Функции и структура современной образовательной системы — справочник студента

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции Выходные данные сборника:

Жеребятникова Галина Владимировна

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского,

г. Чита

E-mail: galya.zhereb@yandex.ru

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Мин. обр. науки РФ, № 6.2266.2011

Появление категории «образовательное пространство» в государственных законодательных документах и соглашениях, как на международном, так и на российском уровне, нацеливает нас на фундаментальный теоретический анализ данной области педагогических знаний. Задачей данной статьи является современное осмысление понятия «образовательное пространство вуза», описание его основных характеристик, уровней и условий функционирования.

Анализ научно-педагогических работ показал, что в последние годы появилось немало исследований, посвященных различным аспектам образовательного пространства высших учебных заведений, поскольку роль вузов в развитии и функционировании образовательной системы страны чрезвычайно велика. При этом становится все более очевидным, что «повышение качества профессионального образования может быть достигнуто только путем активизации всех факторов образования, охватываемых пространством вуза, их интеграции в гармоничное единство» [5, с. 36].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Классификация электромагнитных волн - справочник студента

Оценим за полчаса!

Образовательное пространство современного вуза исследуется такими российскими учеными, как Э.К. Самерхановой, Л.Л. Редько, А.В. Шумаковой, В.Г. Веселовой, Т.А. Жданко, Н.А. Бочарниковой, А.И. Бондаревской, С.А.

 Бородачевым, И.С. Пономаревой, С.В. Шмачилиной, Л.О. Сулима, Т.А. Ольховой и др. Анализ работ исследователей позволил выявить типы образовательного пространства современного вуза, представленные на рисунке 1.

Функции и структура современной образовательной системы - Справочник студента

  • Рисунок 1. Типы образовательного пространства современного вуза и авторы, их изучающие
  • Характеризуя образовательное пространство современного вуза, ученые-исследователи выделяют его главную характеристику, системообразующий компонент, который отразим в таблице 1.
  • Таблица 1.
  • Взгляды ученых на основную характеристику образовательного пространства современного вуза
Автор Основная характеристика, системообразующий компонент образовательного пространства современного вуза
Е.В. Бондаревская Совместная образовательная деятельность совокупных субъектов образования
М.Н. Филатова Социокультурная среда вуза, мотивирующая сотрудников и студентов на постоянное развитие
А.И. Бондаревская Ориентация на личностно-ориентированный тип образования
Э.К. Самерханова Гуманистическая ориентация образовательной деятельности, выражающаяся в приоритете целей саморазвития
Т.А. Ольховая, С.В. Мазова Ориентация на личностно-профессиональное становление будущего специалиста
С.В. Шмачилина Многовариантность моделей обучения
И.В. Маричев Наличие условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному взаимодействию
Л.С. Онокой Открытость пространства современного российского вуза с целью его интеграции в мировое образовательное пространство
Л.Я. Шамес Формирование у будущего учителя готовности к педагогическому взаимодействию, исследование и разработка педагогической инноватики

Анализ представленных системообразующих компонентов дает нам основание обозначить следующие основные характеристики образовательного пространства современного вуза:

  • обеспечение деятельностного характера образования, приобретение опыта совместной деятельности;
  • ориентация на создание условий для саморазвития, самоопределения обучающихся;
  • открытость образовательного пространства и его инновационный характер.

К основным характеристикам образовательного пространства современного вуза мы, опираясь на исследование С.Е. Старостиной, относим:

  • направленность на становление компетенций, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения;
  • увеличение доли самостоятельной работы студентов;
  • изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор);
  • внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.) [6, с. 116—117].

Описывая одну из характеристик образовательного пространства современного вуза — направленность на становление компетенций, отметим, что логика построения современного ФГОСа педагогического образования «задает» требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели педагогического образования как ожидаемые результаты, сформулированные на языке компетентностей.

Выпускник современного педагогического вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и компетенции в области педагогической деятельности (ПК).

Освоение определенного уровня компетенции есть способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.

Целью и результатом обучения в современной высшей школе становится формирование компетентного профессионала, подготовленного к включению в производственный процесс и осуществлению активной жизнедеятельности. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной системе образования, постепенно сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию.

Подготовка выпускников к профессиональной деятельности в русле компетентностного подхода предполагает увеличение доли самостоятельной работы студентов, поскольку данная подготовка невозможна без повышения роли самостоятельной работы над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков такой работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

В данной характеристике мы придерживаемся точки зрения С.Е. Старостиной, которая считает, что «увеличение роли самостоятельной работы связано с изменением позиции преподавателя и студента. Преподаватель осуществляет сопровождение самостоятельной работы студента» [6, c. 124].

Итак, в образовательном пространстве современного вуза изменяется позиция преподавателя. Он теперь не просто «передает» знания, а осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора. Отразим данные функции на рис. 2 (согласно Н.В. Бордовской [2, c. 238—239]).

Функции и структура современной образовательной системы - Справочник студента

Рисунок 2. Функции педагогов — консультанта, модератора, фасилитатора и тьютора (по Н.В. Бордовской)

Анализ современных функций преподавателей показывает своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя, которая заключается в том, что возрождаются истинный смысл, назначение деятельности педагога: введение, поддержка, сопровождение студента, содействие его обучению.

Также одной их характеристик образовательного пространства современного вуза является внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.).

Переход высшей школы на уровневую модель обучении требует новых технологий организации самостоятельной работы, педагогического обеспечения и психологического сопровождения, реализации модульного обучения и кредитно-рейтинговой оценки образовательных результатов.

В рамках инновационной образовательной программы в РГПУ им. А.И. Герцена разработано концептуальное видение сущности современных педагогических технологий, которые получили название гуманитарных.

«Гуманитарные технологии — это средства организации социальной деятельности и социального взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющего выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром, будь это взаимодействие человека с природой, техникой, информацией, людьми, самим собой» [2, с. 29]. Особый интерес представляют такие гуманитарные технологии, как проектная и технология развития критического мышления.

Как отмечают И.Ю. Степанова и В.А.

 Адольф, ппедагогическое образование необходимо нацеливать на реализацию проектно-продуктивной технологии, при которой студент находится в активной позиции субъекта выбора и становится участником формирования своего образовательного маршрута, профессиональной образова­тельной программы, поиска различных способов решения образовательных задач. Только при такой подготовке выпускник педагогического вуза может обладать готовностью к творческому решению и образовательных, и профессиональных задач, способ­ностью к постоянному профессиональному совершенст­вованию [7, с. 58].

Раскрыв некоторые основные характеристики образовательного пространства современного вуза, обратимся к анализу уровней и векторов пространства. Рассматривая уровни образовательного пространства современного вуза, мы опираемся на исследование А.С. Гаязова, который также выделяет уровни образовательного пространства (рис. 3).

Функции и структура современной образовательной системы - Справочник студента

Рисунок 3. Уровни образовательного пространства по А.С. Гаязову и наше видение

Итак, образовательное пространство современного вуза можно охарактеризовать на сложное системное многоуровневое образование, отражающее изменения современного образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования, представленного на мировом, федеральном, региональном уровнях и уровне собственно высшего образовательного учреждения.

Являясь многоуровневым, образовательное пространство современного вуза мы определяем и как многовекторное. При определении его многовекторности для нас значима позиция Г.Н.

 Серикова, согласно которой в образовательном пространстве выделяются четыре вектора, составляющие координаты образовательного пространства (нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, коммуникативно-информационная и деятельностно-стимулирующая).

На наш взгляд, данные координаты могут характеризовать и образовательное пространство современного вуза.

Поскольку, согласно Н.В. Бордовской, основной системообра­зующей характеристикой педагогической системы является функция, то считаем необходимым обозначить функции образовательного пространства современного вуза.

При этом понимание условий существования системы поможет выделить различные структурные компоненты изучаемого пространства. Функции, условия и структуру образовательного пространства современного вуза представим в табл.

 2.

Таблица 2.

Функции, условия и структура образовательного пространства современного вуза

Функции образовательного пространства современного вуза
(по И.Л. Беккер и
В.Н. Журавчик [1])
Условия функционирования образовательного пространства современного вуза
(по И.В. Маричеву [4])
Структура образовательного пространства современного вуза
(по Н.А. Бочарни­ковой [3])
  1. ·      образовательная (обучающая);
  2. ·      воспитывающая;
  3. ·      формирующая;
  4. ·      развивающая;
  5. ·      оздоравливающая;
  6. ·      социализирующая
  • ·      нормативная документация;
  • ·      экономические условия;
  • ·      сфера запроса и применения результатов образования;
  • ·      размещенная на носителях информация содержания образования;
  • ·      педагогические кадры;
  • ·      контингент получателей содержания образования;
  • ·      образовательная территория и образовательное оснащение;
  • ·      научно-методическое обеспечение
  1. По горизонтали:
  2. ·       общесоциальный, общенаучный уровни;
  3. ·       уровень образовательного пространства вуза и подпространств-кластеров;
  4. ·       личное пространство субъектов
  • По вертикали:
  • ·       административные органы;
  • ·       учебно-научные подразделения;
  • ·       научно-исследовательские центры;
  • ·       научно-производственные комплексы;
  • ·       институт воспитания

Анализ таблицы 2 позволяет сделать следующие выводы в контексте темы данной статьи:

  • наиболее значимыми функциями образовательного пространства современного вуза являются формирующая и развивающая (иными словами, главная функция заключается в обеспечении возможности гармоничного движения личности студента, создавая оптимальные условия для ее развития и самореализации);
  • среди условий функционирования пространства мы особо выделяем нормативную документацию (ФГОС ВПО) и контингент получателей содержания образования;
  • структура пространства, обозначенная Н.А. Бочарниковой, соответствует структуре образовательного пространства современного педагогического вуза.

Подводя итог осмыслению дефиниции «образовательное простран­ство вуза», отметим, что данное образовательное пространство является:

  • современным, так как обладает рядом характеристик, свойственных современному уровню развития образования (компетентностный подход, открытость, инновационность, изменение позиции преподавателя, внедрение гуманитарных технологий и т. д.);
  • многоуровневым, так как представлено на мировом, федеральном, региональном уровнях и на уровне вуза;
  • многовекторным, так как имеет четыре взаимосвязанных вектора: нормативно-регламентирующий, перспективно-ориенти­рующий, коммуникативно-информационный и деятельностно-стимулирующий;
  • многофункциональным, так как при наличии определенных условий осуществляет разнообразные функции, главными из которых являются формирующая и развивающая.

Список литературы:

  1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 132—140.
  2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 408 с.
  3. Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета: автореф. дис. …канд. пед. наук. Чита, 2012. 25 с.
  4. Маричев И.В. Морская академия в образовательном пространстве: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006. — 143 с.
  5. Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства в высшем учебном заведении: дис. …докт. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 398 с.
  6. Старостина С.Е. Естественно-научное образование: теоретический аспект. Новосибирск: Наука, 2010. — 206 с.
  7. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2009. — 513 с.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xx/29135

Структура системы образования

Система образования в Российской Федерации включает в себя следующие элементы (гл. 2 Закона):

  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государ-

ю ственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Раскроем содержание первого элемента как наиболее значимого. Закон устанавливает следующие виды образования в российской Федерации:

  • — общее образование;
  • — профессиональное образование;
  • — дополнительное образование;
  • — профессиональное обучение.

Обеспечивающие возможность реализации права на образование в течении всей жизни (непрерывное образование).

Закон устанавливает, что общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В частности, им установлены следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование (СПО);
  • — высшее образование (ВО) — бакалавриат;
  • — высшее образование (ВО) — специалитет, магистратура;
  • — высшее образование (ВО) — подготовка кадров высшей квалификации.

Прежде всего, выводится из обращения понятие начального профессионального образования, теперь оно становится частью среднего профессионального образования. Следующим существенным изменением в привычной терминологии для высшей школы станет ликвидации понятия «высшее профессиональное образование» и введение термина «высшее образование».

Значимой новацией Закона явилось отнесение подготовки кадров высшей квалификации (прежде всего через аспирантуру) к третьему уровню высшего образования.

Здесь же необходимо обратить внимание на отсутствие упоминания о докторантуре как форме подготовки кадров высшей квалификации, причем уже не научно-педагогических, а научных кадрах.

Данный вид деятельности выведен за рамки Закона и им не регламентируется.

Обращает на себя внимание следующая особенность нового Закона — в отличие от предыдущего закона, он не устанавливает никаких конкретных численных значений к параметрам организации учебного процесса.

Такие параметры, как нормативные сроки обучения по уровням профессионального образования и формам обучения, возможность ускоренного обучения, предельные значения недельной нагрузки обучающихся в часах, в том числе аудиторных, максимальную учебную нагрузку преподавателей и т.д. будут устанавливаться

и по новому Закону в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) (ст. 11).

Законом определено, что ФГОС включают требования:

  • — к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • — условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • — результатам освоения основных образовательных программ;
  • — срокам получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • — возможностям по использованию образовательных технологий;
  • — особенностям организации обучения отдельных категорий обучающихся.
Читайте также:  Комбинаторика - справочник студента

При этом важным требованием Закона является учет положений соответствующих профессиональных стандартов при формировании ФГОС.

Закон вносит изменения в порядок отнесения образовательных программ (ОП) к основным и дополнительным, а также требования по их реализации. Так, по видам образования образовательные программы делятся на (ст. 12):

  • основные — по уровням общего и профессионального образования, профессионального обучения;
  • дополнительные — по дополнительному образованию.

В свою очередь, основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) делятся на:

  • — ОП СПО — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена;
  • — ОП ВО — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (НПК) в аспирантуре;
  • — ОП профессионального обучения — программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих.

Устанавливаются новые требования к реализации образовательных программ (ст.

13—16): самостоятельно, посредством сетевых форм их реализации, с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, использование модульного принципа представления содержания ОП и построения учебных планов, возможность получения образования на иностранном языке.

Серьезным нововведением в организацию обучения станут изменения в формах получения образования (ст. 17).

Сохраняется возможность получить образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме обучения. При этом ликвидируется такая форма, как экстернат.

В то же время вводится новая форма получения образования — вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.

Содержание второго элемента подробно раскрывают гл. 3—5 Закона.

Одним из нововведений Закона следует отмена понятия «высшее учебное заведение» и введение понятия «образовательная организация высшего образования» (ООВО) как тип образовательных организаций.

Одновременно исключается деление вузов на виды (университет, академия и институт, и вводится новое понятие) и категории ООВО (федеральный университет и национальный исследовательский университет).

Образовательные организации могут быть:

  • • государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);
  • • муниципальными;
  • • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть бюджетными или автономными.

Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество автономного государственного или муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством.

  • Бюджетные государственные и муниципальные образовательные учреждения полностью или частично финансируются из бюджетов соответствующих уровней, а также могут иметь иные источники поступления финансовых средств, предусмотренные законодательством.
  • Основой финансирования автономных образовательных учреждений являются задания, устанавливаемые учредителем с учетом разрешенной уставом учреждения деятельностью.
  • Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.
  • Негосударственные образовательные учреждения могут получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.

Особо следует обратить внимание на основные положения Закона, касающиеся деятельности образовательной организации, которые изложены в ст. 23—30 Закона.

Обращает на себя внимание тот факт, что Закон предполагает по большинству конкретных положений, которые не будут определяться нормативными документами федерального уровня, увеличение самостоятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО) в части установления и регламентации требований к ним своими локальными нормативными актами.

Важной особенностью нового Закона об образовании является регламентация особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельных категорий обучающихся (гл. 11), прежде всего иностранных граждан, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, лиц, проявивших выдающиеся способности и т.д.

Источник: https://studme.org/155777/pedagogika/struktura_sistemy_obrazovaniya

Понятие и функции современной системы образования

Образование-важная сфера жизни каждого человека. От образования напрямую зависит   интеллектуальное, культурное, нравственное развитие личности и общества в целом. Результат образования определяет уровень личности, приводя её к новому качеству, выражающегося в совокупности новых знаний, умений, навыков и, соответственно, в проявлении себя в социуме и в профессиональной деятельности.

Современное общество развивается быстро, динамично, со своими сложностями и противоречиями. В основе экономического развития лежит социальный фактор, где общество переходит к информационному типу. С изменением общества изменение претерпевает и образование.

Сегодня образованный человек не именно знающий, а подготовленный к сегодняшнему ритму и типу жизни, ориентирующийся в сложных ситуациях, приспосабливающийся к структуре общественной жизни.

Если система образования отчетливо понимает, какого именно человека она формирует, то ее функция эффективна.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт-важный нормативно-правовой документ, реализующий конституционное право граждан РФ на образование.
  • Статья 43 Конституции «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», поддерживает различные формы образования и самообразования.
  • Закон РФ «Об образовании» ФЗ -273 трактует понятие ФГОС, как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
  • Следуя вышеперечисленным статьям законов РФ, образование сегодня выполняет важную функцию не только обучения субъекта, но и его личностного, социального и творческого развития, грамотного применения полученных навыков на практике и в жизни, качественного взаимодействия и коммуникации.
  •   Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В последнее время система образования прошла через изменения.  Это коснулось и организационной, и содержательной стороны. Регламентированные формы обучения уступили место гуманистической педагогики. Вариативность программ, учебных планов, средств, методов и технологий все больше используется в образовательном процессе и мероприятиях.

Понятие «Образование» рассматривается, как процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

  Образование, как и науку, можно рассматривать в 3-x аспектах:

 1.Целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах его деятельности.

2.Целенаправленное обучение личности, с учетом формирования у нее определенных знаний и навыков.

3.Система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Функции образования: воспитание подрастающего поколения; передача накопленного опыта, знаний, ценностей, норм; социализация личности: подготовка квалифицированных кадров для повышения уровня общества в соответствии с часто меняющейся экономической, социальной сферой его жизни; экономическая функция: приобщение к современным технологиям, формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека; ведение социокультурных инноваций.

В развитии современного образования отмечаются тенденции:

  1. Демократизация системы образования-доступность образования для широких слоев населения;
  2. Увеличение сроков образования-потребность современного общества в высококвалифицированных специалистах обосновывает это;
  3. Непрерывность образования-необходимость переключаться на новые или смежные работы для специалиста, с учетом роста научно-технического прогресса и внедрения новых технологий;
  4. Гуманизация образования-внимание к личности и интересам учащегося, его индивидуальным способностям и возможностям со стороны педагогов; повышение роли общественных дисциплин в образовательных программах (основы права, экономика, социология и политология);
  5. Интернационализация процесса образования- единая система образования для разных стран, интеграция системы образования;
  6. Компьютеризация-применение современных технологий обучения, телекоммуникационных технологий;

Образование — это результат обучения. Образованный человек –это логически мыслящий, владеющий необходимым объемом систематизированных знаний.

Главный критерий образованности- системность знаний и системность мышления. Саморазвитием, помимо основного образования, пополняя и восстанавливая недостающие элементы в системе своих знаний с помощью логических рассуждений.

Современное образование является важнейшей сферой социального развития общества. От качества и функционирования образования зависит не только умственное интеллектуальное состояние общества, но и его культурное и нравственное развитие. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

  1. В систему образования включены:
  2. 1.Дошкольные образовательные учреждения;
  3. 2.Общеобразовательные учреждения;
  4. 3.Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  5. 4.Образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  1. Негосударственные образовательные учреждения;
  2. Дополнительное образование.

В структуру образования входят:

  1. Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты).
  2. Социальные группы (учителя, учащиеся, студенты).
  3. Учебный процесс (передача и усвоение знаний, умений, навыков, ценностей)

Образовательные ступени можно рассмотреть в приложении № 1 к данному модулю. Содержание образования -это знания, умения, навыки в определенном объеме по дисциплинам (предметам), которые отбираются и формируются на основе дидактических принципов.  Информация передается обучающимся по средствам слов, учебных пособий, наглядных и технических средств.

Источник: https://kardaeva.ru/polezno/84-dlya-uchitelya/310-ponyatie-i-funktsii-sovremennoj-sistemy-obrazovaniya

Современный ВУЗ как открытая образовательная система (стр. 1 из 2)

  • Министерство образования РФ
  • Ставропольский государственный университет
  • РЕФЕРАТ
  • по педагогике
  • на тему: «Современный ВУЗ как открытая образовательная система»
  • Выполнила: Чаплина Галина
  • Ставрополь, 2003
  • План
  • Введение. 3

1. Понятие открытой системы, ее свойства. 4

2. Внутренняя структура ВУЗа. 7

3. Внешняя структура ВУЗа. 9

4. Информационные технологии в открытых образовательных системах. 11

  1. Заключение. 13
  2. Литература. 14
  3. Введение

Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами [3, c.3]:

  • Повышение самостоятельности вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования, а в правовом плане – появлением нормативных актов (Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), создающих правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных преобразований;
  • Изменение запроса на образовательные и научно — исследовательские услуги и работы.

В перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных подразделений вуза.

Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.

На современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее целей, задач и структуры.

1. Понятие открытой системы, ее свойства

В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный [7, 22].

Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов.

В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.

Ситуационный подход (М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М.Х. Мескон, Т. Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [1, c.6].

Различают закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы считаются открытыми, когда между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит.

Под вводом подразумевается все, что поступает в систему извне. Речь в этом случае может идти о материалах, энергии и информации.

Путем переработки материала, поступившего в систему, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [7, c.58].

Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека» [1, c.7].

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе.

Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.

Под внутренними границами могут подразумеваться, например, границы между администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками и т.д.

Под внешними границами имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального общества.

Относительная открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. В рамках образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.

ВУЗ, имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не участвует в обмене опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.

Образовательная структура открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с внешним миром.

2. Внутренняя структура ВУЗа

Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с позиций современного менеджмента.

В случае рассмотрения системы управления высшим учебным заведением с позиций менеджмента представляется целесообразным говорить о многоуровневом образовательном менеджменте.

Охарактеризуем кратко основные «этажи» этого управления [4, c.15].

Ректорат вырабатывает стратегию развития вуза и концептуальные принципы его деятельности, опираясь на которые организует, руководит работой по подготовке специалистов.

Именно на этом управленческом уровне формируются философия и идеология образовательного учреждения на основе общечеловеческих ценностей и принятых в обществе норм морали, по аналогии с философией любой стремящейся к успеху организации.

Учебно-методическое управление – уровень, на котором обеспечивается организация учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами путем координации деятельности кафедр и деканатов.

Одной из главных задач работы управления является задача распространения философии и идеологии вуза.

На этом же управленческом уровне функционируют научно-исследовательский сектор, структура по международным контактам и другие подразделения.

Деканат осуществляет административно-организационную работу, как со студентами, так и с профессорско-преподавательским составом кафедр.

И этот управленческий уровень опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно важно в процессе работе со студентами.

Здесь же, наряду с учебной работой, имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по работе с иностранными студентами.

Читайте также:  Угол между двумя прямыми - справочник студента

Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра организует и координирует работу группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, например, социально-гуманитарных дисциплин. Кафедра строит свою работу, исходя из концептуальных основ идеологии вуза.

Преподаватель обеспечивает управление и организацию на уровне непосредственного проведения занятий – лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторного общения.

Помимо занятий он ведет, как правило, научно-исследовательскую работу, поэтому должен быть компетентен в вопросах воспитания, социально-экономической, политической и культурной жизни общества, владеть социальной психологией и навыками управления коллективом, поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение жизненных норм, философии и идеологии образовательного учреждения.

3. Внешняя структура ВУЗа

Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.

К числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития, уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по двум параметрам:

Источник: https://mirznanii.com/a/175895/sovremennyy-vuz-kak-otkrytaya-obrazovatelnaya-sistema

Cтруктура системы образования: необходимо совершенствование

Важное значение придается законодательному определению современной структуры отечественной системы образования.

Необходимо, чтобы в законодательстве об образовании была конкретно детализирована структура системы образования, сформированы применяемые соответствующие понятия и термины.

Все это способствует созданию условий для законов в области образования как законов прямого действия. Этому сейчас должно уделяться внимание при внесении изменений и дополнений в законодательство.

Сегодня неоднозначно трактуется вопрос о структуре системы образования в различных законах, а также в нормативных правовых актах, принимаемых Правительством РФ.

Актуальность данного вопроса объясняется тем, что структура системы образования тесно связана с такими проблемами, как общие требования к содержанию образования, организация учебного процесса, реализация образовательных программ, управление системой образования, ее экономика, финансирование, материально-техническая база, право конкретного образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами.

  • Если образовательное учреждение поименовано в законах и нормативных правовых актах и в них определены его задачи, функции, права, обязанности и ответственность, то это облегчает решение вопросов его создания, лицензирования, аттестации и аккредитации, закрепления за ним источников финансовых и материальных средств, определения системы оплаты труда, социальной поддержки работающих, обучающихся и воспитанников, а также установления формы и содержания документов, выдаваемых его выпускникам.
  • Перейдем к законодательному определению понятия системы образования.
  • В Законе РФ «Об образовании», в статье 8, указано, что система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:
  • — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • — сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья закона сформулирована лаконично, и можно было бы предполагать, что в дальнейшем в тексте будут раскрыты упомянутые понятия и термины. Однако в необходимой мере это не сделано.

В результате закон в какой-то мере утрачивает право быть законом прямого действия, так как на практике требуется искать ответы в других законах и нормативных правовых актах, в которых зачастую также не все детализировано.

Что же именно не раскрыто в статье 8 Закона РФ «Об образовании»? В отношении структуры системы образования не раскрыты понятия сети образовательных учреждений (не названы ее составляющие), какие именно организационно-правовые формы образовательных учреждений применяются и что понимается под их типами и видами.

Лишь в общей форме говорится об учреждениях и организациях, подведомственных органам управления образованием. Какие учреждения и организации, кроме образовательных учреждений, могут быть подведомственны органам управления образованием, остается неясным.

Как они связаны с выполнением задач системы образования, каковы их статус, источники финансовых и материальных средств, права по их использованию?

Позднее изданные законы и принятые нормативные правовые акты в какой-то степени пытаются восполнить указанные пробелы. Однако это не всегда удается сделать в необходимом полном объеме. А Федеральный закон от 22 августа 2004 года

№ 122-ФЗ вообще не внес никаких изменений и дополнений в статью 8 Закона РФ «Об образовании».

В свое время существенно расширил понятие структуры системы образования Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но это касается лишь системы высшей профессиональной школы. Так, в ст. 4 указано, что структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

  1. — государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
  2. — имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;
  3. — научных, проектных, производственных, клинических медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительных предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие послевузовского профессионального образования;
  4. — органов управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
  5. — общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

В данном федеральном законе по сравнению с Законом РФ «Об образовании» в структуру системы высшей школы включены имеющие лицензии вузы, научные и другие учреждения и организации, подведомственные органам управления образованием, предприятия, а также общественные и государственные общественные объединения. Все это позволило конкретизировать структуры системы высшей школы.

Далее следует рассмотреть типы и виды образовательных учреждений. Эти понятия сформулированы в проекте Кодекса РФ об образовании. Так, в ст.

7 проекта говорится о том, что тип образовательного учреждения определяется как совокупность свойств, компонентов, которой это учреждение обладает, реализуя одну или несколько программ общего образования либо сочетая обучение по программам общего образования с воспитанием и содержанием воспитанников, либо реализуя профессиональные образовательные программы определенного уровня. Отдельные типы образовательных учреждений образуют дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.

  • В статье 12 Закона РФ «Об образовании» определено, что к образовательным относятся учреждения следующих типов:
  • — дошкольные;
  • — общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • — учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • — учреждения дополнительного образования взрослых;
  • — специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • — учреждения дополнительного образования детей;
  • — другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Однако вопрос о видах образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» не раскрыт. Законодатель ограничился перечислением типов образовательных учреждений. Приходится руководствоваться по данному вопросу другими законами и нормативными правовыми актами.

Например, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в ст. 9, определено, что в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус вуза включается в его наименование. Причем наименование вуза, устанавливаемое при создании, изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

К тому же если в наименовании вуза употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие), то наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

  1. В качестве другого примера, когда вид образовательного учреждения определяется в типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ, можно привести Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  2. В п. 5 данного положения указано, что дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
  3. — детский сад;
  4. — детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического и др.);
  5. — детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  6. — детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  7. — детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  8. — центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Еще одним понятием в законодательстве определяется категория образовательного учреждения. Так, в ст.

12 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Однако примеры определения категорий образовательных учреждений в данном законе не приведены. Вместе с тем в качестве примера можно привести установление категории при аккредитации ДОУ (первой, второй и третьей категорий). Из общего числа дошкольных образовательных учреждений в городах аккредитовано на первую и вторую категории две третьих ДОУ, а в сельской местности третья категория присваивается до 40% ДОУ.

Из сказанного видно, насколько сложно пользоваться, например, действующими законами об образовании и высшей школе, поскольку в них не имеется специальной статьи «Основные понятия и термины, используемые в данном законе». Этот недостаток стремятся устранить при подготовке проекта Кодекса РФ об образовании.

Современное состояние и основные тенденции развития системы образования России оказывают существенное воздействие на изменение ее структуры, расширение деятельности некоторых действующих и появление новых типов и видов образовательных учреждений. На данный процесс оказывает влияние изменение целей, задач и функций системы образования отдельных типов и видов образовательных учреждений.

Весьма важным представляется анализ тенденций изменений структуры отечественной системы образования. Среди таких тенденций — укрупнение и сохранение малокомплектных образовательных учреждений. Руководствуются в подобных случаях современными направлениями государственной, образовательной и экономической политики РФ.

К тенденции укрупнения можно отнести появление и расширение таких комбинированных образовательных учреждений, как начальная школа — детский сад. Уже в 1997-1999 гг. начато осуществление в стране интеграции средних специальных учебных заведений и учреждений НПО (Курганская, Липецкая, Самарская, Тюменская области).

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.

8) определено, например, что структурные подразделения вуза могут реализовать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

Такая практика имеет давнюю историю в России. Более тридцати лет назад на территории Академгородка в Новосибирском государственном университете была создана и успешно действовала физико-математическая школа.

В нее по конкурсу принимали талантливую молодежь со всей территории Сибири. Преподавали в ней ведущие ученые университета и Сибирского отделения Академии наук.

Выпускники школы продолжали учебу в университете, а затем приходили на работу в академические и образовательные учреждения.

Сейчас более чем в ста подразделениях высших учебных заведений реализуются программы среднего профессионального образования.

Это повысило степень взаимодействия и уровень организации образовательного процесса в методическом и кадровом отношении.

Подобная интеграция способствует реализации в полной мере концепции непрерывного среднего и высшего профессионального образования. Данный процесс получает дальнейшее развитие.

Другой важной тенденцией в функционировании структуры системы образования является обеспечение сохранения малокомплектных образовательных учреждений, например, в сельской местности, в местах компактного проживания малочисленных народностей. В настоящее время насчитывается порядка трех с половиной тысяч школ, обучающих на родном (нерусском) языке.

В основном такие школы расположены в сельской местности (свыше 95% их общего количества).

Государство призвано поддерживать такие школы, и прежде всего путем укрепления их материально-технической базы, капитального и текущего ремонта, обеспечения необходимым бюджетным финансированием, усиления внимания повышению качества образования, наведения должного порядка в оплате и стимулировании труда сельских педагогов, их социальной защищенности.

Безусловно, должно выполняться требование Закона РФ «Об образовании» (ст.41) в части того, что для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

  • Анализ тенденций изменений структуры российской системы образования свидетельствует о появлении и функционировании таких прогрессивных образовательных учреждений, как:
  • — гимназия и лицей;
  • — детские дома семейного типа.

Упоминание этих видов образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и определенная конкретизация их деятельности способствовали бы законодательному определению их статуса. То же самое относится и к получаемому сейчас развитие процессу создания и функционирования училищ — кадетских, суворовских, нахимовских.

Особое внимание следует уделить такой достаточно многочисленной части структуры системы образования, как филиалы образовательных учреждений, имеющие значительную специфику в их организации и деятельности. Определенная детализация этих вопросов произведена в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в ст. 8 которого установлено, что:

  1. — филиалы вуза являются обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места его нахождения;
  2. — филиалы федеральных государственных вузов создаются учредителем по согласованию с федеральным органом управления образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов местного самоуправления по месту нахождения филиалов;
  3. — типовое положение о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом управления образованием;
  4. — филиалы вузов проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию — в составе высшего учебного заведения.

В Законе РФ «Об образовании» (ст.12) вопрос о филиалах изложен весьма кратко — филиалы образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

Из этого следует, что в образовательных учреждениях (кроме вузов) их филиалы не являются обособленными структурными подразделениями и вопросы их деятельности решаются наравне с другими структурными подразделениями (отделениями).

Не раскрыто в Законе РФ «Об образовании» и понятие инфраструктуры, в результате чего не назван перечень входящих в инфраструктуру учреждений, предприятий и организаций.

И соответственно не определены их цели, задачи и функции, источники их финансовых и материальных средств, права в их использовании на оплату труда, социальные гарантии работающих. Это следовало бы сделать, хотя бы в общей форме.

Надо иметь в виду, что многие подобные объекты не имеют целью осуществление коммерческой деятельности с получением и использованием прибыли.

Не уделено должного внимания в Законе РФ «Об образовании» вопросу деятельности в органах управления образованием информационно-аналитических структур, подразделений, занимающихся организацией дистанционного обучения, реализацией целевых программ, в том числе в части компьютеризации учебного процесса, создания электронных учебников. В то же время эти вопросы становятся все более актуальными при совершенствовании системы российского образования и ее структуры.

  • Целесообразно продолжать совершенствовать законодательство в области образования. И прежде всего это относится к Закону РФ «Об образовании», в котором следовало бы при дальнейшей его доработке предусмотреть:
  • — понятия вида и категории образовательного учреждения;
  • — каковы цели, направления и методы укрупнения и сохранения малокомплектных образовательных учреждений;
  • — необходимость поиска прогрессивных методов обучения, проведения образовательных экспериментов, создания современных видов образовательных учреждений;
  • — конкретизацию вопроса о филиалах образовательных учреждений, количество которых иногда превышает число самих образовательных учреждений;
  • — раскрытие вопроса об инфраструктуре системы образования.
  • Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Источник: http://www.ug.ru/archive/11577

Ссылка на основную публикацию