Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
Не все вырастившие даже по несколько детей знают, что современные методы работы с родителями не ограничиваются родительскими собраниями, на которых традиционно ругают плохих учеников и собирают деньги на ремонт класса.
Ведущая роль формы работы школы с семьей относится к индивидуальному взаимодействию с родителями учащихся. Без диалога между семьей и школой воспитать гармоничную личность трудно.
В обязанности педагога должно входить просвещение родителей с точки зрения понимания психологии детей, нюансов их психологического формирования. Отдельно нужно остановиться на таком трудном со стороны психологии – вступлении в подростковый возраст, нравственном взрослении.
Родители должны знать, как проходят учебный и воспитательный школьные процессы.
В некоторых случаях от поведения учителя зависит сближение семьи, подход к воспитанию в отдельно взятых семьях. Учителю под силу корректировать семейные отношения, умело вовлекая родителей вместе с детьми в совместные занятия.
Работа с родителями учащихся также состоит в привлечении общественных организаций к процессу воспитания. Педагог может помочь родителям устроить ребенка в ту секцию или кружок, в сфере, касающейся внешкольной деятельности.
Иногда сами дети сомневаются, куда им направить собственные усилия.
Внимательный педагог при взаимодействии с родителями подопечного сможет направить его энергию в нужное русло, подсказать, где дальнейшем сможет применить собственные навыки в производственных интересах.
Можно квалифицировать формы работы с родителями как собрания, конференции или родительские университеты, индивидуальные занятия и тренинги.
Традиционно привыкли считать, что собрания в школе – это не более чем постановка родителей в известность об учебе ученика и его поведении. Иногда учитель проводит собрания свысока, унижая учеников. Это допускать нельзя.
Настоящая цель собраний: учителя и родители делятся своими мнениями на возникающие ситуации, высказывают к ним отношения. Родители ставятся в известность о трудности детей в освоении учебного процесса. Также в это время обсуждается дальнейшая стратегия, которая поможет детям улучшить учебный процесс.
Именно на собраниях решаются вопросы о привлечении психологов, логопедов, расширении внеклассной работы и другие. В свою очередь можно разделить собрания на классные – там подробнее рассматриваются вопросы, связанные с учащимися, и общешкольные.
На последних в большинстве случаях обсуждаются организационные вопросы, касающиеся ремонта школы, организации учебных дополнительных занятий, внеклассных часов и прочее.
Такие методы работы с родителями, как конференции, освещают для родителей различные проблемы, связанные с воспитанием ребенка и усвоения им учебного процесса. Родители не только слушают и расспрашивают педагога – они общаются, рассказывают друг другу, как выходят из той или иной ситуации.
Затрагиваться могут практически все аспекты жизнедеятельности и учебного процесса детей: от режима дня до свободного времени.
Родители узнают, как лучше организовать режим дня первокласснику и как скорректировать его для старшего школьника, как лучше расспрашивать детей об их проблемах, как искать подход к собственным детям в момент подросткового бунта.
Затрагивают на конференциях и более сложные вопросы. Разговоры могут вестись о причинах суицидов школьников, как родителям наладить отношения с детьми, если они находятся в разводе и многое другое.
Когда проводится такая работа с родителями, темы педагог должен предлагать заранее, или советоваться с родителями, что им интереснее узнать.
Нужно быть готовым педагогу, что некоторые родители не захотят выносить свои взаимоотношения с детьми на «всеобщее обозрение» и им может потребоваться индивидуальная консультация.
Решение о проведении общения в такой форме должно приниматься педагогом и родителями совместно. Темы, обсуждаемые на ней, должны для всех остальных оставаться втайне. Учитель приходит на консультацию подготовленный, уже рассмотрев проблему с разных аспектов. Родителям дается право высказать свои взгляды на происходящее.
Бывает, что потребуется для решения проблемы привлекать 3-их лиц – психологов, психотерапевтов, работников правовых структур. Эти люди изначально должны быть компетентны и настроены доброжелательно.
Одной из ошибок учителя во время его общения с родителями бывает сравнения одних учащихся с другими. Такого быть не должно. Каждый ребенок индивидуален, родителям нужно подчеркивать не только его плохие стороны, но и хорошие, и ни о каком сравнении речи быть не должно.
Можно подчеркнуть только переломные моменты, с какого времени у ребенка изменилось – именно не испортилось – поведение, проанализировать, что было толчком и прочее.
Организация работы школы с родителями в виде тренингов позволяет родителям и детям в течение нескольких часов пообщаться и по-новому взглянуть на возникающие проблемы.
Активных родителей учитель можно даже поощрять грамотами и благодарностями. Детям будет приятно, что их родителей уважают.
Работа с родителями учащихся проводится не только тогда, когда страдает учеба. Без вовлечения родителей в школьную жизнь ребенка подготовить его к взрослой жизни проблематично.
Источник: https://veselajashkola.ru/klass/sovremennye-formy-raboty-shkoly-s-semej-uchashhixsya/
Работа с родителями студентов
Воспитательная работа направлена на
формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной
личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за
них ответственность
Работа с родителями — один из основных
аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется
необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них
практическую пользу: одни пытаются, но не всегда умеют применить знания на
практике, другие — не всегда применяют, а третьи не применяют вообще.
Выработка
педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в
разнообразных делах и занятиях, связанным с воспитанием и образованием
студентов. Установить с родителями необходимый контакт, добиться
взаимопонимания классный руководитель может в том случае, если он
целенаправленно строит общение.
Педагог должен найти подход к родителям.
Работа с родителями студентов направлена
на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных
программ в техникуме и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее
собрание для родителей; родительские собрания в группах; индивидуальная работа
с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации
внеклассных мероприятий в группах.
Необходимо изучать семью студента в целях согласования воспитательных и
образовательных воздействий. Опыт показывает, что студенты, имеющие
осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным
трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил
способы (при помощи родителей) справляться с ними.
Формы
работы с родителями студентов:
- Традиционные
разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких –
либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах. - Встречи
с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме
похожи. - Родительские
собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости
обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов. - Тематические
родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения
взаимоотношений детей и родителей. - Организация
лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной
работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с
вопросами воспитания. - Организация
встреч фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся. - Встречи
с работодателями. - Систематические
консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о
психологических особенностях данного возраста. - Привлечение
родителей в жизнь группы.
Как
мы проводим родительские собрания?
Родительское собрание — это не просто
форма связи семьи и техникума. Это еще и возможность передачи важной
педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы
родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно
приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации
техникума.
Важные социальные умения студент может
получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя
требуются новые формы общения студентов с родителями, которые позволят всем
становиться полноправными участниками образовательного процесса.
Одно из основных направлений работы с
семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи
сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями,
которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если
собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности
для сотрудничества и поступка.
В течение последних лет я провожу
родительские собрания на воспитательные темы в активной форме, часто –
совместно с детьми. Считаю, что такие встречи родителей, преподавателя и детей
продуктивны, особенно в наше время, когда родители заняты материальным
обеспечением семьи.
Внимание к воспитанию ребенка чаще сводится к развлечениям
или нотациям на тему правильного поведения. Родители иногда теряются перед
своим ребенком, не знают, как решить ту или иную ситуацию. Чаще они поступают
по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел.
Современные студенты
живут в другом социальном окружении и порой просто не понимают своих родителей.
Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать,
философствовать.
В течение всего периода обучения в техникуме
на совместных со студентами родительских собраниях мы обсуждаем темы: «Трудно
ли быть родителем?»; «Как добиться успеха?»; «Коммуникативная компетентность»;
«Учебная самостоятельность»; «Зачем человеку семья?»; и др.
Родительские собрания, в которых
участвуют студенты, становятся для всех местом накопления культурного,
социального, родительского опыта.
Родители и дети совместно обсуждают трудные
вопросы, рассуждают на сложные воспитательные темы, размышляют о поступках,
«проигрывают» жизненные ситуации и находят пути выхода из них; совместно решают
«игровую» проблему, становясь в позицию взрослого и ребенка; учатся работать в
больших и малых группах, нести ответственность за группу; дети учатся общаться
со взрослыми; родители «видят» в деятельности не только своего ребенка, а его
сверстников и имеют возможность адекватно оценивать их поведение.
Таким образом, каждое родительское
собрание переводит процесс воспитания в социально-педагогическое партнёрство, в
сотрудничество и делает его открытым.
Каждое собрание требует тщательной
подготовки, своего сценария, своей программы.
И здесь нет мелочей, всё важно,
начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, выпуска
специальной стенной газеты, подготовки презентации и завершая совместно
приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей
встрече.
Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, найдя в нем
индивидуальную изюминку в воспитании ребенка. При этом важно помнить о том, что
хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
Актив группы принимает участие в
подготовке и проведении родительского собрания:
- Староста,
совместно с культмассовым и спортивным сектором, готовит презентацию о
мероприятиях прошедших в группе за отчетный период и представляет её родителям; - Учебный
сектор – выписывает оценки и пропуски студентов на листочки; - Участники
соревнований, конкурсов делятся с родителями впечатлениями, показывают
фрагменты выступлений.
Основным материалом проведения собрания
бесспорно, должен стать диалог, ведь у техникума и семьи одни проблемы,
необходимо искать совместные пути их решения.
Индивидуальную работу с родителями
желательно строить так, чтобы, придя один раз в техникум, родитель выразил
желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное
классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка.
Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы — это закон работы с
родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
Для привлечения родителей к жизни группы
мы проводим внеклассные мероприятия, на которых родители являются не только
зрителями, но и активными участниками.
В 2012 – 2013 учебном году в нашей
группе проведены мероприятия для родителей: «Мама – первое слово!», «Праздник
МАСЛЕННИЦА», «Международный женский день» и т. д.
Посмотреть информацию о нашей
внеклассной работе можно по адресу http://ontfrolkova.blogspot.ru
- И традиционные, и нетрадиционные методы,
формы взаимодействия классного
руководителя с родителями
студентов ставят одну общую цель
– сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную
жизнь. - Педагогам
и родителям на заметку - Если:
- – ребенка постоянно критикуют, он
учится ненавидеть; - – ребенка высмеивают, он становится
замкнутым; - – ребенка хвалят, он учится быть
благородным; - – ребенка поддерживают, он учится
ценить себя; - – ребенок растет в упреках, он
учится жить с чувством вины; - – ребенок растет в терпимости, он
учится понимать других; - – ребенок растет в честности, он
учится быть справедливым; - – ребенок растет в безопасности, он
учится верить в людей; - – ребенок живет во вражде, он
учится быть агрессивным; - – ребенок живет в понимании и
дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных
практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные
положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как
темы собраний и бесед с ними.
Памятка
родителям:
- уважайте личность ребенка,
- почаще проводите досуг вместе с детьми,
- принимайте участие в делах группы,
- будьте в курсе дел своего ребенка,
- общайтесь с друзьями своего ребенка.
Список
используемой литературы
- Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. —
М.: Просвещение, 2010. — 223. — (Стандарты второго поколения). - Гликман И.З. Теория и методика
воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. - Закон Российской Федерации «Об
образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст.
6070). - Концепция социального воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (проект).
ВОИПКиПРО. Воронеж, 2011. С.14. - Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.
Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М — 2010. С.23. - Мудрость воспитания. Книга для
родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. — М.:
Педагогика, 1987. — 288 с. — (Библиотека для родителей). - Настольная книга классный
руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др.
Источник: https://www.informio.ru/publications/id578/Rabota-s-roditeljami-studentov
Образовательными системами. Взаимодействие школы
Сохрани ссылку в одной из сетей:
-
Взаимодействие
социальных институтов в управлении -
образовательными
системами. Взаимодействие школы -
с
семьями учащихся
Подготовка
к жизни молодого поколения придаёт
особую актуальность развитию
индивидуальности учащихся, выявлению
и развитию их способностей, профориентации
и профотбору, самообразованию школьников,
формированию идеалов и ценностных
ориентаций в системе общественных
отношений и др.
Решение этих задач
наиболее эффективно, если школьное
образование тесно связано с семейным
и общественным воспитанием.
Поэтому
одним из важнейших направлений
деятельности школы является организация
взаимодействия социальных институтов:
школы, семьи, учреждений дополнительного
образования и культурно-просветительских
учреждений, общественных организаций,
местных органов власти и охраны
правопорядка, а также трудовых коллективов
предприятий, находящихся вблизи школы.
Цель
взаимодействия
социальных
институтов
заключается в объединении усилий всех
социальных институтов для наиболее
эффективного воспитания, в создании
единой воспитывающей среды в школе, в
семьях учащихся, в микрорайоне, где они
проживают.
Среди
социальных институтов воспитания школа
играет особую роль, поскольку основная
нагрузка по осуществлению взаимодействия
социальных институтов воспитания
возлагается на педагогический коллектив
как общность людей, профессионально
занимающихся образованием подрастающего
поколения.
Взаимодействие
школы с социальным окружением
может принимать различные формы и
охватывать различные направления
социального воспитания. Особое внимание
во взаимодействии школы с социальным
окружением уделяется работе с семьями
учащихся.
Важным
направлением установления контактов
с общественностью является взаимодействие
школы с представителями местной власти,
с депутатами и чиновниками, которые
могут участвовать в осуществлении
учебно-воспитательного процесса, а
также способствовать решению различных
вопросов, связанных с организацией и
финансированием работы.
Воспитательная
работа, осуществляемая школой во
взаимодействии с культурно-просветительскими
учреждениями, может быть направлена на
дополнительное образование (работа
кружков, студий на базе ДК, домов
творчества, библиотек и др.
, проведение
в школе занятий работниками этих
учреждений), а также на организацию
культурного досуга учащихся.
Цели
организации культурного досуга и
внешкольного воспитания учащихся может
служить также сотрудничество школы с
общественными организациями.
-
Производственные
коллективы целесообразно привлечь к
профориентации, к организации
производственной практики учащихся, а
также – совместно с Центром занятости
население – в трудоустройстве школьников
на время каникул. -
Взаимодействие
школы с педагогическими учебными
заведениями может иметь форму прохождения
студентами в школе педагогической
практики, их временного трудоустройства
(например, в качестве воспитателей,
вожатых на период летних каникул). -
Взаимодействие
с медицинскими учреждениями необходимо
для своевременного проведения медицинских
осмотров учащихся и работников школы,
для медицинского просвещения, профилактики
заболеваний и вредных для здоровья
привычек, в том числе представляющих
особую опасность: алкоголизма, наркомании.
Сотрудничество
школы с работниками ГАИ (ГИБДД), милиции,
пожарного надзора способствует наиболее
эффективной профилактике правонарушений,
усвоению учащимися правовых норм, правил
дорожного движения и пожарной безопасности.
Важную роль в патриотическом воспитании
и подготовке юношей к службе в армии
играет взаимодействие школы с военным
комиссариатом.
Взаимодействие
школы с жилищно-коммунальным хозяйством
может быть направлено на организацию
ремонта школьных зданий, на создание
спортивно-игровых площадок в микрорайоне
школы. Наконец, школа может и должна
взаимодействовать с другими школами:
проводить совместные дела, соревноваться,
обмениваться опытом.
Школа
осуществляет не только непосредственное
воспитание детей, но и педагогическое
управление семейным воспитанием:
- расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение родителей;
- контролирует и направляет семейное воспитание;
- организует и направляет помощь семье со стороны общественности, производственно-коммерческих структур, органов власти и охраны правопорядка;
- координирует деятельность общественности, направленную на оказание поддержки семьям учащихся.
Система
работы школы с семьями учащихся должна
отвечать следующим требованиям:
-
целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива при работе с семьёй;
-
постоянная работа педагогов над повышением своей квалификации, педагогической культуры в области семейного воспитания;
-
единые требования педагогического коллектива к работе с семьями, осуществляемой классными руководителями и учителями школы;
-
формирование активной, действенной родительской организации, поддерживающей требования и интересы школы.
Основными
формами установления
контактов с
семьями учащихся являются посещение
семьи школьника,
приглашение
родителей в школу
и педагогические
поручения родителям.
Посещение
семьи, как и приглашение родителей в
школу не должно иметь главной целью
предъявление претензий родителям по
поводу учёбы и поведения ребёнка в
школе. Посещая семьи, особенно в первый
раз, необходимо предупредить о посещении,
согласовать время.
Среди
педагогических поручений родителям
можно выделить:
- поручения, предполагающие непосредственную работу с детьми: руководство кружком, секцией, клубом по интересам и т. п.;
- поручения, предполагающие оказание организационной помощи школе: содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми и др.;
- поручения, предполагающие помощь родителей в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие родителей в оборудовании учебных кабинетов, в проведении ремонта и т. д.
Педагогическое
просвещение родителей.
Среди форм работы с семьями учащихся
выделяются те, которые способствуют
педагогическому просвещению родителей
и пропаганде семейного воспитания.
С
этой целью в отечественной школе давно
используются педагогический
лекторий (курс
занятий, вооружающий родителей
систематическими знаниями основ теории
воспитания), педагогический
всеобуч
(система занятий, в которых теория
сочетается с практикой: решением
педагогических задач, анализом
педагогических ситуаций, разрешением
проблем, реально существующих в той или
иной семье) и другие массовые формы
педагогического просвещения родителей.
Важным
условием эффективности взаимодействия
школы и семьи является сотрудничество,
совместная деятельность, в которой
дети, родители и учителя являются членами
одного коллектива, объединённого общими
заботами и проблемами.
Рассмотрим некоторые
формы сотрудничества педагогов, детей
и их родителей.
1.
Классное собрание, на котором обсуждаются
проблемы, отражающие интересы детей и
родителей. Собрание может быть как
родительским (на нём присутствуют только
родители учащихся), так и общим, когда
в нём участвуют и родители, и дети.
Собрание может иметь форму конференции,
диспута, включать игровые и занимательные
элементы. На собрании обязательно
ведётся протокол, в конце принимается
решение, которое также вносится в
протокол.
Каждое следующее собрание
обычно начинается с информации о том,
как выполнено решение предыдущего
собрания.
2. Формы познавательной деятельности:
- общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
- творческие отчёты по предметам, например, в виде предметного вечера;
- открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
- праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т. д.);
- турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).
3. Формы трудовой
деятельности: оформление и оборудование
учебного кабинета, трудовой десант по
благоустройству и озеленению школьного
двора, микрорайона и т. д.
4. Формы досуга:
- совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;
- совместная подготовка к школьным конкурсам;
- совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;
- совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;
- домашние клубы выходного дня: родители организуют деятельность группы детей вне школы: подготовку к школьному мероприятию, обучение специальным умениям, встречи с интересными людьми, общение «по душам» и т. д.;
- родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.
Организовать
совместную деятельность педагогов,
детей и родителей помогает знание и
постоянное изучение условий семейного
воспитания.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/97008.html
Семейное воспитание. Формы работы школы с семьей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
- В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:
- ♦ хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
- ♦ репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
- ♦ воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;
- ♦ коммуникативной, организующей внутрисемейное общение;
- ♦ рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спор* том, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.
- В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обусловленных разными критериями:
- ♦ по количеству детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные)
- ♦ по составу (однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные)
- ♦ структуре (полные, неполные, внебрачные);
- ♦ характеру взаимоотношений (благополучные, неблагополучные).
- Современная семья характеризуется рядом особенностей. Во-первых,
расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи.
В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей.
В-четвертых низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемые социальных сирот.
- Главное в воспитании маленького человека — достижение душенном единения, нравственной связи родителей с ребенком.
- Задачи семейного воспитания:
- ♦ воспитание настоящего гражданина;
- ♦ воспитание хорошего работника;
- ♦ воспитание хорошего семьянина.
- Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.
- Коллективные формы работы:
- ♦ Педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей.
- ♦ Университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, с целью обмена опытом семейного воспитания.
- ♦ Научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания.
♦ Родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть.
На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников.
На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье.
♦ Родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда н отдыха школьников.
Индивидуальные формы работы:
L ♦ Педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения В поведении. При проведении педагогических консультаций родители поручают конкретные советы по улучшению семейного воспитания.
| ♦ Посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий путей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания.
I ♦ Педагогические поручения — привлечение родителей к организации учебно — воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи.
Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены ■Производственники.
Такие родители могут организовать различные кружки ■ спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.
Источник: https://cyberpedia.su/6x225b.html
Семейное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
- Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
- Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их.
- Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона).
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
- Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
- В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
- Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей.
При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.
Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами.
При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона.
В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
- Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
- Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
- Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
В связи с изложенным:
1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации).
В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.
Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.
2.
Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы.
Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.
3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
5.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.
6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме.
Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.
Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Источник: https://sch814z.mskobr.ru/obrazovanie/semejnoe_obrazovanie
Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка
В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Совместная работа школы и семьи эффективно в том случае, если их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.
Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества.
Говоря о взаимоотношениях между школой и семьёй, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимодополнения в воспитательной деятельности.
Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. [1]
На наш взгляд, эффективность взаимодействия учителя и учащихся в процессе учебной деятельности зависит от сотрудничества учителя с родителями.
Именно в процессе взаимодействия с родителями учитель осознает свою роль в воспитании ребёнка.
Сотрудничество с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, индивидуальные особенности и поступки.
Семья для ребёнка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребёнку родительская любовь. Процесс обучения ребёнка в школе в первую очередь должен поддерживаться семьёй, направленным на его общекультурное и личностное развитие. [2]
Деятельность школы с семьёй включает три основные составляющие педагогической помощи:
- образовательную (включает помощь семье в обучении и воспитании детей);
- психологическую (включает социально – психологическую поддержку и коррекцию);
- посредническую (включает помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания).
Различные исследования свидетельствуют, что не все родители владеют методикой воспитания своих детей.
Выделяют следующие причины: малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сёстрами, не имеют опыта семейных отношений; основательно утрачены традиции народной педагогики; из-за возникающих социальных и экономических трудностей, материальная необеспеченность семей понижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышается конфликтность в семье, ухудшается отношения между родителями и детьми; родители много времени уделяют работе. [1]
- Итак, чтобы родители принимали активное участие учитель должен выбрать эффективные формы взаимодействия с семьёй, дать достоверные и полные сведения об этапах развития ребёнка. Таким образом, можно перечислить следующие формы работы классного руководителя с семьёй:
- • встречи с родителями (консультации, тренинги, мастер-классы, круглые столы);
- • информирование об успеваемости, о достижениях, о задачах учебной воспитательной работы ребёнка;
- • общешкольные и классные родительские собрания;
- • создание родительского комитета;
- • конференции для родителей;
- • творческие конкурсы по темам и др.
Для того, чтобы узнать удовлетворённость родителей школой, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Сотрудничество семьи и школы». Методика выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. При подсчёте учитывается только количество положительных ответов. По данным результатам нами были сделаны следующие выводы:
- подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя – 48%. Родители полностью доверяют классному руководителю в воспитании своего ребёнка, одобряют проводимые мероприятия в школе и классе, а также считают, что помощь классного руководителя нужна в воспитании ребёнка;
- заинтересованы в дальнейшем взаимодействии со школой – 27%. Родители всегда могут без приглашения обратиться к учителю и думают, что родительские собрания – это встреча единомышленников.
- активность родителей – 21%. Родители регулярно посещают родительские собрания, а если пропускают то, только по уважительной причине;
- не вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем – 4% Родители считают, что родительские собрания – это вынужденная необходимость и в ремонте класса готовы помочь только материально.
Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что большинство родителей удовлетворены работой школы, но не все родители вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем. Это означает, что с данными родителями классный руководитель не сумел своевременно вовлечь их совместную деятельность.
Совместная работа семьи и школы в процессе учебной деятельности играет важную роль для развития и становлении личности. Решение проблемы совместной работы семьи и школы решаются, когда их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.
Источник: https://e-koncept.ru/2017/770765.htm