Характеристика традиционной и развивающей систем обучения — справочник студента

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть По материалам моих лекций.

Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Читайте также:  Особенности учета расчетов по выделенному имуществу и распределению доходов на унитарных предприятиях - справочник студента

Характеристика традиционной и развивающей систем обучения - Справочник студента

Рассмотрим некоторые виды обучения.

Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов.

Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания.

Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.

Первый вид организации обучения большой группы учеников — догматическое обучение, которое получило широкое распространение в Средние века.

Цель такого обучения — усвоение книжных знаний, принятие их как непреложных истин (догма — положение, принимаемое на веру, признаваемое бесспорным без каких-либо доказательств). Задача учеников состояла в правильному воспроизведении готовых истин.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет целевого финансирования - справочник студента

Оценим за полчаса!

Основными видами деятельности учеников были слушание и механическое заучивание, посредством многократного повторения.

Основными средствами обучения являлись — книги религиозного содержания, которые были написаны на латинском языке (поэтому и обучение обычно велось также на латинском языке). Для догматическом обучения характерны оторванность знаний от жизни, форм обучения от его содержания.

В XVII в. в Европе на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение. Данный вид обучения основан на теории сенсуализма — познания посредством чувственного восприятия (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположник объяснительно-иллюстративного обучения — Я.А. Коменский.

Целью этого обучения стало усвоение знаний и их последующее применение на практике.

По сравнению с догматическим, объяснительно-иллюстративное обучение требует от ученика более глубокой мыслительной деятельности, однако в целом это пассивно-созерцательное обучение, при котором главная задача учителя сводится к изложению материала таким образом, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение сегодня является основой традиционной школы. Оно экономит время, затрачиваемое на усвоение знаний, но не способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества.

В XIX в. начинает формироваться развивающее обучение, появление которого связано с именем «учителя немецких учителей» А. Дистервега. Главная цель развивающего обучения заключается в подготовке ученика к самостоятельному освоению знаний, к поиску истины, к независимости суждений в повседневной жизни. Хотя идея организации самостоятельного поиска истины учеником прослеживается уже в сократической беседе, именно Дистервег впервые сформулировал правила развивающего обучения. Он считал развивающий вид обучения наиболее эффективным, оценивая его возможности намного выше объяснительно-иллюстративного обучения (известно его высказывание «Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить». В XX в. развивающее обучение обогащается психологическими знаниями о закономерностях личностного развития. Так, представления о возможностях развивающего обучения существенно расширились благодаря введённому Л.С. Выготским понятию «зона ближайшего развития» (см. рисунок).
Характеристика традиционной и развивающей систем обучения - Справочник студента Основа развивающего обучения — продуктивная (т.е. не репродуктивная, воспроизводящая, как в объяснительно-иллюстративном обучении, а поисковая, созидающая) деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Учитель не просто транслирует знания, он организует поиск учащимися новых знаний, активизирует память, восприятие, воображение, мышление учащихся. При развивающем обучении учитель должен быть открытым к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах: в докладах, х и доказательствах, в диалоге, в дискуссии.
Ещё один вид обучения — программированное обучение — появился в 1950-1960-е гг. Его основоположником является американский психолог Б. Скиннер. Программированное обучение основано на кибернетическом подходе, согласно которому…
— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);

— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Основные принципы программированного обучения: • подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;

• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).

В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.

Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.

Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.

Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.

Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.

Наконец, помимо общепризнанных систем обучения, есть авторские системы, созданные на основе оригинальной идеи или авторской концепции.
Робот пришёл к выводу, что со статьёй «Виды и системы обучения» тематически связаны:
Для ссылки:

Источник: https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-216

Тема 2. Психологические основы образовательных технологий

Тема 2. Психологические основы образовательных технологий

  1. Парадигма традиционной системы образования
  2. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки
  3. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении
  4. Способы совершенствования методов обучения
  5. Способы совершенствования содержания учебного предмета
  6. Методы активного обучения
  7. Основные характеристики развивающего обучения
  8. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  9. Дидактическая система развивающего обучения А.В. Занкова
  10. Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения
  11. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки
  12. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
  13. Типы проблемных ситуаций (поТ.В. Кудрявцеву)
  14. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении
  15. Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина
  16. Психолого-педагогические принципы деловой игры
  17. Возможности метода групповой дискуссии
  • Парадигма традиционной системы образования
  • Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки
  • Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении
  • Способы совершенствования методов обучения
  • Способы совершенствования содержания учебного предмета
  • Методы активного обучения
  • Основные характеристики развивающего обучения

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова

Дидактическая система развивающего обучения А.В. Занкова

 Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения

  1. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки
  2. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации

Типы проблемных ситуаций (поТ.В. Кудрявцеву)

  • Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении

Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина

  1. Психолого-педагогические принципы деловой игры
  2. Возможности метода групповой дискуссии

Источник: https://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/tema-2-psikhologicheskie-osnovy-obrazovatelnykh-tekhnologij.htm

Подготовка к экзамену по педагогике

Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.

Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание,  дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.

Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем.

Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения:

I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).

  • II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
  • III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
  • IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.

Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:

  1. 1)    учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
  2. 2)    учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  3. 3)    каждый шаг завершается контролем;
  4. 4)    при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
  5. 5)    при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
  6. 6)    каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  7. 7)    результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  8. 8)    учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9)    в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.

Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.

Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.

Читайте также:  Государственное устройство современной россии - справочник студента

Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д.

Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.

Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся.

Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения:

  • 1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;
  • 2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
  • 3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
  • 4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
  • Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
  • 1)    проблемность обучения;
  • 2)    оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
  • 3)    индивидуализация и дифференциация обучения;
  • 4)    специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.

Источник: https://i-educator.ru/vopros35

Характеристика основных дидактических систем обучения

  • УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ»
  • Педагогика
  • Контрольная работа
  • Выговского Владимира Витальевича
  • Группа 94181, шифр IV-В-908
  • Минск 2011
  • Содержание

Дидактические системы и модели обучения: системы И.Ф. Гербера, Д. Дьюти, Брунера, современная дидактическая система

  1. Особенности и виды профессионального обучения взрослых
  2. Организация сотрудничества в процессе урока
  3. Литература

Дидактические системы и модели обучения: системы И.Ф. Гербера, Д. Дьюти, Брунера, современная дидактическая система

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Современные исследователи выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы:

) система (дидактика) И.Ф. Гербарта

) дидактическая система Д. Дьюи

) совершенная система

Немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, создал научную систему педагогики, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии.

  • По Гербарту высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях:
  • Совершенство, определяющее направление, область и силу устремлений личности;
  • Доброжелательность, обеспечивающая согласование и подчинение собственной воли воле других;
  • Справедливость, налагающая обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;
  • Внутренняя свобода, позволяющая согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями.

Психология и этика Гербарта носили метафизический характер, а предложенная им дидактика исходила из немецкой идеалистической философии. Основными чертами гербартовской системы обучения были следующие.

Главная задача школы — это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание — дело семьи.

Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение

Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, организацию их обучения, наблюдая за их физическим и интеллектуальным развитием, приучением к порядку.

Для подержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью». В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся и заключается сущность воспитывающего обучения.

Вводя это понятие, Гербарт хотел подчеркнуть, что воспитание нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются одновременно с разумом.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность — ассоциация — система — метод.

Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме, как видим, отсутствует.

Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

Последователи и ученики Гербарта (В. Рейн, Т. Циллер, Ф. Дерпфельд) развили и модернизировали его теорию, стремясь избавить ее от односторонности и формализма. Рейн дал гербартовским ступеням другое название, более четко определил их содержание и увеличил их число до пяти.

Его схема включала подготовку нового материала, его изложение, согласование с ранее изучавшимися знаниями, обобщение и применение.

От учителей уже не требовалось педантичное соблюдение формальных ступеней, что открывало путь преодоления методической рутины и консерватизма, повышало самостоятельность и критичность мышления учащихся.

Теория Гербарта широко распространилась в середине столетия и пришла в упадок вместе с Германской империей.

По современным оценкам, она оказала неблагоприятное влияние на развитие школы: именно под ее влиянием начали распространяться взгляды, согласно которым целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть прежде всего учитель, ученикам же отводилась пассивная роль, они обязаны «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителей»; в качестве наиболее совершенной признавалась схема урока, основанная на одинаковых для всех «формальных ступенях»; учитель должен был следовать методическим установкам, не смел делать никаких поблажек ученикам, приспосабливать программу к их требованиям и интересам. Но без дидактики Гербарта, данного ею толчка, без критического осмысления опыта гербартианского воспитания не было бы современной теории и практики.

  1. Дидактика американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартистов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. Против «традиционной» школы выдвигались следующие обвинения:
  2. поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;
  3. «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;
  4. передача учащимся «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;
  5. недостаточный учет интересов, потребностей и запросов учащихся;
  6. отрыв содержания обучения от общественных потребностей;
  7. недостаточное внимание к развитию способностей учащихся.

Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 г.

, Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний.

Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления»-Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение

  • В каждом «полном акте мышления» выделяются следующие этапы (ступени):
  • ощущение трудности;
  • ее обнаружение и определение;
  • выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
  • формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);
  • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблемы». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным.

При этом сами проблемы, поставленные перед учащимися, принципиальным образом отличаются от предлагаемых гербартистами учебных заданий — «мнимых проблем», имеющих низкую образовательную и воспитательную ценность и чаще всего далеко отстоящих от того, чем интересуются учащиеся и разрешения которых требует жизнь.

Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учащихся, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели:

  1. почувствовать конкретную трудность;
  2. определить ее (выявить проблему);
  3. сформулировать гипотезу по ее преодолению;
  4. получить решение проблемы или ее частей;
  5. проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов.

По сравнению с «традиционной» гербартианской системой Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося.

Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем.

Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Однако, несмотря на революционный во многих отношениях характер дидактики Дьюи, в ней обнаружились и продолжают вскрываться недостатки. Легко заметить, что Дьюи, как и Гербарт, относит ступени обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, вследствие чего эти уровни приобретают формальный характер и претендуют на универсальность.

Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть ни «сплошь проблемным» — по Дьюи, ни «целиком вербальным» — по Гербарту, ни каким-либо иным моническим процессом. Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.

А фрагментарные курсы, отрывочные «проекты», пришедшие на смену стабильным, общим для все

Источник: https://www.studsell.com/view/197318/

Ссылка на основную публикацию