Гештальт психология — справочник студента

Новинки нашего издательства

  • Гештальт психология - Справочник студента «Практическая неврозология»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Эмоциональная зависимость: от диагностики к стратегиям преодоления»

Об издательстве

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Издание методических рекомендаций для студентов, обучающихся гештальт-терапии, впервые состоялось в 2008 году и с этого момента центр практической психологии «Гештальт-подход» занимается издательством специализированной литературы для психологов и психотерапевтов. 

Мы переводим интересные работы современных психотерапевтов, издаем книги отечественных специалистов-практиков.

Нами были переведены два уникальных издания Питера Филиппсона, преподавателя и супервизора Британского Института гештальт-терапии и тренинга, основателя Манчестерского гештальт-центра и бывшего Президента Ассоциации продвижения гештальт-терапии — «Self в отношениях» и «Эмерджентное Self».

 Немаловажной была работа над переводом книги Дэниела Стерна, американского психиатра, исследователя в области гештальттерапии и современного психоанализа, специализировавшегося на теориях детского развития — «Момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни». 

Нашими специалистами были разработаны и подготовлены содержательные методические рекомендации для студентов по направлениям «Терапевтические отношения», «Кризисы и травмы», «Групповая психотерапия», «Клинический подход в гештальт-терапии», «Техники гештальт-терапии». Книги издательства представлены во всех крупных книжных розничных и интернет-магазинах, а так же доступны для заказа на нашем сайте и в офисе центра практической психологии «Гештальт подход».

  • Гештальт психология - Справочник студента «Практическая неврозология»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Эмоциональная зависимость: от диагностики к стратегиям преодоления»
  • Гештальт психология - Справочник студента «О добрых и недобрых лицах, о любви и границах»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Техники современной гештальт-терапии»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Частная практика»
  • Гештальт психология - Справочник студента «Лечение пограничных расстройств»
  • «Групповая психотерапия»
  • «Обратная сторона луны: концепция имплицитного знания» Часть 2
  • «Обратная сторона луны: концепция имплицитного знания» Часть 1
  • «Терапевтические отношения: формирование терапевтического мышления. Между противоречием и парадоксом.»
  • «Терапевтические отношения: формирование терапевтического мышления. Сущность психотерапии. Основные психотерапевтические концепции ХХ века.»
  • «Гештальт-терапия в клинической практике. Работа с тяжелыми расстройствами личности»
  • «Кризисы и травмы»
  • «Self в отношениях»
  • «Эмерджентное Self. Экзистенциальный гештальт-подход»
  • Москва Генеральный директор и учредитель «Консультационно-тренингового центра Гештальт-Анализа», аккредитованный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии (EAGT).Москва

Записаться на консультацию

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Выбор инновационной стратегии поведения организации - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • Москва Кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт подход), вице-президент АРГИ (Ассоциация русскоязычных Гештальт институтов)

    Москва

    Записаться на консультацию

  • Санкт-Петербург

    Кандидат медицинских наук, Член Координационного Совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, сопредседатель Совета Супервизоров, руководитель секции гештальт-терапии Российской…

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации, психолог, аккредитованный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии (EAGT).

    Москва

    Записаться на консультацию

  • Москва

    Психиатр высшей квалификационной категории, психотерапевт, гештальт-терапевт, токсиколог (Центр острых отравлений для психических больных НИИ скорой помощи им. Склифосовского), действительный…

    Записаться на консультацию

  • Москва Семейный и клинический психолог, аккредитованный гештальт-терапевт, супервизор и ассоциированный тренер авторской программы «Московский Гештальт Институт»

    Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход»,…

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход», действительный член Российской Психотерапевтической

    Ассоциации,…

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход», действительный член Российской Психотерапевтической

    Ассоциации.

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог-консультант, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход», действительный член Российской…

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Хабаровск

    Сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор и преподаватель гештальт-терапии, аккредитованный член Общества практикующих психологов «Гештальт подход». Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог.

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход», арт — терапевт, член российской арт-терапевтической…

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, гештальт-терапевт, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход», действительный член Российской…

    Записаться на консультацию

  • Киев Психолог, кандидат психологических наук, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих

    психологов «Гештальт-Подход»,…

    Записаться на консультацию

  • Москва Кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, аккредитованный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт»

    Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход», действительный…

    Записаться на консультацию

  • Киев Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход», арт — терапевт, член российской арт-терапевтической…

    Записаться на консультацию

  • Москва

    Психолог, аккредитованный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Симферополь Врач-психотерапевт, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Симферополь Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт программы Крымского центра гештальт-терапии.

    Записаться на консультацию

  • Москва

    Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Киев

    Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, действительный тренер ВОПП ГП

    Записаться на консультацию

  • Ростов-на-Дону Аккредитованный гештальт-терапевт авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Одесса

    Врач-психиатр, медицинский психолог, ассоциированный тренер ВОППГП, аккредитованный супервизор EAGT

    Записаться на консультацию

  • Симферополь Психолог, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход».

    Записаться на консультацию

  • Киев

    Психолог, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор  авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход», ассоциированный тренер Всеукраинского…

    Записаться на консультацию

  • Киев

    Психолог, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход»

    Записаться на консультацию

  • Донецк

    Психолог, ассоциированный гештальт-терапевт, супервизор, тренер авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход»

    Записаться на консультацию

  • Москва Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор авторской программы «Московский Гештальт Институт» Общества практикующих психологов

    «Гештальт-Подход»

    Записаться на консультацию

  • Москва

    Психолог, гештальт-терапевт, НЛП-Мастер, коуч, консультант по социальной панораме

    Записаться на консультацию

  • Источник: https://gestalting.ru/avtoryi/

    ТОП-15 книг по гештальт терапии

    Гештальт психология - Справочник студента
    Со страниц этой необычной книги перед читателем предстает образ автора, история его исканий, духовного роста, философских размышлений. Здесь же содержатся интересные научные наблюдения и выводы, представляющие большой интерес для всех, кто интересуется современной психологией.

    Внутри и вне помойного ведра pdf

    2. Позиция слушателя-терапевта

    Джон Энрайт

    • Гештальт психология - Справочник студента
    • Джон Энрайт — Позиция слушателя-терапевта (doc)
    • Содержание книги:
      Введение
      Позиция терапевтического слушания
      Позиция слушателя-терапевта — суть терапевтической теории
      Обучение в практике и знание дает практическое, «организмическое»
      Нулевая позиция
      Позиция вовлечения или восприятия интенсивности (позиция 1)
      Позиция «оригинальности» (позиция 2)
      Отражающее слушание (позиция 3)
      Сознательное слушание (позиция 4)
      Позиция ответственности (позиция 5)
      Позиция раскрытия (позиция 6)
      Экзистенциальная позиция (позиция 7)
      Позиция совершенствования (позиция 8)
      Вспомогательные позиции
    • Послесловие

    3. Гештальттерапия

    Жан-Мари Робин

    В краткой по объему, но насыщенной по содержанию книге, в доступной форме излагаются теоретические и практические основы гештальт-подхода, описаны стандарты подготовки гештальт-терапевтов.

    Робин Гештальттерапия doc

    4. Путешествие в гештальт. Теория и практика

    Наталья Лебедева, Елена Иванова

    Гештальт психология - Справочник студента

    Первый российский учебник по гештальт-терапии, где подробно освещены теоретические и методические основы этого направления (а также связь гештальт-терапии с психоанализом, экзистенциальной психологией, восточными духовными практиками и др.), процесс гештальт-терапии (с множеством примеров из практики), особенности терапевтических отношений.

    Путешествие в гештальт (pdf)

    5. Гештальт-терапия в клинической практике. От психопатологии к эстетике контакта

    1. Эта книга революционна в своем рассмотрении психопатологии в контексте отношений, и она предлагает специфически сформулированный гештальт-терапевтический взгляд на понимание психопатологии.

    2. Она рассматривает психопатологию как совместно созданный феномен поля, который возникает на границе контакта и может быть преобразован в процессе контакта.

    3. Это заслуживающая внимания попытка распространить основные положения теории гештальт-терапии о жизнедеятельности человека на понимание серьезно нарушенных клиентов и психотического функционирования, личностных, психосоматических, пищевых, сексуальных и других расстройств.    Купить в бумажном виде

    6. Быть в присутствии другого

    Жан-Мари Робин

    Жан-Мари Робин — клинический психолог, гештальт-терапевт, один из создателей Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. В разное время был президентом ЕАГТ, директором Французского Гештальт Института, редактором и издателем французского журнала «Гештальт» и «Гештальт-тетради».

    Быть в присутствии другого Робин doc

    7. Now for next. Настоящее для будущего

    Спаниоло Лобб М

    Гештальт психология - Справочник студента

    8. Гештальт, ведущий к просветлению

    Энрайт Джон

    Гештальт психология - Справочник студента

    Гештальт, ведущий к просветлению doc

    9. Гештальт -теория развития

    Маргерита Спаньоло-Лобб

    • Скачать книгу
    • Margherita Spagnuolo Lobb
    • Geshtalt-teoria_razvitia_Margarita_Spaniolo-Lo doc

    10. Гештальт терапия контакта

    Гингер С., Гингер А

    1. В книге прослежены история Гештальт-подхода, его основные принципы, техники, разновидности и главные области его применения; все это проиллюстрировано многочисленными примерами из практики авторов этой книги.

    2. Гештальт терапия контакта doc
    3. ОГЛАВЛЕНИЕ

    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТА
    Глава 1. Генеалогическое древо Гештальта.
    Корни Гештальта: феноменология, экзистенциализм, Гештальт-психология
    Глава 2. Фриц Перлз — отец Гештальта
    Глава 3. Гештальт и психоанализ
    Глава 4.

    Восточная родня
    Глава 5. Гуманистическая психология и Гештальт
    Глава 6. Системный подход и Гештальт. Пентаграмма Гингера
    МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТА
    Глава 7. Теория self
    Глава 8. Терапевтические отношения в Гештальте. Перенос и контрперенос .140 Глава 9. Тело и эмоции в Гештальте
    Глава 10.

    Мозг и Гештальт
    Глава 11. Гештальт и работа воображения: управляемые фантазии, сновидения, креативность.

    Глава 12. Развитие Гештальта: история и география. Современные области применения

    11. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма

    Гордон Уилер

    Книга  Гордона Уилера посвящена философско-мировоззренческим основаниям психотерапии, бросая вызов западной традиции индивидуализма.

    Автор обосновывает интерсубъектную, межличностную природу человека и его опыта, опираясь как на современную философию, связывая гештальттерапию с социальным конструкционизмом и деконструктивизмом, так и на свой терапевтический опыт, который он обильно использует для иллюстраций.

    С этих позиций в книге подробно рассмотрены многие практические вопросы, касающиеся психологических проблем, а также здоровья, этики, политики и духовности.

    Читайте также:  Психоаналитическая теория з. фрейда - справочник студента

    12. Эго, голод и агрессия

    Фредерик Перлз

    Впервые переведенная на русский язык главная теоретическая книга Ф.Перлза — выдающегося психолога и психотерапевта, создателя гештальттерапии.
    Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся глубинными механизмами человеческого поведения.

    Перлз Фредерик. Эго, голод и агрессия rtf

    13. Теория гештальт-терапии

    Фредерик Перлз

    В работе «Теория гештальт-терапии» Перлз и его соавторы впервые наиболее полно и систематизировано изложили основы своей теории, которая стала революционной для своего времени и не потеряла актуальности и в наши дни.

    Теория гештальт терапии Перлз pdf

    14. Self в отношениях

    Питер Филипсон

    Гештальт психология - Справочник студентаВ книге представлен взгляд автора на теорию гештальттерапии в связи с основными классическими философскими и психотерапев­тическими направлениями. Понятие «эмерджентности», введенное автором, позволяет по-новому взглянуть на работу гештальттера-певта.

    В основу реляционной концепции Self заложена идея, что чело­век, при взаимодействии с окружающей средой может образовывать более одного Self, каждое из которых проявляется особым образом вследствие различных взаимодействий.

    Теоретические рассуждения в книге иллюстрированы примера­ми реальной психотерапевтической работы, подробными описани­ями сессий, а также последующими размышлениями автора, что помогает проживать и понимать общие идеи.

    15. Психотерапия как путь формирования и трансформации реальности

    Погодин Игорь

    Гештальт психология - Справочник студентаВ книге рассматриваются философские и естественнонаучные основания психотерапии переживанием. В частности, речь идет о концепции первичного опыта.

    Автор предпринимает довольно глубокий экскурс в философию, а также в базовые основания квантовой физики. В книге также довольно подробно излагается сущность теории поля, которая лежит в основе психотерапии переживанием.

    Источник: http://www.zagorskaya.info/top15-knig-geshtalt/

    Гештальтпсихология. Второе высшее образование по психологии

    Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века.

    Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг – Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия – это направление, практикуемое во всем мире.

    Фундамент гештальттерапии – это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно.

    Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога.

    Цель клиентов – прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

    Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии.

    Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти.

    Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

    Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает.

    Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл.

    Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

    Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

    • Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.
    • Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.
    • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    ТЕМА 1. Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

    ТЕМА 2. История появления гештальт-терапии в России.

    ТЕМА 3. Гештальт-терапия (ГТ) — одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ — направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

    ТЕМА 4. Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки — отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа.

    Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник.

    Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм — среда).

    ТЕМА 5. Психоанализ — как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.

    Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.

    Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.

    Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

    ТЕМА 6. Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

    ТЕМА 7. Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» — ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

    ТЕМА 8. Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

    ТЕМА 9. Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

    ТЕМА 10. Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

    ТЕМА 11. Понятие границы контакта. Граница контакта — функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

    ТЕМА 12. Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

    ТЕМА 13. «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

    ТЕМА 14. Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания — основной фактор, препятствующий психологическому росту.

    ТЕМА 15. Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

    ТЕМА 16. Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов — это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

    ТЕМА 17. Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona.

    Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self».

    Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

    ТЕМА 18. Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

    ТЕМА 19. Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

    ТЕМА 20. Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

    ТЕМА 21. Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

    ТЕМА 22. Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

    ТЕМА 23. Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.

    Источник: http://psy-master.rudn.ru/page/geshtaltpsikhologiya

    Книги по гештальт-терапии – библиотека психолога

    Рейтинг:   / 23

    Гештальт-терапия – гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Основные идеи гештальт-терапии были разработаны Ф.  Перлзом, его женой Л. Перлз и П. Гудменом.  

    Узнайте больше о том, что такое психотерапия, к которой относится в том числе и гештальт – здесь. Больше литературы по ссылке.

    Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра» Скачать
    Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии» Скачать
    Перлз Ф. «Гештальт-семинары» Скачать
    Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания» Скачать
    Перлз Ф. «Практикум по гештальт-терапии» Скачать
    Перлз Ф. «Теория гештальт-терапии» Скачать
    Перлз Ф. «Эго, голод и агрессия» Скачать
    Аралова М.П. «Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века» Скачать
    Бейссер А. «Парадоксальная теория изменений» Скачать
    Булюбаш И. «Краткий курс гештальт-терапии. Практическое руководство» Скачать
    Булюбаш И. «Основы супервизии в гештальт-терапии» Скачать
    Гингер С., Гингер А. «Гештальт — терапия контакта» Скачать
    Гингер С., Гингер А. «Практическое пособие для психотерапевтов» Скачать
    Гингер С. «Отдельные техники гештальта» Скачать
    Гингер С. «Международный гештальт-лексикон» Скачать
    Гингер С. «Гештальт. Искусство контакта» Скачать
    Зинкер Д. «В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями» Скачать
    Моховиков А.Н. «Кризисы и травмы». Методические материалы Московского Гештальт Института Скачать
    Моховиков А.Н. «Психическая боль природа, диагностика и принципы гештальт-терапии» Скачать
    Наранхо К. «Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма» Скачать
    Польстер И., Польстер М. «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики» Скачать
    Польстер И. «Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности» Скачать
    Польстер И. Польстер М. «Сопротивление в гештальт-терапии» Скачать
    Харин С. «Гештальт» Скачать
    Харин С. «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт» Скачать
    Энрайт Д. «Гештальт ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара» Скачать
    Энрайт Д. «Краткое введение в гештальт-терапию» Скачать

    Источник: http://psiholog-dnepr.com.ua/view-and-read/knigi-po-geshtalt-terapii

    Психотерапия. Учебник для ВУЗов

    . . .

    Теоретическими истоками гештальт-терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт-терапевтической концепции просто не существует.

    Сам Перлз относился к философии и научным теориям очень скептически. Основатель гештальт-терапии не имел классического гуманитарного образования, а его увлечения, в том числе и буддизмом, были недолгими и не слишком глубокими. Сталкиваясь с необходимостью признания и следования авторитетам, Перлз быстро охладевал к изучаемому направлению.

    Так, у мастера дзэн-буддизма он учился около двух месяцев, и одним из разочарований в буддизме стала необходимость «взывать и кланяться перед статуей Будды», что Перлз расценил как материализацию божества.

    Неудивительно, ведь, пожалуй, основной проблемой, разрешаемой в гештальт-терапии, является потеря личностью индивидуальности, подлинности из-за давления со стороны авторитетов, социальных догм и стандартов.

    Перлз ввел в свою теорию термин, взятый из гештальт-психологии и давший название всему психотерапевтическому направлению — гештальт. Это понятие, относящееся к законам восприятия и обозначающее целостность и структурность, переносится на мотивационную сферу человека.

    Возникновение и удовлетворение потребности рассматривается как процесс возникновения и завершения гештальта.

    Каждая потребность стремится к своему удовлетворению-завершению, и если этого не происходит, нарушается весь процесс образования новых потребностей, так как неудовлетворенная потребность или незавершенный гештальт забирает энергию у организма, снова и снова пытаясь быть завершенным.

    Так, ребенок, недополучивший признания и похвалы от родителей, в своей взрослой жизни будет компульсивно совершать действия, направленные на получение признания (участвовать в конкурсах, добиваться высокого социального статуса и т. п.). При этом все другие потребности, например в теплых отношениях с людьми, творческом самоопределении, будут блокированы, так как неудовлетворенная потребность будет забирать всю энергию человека.

    Кроме термина «гештальт» из гештальт-психологии было взято и представление об организме/поле окружающей среды. Психологические явления существуют только на границе контакта человека и окружающей его среды.

    Только из внешней среды человек может получить удовлетворение собственных физиологических и духовных потребностей.

    При взаимодействии с полем окружающей среды организм осуществляет цикл контакта, включающий в себя следующие стадии: предконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт.

    На стадии предконтакта возникает потребность, на стадии контакта организм выбирает из среды объект, который может удовлетворить потребность, во время финального контакта исчезает граница между объектом и субъектом. В постконтакте организм отделяется от среды, ассимилирует приобретенный опыт, и, таким образом, цикл контакта завершается.

    Читайте также:  Педагогические учебные заведения - справочник студента

    Представление о границе контакта определяет специфику взаимоотношений терапевта и клиента в гештальт-терапии. Здесь их встреча — это не встреча всезнающего и великого гуру с неопытным учеником, это экзистенциальная встреча двух людей.

    В связи с этим особое значение имеет то, что каждая из личностей выносит на границу контакта. Личность психотерапевта, его спонтанные реакции и действия становятся важнейшим элементом терапии.

    В гештальт-терапии терапевт имеет право говорить о своих чувствах, выносить на границу контакта любые эмоции, возникающие при взаимодействии с клиентом, более того, его чувства становятся одним из инструментов терапии.

    То, что происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом, имеет особую важность еще и потому, что неотреагированные эмоции, неразрешенные конфликты не остаются в прошлом, а живут в психике клиента «здесь и сейчас» в виде незавершенных гештальтов.

    Незавершенные ситуации повторяются и стремятся к завершению во всех «здесь и сейчас» ситуациях пациента, а следовательно, и в актуальной терапевтической ситуации.

    Например, человек, болезненно стремящийся к самоутверждению, будет пытаться доказать собственную значимость и на сеансе психотерапии.

    В таком случае ответная реакция терапевта на попытку манипуляции может помочь клиенту обратить внимание на то, какая потребность требует своего удовлетворения и что именно он выносит на границу контакта с окружающими его людьми, в том числе и с терапевтом.

    Основной акцент гештальт-терапевтического процесса смещен на диалог клиента и терапевта, на происходящее «здесь и сейчас».

    Соглашаясь с психоаналитическими представлениями о том, что корни проблем пациента находятся в прошлом, в его детстве, основатель гештальт-терапии не считал необходимой интеллектуальную реконструкцию детской проблемы. Эта проблема живет в настоящем клиента, поэтому доступ к ней может произойти «здесь и сейчас».

    Например, если клиентка сообщает о том, что в детстве у нее были сложные отношения с бабушкой, которая чрезмерно ограничивала ее свободу, то одним из вариантов работы будет обсуждение этих отношений, рассмотрение биографического материала и т. п.

    , другой же путь, основанный на принципе «здесь и сейчас» и принятый в гештальттерапии, — опереться на то, как эта проблема сказывается на состоянии клиентки в данный момент и проявляется в ее отношениях с терапевтом. Важно не то, что когда-то произошло, а то, как те или иные прошлые переживания сказываются в данный момент.

    В гештальт-терапии нет усредненных критериев психологического здоровья. Человек, достигший аутентичности, обретает свободу выбора и становится лучшим экспертом для собственной личности. Перлз говорит о наличии так называемой мудрости тела, которая способствует поддержанию равновесия-гомеостаза и возникновению все новых и новых потребностей, создающих условия для личностного развития.

    «Мудрость тела» — это идеализированное метафорическое понятие, означающее стремление человека к наилучшему для себя состоянию, к принятию самого правильного решения. Мудрость тела, так же как и понятие самоактуализирующей тенденции, принятое в клиент-центрированной психотерапии К.

    Роджерса, прежде всего выражает уважение и доверие к личности, свойственные гуманистическим направлениям психотерапии.

    Организм существует в динамической смене гомеостатического (равновесного) состояния, когда потребности удовлетворены и организм не нуждается в контакте, и неустойчивого, стремящегося к изменению состояния, когда какая-либо потребность актуализируется и возникает необходимость вступления в контакт с окружающей средой.

    Для поддержания гомеостаза человеку необходимо осуществлять постоянный обмен с окружающей его средой: брать необходимое и отдавать избыточное.

    Чтобы удовлетворить возникающую потребность, ее необходимо осознать, построить четкую фигуру, на которой все остальные, прошлые и будущие, потребности станут фоном, и вынести ее на контактную границу.

    Например, для матери грудного ребенка весь смысл существования связан с уходом за ним, а другие потребности — в отдыхе, профессиональном росте, общении с друзьями и т. п. — уходят в фон.

    Процесс формирования фигуры и фона является динамическим, так как для нормального, полноценного функционирования организма необходима постоянная смена потребностей.

    Так, после того как мать решила все проблемы с ребенком (накормила, постирала, уложила спать), возникает другая потребность, другая фигура — например, общение с мужем.

    Если гештальт не завершен и потребность не удовлетворена, то возникает опасность, что фигура станет ригидной, и в различных неадекватных ситуациях человек будет пытаться удовлетворить одну и ту же потребность.

    Например, человек, переживший обман со стороны близкого друга и не ассимилировавший такой опыт, начинает видеть подвох в любых отношениях с другими людьми. В этом случае фигурой становится человеческая непорядочность, в то время как искренность и бескорыстие окружающих его людей становятся фоном.

    Следующим важнейшим принципом гештальт-терапии служит идея холизма, идея единства психической и телесной жизни человека (body-mind split).

    Проблему дихотомии души и тела Перлз разрешает следующим образом: он говорит, что умственная деятельность человека — это точно такая же деятельность, как и физическая, только происходит она с меньшими затратами энергии.

    Путем перевода активности из физической в умственную организм экономит энергию для того, чтобы использовать ее более рационально и в более подходящих условиях. Например, когда человек гневается, его мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, он готовится напасть на обидчика.

    Однако гнев может перейти в ментальную сферу (в терминологии Перлза — умственную деятельность), и тогда явных физических признаков гнева может и не быть, хотя это чувство сохранится и человек сможет обдумать возможные решения сложившейся ситуации.

    Следовательно, психическая и физическая деятельность являются проявлением одной и той же реальности — человеческого бытия. В психике нет ничего такого, что не имело бы отражения в теле человека. Поэтому работа с телом является одной из важных составляющих гештальт-терапии. Отметим, что сам Перлз проходил личную психотерапию у одной из ярких представительниц телесно-ориентированного направления Иды Рольф.

    Особенность гештальт-терапии состоит еще и в том, что ответственность за результаты терапии лежит не только на терапевте, отвечающем за компетентность и профессионализм выполняемой работы, но и на самом клиенте. Как уже было отмечено, принятие ответственности за свою жизнь, за собственный выбор служит ключевым моментом становления личности в гештальт-терапии.

    Эта идея была заимствована из экзистенциональной философии, провозгласившей самоопределение и осознание одиночества единственным способом бытия в мире.

    На социальном уровне человек может быть вместе с другими людьми — иметь друзей, семью, родных, но на экзистенциальном уровне, перед лицом смерти и бессмысленности он обречен на одиночество, принятие которого является важной задачей, решаемой каждым из нас.

    В заключение необходимо отметить, что, несмотря на большое количество книг по теории гештальт-терапии, в том числе и трудов самого Перлза, основатель этого направления весьма иронично относился к любого рода интеллектуальным словесным построениям, с помощью которых, по его мнению, люди прячутся от реальной жизни. Гештальт-терапия не обладает стройной, логичной теорией, а представляет собой форму практической работы, направленной на психотерапевтические изменения.

    Источник: https://bookap.info/genpsy/burlpsyter/gl42.shtm

    Общая психология

    Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958).

    В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание.

    Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно.

    В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

    Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

    Представители бихевиоризма:

    Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию.

    Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий.

    Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов.

    Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

    Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

    Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной.

    Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал.

    Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

    Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

    Другие течения бихевиоризма:

    Теория связей Торндайка

    Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта.

    Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением.

    Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен.

    Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы.

    Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются.

    Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

    Оперантный бихевиоризм Скиннера

    Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание.

    Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

    Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

    Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции.

    Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

    Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением.

    С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

    Когнитивный бихевиоризм Толмена

    В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.

    е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция.

    Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище.

    Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться.

    Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

    Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14458&chapterid=1441

    Ссылка на основную публикацию