Классификация психодиагностических методик — справочник студента

Предлагаемая программа курса «Психодиагностика» ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога — к психодиагностической деятельности.

Освоение курса позволит понять специфику психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины, познакомиться с принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике программами обследования.

  • Усвоение курса позволит психологу более эффективно осуществлять диагностическую деятельность, ориентироваться в сложных случаях диагностической практики, будет способствовать развитию и формированию у него психодиагностического мышления.
  • Цель курса — ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами психодиагностики, основными принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике, а также сформировать  у студентов систему основных понятий психодиагностики, адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик; раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста.
  • Реализация указанной цели достигается путем систематического изложения основных понятий психодиагностики, принципов разработки психодиагностических методик и использования их на практике в работе психолога.
  • Семинарские и практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и ознакомление студентов с наиболее известными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из четырех разделов. В первом психодиагностика рассматривается как практическая деятельность и научная дисциплина. Во втором анализируются основные понятия психодиагностики.

В нем выделяются понятия, характеризующие процесс разработки психодиагностических методик и постановки психологического диагноза. В третьем разделе рассматриваются универсальные психодиагностические методики.

В четвертом – программы психодиагностического обследования.    

Требования к уровню освоения дисциплины. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  • Основные понятия психодиагностики (психологический диагноз, психодиагностическая задача и ситуация  и др.);
  • Особенности, сферу применения и ограничения в использовании психодиагностических методик в практической деятельности психолога;
  • Психометрические требования к разработке психодиагностических методик;
  • Структуру психодиагностики;
  • Средства психодиагностики;

уметь:

  • оценить возможности той или иной психодиагностической методики в соответствии с целями и задачами исследования

владеть навыками:

  • составления психологического портрета и автопортрета;
  • подбора средств психодиагностики в зависимости от решаемых задач.

Психодиагностика неразрывно связана и опирается на другие отрасли психологии и смежные дисциплины.

Для успешного усвоения всех разделов данного курса необходимы знания из общей и возрастной психологии, при изучении которых студенты могли ознакомиться с особенностями функционирования и развития психики в норме.

Кроме этого, психодиагностика неразрывно связана с психометрикой, дифференциальной и экспериментальной психологией.  При освоении курса  студенты осваивают практические навыки применения психодиагностических средств.

Содержание курса

Раздел I. Психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина

Тема 1. История психодиагностики

Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.

Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.

Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.

Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы.

Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога.

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность

Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.

Диагностика как один из видов деятельности практического психолога. Классификация видов деятельности психолога-практика. Норма как желаемое состояние объекта психодиагностики и как логическое основание классификации видов практической деятельности. Диагностика как один из способов применения психологического знания на практике.

Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина

Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.

Варианты понимания предмета психодиагностики.

Отрицание правомерности ведения психодиагностики в качестве самостоятельной отрасли психологической науки.

Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.

Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.

Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).

Функции психодиагностики. Виды психодиагностики по специфике объекта и типу задач практической психологии. Медицинская, возрастная, профессиональная и педагогическая психодиагностика. Деятельностная и конфликтная психодиагностика.

Раздел II. Основные понятия психодиагностики Разработка психодиагностических методик

Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики

Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная,  экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы.

Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.

Постановка психологического диагноза

Тема 5. Объект психодиагностики

Объект психодиагностики как сосубъект диагностического процесса. Характер взаимодействия двух субъектов в диагностическом процессе. Объект психодиагностики как система психической регуляции. Двухуровневое строение объекта психодиагностики. Феноменологический уровень и уровень причинных оснований.

Состояние объекта психодиагностики как множество фиксированных значений диагностических переменных. Виды состояний объекта психодиагностики. Понятие нормы. Адаптационное понимание нормы.

Концепция культурного релятивизма. Понятие о родовой норме. Статистической норма и процедура ее построения. Норма как отсутствие отклонений.

Характеристика нормы через описание признаков психического здоровья.

Тема 6. Субъект психодиагностики

Субъект психодиагностики как носитель деятельности распознавания. Два вида субъектов психодиагностики. Житейски-эмпирические и профессиональные диагносты.

Писатели, художники, врачи, администраторы как житейски-эмпирически психодиагносты. Принцип компетенции как основа диагностической деятельности профессионального психолога.

Подходы к определению функций профессиональных психодиагностов.

Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.

Тема 7. Психодиагностическая  задача  и  ситуация

Практическая  и  исследовательская  психодиагностическая  задача.

Структура практической диагностической задачи, своеобразие её условий. Эмпирическая и априорная составляющая условий психодиагностической задачи. Процесс решения задачи как движение по дереву возможностей.               Теоретическое и практическое значение типологии психодиагностических задач.

Требования к типологии диагностических задач и этапы ее построения. Варианты классификации задач школьной и профессиональной психодиагностики. Критерии систематизации диагностических задач. Психодиагностическая ситуация как совокупность неизменяющихся на протяжении установления диагноза общих организационных условий.

Различие позиций участников диагностического процесса в диагностической ситуации. Личностная значимость для обследуемого получаемых при установлении диагноза данных. Диагностическая ситуация как фактор, влияющий на продуктивность взаимодействия участников диагностического процесса.

Диагностическая ситуация и результаты тестовых испытаний.

Варианты типологий психодиагностических ситуаций. Ситуация клиента и экспертизы. Отношение психолога с пользователем как критерий классификации диагностических задач. Типология ситуаций по наличию социального контроля за поведением обследуемого (В.Р.Дружинин). Ситуация консультирования, отбора, принудительного обследования, аттестации.

Тема 8. Средства  психодиагностики

Эмпирические методы практической психодиагностики как средство измерения и оценки состояния элементов объекта  практической деятельности психолога. Специфика методов практической психодиагностики и их классификация. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психодиагностики.

Психолого-педагогический консилиум. Роль клинического метода в психодиагностической практике. Тесты как инструмент, специально созданный для определения психологических особенностей человека. Комплексный подход при использовании методов практической психодиагностики.

Сочетание строго- и малоформализованных методов при проведении обследования.

Средства описания объекта психодиагностики.

Классификации диагностических переменных (запросов, отклонений в параметрах деятельности, психического состояния), психодиагностические таблицы, схемы психологической детерминации, структурные модели психики.

Средства описания психодиагностического процесса. Схемы этапов психодиагностического процесса, диагностические алгоритмы, программы обследования.

Методы построения психодиагностического заключения. Значение интуиции при установлении диагноза. Аналогия, гипотеза, дифференциальный и достоверный диагноз, диагноз по результатам воздействия как логические методы практической психодиагностики.

Тема 9. Психодиагностический  процесс, диагноз

Психодиагностический процесс как опосредованное методиками взаимодействие диагноста с обследуемым и как выбор ограниченного количества из множества гипотез о состоянии объекта психодиагностики.

Психологический диагноз как соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза. Адекватность, своевременность и коммуникативная ценность диагноза. Психодиагностическое заключение и сообщение. Понятие психодиагностической ошибки.

Раздел III. Универсальные психодиагностические методики

Тема 10. Диагностика интеллекта

Подходы к определению интеллекта. Интеллект как общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Описание интеллекта через его «обыденные» характеристики. Определение интеллекта через процедуру его измерения в рамках измерительного подхода Модели интеллекта.

Значение генерального фактора в модели К.Спирмена. Интеллект как результат взаимодействия нескольких факторов в модели Л.Терстоуна. Свободный и связанный интеллект в модели Р.Кеттела. Кубическая модель интеллекта Д.Гилфорда. Методики диагностики интеллекта.

Читайте также:  Объяснение парамагнетизма по ланжевену - справочник студента

Определение особенностей развития общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д.Векслера. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Свободный от влияния культуры тест Р.Кеттела. Прогрессивные матрицы Равена как средство выявления уровня развития невербального интеллекта.

Диагностика социального интеллекта с помощью методики Гилфорда-Салливена.

Тема 11. Психодиагностика личности

Теории личности как средство диагностического описания объекта практической деятельности. Два подхода к описанию личности. Личность как совокупность психических черт (качеств). Описание личности путем выделения основных типов.

Методы диагностики личности. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз. Методика ценностных ориентаций М.Рокича. Опросник Т.Элерса для определения мотивации к успеху и избеганию неудач. Диагностика мотивации аффиляции.

Изучение акцентуаций характера опросником К. Леонгарда и патохарактерологическим диагностическим опросником А. Личко. Методики для изучения темперамента Г.Айзенка и В.Русалова.

Шестнадцатифакторная методика Р.Кеттела как средство диагностики конституциональных черт личности. Миннесотский многоаспектынй личностный опросник (MMPI) и его применение для обследования контингента психологической нормы.

Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности. Понятие о реактивной и личностной тревожности. Шкала самооценки Ч.Спилбергера. Способы преодоления тревожности. Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК).

Тема 12. Проективные техники

Проективные методы как средство изучения глубинных структур личности. Классификация проективных методов. Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея. Графические проекционные тесты. Способы их анализа и интерпретации. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Методика цветовых выборов Люшера.

Раздел  IV . Программы психодиагностического обследования

Тема 13. Составление психологического автопортрета

Цели составления психологического автопортрета выявление индивидуальных особенностей личности, самопознание {углубление личностной рефлексии), улучшение своего психологического самочувствия, выработка наиболее оптимальных стратегий жизни, корректировка своего поведения. Представление о структуре личности как теоретическая основа составления психологического  портрета. Уровни психологического портрета.

Тестовые задания для составления психологического автопортрета. Обобщение полученных данных и построение психодиагностического заключения.

Тема 14. Определение психологической готовности к школе

Значение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе.

Параметры психологической готовности. Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе. Определение уровня развития мышления и речи.

Задания для оценки умственного и речевого развития ребенка: понимание грамматической конструкции, выполнение словесных поручений, изменение существительных по числу, рассказ по картинкам. Выявление образных представлений.

Задания для проверки уровня образных представлений: собирание разрезных картинок, рисунок человека. Выявление уровня развития мелких

движений. Задание езда по дорожке. Определение уровня развития крупных движений. Построение психодиагностического заключения и формулирование рекомендаций.

Классификация психодиагностических методик - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihodiagnostika

Психодиагностические методы и методики

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihodiagnosticheskie-metody-i-metodiki/

Классификация психодиагностических процедур

Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клиниче­ский и житейский опыт. Помимо этого, практиче­ская психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструмен­тов, знание этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифици­ровать условия проведения обследования и учи­тывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами.

Например, если при прове­дении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследова­ния превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нор­мами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта.

Читайте также:  Выбор производственной технологии - справочник студента

И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное об­следование имеет доверительный характер, то соот­несение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как восприни­мает ситуацию обследуемый.

Практическая психо­диагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее под­держания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред об­следуемому, способность представлять информа­цию для заказчика и многое другое.

В настоящее время существует несколько доста­точно обоснованных классификаций психодиаг­ностических методик, из них наиболее полной, на наш взгляд, можно считать классификацию, пред­ставленную В. Столиным и др.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует.

К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тес­ты специальных способностей, некоторых личност­ных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости — поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.).

Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или ино­го ответа, но не его правильностью. Таково боль­шинство личностных опросников (например, тест 16РF Р. Кэттелла).

Во-вторых, различают вербальные и невербаль­ные психодиагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой ак­тивностью обследуемых; составляющие эти мето­дики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность ис­пытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невер­бальные способности — перцептивные, моторные.

  • Третье основание, используемое для классифи­кации психодиагностических инструментов, — это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно выделяют:
  • 1)   объективные тесты;
  • 2)   стандартизованные самоотчеты:
  • а)  тесты-опросники;
  • б)  открытые опросники, предполагающие по­следующий контент-анализ;
  • в)  шкальные техники, построенные по типу се­мантического дифференциала Ч. Осгуда, и ме­тодики классификации;
  • г)  индивидуально-ориентированные    техники типа ролевых репертуарных решеток;
  • 3)   проективные техники;
  • 4)  диалогические (интерактивные) техники (бесе­ды, интервью, диагностические игры);

5)   психофизиологические,  аппаратурные методи­ки, предполагающие психологическую интерп­ретацию физиологических или аппаратурно за­регистрированных поведенческих показателей. Объективные тесты — это те методики, в кото­рых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизо­ванного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обра­щение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых ис­пытуемый выносит суждения (как правило, исполь­зуется двух- или трехальтернативный выбор отве­тов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7).

Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кото­рых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: «Большинство людей честны»).

Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психо­логических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандар­тизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изоб­разительного материала, конкретных лиц и т. п.

) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — сла­бый»). Обычно используются трех-, пяти- и семито­чечные шкалы.

Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структуризации объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографи­ческие) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со школьными опросными ме­тодами, напоминать беседу или интервью.

Их ос­новное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, изме­рения, конструкты), не задаются извне, а выделя­ются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого.

Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуар­ные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относитель­но индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что не­достаточно структурированный материал, высту­пающий в качестве стимула при соответствующей организации всего эксперимента в целом порожда­ет процессы фантазии, воображения, в которых ра­скрываются те или иные характеристики субъекта.

В клиническом употреблении проективные техни­ки часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных.

Исследовательское употребление проективных тех­ник предполагает, как правило, применение кон­тент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психо­диагност вступает в контакт с обследуемым и дости­гает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче.

Так, довери­тельный контакт необходим при диагностике семей­ных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг­ност одновременно выступает в роли консультанта или психотерапевта.

Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует по­строение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальны­ми (интервью, беседы) и невербальными (напри­мер, игра с ребенком может выступать как невер­бальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе ко­торых строятся те или иные методики, можно рас­положить на одной шкале, если за единое основа­ние классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиаг­носта и степень его влияния на результат психо­диагностики.

Аппаратурные методики и объективные психо­логические тесты обладают наименьшей вовле­ченностью психодиагноста в процедуру психо­диагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагностического обследования.

Почти столь же малой степенью вовлеченности психоди­агноста обладают и некоторые формы стандартизо­ванных самоотчетов — многие опросники и шкаль­ные техники.

Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики, сама же процедура обследо­вания, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может

выполняться с помощью лаборанта (непсихолога) или по программе ЭВМ.

Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной степе­нью вовлеченности психодиагноста в процесс пси­ходиагностики, максимальным влиянием его опыт­ности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностиче­ского обследования.

Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр.

Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод известен высокой степенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан мотив экспертизы (обследуе­мый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано важное для него диагностическое за­ключение), результаты отдельных проб интерпре­тируются в зависимости от того, насколько выра­жен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явно влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на ос­нове беседы с клиентом психологической консуль­тации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как соз­дать оптимальные условия для получения диагнос­тически важной информации, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.

Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.

Многомерные тесты-опросники, предполагаю­щие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характе­ра профиля в целом, требуют клинической опыт­ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения несвободны от влияния личности диагноста.

Не менее явно это влияние и при необходимости кодирования ре­зультатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскры­вающей способности испытуемого к воображе­нию, творчеству.

Итак, способности и психические функции ди­агностируются в основном методами, в которых влияние психодиагноста выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками).

Личностные черты преимуществен­но диагностируются тестами-опросниками; ког­нитивная организация, другие индивидуальные свойства — преимущественно методиками средне­го уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) — репертуарными решетка­ми, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преи­мущественно проективными техниками. Вес диа­логических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особен­но важен в области диагностики взаимоотно­шений, общения (таких свойств, актуализация ко­торых требует воссоздания реальных ситуаций общения).

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 7-10.

Источник: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/metody/1683-klassifikacziya-psixodiagnosticheskix-proczedur.html

Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов

Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность.

Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.

Формализованные методики

Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».

Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.

Читайте также:  Государственный суверенитет - справочник студента

Признаки теста:

  1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.
  2. Оценивание проводится по критерию правильности.
  3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми.

Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме: индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные.

По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.

Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.

  • Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.
  • Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.
  • Опросники

Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.

Особенности:

  1. Метод косвенной самооценки.
  2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.

Проблема: интерпретация результатов.

Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям.

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами.

Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).

Проективные техники

Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.

Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.

Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.

Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:

  1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний.
  2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.

Особенности методик:

  1. Неопределенность стимульных условий.
  2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко.
  3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.

Группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
  • методики конструирования: создание из деталей единого целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
  • методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
  • экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
  • импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
  • адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Психофизиологические методики

Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.

Малоформализованные методики

Наблюдение

Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения.

Основной принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к.

в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно.

Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

  1. Цель наблюдения
  2. Поисковое и конкретное наблюдение.
  3. Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы.
  4. Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение.
  5. Предметное наблюдение может быть частным или широким.
  6. Схема наблюдения
  7. Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.
  8. Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения.
  9. Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования:
  1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.
  2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит.
  3. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол предс-тавляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций.

При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.
  2. В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.
  3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.

Достоинства:

  1. Можно оценить поведение человека в естественной обстановке.
  2. В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого.
  3. Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним.

Недостатки:

  1. Требует много времени.
  2. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.
  3. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Требования к наблюдению (по Кеттеллу):

  1. Поведение должно исследоваться во многих ролях и ситуациях.
  2. Должно быть длительным (2 – 3 месяца, не меньше; несколько раз в неделю или ежедневно).
  3. Заранее должны быть определены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.
  4. Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).
  5. Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.
  6. Наблюдать должны не 1, а не менее 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. Затем результаты суммируются.

Опрос (беседа)

Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель:

  1. Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.
  2. Снизить тревожность.
  3. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи: составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное.

Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания.

Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.

Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/532-2008-11-14-20-00-34.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector