Индивидуальные особенности воображения и его развитие — справочник студента

Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения.

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения (Моцарт в 4 года). Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия.

Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы (Стул превращается в пещеру или самолет). Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью (игровой).

Этап овладения речью позволяет выражать ребёнку воображаемые образы. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным.

Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ.

Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Понятие эстетического воспитания - справочник студента

Оценим за полчаса!

В школьном возрасте, чтобы усвоить знания, ребенок активно использует воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Также ребенок получает новые представления о мире, которые служат основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Источник: https://students-library.com/library/read/59870-individualnye-osobennosti-voobrazenia-i-ego-razvitie

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по тину образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.

Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений.

Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоцио-нальном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения.

Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения.

Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу во-ображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека.

Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением.

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.

Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали.

С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне.

Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия.

Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили.

В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.

Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и наследующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину.

Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того,

речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности.

Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения.

Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого.

Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ.

Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого.

Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/114-individualnyie-osobennosti-voobrajeniya-15707.html

Индивидуальные особенности воображения

Воображение — психический процесс, в основе которого лежит способность сознания создавать образы, представления, идеи и использовать их в таких видах деятельности, как моделирование, планирование, игра, творчество. Для трансформации имеющихся представлений и создания новых продуктов в воображении используются операции: слияние, агглютинация, гиперболизация, типизация[1].

Слияние подразумевает комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Особый вид слияния — это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов.

Примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей.

Гиперболизация усиливает выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Другим способом придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация.

Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация — выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том, и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт.

Особенность этих новообразований сознания в том, что в опыте в целостном виде они не воспринимаются. Воображение порождает образы, которые являются аутентичными подлинными продуктами только их обладателя.

Проблемы операционализации. Для эмпирического изучения важна процедура операционализация актов воображения.

Помимо сказанного выше, она осуществляется и в других вариантах, например, при применении проективных методик, но интерпретация результатов в этих случаях адресуется особенностям личности, а собственно воображение выполняет функцию канала трансляции.

Продуктивность воображения также используется в коррекции и оптимизации психических состояний. В этом случае продуктом деятельности воображения будут образы, целенаправленно изменяющие психическое состояние.

Особое место в этом ряду занимают понятия «фантазия» и «мечта» — феномен и продукт воображения индивидуума. По некоторым определениям мечтание — это переключение внимания с первоначальной физической или умственной задачи на разворачивающуюся последовательность внутренних ответов на некоторые внутренние стимулы.

К феноменам мечты относятся мгновенные ассоциации, вызванные внешними стимулами, сложные воспоминания событий прошлого, фантазии, которые объединяют прошлый материал в новые формы, творчески преобразуя желания и надежды. Есть мнение, что процесс мечтания лучше понять, если рассматривать его как одно из проявлений «потока сознания», описанного У. Джеймсом.

Из сказанного следует, что операционализация этого понятия представляет трудную проблему[2].

Казалось бы, наиболее адекватным вариантом операционализации является еще одна функция воображения — планирование, моделирование, прогноз. Однако и в этом случае результат адресуется предполагаемым формам деятельности и оценке ее возможных последствий.

Читайте также:  Приближение френеля и приближение фраунгофера - справочник студента

Видимо, только в творчестве индивидуальные особенности собственно воображения открываются для наблюдения. Поскольку продукты подлинного творчества всегда индивидуализированы, они остаются недоступными для изучения с позиций номотетического подхода.

По этой причине стандартные методы исследования индивидуальных различий при изучении воображения практически не используются. Тем не менее, отдельные попытки сделать образы воображения предметом непосредственного исследования предпринимаются.

В частности, установлены индивидуальные различия в создании нового образа воображения, которые связаны с функциональной межполушарной асимметрией мозга[3].

Индивидуальные особенности воображения. По некоторым представлениям присущее индивидууму соотношение чувственного и рационального способов познания определяет характер образов воображения. Люди существенно различаются по яркости образов воображения.

При доминировании чувственного познания индивидуумы отличаются высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе находятся люди с крайне бледными представлениями.

Таким образом, степень развития воображения характеризуется по яркости воображаемых образов, глубине переработки данных прошлого опыта, возможной новизне образов, качественному осмыслению продуктов воображения.

Яркость и глубину воображения можно оценить, когда изучается реакция индивидуума на неправдоподобные и причудливые образы, которые присутствуют у авторов волшебных сказок или создателей фильмов ужасов.

Принято считать, что высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом, т.е. много и плодотворно занимающихся созданием принципиально новых продуктов интеллектуального труда. В эту категорию входят ученые, писатели, художники, музыканты, инженеры, изобретатели, дизайнеры и многие другие.

В основе деятельности этих лиц находится развитое воображение, которое отражает факт существования имажинитивных способностей и креативности (см. главу 13).

Источник: https://studme.org/282330/psihologiya/individualnye_osobennosti_voobrazheniya

Индивидуальные особенности воображения и его развития

ПЛАН

1. Введение………………………………………………………………2

2.1. Физиологические основные процессы воображения……….…….5

2.2. Функции воображения …………………………………..…………6

2.3. Виды воображения ………………………………………………….7

2.4. Индивидуальные особенности воображения и его развития…… 11

2.5. Воображение в творчестве………………………………………….16

2.6. Воображение в личности ……………………………………….….18

3. Заключение ……………………………………….…………………..20

4. Список используемой литературы…………………………………..25 
      
      
 

     1. ВВЕДЕНИЕ

     Воображение — создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

     Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

     Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

     По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ.

Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

     Воображение
это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика.

Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

     Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного.

Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин.

Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.». 

           Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.

Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

  •      Существует несколько форм синтезирования образов:
  •      1.
    агглютинация
    -«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);
  •      2.
    гиперболизация,
    которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);
  •      3.
    заострение
    , подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

     4.
типизация
, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

           С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.  
   

     2.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ  ПРОЦЕССЫ ВООБРОЖЕНИЯ 

     Физиологический процесс воображения
представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

     Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

     Познавательные образы можно подразделить на:

  • чувственно наглядные
  • рациональны (понятийные).

     Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.

     Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания.

Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний.

Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения. 

     2.2. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ 

     Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

     —
Гностическая
функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.

     —
Прогностическая
функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.

     —
Воспитательная
функция. Выступает принамеренном создание на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека.

     —
Защитная
функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности : сильным, находчивым, успешным ( Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)

     —
Коммуникативная
функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. (Писатель при написание книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при условие, что она не будет издаваться).

     2.3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

     Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

     Пассивное
делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

     Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчиннено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности.

Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытиснение отрицательных эмоций и аффэктов.

Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно.

Произвольную трансформацию образов называют грёзами — намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

     непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения — те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги).

Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение.  Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М.

Сеченов считал, что сновидения — небывалая комбинация бывалых впечатлений.

     произвольное воображение
проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

     По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.

     Активное
воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачь. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

     Воссоздающее воображение  —
один из видов активного внимания.
Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности.

В учении  играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания.

Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

  1.      Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
  2.      операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
  3.      операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

     Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

     Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт.

В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материала.

Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

     Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

     Антиципирующее воображение — это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/individualnye-osobennosti-voobrazheniya-i-ego/87079-266744-page1.html

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Здравствуйте, читатели и посетители портала!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, что принято понимать под «сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений»? Жду вашего экспертного мнения…
 

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна.

Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.  

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

ВООБРАЖЕНИЕ – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность и т.п.

 

Стоит отметить, что воображение у всех людей развито по-разному и проявляются также по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни.

Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются по степени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения.

 

Стоит отметить, что степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия.

Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология.

Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/individualnye-osobennosti-voobrazheniya-i-ego-razvitie/

Заключение

В ходе данной курсовой работы было проведено исследование особенностей воображения студентов-психологов Крымского гуманитарного факультета Национального Педагогического университета им. М.П.Драгоманова и студентов-экономистов Ялтинского коммерческого техникума.

Для более детального и подробного рассмотрения данной проблемы был проведён её теоретический анализ, в результате которого было определено, что одним из существенных признаков воображения можно считать способность субъекта создавать новые образы.

Воображение связанно не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Отсюда очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единении чувственного и рационального.

Исходя из функций воображения, можно сказать, что воображение связанно с мышлением, восприятием, памятью, вниманием и деятельностью субъекта.

Читайте также:  Классификация психодиагностических методик - справочник студента

Учитывая функции воображения, можно разрабатывать тренинги и аутотренинги, направленные на регуляцию эмоциональных состояний, познавательных процессов; управление деятельностью, в том числе и творческой.

Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое.

Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и идей, однако возникают они далеко не всегда спонтанно и стихийно. Их появление зависит от целого ряда условий и, прежде всего, от имеющихся представлений, богатства практического опыта человека, его знаний, умений, таланта.

В целом воображение — это воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта [30;64].

Опираясь на полученные теоретические данные, было проведено империческое исследование на выявление различий особенностей воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов.

Что бы выявить и описать особенности воображения студентов применяли следующий методический инструментарий: «Исследование продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»), «Исследования индивидуальных особенностей воображения».

Далее полученные данные были подвержены первичной и вторичной математической обработке (критерий Стьюдента).

По результатам данной работы были выявлены значительные различия уровня продуктивности воображения студентов-психологов и студентов-экономистов. У студентов-психологов воображение развито значительно лучше, нежели у студентов-экономистов.

Данное утверждение можно объяснить тем, что туденты данного учебного учреждения на протяжении процесса обучения задействованы в работе Международного Детского Центра «Артек» в качестве педагогов-организаторов.

Преимущество их в том, что на протяжении работы они часто сталкиваются с творческой деятельностью, пишут сценарии, принимают участие в различных творческих постановках лагерей. У большинства испытуемых данной группы уже есть педагогический опыт и стаж. В процессе обучения с ними проводят различные тренинги, проигрывают в разнообразные игры, направленные на изучение личности.

В целом о данной группе можно сказать, что все студенты ведут достаточно активный образ жизни связанный с профессиональной их деятельностью. В тот момент студенты-экономисты большинство времени ведут различные счета, занимаются управленческой деятельностью.

Что касается полученных результатов проведенных исследований можно сказать, что первая группа испытуемых — студенты-психологи — показала высокий результат. . Они проявили оригинальность объяснений, что характеризуется наклонностью к искусству, живописи, творчеству и т.п. Испытуемые использовали маленькие детали одной картинки.

Эти особенности связаны с развитием мышления и чувством собственной сферы. Виденье человеческих очертаний отображает направленность принятия субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению. У студентов — экономистов результат выявился немного ниже. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу.

Анализируя полученные результаты проведенной методики на исследование индивидуальных особенностей воображения можно сказать, что в первой группе преобладает высокий уровень воображения.

Рисунки выполнены качественно. В них не прослеживается стереотипность. Рисунки можно считать оригинальными, т.к. они выполнены на неоднотипных сюжетах.

Четко прослеживается фиксированность образов и ригидность воображения.

В отличие от первой группы, вторая показала результат немного ниже. Контур геометрической фигуры использовано как основную деталь, а рисунки имеют определенный однородный сюжет, при этом введены дополнительные детали. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, т.к.

рисунки имеют один и тот же сюжет. В целом можно сказать, уровень воображения у студентов-экономистов значительно уступает уровню развития воображения студентов-психологов. Последствием этого является учебная деятельность данных специальностей, которая значительно отличается друг от друга.

В результате проведенной нами работы была подтверждена следующая гипотеза: у студентов-психологов воображение качественно отличается от воображения студентов — экономистов.

Источник: https://studbooks.net/1685067/psihologiya/zaklyuchenie

Индивидуальные особенности воображения

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам.

Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов, новизне, оригинальности, точности.

У некоторых людей образы воображения настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. Л.

Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения. Л. Н. Толстой признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности.

Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха.

У людей малочувствительных образы воображения обычно бледны и слабы.

Воображение человека выступает как отражение свойств личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик.

Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния.

Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека.

У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями.

Это люди с доминирующим левым полушарием мозга.

Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека.

Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата.

Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.

В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).

Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса.

Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями.

Источник: https://psyera.ru/4212/individualnye-osobennosti-voobrazheniya

Возрастные особенности воображения (стр. 2 из 3)

Значение воссоздающего воображения имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видел и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и, делая его знания конкретными и живыми, открывает его к опыту других людей.

На вопрос: «Что же нужно для развития здорового воображения?» можно ответить словами Б.М. Теплова: «Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его». При этом учёный отмечает, что беглое чтение с целью узнать, «что случится дальше», — не только не развивает воображение, а, наоборот, приучает его бездействовать.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это неотъемлемая сторона художественного, технического и иного творчества.

Таково воображения писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т.д. Причём «творческое воображение процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение», — утверждает автор (6, с.121).

Он выделяет следующие характеристики творческого воображения:

─ объективная новизна, если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей.

─ субъективная новизна, если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными (6, с.125).

Кроме того, творческое воображение нередко выступает, как «временно исполняющий обязанности » логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений — как бы «вычёрпывает» знания из предметов и явлений.

Логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путём.

А если информации мало, и добыть её невозможно, включаются и помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных «строительных лесов», до тех пор пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности. Так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в искусстве и литературном творчестве.

С). Развитие воображения у детей

  • В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.
  • Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детскому возрасту
  • Особенности младенческого периода (от рождения до 1 года).

Новорожденность — первый кризисный период в психическом развитии человека.

В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, поэтому важно направленно создавать специальные условия для их полноценного развития. Появляется первая социальная потребность — потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является ведущим типом деятельности младенческого возраста.

Развитие зрительного и слухового восприятия происходит в процессе общения ребенка со взрослыми. Развиваются позовые и локомоторные движения, манипуляции с предметами. Формируются предпосылки активной речи (гуканье, лепет), первоначальная память.

Так происходит накопление первого опыта отражения действительности.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) происходит усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность в игре становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляется социальная привязанность, очень значимая для психического развития ребенка.

Совершенствуются процессы восприятия, эмоции, развиваются ранние формы наглядно-действенного мышления, понимание речи, подготавливая почву для последующего развития воображения. Развивается понимание речи.

Самым существенным достижением рассматриваемого возрастного периода является формирование образа «Я», переход от «полевого» к волевому поведению.

На этом этапе можно говорить о формировании воображения как самостоятельного психического процесса.

Дошкольный возраст.

Ведущей деятельностью этого возраста становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой усваиваются социальные правила и нормы, происходит образование и замещение образов.

Появляются новые формы общения с взрослым и со сверстниками, на формирование личности ребенка начинает оказывать влияние детский коллектив и семейные взаимоотношения.

Особую роль в формировании воображения и в умственном развитии ребенка в этот период играет изобразительная, конструктивная деятельность (элементы труда), восприятие литературно-художественных произведений (сказок). Развитие и формирование произвольной и опосредствованной памяти, внимания и его особенности.

От успешности решения проблемы сенсорного воспитания во многом зависит развитие осязательного воображения. Развивается опосредствованное и наглядное моделирование, составляя основу качественно нового типа мышления — наглядно-образного. Постепенно ребёнок переходит на конкретно-операциональную стадию развития логического интеллекта.

Личностное развитие характеризуется дальнейшим формированием Я-концепции, появляются основы самооценки. Возникают новые социальные мотивы поведения и потребности, устанавливается их иерархия. Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд, чувство вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций, развитие воли и произвольности управления поведением.

Воображение формируется параллельно со всеми психическими процессами и свойствами. Важную роль в этом возрасте играет усвоение ребенком нравственных норм и этических эталонов.

Младший школьный возраст.

Учебная деятельность — ведущая и имеет значение для психического развития, так как происходит процесс адаптации к школе и освоение новой социальной ситуации ребенком. Необходимо сформировать мотивацию обучения. Социальная жизнь характеризуется дружбой со сверстниками и имеет некоторые новые формы: кооперация, соревнование и конфликты.

Обучение, будучи основным источником умственного развития младшего школьника, создаёт новые возрастные возможности усвоения знаний. Встаёт проблема формирования основ научного мышления.

Известно, что воображение сильно связанно с мышлением, так как оба процесса части мыслительной деятельности, поэтому планомерное формирование умственных действий, понятий и оптимизации учебной деятельности важно как для мышления, так и для развития воображения. Встаёт проблема с осознанием речи, ее элементов, ее функций и форм.

Психологические новообразования: рефлексия, анализ, планирование. Развивается восприятия и внимания, формируется наблюдательность, растет эффективность памяти.

В личности (в развитии Я — концепции) появляется понятие справедливости, формируется самооценка, развиваются мотивационно — потребностная и волевая сферы. Усваиваются моральные нормы и правила поведения.

Богатеет воображение и растёт скорость процесса.

Подростковый возраст.

Происходят резкие анатомо-физиологические и психологические изменения. Растёт роль гетерохронности органического, полового и социального развития, а также роль культурных институтов в процессе социализации подростков.

Осуществляется переход от социализации к индивидуализации, являющийся основной характеристикой подросткового возраста. Увеличиваются индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Развиваются доминанты и познавательные мотивы.

В психическом развитии растёт роль коллектива сверстников, взаимодействия в нём как моделирование отношений взрослых членов общества. В связи с половыми различиями появляется особая дружба у подростков (например — «Кодекс товарищества»).

Основное психологическое новообразование — чувство взрослости, специфическая форма самосознания. Наиболее важно в этом возрасте дать правильный образец.

Опосредованность, осознанность и произвольность — основные показатели развития познавательных процессов. Развивается формально — операциональный интеллект.

Важные изменения в личности: происходит поло-ролевая идентификация. Растет самосознание, самооценка, уровень притязаний подростка. Возникают идеалы, воплощающие уровень притязаний.

Проблемы в развитии аффективно — потребностной сферы — аффект неадекватности. Обостряется потребность в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развиваются моральные суждения, воля и нравственные убеждения.

Формируется направленность личности и характер, выделяются акцентуации личности.

  1. Воображение становится ярким, объяснимым и отчасти подвластным.
  2. Заключение:
  3. Итогом теоретической части работы является мысль: воображение важный интегральный психический процесс формирование, которого у детей зависит от многих фактов, но вполне управляемо взрослыми.
  4. Экспериментальная часть.
  5. Обследование было проведено с третьеклассниками (младший школьный возраст 7 — 10 лет), по двум пробам:
  6. Протокол экспериментального психологического обследования.

26.04.09. (правила валеологии соблюдены)

Методика: Рисунок (свободная тема).

Цель исследования: определить уровень развития зрительного воображения.

Источник: https://mirznanii.com/a/197327-2/vozrastnye-osobennosti-voobrazheniya-2

Ссылка на основную публикацию