture of the teacher, research work of students, scientific search.

На современном этапе, в высших педагогических учреждениях набирает силу исследовательская поисковая функция, реализация которой, придает педагогическому труду подлинно творческий характер.

Это способствует повышению эффективности как учебно-воспитательной работы в вузе, так и целостного педагогического процесса.

Формирование методологической  культуры будущих специалистов стало сегодня неотъемлемой частью профессиональной подготовки  в вузе.

 Раскрытие научно-исследовательского потенциала  учащихся, является важнейшей задачей учителя. Ее решению в немалой степени способствует личная методологичесая культура учителя, его личный вклад в педагогику и другие сферы научного познания.

Активное соединение обучения студентов с их участием в научно-исследовательской деятельности всегда выгодно отличает высшую школу. Только соединение обучения с научным исследованием обеспечивает высокое качество подготовки специалистов, способствует их профессиональному совершенствованию.

Между тем, сформированность методологической культуры будущего специалиста  обеспечивает высокий уровень  его  предстоящей профессиональной деятельности.

Понятие «методологическая культура» рассматривается неоднозначно. Так, методологическая культура педагога, по мнению А.С.Соколова, — это проявление способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать ее [3].

Исследователями определяется интересующее нас понятие как: интегративное свойство личности педагога, включающее в себя способность к научному творчеству, качество освоенных  им методологических знаний; как совокупность методологических умений и потребностей педагога, позволяющих ему проявить личностно-творческую, научно-аргументированную позицию при решении профессионально — педагогических задач. Для будущего учителя главный критерий владения методологической культурой — это достаточный объем знаний в области методологии педагогики и умение их применять  при решении  различных педагогических ситуаций.

А.М.Новиков выделяет следующие показатели методологической культуры учителя: навыки проектирования образовательного процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи; способность к осуществлению методологической рефлексии [2].

Владение методологией научного познания позволит будущему  педагогу  решать  проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, так как: методы познания способствуют осознанному усвоению и систематизации знаний; уровень   владения методологическими знаниями влияет на развитие продуктивного мышления студентов, что выражается  в упорядоченности научного поиска.

Рассматривая содержание методологической культуры будущего педагога, П.Г.

Кабанов считает, что данное понятие включает: педагогические, общенаучные и философские знания, особые умения и навыки, способствующие определять и создавать универсальные формы деятельности [1]. А.Н.

Ходусов включает в ее содержание педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание, самосознание) [4].

  1. Вышеизложенное позволяет определить, что в содержание методологической культуры будущего учителя входят:
  2. — методологическая рефлексия;
  3. — научный поиск;
  4. — способность творческого применения  методов  исследования;
  5. — умения и навыки ведения учебно- исследовательской и научно-исследовательской работы;
  6. — педагогические, общенаучные и философские знания;
  7. — способность формулирования и  решения педагогических задач.

На начальном, педагогическом уровне для студента важными составляющими являются: знания в области  истории и теории педагогики, основных законов и признаков, используемых  в качестве основополагающих установок в  педагогике; навыки применения различных методов ведения урока; навыки практической работы в воспитательной деятельности учителя (в период педагогической практики). Достигнув определенного уровня методологической культуры, студент способен формулировать проблему исследования и проверять ее с помощью наблюдений, анализа, синтеза, эксперимента и др.

Диалектический уровень методологической культуры будущего учителя позволяет использовать несколько разных методик в опоре на диалектические принципы исследования; выдвигать гипотезы; разрабатывать педагогические теории и проверять их на практике.

Высшим уровнем методологической культуры педагога является  мировоззренческий. На этом уровне выявляются навыки логических приемов изучения, системного исследования явлений педагогики.

У студента данного уровня развито мировоззрение, он может свободно ориентироваться в методологических принципах, методах и приемах, умеет определять наиболее эффективные из них.

Методологические установки данного уровня определяют методологию более низких уровней:  педагогического  и диалектического.

Средой становления и формирования методологической культуры будущих специалистов  и одним из важнейших средств повышения качества их профессиональной подготовки в вузе,  является НИРС. Научно-исследовательская работа студентов включается в учебный процесс, а также выполняется во внеучебное время. НИРС, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

— выполнение заданий с элементами научного исследования (в период педагогической практики), лабораторных работ, рефератов, курсовых и дипломных проектов, организация лабораторных практикумов, проведение контрольных работ по дисциплинам;

—  выступления с докладами на научно-теоретических конференциях;

—  изучение теоретических основ методики организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д.

по курсу «Основы исследовательской работы».

Учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего специалиста.

Уровень сформированности методологической культуры студента находит отражение в его научных работах, которые должны соответствовать следующим критериям: актуальны по содержанию, глубине и полноте анализа факторов, явлений, проблем, относящихся к теме; должны обладать информационной насыщенностью, новизной, логичностью, оригинальностью и доходчивостью изложения; иметь практическую и теоретическую значимость.

Деятельность научно-практического характера позволяет судить о приобретенных студентом методологических знаниях, и умениях применять их на практике.

Выполнение  научной работы, требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умений проводить психолого-педагогические исследования,  связывать  теорию с практикой, делать  выводы и формулировать предложения по исследуемой проблеме.

Главной формой НИРС, включенной в учебный процесс, является дипломная работа (проект). Выполнение дипломных работ в педагогическом вузе — эффективное средство формирования методологической культуры студентов, укрепления и расширения познавательных интересов, совершенствования их  исследовательских  умений и навыков.      

Научная работа студентов всегда связана с углубленным изучением теории;  систематизацией  знаний и пополнением их;  решением поставленных задач; развитием  навыков самостоятельной поисковой работы; формированием методологических умений и навыков.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время, организуется в формах: работы в студенческих научных кружках и проблемных группах; участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении хоздоговорной тематики; работы в студенческих творческих  лабораториях, педагогических мастерских, участие психолого-педагогических олимпиадах, конкурсах, викторинах по дисциплинам и др.

Студенческие научные кружки и проблемные группы  организуются при кафедрах.

Студенты составляют аннотации и рефераты по отечественной и зарубежной специальной литературе; овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов; готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях проблемных групп и кружков, научных семинарах кафедры.

Поручения студентам, привлеченным к выполнению научно-исследовательских работ, должны предусматривать творческие элементы, при этом каждому  необходимо понимать, что научное исследование, проводимое  в вузе,  не дань моде, не самоцель, а насущная необходимость.

Эмоционально-ценностное, личностно-творческое отношение студентов к содержанию и процессу методологической подготовки стимулируется через метод диалогической беседы, метод познания проблемных ситуаций, эффект неожиданности, новизны. В качестве ведущих педагогических средств  выступают: методологический анализ, художественно-педагогические задачи, педагогические поисковые игры («сократовские споры» и др).

Таким образом, с целью достижения поставленной цели, считаем необходимым: повысить роль и ответственность коллективов кафедр за организацию и привлечение студентов к исследовательской работе, создание атмосферы творчества и увлеченности в овладении знаниями; шире внедрять  элементы педагогических научных исследований  в учебный процесс, в лабораторные, практические, семинарские занятия, педагогическую практику; улучшать постановку научно-исследовательской работы студентов; воспитывать у будущих специалистов потребность в творческом поиске; повышать уровень научных исследований и разработок, производимыми студентами во внеучебное время; осуществлять дальнейшее развитие студенческих научных кружков; обеспечить широкое участие студентов в научных исследованиях и прикладных разработках, выполняемых коллективами кафедр; добиться, чтобы для каждого студента участие в научном поиске стало осознанной потребностью; обеспечивать органическую взаимосвязь и преемственность всех форм студенческого научного творчества; внедрить во всех вузах типовой комплексный план организации НИРС на весь период обучения, тесно увязав его с решением практических научно-исследовательских задач.

Элементы научных исследований должны обязательно присутствовать  на всех этапах обучения в вузе, что способствует получению глубоких профессиональных знаний, развивает инициативу, формирует у студента навыки исследователя, новатора, умеющего анализировать новую информацию, обобщать передовой опыт.

Формирование методологической культуры будущего специалиста необходимо осуществлять в русле личностно-значимого обучения, при котором акценты смещаются с предметной, операциональной стороны деятельности на мотивационно-ценностную, смысловую активность студента, его потребности в раскрытии собственного потенциала.

Список литературы:

  1. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.- 140 с.
  2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М., 2008.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 134с.
  4. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. — М., 1997.-121с.

Источник: https://sibac.info/journal/innovation/70/78811

Ссылка на основную публикацию