Коллективные методы обсуждения и решения проблем — справочник студента

Одним из видов общения в современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора – это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Дискуссия – это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

  • Дискуссия – это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:
  • — определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;
  • — поиск наиболее оптимального решения вопроса;
  • — поиск компромиссов;
  • — выработка новых идей;
  • — поиск адекватной формулировки проблемы.
  • Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии – не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия – это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции.

Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов.

Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия – это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы – это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы.

Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса.

Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

  1. Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.
  2. Нужно помнить, что любая дискуссия – это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

Источник: https://www.syl.ru/article/160584/new_diskussiya—eto-odin-iz-metodov-kollektivnogo-resheniya-problemyi

Технология групповой проблемной работы — Организация воспитательной работы — Сидоров Сергей Владимирович

Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

В организации воспитательной работы важное место занимает участие воспитанников в обсуждении проблем, связанных с взаимоотношениями людей, с организацией собственной индивидуальной жизни и жизни коллектива. Для организации этого вида деятельности воспитанников и предназначена технология групповой проблемной работы (ГПР). 

Групповой проблемной работой С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения.

Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе.

Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными.

Организационно-ориентированные задачи ориентируют воспитанников на разработку и принятие организационных решений (к таким задачам относятся, например, задачи распределения поручений, выработки «законов класса»).

Ценностно-ориентированные задачи связаны с прояснением, обсуждением, осмыслением ценностного содержания проблемной ситуации.

Оба типа задач существенно отличаются в способах решения, поэтому в помещённой ниже алгоритмизированной схеме предусмотрены варианты для каждого из них.

1-й этап технологии ГПР – введение проблемной ситуации и её перевод в задачу. Этот этап одинаков для обоих вариантов. Проблемная ситуация может вводиться извне (например, педагог может рассказать притчу, зачитать отрывок из газетной статьи и т.

п.) либо изнутри (фиксация внимания учащихся на проблемной ситуации, реально возникшей в данном ученическом коллективе). Перевод ситуации в задачу достигается благодаря формулированию вопроса, ответ на который и станет решением задачи, а поиск ответа – содержанием обсуждения.

Задачу мало просто сформулировать, необходимо, чтобы воспитанники её поняли и включились в работу по её решению. Если этого не произошло, необходимо дополнительное стимулирование их активности (предложение альтернатив, уточняющих вопросов, «облегченных» формулировок задачи, обращения типа «Как вы считаете…»,  «Может быть, лучше сначала…»).

Этап завершается конкретизацией (чётким формулированием окончательного варианта задачи) и объективизацией (т. е. изображением задачи в виде материального объекта, например, записью задачи на доске, плакате, в тетрадях учащихся). Объективизация помогает лучше представить задачу и не забыть о ней при обсуждении.

2-й этап – организация решения проблемы. Задача этапа состоит в организации «движения» мнений, идей. На этом этапе путь реализации технологии ГПР раздваивается в зависимости от того, к какому типу задач относится поставленная задача в окончательном виде.

Одна и та же тема обсуждения и даже одна проблемная ситуация может породить задачи разного типа. С. Д. Поляков приводит пример, когда одна и та же тема («Я и социум»), один и тот же способ введения проблемы (притча о людях, оказавшихся после катастрофы на необитаемом острове) может привести к формулированию разных задач:

—  «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел?» (организационно-ориентированная задача);

—  «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить?» (ценностно-ориентированная задача).

Различия в путях решения организационно-ориентированной и ценностно-ориентированной задач показаны на схеме. 

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Решение организационно-ориентированной задачи строится как цепочка действий, отражающих движения личностного к общему. При этом возможны два варианта. 

Основой варианта «лепка» является микрогрупповая деятельность: в микрогруппах вырабатываются идеи, отражающие возможные способы решения задачи. Обычно это происходит в режиме мозгового штурма. Решение задачи как бы «лепится», «ваяется» сразу из многих идей. В результате каждая микрогруппа формирует свой список идей для решения поставленной задачи.

Вариант «развивающаяся кооперация»: первоначальный список идей составляется каждым индивидуально, затем идеи объединяются и корректируются в парах (создаётся один список от пары), затем пары объединяются в четвёрки (квартеты) и снова происходит объединение и корректировка идей. Четвёрки аналогичным образом объединяются в восьмёрки (если позволяет количество учащихся в коллективе). В результате появляется 2-4 списка идей решения задачи.

Формирование общего списка идей происходит на основе обсуждения идей из списков, составленных микрогруппами.

Когда список идей составлен, проводится ранжирование: выстраивание идей в порядке убывания их важности, популярности в коллективе. Для этого индивидуально или микрогруппам даётся задание проставить в списке идей цифрами места для каждой идеи по их важности.

Вариант: выбрать из списка самые реалистичные идеи, или дела на первый месяц, или важнейшие вопросы предстоящего диспута и т. д. (при этом количество выборов можно ограничить).

Посте подсчёта результатов ранжирования оглашается список приоритетных идей (например, список дел, которые будут включены в план работы на четверть).

Последний шаг в организации решения проблемы – это принятие коллективного решения. Поскольку это решение организационного характера, оно должно быть ясным и не допускающим разночтений как по сути, так и по формулировке.

При решении ценностно-ориентированной задачи основой организации решения является дискуссия. Инициация, обострение и поддержание дискуссии, управление её ходом осуществляется ведущим (педагогом). Этапы движения по этому пути ясны из схемы. Остановимся лишь на некоторых приёмах обострения дискуссии и управления дискуссией.

Приёмы обострения дискуссии:

— демонстрация «непонимания» (побуждает участников дискуссии уточнять свои идеи, ясней их формулировать, приводить доводы: «Я не совсем понял, что вы имели в виду», «Уточните, пожалуйста, ваше определение» и т. п.);

— сомнение (позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания: «Это всё?», «Вы уверены в вашем тезисе?», «А вы можете это доказать?» и т. п.); 

  • —  альтернатива (более жёсткий приём обострения): ведущий выдвигает и обосновывает тезис, противоположный высказанному участниками обсуждения;
  • —  доведение до абсурда (также относится к приёмам жёсткого обострения дискуссии): ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. 
  • Приёмы управления дискуссией позволяют поддерживать активность участников дискуссии и направлять её течение в нужное русло:
  • —  демонстрация ведущим своей заинтересованности говорящему (это основной приём): слова-междометия, поза, жесты и мимика, изображающие интерес; 
  • — парафраз: повторение ведущим последних слов говорящего чуть тише, медленней;
  • —  акцентирование: повторение ведущим основной мысли говорящего (чаще всего в вопросительной форме, чтобы говорящий имел возможность уточнить);
  • —  усиление: повторение основной мысли или последних слов говорящего с добавлением в неё усиливающих эпитетов; 
  • —  объективизация тезиса дискуссии: запись важной мысли, высказанной участниками дискуссии в словесной или схематичной форме (приём позволяет приостановить течение дискуссии, привлечь внимание всех участников к этой мысли).
  • При заключительном шаге 2-го этапа решения ценностно-ориентированной задачи – принятии коллективного решения – не только допускаются «особые» мнения и открытость некоторых вопросов (в отличие от результата решения организационно-ориентированных задач), но в ряде случаев это даже приветствуется как условие дальнейшего неформального общения по теме дискуссии.   
Читайте также:  Уравнение пуассона и математическая постановка задач электростатики - справочник студента

3-й этап – подведение итогов ГПР, рефлексия. Задачи этого этапа: организовать осмысление воспитанниками проделанной работы, своей роли и внутренней позиции в ней, выявить и зафиксировать настроения воспитанников в конце ГПР, подчеркнуть значимость решённой проблемы. 

Источник: Поляков С.Д. Воспитательные технологии.– М., 2003.   
Роботом установлено, что со статьёй «Технология групповой проблемной работы» тематически связаны:
Для ссылки:

Источник: https://si-sv.com/publ/4-1-0-66

Коллективные методы обсуждения и решения проблем

Мозговой штурм одним ᴎɜ новых методов решения проблем, позволяет рассмотреть максимум идей за короткое время. Он допускает творческий подход к проблеме, полет фантазии, неожиданные идеи и ракурсы, в нем не приемлема какая-либо критика. Мозговой штурм должен проводиться в определенных условиях. В группу лучше брать работников, у которых нет строго сложившихся стереотипов об организации (т.е., небольшой опыт в компании), нежелательно смешивать сильно разные возрасты, но можно смешивать мужчин и женщин и периодически обновлять состав группы, чтобы не было застоя в идеях.

Примечание 1

На мозговой штурм не рекомендуют приглашать скептически настроенное руководство. Состав группы: 6-12 человекВажно сказать, что длится мозговой штурм от 40 минут до 1 часа. На решение простых проблем отводят 15 минут.

Мозговой штурм помогает решить всœе типы проблем, при которых возможно несколько вариантов решения. Слишком общие и абстрактные проблемы он решить не может, как и проблемы с одним решением или с ограниченным числом решений.

Мозговой штурм дал рождение таким техникам решения проблем, как:

  • брейнрайтинг (когда участники выражают свои идеи исключительно письменно, а заᴛᴇᴍ обмениваются листками с идеями);
  • мозговая атака на досках (когда в помещении размещается доска, куда можно крепить листы с записями идей, которые могут спонтанно приходить в голову в течение дня);
  • мозговой штурм по-японски (когда идеи основаны на едином подходе к определению проблемы, что сужает спектр возможных вариантов);
  • многоступенчатая мозговая атака (когда создаются 2 группы, первая генерирует идеи, вторая им оценку).

Анализ силового поля

Анализ силового поля позволяет представить проблему наглядно, опирается на аналитический подход к проблеме. Может использоваться в разных ситуациях, ограничений на количество возможных решений (одно или множество) нет.

Нужно отметить, что каждая проблема рассматривается как баланс между двумя системами сил, действующими в противоположных направлениях. Движущие силы стремятся изменить ситуацию к лучшему, сдерживающие силы стремятся изменить ситуацию к худшему.

Схематично процесс выглядит так:

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

  • Рисунок 1.
  • При применении метода письменно фиксируются всœе факторы, сопротивляющиеся решению и помогающие решению проблемы. Когда всœе факторы записаны, их ранжируют, используя следующую шкалу:

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Рисунок 2.

Метод Дельфи

Понятие 1

Метод Дельфи — процесс, при котором участники высказываются пуᴛᴇᴍ дискуссии или на бумаге и приходят к консенсусу.

Помогает, если у участников много различных мнений по проблеме. Они могут пользоваться информацией оппонентов, что помогает переосмыслить проблему и достичь соглашения по однои̌ ᴎɜ альтернатив решенияСтоит отметить, особенно эффективен метод при решении технологических проблем.

Обмен мнениями

Обмен мнениями используется, когда в ходе обсуждения участники разделились на два или несколько лагерей и не хотят менять позицииВажно заметить, что метод позволяет лучше понять точку зрения оппонентов.

Нужно отметить, что каждый ᴎɜ лагерей подготавливает презентацию своей позиции, подбирает аргументы. Заᴛᴇᴍ проводят презентации, где участники представляют свои точки зрения. После каждый ᴎɜ лагерей готовит презентацию по противоположнои̌ точке зрения так, будто ϶то их собственное мнение (то есть, без негативных оценок). После проведения презентаций второго типа каждая группа критикует оппонентов. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что сама группа подбирает аргументы против своᴇᴦο изначального мнения. После подводятся итоги и проводится обсуждение. В результате дискуссии велика вероятность нахождения консенсуса, так как участники рассматривают проблему со всœех возможных позиций.

Коллажи и фантазии

Коллажи и фантазии — используется, когда проблему или мнение об альтернативах трудно сформулировать словесно как в группе, так и в диалоге с посторонними людьмиВажно заметить, что метод активизирует визуальное восприятие вместо словесного, он предполагает создание иллюстраций на основе имеющейся информации.

Данный метод достаточно неоднозначный из-за сильного творческого подхода к решению проблемы. По϶тому он не всœегда помогает найти решение, иногда он себя не оправдывает.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6470_kollektivnye_metody_obsuzhdeniya_i_resheniya_problem

Метод творческого проекта как коллективная форма взаимообучения

Коллективные методы обсуждения и решения проблем - Справочник студента

Метод творческого проекта как коллективная форма взаимообучения

Тулеубаева Г.К., преподаватель физики

  • Колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств, г.Астана
  • «Школа становится очагом духовой жизни,
  • Если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки.
  • Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеются еще что-то
  • замечательное, кроме уроков , где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»

В.А.Сухамлинский

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов древней мудрости: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 6 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.

Почему творческий проект именно, как коллективная деятельность?

В настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте имеют массу проблем межличностного характера.

Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема “публичного одиночества”, когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Оно вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д.

Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный студентами при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии.

В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.

Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение – в различных формах – всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с студентом.

В основе отличия – главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие его успех, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность – задача учителя, руководителя рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Основные идеи, присущие коллективным формам взаимообучения – общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

  1. Как организовать обучение в малых группах?
  2. Подобрать темы для работы учащихся в группе.
  3. Заранее разбить группу на подгруппы и определить функции при выполнении заданий.
  4. Сразу намечать докладчика от группы.
  5. Объяснить студентам принципы распределения по группам в течение учебного года и методику работы в группах.
  6. Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
  1. взаимозависимость членов группы;

  2. личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

  3. совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

  4. социализация деятельности учащихся в группе;

  5. общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе и академических результатов.

Сущность коллективного способа обучения: это организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения .

Учимся вместе”

Группа разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая подгруппа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения.

Преподаватель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Исследовательская работа учащихся в группах.

Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого студента. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета технология?

Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов творчества. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами прикладного творчества.

Каждый студент (или несколько студентов) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа.

В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся .

Читайте также:  Структура волевого действия - справочник студента

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.

При этом выполнение любого задания объясняется вслух студентом и контролируется всей группой. Затем каждый студент обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.

Преподаватель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.

На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.

Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”);
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.

  2. Предметно-содержательная область: монопроект (В рамках одного проекта), межпредметный.

  3. Характер контактов: (среди участников группы, колледжа , города)

  4. Количество участников проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных.

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.

Необходимо организовывать работу так, чтобы студенты учились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
  • Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
  • Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.
  • Этапы проектной деятельности.
  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.

  2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.

  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.

  4. Формирование гипотезы проекта.

  5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.

  6. Информационное обеспечение проекта .

Организация проектной мастерской.

Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:

  • подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет – можно начинать с небольшой группой учащихся);
  • обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
  • определение круга тем и проблем;
  • определение правил работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
  • распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.

В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.

Исследования. Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения электронной базе данных и т.д.

Обработка полученной информации

Обобщение и осмысления материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.

Трансформация тем и проблем. Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выбранных.

Подготовка к презентации. Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.

Результаты участия студентов в проектно- исследовательской деятельности.

Карагулонова

  1. Айзия
  2. Т-12
  3. сертификат
  4. 2014г
  5. Научно- практической конференции «Білімді ұрпақ- білікті маман»
  6. Гладкова Юлия
  7. Е-12
  8. сертификат
  9. 2014г
  10. VI городской научно-практической конференции
  11. Денисенко Валерий
  12. Т-12
  13. Грамота
  14. второе место
  15. 2014г
  16. V городской научно-практической конференции Қазақстан Республикасы Президентінің «Қазақстан -2050: бір мақсат,бір мүдде,бір болашақ» Жолдауы аясында өткізілетін «Тәуелсіз Қазақстан: дамуы, қазіргі кезеңі және болашағы»
  17. Денисенко Валерий
  18. Т-12
  19. Диплом
  20. второй степени
  21. Литература.

1.Андарало, А. И. Использование технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе / А.И. Андарало, Е.С. Шилова. – Минск; 2003. – 35 с.

2.Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В.К. Дьяченко // Народное образование, 2008. — № 1. –

С. 191 — 197.

3.Шилова, Е.С. Технология коллективного взаимообучения / Е.С. Шилова // Пачатковая школа, 2001. – №6. – С. 25 – 31.

4.Бухаркина, М. Ю. Intel «Обучение для будущего»:

Учеб. пособие/ М.Ю. Бухаркина [и др.] – 9-е изд., исправленное и

дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий,

2007.

Источник: https://infourok.ru/metod-tvorcheskogo-proekta-kak-kollektivnaya-forma-vzaimoobucheniya-2259063.html

Коллективные методы обсуждения и решения проблем

Одной из новейших методик разрешения проблемной ситуации, позволяющий проанализировать максимальное число идей за минимальный временной отрезок является мозговой штурм. Такой тип методики предполагает креативный способ решения проблемы, полет мысли, внезапные концепции и точки зрения, вполне допустимо обсуждение с элементами критики.

Проведение мозгового штурма требует соблюдения ряда условий. Принимать участие в команде желательно сотрудникам, не имеющим критичных клише относительно компании (небольшой стаж работы в организации), не стоит перемешивать участников разных возрастных категорий, однако гендерное смешение допустимо и желательно.

Также необходимо время от времени обновлять командный состав, чтобы избежать стагнации.

Примечание

Скептически настроенные руководители не стоит приглашать на мозговой штурм. В команды лучше набирать от 6 до 12 участников. Длительность процесса от 40 до 60 минут, причем решению простых проблемных ситуаций отводится четверть часа.

Данный метод способствует разрешению проблем абсолютно любого типа, при условии наличия нескольких способов решения. Чересчур обобщенные или отвлеченные проблемы, а также ситуации с единичным или ограниченным количеством решений урегулировать не удастся.

На базе мозгового штурма сформировались некоторые техники решения проблемных ситуаций, среди них:

  • брейнрайтинг (изъявление участниками собственных вариантов решения в письменной форме, за чем следует обмен бумагами со списками идей);
  • метод мозговой атаки на досках (в комнате располагается доска, на которой крепятся бумажки с написанными мыслями, приходящими на ум на протяжении дня);
  • мозговой штурм по-японски (все варианты базируются на идентичном подходе к выявлению проблемной ситуации с целью сужения диапазона вероятных идей);
  • многоступенчатая мозговая атака (формируется две команды, одна из которых генерирует идеи, вторая в свою очередь занимается их оценкой).

Анализ силового поля

Данный метод предоставляет возможность рассмотрения проблемы воочию и основывается на исследовательский подход к проблемной ситуации.

Нет границ в численности возможных решений, поэтому метод может быть использован в различных ситуациях. Проблемный вопрос изучается в качестве баланса между парой влияющих сил, действующих разнонаправлено.

Сдерживающие силы устремляются к негативному изменению положения (выступают против), движущие – к позитивному (выступают за).

Вариант метода в письменной форме подразумевает фиксирование показателей «за» и «против» решения, которые впоследствии придаются ранжировке и критериальному оцениванию (в зависимости от степени воздействия).

Следующий шаг – определение изменяемых и неизменных сил, с выявлением тех, на которых следует сосредоточить внимание. На основе этого формируется алгоритм разрешения проблемной ситуации.

Метод Дельфи

Процесс, подразумевающие изречение участниками идей методом дискутирования или в письменном виде, приводящий к консенсусу в итоге называется методом Дельфи.

Метод является оптимальным при наличии у членов команд множества мнений относительно проблемы. Помочь в переосмыслении ситуации и добиться согласия в соответствие с одним из альтернативных вариантов может использование сведений оппонентов.

Принимающие участие в дискуссии фиксирует собственные мысли по решению вопроса на бумаге, после чего листы собирают и формируют обобщенный список вариантов. Значимость решений оценивается по утвержденной шкале (зачастую от 1 до 10 в порядке уменьшения важности).

Все оценки складываются в единую табличную форму и в случае, если наибольшее число принимающих участие оценило идентично один из вариантов, то решение проблемы становится однозначным. В случае не достижения согласия, процедура повторяется среди ближайших по числу баллов вариаций.

Приоритетные решения выбирают, когда оценки становятся однотипными.

Обмен мнениями

Если в момент дискуссии участники распределились на несколько команд и настаивают на своих позициях, применяется метод обмена мнениями. Он способствует пониманию точки зрения конкурента. Сторонники позиции заготавливают представление своего видения проблемы, находят доводы и презентуют их.

После чего аналогичным образом формируется представление мнения противоположной команды без критики (будто это их собственная точка зрения). За презентацией второго вида следует критика оппонента. То есть команда самостоятельно находит доводы противоположные их первоначальной позиции.

Читайте также:  Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательного учреждения - справочник студента

Затем делаются выводы и проходит окончательная дискуссия, в результате чего достижение консенсуса, весьма вероятно.

Коллаж и фантазии

Подобные методы используются в случае трудностей в формулировании идеи в словесной форме. Взамен приходит способ визуального (зрительного) восприятия, предполагающий создание изображений на базе существующих данных.

Выполнение коллажа из печатных изданий – наиболее простой способ, не требующий временных затрат на рисование. Применяться могут не только деловые журналы, а и всевозможные публикации. Командой создается два вида коллажа: первый отражает имеющееся положение, второй – идеальный ракурс решения проблемной ситуации. Участники презентуют каждый из плакатов, за чем следует их анализ.

Такой способ не совсем однозначен. Это обуславливается крайне творческим подходом к поиску решения, в связи с чем не всегда может оправдать себя.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kollektivnie-metodi-obsuzhdeniya-i-resheniya-problem/

Методы обсуждения проблем

Методом, который помогает выявить истину через сопоставление различных взглядов, найти правильное решение проблемы, есть дискуссия (иногда дискуссию считают формой коллективного обсуждения проблем).

Психологи рассматривают дискуссию как обсуждения каких-то вопросов с людьми, которые реально или мнимо участвуют в процессе обдумывания. При таком обсуждении проявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный толчок пробуждает желание активно мыслить.

Во многом определяет эффективность дискуссии подбор темы для обсуждения. Конечно, лучше формулировать ее проблемно. Если тема дискуссии является сложной, целесообразно сделать небольшое вступление, чтобы участникам было легче определиться с основных понятий.

Как правило, для такого вступления отводится 15-20 минут, для выступления — 3-5 минут.

Есть определенные требования к поведению участников дискуссии. Во-первых, они должны подготовиться к обсуждению темы и выявить готовность изложить свою позицию.

Во-вторых, каждый должен внимательно слушать других и слышать, о чем они говорят. В-третьих, всем желательно вести себя соответственно общепринятых этических норм поведения.

Не следует превращать дискуссию в спор, нельзя перебивать того, кто выступает, делать замечания по поводу личностных качеств участников.

При обсуждении нередко рождается много разных мнений, иногда полярных (от крайне левых до крайне правых).И тогда участники начинают тяготеть к тем людям, мнение которых для них близкими.

При этом возникают определенные группы, чаще всего так называемые «меньшинство» и «большинство». Иногда считается, что истина принадлежит «большинства», а «меньшинство» воспринимается как дестабилизирующий фактор.

Однако прогрессивная мысль часто принадлежит именно «меньшинства», и именно «меньшинство» стимулирует

«Большинство» посмотреть на проблему под другим углом зрения, вызывает творческую активность у присутствующих.

Готовя и проводя дискуссию, нужно учитывать определенные этические и психологические требования к ней. Если участники дискуссии будут иметь единую мотивацию, то стремиться найти ответы на вопросы, которые их волнуют.

Если они не будут хорошо осведомлены о предмете обсуждения, то не тратить время на дискутирования по поводу «белых пятен». Время, если информацию по они будут исчерпывающую, то дискуссия не имеет смысла. Чем острее интерес, тем большую пользу всем принесет обсуждения.

Если дискуссия будет проходить в атмосфере доброжелательности и уважения, то участники разойдутся с чувством удовлетворения от проделанной работы.

  • Для того чтобы дискуссия была полезной и способствовала эффективному рассмотрению затронутой проблемы, следует придерживаться определенных правил:
  • • не провоцировать у оппонента состояние аффекта, гнева, раздражения, чтобы ослабить его позицию или спровоцировать в логических ошибок;
  • • не унижать достоинства оппонента, проявлять уважение к нему;
  • • не отвлекать от предмета обсуждения;
  • • не допускать обвинений в адрес оппонента;
  • • не использовать психологическое давление на оппонента;
  • • не использовать «нет», особенно, когда оппонент говорит «да»;
  • • не радоваться открыто по поводу поражения оппонента.

О результативности дискуссии можно говорить тогда, когда участники сформировали определенное мнение по обсуждаемому вопросу или подтвердили те взгляды, которые имели до начала коллективного обсуждения.

Если под влиянием дискуссии в части участников изменились установки, то это означает, что подействовал «эффект убеждения». Он будет даже тогда, когда в некоторых зародились только определенные сомнения в правильности своих взглядов.

«Нулевой эффект» дискуссии бывает тогда, когда взгляды, мнения большинства людей не изменились. Конечно, это может быть следствием пассивного отношения к дискуссии и из-за отсутствия подготовки к ней.

Если во время дискуссии в некоторых сформируются взгляды, противоположные тем, которые хотели сформировать ее организаторы, то это означает «эффект бумеранга», т.е. отрицательный результат дискуссии.

Иногда обсуждение проблемы превращается из дискуссии на спор и менеджерам приходится принимать в ней участие. При этом возникает коммуникативный конфликт. Спор — это столкновение разных мнений, в ходе которого каждая из сторон отстаивает только свою позицию.

Участники вступают в спор для достижения трех целей: оправдание своих мыслей, опровержение мнений оппонента и получения дополнительной информации. По поставленной целью споры рассматриваются как средство поиска или убеждения другой стороны; есть споры ради победы или умение приводить доказательства, и даже бывают споры ради самого спора или спора как игра [260].

Различия в споре могут иметь глубокие корни, и если они противоположны у тех людей, спорящих, то спор превращается в бессмысленные и бесцельные выпады.

Всегда следует вступать в спор, особенно когда ее открыто навязывают? Если можно, то целесообразнее уклониться от нее, а если нельзя этого сделать, тогда следует вести себя «как на войне» — то есть принять участие и разоблачить нечестные или ложные доказательства, используя логические приемы. Нельзя навешивать ярлыки на участников спора.

Считают, что уважение к чужим убеждениям — это не только признак уважения к другой личности, но и признак развитого ума. Конечно, существенными элементами культуры спора является умение слушать и говорить, придерживаясь этических норм и правил.

Философ Монтень считал, что выражать раздражение при обсуждении проблемы, губительно не только для ума, но и для совести человека. А образы во время спора следует запрещать и наказывать.

В Древней Индии, например, существовали специальные процедуры, с помощью которых устанавливали, имеет ли человек моральные качества и умения, необходимые для того, чтобы вести честную и познавательно ориентированную спор. Только при наличии таких качеств и умений человеку доверяли управлять другими.

Эффективным методом, который используют опытные менеджеры для поиска выхода из проблемных ситуаций, является «мозговой штурм» (брейнсторминг).

Это метод организации и повышения эффективности совместной, творческой деятельности небольшой группы людей, рассчитанной на повышение качества и производительности, особенно при решении сложных, творческих задач недоступны разуму и усилиям одного человека [229, ч. 1, с. 101].Метод был предложен еще в 40-х годах прошлого века американским психологом А.

Осборном, а сейчас он стал общеизвестным и пользуется большой популярностью. Есть определенные особенности общения с использованием этого метода: свободное высказывание любых идей, чем больше идей, тем лучше; недопустимости критики высказанных идей, обмен мнениями и их сочетания.

Организуя брейнсторминг , менеджеру следует исходить из того, что только уважительное отношение друг к другу способствует раскрытию человека и способности генерировать новые идеи. В процессе обсуждения его участники должны работать «как один мозг», целенаправленный на генерирование новых идей.

Высказанные идеи пересматриваются и отбирается лучшая, самая или эффективная. Каждый участник сосредоточивает свое внимание на поиске новых подходов, а не на критике высказанных другими мыслей.

Следовательно все участники могут спокойно выражать свои мысли, зная, что их назовут смешными или неуместными.

Процесс «мозгового штурма» предусматривает две стадии: на первой вносится как можно больше идей или решений проблемы, на второй анализируются идеи и отбираются лучшие и наиболее пригодны для дальнейшей обработки.

Участие в общении с использованием этого метода очень меняет людей, значительно повышает их интеллектуальный потенциал. Примером «мозгового штурма» является игра «Что? Где? Когда?».

Когда у участников игры спросили, почему они более 25 лет принимают участие в игре, они ответили, что уже не могут обойтись без такой интеллектуальной зарядки и это необходимо для развития их интеллекта.

Для того чтобы такое общение было эффективным, целесообразно рассматривать только одну проблему. По количеству участников оптимальной будет группа от 7 до 13 человек.

Важно разместить участников по кругу, чтобы они хорошо видели друг друга и были равноправными. Психологический барьер в такой группе исчезает быстрее, если состав участников более или менее однороден.

Необходимо также ограничить время обсуждения (в пределах от 15 минут до 1 часа), ибо дефицит времени стимулирует деятельность мозга.

» Мозговой штурм «как метод обсуждения используется для выявления» узких «мест или поиска перспективы. Им охотно пользуются менеджеры с мировым именем.

Об этом писал, в частности, Ли Якокка, который широко этот метод применил, решая вопрос реорганизации фирмы «Крайслер».

Недостатком этого метода является то, что он позволяет найти творческие идеи в общем виде, но не дает подробной разработки их.

Для поиска идей также используют объединение представителей различных сфер деятельности в группы постановки — принятие решений (так называемая синектика) [201, с. 254-256]. Метод разработан В. Гордоном.

В синектичних группах каждый член группы, во-первых, воспринимает обсуждения как соревнования и, во-вторых, вносит ранее продуманную идею в собственной интерпретации. Такие группы работают в длительном режиме и дают возможность рассмотреть проблему со всех ее возможных сторон.

Эффективность метода была доказана при разработке решений по особо сложных проблем.

Есть еще морфологический метод, предложенный Франком Цвики, позволяющий рассмотреть все возможные альтернативные варианты, методы прогнозирования (среди них: сценарный метод и метод Дельфы), с помощью которых определяют, как различные факторы — политические, технические, социальные и др.. — Могут повлиять на деятельность организации. Так, сценарный метод предполагает квалифицированное и научно обоснованное стремление составить прогноз с заложенным в нем определенной степенью вероятности применением методов экстраполяции, оправдавших себя. Метод Дельфы несколько напоминает «суд старейшин», т.е. предполагает стремление объединить мнению экспертов относительно той или иной проблемы. Также широко известен метод использования таблиц «затраты — выпуск», разработанный В. Леонтьевым, который помогает выявить взаимосвязи между отдельными частями целого.

Эти и другие методы общения позволяют генерировать идеи, обогащать творческую деятельность организации, а менеджеру оперативно внедрять новшества.

Источник: https://www.psy-top.ru/2012-11-26-20-22-36/35-2012-11-26-20-18-59.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector