Государственный суверенитет — справочник студента

Государственный суверенитет - Справочник студентаГосударственный суверенитет - Справочник студента

© И. Д. Левин, 2003

© С. А. Авакьян, предисловие, 2003

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей монография принадлежит Иосифу Давыдовичу Левину – одному из виднейших отечественных государствоведов прошлого века.

На его судьбе отразилось время – его взрослая и тем более научная жизнь приходится на советский период отечественной истории, он был человеком своей эпохи, если судить по публикациям – добросовестно служил существовавшей идеологической системе.

Система нередко ломала людей, обвиняла их в мыслимых и немыслимых прегрешениях, порой выискивая в обычных научных позициях «политические ошибки». Это И. Д. Левину пришлось испытать на себе.

Но в общем и целом можно сказать, что он оставил себя во времени, поскольку научное начало в творчестве И. Д. Левина, по необходимости обильно сдобренное идеологическими пассажами, не заслоняется ими и остается главной ценностью.

Сказанное особенно относится к монографии «Суверенитет», изданной в 1948 г. и посвященной одной из сложнейших, интереснейших проблем государственного права, международного права, политики, неоднозначно трактовавшейся до автора, самим И. Д.

 Левиным, а также в последующие годы, наконец – и в наше время. И все же в ряду изданий, посвященных теме суверенитета, книга И. Д.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Остаточная индукция и коэрцитивная сила - справочник студента

Оценим за полчаса!

 Левина выделяется своей фундаментальностью, с одной стороны, авторских подходов, с другой – широтой охвата (обзора) подходов к разным аспектам суверенитета зарубежных ученых – предшественников и современников автора.

Многие десятилетия И. Д. Левин работал в Институте государства и права Академии наук СССР. Автор предисловия, работая в журнале «Советское государство и право» (1965–1968 гг.), располагавшемся в здании института, конечно, видел И. Д.

 Левина и многое знал о нем как о великолепном ученом и эрудированном человеке. Можно было бы как-то найти повод пообщаться с И. Д. Левиным, но не так просто молодому человеку подойти к мэтру.

К тому же он был не очень здоров, не расположен к общению, не часто появлялся в институте. В общем, как говорится, не судьба.

При подготовке этого предисловия удалось посмотреть в архиве института личное дело И. Д. Левина.

Иосиф Давыдович Левин родился в 1901 г. в Варшаве в семье бухгалтера (в последующем в своих анкетах он писал – «из мещан»). Затем семья переезжает в Одессу, с 1917 г. И. Д. Левин – в Москве. В 1911 г. он поступает в классическую гимназию, оканчивает ее в 1918 г… Весной 1919 г.

поступает на факультет общественных наук МГУ, осенью того же года переходит на историко-филологический факультет и оканчивает его философское отделение в 1922 г. В 1923 г.

снова поступает на факультет общественных наук, его историческое отделение, но через год уходит оттуда, поскольку начинает заниматься самостоятельной научной работой.

В тексте автобиографии, имеющейся в его личном деле и относящейся к 1935 г., И. Д. Левин указывает, что он знает многие языки – немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, польский, чешский, болгарский, греческий, латынь, арабский, персидский, турецкий, татарский, тюркский, узбекский, таджикский, украинский и белорусский.

В 1926 г. И. Д. Левин поступает в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции СССР в качестве консультанта методического отдела. С 1927 г. работает в Коммунистической Академии в качестве ученого секретаря Комиссии по изучению национального вопроса. В 1930 г., когда Комиссия влилась в Институт советского строительства и права, переходит туда. В 1930–1940 гг.

старший научный сотрудник института, в последующем преобразованного в Институт права, позже – Институт государства и права АН СССР. С 1940 г. – заведующий сектором государственного и административного права, с 1941 г.

 – государственного права, далее опять старший научный сотрудник – до конца работы в Институте остается на этой должности в разных секторах (с учетом реорганизаций, расширений и т. д.).

В 1935 г. И. Д. Левин получает степень кандидата государственных и правовых наук, в 1939 г. – доктора юридических наук. Параллельно преподает в Московском юридическом институте и в 1947 г. получает звание профессора.

И. Д. Левин является автором большого количества научных работ. По нашим подсчетам, только опубликованных трудов у него не менее 110 (в 1930-1950-х гг. к научным трудам относили и то, что написано, но не опубликовано).

Не утратили актуальности его монографии: «Национальный вопрос в послевоенной Европе» (1934); «Суверенитет» (1948), «Современная буржуазная наука государственного права. Критика основных направлений» (1960). И. Д. Левин – соавтор многих коллективных монографий.

Он отмечает в своих автобиографиях, что был автором и редактором известного (можно даже сказать – печально известного) учебника по советскому государственному праву 1938 г. под редакцией А. Я. Вышинского.

Кроме того, являлся соавтором и соредактором учебника «Советское государственное право»

1948 г.

В 1970 г. И. Д. Левин выходит на пенсию, и его научной деятельности в области права с этого времени до кончины (1984 год) не прослеживается. Правда, обнаружилось, что одновременно с правом И. Д. Левин занимался и философией, в 1994 г. Ю. И. Левин опубликовал трехтомник его философских изысканий (М. Радикс).

Что касается монографии «Суверенитет», предлагаемой вниманию читателя, в ней автор проявляет себя как государствовед, теоретик права и государства, историк и в определенной мере, как сказали бы сегодня, политолог. И. Д. Левин – прежде всего, блестящий знаток предмета. Его эрудиции можно лишь позавидовать.

Как уже было сказано ранее, И. Д. Левин творил в духе своей эпохи, когда было естественным требование к научному сочинению в идеологических науках (а право было одной из них) критиковать западных ученых как идейных, политических противников. Кстати, и он оказался жертвой – когда в 1948–1949 гг.

«громили» так называемый космополитизм как угодничество Западу и некритическое перенесение на советскую почву взглядов западных ученых, И. Д. Левин и его позиции по поводу суверенитета (в книге, статьях, стенограммах публичных лекций) тоже оказались объектом критики, и автору пришлось печатать покаянную статью (Левин И. Д.

К вопросу о сущности и значении принципа суверенитета // Сов. государство и право. 1947. № 6).

Оставляя в стороне так называемый классовый подход к суверенитету, при котором реально речь идет скорее о характере власти, отметим, что И. Д.

 Левин трактует суверенитет как состояние полновластия государства, связанное с единством государственной власти, монополией или концентрацией властного принуждения в руках государства и неограниченностью государственной власти.

Первый и второй факторы, конечно же, совершенно справедливо оттенены автором и снимают вопрос о возможности действия кого-то еще как представителя суверенитета (этот тезис автора, кстати, и был предметом критики Вышинского, считавшего, что кроме государства принуждение могут применять и другие организации господствующего класса). Третий фактор противоречив, поскольку неограниченность государственной власти вроде бы нельзя отрицать, если она сама себя не забывает ограничить законом, справедливостью, гуманизмом. Но в том-то и дело, что это зависит от конкретных государств и государственной власти.

Что касается суверенитета как внутреннего проявления, толкуя его как отношения между государством и гражданами, И. Д. Левин хотел, вероятно, показать, что подлинный суверенитет может быть в государстве рабочих и крестьян, которое единственно и способно воплотить настоящий суверенитет.

Но отсюда получалось, что по внутренним факторам речь может идти о способности государства иметь или не иметь суверенитет, причем в зависимости также и от экономического фундамента. В ситуации, когда формировался третий мир и СССР был заинтересован в укреплении своего влияния, такой подход к суверенитету правящая элита вряд ли могла приветствовать.

Поэтому фактор внутренних условий (политических и экономических) суверенитета не был поддержан.

Собственно, оставляя идеологические мотивы в прошлом, отметим, что и сегодня надо говорить о суверенитете как о состоянии государства. По принципу собственности и внутренней способности управлять своими делами многие страны мира вряд ли могли бы претендовать на то, чтобы называться суверенными, но официально они таковыми являются.

Остается заметить, что многие положения книги, касающиеся соотношения государственного и народного суверенитета, самоопределения и суверенитета, суверенитета в федеративном государстве, рассмотренные автором с общетеоретических позиций и с учетом реалий того времени, в определенной мере будут интересны современному читателю.

С. А. Авакъян,заведующий кафедройконституционного и муниципального праваюридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,доктор юридических наук, профессор,заслуженный деятель науки Российской Федерации

Введение

Понятие суверенитета является важнейшим, кардинальным понятием государственного и международного права.

Наиболее насущные проблемы государственного и международного права – вопросы о самой сущности этих отраслей права, об отношении международного права к национальному праву, о юридической природе международной организации, о носителе высшей власти в государстве, о «разделении властей», о природе союзного государства, о пределах власти государства – все эти вопросы самым непосредственным и органическим образом связаны с проблемой суверенитета, а их разрешение – с решением проблемы суверенитета.

Однако роль принципа суверенитета отнюдь не исчерпывается одним лишь его значением для теории права.

Из всех юридических принципов суверенитет является наиболее политическим. Дело не только в прямой связи проблемы суверенитета с проблемой о сущности, носителе и пределах политической власти, но и в значении принципа суверенитета в самой политике господствующих классов государств – как внутренней, так и внешней.

Теоретические и юридические споры и дискуссии вокруг проблемы суверенитета неизбежно приобретают яркую политическую окраску.

Развивавшиеся еще до Второй мировой войны в кабинетах ученых, абстрактно формальные, по видимости, девственно «чистые» теории суверенитета (например, отрицание суверенитета «чистой теорией права» венской формации) получают вполне конкретное политическое применение, служа определенным политическим интересам.

В борьбе сил реакции и империализма, с одной стороны, и сил демократии – с другой, характеризующей послевоенный этап развития международных отношений, сталкиваются диаметрально противоположные политические и юридические концепции суверенитета.

В буржуазных государствах теперь о суверенитете говорят с парламентских трибун, дискутируют на международных конференциях, пишут в газетах, имеющих миллионные тиражи, и в общераспространенных журналах, выступают на радио. Все это в достаточной мере говорит о том, насколько животрепещущей является тема суверенитета.

Лейтмотивом всех этих выступлений можно назвать тезис о том, что суверенитет – безнадежно «устаревший» принцип, что его надо сдать в архив или подвергнуть решительному пересмотру, тезис о необходимости отказа, полного или частичного, от суверенитета как «мешающего» разрешению насущных экономических и политических проблем, тезис о необходимости освободиться от «безумия» суверенитета. Суверенитет-де мешает установлению дела мира. Суверенитет-де мешает экономическому восстановлению Европы. Суверенитет-де мешает установлению контроля над производством атомного оружия. Эти мотивы звучат в выступлениях таких глашатаев и оруженосцев современного империализма, как Черчилль, Эттли и Бевин, Мак Нейл и Идеи, Блюм и Спаак, Никольсон и Ласки, и многих других. Из этих мотивов складываются сладкозвучные мелодии на тему о «мировом правительстве», «мировом парламенте», соединенных штатах мира, соединенных штатах Европы, «объединенной» Европе и т. д. и т. п.[1] Это пение сирен завлекает неискушенных людей, фантазеров и пацифистов, превращая их в невольное орудие политических планов, ничего общего не имеющих с делом мира.

Подлинный смысл этих разговоров об «отмирании» суверенитета раскрывает та практика государств, для которой они должны служить «оправданием» и «теоретическим обоснованием».

Источник: https://fictionbook.ru/author/iosif_levin/suverenitet/read_online.html

Государственный суверенитет

Определение 1

Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государство решать вопросы внешнего и внутреннего характера, соблюдая при этом законодательство, нормы и принципы международного права.

Определение 2

Суверенитет (от фр. souverainete и англ. sovereignty – верховная власть) – это единство, независимость и целостность государства. Данное понятие означает неотъемлемое право каждой страны определять свой политико-юридический статус, самостоятельно выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство верховной власти внутри страны складывается из следующих моментов:

  1. универсальность;
  2. исключительные полномочия;
  3. принимаемые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения страны;
  4. средства воздействия, которыми не располагает никакая другая ветвь власти.

Являясь одним из основополагающих качеств любой страны, суверенитет предполагает правовое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Государственный суверенитет - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Историческая роль

В европейских странах понятие суверенитета сложилось в конце Средневековья, когда правящим элитам понадобилось отделить власть верховного правителя от влияния церковных лидеров. Государства утверждали свою независимость и приоритет национального светского руководства над престолом Римского Папы.

Признание суверенитета сыграло исторически определяющую роль в формировании стран, их объединении и преодолении феодальной раздробленности. Это понятие для государства имеет такое же значение, как и право на свободу для человека.

Возможность принимать решения, будучи независимым от внешних и внутренних посягательств – вот что означает государственный суверенитет для верховной власти.

Замечание 1

Французский мыслитель Ж. Боден считал это понятие напрямую связанным с личностью короля. В своем труде «Шесть книг о политическом сообществе» (1576 год), он определил суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными.

В России идею верховенства единого правителя впервые сформулировал волоцкий игумен Иосиф Санин. В сочинении «Просветитель» (1503 год) он написал о самодержавии московских государей, чья власть распространяется на всю страну и имеет безусловный приоритет над влиянием удельных князей.

Проблема государственного суверенитета в современном мире

Замечание 2

В современном мире происходит глобальная переоценка понятия «государственный суверенитет». Например, сербская провинция Косово провозгласила свою независимость. И вопреки устоявшимся нормам международного права, многие государства ее признали. А желание абхазского народа самостоятельно определять свою жизнь привело к конфликту с руководством Грузии.

Читайте также:  Тесты таланта - справочник студента

Реакция мирового сообщества на оба эти сложные противостояния противоречива. С одной стороны, международные институты, в том числе и ООН, признают право каждой нации на самоопределение.

Но с другой стороны, нельзя игнорировать и тот факт, что и Косово, и Абхазия являются административно-территориальными частями суверенных государств.

Возникает правовая коллизия, решение которой довольно сложно найти.

Суверенитет каждого государства сужается с усилением роли международных организаций и мирового сообщества. Отмечаются и страны, независимость которых ограничена или носит формальный характер. Правящие элиты там зависят от мощного влияния сверхдержав, непреклонно диктующих свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета обычно возникает в результате войны, страна-победитель может предоставить высшую власть в побежденном государстве «марионеточному» правительству, лишенному права на принятие независимых решений по всем важнейшим вопросам.
Добровольное ограничение суверенитета возможно, когда государства объединяются по собственной воле, делегируя часть своих прав руководству общей федерации или союза.

Иностранное государство или другая внешняя сила, нарушающая границы конкретной страны или принуждающая ее руководство принимать решения, не соответствующие национальным интересам, является нарушителем суверенитета.

Таким образом, государство от некого публично-правового союза можно отличить именно по данному признаку. Этот критерий делает каждую страну главным субъектом политических отношений, действующим в рамках мирового сообщества.

Основные принципы, на которых основывается государственный суверенитет:

  1. единство и неделимость территории;
  2. неприкосновенность государственной границы;
  3. невмешательство во внутренние дела другого государства;
  4. политическая независимость.

Государственный суверенитет - Справочник студента

Рисунок 1.

Государственный суверенитет России

  • Статья 4 Конституции России определяет суверенитет нашей страны как верховенство и единство государственной власти, распространенные на всю территорию РФ.
  • Суверенной является только Россия, а республики, края и области, входящие в ее состав, обладают лишь комплексом полномочий в пределах своей компетенции.
  • Основные характеристики суверенитета Российской Федерации:
  1. признание верховенства федеральной власти над решениями руководства субъектов РФ;
  2. неприкосновенность границ и территориальная целостность страны;
  3. единство экономического пространства;
  4. право на защиту суверенитета, в том числе и через ведение военных действий;
  5. независимая международная политика и внешнеэкономическая деятельность;
  6. государственная монополия на стратегические природные ресурсы.

Полномочиями по охране государственного суверенитета, согласно Конституции РФ, наделен Президент России. На церемонии инаугурации в торжественной присяге избранный глава страны клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства».
Президент России определяет внутреннюю и внешнюю политику нашей страны, является верховным главнокомандующим, возглавляет Совет Безопасности. В случае иностранной агрессии или непосредственной угрозы целостности России глава государства вправе ввести военное положение во всей стране или в отдельной ее части.

Замечание 3

Правовую основу суверенитета России обеспечивают представительные органы власти, разрабатывая и принимая соответствующие законы. Это две палаты парламента страны: Государственная Дума и Совет Федерации.

Территориальную целостность и неприкосновенность границ России гарантируют Вооруженные Силы. Защитой государственного суверенитета страны в рамках своих полномочий также занимаются дипломатические органы, министерства и ведомства, правоохранительные структуры.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/formy_gosudarstva_i_vlasti/gosudarstvennyy_suverenitet/

Основы интеграционного права

К читателю

Введение

Глава I. Понятие международной интеграции. § 1. Термин «Интеграция»: происхождение и значение

  • § 2. Интеграция, общество и государство
  • § 3. Международная интеграция как объективное явление общественной жизни
  • § 4. Международная интеграция как целенаправленная деятельность государств
  • § 5. Многоскоростная интеграция

Глава II. Виды международной интеграции. § 1. Негативная и позитивная интеграция

§ 2. Полная и частичная интеграция

§ 3. Региональная, межрегиональная и глобальная интеграция

§ 4. Экономическая и политическая интеграция. Интеграция в других сферах общественной жизни

§ 5. Интеграция-объединение и интеграция-присоединение

Глава III. Интеграционные организации. § 1. Понятие, виды и наименования интеграционных организаций

  1. § 2. Правосубъектность и юридическая природа интеграционных организаций
  2. § 3. Наднациональность интеграционных организаций
  3. § 4. Акты интеграционных организаций
  4. § 5. Интеграционные организации и государственный суверенитет

Глава IV. Понятие интеграционного права. § 1. Интеграционное право и интеграционные правопорядки

  • § 2. Интеграционное право и международное публичное право
  • § 3. Интеграционное право и международное частное право
  • § 4. Интеграционное право и национальное (внутригосударственное) право
  • § 5. Интеграционное право как наука и учебная дисциплина

Глава V. Категории интеграционного права. § 1. Либерализация и свободное передвижение

  1. § 2. Недискриминация и взаимное признание
  2. § 3. Общая политика и общее пространство
  3. § 4. Гармонизация и унификация
  4. § 5. Категории, обозначающие формы экономической интеграции
  5. § 6. Другие категории

Глава VI. Место интеграционного права в эволюции современного права, тенденции и перспективы его развития. § 1. Общие положения

  • § 2. Эволюция внутреннего права государств и интеграционное право
  • § 3. Основные направления влияния интеграционного права на развитие современного права
  • § 4. Взаимодействие и соперничество правовых систем на современном этапе
  • § 5. Тенденции и этапы развития современного интеграционного права

Возникновение интеграционных организаций, особенно тех, которым государства делегируют законодательные, исполнительные, судебные или иные властные полномочия, ставит вопрос о том, не влечет ли за собой подобная уступка суверенных прав наднациональным инстанциям отказ государств от части своего суверенитета, т. е. верховенства государственной власти внутри страны и ее независимости в международных отношениях.

В учредительных документах некоторых интеграционных организаций на этот вопрос дается положительный ответ.

Например, в преамбуле одного из учредительных документов Центральноафриканского экономического и валютного сообщества — Конвенции, регулирующей центральноафриканский экономический союз 2008 г.

, государства-участники прямо провозгласили свою убежденность в том, что их интеграция в Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество «требует частичного и поступательного объединения их национального суверенитета в пользу Сообщества в рамках коллективной политической воли».

Практически в идентичной формулировке постулат об объединении суверенитетов воспроизведен в Договоре об учреждении Экономического сообщества западноафриканских государств 1993 г.:

«Мы, главы государств и правительств государств — членов Экономического сообщества западноафриканских государств

Убежденные в том, что интеграция государств-членов в жизнеспособное региональное Сообщество может требовать частичного и поступательного объединения их национального суверенитета в пользу Сообщества в рамках коллективной политической воли».

Концепции «слияния», «совместного осуществления» суверенитетов или даже полного отказа от самого принципа государственного суверенитета также получили широкое распространение в Европе в связи с усилением наднациональных черт Европейского союза.

Например, как признавал в своей книге «Соединенные Штаты Европы» премьер-министр Бельгии, затем лидер одной из фракций в Европейском парламенте Г.

Верховстадт: «Никогда еще столько стран добровольно не уступали часть своего суверенитета ради мира и процветания».

На самом деле приведенные выше утверждения, даже зафиксированные в официальных документах, содержат в себе юридическую неточность. Ни одна из существующих ныне интеграционных организаций не является государством, поэтому не может сама по себе быть обладателем государственного суверенитета или части суверенитета.

Вступая в состав интеграционных организаций и наделяя их наднациональными чертами, государства-члены делегируют им не суверенитет, а отдельные полномочия государственной власти (суверенные права).

В связи с этим можно говорить о добровольном ограничении суверенных прав в интересах развития международной интеграции, но не об уступке самого суверенитета или о его разделении с интеграционной организацией.

Основы интеграционного права

Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Государственный суверенитет - Справочник студента

Юридическая Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Основы интеграционного права

Юридическая Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Основы интеграционного права

Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Внимание! Авторские права на книгу «Основы интеграционного права» (Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.) охраняются законодательством!

Источник: https://litgid.com/read/osnovy_integratsionnogo_prava/page-17.php

Справка — Суверенитет

Суверенитет (от фр.

souverain — верховный, высший) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах, выражающиеся в отсутствии непосредственного системного влияния со стороны иностранных государств на принятие решений органами государственной власти. Уважение суверенитета государства — основной принцип современного международного права и международных отношений, закреплённый в Уставе ООН.

  • В соответствии с большинством конституций мира[1]–[5], в том числе Конституцией Российской Федерации[6], единственным источником власти в стране является её народ, поэтому суверенитет государства означает тот или иной механизм народного самоуправления, при котором народ или полномочные представители народа осуществляют полную функцию управления государством.
  • Суверенитет — возможность народа страны организовывать жизнь в соответствии с представлениями о наилучшем устройстве общества (государственной идеологией) без непосредственного вмешательства в этот процесс со стороны других государств.
  • Помимо признания международным сообществом территории страны можно выделить следующие области суверенитета[7]:
  • – политический — самостоятельное принятии решений по всем внутренним и внешним политическим вопросам;
  • – военный — возможность защитить своё государство от внешнего военного нападения;
  • – культурный — сохранение самоидентификации народа, поддержание и дальнейшее развитие культуры путём образования;
  • – экономический[7].
  • Отсутствие же суверенитета страны означает, что некоторая часть функций управления осуществляется в интересах иных государств в рамках внешнего управления.
  • Для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие существования[9][10].

Работа Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации

  1. В феврале 2018 года в ежегодном докладе Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации описаны десять основных направлений вмешательства извне во внутренние дела РФ[8]:
  2. 1) создание и/или поддержка некоммерческих организаций (НКО), иных подобных структур, прямо или косвенно участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств и оказывающих воздействие на институты гражданского общества в целом;
  3. 2) работа с образовательными учреждениями, школьниками, студентами, финансирование образовательных программ с целью дальнейшего контроля этой сферы, её трансформация в направлениях, которые выгодны политическим конкурентам России;
  4. 3) использование СМИ и социальных сетей для дискредитации страны, институтов власти, политических лидеров и в целом для формирования определённых стереотипов общественного мнения;
  5. 4) дискредитация Русской Православной Церкви и разжигание межрелигиозной розни;
  6. 5) стимулирование протестной повестки и вовлечение в протестные акции молодежи;
  7. 6) вмешательство в российские выборы на федеральном и региональном уровнях;
  8. 7) разжигание межэтнических противоречий, конфликтов, инспирирование протестных акций на национальной почве;
  9. 8) все виды антироссийских санкций как инструмента давления на политические власти и общество;
  10. 9) очернение на мировой арене российской политической и социально- экономической жизни с последующим использованием этой информации внутри России;
  11. 10) целенаправленная и грубая политизация спорта высоких достижений в антироссийских целях.

Комиссия сделала вывод о том, что «официальный Вашингтон выделяет по умолчанию следующие уровни правосубъектности: наивысший для себя самих (Америке можно все); пониженный уровень для младших партнеров (им можно не все, и лишь при соответствии этого национальным интересам США); соперники и изгои вообще не рассматриваются как субъекты, имеющие право на внешнюю и внутреннюю политику. В этой логике они должны быть либо «перевоспитаны», либо сдержаны в установленных США рамках, либо ликвидированы путем военной интервенции или государственного переворота»[8].

Согласно выводам комиссии[11], «вмешательство во внутренние дела суверенных государств является частью национальной стратегии США, реализуемой с конца 20-го века, и мало зависит от личности действующего президента, персонального состава американского Конгресса, а также международной обстановки в тот или иной момент времени».

Вопросы обеспечения технологического суверенитета

По мнению Комиссии[11], западные страны пытаются при помощи санкций, использования специальных служб и политического лоббирования заблокировать доступ России к перспективным технологиям.

И «пока Россия не будет в состоянии должным образом на основе отечественных технологий контролировать систему собственной критической инфраструктуры, мы не можем быть уверенными в должном обеспечении собственного государственного суверенитета».

Обеспечение национального суверенитета в сфере культуры

Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета в своём ежегодном докладе[11] отметила, что в России, в отличии от США и Франции, Великобритании, Индии, Китая и Японии, в прокате до сих пор порядка 2/3 киноработ – импортные, большинство из них производятся в США, власти которых уже объявили Россию противником.

При этом «ещё шесть десятилетий назад Комитет начальников штабов Пентагона разрабатывал проведение своей пропагандистской линии средствами кино. Среди недавних свидетельств — выступление кинорежиссера А. С. Кончаловского на Президентском совете по культуре в декабре 2018 г.

Там Андрей Сергеевич, не понаслышке знающий порядки в американской индустрии кино, констатировал: «…та цензура, которую я испытывал в Америке, несравнима с советской. Несравнима. Меня просили вырезать одно, другое, третье… Если бы я снимал фильм о войне, то Пентагон контролировал бы каждую сцену.

Когда они (то есть Пентагон) говорят «нет», все кончается»».

Комиссия обращает внимание, что «на заре 21 века Конгресс США учредил Комитет по культурной дипломатии, в числе задач которого: «…её использование как эффективного инструмента внешней политики, позволяющей продвигать национальные интересы Соединенных Штатов Америки в мире»»[11].

Экспертами Комиссии отмечалось также, что «сфера культуры не имеет четких государственных границ, но важно, поддерживая международный диалог культур, отличать искусство от замаскированной под него деструктивной деятельности, направленной против нашего суверенитета в духовной сфере»[11].

Как отмечают эксперты Комиссии, «в нынешней России различные учебные заведения закладывают студентам подчас противоположные культурно-идеологические матрицы.

Более того, на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп многократно приводились данные о том, что в целом ряде случаев к процессу формирования подобных матриц допускались зарубежные граждане или их фактические представители, в конечном счете, аффилированные либо со структурами откровенно антироссийского толка, либо с правительственными учреждениями стран, откровенно провозгласивших Россию своим противником и ставящих себе целью смену режима в Российской Федерации»[11].

Источники

Источник: https://www.n-kurs.ru/spravka/871/

Список использованных источников и литературы:

Перейти к загрузке файла
Нормативно — правовые акты Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Маркетинг. 2001. — 39с. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, 4 февр. № 5. Научная и обзорная литература

  • 1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 3: В 2 ч. Ч. 1. М., 1993.
  • 2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М.: Юристъ, 2007. Т 1.
  • 3. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) — М.: Проспект, ТК Велби. 2008. — 152 с.
  • 4. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. (Серия «Institutiones») (ГРИФ) — М.: Юристь. 2005. — 666 с.
  • 5. Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. — М.: Юристь. 2006. -637 с.
  • 6. Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. — Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005. — 769 с.
  • 7. Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 37.
  • 8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2005.
  • 9. Глобализация и государственное единство России/ Б.С. Эбзеев, Р.А. Айбасов, С.Л. Краснорядцев. Издательство «Формула права», 2006. — 308 с.
  • 10. Губаева Т.В. Язык и право: Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2003.
  • 11. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: Проблемы теории и практики. М., 2001.
  • 12. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке: Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007.
  • 13. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие — М.: Проспект, ТК Велби. 2008. — 336 с.
  • 14. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000.
  • 15. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5-8. Калуга, 1993.
  • 16. Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие / Катков Д.Б. Корчиго Е.В. — М.: Юриспруденция, 2004. — 288 с.
  • 17. Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник — М.: Форум. 2008. -624 с.
  • 18. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие — М.: РИОР. 2008. — 126 с.
  • 19. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси. М.: Юристъ, 2004.
  • 20. Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. М.: Городец, 2006.
  • 21. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов — М.: НОРМА. 2008. — 816 с.
  • 22. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / Кулапов В.Л. Малько А.В. — М.: НОРМА. 2008. — 384 с.
  • 23. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 520 с.
  • 24. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и х: Учебное пособие. — М.: Проспект ТК, Велби. 2008. — 144 с.
  • 25. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник — М.: Проспект ТК, Велби. 2008. — 648 с.
  • 26. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: Проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. №1. С. 186.
  • 27. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ. 2005. — 776 с.
  • 28. Общая теория государства и права. Т. 1: Общая теория государства / Отв. ред. Д.А. Керимов, В.С. Петров. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1968.
  • 29. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник — М.: Высш. обр. 2008. — 379 с.
  • 30. Порфирьев А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» // Глобализация, права человека и право: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27 апр. 2006 г. М., 2006. С. 4-5.
  • 31. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов — М.: РИОР. 2008. — 463 с.
  • 32. Суверенитет. Сборник/ сост. Никита Гараджа. — М.: Издательство Европа, 2006. — 304 с.
  • 33. Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сборник статей и материалов/ Сост. С.Е. Заславский. — М.: ИИК «Российская газета», 2007. — 191 с.
  • 34. Суверенная демократия как конституционная идея России XXI в. Материалы Всерос. науч. конф., Челябинск, 26-27 окт. 2007/ Под ред. В.А. Лебедева, В.В. Киреева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 294 с.
  • 35. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во СГУ, 2007. — 49 с.
  • 36. Сурков В.Ю. Русская политическая культура: Взгляд из утопии // http://www.edinoros.ru/news.html?id=121320
  • 37. Сырых В.М. Теория государства и права Учебник для вузов — М.: Юстицинформ. 2006. — 704 с.
  • 38. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.М. Васильева. М.: Юрид. лит., 1977.
  • 39. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.
  • 40. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1996.
  • 41. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.Г. Александрова. М.: Юрид. лит., 1974.
  • 42. Упоров И.В. Теория государства и права. Курс лекций Учебное пособие для вузов. (Серия: «Курс лекций») // Упоров И.В., Старков О.В., Рассказов Л.П. — М.: Экзамен. 2005. — 320 с.
  • 43. Устрялов Н.В. Элементы государства // Полит. наука. 2000. №2. С. 3.
  • 44. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М.: Юрайт. 2001.
  • 45. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. Учебное пособие. — М.: Издательство МНИМП, 1997. — 128 с.
  • 46. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005.
Читайте также:  Метод бухгалтерского учета и его элементы - справочник студента

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1248883/pravo/spisok_ispolzovannyh_istochnikov_literatury

Разновидности государственного суверенитета России

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Определение 1

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Замечание 1

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Понятие народного суверенитета, в толкование которого был вложен собственный талант французского философы Ж.Ж.Руссо (1712-1778), сформировалось в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти с целью утверждение прав так именуемого «третьего» сословия, то есть буржуазии.

Суть основной идеи теории народного суверенитета заключалась в том, что государственная власть обладала определенным источником, который в свою очередь, представлял, ни волю властителя, то есть не императора и даже не короля, а волю народа. По мнению Ж.Ж.Руссо, суверенитет должен всегда принадлежать народу. К тому же, суверенитет не должен находиться под ограничениями каких-либо законов.

Вывод 1

Таким образом, сформулированное толкование народного суверенитета наполнило новейшим, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Все это положило огромный шаг в понимании природы государственности и поисках путей ее демократической реорганизации.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс.

Замечание 2

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством. Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Замечание 3

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Формы и принципы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет содержит определенные принципы, которые выступают, как основополагающие и представлены:

  • единством и неделимостью территории;
  • неприкосновенность территориальных границ;
  • невмешательством во внутренние дела.

Замечание 4

Если же границы данного государства подвергаются нарушению, каким бы то ни было иностранным государством или внешней силой, или же они заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Среди форм государственного суверенитета выделяют такие, как формальная и ограниченная.

Каждая из форм обладает определенными нюансами, которые характеризуют именно ее.

Формальный суверенитет государства – это такая форма суверенитета, при которой данный суверенитет юридически и политически быть провозглашен, а фактическим образом не реализуется по причине распространения на него воздействия иных государств. То есть, другими словами, такой суверенитет не осуществляется, из-за присутствия влияния иных государств.

Ограничение суверенитета может быть как принудительное, так и добровольное.

Пример 1

Например, принудительное ограничение может быть по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств, которые являются победителями в данной войне.

Добровольное ограничение суверенитета может допустить самостоятельно государство, согласно взаимной договоренности с иными государствами, например, чтобы достигнуть определенные общие для всех цели.

Добровольного ограничение суверенитета происходит тогда, когда формируется объединение государств в федерацию и передается ей часть суверенных прав.

Государственный суверенитет характеризуется такими качествами как неотчуждаемость и неделимость, а также связью с государством и волей людей, объединенных в него.

Замечание 5

Важно отметить, что любое государство, каким бы оно ни было, унитарным или федеративным, имеет один и единственный государственный суверенитет, формирование которого происходит через волю составляющего его народа, то есть населения и граждан, и осуществляется путем механизма соответствующей государственной власти.

Помимо этого, у внутригосударственных образований не государственного суверенитета. Конституцией Российской Федерации провозглашается только «суверенитет Российской Федерации», который «распространяется на всю ее территорию».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:

  • верховенством Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации. Подобные положения содержатся в части 1 статьи 15, в части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации;
  • территориальной целостность и неприкосновенностью границ государства. Положения касаемо данного вопроса рассмотрены в части 3 статьи 4 Конституции российской Федерации;
  • правом защиты собственного суверенитета во внутренних и внешних делах государства. Подобные положения и информация по данному вопросу находится в статье 56, пункте «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • едиными вооруженными силами государства. Ознакомиться с положениями можно в пункте «м» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • единством экономического пространства, единым финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Касаемо данных положений был сформирован пункт «ж» в части 1 статьи 71, а также части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации.
  • исключительным правом на внешнеполитическую и международную договорную деятельность, о чем говорит пункт «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • управлением федеральной государственной собственностью, регулированием важнейшими отраслями народного хозяйства и стратегическими природными ресурсами, что указано в пункте «д» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/vidy-gosudarstvennogo-suvereniteta/

Электронно-библиотечная система

978-5-91768-651-6

В основе данной публикации — доклад В. Е. Чиркина на пленарном заседании международной конференции «Кутафннские чтения», организованной Московским государственным юридическим университетом им. О. Е.

Кутафи-на (МГЮА) и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
Следствием современных процессов межгосударственной интеграции является создание после Второй мировой войны более десяти региональных международных объединений.

Используя логические, формально-юридические, конкретно-социальные, аксиологические методы исследования, автор приходит к выводам, что такие образования не только становятся международными экономико-координационными сообществами, но имеют и политические черты, а в наиболее развитых формах в определенной мере иногда обладают зачатками собственной публичной власти по вопросам, переданным им государствами-членами (ЕС), В таких организациях иногда возникают элементы наднационального права, допускается принуждение со стороны организации к государствам-членам, а иногда складывается незавершенное наднациональное право. Автор предлагает назвать эти объединения государств региональными международно-государственными образованиями. В исследовании рассматриваются и проблемы государственного суверенитета в таких образованиях, рождающие новые вопросы в государство ведении, теории государства и права.
Для специалистов в области государствоведенин, международного и внутригосударственною права, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.

978-5-91768-439-0

В книге на основе сравнительного анализа конституций более 100 государств Европы, Азии. Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании рассматриваются сущность, содержание и формы выражения конституционной терминологии, достоинства и недостатки положений и формулировок различных конституций.

Дается оценка плюсов и минусов формулировок в некоторых статьях Конституции РФ. Содержатся предложения об использовании зарубежного конституционного опыта с учетом особенностей России.

Для преподавателей, студентов и аспирантов, специалистов в области конституционного права, правотворческих и правоприменительных органов, должностных лиц, общественных и политических деятелей.

978-5-91768-891-6

В настоящем исследовании приняли участие специалисты в области международного и зарубежного права, ученые-конституционалисты, представители частноправовых отраслей.

Монография раскрывает закономерности и особенности правового регулирования деятельности некоммерческих организаций на уровне международных и европейских стандартов на примере опыта различных стран, регионов и правовых семей в Европе, в странах общего права, в Азии и Африке.

Значительное внимание уделено российскому законодательству.
Цель исследования — содействие в выборе наиболее рациональных путей развития института некоммерческих организаций в нашей стране.

Для ученых-правоведов, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений, депутатов, представителей государственных и муниципальных органов и широкого круга читателей, заинтересованных в консолидации общественных сил.

978-5-91768-891-6

В настоящем исследовании приняли участие специалисты в области международного и зарубежного права, ученые-конституционалисты, представители частноправовых отраслей.

Монография раскрывает закономерности и особенности правового регулирования деятельности некоммерческих организаций на уровне международных и европейских стандартов на примере опыта различных стран, регионов и правовых семей в Европе, в странах общего права, в Азии и Африке.

Значительное внимание уделено российскому законодательству.
Цель исследования — содействие в выборе наиболее рациональных путей развития института некоммерческих организаций в нашей стране.

Для ученых-правоведов, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений, депутатов, представителей государственных и муниципальных органов и широкого круга читателей, заинтересованных в консолидации общественных сил.

978-5-91768-453-6

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-91768-618-9

Учебник для магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция» подготовлен в соответствии с Федеральным стандартом 2010 г.

Учебник представляет собой курс современного сравнительного правоведения с глубоким анализом законодательства и практики его применения в зарубежных странах и Российской Федерации.

В сравнительном плане рассматриваются вопросы методологии, теории и методики сравнительного правоведения, основные правовые системы и правовые семьи современности, исторические религиозно-правовые системы и их остаточные влияния.

Анализируются особенности правового регулирования правовых систем и семей по двенадцати крупным комплексам общественных отношений.
Рекомендуется не только студентам магистратуры, но и аспирантам, преподавателям юридических и экономических вузов и факультетов, законодателям.

978-5-468-00082-3

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Источник: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=562fd8d0-efa9-11e3-9244-90b11c31de4c

Ссылка на основную публикацию