Историческая миссия педагогики — справочник студента

Историческая миссия педагогики - Справочник студента

Елена Есаулова

Здоровье общества складывается не просто из физического состояния людей, поэтому им занимаются не только врачи. Вырастить новое поколение россиян высокоинтеллектуальным и высоконравственным – прямая задача учителей всех уровней – от воспитателей детских садов до профессоров.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Красноярский педагогический университет играет особую роль в образовании не только потому, что там учат педагогов 45 специальностей для общего образования, а в аспирантуре готовят будущих ученых и педагогов для вузов. Направленность университета, его лицо во многом определяет ректор. А руководит КГПУ им.

Астафьева личность легендарная – всемирно известный археолог, депутат Законодательного собрания, доктор исторических наук, профессор Николай Дроздов, который имеет свою точку зрения на подготовку учителей.

Он уверен, что выпускник педагогического университета должен не только нести свет знаний, но и оказывать позитивное влияние на нравственную атмосферу в обществе.

– Николай Иванович, в чем, по-вашему, состоит главная миссия педагогического университета и, главное, выполнима ли она?

– Если говорить о нравственном здоровье общества, то я оцениваю его как критическое, потому что воспитание молодежи отдано на откуп крайне агрессивным воздействиям средств массовой информации. Все, от рекламных роликов и новостей до художественных фильмов, пропитано негативом. Вспомните последнюю российскую экранизацию великого романа Б.

Пастернака «Доктор Живаго» и скажите, к чему там такие откровенные эротические сцены? Даже в американской версии нет такого разгула низких страстей. Конечно, жизнь есть жизнь, но зачем привносить в экранизацию классики настоящий разврат? В сегодняшнем обществе нравственных ориентиров почти не существует, и молодежи очень трудно понять, что хорошо, а что дурно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Психика и сознание - справочник студента

Оценим за полчаса!

Школьный учитель всегда был носителем вечных ценностей. Что такое разумное, доброе, вечное? Это и здоровый образ жизни, и позитивное мышление, и умение прощать, делать добрые дела. Я думаю, что миссия нашего вуза – хранить нравственные устои общества. Поэтому воспитанию будущих учителей мы уделяем особое внимание. И в этом мелочей нет.

Например, когда я вступил в должность, то первым делом запретил курить и продавать пиво на территории университета.

– Мне кажется, студенческая жизнь бесшабашная, и пиво-сигареты – просто атрибут тусовки и приятного общения. Так сказать, повод собраться вместе…

– У общения должна быть какая-то цель. А какая цель у совместного распития пива – пустой треп? Университет очень много средств выделяет на то, чтобы дать возможность для развития личности каждого студента. Для учебы у нас есть ресурсные центры и свободный доступ в интернет не только в здании вуза, но и в студенческих общежитиях.

Чтобы студент не болтался без дела, а был занят интересным делом вне занятий, в КГПУ есть различные танцевальные ансамбли, спортивные секции, ребята играют в КВН, проводят туристические слеты, организуют фестивали бардовской песни. Наши студенты живут полнокровной, интересной жизнью.

Я часто лично встречаюсь со студентами, вникаю в их проблемы. Наши ребята хорошие, но к каждому нужен индивидуальный подход. В непосредственном каждодневном общении учителя и ученика и заключается настоящее воспитание. И здесь наши педагоги не жалеют своего времени.

Ведь, раскрывая в молодом человеке личность, мы уверены, что в будущем он сам будет воспитывать такие же яркие личности.

Педагогика становится вновь престижной

– Николай Иванович, почему вы, человек, посвятивший большую часть жизни науке, решились стать ректором? Ведь руководителю приходится решать все текущие проблемы, включая кадровые, финансовые и хозяйственные.

– Хочу уточнить, что я стал не просто ректором, а ректором педагогического университета. Я решил связать свою судьбу с педагогикой с самого раннего детства, потому что первыми героями для меня были мои школьные учителя.

Я ведь родом из деревни, а там учитель всегда был самым уважаемым человеком, с ним советовались по всем вопросам не только школьники, но и родители. Они учили нас грамоте и арифметике, показывали, как нужно выполнять все работы по хозяйству.

Наши учителя проводили с учениками все свое свободное время и старались вырастить из нас хороших людей. Поэтому для себя я выбрал профессию педагога. Долгое время я преподавал в нашем пединституте, возил студентов в экспедиции.

И с годами приходило все более глубокое понимание, что у ректора есть больше возможностей принести пользы для педагогики.

– Удалось?

– Не мне об этом судить. Скажу одно – все эти годы мы старались добиться увеличения приема студентов на бюджетные места. Ведь наш контингент – дети интеллигенции и в основном интеллигенции сельской, рабочих и крестьян. У нас учатся 50% иногородних студентов, из них около 40 % из села.

За последние годы, согласно требованиям времени, мы значительно расширили круг специальностей. Теперь у нас есть отделения социальной работы, лингвистики, политологии, религиоведения и очень редкая специальность – геоэкология.

Об успешности работы вуза говорит конкурс. Из года в год практически на все факультеты он у нас стабильно высокий. В этом году конкурс на филфак побил все рекорды, всегда «аншлаг» на факультетах физвоспитания и дошкольного воспитания, на начфаке, истфаке, в институте психологии и педагогики.

За границей хорошо, а учиться лучше дома

– Николай Иванович, говорят, что у КГПУ хорошие связи с заграницей?

– Сегодня у нас более двадцати договоров с разными странами. Наши историки – этнографы и археологи – работают в Монголии и Туве.

У нас хорошие отношения с университетами Китая, Турции, Японии, Кореи, США, Германии; планируем обмен студентами с Израилем, с университетом Хайфы. У нас проходят стажировку монгольские преподаватели.

Англичанин и кореец поступили в аспирантуру, есть преподаватель-француз. По результатам олимпиады по французскому языку – наши студенты лучшие в России.

– У вашего университета пять филиалов по краю, сейчас есть представительство и в Туве. Это тоже веление времени?

– Плюсы образования «ближе к дому» очевидны. Ведь жизнь в Красноярске дорогая. На питание, проезд, одежду и аренду квартиры родители должны выложить ежемесячно минимум шесть тысяч рублей.

Не каждая семья может позволить себе такие траты.

А филиальное образование позволяет обучить ребенка без серьезного ущерба для родительского кошелька и ближе к дому, с которым связан незримой пуповиной – значит, вернется в свою школу.

Наши выпускники вернутся в школы!

– Николай Иванович, не секрет, что не все выпускники педуниверситета связывают свою трудовую деятельность со сферой образования. Как вы к этому относитесь?

– Для меня это вопрос очень болезненный. По закону заставить выпускников работать в школе мы не можем. Сейчас нет так называемого государственного распределения. С другой стороны, основная масса наших выпускников из тех, кто не идет работать в школы, все равно работает на благо государства.

Ребята идут работать в силовые структуры, на таможню, в паспортно-визовую службу, администрацию городов и т.д. А это свидетельствует о том, что наше образование дает очень широкий спектр возможностей устройства на работу, и наш выпускник успешно адаптируется в современном обществе.

Но те, у кого есть призвание к учительскому делу, все-таки идут в школы. Я радуюсь, когда встречаю своих выпускников среди работников образования. Я учу уже внуков своих первых учеников, а среди них есть и директора школ, и заведующие районо, и заслуженные учителя.

Читайте также:  Закон авогадро - справочник студента

Думаю, сейчас больше наших выпускников будут иметь возможность работать по выбранной специальности. Тем, кто пойдет работать в сельские школы, мы готовы оказать всяческую поддержку, предоставить научно-методическое сопровождение, консультации, повышение квалификации.

Но главное, сейчас учителя получают неплохую зарплату, особенно в сельской местности. За это мы должны поблагодарить президента России В.В. Путина, который сделал образование приоритетным национальным проектом.

Источник: http://www.idrenome.ru/content/view/Vysshaya-missiya-pedagogicheskogo-universiteta

Миссия | МГППУ

МГППУ — первый в России психологический университет.

Наши преподаватели — это уникальное сообщество практикующих экспертов в самых разных отраслях психологии — от юридической до клинической, лауреаты «мегагрантов».

Специалисты МГППУ координируют работу психологов в социальных учреждениях Москвы, консультируют службу практической психологии образования Москвы, создают и курируют уникальные проекты.

Преподаватели и сотрудники МГППУ руководствуются в своей деятельности доказательным подходом.

Они принимают решения об использовании методов работы с людьми только на основании результатов грамотно спланированных и проведенных исследований.

Для этого Университет постоянно формирует и обновляет базы знаний о социальных практиках с доказанной эффективностью, которыми может воспользоваться специалист.

МГППУ — университет для неравнодушных людей. Преподаватели и студенты готовы менять жизнь общества к лучшему. Они стремятся решать социальные проблемы, помогать самым незащищенным группам населения. Двери университета всегда открыты для обучающихся с ограниченными возможностями, дружественную и доступную образовательную среду МГППУ создает для каждого студента.

Университет стремится к тому, чтобы образование, которое получают студенты, не ограничивалось только конкретными профессиональными компетенциями. Важно, чтобы студенты развивали научное мышление и формировали свою собственную траекторию роста и развития в соответствии со своими интересами и планами на будущее. 

  • Историческая миссия педагогики - Справочник студента
  • Миссия – развитие образования и социальной сферы РФ на основе:
  • Исследований актуальных проблем социальной практики;
  • Разработок эффективных научно-обоснованных социальных, психологических и педагогических технологий;
  • Подготовки неравнодушных высококвалифицированных специалистов.
  • Миссия Университета реализуется через 7 базовых принципов.
  • 1-ый принцип «Университет для неравнодушных людей»
  • Университет для людей, неравнодушных к социальным проблемам страны, готовых проявлять инициативу и брать на себя ответственность за осуществление социальных изменений.

Инициативность, неравнодушие и ответственность — качества, принципиально важные для человека.  Желание и готовность менять мир, становится “прогрессорами” в современной социальной ситуации — самый ценный ресурс для образовательного процесса в Университете.

2-ой принцип «Инклюзивный Университет»

Дружественная и доступная образовательная среда университета, учитывающая особенности, интересы и потребности каждого обучающегося, в том числе студентов со специальными образовательными потребностями.

Осуществление этого принципа подразумевает предоставление возможности получения образования обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Разработка программ по обеспечению комфортной и безбарьерной среды для студентов и сотрудников способствует эффективному решению учебных и внеучебных задач.

Создавая инклюзивное образовательное пространство на основе современного психолого-педагогического знания, университет обеспечивает инклюзию на всех ступенях обучения и развития человека.

  1. Инклюзия также подразумевает совершенствование механизмов выявления, обучения и психологической поддержки одаренных детей, создание современной системы непрерывной подготовки кадров, способных к активной творческой деятельности в условиях быстро меняющегося мира.
  2. В процессе реализации этого принципа создается система поддержки обучающихся, благодаря которой становится возможным формирование для каждого студента уникальной образовательной траектории, основанной на интеграции учебной, исследовательской и практической деятельности, личностного роста и самоопределения.
  3. 3 принцип «Университет – трансформер»
  4. Университет – образовательный конструктор, позволяющий студенту формировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и планами на будущее.
  5. В реализация данного принципа особый акцент сделан  на развитии у обучающихся  исследовательских и проектных компетенций, что позволяет сформировать у них навыки активного поиска информации и генерации новых знаний, проведения прикладных исследований и практико-ориентированных авторских проектов, разработки доказательной базы для практической деятельности в социальной сфере.
  6. 4-ый принцип «Университет развития»
  7. Новый тип университета,  где образование направлено не только  на формирование профессиональных компетенций, но и на  становление научного мышления и развития личности обучающегося, обеспечение возможности непрерывного профессионального развития.

Согласно реализуемой модели, образование в Университете направлено на раскрытие потенциала обучающихся с учетом различий их  индивидуальных стилей учения, возрастных задач, индивидуальных и образовательных потребностей. Результатом обучения является качественное изменение мышления, сознания и личности обучающегося в процессе становлении его профессиональных компетенций.

  • Решая задачи развития обучающихся, Университет развивается сам, становясь субъектом развития, совершенствуя и модернизируя содержание образования с учетом передового опыта, актуальных запросов и прогнозов современного общества.
  • 5-ый принцип «Университет доказательной практики»
  • Доказательный подход как основа образовательной, научно-исследовательской и практической деятельности университета.

Ответственность за результат – основа профессионализма выпускника МГППУ. Доказательность как принцип организации деятельности – реализуется в инновационном подходе к разработке, апробации и трансляции социальных технологий,  направленном на повышение эффективности и достижение задуманных результатов.  

6-ой принцип «Психологический Университет»

Психологическая наука как основа образовательной, исследовательской и практической деятельности университета.

Московский государственный психолого-педагогический университет – первый и крупнейший психологический Университет в России. Традиции и накопленный опыт Университета позволяют в полной мере решать задачи гуманизации его образовательной, научно-исследовательской  и практико-ориентированной деятельности. Психологическое знание служит основой построения содержания образования Университете.

Университет принимает на себя обязательства учитывать последствия применения психологических технологий, следовать профессиональным стандартам и кодексу профессиональной этики в научной, образовательной и практической сферам деятельности в подготовке специалистов.

7 принцип «Исследовательско-проектный Университет»

Университет не просто кузница кадров.

Конечно, наши выпускники готовы к выполнению основных трудовых действий, заложенных в профессиональные стандарты, но у них также сформированы и исследовательские компетенции, “обеспечивающие возможность перестройки и развития таких действий в случае обнаружения проблем и затруднений на основе проведения встроенного в профессиональную деятельность мини-исследования”. Таким образом, наш выпускник способен к  профессиональной рефлексии, а, следовательно, готов к вызовам изменяющейся социальной действительности.

Источник: https://mgppu.ru/about/mission

Педагогическое образование (История/обществознание) 44.03.05

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) История/обществознание (5 лет обучения)

Современное образование российского педагога гуманитарного профиля 

Наша программа для тех, кого привлекает возможность стать профессиональным педагогом, получить специальность учителя истории и обществознания, владеющего методами инновационных образовательных технологий.

Вы познакомитесь с дисциплинами по мировой истории, философии, социологии и экономике, истории культуры и истории религии.

В учебном плане предусмотрено изучение психолого-педагогических предметов (общая и возрастная психология, теоретическая и практическая педагогика, методика обучения истории и обществознанию), двух базовых исторических курсов – всеобщей и отечественной истории, а также различных специальных исторических дисциплин.

На лекциях и практических занятиях студенты осваивают навыки ведения всех форм педагогической работы вплоть до организации управления образовательным учреждением. Ряд предметов ориентирован на сферу культурно-просветительной деятельности. Это «Историческое краеведение» и «Музееведение и охрана памятников культурного наследия».

Модуль «Дисциплины по выбору» предполагает широкую вариативность изучаемых курсов, дающих студенту широкую эрудицию по вопросам от проблем культурологи и филологии до вопросов современного природопользования и основ палеонтологии.

Историческая миссия педагогики - Справочник студента

  • Предметы
  • История первобытного общества, этнология и социальная антропология
  • Археология
  • История России до начала с древнейших времен до ХХI в.
  • История Древнего мира и Средних веков, Нового и Новейшего времени
  • Мировые религии: история и современность
  • Вспомогательные исторические дисциплины
  • Источниковедение
  • Теория и методология истории
  • Историческая и политическая география
  • Введение в обществознание
  • Профессиональный цикл:
  • Профессиональная этика учителя
  • Документирование образовательной деятельности
  • Управление образовательным учреждением
  • Современные требования к уроку
  • Основы организации и проведения ГИА
  • Методика преподавания светской этики м преподавания истории мировых религий
  • Практики

Особенность программы − ориентация на формирование профессиональных компетенций и навыков в педагогической и культурно-просветительской сфере. За годы обучения проходят полномасштабные археологическая, музейная и архивная практики.  На старших курсах студенты осваивают основы педагогического мастерства в лучших школах и колледжах г. Ростова-на-Дону.

Трудоустройство. 

Выпускники могут стать учителями школ, средних специальных учебных заведений, вести работу в структурах управления образовательными учреждениями, работать методистами.

Выпускник наравнее с выпускниками направления история имеет возможность выбрать научную карьеру ученого.

образовательные компетенции по предмету история унифицированы с программой классического направления История. 

Выпускники программы востребованы  в системе среднего образования в качестве педагога общегуманитарного цикла или среднеспециальных учебных заведениях (колледжах) с преподаванием правовых, экономических и других общественно-политических дисциплин.

Учреждения культуры различных типов и современные научно-производственные организации остро нуждаются в профессионально подготовленных педагогических кадрах для осуществления своей основной деятельности, чем значительно расширяют возможности трудоустройства выпускников.

Источник: https://hist.sfedu.ru/postuplenie/bakalavriat/istoriya-anglijskij-yazyk-pedagogicheskoe-obrazovanie.html

Сущность образования, его структура и процессы обновления

Комплексная цель

знать:

  • • историческую миссию образования, его сущность как явления культуры и социального блага;
  • • ценностные ориентиры, цели и социально значимые результаты образования;
  • • современную социально-личностную гуманную парадигму (концепцию и модель образования);
  • • закономерности и принципы целостного педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития обучаемых и воспитуемых;
  • • сущность и содержание компетентностного подхода в образовании;

уметь:

  • • использовать систему категорий и ведущих понятий педагогики;
  • • стимулировать развитие в педагогическом процессе внутреннего потенциала личности каждого ребенка/взрослого;
  • • сочетать в обучении и воспитании требования общества, интересы и возможности обучаемых и воспитанников;

владеть:

  • • социально-личностным подходом к анализу педагогических явлений и процессов;
  • • пониманием единства обучения и воспитания, элементов науки и искусства в целостном и открытом педагогическом процессе.

Историческая миссия образования и основные условия ее воплощения

Роль образования, его историческая миссия чрезвычайно многогранны и ответственны. Оно осуществляет социальное воспроизводство в целом: становление человека, его подготовку к выполнению социальных ролей (работника, гражданина, воина, члена семьи), воспроизводство и развитие социальных отношений, трансляцию достижений культуры и цивилизации, устоев идеологии и морали.

В экономическом аспекте оно развивает человеческий потенциал производства, или, условно говоря, «человеческий капитал», обеспечивающий экономический прогресс. В социальном плане образование обеспечивает становление и прогресс социальных связей и отношений, противодействие негативным и разрушительным тенденциям в развитии цивилизаций.

В личностном плане – сохранение и восстановление здоровья, развитие способностей, выполнение социального запроса на подготовку человека к продуктивному труду и творчеству.

Оно призвано обеспечить гармонию интересов личности, общества и государства (при условии, что государство адекватно отражает и защищает человека и человеческие сообщества).

Высокая миссия образования воплощается в процессах обучения, воспитания и развития человека.

Эти процессы отражаются в разных аспектах такими научными дисциплинами, как антропология, социология, философия, этика, психология, но наиболее всесторонне, комплексно – в педагогике и ее важнейших составляющих – теории обучения (дидактике) и теории воспитания, а также в психологической теории развития личности.

Последняя составляет специальный раздел общей, педагогической и возрастной психологии, а в педагогике пронизывает и составляет сердцевину дидактики и теории воспитания.

Современная дидактика рассматривает проблемы осуществления именно развивающего и воспитывающего обучения, а теория воспитания – условия, механизмы и способы воспитывающей деятельности педагога и воспитуемого, обеспечивающей его социальное и личностное становление и развитие. История педагогики, в свою очередь, прослеживает историческое становление, генезис и развитие целей, содержания и форм обучения и воспитания, прежде всего – в ключе единой гуманистической образовательной традиции.

По своему предназначению миссия образования может осуществляться наиболее полно и последовательно, если образованию удается опережать социокультурное и экономическое развитие общества, предвосхищать его потребности, открывать перспективы прогрессивным и тормозить негативные и разрушительные тенденции в развитии человечества, отдельных государств и регионов. Однако такая опережающая миссия образования осуществлялась в истории довольно редко, чаще всего в период, когда назревали в обществе серьезные коллизии и преобразования. В настоящее время в связи с резким ускорением темпов развития общества, нарастанием экологических, политических, демографических, морально-нравственных (аксиологических) рисков и угроз выполнение опережающей миссии образования становится особенно актуальным и является условием преодоления глобального кризиса мирового образования и уже явно назревшего кризиса российской системы образования. Об условиях и путях преодоления этого кризиса, во многом связанного с пониманием смысла, роли и миссии образования, с готовностью педагогических кадров к осуществлению продуктивных образовательных процессов, со стремлением родителей и общественности поддержать эти конструктивные процессы, и пойдет речь в данной главе и последующих главах учебника.

Читайте также:  Тенденции в развитии системы образования - справочник студента

Историческая миссия образования применительно к современной ситуации отражена в современной концепции образования.

Как современная, так и рассчитанная на перспективу образовательная концепция, отражающая суть и миссию образования, понимание его задач и способов преобразования его составляющих – обучения и воспитания, основывается на следующих ведущих установках, определяемых всем многолетним опытом истории образования, общими выводами наук о человеке и его развитии в целом, и педагогической мысли в частности.

  • 1. Гуманистическая направленность, нацеленность на максимально возможную в конкретных социокультурных условиях реализацию человеческого потенциала, его творческих способностей и личностных качеств.
  • 2. Культурная преемственность в сочетании с инновационной направленностью, вызовами эпохи и перспективными требованиями к развитию общества и человека.
  • 3. Использование ради целей развития человека и общественных отношений всех традиционных и новых возможностей информационного и развивающего характера.
  • 4. Открытость образовательной системы страны достижениям отечественного и мирового опыта.
  • 5. Гармонизация ради достижения гуманистических целей социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования и модернизации образовательных систем.
  • 6. Органическое единство целей и многих сущностных характеристик процессов обучения и воспитания, а также оценки их результатов.
  • 7. Непрерывность образовательного процесса на протяжении всей жизни человека и его существенная роль как важнейшей составляющей образа жизни современного человека.

Обозначим некоторые следствия, вытекающие из принятия и реализации обозначенных установок.

Открытость образования означает и опору на традиции (открытость в прошлом), и способность к предвосхищению и принятию на вооружение выводов будущего, способность к переоценке ценностей, приоритетов с сохранением важных нравственных норм и императивов.

Открытость предусматривает способность к совместным действиям, партнерству с другими учреждениями и сферами общества, свободное обращение к отечественному и мировому опыту, способность к перестройкам, изменениям, обеспечение мобильности социальному и педагогическому творчеству.

Усиливаются требования к конструированию особой логики педагогического процесса и педагогического творчества как синтез логики обучения и воспитания и логики наращивания экономического и социокультурного потенциала общества.

Именно эта логика воплощает стратегию устойчивого развития общества, превращение его из производящего и потребляющего в обучающее и обучающееся общество (learning society) с солидарной ответственностью общества, государства и самого развивающегося человека.

Современное образование развивается в условиях рыночной экономики. Оно вынуждено вписываться в стихию рынка, учитывать его требования. Ведется разговор о «человеческом капитале», о продаже образовательных услуг, о продуктах образования (в том числе специалистов) как о товаре, о соотношении рынка труда и рынка услуг, о маркетинге образовательных услуг.

Такие трактовки особенно близки некоторым разработчикам проблем профессионального образования, менеджмента (научно обоснованного управления) в образовательной сфере. Изложенный аспект нельзя отвергать. Он правомерен при изучении вопросов экономики и управления образованием.

Недопустимо, однако, распространение его как ведущего, определяющего дальнейшие судьбы образовательной сферы и тех, кто получает образование.

Образование способствует росту производительности труда, укреплению моральных устоев общества, развитию человека. Оно было, есть и останется впредь явлением культуры, великим благом для человека, семьи, общества.

Но само образование не производит новой стоимости, его нельзя мерить только экономическими категориями. Вложения в образование многократно окупаются, хотя происходит это далеко не сразу.

Тут наблюдается отсроченный эффект – и личностный, и социальный, и экономический – успешное образование представляет культурологическую, интеллектуальную базу для бескризисного развития.

Но для этого нужно преодолеть кризисные тенденции в самом образовании, укрепить сто ресурсное обеспечение, ослабить административный пресс, создать условия для пробуждения инициативы «снизу», массового педагогического творчества.

Источник: https://studme.org/47373/pedagogika/suschnost_obrazovaniya_ego_struktura_protsessy_obnovleniya

Читать

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Уважаемый читатель!

Книга, «идущая вам в руки», как говорили старые книготорговцы, рассказывает о людях далеких времен, которые, так же как и мы, обдумывали и мучительно искали ответы на вечные вопросы: о наилучшем воспитании и образовании детей, о вступлении их в мир, в жизнь (земную и вечную). Читая ее, вы будете вести диалог с жившими задолго до вас людьми, в том числе и на языке их культуры, соприкоснетесь с миром их чувств и мыслей (они помогут Вам в этом, разговаривая между собой, обсуждая свои и в то же время вечные проблемы).

Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного педагогического процесса. Целостное познание сущности процесса воспитания и обучения, необходимое каждому педагогу, возможно лишь с учетом многомерности этого процесса.

Все грани дополняют друг друга как в исторической динамике, так и в логической статике, как во временной последовательности напластований педагогического опыта, так и в единой объемной картине воспитания и обучения. В наследии каждой эпохи есть такие черты и характеристики педагогики человека, без познания которых профессионализм учителя, как это ни парадоксально, недостаточен.

Невозможно понять не только современную образовательную систему и ее исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, социализации без овладения опытом предшествующих эпох.

«Делание себя педагогом» предполагает и путешествие по Стране Педагогии, «вживание» в ее различные исторические эпохи, пропускание их через себя, внутреннее повторение пройденного человеком исторического пути.

В процессе чтения приведенных в книге текстов, при их сопоставлении и анализе у читателя — студента, преподавателя, ученого — возникнет масса вопросов.

И эти вопросы, самими текстами поставленные в непривычной для читателя форме, дадут ему возможность взглянуть на педагогику с иной, не менее интересной точки зрения, чем принятая в наше время, близкая и понятная читателю и как бы единственно верная.

Многое в средневековой педагогике выглядит если не чуждым, то часто иным, далеким не только по количеству прошедших веков, но и по своей внутренней, забытой современным человеком природе воспитания и обучения. Вдумчивое чтение сборника позволит студенту не только усвоить материал по теме, но и развить историко-педагогическое, педагогическое, культурологическое мышление.

Эта книга задумана как одно из развивающих такое мышление пособий. Сейчас в университетах, институтах, колледжах и лицеях идут интенсивные поиски путей улучшения и изменения того круга историко-педагогических дисциплин и той их разорванной, «лоскутной» структуры, которая существовала до последнего времени и оказывала негативное воздействие на формирование интереса учителей к этой проблематике.

Данное издание предназначено восполнить нехватку учебных пособий и широко использоваться в различных курсах подготовки преподавателей гуманитарного профиля для школ, колледжей, лицеев и вузов, в первую очередь в курсе истории педагогики.

Оно также будет полезно при изучении курсов истории культуры, литературы, религии, психологии, в которых до сих пор история образования, как правило, не рассматривалась или рассматривалась крайне поверхностно.

Широкий читательский адрес пособия обусловлен многоплановостью содержания средневековых текстов, сообщающих сведения, имеющие одинаково важное значение для всех названных выше областей знания.

Приведенные материалы позволят преподавателю подготовить спецкурс по теме средневековой педагогики, студентам — самостоятельно работать над ней (дается перечень вопросов, заданий и тем курсовых работ, а также примерный план спецсеминара).

Такой спецкурс послужит дополнением к небольшому количеству часов, отводимых на эпоху средневековья в общем курсе истории педагогики.

Знакомство с книгой может быть рекомендовано и тем, кто занимается педагогическими проблемами более поздних периодов, в том числе и современного, поскольку рассмотренные в ней педагогические проблемы на основе древних источников помогут им шире и глубже разработать собственную тему.

В издание включены тексты, различающиеся по характеру и направленности: для учителя и преподавателя вуза, для студента и учащегося колледжа, лицея или старших курсов педагогического училища, для школьника и его родителей.

Сюда вошли произведения западных и восточных Отцов Церкви, деятелей монашеских движений, учителей дворцовых, городских и приходских школ, профессоров университетов, средневековых ученых, философов, богословов, писателей, летописцев и просто учителей того времени.

Обращаем внимание читателя на то, что работа со средневековыми текстами не является легкой ввиду сильного отличия современного миропонимания от средневекового и иной стилевой подачи материала их авторами. Читатель должен быть заранее настроен на это и готов к активной мыслительной деятельности и сердечному сопереживанию.

Атмосфера раскрываемого периода непривычна прежде всего своими суждениями, тем, что понималось тогда под педагогикой, поскольку педагогика не была самостоятельной научной дисциплиной — она растворялась в синкретическом комплексе общих историко-культурных представлений о Боге, мире, человеке, его росте, воспитании, обучении и образовании.

Поэтому своеобразны и формы воспитательной практики, и рассуждения, и их направленность. Педагогика еще не создала своего профессионального языка, в связи с чем изучающему средневековые тексты для их понимания необходимо обращаться и к теологии, и к философии, и к этике, и к искусству логики и красноречия и т. д.

Не совсем идентичны современным и значения многих понятий, даже таких на первый взгляд общеупотребительных, как «вина», «вера», «грех», «страсть», «человек», «дети» и т. п.

Самостоятельно изучая тексты (книга и направлена на выработку навыков самостоятельной работы с учебным материалом, самостоятельного анализа и оценки его, чему способствует система вопросов и заданий), следует постоянно спрашивать себя: какой смысл вкладывал автор данного сочинения в то или иное слово?

Трудность анализа «языка педагогики» многократно возрастает, так как перед вами переводы с латыни, греческого и др. Составитель и переводчики старались достичь наиболее близких по смыслу вариантов передачи тех или иных понятий, но все-таки общение читателя со средневековыми авторами этой книги неизбежно идет через вторые руки переводчика.

При работе со студентами преподавателю следует убедиться в том, что они понимают прочитанное верно, а также формировать интерес к предмету изучения, несмотря на его сложность. Для облегчения восприятия текстов можно предложить совместное с преподавателем чтение и комментирование отдельных отрывков на семинаре.

На основе такой работы у студентов в дальнейшем будет развиваться вкус к самостоятельному изучению текстов прошлого. Необходимым элементом работы с текстом является также обязательное обращение к м, без которых затруднительно осмыслить содержание полностью.

Разделы предваряют вступительные статьи, содержащие характеристику эпохи или феномена, которым посвящена та или иная часть книги. В послесловии дана общая картина средневековой христианской педагогической культуры.

Учебное пособие предполагает большую степень самостоятельности учащихся, большую свободу выбора преподавателями применяемых методов и методик работы.

В него включены тексты источников с необходимыми предисловиями и ми, поэтому желательно использовать в комплексе с учебной и исследовательской литературой, например, следующие учебные пособия, хрестоматии и антологии: Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. М.

, 1988–1991; Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1. Античный мир. Средние века. М., 1938; Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973; Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч. 1. Историческая хрестоматия. М., 1992; Г.Б. Корнетов. Всеобщая история педагогики. М., 1994.

Основные исследовательские работы по средневековой школе и педагогике, средневековой культуре в целом приведены в списке рекомендованной литературы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=122558&p=1

Миссия университета

Миссия Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) — качественная подготовка и переподготовка специалистов для обеспечения стабильности и стимулирования инновационного развития общества, подготовки востребованных специалистов с высшим гуманитарно-педагогическим образованием в масштабах, необходимых для эффективного функционирования и социокультурного развития общества.

Политика руководства ПГГПУ в области качества:

Руководство университета берет на себя следующие обязательства:

  • Развитие университета как ведущего научно-образовательного центра непрерывного гуманитарно-педагогического образования, развитие в университете фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования и эффективного решения социокультурных проблем современного общества.
  • Совершенствование всех видов деятельности университета, направленных на удовлетворение требований целевых групп потребителей научно-образовательных услуг на основе менеджмента качества всех процессов и ориентации на потребителя. 
  • Повышение конкурентоспособности университета путем расширения структуры образовательных программ и направлений подготовки, совершенствование образовательных программ за счет сохранения фундаментальности образования, интеграция обучения и научно-исследовательской деятельности. 
  • Создание условий для разностороннего развития личности будущего специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота; профессиональными компетенциями, позволяющими быстро адаптироваться в профессиональное сообщество и социокультурную жизнь общества.
  • Поддержка талантливой молодежи, повышение мобильности, организация обучения и стажировок в ведущих зарубежных университетах.

Качество работы университета – наше общее дело. Мы способствуем совершенствованию системы менеджмента качества вуза и повышаем ее результативность.

Руководство университета является лидером в реализации Политики и обязуется создавать благоприятные условия для профессионального роста сотрудников, предоставлять соответствующие ресурсы и делегировать полномочия персоналу в рамках установленной ответственности.

Цель реализации Политики в области качества – достижение нового уровня подготовки специалистов, способных внести значительный вклад в социокультурное развитие России и Пермского края.

Источник: https://pspu.ru/university/ob-universitete/missija-universiteta

Ссылка на основную публикацию