После определения идеи, и формулировки темы диссертации можно переходить непосредственно к научному исследованию. Первое к чему стоит приступить на данном этапе, это к изучению материала по выбранной проблеме, который был наработан другими учеными, ну а после приступать к собственному решению. Иными словами, первый пункт – это поиск источников необходимой информации.
По ходу проведения всего исследования важно вести запись всех полученных результатов, так как это важный фрагмент всей диссертационной работы.
Но перед этим стоит заглянуть в предыдущие труды по аналогичной теме, большинство которых сохранились исключительно в печатном виде.
Обычно поиск информации начинается после написания плана работы, тогда границы поиска становятся осязаемыми и понятными, а сам процесс будет целенаправленным и точным. Процесс поиска может помочь диссертанту в уточнении формулировки темы или идеи своего научного труда.
Знакомство с научной литературой
Знакомиться с научной литературой чаще всего начинают со старинных работ. Это помогает автору уловить прогресс исследований по заданной проблеме. Сборники научных трудов, книги и монографии расскажут читателю истинные причины и закономерности появления того или иного события.
После ознакомления в первыми разработками можно перейти на современные источники информации: научные статьи, журналы, книги. В современных источниках информации выделяются гипотезы, предположения и публикуются статьи и дискуссии по заданным проблемам.
В некоторых изданиях можно найти актуальные темы, реакцию ученых на чью-то идеи или предположение, но из-за нехватки времени, мало кто берется проверить точность информации.
С каких именно источников начать поиск информации большой роли не играет, но необходимо изучить и прошлые опыты, и настоящие опыты. Соискатель должен понимать, что его работа должна быть рассмотрена со всех сторон, начиная со старинных исследований, на которые может опереться автор.
Во время поиска необходимой информации, автору диссертации придется обратится к разным источникам, на что уйдет огромное количество времени. Изучив огромное множество литературы, можно обеспечить своей работе большой объем, большую информативность и что самое важное можно охватить все стороны своего исследования.
В России выпуском научной и познавательной литературы занимаются институты, научные центры, и специализированные службы, которые задействуют все отрасли народного хозяйства. Все они объединены в ГСНТИ (Государственная система научно-технической информации).
Государственная система научно-технической информации занимается отслеживанием, сбором и обработкой научной и познавательной информации. Если необходима информация по естествознанию либо техническая информация, соискателю нужно обратиться за помощью в ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации).
Если соискателю понадобятся источники информации по общественным наукам, следует обратиться в ИНИОН (институт общественных наук). НПО «Поиск» занимается обрабатыванием патентной документации, научно-исследовательские отчеты и опытно-конструкторские разработки.
Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИК) занимается обработкой научно-технической документации. Всероссийский научно-технический центр (ВНТИЦ) обрабатывает защищенные диссертации.
Во время изучения и подбора материала, иногда приходится прибегнуть к неопубликованному материалу. Как правило к неопубликованному материалу относятся отчеты испытаний, исследовательских разработок, диссертации, бизнес-планы, различные доказательства и обоснования, которые выполняются самостоятельно либо по заказу совместно с консалтинговой фирмой.
Неопубликованные материалы хранятся в ВНИИКИ, ВНТИЦ и во Всероссийском научно-исследовательском институте патентной информации.
Перед началом поиска информации по необходимым отраслям, нужно обратиться во Всероссийский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса (ВИТЭИ) либо во Всероссийский институт информации и технико-экономических исследований по электронике.
Кроме вышеупомянутых государственных организаций автору нужно ознакомится с изданиями ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека, ВНП (Всероссийская книжная палата), РГБ (Российская государственная библиотека). Существуют и другие источники информации и издательские центры, но всех перечисленных организаций должно хватить.
Многие научные и технические библиотеки пользуются платными услугами, к примеру поиск необходимой информации по заданной теме. Но при таком подходе соискатель не будет застрахован от лишней литературы, либо вовсе недостающих изданий. В качестве помощи библиотекаря, можно попросить его проконсультировать.
Консультация станет неплохим подспорьем вначале поиска.
Виды обработанной информациии
Вся обработанная вышеперечисленными организациями информация делится на несколько видов.
- Библиографические издания. В большинстве случаев такая информация хранит в себе библиографические данные о документах, при этом сохраняя такие качества как полнота и оперативность информации. Такой вид информации может быть представлен в виде списка литературы по любой теме, либо в виде специальных бюллетеней, называемых сигнальной информацией.
- Реферативные издания. Содержит в себе опубликованные рефераты, рассказывающие содержание начальных документов, то есть оригиналов, либо содержание отдельный частей реферата. Кроме этого в таком виде содержатся фактические сведения, умозаключения по первичным материалам. К реферативному виде информации относят реферативные журналы, реферативные сборники и экспресс-информация.
- Обзорные издания. К такому виду относят небольшие обзоры конкретных тем, проблем, либо сборники обзоров. Обзорные издания излагают состояние и развитие конкретной области науки, используя метод обобщения сведений, которые находятся в оригиналах документов.
Все это относится к последним изданиям и публикациям, но в диссертации как минимум одна глава должна рассказать о предыдущих исследованиях и решений по данной проблематике, а также нужно будет провести анализ сведений из старой литературы.
Большие объемы старинных публикаций и печатных изданий называют ретроспективными.
Такие издания состоят из сведений и публикаций за определённый период времени, могут быть в виде обзоров, научных статей, списков литературы или в виде библиографических указателей.
Помимо классического поиска нужной информации, который даст соискателю большую пищу для размышлений, существует и неформальный способ добычи информации.
Во многих изданиях можно обнаружить список литературы, ссылки на определенные источники. Берите на вооружение и представленную литературу, так как там может таится необходимая исследованию информация.
Также, стоит обратить внимание на описание той или иной публикации, в ней тоже может находится полезная информация.
На что нужно обращать внимание при отборе научной литературы?
На что нужно обращать внимание при отборе научной литературы?
1) В первую очередь на автора. Если вам попался труд, который очень понравился, запишите фамилию его автора. Дальнейший поиск можно проводить по фамилии автора, так как в других его публикациях могут содержаться нужные сведения, либо список литературы, на которую опирался автор. 2) Во вторую очередь необходимо обратить внимание на название публикации, книги или статьи.
Иногда бывает, что название не соответствует содержанию, и в таком случае нужно прочитать текст. 3) Обратите внимание на сведения об ответственности, как правило это фамилии составителя и редактора. Не всем доверяют редактировать полученный материал, значит редактор компетентен в этой области знаний и знает вопрос досконально.
Редакторы и составители в большинстве случаев, хорошие ученые методологи и специалисты в определенной научной сфере. Помимо исполнителей в информации об ответственности печатается информация об издательстве: институты, исследовательские центры и научные лаборатории и так далее.
Художники-оформители, переводчики тоже могут быть внесены в информацию об ответственности, но эта информация будет полезной для узкого круга соискателей. 4) Обратите внимание на место издания, к примеру, крупные города Москва и Санкт-Петербург занимаются публикацией крупных и авторитетных научных деятелей. Но это относится к большим издательским центрам.
Если же публикацией занимаются университеты и институты, то местоположение не играет роли. Место издания может рассказать соискателю о возможном наличии исследовательской школы, работающей по направлению проводимого исследования. 5) Некоторую информацию можно подчерпнуть у издательства, но для этого нужно знать серьезные и авторитетные научные издательства.
К авторитетным издательствам можно отнести: «Наука», «Высшая школа», «Экономика», «Русский язык», а также издания вузов и НИИ по вашей области науки. Зная такие издательства, поиск необходимой информации будет проходить гораздо эффективнее. 6) Год издания расскажет вам об актуальности информации. Тут все просто, чем новее источник информации, тем свежее и актуальнее информация находится в нем.
Но это не значит, что необходимо искать исключительно последние публикации, так как первоисточники содержат в себе не мало нужной и полезной информации. В силу различных причин, высказанные ранее теории, предположения, гипотезы могли быть просто не опубликованы либо не услышаны научным обществом.
7) В конце библиографического описание можно найти название серии, записанной обычно в круглых скобках. Эта информация тоже может быть полезной для соискателя.
При внимательном изучении всей библиографической информации можно сэкономить большое количество времени. После поиска необходимой литературы, походы в библиотеку не закончатся, так как на протяжении написания диссертации на свет могут выйти новые публикации по выбранной вами теме. Поэтому нужно быть в курсе самых последних разработках и исследованиях в вашей области.
Всю библиографическую информацию можно хранить в своих записях, сделав своеобразный каталог литературы.
Некоторые соискатели для того, чтобы легко отыскать нужный материал делают небольшие картотеки в виде карточек для всех изданий, записывая на ней краткую информацию.
Помимо этого, информацию можно хранить в персональном компьютере, что позволит вам не думать о потере этой самой информации. При написании диссертации очень важно создать для себя удобство и практичность на рабочем месте.
После определения с литературой, необходимо совершить выборку информации из всех найденных источников.
Источник: https://disshelp.ru/poisk-istochnicov-informacii.html
6 ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ В условиях продолж
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-06
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
- 1. 6 ПРОБЛЕМАТИКА, ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
- В условиях продолжающихся социально-экономических и социально-культурных изменений и происходящей на этом фоне модернизации отечественного образования, перед учёными-педагогами встаёт ряд новых и по-новому актуализируется ряд старых исследовательских проблем. Исходя из этого, к проблематике насущных для настоящего времени методологических, теоретических и прикладных изысканий в области педагогики можно отнести следующие:
- соотношение и взаимосвязь исторических, педагогических, психологических, социальных, философских, экономических и др. закономерностей при выработке концепций и подходов к решению наиболее важных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, а также управления образовательными системами и процессами;
- формы и способы интеграции на исследовательском поле педагогики методологических подходов и методов других наук (история, психология, социология, экономика и др.);
- учёт глобальных (в масштабе человечества) и локальных (в масштабе страны, региона) социальных, экономических, политических и других кризисов, условий и перспектив при выработке стратегии и тактики развития образования, анализе и оценке образовательных потребностей личности и социума;
- цели, формы и методы образовательной деятельности в учреждениях и организациях различного типа;
- специфика образовательных и воспитательных систем и процессов и возможные пути их развития с учётом современных условий и требований;
- выработка системы мер, обеспечивающих повышение эффективности управления образовательными системами и процессами;
- управление качеством образования, разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательных учреждениях;
- управление карьерным ростом педагогов;
- педагогические идеи и опыт обучения и воспитания в истории России и других стран, возможности их адаптивного и вариативного использования в современных условиях;
- сравнительные исследования в области теории и практики образования;
- традиции и опыт народной педагогики;
- воспитание в семье и школе и их взаимосвязь;
- воспитательные возможности социума;
- организация педагогического взаимодействия с неформальными подростковыми и молодёжными структурами;
- организация воспитательной работы с детьми склонными к девиантному и делинквентному поведению;
- возможности информационных технологий в образовательном и воспитательном процессе;
- здоровьесберегающие педагогические технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- формирование содержания образования в условиях бурного развития науки, производства и появления новых общественных запросов;
- диагностика результатов образовательной деятельности в русле компетентностного подхода;
- и др.
Безусловно, проблематика современной педагогики не исчерпывается представленным перечнем. Образование, наука и в целом жизнь общества развиваются в наши дни очень динамично по всем направлениям, что постоянно ставит перед учёными и работниками различных учебно-воспитательных заведений всё новые и новые практические и исследовательские задачи, требующие научно обоснованного решения.
Успех любого изыскания, в том числе и в области педагогики, во многом зависит и от того, в какой степени и каким образом были использованы все имеющиеся для конкретного исследовательского поиска источники. К подобного рода источникам можно отнести следующие:
- директивные, нормативно-правовые и программные документы, регулирующие и определяющие на государственном и региональном уровнях приоритетные направления, правила и порядок становления и развития системы образования и её отдельных составных частей;
- открытия и достижения в области антропологии, педагогики, психологии, философии, общественных и других наук, рассматривающих человека и различные формы его существования;
- традиции, теории и опыт обучения, воспитания и управления образовательными системами и процессами прошлых лет;
- современный передовой практический опыт в области педагогической деятельности и управления образованием;
- научно-обоснованные концепции и подходы к изучению насущных педагогических проблем;
- знания, опыт, творческий потенциал научного коллектива и отдельных исследователей.
Разумеется, что должный эффект в решении поставленных исследовательских задач может быть достигнут лишь тогда, когда указанные источники учитываются и используются в полной мере и комплексно.
При проведении любых научных изысканий очень важно учитывать и те реальные условия, в которых они проводятся. Так, на исследования в области педагогики могут оказывать определённое и существенное влияние следующие объективные обстоятельства, а именно:
- социокультурная, экономическая и политическая ситуация в обществе в целом и в конкретном отдельно взятом регионе;
- состояние системы образования и её составных частей на федеральном и региональном уровне;
- особенности функционирования и развития отдельных образовательных систем и учреждений;
- кадровый потенциал конкретного образовательного учреждения, его компетентность и мотивированность к необходимости новых прогрессивных изменений;
- степень финансирования экспериментального проекта и в целом исследовательской деятельности;
- обеспеченность помещениями, литературой, документацией, компьютерным программным и иным материальным оснащением, необходимым для качественного проведения научного исследования.
Следует также помнить, что исследования в области педагогики проводятся обычно не в лабораторных, как часто бывает, к примеру, в психологии, а в естественных условиях.
Именно поэтому ряд из названных объективных обстоятельств без должного их изучения, анализа и учёта при планировании и проведении конкретного исследования могут встать препятствием на пути к достижению искомых результатов, либо же поставить под сомнение их достоверность.
Источник: http://samzan.ru/127198
Подбор и изучение научных источников
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения научных источников. Студент составляет библиографию по теме самостоятельно.
Научная литература подбирается при помощи предметных, алфавитных и системных каталогов библиотек, указателей журнальных статей, специальных библиографических справочников, тематических сборников научной литературы, периодически выпускаемых отдельными издательствами, сети Интернет.
Изучение научной и научно-методической литературы по избранной проблеме позволяет студенту четко определить актуальность избранной темы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, осветить методологические основы исследования.
Важнейшее требование к ВКР — научность и точность понятийного аппарата, правильная трактовка всех используемых студентом теоретических понятий, адекватное оперирование ими в ходе исследования. Основные (базовые) теоретические понятия, связанные с темой работы, должны быть сформулированы полно и четко.
С этой целью необходимо широко использовать словари, справочники, энциклопедии, монографические работы, материалы учебных пособий. Употребляемые в работе термины должны быть общепринятыми, либо необходима ссылка на автора.
В случае некоторых различий в толковании того или иного понятия приводятся их варианты и обосновывается выбор определения, которому студент следует в работе.
В трудах отечественных и зарубежных ученых, в фундаментальных монографиях, в авторефератах диссертаций и отдельных статьях студент находит различные аспекты научного обоснования избранной темы, выявляет основные направления ее изучения, знакомится с результатами близких по проблематике исследований.
Теоретическая глава выпускной квалификационной работы должна продемонстрировать способность студента анализировать различные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе, умение критически оценивать позиции разных ученых, высказывать собственную точку зрения и отношение к изучаемому вопросу. При изучении научной литературы не следует конспектировать все подряд. Необходимо тщательно выбирать из каждого источника только то, что имеет непосредственное отношение к теме. Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов.
Излагать материал в выпускной квалификационной работе необходимо так, как это требуется в любом научном сочинении: прежде всего, в процессе изложения необходимо четко разграничивать свои и чужие рассуждения.
Дословное переписывание из научных источников без ссылки является плагиатом, за который работа снимается с защиты. Выписки из научного текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в выпускной квалификационной работе.
После каждой цитаты, позаимствованного высказывания, его сжатого пересказа должна быть ссылка, поэтому при конспектировании следует сразу же делать отметки об авторе и источнике информации, например: [Арутюнова 1990: 295], а в библиографию вносить полные выходные данные (Ф.И.О.
автора, название работы, место издания, издательство, год, общее кол-во страниц в книге; для статей после выходных данных журнала или сборника указываются страницы данной статьи).
Собственный научный вклад фиксируется с помощью таких речевых клише, как: по нашему мнению; сопоставив различные точки зрения, мы пришли к выводу; нами проведено (разработано, установлено, расклассифицировано…), мы выяснили (считаем, применяем…) и т.п.
При использовании чужих текстов следует указывать на их авторов как при дословном цитировании, так и при свободном пересказе — с помощью речевых клише: по мнению…; как считает…; в работах… находим; мы согласны с точкой зрения…, что; нами разделяется утверждение… по поводу и т.п.
В конце подобных фраз делается ссылка (см. подробнее далее).
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила.
- 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».
- 2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения выбранного фрагмента и без искажения его смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение фрагмента, и обозначается многоточием в ломаных скобках на месте пропуска.
- 3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
- 4. Если, приводя цитату, в ней выделяют какие-то слова, то после такого выделения в скобках должны быть даны пояснения: (курсив наш. — Е.Г.), (подчеркнуто нами. — В.Л.), (разрядка наша. — Ю.Э.). Инициалы автора ВКР (первая буква — имя, вторая буква — фамилия) ставятся и после иных пояснений, введенных в текст цитаты.
Цитаты служат хорошим средством для иллюстрации и усиления доказательности выдвинутых в работе положений. Однако автору выпускной квалификационной работы нужно внимательно следить за тем, чтобы не исказить смысл цитаты и правильно ее использовать.
Надо избегать слишком частого цитирования, чтобы не подменять собственные рассуждения и доказательства ссылками на соответствующие цитаты. Цитировать следует только наиболее важные положения или мысли крупнейших авторов. Это могут быть и положения, с которыми полемизируют. Выписку или цитату желательно сразу сопроводить своим комментарием.
Выводы на основе изученных источников надо делать своими словами в виде свободного изложения мысли, не допуская дословного заимствования.
Наиболее продуктивным способом обзора, систематизации и классификации любого материала ученые считают работу с карточками. Все мысли, положения будущей работы, примеры, комментарии к ним исследователь фиксирует (с одной стороны) на отдельных карточках размером 1/2 стандартного листа А4.
Сверху на каждой карточке указывается, какому конкретному вопросу она посвящена. Эти указания помогают систематизировать и классифицировать материал. Некоторые пишущие предпочитают конспектировать все изучаемые труды, затем из конспекта выписывают положения, которые намерены использовать в работе.
Методику обработки научного материала студент выбирает самостоятельно.
При тщательном изучении научной литературы и анализе языкового или литературно-художественного материала у исследователя возникают свои мысли, наблюдения, замечания, которые также необходимо фиксировать. Их также рекомендуется записывать на отдельные карточки с указанием вопроса, которому они посвящены.
Научно-теоретический материал, изученный студентом, помогает ему правильно решать вопросы, входящие в избранную тему, подбирать примеры для анализа, верно их трактовать, отличать анализируемые явления от смежных.
Источник: https://ozlib.com/829748/literatura/podbor_izuchenie_nauchnyh_istochnikov
Источники и условия исследовательского поиска — Педагогика
- Стремление педагогов к психолого-педагогическому исследо‑
- вательскому поиску в наше время поддерживается всеми уровня‑
- ми управления образованием. Но одного стремления, даже осно‑
- ванного на осознании проблем, мало. Нужно использовать источ‑
- ники, подпитывающие такой поиск, родники, из которых можно почерпнуть для творческой переработки подходы, образцы, идеи, методы и технологии.
- Можно выделить по крайней мере пять таких источников.
1.
Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях.Воспита‑
- ние, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Между тем после крушения официальной коммунистической идеологии и ком‑
- мунистических идеалов в обществе и в среде педагогов ощущается идеологический вакуум, острый кризис идеалов. Он в определен‑
- ной мере компенсируется религиозной идеологией и религиоз‑
ным сознанием. Однако такой выход приемлем не для всех. «Во что же верить? Как можно воспитывать, если все идеалы низверг‑
нуты?» — спрашивают педагоги. Думается, что конструктивный ответ на этот вопрос есть
- Педагогические идеалы должны быть связаны с непреходящи‑
- ми гуманистическим ценностями, с идеалами человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого). Вера в человека, поиск путей его максимальной реализа‑
- ции, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счас‑
- тье — это ядро любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего.
- ‑
- 2. Достижения всего комплекса наук о человеке, а также реко‑
- мендации, вытекающие из современных научных подходов, осо‑
- бенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоро‑
- вье), психологических и педагогических наук, в том числе соци‑
- альной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии.
- Существует тот аргумент, что научные педагогиче‑
- ские знания не столь уж важны, так как педагогика — не столько наука, сколько искусство, а недостаток знания педагог компен‑
- сирует опытом. Практическая педагогика, конечно, великое ис‑
- кусство, где очень много зависит от Мастера, но в основе этого искусства лежат научные принципы, подходы, системы. Если они выявлены, если они используются, практика существенно вы‑
- игрывает, уменьшается вероятность потерь и ошибок. Противопо‑
- ставлять научную теорию и практику (искусство) — все равно что противопоставлять теорию музыки, музыкальную компози‑
цию, в конечном счете — музыкальную грамотность искусству исполнения. И несколько слов о медицине и валеологии (науки о здоровье). В полезности рекомендаций этих наук мало кто сомне‑
- вается. Однако вся практика воспитания и обучения очень мед‑
- ленно и неполно учитывает советы и рекомендации, нацелен‑
- ные на сохранение здоровья, ищет способы здоровьесберегающего образования.
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова‑
- Торский.
- Передовой опытявляется наиболее близким и понятным ис‑
точником подходов, решений, методов, организационных форм. Диапазон его очень широк. Идет небезуспешное возрождение тра‑
- диций прошлого отечественного опыта. Восстанавливаются част‑
- ные школы, лицеи, гимназии, гувернерство, преподавание рито‑
- рики, бальных танцев, традиции российского милосердия и бла‑
- готворительности. Постепенно открываются ‑
для нас и сокровища мирового опыта, например достижения вальдорфской школы и педагогики, системы свободного воспитания М. Монтессори, С. Френе. Все это чрезвычайно важно. Заметный след в отечествен‑
- ной практике обновления школы оставили педагоги-новаторы или, как они сами себя именуют, педагоги-экспериментаторы, чей опыт широко пропагандировался на рубеже 80-х и 90-х годов «Учитель‑
- ской газетой», «Комсомольской правдой», Центральным телеви‑
- дением и другими средствами массовой информации. В этот же период одна за другой стали выходить книги педагогов-новато‑
- ров, их статьи и статьи о них в педагогических журналах. В послед‑
- ние годы интерес к их опыту снизился, к тому же появился и ряд критических публикаций, содержащих обвинения и негативные оценки их опыта.
- Попробуем с позиции современности, когда страсти вокруг новаторов несколько улеглись, дать объективную оценку их опы‑
- та, его значения для обновления школы и развития психолого-педагогических наук.
- Для оценки движения новаторов нужно определить, какие кон‑
- кретные задачи они решили, какую роль выполнили.
- В чем же конкретный вклад новаторов, их реальные заслуги перед отечественным образованием?
Первое. Очень разные по творческому стилю (Ш.А. Амонашвили — уникальный философ-гуманист, психолог и педагог-практик, Е.Н.Ильин — яркий импровизатор, В.Ф.Шаталов — аналитик-алгоритмист. М.П.Щетинин — романтик, Р. Г. Хазанкин — эрудит и систематик и т. д.), они в противостоянии с фор‑
- мализмом, бюрократическими ограничениями и унификацией от‑
- стояли право педагога на творческую самостоятельность, на по‑
- иск, на авторскую самобытность.
- ‑
- Второе. Своей практикой они утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества со школьниками, внутренней сво‑
- боды формирующейся личности, целесообразной помощи каж‑
- дому и тем самым проложили дорогу коренным демократическим преобразованиям в образовании, способствовали гуманизации общества.
- Третье. Они создали новые педагогические системы, в каж‑
- дой из которых найдено решение определенных, очень актуаль‑
ных педагогических проблем. В.Ф.Шаталов показал, как с по‑
мощью системы опорных сигналов можно выучить всех и дать каждому ребенку «точку опоры» в его жизненном самоутвержде‑
нии. Ш. А. Амонашвили удалось найти средства, чтобы пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого ребенка, не отбить у него тягу к школе, знанию, учителю, обеспечить его развитие. М. П. Щетинин создал особенно ценную для села новую форму образовательного учреждения — школу-комплекс, не без успеха вел поиски путей разностороннего развития личности через эмо‑
ционально-художественную деятельность.
Жизненный подвиг директора Сахновской средней школы А. А.Захаренко заключался в том, что он создал сельский культурно-образовательный комплекс, доказал, что школа может воз‑
родить село. А. А. Католиков показал, как реально скрасить сирот‑
ство и обеспечить питомцам школы-интерната полноценную жизнь, развитие, продолжение образования. И. П. Волков сумел пробудить творческое начало у каждого школьника. С. Н. Лысенкова создала систему ранней педагогической пропедевтики по‑
- средством опережающего обучения в начальных классах.
- Пропедевтика — (от греч . propaideuo — предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме
- ‑
- Особо следует подчеркнуть заслуги энтузиастов и новаторов социальной педагогики, преодолевших узкие традиции социаль‑
- ной помощи в рамках доставки пенсии и ухода за престарелыми, утвердивших комплексный подход к защите и реабилитации де‑
- тей и подростков, создавших комплексные социально-педагоги‑
ческие и социально-реабилитационные учреждения (И. И. Рябов, С. 3. Ревзин, В. К. Волкова, Н. А. Голиков и др.).
И еще один штрих. В плеяде педагогов-новаторов, как это ни странно на первый взгляд, большинство мужчин. И это еще раз говорит о том, как нужен школе умный и инициативный педагог-мужчина. Педагоги-новаторы, если так можно выразиться, защи‑
- тили мужское достоинство педагогики.
- Нужно, таким образом, судить о педагогах-новаторах именно по тому позитивному вкладу, который весьма весом, а не по от‑
- дельным срывам, неудачам или фактическим ошибкам.
- 4. Педагогический потенциал коллектива педагогов и обучаю‑
- щихся, окружающей социальной среды, производственных пред‑
- приятий, учреждений культуры и медицины, правоохранитель‑
- ных органов, родителей, людей самых разных профессий, жиз‑
- Ненных судеб и увлечений.
- Творческий потенциал коллектива, конечно же, создается твор‑
- ческими личностями. В нем вырабатываются собственные тради‑
- ции, свое отношение к ценностям, к педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки, взаимодействия разных по творческому стилю и потенциалу лю‑
- дей оказываются либо стимулом, либо тормозом для развития творчества и инициативы.
- ‑
- Теория и практика социального воспитания исходит из посыл‑
- ки о том, что только организация жизнедеятельности ребенка в реальной социальной среде с участием многих социальных ин‑
ститутов (семья, предприятия, клубы, ассоциации, творческие объединения, органы правопорядка, учреждения физкультуры, театры, кинотеатры и т. д.) и массы непрофессиональных педаго‑
гов (прежде всего это родители) позволяет полноценно вести обу‑
чение и воспитание. Тут, в непрофессиональной среде, можно почерпнуть много идей, подходов, форм, с успехом применимых и в школе, и во внешкольной сфере. Получили уже достаточно широкое распространениенаучные общества учащихся, руково‑
димые учеными, спортивные секции, которыми руководят спорт‑
смены или тренеры, художественные студии и т. д. В образовании «работают» идеи кибернетики, валеологии, герменевтики (наука о понимании), ему нужны новые подходы различных областей науки и техники, человеческой практики.
Источник: https://student2.ru/pedagogika/945772-istochniki-i-usloviya-issledovatelskogo-poiska/