Личностно-ориентированный подход в образовании — справочник студента

Личностно-ориентированный подход в образовании - Справочник студента

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для  достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская, А.А. Плигин).

По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим основные положения личностно-ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.

Все люди разные.У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть – это утверждение  права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя

Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Акустооптические модуляторы - справочник студента

Оценим за полчаса!

Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.

Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности.

Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок – еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается.

В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога – это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности.Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.

Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.  Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха.  Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки.Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания.

Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

  • Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает  целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход.
  • Дифференциация– это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания опти­мальных условий развития и саморазвития потенциальных возможностей личности каждого ребенка.
  • С понятием «дифференциация» непосредственно связаны термины «дифференциро­ванное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения».

Дифференцированное обучение– это система подбора содержания, методов, при­емов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников. Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально-личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения.

Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «диффе­ренциация». Исходя из принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения – это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обуче­ния.

  1. Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку.
  2. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
  3. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения.

Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.

В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. 

Таким образом  личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, спо­соба деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается  ситуация успеха.

 

Источник: https://ddu104grodno.schools.by/pages/lichnostno-orientirovannyj-podhod-v-obrazovatelnom-protsesse

Личностно-ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированный подход имеет ряд своих сложностей в реализации. В условиях современного мира его нужно не только сохранять, но и уметь совершенствовать.

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов. Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо. Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах. Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Замечание 1

Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.

Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель.

При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей.

От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.

Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка.

Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами.

Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками.

Определение 3

Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности. Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений. Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.

Вывод

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/lichnostno-orientirovannyj-podhod/

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813

1
Тужба Т.Е. 1
1 ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Обеспечение личностно-ориентированного обучения студентов в вузе осуществляется с помощью вариативности образования в рамках компетентностной модели профессиональной подготовки. Вариативное образование — одно из направлений модернизации высшего профессионального образования.

Вариативное обучение позволяет наиболее эффективно развивать профессиональные и личностные качества студентов в высшей школе. Реализация основных положений новой парадигмы образования обеспечивается в рамках компетентностной модели обучения. Компетентностный подход неразрывно связан с системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами.

В этой связи важным компонентом реализации ФГОС ВПО нового поколения является проектирование индивидуальной образовательной траектории и построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Современные требования к образовательной среде обусловливают необходимость разработки алгоритма проектирования индивидуальных образовательных траекторий для высшего профессионального образования. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов позволяют развивать как личностные, так и профессиональные качества студентов.

индивидуальный образовательный маршрутиндивидуальная образовательная траекторияличностное развитие студентапрофессиональное развитие студенталичностно-ориентированное обучение студентов в вузе
1. Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов.

Серия Информатизация образования, 2014. – № 2. – С. 76 – 81.
2. Артюхина М.С. Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения / М.С. Артюхина // Педагогика и просвещение. – 2014. — № 4. – С. 42–50.
3. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: Монография / М.С. Артюхина. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014.

– 168 с.
4. Артюхина М.С. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций / М.С. Артюхина, О.И. Артюхин// Фундаментальные исследования. — № 11-2. – 2013. – С. 304–308.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: монография / Ю.А. Поляков, Т.С. Жилинская, М.С. Помелова [и др.] / Под ред. Н.В. Лалетина.

Читайте также:  Моделирование психических процессов - справочник студента

– Красноярск: Центр информации, 2011. – 172 с.
6. Помелова М.С., Артюхин О.И. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору / М.С. Помелова, О.И. Артюхин // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 3 (34). – С. 59–61. 7. Санина Е.И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий / Е.И. Санина, М.С.

Помелова, Ням Нгок Тан; под общ. ред. Е. И. Саниной. – М.: РУДН, 2012. — 164 с.
8. Санина Е.И. Вариативное обучение как одно из направлений модернизации образования / Е.И. Санина, А.М. Маскаева // Преподаватель XXI век.- М.: Прометей. — 2010. — № 4.— С. 7–11
9. Санина Е.И., Помелова М.С. Возможности современных форм обучения математике при подготовке студентов-гуманитариев / М.

С. Помелова, Е.И. Санина // электронный журнал // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6566 (дата обращения: 04.10.2015).
10. Тужба Т.Е. Индивидуальные образовательные траектории как средство обеспечения личностно-ориентированного обучения в вузе // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников международной конференции. Москва, РУДН, 24–26 апреля 2013 г. / Под ред. Н.Б. Карабущенко. — М.: РУДН, 2013. — 375 с.
11. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3 (10).
Образование формирует человеческий капитал, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал становится основным ресурсом развития культуры и экономики общества, где человеческий капитал — это комплекс внутренних возможностей личности, определяющих постоянное возрастание интеллектуального и творческого потенциала, профессионального опыта. Формирование человеческого капитала в обществе возможно через различные парадигмы образования, т.е. определенные образовательные концепции, определяющие систему методов, функций и целей образования данного общества на конкретном этапе его исторического развития. Инновационная парадигма образования базируется на человековедческой компетентности, рассматриваемой в качестве социально-духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно-мотивационный и личностно-деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. Данный феномен актуализирует образовательное концептуальное триединство: ценностные ориентации — социально-ролевые функции — деятельность — как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции.

Компетентностный подход наиболее полно отражает требование к унификации системы высшего образования. Необходимо разработать целостную модель обучения в контексте компетентностной парадигмы образования, направленной на индивидуально-личностное обучение, позволяющее развивать как личностные, так и профессиональные качества студентов.

Компетентностный подход тесно связан с системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами: перечни ключевых компетенций специалистов выстраиваются в соответствии с видами деятельности, овладение же деятельностью «предполагает превращение социального опыта в опыт личный» [11]. Выстраивание компетенций и сама компетентность рассматриваются в системе свойств, черт и личностных качеств обучаемых. Таким образом, в системе высшего образования в условиях реализации компетентностного подхода заложено как профессиональное, так и личностное развитие обучающихся.

Обеспечение личностно-ориентированного обучения студентов в вузе осуществляется с помощью вариативности образования в рамках компетентностной модели профессиональной подготовки.

По мере развития науки и практики понятие «вариативность» изменяется, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых условий и требований.

Находясь в процессе формирования понятийного аппарата, вариативность на сегодняшний день рассматривается как возможность выбора индивидуальной образовательной траектории студентов в зависимости от социально-экономических и индивидуально-личностных факторов [8].

В зависимости от целей субъектов образования индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) может выстраиваться по-разному и в связи с этим по-разному определяется (А.В. Хуторской, Г.А.Климов, И.С. Якиманская, С.В. Воробьева).

Мы будем рассматривать индивидуальную образовательную траекторию как целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта, позволяющую осуществлять самоопределение и самореализацию при использовании педагогической поддержки (тьютора), а также варьирование дидактических и методических средств исходя из личностных характеристик обучаемого [10].

  • Таким образом, в индивидуальной образовательной траектории можно выделить два компонента:
  • 1) содержательный компонент, который определяется целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программой, учитывающей индивидуальные особенности, потребности обучающегося;
  • 2) технологический компонент, которых характеризуется способом реализации этой программы [10].
  • Проектирование ИОТ состоит из следующих этапов:
  • 1) функциональный этап: осознание и коррекция цели индивидуальной образовательной деятельности, планирование результатов обучения;
  • 2) содержательный этап: на основе анализа программ обучения, выделения учебных модулей и определения способов, методов и технологий изучения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
  • 3) операциональный этап: осознание временной и функциональной последовательности действий; разработка структуры индивидуального образовательного маршрута;
  • 4) оценочный этап: период оценки и логики формальных операций собственной деятельности, рефлексия и самооценка результатов обучения.

На процесс выбора ИОТ влияют не только личностные предпочтения студента и рекомендации тьютора, но также этот процесс невозможен без учета мнения психолога и родителей обучающихся. Реализация ИОТ возможна через проектирование индивидуально-образовательных маршрутов. Мы предлагаем рассматривать следующие варианты индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ):

  1. 1) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию прикладной практической деятельности студента (ИОМ 1);
  2. 2) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию научно-исследовательской деятельности студента (ИОМ 2);
  3. 3) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию педагогической деятельности студента (ИОМ 3);
  4. 4) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию организационно-управленческой деятельности студента (ИОМ 4).
  5. Проектирование ИОТ по перечисленным образовательным маршрутам возможно как в учебной (с введением дополнительных факультативов по необходимым для конкретного вида деятельности дисциплинам, поиском по интересующему направлению деятельности баз практик), так и во внеучебной деятельности студентов: привлечение к работе в научном студенческом обществе, специализированных лабораториях, к участию в научных конференциях, работе в органах студенческого самоуправления.

Особое место в проектировании ИОТ занимают интерактивные средства обучения. На сегодняшний день применяются лишь отдельные компоненты интерактивных средств обучения, и существует мало завершенных исследовательских работ, в которых бы задачи использования интерактивных средств обучения рассматривались комплексно, как единое целое.

Отсутствие исследований в области технических особенностей (программных и аппаратных) интерактивных средств обучения, анализа существующих педагогических и методических разработок в этой области оказывает крайне негативное влияние на внедрение и активное использование интерактивных технологий на всех ступенях отечественного образования.

Условно интерактивные средства обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Интерактивный учебный комплект представляет собой учебно-методический комплекс: интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности.

В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства информационных технологий [3]. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием.

Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования [7]. Внедрение интерактивных технологий имеет два основных направления.

Первое направление — это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения.

В этом случае интерактивные технологии выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучающихся.

Второе направление представляет собой активное использование интерактивных технологий в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах, что в конечном итоге повышает качество и эффективность обучения в целом [1]. Интерактивный учебно-методический комплект должен обеспечивать полноту и непрерывность дидактического цикла: предоставлять обучаемому теоретический материал, обеспечивать активную тренировочную деятельность, строить индивидуальные учебные задания, осуществлять пооперационный контроль действий обучающегося, реализовывать обратную связь, выдавать оценку. Интерактивный учебный комплект, его программная составляющая должны быть представлены на соответствующем оборудовании. Целесообразно применение интерактивного оборудования, такого как интерактивная доска, планшет, проектор и т.п. [5].

Интерактивные средства обучения за счет своих технологических возможностей позволяют выстраивать разнообразные по форме и содержанию связи с обучающимися, например информативную или справочную, консультирующую или результативную, вербальную или невербальную [6], используя при этом различные функции: графику, цвет, аудио и видео, периферийное оборудование.

Наличие обратной связи в интерактивных средствах обучения позволяет осуществлять коррекцию знаний самим обучаемым, опираясь на консультирующую информацию [4]. Направляющая информация может выбираться либо самим обучаемым из памяти интерактивного средства обучения, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых в ходе учебной работы.

Данные технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся и выстраивать индивидуальную траекторию изучения и контроля одного и того же материала. Здесь подразумеваются различная степень глубины и полноты содержания материала, индивидуальный темп обучения, а также последовательность, которая может выбираться как педагогом, так и самим обучающимся.

Учитывается большое число параметров при работе с таким средством обучения: затраченное время на изучение или проверку знаний, число попыток и количество ошибок и т.п. [9].

Например, применение современных интерактивных средств обучения через усиление эргономики и наглядности восприятия изучаемого материала увеличивает познавательную активность, интерес к предмету изучения и учебную мотивацию, что сказывается на эффективности обучения в целом [2].

Таким образом, личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки позволяет наиболее полно развивать как личностные, так и профессиональные качества студентов.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас;

Санина Е.И., д.п.н., профессор кафедры человековедения и физической культуры Академии социального управления, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Тужба Т.Е. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22507 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22507

Личностно-ориентированный подход в образовании — справочные материалы по педагогике от А до Я

Суть личностно-ориентированного подхода

Перечень составляющих личностно-ориентированного подхода

В современной педагогике есть серьезная проблема.

Она связана с тем, что личностно-ориентированный подход, использующийся в процессе обучения, требует не только сохранения, но и развития, обеспечить которое не так уж просто.

Несмотря на это, образование продолжает оставаться единственной формой обращения социума к учащемуся как к формирующейся личности. Это одна из основ актуальной образовательной философии.

Суть личностно-ориентированного подхода

  • Главное преимущество личностно-ориентированного подхода в том, что оно требует обеспечения условий, в которых ребенок смог бы всесторонне развиваться. Их наличие гарантирует:
  • • Поиск жизненного смысла;
  • • Получение возможности делать выбор;
  • • Проявление интереса к творческой деятельности;
  • • Постепенную выработку рефлексов и регулярную оценку жизненной ситуации;
  • • Понимание того, что человек несет ответственность за совершенные поступки;
  • • Возможность создания образа «я».
  • Центральное место в личностно-ориентированной форме образования занимает учащийся, для которого и создаются наиболее комфортные условия.

В описываемом подходе отсутствует какая-либо обобщенность. В связи с этим происходит разделение учащихся на отдельные группы, в которых условия для получения новых знаний и общего развития формируются в зависимости от возраста и способностей учеников. При этом учитель обязан относиться к ребенку как к самостоятельной личности.

В основу личностного подхода легло утверждение о том, что от природы все личности обладают универсальностью.

Это значит, что главной целью является ведение воспитательно-образовательной деятельности в условиях, при которых реализация творческого потенциала личности станет возможной.

Педагоги убеждены, что именно в юношеском возрасте происходит формирование личностных параметров, поэтому от их работы зависит то, насколько независимым и уверенным в себе вырастет человек.

Когда работа ведется с маленькими детьми, то оценка их поступков производится не в сравнении с успехами сверстников, а в сравнении с предыдущими результатами отдельно взятого ребенка. Это позволяет проследить скорость его развития. При этом педагог должен учитывать прикладываемые учащимся старания к тому, чтобы добиться успеха в учебе или творчестве.

Дело в том, что именно достижение блестящего результата подталкивает детей к тому, что они начинают усиленно работать над собой. Учитель обязан всячески поддерживать интерес школьников к учебе и подкреплять их веру в собственные силы.

Лучший способ сделать это – похвалить ребенка, ведь подобный поступок сделает его более уверенным в себе и заставит двигаться к поставленной цели.

  1. Воспитательно-образовательная деятельность, направленная на становление личности, предполагает:
  2. • Отказ от общей ориентированности;
  3. • Учет педагогом особенностей каждого ребенка;
  4. • Прогнозирование будущего развития личности и разработку на его основе индивидуальных программ.

Воспитательная работа, основанная на личностном подходе, предполагает, что все участники детского коллектива – это не обычные дети, а формирующиеся личности, для которых огромную роль играют эмоции и переживания.

Об этом должен помнить каждый педагог. Это требует от него использования в работе таких приемов и методик, благодаря которым ребенок будет чувствовать себя важным и понимать, что его личность интересна окружающим.

Перечень составляющих личностно-ориентированного подхода

Первая составляющая – понимание. То, насколько будет понят внутренний мир учащегося, зависит от умения преподавателя распознать уровень внушаемости ребенка, его подверженность мнению окружающих. Если ученик легко внушаем, то его вера в себя может быть слаба по той причине, что он попадает под влияние других и не может ему никак противостоять.

Однако, следует заметить, что в условиях, близких к критическим, возможна потеря внушаемости. Дело в том, что во время конфликта ребенок может находиться в легком состоянии аффекта.

Если педагог работает именно с таким учеником, то он должен своими действиями укрепить его веру в себя, указать на допускаемые ошибки, устранение которых положительно скажется на его личности.

Вторая составляющая – принятие. Оно должно быть абсолютным, т. е. педагог обязан быть позитивно настроен по отношению ко всем учащимся без учета каких-либо факторов.

Подобная форма принятия способствует тому, что ребенок начинает понимать свою важность и необходимость другим людям. Если у малыша есть какие-то недостатки, например, низкая успеваемость, то деятельность учителя должна быть направлена на их исправление.

Кроме того, преподавателю следует показывать ученику, что его успехи намного более важны, чем его неудачи.

Третья составляющая – признание права быть собой. Чтобы ребенок всесторонне развивался, от его окружения требуется понимание того, что перед ними личность, имеющая свои взгляды и убеждения. С ними нужно мириться. Нельзя любить малыша и одновременно ненавидеть его за совершаемые поступки.

Огромную роль играет вера в лучшее, вера в то, что с течением времени ребенок повзрослеет и произведет оценку допущенных ранее ошибок.

Если педагог осознает, что самосовершенствование его ученика неизбежно, то он терпеливо выполняет свою работу и пользуется уважением со стороны учащихся, которые благодаря этому практически безболезненно проходят все этапы взросления.

Если признать личность ребенка, то это положительно скажется на ее дальнейшем формировании. Личность развивается ежедневно, поэтому стоит наполнить привычную жизнь малыша яркими и запоминающимися событиями. Ребенок должен с интересом изучать окружающий его мир, тянуться к получению новых знаний, радоваться собственным успехам и мириться с неудачами.

Источником удовольствия должно стать коллективное обучение, благодаря которому появляется возможность общаться со сверстниками, заводить друзей, испытывать общие переживания, вместе достигать поставленных целей и т. д. Другими словами, ребенок должен почувствовать себя полезным для общества.

Читайте также:  Психоаналитическая теория з. фрейда - справочник студента

Цель педагога – подчеркнуть индивидуальность каждого из учеников, что поможет каждому из ребят раскрыться.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/lichnostno-orientirovannyj-podhod-v-obrazovanii/

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Тема статьи: «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Подготовила: учитель начальных классов Шаркова Ольга Валерьевна

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, охватывающие практически все стороны педагогического процесса, который реализовывается в сотрудничестве. Успешное сотрудничество возможно только при условии возникновения познавательных мотивов. Личный интерес обучающегося – также важный фактор процесса образования.

Применение современных образовательных технологий обучения и воспитания позволяет не только рассматривать процесс обучения с новой точки зрения, но и осваивать психологические механизмы формирования личности учащихся.

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, при котором суть обучения приобретает для учащихся новый, личностный смысл, развивая при этом учебную мотивацию. Подобное обучение позволяет учащимся выстраивать своё обучение, сообразуясь с собственными индивидуальными способностями и образовательными потребностями.

Личностно-ориентированный подход позволяет рассматривать обучающихся как личностей, имеющих свои особенности, характерные черты, склонности и интересы. Учитывается в данном случае и то, что что для каждого учащегося типичен свой способ осуществления деятельности по овладению образовательной программой.

Обучение в соответствии с этим подходом предполагает большую самостоятельность учащихся в процессе обучения, опору на имеющиеся знания учащихся, учёт эмоционального состояния учащихся, перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Много писали о личностно-ориентированном подходе выдающиеся психологи А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, С.Л.Рубинштейн и другие. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» рассматривался как принципиально новый метод обучения, позволяющий ученику учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал.

По сложившейся традиции упор в образовании раньше делался на интеллектуальное развитие, а не на личностное. При использовании личностно-ориентированного подхода отмечаются перемены во взаимодействии учителя с учениками — открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.

Учение теперь – это процесс развития не только интеллектуальных, но и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. По мнению С.Л.Рубинштейна «личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности». Психические свойства личности развиваются также в процессе деятельности. С.Л.

Рубинштейн говорил и о том, что личность проявляется в деятельности, в том числе и в учебной. Он считал необходимым для учителя ставить перед учениками вопросы: что для них привлекательно, к чему они стремятся? Что они могут? Ответы на эти вопросы могут дать полное представление об интересах и потребностях учащихся, изучить его способности.

В процессе воспитания и обучения необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся, нужно к каждому учащемуся находить индивидуальный подход.

Личностно-ориентированный подход в современных условиях образовательной системы – базовая ориентация педагога. Именно она определяет его позицию во взаимоотношениях с детским коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащимся в осознании себя личностью.

Также он способствует выявлению и раскрытию возможностей каждого ученика, становлению его самосознания, осуществлению самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Таким образом, между учителем и учениками создаются гуманистические взаимоотношения, благодаря которым ребёнок осознает себя личностью и начинает видеть личность в окружающих.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/statya_lichnostnoorientirovannij_podhod_v_obucheni_124405.html

Организация интерактивной деятельности студентов как средство реализации личностно-ориентированного подхода в условиях неязыкового вуза

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне попробовать — и я научусь».

Китайская пословица

Все возрастающие требования к уровню владения профессиональным иностранным языком в рамках университетского образования заставляют преподавателей и методистов искать новые подходы, позволяющие реализовать поставленные задачи в условиях уменьшения часов на изучение иностранного языка в вузе, снижения общего уровня знаний студентов- первокурсников. Во многих случаях студенты имеют отрицательный опыт изучения языка в школе, который переносится в студенческую аудиторию. Еще одним отрицательным фактором является общее отношение к иностранному языку в неспециальных вузах как к предмету, не имеющему прямого отношения к будущей профессиональной деятельности и являющемуся скорее общеобразовательным предметом. В этих условиях ключом к интенсификации процесса преподавания, повышению его результативности могут стать целенаправленные педагогические и методические усилия преподавателя иностранного языка, направленные на повышение мотивации студентов.

Мотивационная сфера, или мотивация в широком смысле слова, понимается как стержень личности, к которому привязаны такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики, напрямую зависящие от возрастных особенностей и личностных характеристик студентов. Учет данных характеристик в организации процесса обучения, его нацеленность на достижение индивидуальных учебных целей, на развитие личностных смыслов, мотивов обучения является основной идеей личностно-ориентированного обучения.

Личностная ориентация содержания образования выражается в:

  • 1) учете возрастных особенностей, интересов, возможностей и потребностей студентов, что проявляется в отборе предметного содержания речи, которое соотносится с реальными проблемами и реальными сферами общения (социокультурной, профессиональной, учебно-бытовой). Важность учета данного фактора отмечалась еще в 70-х годах прошлого века в работах психолога А. А. Алхазишвили, который говорил о необходимости добиваться полного соответствия содержательной стороны речевой активности обучаемого системе его потребностей [1];
  • 2) учете профессиональных устремлений обучающихся;
  • 3) опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
  • 4) постановке обучающегося в ситуации выбора при использовании учебного материала и форм работы;
  • 5) формулировке требований к уровню подготовленности к развитию интегративной коммуникативной цели обучения, при которой деятельностная составляющая доминирует над знаниевой и крайне актуально личностное развитие студентов, в том числе в результате овладения выделяемыми в настоящее время ключевыми компетенциями [2].

Педагогическими условиями, способствующими развитию значимых учебных мотивов, являются:

  • — создание эмоционального комфорта на занятиях;
  • — создание на занятии ситуации успеха;
  • — формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (например, работа в парах, творческих группах);
  • — совместная познавательная деятельность учащихся и преподавателя, в которой каждый из студентов может себя проявить.

Для реализации личностно-ориентированного подхода в течение многих лет преподаватели используют на занятиях интерактивные методы обучения, которые призваны создавать наиболее благоприятные условия для организации общения на иностранном языке как творческого, личностно-мотивированного процесса.

Это всем нам хорошо известные кейс- методы, презентации, обучающие игры, дискуссии и т. д. Однако процесс обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке в новых информационных условиях требует введения новых организационных структур и методов обучения, которые бы еще более соответствовали интересам и ожиданиям нового поколения студентов.

Поколение студентов сегодняшнего дня — это люди, характеризуемые все более и более как Digitalnative (с детства знакомые с информационными технологиями), и как бы мы не относились к этому факту, нельзя не признать, что использование информационных технологий (или смарт-технологии) в настоящее время как нельзя лучше соответствует целям и задачам интенсификации процесса обучения иностранным языкам в вузе в рамках личностноориентированного подхода.

Одной из самых эффективных форм организации интерактивной деятельности студентов в процессе овладения профессиональным иностранным языком является проведение видеоконференций/видеодискуссий.

В сущности, эта форма является новой реализацией традиционной дискуссии с экспертом, которая очень редко применяется в силу организационных сложностей.

Но это именно та форма организации коммуникативно-познавательной деятельности студентов, которая позволяет создать сильную коммуникативную мотивацию.

Не останавливаясь подробно на технологии проведения видеодискуссии, нам хотелось бы отметить несомненные преимущества, которые обеспечивает данный вид работы в студенческой аудитории, а также привлечь внимание к тем моментам, которые важно учитывать при его планировании и подготовке.

Видеоконференция — это интерактивный инструмент, который включает в себя аудио-, видео-, компьютерные технологии для осуществления связи удалённых территориально собеседников «лицом к лицу» в реальном времени.

Известно, что общение превращается в творческий, личностно-мотивированный процесс в том случае, если обучающийся не просто имитирует деятельность, оперируя определенной суммой навыков, но владеет мотивом деятельности. Одна из причин неудачного опыта обучения иноязычному общению заключается в низком уровне коммуникативной мотивации [3].

Создать мотив для общения означает создать ситуацию, то есть по определению, данному А. А. Алхазишвили, «сочетание таких обстоятельств, которые полностью предопределяют развитие речевой деятельности, т. е.

побуждают ее, определяют ее содержание и языковую оформленность» [1]. Именно такую ситуацию и позволяет создавать рассматриваемый нами вид работы.

Таким образом, главным для преподавателя является создание ситуаций, в которых учащийся оказывается вынужден активизировать свои творческие способности, мобилизовать свое внимание и память.

В каждой такой ситуации перед обучаемым стоит коммуникативная задача, решение которой предполагает умение: 1) быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; 2) правильно спланировать свою речь, т. е. выбрать содержание акта общения; 3) найти адекватные средства для передачи этого содержания; 4) обеспечить обратную связь [4].

Безусловно, подобные возможности создания программ речевых действий должны быть заложены и отработаны в процессе учебных взаимодействий на подготовительных занятиях, как и соответствующий тематике лексико-грамматический материал, который должен позволять реализовать эти возможности.

Но в данном случае студенты осознанно подходят к учебным видам работы, поскольку понимают их необходимость для полноценного общения с экспертом на профессиональные темы. Здесь же важно отметить необходимость органического сочетания классики и инноваций.

Сбалансированное соотношение традиционных и инновационных форм обучения должно составлять единую систему обучения определенным компетенциям, предусмотренным программой. Нельзя нарушать этот баланс, иначе искомый результат не будет получен.

Сделав предварительный отбор языкового и речевого материала и расположив его в определенном порядке для изучения и формирования компетенций, необходимо установить объем аудиторной и внеаудиторной работы, которая обычно ассоциируется с традиционными и инновационными технологиями в обучении, способами презентации учебного материала, методами работы над ним [5]. Традиционные методы работы незаменимы в процессе систематизации информации, на этапе формирования и развития лексикограмматических навыков, тренировки учащихся в употреблении форм этикетного языка.

Еще одним важным моментом на этапе подготовки к проведению самой конференции является тесное сотрудничество преподавателя и обучающихся в процессе отбора содержания и планирования хода дискуссии и ее результатов.

Роль преподавателя на этапе подготовки заключается в руководстве процессом формулировки студентами целей (зачем проводим конференцию, что хотим узнать, какие вопросы уточнить у эксперта), в процессе составления плана выступлений, их тематики.

Участие студентов при отборе контента крайне важно, так как данный процесс мотивирует изучение языка, развивает научно-исследовательские навыки студентов. Сегодня студенты ориентируются в информационном пространстве Интернета значительно увереннее, чем преподаватели. Не воспользоваться этим было бы ошибкой.

Студенты самостоятельно находят в Интернете материалы для своей части выступления и после консультации с преподавателем отбирают наиболее подходящие в языковом плане тексты. Организация познавательной, исследовательской деятельности обучающихся и умелое управление ею является одной из важнейших задач в процессе интерактивного обучения.

После проведения конференции несомненную пользу представляет рефлексивно-оценочный этап работы, на котором преподаватель указывает студентам на успешные, рациональные моменты их деятельности, поддерживает начинания и инициативы, подмеченные в ходе дискуссии, создавая общий положительный настрой, ситуацию успеха. Студентам предоставляется возможность анализа и самоанализа.

Это позволяет сформировать сознательное отношение к возникшим проблемам в коммуникации, направленность на выявление причин этих проблем и установку на их решение в дальнейшем.

Данный этап работы позволяет обеспечить более глубокое понимание процесса обучения и повышение мотивации за счет осознания необходимости учебных коммуникативных заданий для достижения успешности в ситуации реального общения.

Необходимо также подчеркнуть предоставляемые данным методом возможности для процесса формирования адекватной самооценки и уровня притязаний учащихся, что особенно важно в студенческом возрасте.

Формы совместной коллективной познавательной деятельности, организуемые преподавателем в ходе подготовки к конференции, само участие студентов в профессионально значимом для них обсуждении на занятии, а также демонстрируемые преподавателем формы поведения, способствующие созданию атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, внимательного отношения к партнерам, создают оптимальные условия для активизации потенциальных возможностей каждого учащегося и формирования более адекватной самооценки и уровня притязаний. Взаимодействие с меняющимися партнерами как внутри учебной группы, так и с незнакомыми ранее участниками общения дает возможность каждому правильно увидеть себя, оценить и прогнозировать. На фоне положительной установки на восприятие каждого члена группы, которая сохраняется и развивается в ходе обучения, процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний протекает естественно и безболезненно. Когда преподаватель регулирует уровень притязаний обучаемых, помогая им увидеть свои возможности и успехи (или неудачи), так как они далеко не всегда сами могут их оценить, тогда учащийся видит плоды своего труда и у него появляется стимул к лучшему выполнению работы [3].

Кроме того, что, как было отмечено, использование видеодискуссий создает мотив для общения, этот вид организации речевой деятельности студентов способствует решению многих других крайне важных задач обучения:

— Дискуссия во время видеоконференции позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создаёт условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.

  • — Такой подход стимулирует речевую активность студента на иностранном языке и способствует осознанной реализации информативной функции языка (запрос информации, сообщение информации, восприятие и понимание воспринимаемой информации).
  • — Так как обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, уважать мнение собеседника, что приводит к формированию коллектива.
  • — В ходе видеоконференции собеседники имеют возможность видеть выражение лица и язык жестов собеседника, проследить общую модель речевого и неречевого поведения собеседника в ходе ведения дискуссии. Все это способствует формированию коммуникативных умений, принадлежащих к этикетной функции языка (обращение, начало разговора, окончание разговора, благодарность и т. д.).

Таким образом, применение видео дискуссии как инструмента в процессе обучения иностранным языкам, с одной стороны, позволяет интенсифицировать обмен знаниями, повысить мотивацию студентов к учёбе, стимулировать умственную деятельность учащихся, раскрыть личностные качества, способствовать развитию навыков самостоятельной работы, с другой стороны, даёт возможность преподавателю ускорить процесс формирования речевых умений и навыков у студентов, в соответствии с возможностями каждого учащегося и этапом обучения иностранным языкам [5]. При этом при использовании активных методов обучения, в частности с применением информационных технологий, особенно возрастает роль преподавателя не только как организатора и координатора процесса обучения, методически правильно направляющего творческие и познавательные усилия студентов, но и как педагога, способного заинтересовать студентов изучаемой дисциплиной, раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Организация познавательной, исследовательской деятельности обучающихся и умелое управление ею является одной из важнейших задач в процессе интерактивного обучения.

Библиографический список

  • 1. Алхазишвили А. А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. — Тбилиси, 1974.
  • 2. Бим И. Л., Биболетова М. 3., Шепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 1.
  • 3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1986.
  • 4. Леонтьев А. А. Психологические особенности обучения иностранным языкам в школе. — М., 1976.
  • 5. Лингводидактический аспект преподавания иностранных языков с применением современных интернет-технологий: коллективная монография. — М.: МЭСИ, 2013.

Источник: https://studref.com/523149/pedagogika/organizatsiya_interaktivnoy_deyatelnosti_studentov_sredstvo_realizatsii_lichnostno_orientirovannogo_podh

Ссылка на основную публикацию