Конституционные права граждан россии — справочник студента

24.01.2020

Конституционные права граждан России - Справочник студента

Понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Конституционные права граждан России - Справочник студента

Понятие «свободы гражданина» аналогично понятию права, но в данном случае делается ударение на максимальной самостоятельности личности, которая получила гражданство РФ, имеет, сменила гражданство либо восстановил гражданство РФ, в разнообразных аспектах жизни. Большей частью – это когда общественные структуры и организации проводят политику невмешательства в личную жизнь человека.

Гражданин имеет свободу личного выбора в своей жизни, что соответствует его умениям и целям. Это в том случае, когда его свобода не угрожает жизни и нормальному существованию других людей или безопасности государства. При этом последнее должно не просто быть гарантом прав и свобод личности, но и свести к минимуму вмешательство в социальную или экономическую сферу.

Крайняя степень этого вмешательства, что одновременно ущемляет право и свободу личности, имеет название тоталитарный режим.

Баланс между равномерным соблюдением права, свободы гражданина и государственным давлением на социум – это залог процветания государства. Стоит учесть, что с прекращением гражданства РФ прекращаются и права гражданина.

Конституционные права граждан России - Справочник студента

Конституционные права и свободны гражданина России

Источник: https://VisaSam.ru/russia/poddanstvo/prava-i-svobody-grazhdanina-rf.html

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Беседа - справочник студента

Оценим за полчаса!

Конституционное право на образование человека и гражданина в России. Культурные права

Идя по пути демократических реформ, мы понимаем, что без специалистов нам их не осуществить. И поэтому, признав верховенство международного права, Российская Федерация строит свою образовательную систему на документах международного права, где право на образование закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

, ст. 2 Первого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 17 Пересмотренной Европейской социальной хартии, ст. 13 Сан-Сальвадорского протокола к Американской Конвенции о правах человека, ст. 17 Африканской хартии прав человека и народов, ст. 11 Африканской хартии прав и благосостояния ребенка.

Исторически право на образование впервые было закреплено в ст. 22 Декларации прав человека и гражданина якобинской Конституции 1 года (1793), которая ставила задачей общества доступность образования для каждого.

Первой право на образование на конституционном уровне закрепила Мексика в Конституции 1917 г. В России доступ к образованию был признан на конституционном уровне задачей государства ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г.

Право на образование с указанием на обязательства государства было впервые закреплено ст. 121 Конституции СССР 1936 г.

На международном уровне определены четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискри- минация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования.

Объем права на образование может быть различен для разных ступеней образования. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образования.

Право на образование гарантируется ст. 43 Конституции РФ.

Вопросы образования согласно Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на федеральном уровне принимаются указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки РФ, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних.

На уровне субъектов Федерации может приниматься региональный закон об образовании, дополняющий на территории субъекта Федерации нормы федерального законодательства с учетом особенностей системы образования конкретного субъекта (Минобрнауки России был разработан соответствующий модельный закон).

Органы государственной власти РФ и субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, по установленным федеральным законом об образовании предметам ведения (см. в разделе «Управление образованием в Российской Федерации»).

  • Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и нормативных правовых актах субъектов Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать федеральному закону об образовании и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными указанным Федеральным законом.
  • Согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в России гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
  • Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что система образования в России включает в себя:
  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Выделяются следующие виды образования:

  • 1) общее образование;
  • 2) профессиональное образование;
  • 3) дополнительное образование;
  • 4) профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
  1. Законом определено, что общее и профессиональное образование реализуются по уровням.
  2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
  3. 1) дошкольное образование;
  • 2) начальное общее образование;
  • 3) основное общее образование;
  • 4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • 1) среднее профессиональное образование;
  • 2) высшее образование — бакалавриат;
  • 3) высшее образование — специалитет, магистратура;
  • 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., стала перегруппировка уровней образования.

Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования.

В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная. Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

Также появились новые формы организации образования:

  • 1) сетевое обучение — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
  • 2) электронное;
  • 3) дистанционное обучение.

Для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся по каждому уровню общего образования и каждому уровню и направлению подготовки (специальности, профессии) профессионального образования принимаются федеральные государственные образовательные стандарты. МГУ им. М.В.

Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и федеральные государственные вузы, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

  • Конституция РФ гарантировала также право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций и народностей.
  • Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
  • Какие конституционные права мы имеем:
  • ? право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;
  • ? на приобщение к культурным ценностям (т.е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);
  • ? на гуманитарное и художественное образование;
  • ? на собственность в области культуры (т.е. последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);
  • ? создавать общественные объединения культурно-просветительского профиля (т.е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях);
  • ? на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).
Читайте также:  Криволинейное движение - справочник студента

Реализуется данная свобода в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься подобной деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Текущее законодательство в области культуры постоянно совершенствуется.

Источник: https://bstudy.net/725299/pravo/konstitutsionnoe_pravo_obrazovanie_cheloveka_grazhdanina_rossii_kulturnye_prava

Конституционные права человека и гражданина: понятие, классификация и перечень

Понятие конституционных прав. Основа правового государства, как говорилось, — признание прав человека и гражданина. Но длительное время эти права признавались лишь в области частного, а не конституционного права. Одним из ранних указаний на публичное признание прав, о котором юристы не вспоминают, был «Договор» шумерского царя Уруинимгина (2318-2310 гг. до н.э.

), в котором он пишет про себя: «Тогда господствовало рабство. Он избавил чад Лагаша от грабежа и убийства… и водворил свободу». Древнегреческие демократические полисы первоначально именовались «исономиями» («равноправиями»). Древнеримские Дигесты Юстиниана также гласят, что все люди рождаются свободными. В Новое время, в XVII-XVIII вв.

, первопроходцами в этом деле были Англия и ее американские колонии. В Англии еще в 1215 г. принята Великая хартия вольностей, гласящая: «Ни один свободный человек не может быть задержан, заключен, лишен имущества, поставлен вне закона, изгнан и утеснен каким бы то ни было образом…» В 1628 г. утверждаются Петиция прав, в 1679 г. — Хабеус корпус акт, а в 1689 г.

— Билль о правах. Из авторов, пишущих о правах человека, наибольшее влияние оказали Дж. Локк и У. Блэкстон в Англии и Дж. Отис в Америке. В Америке впервые во введении к Конституции штата Вирджиния 1776 г. появляется декларация прав. В Декларации представителей США 1776 г. провозглашается «очевидность» жизни, свободы и стремления к счастью.

Наконец, во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. излагается перечень равенства, свободы личности, слова, убеждений, совести, права личной собственности (она стала преамбулой современной Конституции Франции), ее источником Г. Еллинек считал не Декларацию независимости США, а конституции Вирджинии и других штатов.

К современному праву в своем подробном перечне прав была наиболее близка Конституция Бельгии 1831 г. (второй раздел).

Ныне действующими международными документами о правах человека являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.

) (имеющая важнейшее значение для жителей стран Совета Европы, в т.ч. России, при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека); Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.

); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,

19 декабря 1966 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.); Конвенция о правах ребенка (одобрена ГА ООН 20 ноября 1989 г.) и др.

В России этому посвящены Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.

) и глава 2 Конституции РФ, в большей части повторяющая названную Декларацию.

Для обозначения основных прав и свобод, регулируемых конституционным правом, в XIX в. использовалось понятие публичных прав (впервые в Хартии Людовика XVIII 1814 г.), позднее Гербером, Г. Еллинеком и другими учеными введено понятие «субъективных публичных прав».

Современное международное право и национальное законодательство именуют их «основными правами», вне текстов конституций в российском и ином законодательстве и решениях судов чаще говорится о «конституционных правах»; последний термин мы считаем удачным в силу указания на право-отраслевую принадлежность норм об этих правах без какой-либо идеологической подоплеки и неопределенности «основных» прав. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это субъективные права, определяющие правовое положение человека относительно государства. В этом их отличие от частных прав. По Еллинеку, одни из публичных прав определяют личную свободу от вмешательства государства, другие — притязания на участие в деятельности государства, третьи — притязания на услуги государства в интересах человека. Особенностями этих прав выступают: 1) их неотчуждаемость; 2) принадлежность каждому от рождения; 3) абсолютность (существование вне зависимости от правоотношений); 4) непосредственное действие, подобно действию Конституции, и даже вне зависимости от их государственного признания; 5) равенство (неравенство этих прав в мире имело место еще не так давно: избирательное право женщинам впервые было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 г., а к примеру в Лихтенштейне в 1986 г., расовые ограничения в США были отменены только в 60-е годы ХХ в., а в ЮАР — в 1991 г.). При этом слова «права» и «свободы» различаются условно и при любом делении ряд прав являются и свободами (свобода совести и др.), их следует считать синонимами, неплодотворны попытки найти какие-либо отличия между ними.

Классификация и перечень. Исходя из названий международных пактов права человека принято делить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные по признаку преследуемых ими целей; нормы Конституции о правах дополняются отдельными законами. Личные (гражданские) права обеспечивают невмешательство государства в границы личной свободы:

1) право на жизнь (Конституцией допускается смертная казнь до ее отмены за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела присяжными заседателями) (ст.

20); законодательно в настоящее время смертная казнь в России не отменена, тем не менее Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 ноября 2009 г.

№ 1344-О-Р, основываясь на нормах международного права, не признал «возможность применения смертной казни»;

2) право на достоинство (умалением его являются жестокое или унижающее обращение, в частности пытки) (см., например, Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

  • 3) право на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения допускается задержание на срок 48 ч) (Пакт запрещает лишение свободы за невозможность исполнения договора);
  • 4) право на неприкосновенность частной жизни, включая личную и семейную тайну (сбор информации о частной жизни требует согласия человека);
  • 5) право на неприкосновенность жилища;

6) право определять и указывать свою национальную принадлежность (т.е. это указание носит только добровольный характер на основе самосознания);

7) право на пользование родным языком, в т.ч. при обучении (согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ от 10 июля 1992 г.

№ 3266-I «Об образовании», граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, что обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (для сравнения, в Великобритании и Турции запрещается преподавание в официальных школах не на, соответственно, английском и турецком языках);

8) свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (действующий Закон РФ от 25 июня 1993 г.

№ 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» все еще предусматривает регистрацию по месту жительства — разрешительный порядок выбора места жительства, что не вполне соответствует смыслу конституционной свободы и требует перехода на принятую в мире уведомительную практику);

9) свобода совести, включая свободу вероисповедания (право исповедовать индивидуально или совместно любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные и иные убеждения) (см. также Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в п. 2 ст. 3 и ст.

14 которого перечислены основания для ограничения данной свободы и ликвидации религиозных организаций, однако суды уже не раз вставали на сторону верующих, неправомерно обвиняемых в применении гипноза, под которым нельзя понимать характерное для всех религий психологическое воздействие, либо в принуждении к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, в то время, как имело место добровольное пожертвование, и т.д.);

10) свобода мысли и слова, в т.ч. право на информацию, за исключением пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

11) право на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45) (условно сюда относятся и право на государственную защиту и все процессуальные права, в т.ч. на бесплатную юридическую помощь (ст. 46-53).

В то время, как Конституция гарантирует защиту и покровительство за рубежом Россией только собственных граждан, Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» идет дальше и предоставляет такую гарантию всем соотечественникам, под которыми понимаются не только граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, но и лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства, а также потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Политические права обеспечивают влияние отдельного человека на деятельность государства и участие в его делах:

1) право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение (имеются в виду, прежде всего, политические партии, профсоюзы и иные общественные организации) (ст. 30);

2) право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия (отличаются от демонстраций своей массовостью) и пикетирования (последние могут проводиться и одним гражданином без использования звукоусиливающих средств) (ст. 31; см. также Федеральный закон от 19 июня 2004 г.

№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Согласно ч. 1 ст.

7 Закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором, которым могут быть только гражданин РФ или общественное объединение, в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения (при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения);

3) право избирать и быть избранными в органы власти, а также участвовать в референдуме, на равный доступ к государственной службе и участие в правосудии (ст. 32) (не имеют этих прав недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда);

4) право обращаться в органы власти (ст. 33; см. также Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которому обращения регистрируются в трехдневный срок и рассматриваются в срок до 30 дней с возможностью его продления еще на 30 дней);

5) право на двойное гражданство в соответствии с законом или международным договором (ст. 62);

6) право на политическое убежище (ст. 63) (в отличие от иных политических прав это предоставляется иностранцам).

Экономические права обеспечивают имущественные и хозяйственные интересы человека:

1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция (ст. 34);

2) право частной собственности и наследования, в т.ч. на землю и другие природные ресурсы (таким образом, Конституция допускает принятие законов о приватизации любых природных объектов — лесов, озер, рек, недр и т.д.); никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда (ст. 35-36).

Социальные права обеспечивают материальные условия для достойного существования. Впервые были закреплены в якобинской Конституции 1793 г. (право на образование и помощь при нетрудоспособности). В Конституции РСФСР 1918 г. говорилось о праве на бесплатное образование и рабочий контроль; важной вехой была Конституция Германии 1919 г. В Конституции РФ перечислены следующие социальные права:

1) свобода труда, включая право выбора профессии, а также право на труд в условиях безопасности, на вознаграждение не ниже установленного МРОТ, на защиту от безработицы, трудовые споры и отдых (оплачиваемый отпуск и др.) (ст. 37);

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и иных случаях (ст. 39; см. также Федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; от 10 декабря 1995 г.

Читайте также:  Электрические свойства молекул и межмолекулярные связи - справочник студента

№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; от 17 декабря 2001 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и др.);

  1. 3) право на жилище, малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступную плату (ст. 40) (это право следует отличать от права на неприкосновенность жилища);
  2. 4) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет бюджетов, страховых взносов) (ст. 41);
  3. 5) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

6) право на образование (гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе и высшего профессионального) (ст. 43).

Культурные права обеспечивают приобщение человека к культуре:

1) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания; условно сюда включается и право на интеллектуальную собственность (ч. 1 ст. 44);

2) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44; см. также Закон РФ от 9 октября 1992 г.

№ 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре», которым, в частности, вводится понятие права на личную культурную самобытность, т.е.

на свободный выбор эстетических и иных ценностей, что можно выразить словами: одному нравится музыка Иоганна Штрауса, а другому — Рихарда Штрауса).

Согласно ст. 55, перечисление в Конституции прав не должно толковаться как отрицание других общепризнанных прав (повторение поправки IX Конституции США).

Таково, например, право на брак, но пока нет — право на добровольную смерть, правда, без соответствующего текстуального закрепления, наличие какого-либо права довольно сложно доказать в суде.

Не следует забывать и о публичных обязанностях, содержащихся в главе о правах (защищать Отечество, платить налоги, охранять природу).

Следует также сказать, что особым должностным лицом, ответственным за соблюдением прав человека в России, помимо других, является Уполномоченный по правам человека в РФ, должность которого упомянута в Конституции (п. «д» ч. 1 ст.

103) и подробно определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (такие должности под именем «омбудсменов» впервые появились в скандинавских странах). Подобная должность есть и в большинстве субъектов федерации (см.

Закон Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»). Недавно была учреждена не предусмотренная Конституцией отдельная должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (см. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

№ 986), вследствие чего подобные должности появились и во многих субъектах РФ.

Источник: https://magref.ru/konstitutsionnyie-prava-cheloveka-i-grazhdanina-ponyatie-klassifikatsiya-i-perechen/

Доклад на тему “Конституционные права и свободы гражданина в России”

работы:

Введение

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: “1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”.

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч.

3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин “свобода” употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.

Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.).

В этом смысле термин “свобода” по существу тождествен термину “субъективное право”, а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного.

Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55). “Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина”.

Ясно, что если бы эти “другие”, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных.

А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства .

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений.

Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности.

Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и государство “выясняют отношения” по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.

  • Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
  • ·   конституционно-судебный механизм (конституционный суд),
  • ·   судебная защита (суды общей юрисдикции);
  • ·   административные действия органов исполнительной власти,
  • ·   законная самозащита человеком своих прав,
  • ·   международно-правовой механизм.
  • Права человека и права гражданина.

Теперь попытаемся  разграничить конституционные права и права человека и гражданина .Эти две категории прав обычно упоминаются  вместе, однако их содержание не тождественно.

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин “гражданские права и свободы”, синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе.

Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.

Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю — только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Всеобщая декларация прав человека и лругие международные правовые акты.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-konstituczionnye-prava-i-svobody-grazhdanina-v-rossii-imwp/

Ссылка на основную публикацию