Пособие содержит материалы, регламентирующие содержание учебной и методической работы по организации преподавания курса физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, предусмотренного государственным образовательным стандартом по специальности: 020400 (030301.65) – психология. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.
Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать — т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие.
Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.
Цель курса физиологии высшей нервной деятельности — дать студентам знания об особенностях высшего уровня регуляции процессов жизнедеятельности на базе основных нервных процессов, протекающих в центральных отделах головного мозга.
Внимание уделяется особенностям, включая и возрастные, функционирования сенсорных систем. Предлагается рассматривать сенсорную систему как единую функциональную систему, результатом деятельности которой является объективное и достоверное восприятие внешнего мира.
В курсе изучаются общие свойства и особенности проявления этих свойств в различных сенсорных системах.
Семинарские занятия позволят не только закрепить знания, полученные студентами в лекционном курсе, но и вооружат будущих специалистов в области психологии умениями и навыками самостоятельной работы.
Данная программа определяет объем знаний и навыков, которые должны получить студенты факультета психологии Института психоанализа в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий. Знание практическим психологом материалистического субстрата психики, закономерностей его работы является важнейшим критерием профессионализма. Курс завершается экзаменом.
Содержание курса
Раздел1. Методология изучения высшей нервной деятельности
Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Детерминизм как объективный принцип трех базовых теорий науки о высшей нервной деятельности: теория рефлекторной деятельности; теория отражения и теория системной деятельности.
Рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Предыстория развития учения о рефлексе (Р. Декарт, И. Прохазка, Ч. Белл, Р. Мажанди, М. Холл, И.Мюллер). Концепция условного рефлекса по И.М. Сеченову и И.П.
Павлову: три принципа рефлекторной теории: детерминизма, структурности, анализа и синтеза. Дальнейшая диалектическая разработка концепции рефлекса по А.А. Ухтомскому.
Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы.
Теория отражения. Формы отражения окружающего мира: восприятие, ощущение, представление и т.д. Отражение в биологических системах. Понятие о сигнале.
Теория системной организации мозга. Функциональная организация мозга в учениях А.А. Ухтомского о функциональных констелляциях; в учении П.К. Анохина о функциональных системах; А.Р. Лурия о трех основных функциональных блоках.
Раздел 2. Поведение. Классификация форм поведения
Поведение как форма эволюции Классификация инстинктивных (врожденных) форм на основе биологических потребностей: витальных, социальных, идеальных.
Формы индивидуального ( приобретенного) обучения. Неассоциативное, стимул-зависимое ( суммационная реакция, привыкание, запечатление, подражание). Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое ( классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс).
Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, образное поведение (И.С. Беритов). Элементарная рассудочная деятельность как одна из форм адаптаций в учении Л.В. крушинского. Вероятностное прогнозирование- адаптационное поведение в вероятностно-организованной среде.
Раздел 3. Основные закономерности безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности
Особенности организации безусловного рефлекса ( инстинкта). Структура безусловных реакций. Драйв рефлексы. Антидрайв рефлексы.
Закономерности формирования условнорефлекторной деятельности. Классификация условных рефлексов. Приспособительный и сигнальный характер условнорефлекторной деятельности. Доминанта, ее свойства. Соотношение условного рефлекса и доминанты.
Единство основных нервных процессов – возбуждения и торможения, их взаимодействие в виде иррадиации и концентрации.
Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность), лежащие в основе формирования положительных и отрицательных условных рефлексов.
Феномен торможения: внешнее (безусловное) – гаснущий тормоз; запредельное торможение; внутреннее (условное) томожение – угасательное; дифференцировочное; запаздывания; условный тормоз. Взаимодействие различных видов торможения.
Механизмы замыкания условнорефлекторных связей. Внутрокорковые механизмы. Динамическая констелляция центров.
Раздел 4. Сенсорные системы
Сенсорная функция мозга. Сенсорные системы – связующее звено живых организмов со средой обитания. Общие принципы строения сенсорных систем: конвергенция, дивергенция, обратные связи, двусторонней симметрии, кортикализации.
Роль сенсорных систем как преобразователей физической энергии стимула в нейрофизиологические процессы нервных структур. Обнаружение и кодирование сигналов: многоуровневая организация ( релейность) передачи информации.
Топическая организация сенсорных потоков при многоканальной передаче на высшие уровни мозга информации.
Строение и функции зрительной сенсорной системы, слуховой, кинестетической, вкусовой , обонятельной систем. Распознавание, декодирование информационных потоков. Избирательный, активный характер восприятия. Внимание как механизм фильтрации информации, формирование доминантного очага.
Раздел 5. Факторы, формирующие поведение
Генотип и поведение. Генетическая детерминация анатомии инейрохимии мозга, свойств нервных процессов и обучения.
Мотивация. Физиологические потребности. Мотивация как актуализированная потребность при организации поведенческого акта. Виды мотиваций и их роль в организации поведения. Нейрофизиологические механизмы мотивации, ее структурное обеспечение.
Эмоции. Эмоции – особая форма отражения. Роль эмоций как фактора, определяющего направленность поведения. Связь эмоций и мотиваций. Место эмоций вв ряду других функциональных состояний. Теории эмоций. Исторический аспект. Понятия об эмоциональных состояниях и эмоциональных реакциях.
Современная трактовка генезиса эмоций в трудах П.В. Симонова ( потребностно- информационная гипотеза). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций. Понятие эмоционального стресса как системной реакции организма. Стадии развития стресса.
Экспериментальные неврозы и их физиологические механизмы. Трапия.
Пространство и время как факторы организации поведения. Пространство. Теории рефлекторного отражения пространства. Теории пространственной ориентации по И.С Бериташвили, интегрального образа А.А.
Ухтомского, когнитивных карт (динамический образ окружающего пространства). Время. Адаптивное значение суточных (циркадных) ритмов. Понятие о цикле «сон – бодрствование». Эволюция сна живых организмов. Структура сна. Теории сна. Сезонные ритмы поведения.
Автоматизированное, стереотипное поведение или «чувство времени».
Память. Виды и формы памяти. Пространственно-временная организация памяти. Механизмы кратковременной памяти. Нейрофизиологические механизмы долгосрочной памяти. Понятие энграммы памяти. Информационные макромолекулы. Нейромедиаторные системы памяти.
Движение. Механизмы управления движением. Структурная основа функциональной организации двигательных систем. Произвольное и непроизвольное движение.
Раздел 6. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация
Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной деятельности мозга.
Модулирующая система. Высшие интегративные системы мозга: ретикуло – стволовой и таламо – кортикальный (ассоциативный) уровень интеграции. Понятие функциональных систем. Внимание – преднастройка, ориентировочный рефлекс. Виды внимания.
Подкорковые и корковые механизмы внимания. Ассоциативные системы и их участие в организации движений, в программировании поведения. Интегративная работа мозга в процессе организации движений (Н.А. Бернштейн).
Функциональная организация поведенческого акта.
Раздел 7. Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека
Психофизиологическая проблема: соотношение физиологического и психологического в природе человека. Социальные и биологические потребности человека.
Мышление и речь. Речевая форма отражения действительности. Теория мышления. Сознание и неосознаваемое.
Межполушарная асимметрия и психическая деятельность. Критерии полушарного доминирования.
Психическая деятельность во время сна. Особенности сна человека. Физиологическое значение особых фаз сна и их роль в возникновении сновидений. Гипноз и внушение.
Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/fiziologiya-vysshej-nervnoj-deyatelnosti-i-sensornyh-sistem
Информационная структура нервных процессов и психические образы
Как вы знаете, простейшим психическим процессом является ощущение. Ощущения — это та исходная область психических процессов, которая содержит в себе границу, разделяющую психические и допсихические явления. Ощущения возникают не сами по себе. Им предшествует ряд непсихических и допсихических процессов.
Рассматривая проблему ощущений, мы уже говорили о механизмах их возникновения. Для возникновения ощущений необходимо воздействие со стороны объектов реального мира.
Это воздействие по характеру своего происхождения может быть механическим, химическим, электромагнитным, акустическим и др., т. е. непсихическим. Человек обладает органами чувств, которые приспособлены к восприятию определенного воздействия природных объектов.
В результате такого взаимодействия органа чувств и природного объекта происходит кодирование информации о непсихическом воздействии в виде нервного возбуждения, т. е.
в виде физиологического допсихического процесса, который, достигнув перцептивных полей, превращается в ощущения. Что собой представляет физиологическое возбуждение? На каких принципах основано кодирование нервного сигнала?
Физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиология оперируют двумя основными понятиями — возбуждение и торможение, — которые обобщают представление о двух нервных процессах, существующих в коре головного мозга.
Однако эмпирическая картина нейрофизиологической реальности не содержит показателей принципиальной разнородности электрофизиологического или физико-химического субстрата возбуждения и торможения. Это говорит о том, что по своей сути нейрофизиологическая активность нейронов едина. П. П.
Марков пишет: «Есть ли кроме внутриклеточного процесса возбуждения еще внутриклеточный процесс торможения — вот в чем вопрос. Ведь импульсов торможения никто из нас никогда не видел, хотя все мы множество раз раздражениями блуждающего нерва останавливали бьющееся сердце». О единой природе процессов возбуждения и торможения говорил и И. М. Сеченов.
Он писал: «Угнетение рефлексов есть продукт возбуждения, а не перевозбуждения каких-либо нервных механизмов». Аналогичной точки зрения на природу физиологических процессов придерживались А. А. Ухтомский и П. К. Анохин.
Итак, физиологические процессы едины по своей природе.
Причем в настоящее время чаще всего встречается мнение о том, что физиологический процесс имеет физико-химическую природу, а нервный импульс является электрическим.
Следовательно, воздействие физического объекта на орган чувств вызывает в последнем определенные физико-химические реакции, которые и порождают электрический импульс в нервных волокнах.
В современной нейрофизиологии принято выделять две основные, взаимосвязанные, но одноранговые, равноправные и самостоятельные формы нервного возбуждения, различающиеся по электрогенным характеристикам.
Первая форма — это дискретное распространяющееся возбуждение, выраженное быстрыми потенциалами или пиками. Вторая форма — непрерывное нераспространяющееся или локально распространяющееся возбуждение, выраженное медленными градуальными потенциалами, преимущественно генерируемыми в рецепторах, синапсах и центральных нейронах (рис. 17.4).
Первую форму возбуждения часто называют цифровым импульсом, поскольку его основным параметром электрической активности, который модулируется изменяющимися характеристиками раздражителя, является частота импульса.
Основным количественным параметром данной формы возбуждения является количество импульсов за единицу времени, т. е. количество пиков за определенный отрезок времени, например за одну миллисекунду.
Учитывая огромную скорость, с которой нервный импульс данного типа распространяется по нервным тканям (от 1 до 100 метров в секунду, в зависимости от диаметра нервных волокон), можно представить, насколько велик диапазон частот импульсов за единицу времени.
Поэтому данная форма возбуждения, скорее всего, используется организмом для кодирования информации об интенсивности воздействия и других характеристик, которые могут быть закодированы в цифровом виде.
Рис. 17.4. График дискретно-импульсивного возбуждения (А) и график вариантов градуального возбуждения (Б).
Вторую форму нервного возбуждения часто называют аналоговой. Ее основными электрофизическими параметрами являются амплитуда и длительность. Распространение данного типа возбуждения чаще всего связывают с движением раздражителя. Поэтому принято считать, что с помощью этой формы возбуждения происходит кодирование пространственно-временных характеристик раздражителя.
Таким образом, можно предположить, что принцип кодирования информации о воздействии объектов физического мира на биологический объект основывается на сочетании двух форм нервного возбуждения, имеющего физико-химическую, т. е. электрогенную природу.
Следовательно, органы чувств живого организма являются тем «входным блоком» управляющего контура, в котором происходит кодирование непсихической информации в форму допсихических процессов, с помощью которых она доставляется в нервно-мозговые структуры, где и происходит ее трансформация в психические процессы.
Вполне естественно, что трансформация допсихических процессов в психические должна осуществляться на основе декодирования зашифрованной в нервных импульсах информации. Как это происходит с точки зрения психофизики?
Поставив перед собой такой вопрос, мы подошли вплотную к той проблеме, которую решить пока не удается. В настоящее время нет объяснений тому, как физические процессы превращаются в психические образы. Мы можем высказать лишь предположения о том, как это происходит.
Ланге Николай Николаевич (1858-1921) — русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления. Сформулировал концепцию фазовости восприятия, предполагающую смену фаз от более общего характера к частному.
Им также была разработана моторная теория внимания, согласно которой движение рассматривалось как условие не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. По мнению Н. Н.
Ланге, основная функция психики — «круговая реакция», включающая центростремительный ток, сообщающий организму о достигнутом, и центробежную реакцию (ответ на это сообщение).
Так, мы знаем, что определенные органы чувств, способные воспринимать энергию определенного типа, связаны с определенными сенсорными полями. Вероятно, нервный импульс, достигая соответствующего участка коры, декодируется ввиде соответствующей сенсорной информации.
Для зрительных сенсорных полей это свет, для слуховых зон — звук и т. д. Подтверждением такого предположения являются опыты по электростимуляции различных участков коры головного мозга.
Например, электростимуляция зрительных полей коры головного мозга вызывает у испытуемых образы света, а стимуляция слуховых полей — звуковые образы.
Как вы знаете, кроме модальности ощущения характеризуются пространственно-временными параметрами и интенсивностью. К числу пространственных характеристик относится локализация объекта, а к временным характеристикам — длительность воздействия раздражителя.
Можно предположить, что для получения подобной информации в сенсорных полях коры головного мозга при декодировании поступающего сигнала учитывается не только характер нервного импульса, но и координаты нервного окончания, с которого поступил данный сигнал.
Более того, при формировании информации о пространственных характеристиках раздражителя, вероятно, учитываются не только координаты нервных окончаний, но и интенсивность воздействия раздражителя на каждое из этих окончаний.
Еще более сложны механизмы формирования целостного перцептивного образа. Одним из первых исследований, посвященных процессу формирования перцептивного образа, была работа Н. Н. Ланге «Закон перцепции» (1894). В ходе экспериментальных исследований ему удалось установить, что от момента восприятия неопределенной структуры до полного адекватного отображения конкретной формы предмета объективно существует ряд фаз.
Истинность данного утверждения была доказана экспериментальными исследованиями перцептогенеза, проводимыми сотрудниками В. М. Бехтерева, а затем продолженными Б. Г. Ананьевым и М. Д. Александровой.
Данные всех этих работ были подвергнуты многосторонней проверке Б. Ф. Ломовым. В результате была получена последовательность развертывания различных пространственных компонентов образа отдельного тест-объекта.
Всего было выделено пять фаз:
1.Различение положения предмета и грубая оценка его общих пропорций.
2.Мерцание формы.
3.Различение резких перепадов кривизны.
4.Глобально-адекватное восприятие, в котором форма представлена без различения ее деталей (в частности, величин углов).
5. Адекватное отражение формы во всей полноте деталей ее контура.
Последовательность данных фаз была выявлена при применении четырех независимых методик (изменения дистанции, положения объекта в поле зрения, освещенности и времени экспозиции). Аналогичные результаты были получены Л. М. Веккером при анализе формирования перцептивного образа при улучшении условий восприятия, т.е. при снятии внутренних помех (рис. 17.5).
Следует отметить, что при возникновении адекватного перцептивного образа предмета отражаются не только его очертания. В перцептивном образе реального объекта одновременно отражаются все его пространственно-временные характеристики.
Как вы знаете, ощущения отражают лишь отдельные признаки и характеристики объекта реального мира, такие как цвет, форма и др.
Для возникновения целостного перцептивного образа необходимо, чтобы все признаки и характеристики предмета воспринимались одновременно или в строгой последовательности.
Можно предположить, что сенсорный уровень в первую очередь отражает отдельные пространственные характеристики предмета. В отличие от сенсорного, перцептивный уровень обеспечивает адекватное отражение временных характеристик за счет симультанного охвата разных элементов внутренней метрики данного объекта.
По крайней мере, об этом говорят клинические факты, относящиеся к области восприятия.
17.6. Рисунки больных оптической агнозией (по А. Р. Лурии).
Так, описывая картину перцептивных нарушений у больных со зрительной агнозией (нарушена деятельность интегративных зон коры головного мозга при относительной сохранности сенсорных полей), Б. Г.
Ананьев указывает на тот факт, что пространство воспринималось ими как сплошной световой поток, раздражающий глаза, либо как туман с пробивающимся лучом света. При этом предметы выделялись из этого сплошного потока как нечто аморфное. А. Р.
Лурия, обобщая большой клинический материал о перцептивных расстройствах, отмечает, что основной дефект заключается в нарушении объединения сенсорных признаков в симультанно воспринимаемые группы.
Такой распад одновременной представленности внутренней структуры воспринимаемого объекта был им проиллюстрирован рисунками больных (рис. 17.6).
Таким образом, у нас есть все основания предполагать, что сенсорно-перцептивная система, с точки зрения кибернетики, является блоком расшифровки, или декодирования, поступающей информации. Ее функции заключаются в осуществлении перекодировки нервного импульса в психический образ и в обеспечении изоморфизма на уровне перцептивного образа. При этом вполне вероятно, что пространственные характеристики извлекаются при достижении нервного возбуждения сенсорных полей, а временные характеристики декодируются на уровне интегративных полей.
Следовательно, приведенный выше материал предоставляет нам доказательство того, что так называемые контуры управления, рассматриваемые в кибернетике, имеют место и в живых объектах. В живых организмах можно выделить определенные структуры, выполняющие управленческие функции аналогично сложным техническим системам.
Среди этих структур можно выделить блоки приема и преобразования информации, сличения результатов действия и др. С подобной системой управления мы познакомимся более подробно в последующих главах при изучении работ Н. А.
Бернштейна, посвященных психофизиологическим механизмам организации движений и формирования двигательных навыков.
Однако вряд ли можно объяснить регуляцию мотивированного поведения человека лишь существованием контуров управления. Дело в том, что в поведении человека есть факты, которые не могут быть подведены под унифицированный контур управления.
Например, почему в одних и тех же условиях разные люди совершают не только разные, но даже противоположные по содержанию поступки. Вероятно, с позиции кибернетической науки это можно объяснить существованием различных «жизненных программ», отражающих ценности того или иного человека.
Тогда возникает вопрос о том, как происходит формирование этих программ.
Предприняв попытку поиска ответа на данный вопрос, мы можем столкнуться с крайне противоположными точками зрения. С одной стороны, мы можем столкнуться с позицией бихевиоризма, которая объясняет поступки человека системой воздействий и ответных реакций. Но мы знаем, что психика человека активна по своей природе. Поэтому объяснение с позиции бихевиоризма вряд ли нас удовлетворит.
С другой стороны, «жизненная программа» человека может рассматриваться как его судьба, как его жизненное предначертание, которое дается высшими силами.
Значительная часть религиозных учений рассматривает человека именно с этой точки зрения, как пассивного созерцателя, от которого ничего не зависит. В то же время другие религиозные учения признают за человеком право выбора, т. е.
частично соглашаются с его активной природой и автономий. Следовательно, формирование жизненных программ, с их точки зрения, обеспечивается самим человеком.
Современная отечественная психологическая наука считает, что источник формирования программ деятельности человека необходимо искать в системе его отношений, в его «Я-концепции», в его сознании.
Поэтому человек — это не какая-то биокибернетическая самоуправляемая система, а, прежде всего, саморазвивающаяся система, способная самостоятельно формировать свои жизненные программы.
«Блок саморазвития», или «блок формированиястратегических программ», не входит в структуру контура управления и не рассматривается с позиции кибернетики. В лучшем случае в технической системе или организме животного имеют место блоки корректировки выполняемых программ.
Причем в отношении животных данные программы имеют биологическую обусловленность, а у человека мотивированное поведение в первую очередь опосредовано социальными факторами, которые не имеют прямой генетической обусловленности.
Чаще всего «блок саморазвития» воспринимается нами как личность человека с его мотивами и ценностями, с его характером и направленностью.
Все происходящие события отражаются в сознании человека, преломляясь в призме его ценностей и жизненных установок. Поэтому неслучайно личностный принцип регуляции состояний человеческого организма является общепризнанным в физиологии.
Но что такое личность? Как и с помощью чего происходит ее формирование? На эти вопросы мы дадим ответ в следующих главах.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s3584t10.html
Внутренняя информационная структура организма ученика
В учебном процессе доминирующее значение имеет психофизиологический компонент который является совокупностью особенностей информационных механизмов, происходящих в организме ученика под действием кодовых воздействий образовательной среды и обеспечивают усвоение информации и ее дальнейшее целесообразное использование. Информационные процессы в организме школьника осуществляются через регуляторное действие нервной и гуморальной систем. Эти процессы достаточно сложные, а взаимосвязи между ними многочисленные и разветвленные. Итак, организм человека рассматривают как сложную биологическую систему, функционирование которой можно понять лишь на основе законов биокибернетики — науки, изучающей общие закономерности процессов управления и обработки информации в живых организмах.
С позиций биокибернетики организм ученика можно воспринимать как систему, внутренняя структура которой неизвестна или несущественна для педагога, принимая во внимание только внешние (выходные) характеристики организма школьника.
Такой подход характерен для педагогического и частично психологического направлений изучения деятельности человека, однако медико-биологические исследования организма ученика должны основываться на эргономических принципах.
При этом доминирующей целью является выявление зависимостей выходных характеристик (соответствующих реакций на учебный воздействие) организма ребенка от свойств ее внутренних процессов и возможностей систем органов.
Человеческий организм, являясь сложной биологической саморегулювальною (гомеостаз) системой, способен поддерживать постоянство внутренней среды. При отклонении любого из его параметров под влиянием внешнего или внутреннего фактора организм, благодаря биологической (нервной и гуморальной) регуляции, возвращается в предыдущий или переходит в новое состояние динамического равновесия.
Нервную систему человека образуют функциональные системы, подсистемы и отдельные их компоненты. В процессе жизнедеятельности человека, в т. ч.
и обучения, она обеспечивает оптимальную адаптацию организма к условиям внешней среды на основе контроля и автоматической регуляции деятельности всех систем организма — кровеносной, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др.
Управления (контроля и регулирования) жизнедеятельностью организма возможно только при наличии оптимальных связей между его составляющими системами органов, органами, тканями. Такую связь обеспечивают нервная и эндокринная системы при помощи биоэлектрических импульсов и специфических веществ.
Основа всех процессов в нервной системе — восприятия, накопления, обработки и использования информации. Информация, поступающая в мозг, необходима для управления жизнедеятельностью человека.
Головной мозг реагирует не на всякую информацию, а, как правило, на такую, которая необходима при определенных обстоятельствах для определения особенностей ответной реакции той или иной подсистемы организма.
Эффективность восприятия и усвоения информации человеком зависит от определенных факторов: возможное искажение учебной информации под влиянием посторонней, вследствие усталости или повреждения определенного анализатора, что влияет на функциональное состояние канала связи, нарушений функциональной надежности информационных структур головного мозга после перенесенной болезни, психической или физической травмы.
Гуморальная регуляция заключается в передаче информации с помощью транспортировки биологически активных веществ (гормонов, регуляторных пептидов, продуктов распада и др.) через жидкостные среды — кровь, лимфу, межклеточную жидкость.
В связанном состоянии (в комплексе с белками) эти вещества неактивны. Продолжительность их воздействия также зависит от вида вещества.
Так, нейротрансмиттеры (особые гормоны нервной системы) действуют только в течение долей секунды, пептиды — в течение секунд и минут, гормоны — в течение часов.
Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека имеют существенные различия. Нервный импульс распространяется с большой скоростью (1-3 м/с в вегетативной нервной системе и ЗО-120 м/с в соматической нервной системе) нервным волокном и обеспечивает немедленную реакцию организма на внешнее или внутреннее раздражение.
Такой способ регулирования осуществляется преимущественно в иннервации опорно-двигательной системы и направленный к конкретной мишени (например, мышцы). Гуморальный сигнал в организме распространяется с небольшой скоростью в соответствии со скоростью движения крови или лимфы и диффузии гуморальных факторов в межклеточной жидкости.
Продолжительность действия таких факторов по сравнению с нервными импульсами больше. Гуморальный сигнал не имеет четкого направления и может охватывать весь организм, чем обеспечивает длительную мобилизацию всех его возможностей на осуществление определенной необходимой деятельности.
Гуморальная регуляция обеспечивает реакции организма, которые не требуют срочности и точности.
Нервная и гуморальная системы управления жизнедеятельностью организма человека функционируют как единое целое благодаря тесным и разветвленным взаимосвязям. В современной физиологии их рассматривают как единую, целостную, интегрированную систему.
Нейрогуморальная регуляция функций играет определяющую роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма, а также в приспособлении его к изменяющимся условиям окружающей среды, одной из составляющих частей которого является учебная среда.
Источник: https://studbooks.net/36569/pedagogika/vnutrennyaya_informatsionnaya_struktura_organizma_uchenika
Информационное воздействие на ученика в процессе обучения, Внешняя информационная структура организма ученика — Основы педагогического эргономики Библиотека русских учебников
Главная Педагогика Основы педагогического эргономики Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
С позиций эргономики учебную деятельность, как и трудовую, рассматривают как процесс преобразования информации и энергии, который происходит в системе»учитель — ученик — средства обучения — учебная среда евище».
«Информация»является одним из общих понятий науки, поэтому его содержание уточняют зависимости от области применения
. Информация — знания, сведения, данные о предметах и ??явлениях, что является содержанием обмена мини людьми, человеком и машиной, а также между машинами
С информацией основном связано представление о все новое, что содержится в сообщении, сигнале. Общение между людьми заключается в обмене информацией в процессе личных отношений, так и трудовых е идносин. Во время восприятия и усвоения информации человек познает окружающий свиіт.
Различают три вида информации, которую может получить человек: сенсорную, вербально-образную и структурную. Сенсорная информация воспринимается с помощью органов чувств (анализаторов) через первую сигнальную систему.
Вербально-образную информацию передают с помощью устной или письменной речи, зрительных или музыкальных образов. Такая инф формация тоже воспринимается через анализаторы, но действует через вторую сигнальную системуу. .
Структурная информация представлена ??свойствами компонентов пищи, воды и воздуха, поступающих в организм человека через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему
По объему любая информация может быть оптимальной, чрезмерной или недостаточной, по качеству — необходимой (полезной), нейтральной или вредной
Внешняя информационная структура организма ученика
Педагогическая и учебно-познавательная деятельность заключается в обмене информации между учителем (источником информации) и учениками (получателями информации) и основывается на внешних и внутренних информационных х процессах.
Внешние процессы формируются взаимосвязями учителя и учеников, или преподавателя и студентов с источником информации, в т ч с техническимим. .
Внутренние информационные процессы характеризуют психофизиологическую составляющую обучения — механизмы восприятия, анализа, трансформации и хранения информации учеником или студентом и энергетическое обеспечение в организме этих информационных процессов.
Для педагогической эргономики важным является выявление механизма взаимодействия человека, который учится, с источником информации, которая является основой преподавательской и учебной деятельности. Объективная сторона этих отношений зависит от физических характеристик источников информации, а субъективная — от свойств анализаторов, с помощью которых ученики воспринимают учебную информацииію.
Объективная составляющая обмена информацией зависит от ее характеристик, а субъективная — от свойств анализаторов ученика, который воспринимает учебно-воспитательную информацию.
Итак, основой обучения являются внешние и информационные процессы, характеризующие саму сущность взаимоотношений учителя и ученика, и внутренние, касающиеся психофизиологического и ергетичного аспектов этого процесса в организме. УЧНя.
Взаимодействие организма ученика и среды обучения имеет двойной характер. Учебная среда может воздействовать на организм ученика количественно, изменяя состояние того или иного органа, например, колебания барабанно й перепонки уха под действием звуков.
Такой компонент воздействия называють параметрическим.
Педагогическое взаимодействие содержит также кодовый компонент воздействия на организм ученика, который зависит от частоты, общего влияния и пространственного размещения его источников по организму.
Кодовый влияние учебной среды на ученика распространяется на все внутренние связи в организме, в частности на функциональные системы нервной и эндокринной регуляции жизнедеятельности. Основой эффективного обучения является кодирование кодов, т.е. создание кодов высших порядковів.
Внешнюю информационную структуру организма ученика можно рассматривать как систему таких типов информации: генетической, педагогической и заважальнои.
Генетическая информация определяет биологическое развитие, психические и умственные особенности, а также поведение индивидуума. Педагогическая информация через кодовый влияние внешней среды способствует обучению индивидуума.
Заважальною ю («шумовой») считают любую информацию, которая в определенный момент препятствует процессу восприятия и усвоения педагогической информацииї інформації.
С позиций педагогики решающее значение имеет генетическая информация, поскольку физическое развитие ребенка и функционирования систем его органов обусловлены наследственно, а именно они влияют на эффективность учеб ального процесса. Наследственный характер имеют также потенциальные способности ребенка к определенному виду профессиональной деятельностиі.
Здоровье человека тоже определяют генетические факторы. Почти все болезни или наследственные, или обусловленные наследственной предрасположенностью. Плохое состояние здоровья существенно снижает эффективность умственного развития ребенка, а следовательно е, и его способности к обучениюня.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_pedagogichnoyi_ergonomiki_-_karapuzova_nd/informatsiyniy_vpliv_uchnya_protsesi_navchannya.htm