Рассмотрим форму государственного устройства в России, закрепленную в Конституции Российской Федерации.
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру. В ее рамках складывается система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями.
С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы – унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государственных объединений. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.
Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (области, районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство.
Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.
Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Следует сказать, что, объединяясь, государства необязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е.
международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е.
государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.
В мире в настоящее время существует много федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.
Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем.
Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию.
Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.
В 1993 году в состав Российской Федерации входило 89 субъектов. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов в состав Российской Федерации входит 83 территориальные единицы.
Так, Забайкальский край объединил Читинскую область и Агинский Бурятский округ, Камчатский край – Камчатскую область и Корякский автономный округ, Красноярский край – Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Пермский край – Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Иркутская область – Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Российская Федерация – государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).
Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, если сравнительно небольшие территории – Калининградская область и Республика Адыгея занимают 15,1 и 7,6 тыс. кв.
км соответственно, то Республика Саха (Якутия) – 3 млн 102 тыс. кв. км, Красноярский край – 2 млн 401 тыс. кв. км. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Республика Саха (Якутия) почти равна Индии и в два раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. кв.
км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии.
Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации – города федерального значения Москва (более 10 млн чел.) и Санкт-Петербург (более 5 млн чел.), а также Московская область (почти 7 млн чел.
) и Краснодарский край (более 5 млн чел.) – входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва – 307 тыс. чел., Республика Калмыкия – 328 тыс. чел.
, Камчатская область – 473 тыс. чел.
Субъекты Федерации отличаются и по ряду других признаков – уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции Российской Федерации, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
В настоящее время республики, автономную область неавтономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами.
Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.
4 ст. 5 Конституции).
Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России.
Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.
Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.
Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом.
Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам – важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами».
Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других.
В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.
Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации.
Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5) относятся:
- – государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти;
- – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- – равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
- – равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
- С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации – это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Источник: https://voen-pravo.ru/q28/
Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России)
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий
-
- форму правления,
- форму государственного устройства и
- политический (государственный) режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
По форме правления Россия
-
- смешанная (полупрезидентская) республика.
Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
-
- выборность власти;
- ограниченность срока полномочий власти;
- зависимость от избирателей.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
По форме государственного устройства Россия
-
- федерация — сложное союзное государство.
Части союзного государства являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; федерация построена по национально-территориальному принципу.
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Политический режим России
-
- современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом олигархического типа, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
В России присутствуют признаки авторитаризма:
-
- правящей группой создана социально-политическая система, основанная на подчинении государству (его лидерам);
- культивируется социальная установка личности на то, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Кроме того, явно выражены признаки олигархии — политического режима, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи — члены олигархии, либо сами являются членами правительства, либо оказывают решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах.
Несмотря на наличие таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п., необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.
Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения, позиционирующие себя как оппозиционные, на деле занимают прокремлевскую позицию.
Институт импичмента осуществить реально практически невозможно — слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
Что касается гласности, то сейчас средства массовой информации оказались под контролем олигархов, что практически исключает их независимость.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/forma-rossiyskogo-gosudarstva-obschaya-charakteristika-gosudarstvennogo-stroya-v-sovremennoy-rossii
Государственное устройство современного Российского государства
Федерация в России возникла после Великой Октябрьской социалистической революции.
Принятая 25 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала Российскую республику как свободный союз свободных наций, как федерацию советских национальных республик. Фактически в момент провозглашения федерации в России не было национальных республик.
Они, а также другие субъекты федерации, появились позже, начиная с 1919 г. Кроме того, субъекты федерации создавались не только в форме национальных республик, но и в других формах: национальные округа, автономные области, трудовые коммуны. Национально-территориальный принцип требовал создания субъекта федерации на территории компактного проживания тех или иных наций и народов.
Этот принцип дополнялся принципом экономической самостоятельности территории.
В РСФСР входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета Министров РСФСР.
РСФСР не имела многих признаков федерации в отношении большей части территории и населения. Федерализм распространялся только на автономные образования, а в остальном Россия была организована как унитарное государство.
С началом перестройки и провозглашения суверенитета 12 июня 1990 г. в России начал возрождаться федерализм.
Это проявилось в том, что:
- а) произошло перераспределение компетенции между федерацией и ее субъектами в пользу последних;
- б) края и области получили статус субъектов федерации и связанную с ним самостоятельность. Тем самым национально-территориальный принцип федерации дополнился территориальным принципом;
- в) система органов государственной власти стала отражать федеративное устройство России (образование двухпалатного Верховного Совета РСФСР, создание законодательных органов в бывших автономных областях, которые, кроме одной, преобразовались в республики, создание Конституционного Суда РФ и т. д.).
В это же время получили проявления центробежные тенденции, а именно:
- а) республики в составе России провозгласили наличие государственного суверенитета. Договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ юридически признали наличие у республик государственного суверенитета. В результате возникла проблема определения содержания этого суверенитета и соотношения его с государственным суверенитетом России;
- б) эти договоры были наделены большой юридической силой и были включены в текст Конституции страны;
- в) договор от 31 марта 1992 г. изменил природу федерации, которая из конституционной превратилась в договорно-конституционную.
Данный договор не носил изначально и не приобрел в результате его практического осуществления учредительного характера и не является договором об образовании государства.
Строго говоря, это не федеративный договор, а договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, главная цель которого заключалась в рационализации государственной власти путем ее децентрализации.
- 1) признание в качестве субъектов федерации не только национально-государственных и национально-территориальных образований, но и административно-территориальных единиц высшего звена;
- 2) равенство правового статуса субъектов Российской Федерации — национальных и территориальных;
- 3) наличие общефедерального масштаба прав человека и признание равенства прав и свобод независимо от этнической, конфессиональной или иной принадлежности граждан на всей территории Российской Федерации;
- 4) единство экономического, политического и конституционно-правового пространства России;
- 5) состояние единства и целостности федеративного государства с максимальной самостоятельностью его субъектов.
- 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ принял постановление, в котором одобрил Федеративный договор и включил его в Конституцию РФ.
Законом от 25 декабря 1991 г., принятым Верховным Советом РСФСР, было изменено наименование государства, что нашло конституционное закрепление. 21 апреля 1992 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) получила новое, двоякое наименование: «Российская Федерация», «Россия».
Согласно Конституции 1993 г., Россия — федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:
- — территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;
- — наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;
- — в России две параллельных системы — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;
- — субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;
- — существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.
Как федерация, Россия строится на следующих принципах:
- 1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:
- — отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;
- — единым и равным гражданством (ч.1 ст.6);
- — обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями (ч.2 ст.6);
- — верховенством Конституции РФ на территории России (ч.2 ст.4);
- — распространением суверенитета РФ на всю ее территорию (ч.1 ст.4);
- — единым на всей территории государственным языком (ч.1 ст.68);
- — единой государственной символикой (ст.70);
- — наличием единой денежной единицы — рубля (ч.1 ст.75).
- 2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России — Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.
Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.
- 3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными — края, области, города федерального значения.
- 4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст.11, 71, 72, 73…), предусматривающих предметы:
- 1) исключительного ведения РФ (ст.71);
- 2) совместного ведения (ст.72);
- 3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).
Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).
Источник: https://studwood.ru/511735/pravo/gosudarstvennoe_ustroystvo_sovremennogo_rossiyskogo_gosudarstva
Форма государственного устройства современной России. — Теория государства и права – ответы к экзамену
Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России.
Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.
Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте.
Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.
Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.
Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.
Источник: https://students-library.com/library/read/76300-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva-sovremennoj-rossii
Федеративное устройство российской федерации
Муслумова Нармин Мелик кызыРоссийский государственный социальный университет
Библиографическая ссылка на статью:
Муслумова Н.М.к. Федеративное устройство Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24627 (дата обращения: 26.03.2019).
На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально-экономическая сущность и много другое.
В науке конституционного права, как правило, федерацию рассматривают применительно к многонациональному государству. Для России это было определяющим фактором при выборе формы государственного устройства.[4] Но, конечно же, «федерация» как форма государственного устройства не всегда связывается с многонациональностью.
В данный период времени для России проблемы государственного устройства приобретают особую актуальность.
Российская Федерация по своему устройству является суверенным, единым государством, которое состоят из субъектов равных между собой. К ним относятся: области, автономные области, края, республики, города федерального значения, автономные округа. Федеративное устройство России закреплено Конституцией РФ.
В.Е.Чиркин давал такое определение федерации: «Союзная-государственная-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти(управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами(субъектами) при верховенстве федерации»[5].
То есть, федерация это такая форма государственного устройства, при которой самостоятельные субъекты объединены в одно целое и имеют два уровня управления(центральное и региональное).
Стоит отметить, что Россия не была создана путем объединения отдельных государств, а была провозглашена федерацией.
В соответствии с Конституцией нашей страны статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.[3, Ст.66]
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на следующих принципах.
1)Государственная целостность России.
Российская Федерация является целостным суверенном государством. Обеспечивается ее целостность и неприкосновенность территории. На президента Российской Федерации возложена обязанность по охране суверенитета нашей страны, ее государственной целостности и независимости. У субъектов отсутствует права одностороннего выхода из состава Федерации.
Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории. Также существования единой денежной единицы-рубля, единого языка.
При этом, необходимо отметить, что на территории России запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов, а также других препятствий, которые могут помешать свободному перемещению товаров и финансовых средств.
2)Единство системы государственной власти.
Россия является демократическим государством, из чего следует, что единственным источником власти в нашей стране является ее многонациональный народ. Государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России.[4]
3)Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Оно осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.[6, с.258] Предметы ведения и полномочия разделены на те, которые относятся только к Федерации и на те, которые относятся к совместному ведению Федерации и субъектов.
4)Равноправия и самоопределение народов России.
Данный принцип является одним из основополагающих принципов федеративного устройства России, где проживают свыше 190 народов. Всем народам гарантируется право на сохранение их языка, его развитие и изучение. Государственным языком на территории Российской Федерации является русский язык, однако республики имеют право на установление своих государственных языков.
Также этот принцип проявляется в том, что каждый народ имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности. Наша страна гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности и языка.
Также Российская Федерация, опираясь на международно-правовые нормы, защищает наиболее уязвимые народы, которые являются малочисленными.[2]
Хочется подчеркнуть и равноправие субъектов Российской Федерации. Все они взаимодействуют с федеральными органами и обладают равными правами. Это обеспечивается равным представительством в Совете Федераций Федерального Собрания РФ.
Конечно же, все субъекты отличаются друг от друга по характеристикам. Они могут различаться по экономическому потенциалу, по численности населения, по географическому местоположению, уровню культуры и другим признакам.
Но в юридическом понимании они находятся в абсолютно равном положении.
Подводя итоги, можно сказать, что федерация- это такое государство, которое имеет многоуровневую территориальную структуру и объединяет несколько государственных образований в рамках одного государства.
Федеративное устройство современной России появилось не с нуля, оно не было теоретически и практически обоснованной моделью организации нового государства, а являлось больше как наследие федеративной системы советского периода. Стоит отметить, что Российская Федерация является конституционной, а не договорной Федерацией.
Государственно-правовые механизмы разграничения полномочий и гарантии обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации базируются на конституционных положениях о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории Федерации (ч. 1 ст.
15 Конституции РФ) и о верховенстве на всей территории страны федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения (ч. ч. 1 и 3 ст. 76 Конституции РФ).[10]
Библиографический список
Источник: http://human.snauka.ru/2017/12/24627
Законодательство Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В составе российской федерации находятся субъекты российской федерации:
- Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
- Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
- Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
- Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
- Еврейская автономная область;
- Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ведении российской федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право;
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
- федеральная государственная служба.
В совместном ведении российской федерации и субъектов российской федерации находятся:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Источник: http://www.ru.spinform.ru/stroi.html