Гендерные различия в творческом мышлении — справочник студента

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Курсовая работа по Психологии:

Задание

Курсовая работа с практической частью

Читать больше

выполнения этой или любой другой работы

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%

от 2 дней

Узнай стоимость

Это не займет и 60 секунд 🙂

Теория по предмету Психология

Стресс, вызванный спецификой работы, называется производственным или профессиональным. Это многомерный феномен, который выражается в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.К причинам профессионального стресса относятся психологические и физические факторы. При этом….

Читать дальше

Мыслительная деятельность человека характеризуется ее взаимосвязью не только с чувственным познанием, наблюдается также связь между мышлением и речью. Именно эта связь обусловила принципиальное различие между психическим развитием человека и животных. Так, мышление животных всегда элементарное, п….

Читать дальше

В завершении пренатального периода (его еще называют эмбриональным или внутриутробным) происходят роды. После родов наступает постнатальный период (послеутробный или постэмбриональный), завершение которого связано с естественной смертью, которая происходит из-за старения животного. Существует нес….

Читать дальше

Особый предмет работы психологов-ученых составляет социально-психологическое вмешательство, которое можно адресовать содержанию такой сферы социально-психологического знания как практическая социальная психология.Практическая социальная психология включает в себя основные виды деятельности психол….

Читать дальше

Лайфхаки по написанию курсовых

Правильно выбранная тема курсовой работы – одна из причин успешной защиты работы. Если грамотно выбрать тему:Как видим, сплошные плюсы. А сейчас расскажем о тонкостях выбора темы.По умолчанию принимаем, что тема должна быть хоть чуточку интересна студенту. Иначе зачем заниматься такой работой?Для…

Читать дальше

Во время учебы студентам приходится выполнять расчетные курсовые, контрольные работы или проекты с расчетной частью. Как правило, данный вид заданий вызывает наибольший страх. А тем, кому особенно страшно, предлагаем посетить со скидками и бонусами.Имейте в виду, что расчетные работы ничуть не сл…

Читать дальше Все лайфхаки по написанию курсовых

Источник: https://Zaochnik.com/zayavki/gendernye-razlichiya-v-tvorcheskom-myshlenii-414616/

Гендерные различия в творческом мышлении

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители! Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Какие существуют гендерные различия в творческом мышлении»? Жду вашего личного мнения экспертов.
 

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабная и многоуровневая, состоит из множества подразделов.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, РАЗЛИЧИЕ, МЫШЛЕНИЕ.    

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. РАЗЛИЧИЕ – это правило, которое делает целое бытия исключением. Различие и непостоянство неразрывно связаны между собой.

МЫШЛЕНИЕ – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира.

 

Так, что же принято понимать под гендерными различиями в творческом мышлении? Стоит в первую очередь отметить, что мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

А что же принято понимать под таким термином, как «творчество»? Понятие «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы. Так, синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность».

Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.

 

Рассмотрим основные выводы, полученные в результате многочисленных исследований. Отметим, что для мужчин характерно понижение креативности в течение жизни по следующим показателям:

— продуктивность,
— оригинальность,
— гибкость.
 

Стоит дополнить, гендерные различия творческого мышления влияют на развитие личности, оно его формирует и своеобразно говоря «корректирует». На этом наш урок может быть окончен. Я думаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и на работе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/gendernye-razlichiya-v-tvorcheskom-myshlenii/

Гендерные различия в творческих способностях детей

Для развития творческих возможностей личности, необходимо  учитывать творческий потенциал учащихся.

В рамках индивидуализации обучения и воспитания и для формирования творческих способностей необходимо учитывать возрастные, индивидуальные закономерности и гендерные различия  в когнитивных процессах и способностях, чтобы методы обучения были эффективными  и учащиеся более комфортно чувствовали себя в процессе обучения.

В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (2001) [4]подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «…

Если не дано нам пожить в этом чужом (мужском или женском) мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, сли хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола», поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи (Е. Весельницкая, 1993; Н. Хамитов, 1995; Этнические…, 1991).[1]

Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев [1] со своими учениками, а позднее в социологии — С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии.

Практически остаётся не исследованной проблема влияния половой принадлежности на развитие индивида, социализацию личности.

Одна из задач гендерного направления заключается в том, чтобы выяснить, в какой мере полоролевые стереотипы справедливы  и, а в какой мере они ошибочны.

Но большинство исследований в изучении творческих способностей имеют  «бесполые» данные (Дж. Гилфорда [2], К. Тейлора, Г. Гру­бер и др.)

Названное противоречие позволило нам остановиться на проблеме выявления гендерных особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте (9лет). Цель исследования состояла в  изучении сущности креативности (творческих способностей) детей младшего школьного возраста в рамках гендерного направления .

Объектом исследования  определены творческие способности мальчиков и девочек  9 лет; предметом исследования —  гендерные различия в креативности (творческих способностях) младших школьников.

Проводя исследование, мы гипотетически сформулировали тезис о существующих особенностях проявления креативности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. 

К сущностной характеристике творчества относятся спонтанность, непроизвольность и поэтому невозможность регуляции со стороны сознания ( в момент творческого акта) не поддается регуляции со стороны сознания.

В основе творчества лежит мотивация, ценности и интеллектуальная активность личности.

Для развития детского творчества более важен сам творческий процесс ребенка, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Для осуществления творчества необходимо творческое мышление – это один из видов мышления, для которого характерно создание субъективно нового продукта и появление  новообразований в ходе самой деятельности.

Творческое мышление основано на воображении и фантазии и  находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Благодаря творческому воображению творческая личность воплощается в настоящем и устремляется в будущее.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, достигают разных творческих успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах в деятельности можно  объяснить ими. Согласно Б. М. Теплову [6], способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но детерминируют легкость и быстроту их приобретения.

А. Маслоу [6] считал, что для того чтобы креативность развивалась как личностное свойство, необходимо влияние среды т.к. среда стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых решений. Т.е креативность, является общей творческой способностью- способностью к преобразованию знаний, которые развиваются в процессе жизнедеятельности.

 В работе В.С.Юркевич[8]»Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» отмечено, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности, является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на её развитие.

Для этого  мы провели исследования творческого потенциала детей ( 9 лет), анализируя  их самооценку и оценку их родителей и учителей, используя набор креативных тестов Ф. Вильямса (САР),а также диагностики креативности Е.П. Торренса [7]и сделали вывод.

А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) [1] изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.

Н. В. Гаврюшкина (2001)[4] изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность

Креативность в группах мальчиков и девочек

(* — значимые различия по f-критерию Стьюдента)

Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.

Н. Е. Кузьмина (1996)[4] изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.

Выше приведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской [4]с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е.

Кузьмина [4]показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатичность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике.

У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

Представленные в таблице результаты позволяют увидеть различия характеристик творческого мышления у девочек и мальчиков нашего исследования, проведённые в МОУ  «СОШ №56» в 2006 году, среди учащихся 3-х классов, обучающихся по программе  ОС « Школа 2000-2100» (См. табл.1)

Читайте также:  Шаги определения стратегии - справочник студента

Среднегрупповые показатели вербальной и невербальной креативности

мальчиков и девочек 3-х классов.

Среднее Стандартное отклонение
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Вильямс 50,98+ 49,02+ 8,72 9,48
51,91+** 49,21+** 7,77 10,04
  1. Невербальная оригинальность
48,22+ 52,56+ 8,04 9,23
  1. Невербальная разработанность
57,03+* 60,42+* 9,33 9,79
50,54+ 53,27+ 9,17 10,23
51,77+* 54,21+* 9,88 7,51
43,67 41,11 10,90 10,70
41,11+ 40,00+ 6,41 8,59
42,12 43,33 8,91 8,25
38,81+* 41,59+* 10,36 9,22
52,33 51,73 6,78 8,48
50,88** 53,29** 5,82 4,60
41,60 45,17 12,84 10,24
Торренс 52,36* 53,20* 2,90 4,15
44,74+ 45,72+ 2,77 3,05
  1. Вербальная оригинальность
55,04+ 55,58+ 4,95 6,04
50,71+ 51,50+ 3,00 3,73

Источник: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/09/11/gendernye-razlichiya-v-tvorcheskikh-sposobnostyakh-detey

Читать

Ирина Сергеевна Клецина

Гендерная психология

Предисловие ко второму изданию

Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности.

Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой.

Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.

Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований.

За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.

Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.

Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане.

Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др.

Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.

В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников.

Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.

Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.

Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.

Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.

В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.

Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.

  • Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.
  • Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.
  • И. Клецина

Раздел I

Введение в гендерную психологию

Глава 1

Что такое гендер

Д. В. Воронцов

Вводные замечания

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [2].

На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.

Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические.

Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [6].

Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.

В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг.

не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями.

Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных.

Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин.

А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в.

вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса.

Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112144&p=101

«Гендерные различия в творческом мышлении»

Курсовая по психологии

Задание:

Необходимо сделать содержание и введение

Читать больше

выполнения этой или любой другой работы

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%

от 2 дней

Узнай стоимость

Это не займет и 60 секунд 🙂

Теория по предмету Психология

Для постановки верного клинико-психологического диагноза, необходимо собрать психологический анамнез, или сведения о пациенте. Составить и систематизировать информацию его можно двумя способами исследований:Такой расспрос считается основой рационально-собранной сводки информации. Зачастую это пом….

Читать дальше

Понятие «современная психология» охватывает целую систему наук, включая фундаментальные и прикладные. Большое количество отраслей можно назвать междисциплинарными, что дает исследователю более широкий спектр методов изучения различных явлений, которые можно рассматривать с точки зрения психологии….

Читать дальше

Принцип развития и его применение связано с принятием генетической позиции на предмет изучения. Психологические теории в этом случае используют представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой стороной рассматриваемой проблемы является существование психического лишь в рамках процесс….

Читать дальше

В юношеском и подростковом возрасте любовь и дружба является одной из важнейших форм деятельности. В большинстве своем содержание дружбы связано с общением, выступающим в качестве условия психологического развития. Множество исследователей, проводящих свои научные изыскания в сфере подросткового ….

Читать дальше

Лайфхаки по написанию курсовых

У каждого студента рано и поздно настает день «Х». И это не свадьба или кризис среднего возраста, как можно было подумать, это защита курсовой или дипломной работы (проекта). Однако этот процесс вызывает немало вопросов и сложностей.А действительно, как же на самом деле выглядит правильная защита…

Читать дальше

Закончили с написанием основной части курсовой? Мы не спешим вас поздравлять. Ведь радость окажется недолгой, когда вы поймете, что придется написать , , и, конечно же, .Да, не удивляйтесь. Рецензию в большинстве случаев вы тоже пишете сами. Преподаватели из-за своей занятости не всегда успевают…

Читать дальше Все лайфхаки по написанию курсовых

Источник: https://Zaochnik-com.ru/zayavki/110698/

Гендерные особенности мышления

  • Министерство 
    образования и науки Российской Федерации
  • ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический 
    университет»
  • Химико-технологический 
    факультет заочно – дистанционного обучения
  • Кафедра психологии труда и инженерной психологии
  • Контрольная работа
  • По 
    дисциплине «Дифференциальная психология»
  • Тема: Гендерные 
    особенности мышления.
  • Выполнила: студентка
  • группы 0303-21

Малюкова Т. И.

  1. Проверил: доцент кафедры
  2. психологии 
    труда и
  3. инженерной 
    психологии

Соколовская Л. Б.

  • Дата__________________
  • Оценка________________
  • Красноярск 2013
  • Содержание
  • Введение
  1. Понятие мышления……………………………………………………….4
  2. Гендерные особенности…………………………………………………..5
  3. Причины различия……………………………………………………….7
  4. Заключение………………………………………………………………..11
  5. Библиографический список………………………………………………12
Читайте также:  Я. а. коменский о классно-урочной системе - справочник студента

Введение

Каждый человек 
уникален и неповторим. Нет на свете 
двух одинаковых камней, а тем более 
людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются 
в глаза — различия между мужчиной и женщиной.

И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д.

В том числе отличается и мышление.

Многие  годы на Западе и в последнее десятилетие 
в России, наряду с традиционными 
подходами к изучению интеллектуального 
развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с 
точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям 
в строении головного мозга у 
представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо 
большее значение, чем на то дают право объективные данные.

Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам.

Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно не велики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Но такой 
познавательный процесс, как мышление и в настоящее время вызывает много противоречий у ученых. Одни пытаются доказать, что мужчины и 
женщины мыслят почти одинаково, другие же наоборот, считают, что они мыслят совершенно по-разному.

И так, для начала разберемся, что же такое мышление.

Мышление — это 
опосредованное и обобщённое отражение 
действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность 
мышления — его опосредованный характер.

То, что человек не может познать 
прямо, непосредственно, он познаёт 
косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.

Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление — высшая ступень 
познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим 
образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется 
на основе их. Переход от ощущения к 
мысли — сложный процесс, который 
состоит прежде всего в выделении 
и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным 
образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются 
перед людьми жизнью. Решение задач 
всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.

Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения.

Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

  1. Гендерные особенности мышления.

Гендер – 
это социально биологическая 
характеристика, с помощью которой 
люди дают определение понятия «мужчина» 
и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». Гендер – это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте.

Мужчина воспринимает логику и целостность, женщина — конкретику и детали. Мужчина мыслит согласно правилам, женщина руководствуется внутренним чувством. Женщина не чувствует себя обязанной следовать формальной логике, ей ближе логика чувств.

Если женщина телом и душой чувствует связь кого-то и чего-то, для нее это самая верная связь. Если у женщины меняется состояние или настроение, отношение к человеку, у нее будет другая логика и другие выводы. На этом строится женская логика.

Мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. Для 
мышления мужчины характерна определенность и нередко излишняя абстрактность, искусственность рамок его мышления, для женщины — размытость, большая конкретность и естественная текучесть. Мужское мышление более напоминает цифровой подход: «Да — нет», женское — аналоговые процессы: нечто одно перетекает в нечто другое.

Для мужчины посмотреть и 
сделать вывод — легко, как: «Взвод, стой! — Раз-два». У женщины мгновенным может быть только впечатление, чтобы 
к чему-то прийти, ей нужно время и об этом поговорить.

Мужчина вначале думает, потом говорит. Женское мышление происходит в процессе говорения. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить.

Женщина думает, когда говорит, процесс говорения является способом ее мышления.

В процессе монолога, а лучше диалога, что-то начинает проясняться, женщина начинает лучше понимать, что она хотела сказать.

Мужчина думает в одиночестве. Это не всегда понятно 
женщине, для которой естественно 
думать вместе с собеседником, вслух. А тут говорили — и он замолчал, женщина на свои слова вдруг не видит ни какой обратной реакции.

Однако это вовсе не значит, что 
он отстранился или вышел из разговора, он просто думает и поэтому молчит. Что делать в этой ситуации женщине? Расслабиться и подождать.

Если все-таки ей очень надо пообщаться, то подойти к мужчине и сказать, что я сейчас буду просто говорить, меня надо просто слушать, не давая никаких советов. Я буду просто рядом сидеть и разговаривать. Если это так сказать мужчинам, они это понимают.

Эволюционные 
биологи считают, что, по крайней 
мере, доля ответственности лежит 
на специфических женских и мужских гормонах. Хорошо известно, как гормоны влияют на развитие женского и мужского организмов, на формирование плода, а также на уровень агрессии и другие особенности поведения. Ученые давно предполагали, что гормоны модулируют экспрессию генов в мозге.

Но лишь недавно стало понятно, насколько велика эта роль гормонов. Около шести лет назад 16 таких генов было найдены в клетках гипоталамуса. Стало возможным не только идентифицировать эти гены, но и понять, какая особенность поведения каким из них контролируется.

Помимо этого, команда ученых-генетиков из Университета Калифорнии в Сан-Франциско обнаружила ряд генов у мышей, экспрессия которых регулируется тестостероном и эстрогеном. Эти гены могут участвовать в формировании специфического женского и мужского типов поведения.

На лабораторных генномодифицированных мышах было показано, что женские особи теряют интерес к выхаживанию потомства, а мужские (при увеличении уровня тестостерона) становятся значительно более агрессивными.

Еще одной важной особенностью является отличия в строении мозга. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий – по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10-15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.

Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит 
большими пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем 
участке мозга, — говорит доктор Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной Каролины. Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает огни большого мегаполиса.

Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит 
в том, что у женщин толще мозолистое тело – совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет 
эмоционально-интуитивному правому полушарию и рациональному, принимающему только факты, левому лучше «общаться» между собой.

В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро «переключаться» между разными отношениями к миру, в то время как мужчины работают в одном «режиме». Следовательно мыслительные процессы у женщин переключаются быстрее.

У женщин гораздо 
больше связей между полушариями 
мозга, что ведет к более сильной интеграции определенных зон коры. Например, за речь у большинства мужчин отвечает преимущественно одно полушарие — левое.

У женщин речевые зоны одинаково сильно активируются в обоих полушариях.

Эта особенность может проявляться на поведенческом уровне в том, что мужчины лучше способны концентрироваться на одной задаче, а женщины — более интуитивны и предпочитают синтетический, а не аналитический, тип мышления.

Так же имеется 
различие в строения лобных долей мозга, в которых концентрируется само человеческое сознание, мышление, память, сам архив мозга.

В мужских лобных долях мозга за счет их размера, за счет гигантской концентрации в мозговом архиве фактов и событий, процесс мышления отрегулирован на поиск больших макро закономерностей, на обобщение, на анализ и синтез, на выведение общих законов мира и всего того, что мужчина видит, с чем он сталкивается.

Поэтому мужчина, наблюдая мир, тут же обрабатывает картинку в целом, как бы его фрагментирует, четко делит на категории: объективное и субъективное, реальное и вымышленное, возможное и пустые фантазии.

Мозг женщин, напротив, отрегулирован на микроуровень, не на общее, а на частности.

То, что у 
мужчин и женщин мозг и сама система 
мышления отличны друг от друга, вполне нормально и естественно.

Так как мужчина и женщина имеют разное предназначение, они две половинки одного вида, причем Матерью Природой предусмотрено их совместное существование (а не раздельное, как у многих других видов животных), они отрегулированы на выполнение различных функций.

Женщина на любопытство и расширение географии и ареала своего обитания, на путешествия по миру. Мужчина – на охрану своей территории до последнего вздоха. Поэтому женщины всегда с интересом относятся к иностранцам, а мужчины – часто националисты и расисты.

Женщины – гуманисты, мужчины – воинственны. Для женщины важна индивидуальность, мужчины – за унификацию, они могут всем офисом ходить в одних рубашках и совершенно не обращать на это внимание. Мужчина решает крупные задачи, женщина обустраивает локальный быт.

При всех физических отличиях, главные особенности поведения 
мужчин и женщин формируются в 
процессе детского воспитания. Именно так, а не иначе. Человеческий мозг очень 
пластичен. Поэтому женщина в 
принципе может научиться вести 
себя и мыслить, как мужчина, и наоборот.

Только для этого необходимо, чтобы девочка никогда не видела кукол, а с детства играла бы только в войну и собирала конструктор. А мужчина с рождения учился бы только стирать, гладить, варить, делать маникюр и укладку. Так что, при сильном желании перепрограммировать сами себя мы можем. Что и делают современные жесткие бизнес-леди и модельные слезливые юноши уни-секс.

Читайте также:  Анализ функций управления - справочник студента

Однако важно помнить: приобретая, мы всегда что-то теряем. И чем больше приобретаем Чужое, тем больше теряем Свое…

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/gendernye-osobennosti-myshleniya/301231-2660519-place1.html

Структурные составляющие гендерных различий

Гендерные различия и методология их изучения относятся к одному из актуальных и малоразработанных направлений в современной психологии. Основная трудность в исследовании гендерных различий заключается в определении детерминант и иерархии половых индивидных и психологических особенностей в формировании гендерной дифференциации.

На наш взгляд, вполне уместно отнести половые индивидные и психологические особенности к базисным основаниям гендерных различий, а собственно гендерные особенности — к надстроечным, социально-конструктивным свойствам личности. Такая позиция в целом не противоречит постулатам гендерной теории, представленной в работах И.С. Кона, И.С. Клециной, Е.В. Кагана, Е.П.

Ильина, Т.В. Бендас и др.

Современная гендерная теория, по мнению О.А. Ворониной, не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами я мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

Другими словами, гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы исследования, это преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различии на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.

Исследование гендерных характеристик предполагает в идентичности мужчин и женщин и ее составляющих представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегии и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе ее внимания, а прежде всего те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

Гендерный подход в анализе межполовых отношений предполагает акцентирование не только женских проблем, но и проблем мужчин в целях освобождения мужчин и женщин от патриархальной культуры и устаревших стереотипов.

Гендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных — за женщинами, не отражают и не учитывают реалии современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее этих весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Следование этим стереотипам ограничивает возможности их личностного развития.

Женщины не реализуют себя в профессиональной сфере, мужчины испытывают стрессовые состояния из- за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.

Психология гендерных различий более всего связана с дифференциальной психологией. В настоящее время диапазон изучения гендерных различий не столь велик.

Большинство гендерно ориентированных работ направлены на изучение маскулинности- феминности гендерных стереотипов, полоролевых и статусных позиций и гендерной идентичности.

В качестве примера можно привести опыт стереотипизированного и скорректированного изучения представлений (образов) о мужчинах и женщинах у студентов.

Некоторые известные авторы в сфере гендерной психологии (например, Ш. Бен, 2001) относят биологические различия между мужчинами и женщинами к числу ложных представлений.

На наш взгляд, дело не столько в различиях, сколько в их знаке и качестве интерпретации. Ведь хорошо известно, что любое различие свидетельствует о специфике того или иного явления, подчеркивает не столько его слабость, сколько скрытые достоинства.

Например, без- оценочный подход к слабому типу нервной системы позволил Б.М.

Теплову выделить в нем такие качества, как высокая чувствительность, устойчивость к монотипной деятельности и др. Думается, что следование феминистически ориентированной идеологии в гендерных исследованиях может только препятствовать их качественному развитию. Подобное мнение находит созвучие в работах Е.П. Ильина (2002), Т.В. Бендас (2005).

Таблица 7. Образы мужчин и женщин в представлениях студентов (М.Ф. Сафонова, 2003)_

Мужчины
Типичный образ Скорректированный образ (добавленные характеристики)
  • Сильный
  • Мужественный
  • Честолюбивый
  • Любит риск
  • Спортивный
  • Умный
  • Желает иметь определенную позицию
  • Стремящийся к успеху Стойкий Надежный Защитник
  • Активный, энергичный Сильная личность Лидер
  • Решительный
  • Серьезный
  • Компетентный
  1. Понимающий
  2. Заботливый
  3. Не должен быть компетентным во всех областях
  4. Способен к самораскрытию Может выражать нежные чувства, беспокойство, неуверенность в чем-либо Может не стремиться к соперничеству, риску, предпочитать более спокойный образ жизни
  5. Не должен всегда быть лидером
  6. Сочувствующий
  7. Внимательный
Женщины
Типичный образ Скорректированный образ (добавленные характеристики)
  • Женственная
  • Искренняя
  • Сострадательная
  • Заботливая
  • Внимательная
  • Умная
  • Верная
  • Нежная
  • Тактичная
  • Организованная
  • Ответственная
  • Хорошая хозяйка
  • Любит детей
  • Понимающая
  • Профессионал
  1. Активная Решительная Независимая Сильная личность Может быть лидером Стремится к успеху
  2. Не должна быть внимательна к другим в ущерб себе
  3. Может выбрать любую сферу самореализации

В качестве иллюстрации методологической односторонности и критического осмысления ухода от признания биологических различий между мужчинами и женщинами в интерпретации представителей гендерной психологии (Ш. Бен) мы решили в сокращенном виде привести эти ложные представления.

Гендерные различия огромны

По мнению автора, существует три взаимосвязанных причины, обусловливающих то, почему мы считаем, что гендерные различия более значительны, чем они есть на самом деле. Во-первых, наше общество постоянно обращает наше внимание на гендер и провозглашает тысячью различных способов, что мужчины и женщины не похожи друг на друга.

Во-вторых, подчеркивание нашим обществом гендерных особенностей способствует развитию гендерных схем. Подобное когнитивное разделение на категории влияет на информационные процессы, в результате чего мы чаще замечаем, запоминаем и перерабатываем ту информацию, которая согласуется с нашими гендерными ожиданиями.

Тем самым мы склонны замечать и объяснять поведение таким образом, который подкрепляет наши представления о гендерных различиях. В-третьих, большинство социальных ролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения и навыков, нежели мужские роли.

В результате создается впечатление, что оба гендера очень сильно разнятся между собой.

Однако, на самом деле, как полагает Ш. Берн, гендерные различия далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать.

Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества.

Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5—10%.

Исследования гендерных различий в эмоциях, эмпатии, агрессии, альтруизме и способности влиять на других показали, что различия не только малы, но и во многом зависят от гендерных норм, характерных для изучаемой ситуации.

Гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами

Данное представление, по мнению Ш. Берн, относится к одной из фундаментальных ошибок гендерной атрибуции.

Представление, что гендерные различия обусловлены фундаментальными биологическими различиями, не вызывает удивления, если учитывать те сигналы, которые мы получаем из окружающей нас культурной среды.

Это фактор, дополняемый озабоченностью сексуальными отношениями, которая привлекает наше внимание к анато- мическим/биологическим различиям между гендерами, делает биологическую атрибуцию гендерных различий более когнитивно доступной и вероятной.

Социальные данные о гендерных различиях являются для большинства людей менее когнитивно доступными.

В действительности же различия между полами часто обусловлены сексуально сегрегированными социальными ролями и дифференцированной социализацией, а не биологическими причинами.

Мы начинаем социализировать наших детей по-разному с раннего возраста в зависимости от их пола и прививаем мужчинам и женщинам различные ожидания на протяжении всей их жизни.

Тот факт, что гендерные различия в таких сферах, как агрессия, альтруизм, эмоции и эмпатия, зависят от гендерных норм социальной ситуации и что гендерные различия уменьшаются по мере того, как изменяются социальные институты, также указывает на ту большую роль, которую социальные факторы играют в формировании гендерных различий.

Биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям

Хотя и верно, что гендерные роли могут изначально возникать в силу половых различий в физических возможностях и способности женщин кормить младенцев, эти различия не оправдывают то дифференцированное отношение к мужчинам и женщинам, которое имеет место в современном обществе.

Даже те, кто считает, что отдельные гендерные различия вызваны биологическими отличиями между полами, признают, что неверно на основании этого заключать, будто различия неизбежны.

Так, Холперн (Halpem, 1992) замечает, что приписывание половых различии биологическим факторам часто наводит людей на мысль, что различия неизбежны, тогда как в действительности это не означает, что данные различия велики, что их нельзя устранить с помощью обучения или что психосоциальные переменные также не играют определенной_роли.

  • Гендеры разделены, но равны между собой
  • Раздельность гендеров проистекает из связанного с полом разделения обязанностей; представлений, что гендерные различия способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к различной деятельности; различного образа жизни мужчин и женщин, обусловленного гендерными ролями.
  • Гендерно-справедливое общество требует отказа от представления, что традиционное разделение обязанностей между полами является естественным и неизменным (Okin, 1989).
  • Традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества
  • В результате опроса Гэллапа (1993) это представление не подтвердилось. Только 43 % респондентов дали положительный ответ и
  • 47 % — отрицательный ответ на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что для общества, как правило, лучше, если мужчина работает вне дома, а женщина заботится о доме и семье?»

Хотя некоторые люди, как отмечает Ш. Берн, и ратуют за сохранение этих ролей, указывая на их полезность («Так было всегда, а значит, это оправданно»), вместе с тем, такие доводы ошибочны и не соответствуют конструктивной динамике гендерных трансформаций.

Обобщая сказанное, можно отметить, что было бы большим упрощением игнорировать наличие биологических и психических различий между полами. В данном случае складывается впечатление, что любое признание межполовых различий равносильно признанию неравенства между мужчинами и женщинами, а следовательно, и утрате женщинами властно-доминирующей направленности.

Наше суждение находит подтверждение в высказывании И. Эйбл- Эйбесфельдта (1982) о том, что отрицать наличие врожденных различий между мужчиной и женщиной очень модно, это отвечает стремлению человека освободиться от всех ограничений, избавиться от своего биологического наследия. Но свобода не достигается путем игнорирования истины.

Источник: https://studref.com/603305/psihologiya/strukturnye_sostavlyayuschie_gendernyh_razlichiy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector