Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня в нашем блоге пойдет речь о формах государства. Мы подробно рассмотрим эту тему с применением различных методов, которые помогут нам сформировать целостную картину о внутриполитическом устройстве государства.
Узнай стоимость своей работы
Сегодня в современном обществе, каждое государство выбирает тот путь развития, который ему наиболее близок по ряду объективных и субъективных причин. Такими причинами могут явиться, исторические процессы, так же климатические и иные условия в которых развивается определенное общество.
Для того чтобы в государстве обеспечить стабильность и нормальное функционирование, необходимо: во-первых, организовать государственную власть; во-вторых, установить способы и механизмы осуществления государственной власти; и, в-третьих, выстроить линию взаимосвязи территориальных образований внутри страны.
Это все и является составляющими формы государства.
!Форма государства — это устройство политической организации общества, признанное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
! Из выше сказанного следует, что форма государства включает в себя такие важные элементы как: — форма правления — это система организаций высших органов власти; — форма государственно-территориального устройства — это система организующая способы взаимодействия территориальных образований;
— политический режим — это методы и способы осуществления государственной власти.
Узнай стоимость своей работы
В свою очередь на протяжении многих столетий, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем, эти элементы развиваются и изменяются, от родоплеменной общины до правового государства. Представим это в виде таблице (см. ниже).
Из таблицы видно, что каждый элемент содержит в себе разработанную, так сказать, концепцию развития, то есть модель развития государства в том или ином направлении.
Начнем рассматривать с форм правления, предлагают вся власть сосредотачивается в руках монарха (самодержавца), или выбрать путь развития государства как республики, в рамках которой власть проявляется, как общественное дело.
Монархия имеет свои виды, которые обладают своими признаками.
Виды монархии:
- Абсолютная — подразумевает абсолютную власть в лице единовластного правителя, которая ничем не ограниченна (Саудовская Аравия);
- Дуалистическая — принадлежность законодательной власти поделена между монархом и парламентом, при этом монах не органичен в остальных вопросах (Марокко, Непал);
- Парламентская (конституционная) — власть по всем основным вопросам принадлежит парламенту и монарх обладает незначительным набором властных полномочий (Великобритания, Швеция).
Так же и республики свойственны свои виды, у которых есть отличительные черты. Виды республик:
- Президенская — форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Бразилия);
- Смешанная — такая форма правления при которой президент не является главой правительства, а участвует в его формировании при этом парламент принимает участие в одобрении правительства и ряде аспектов (Франция, Австрия);
- Парламентская — при такой форме правления значительное количество полномочий переданны парламенту ( ФРГ, Швейцария).
Перед нами представилось 6 возможных вариантов путей развития государства, и по какую модель выберет государство зависит от множества различных факторов, таких как политических, экономических и исторических. Что бы управление государством могло эффективно развиваться, вне зависимости от величины своей территории, существуют формы государственно-территориального устройства, такие как:
- унитарное государство — одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами,политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей (Веколибритания, Дания);
- федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (Россия, Бразилия);
- конфедерация — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий (СНГ, ЕС).
Как правило, унитарное государство строиться в странах обладающих относительно небольшой территорией, а федерации эффективно работают на более больших территориях, а что касается конфедерации — это, довольно таки, редкое явление. Безусловно, форма государственно-территориального устройства влияет на организацию ряда процессов внутри государства.
Что косается политического режима, как элемента формы государства, на мой взгляд, в таблице все предельно понятно, в последующем подробнее мы разберем его в отдельном блоге. Так будет более целесообразным, но при ответе в последующем на задания нужно помнить о том что это важный элемент.
Подводя итог, необходимо сказать, что любое государство должно выбирать свой путь развития самостоятельно с учетом всех возможных факторов, и та форма которую выбирает общество должно служить во благо ему. Возможно в последующем данные формы приобретут иной вид, но многие считают что это идеальные варианты, которых необходимо придерживаться всем современным государствам.
© Мария Растворова 2015.
Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/obshhestvoznanie/formagosudarstva.html
Формы государства
3) Форма государственного устройства — это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
4) Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Выделяют деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический режимы.
5) Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире. От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
В форме государства выражается
его строение, на которое влияют
как социально-экономические факторы,
так и природные, климатические
условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
- 6) Конкретная форма государства
предопределяется историческим
типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов: - 1) уровня экономического развития общества;
- 2) соотношения классовых сил;
- 3) историко-национальных и культурных
традиций;
4) международной обстановки и
т.п.
Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.
- Список
использованной литературы
- Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс. – М.: Наука, 1993. -342 с.
- Алесксеев С.С.Проблемы теории права, Т.1. – М.: Прогресс, 2000. – 267 с.
- Алексеев С.С. Теория права. – М.: Наука, 1995. – 462 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега Л, 2004.
- Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. — Н. новгород, 1993.
- Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Наука, 1994. – 456 с.
- Клименко С.В. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 1998. – 380 с.
- Коваленко А.И. Теория государства и права. (В вопросах и ответах). Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Наука, 1994.
- Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.
- Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.
- Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
- Поляков В. А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб: Издательский дом С.- Петербургского государственного университета, 2004.
- Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит — ра., 2003.
- Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М.: Наука, 1996.
- Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2 — е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 1997.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2000.
- Ардашкин В. Д.К современной концепции государства.//Правоведение. -1992. — № 2. — с. 97 — 99
- Байтин М. И. О понятии государства //Правоведение. -2002. — № 3 (242). — С. 4 — 16
- Брезгулевская Н. В. .Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. -2005. — № 3. — с. 150 — 162
- Вишняков В.Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журнал российского права, ,2004 г.- № 12. – с. 26 -28
- Деев Н. Н.От государства-аппарата к государству-ассоциации.// Правоведение. -1990. — № 5. — с. 3 — 11
- Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. — 2002 г. — № 1. – с. 42 — 51
- Кудрявцев Ю. А.Политические режимы: Критерии классификации и основные виды. //Правоведение. -2002. — № 1 (240) — с. 195 — 205
- Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. №10. – с. 22 — 34
- Тимонин А.Н. О значении понятия “классическая форма” возникновения государства в теории происхождения государства // Российский юридический журнал.- 1995.- №2(6) – с. 15 -18
- Тирских М. Г. О понятии политического режима. // Сибирский Юридический Вестник. — 2004. — № 3. – с. 60 — 75
- Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право.- 1994. — № 1. — с. 109-115.
Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/formy-gosudarstva/100536.809725.s5.html
Политология. Учебник для ВУЗов
Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.
Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».
“Форма правления” — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — это монархия и республика и их разновидности.
Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха.
Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя.
В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.
Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти.
Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.
(Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года — “Конституционная монархия под самодержавным царем”) — сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.
Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнанадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении.
Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет*. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство.
Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы.
Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт).
Республика — известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.
Президентская республика
Источник: http://politics.ellib.org.ua/pages-6771.html
Глава 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие и структура формы государства. Виды форм государственного правления
Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.
Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима.
Форма государства | ||
Форма государственного правления | Форма государственного устройства | Форма государственного режима |
— порядок образования и организации высших органов власти в государстве | — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом | — порядок осуществления государственной власти в определенные способы определенными методами и средствами |
Форма государственного правления | ||
Монархия | Республика | |
— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им) | — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избираемым населением на определенный срок |
- На протяжении истории возникали различные виды монархий:
- 1) восточная деспотия, основанная на азиатском средстве производства;
- 2) античная (рабовладельческая);
- 3) феодальная:
- а) ранньофеодальна — характеризуется большой степенью децентрализации,
- б) сословно-представительная — власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа (Испания-кортесы, Франция — генеральные штаты, Англия — парламент);
- в) абсолютная',
- 4) конституционная.
- Рассмотрим абсолютную и конституционную монархии, потому что другие практически не существуют.
Монархия | |
Абсолютная (неограниченная) | Конституционная (ограниченная) |
Монарх не ограничен конституцией, осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладельческих и феодальных обществ). Сохранилась в первозданном виде (без конституции и парламента) в единичных странах (султанат Оман). Современная абсолютная монархия, как правило, имеет и конституцию, и парламент. Конституция устанавливает, что власть исходит от монарха, то есть утверждает его абсолютную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, Саудовская Аравия), которая в любое время может быть распущена (в Бахрейне распущена через полтора года после создания) | Власть монарха ограничена конституцией, он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетен ему; парламент осуществляет законодательную деятельность (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия, Япония и др.) |
Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.
В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символическая.
Монарх лишь подписывает законодательные акты, принятые парламентом и формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями.
Фактическим главой государства (премьер-министром становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно.
Современные монархии в основном являются парламентскими (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.).
В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом.
Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений.
Он имеет право отлагательного вето в отношении законов, издаваемых парламентом, и право роспуска парламента.
Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент).
Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871 — 1918 гг. Она существовала также в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии и других странах.
В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.
- В истории государств мира возникали разные виды республик:
- античная,
- средневековая (феодальная);
- буржуазная;
- социалистическая.
- Рассмотрим современные виды республик.
Республика | ||
парламентская | президентская | смешанная (полупрезидентская) |
Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, который избирается населением страны. Президент избирается парламентом, либо более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия) | Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентсь-либо путем — прямыми или косвенными выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак) | Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, который возглавляет правительство. Президент имеет вправо председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция) |
Уточним роль президента в президентской и парламентской республиках.
Источник: http://lybs.ru/index-7647.htm
Формы государства
Определение понятия форма государства
Понятие форма государства отражает внутреннюю организацию государства, способ его устройства. Именно с помощью данных составляющих представляется возможным отличить одно государство от другого.
Элементы формы государства
Форма правления. Представленный элемент формы государства характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления выделяют страны с монархической или республиканской формой правления.
Форма государственного устройства. Суть этого элемента сводится к отражению территориальной структуры государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. В последнее время выделилась еще одна форма государственного устройства – региональное государство.
Политический (государственный) режим. Данный элемент представляет собой систему методов, способов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. В зависимости от особенностей набора используемых приемов властвования выделяют три основных политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Виды формы государства
Как правило, формы государства разделяют по следующей типологии:
- монократическая форма государства;
- поликратическая форма государства;
- сегментарная форма государства.
Монократическая форма
Для монократической формы государства характерно единовластие – государственная власть сосредоточена либо в руках единоличного монарха, либо одного государственного органа.
Также отличительной чертой данной формы государства является тоталитарная система, власть полностью закрыта от постороннего вмешательства, которое зачастую может жестко пресекаться. В государстве существует единая идеология, которая зачастую выражается в культе личности, а также однопартийность или несменяемый лидер страны.
Монократическая форма государства имеет следующие разновидности:
- теократическая монократия существует в странах мусульманского фундаментализма (исламистских) – Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты;
- экстремистская (фашистская) монократия была широко распространена в середине ХХ века. Яркими представителями являются фашистская Германия и Италия, Испания во время диктатуры Франко;
- милитаристская монократия имеет место в том случае, когда формально государственная власть принадлежит военному совету, а фактически – его руководителю. В настоящее время эта форма монократии распространена в Мьянме, Фиджи;
- монократия тоталитарного социализма существовала в СССР до 1953 года, сегодня представлена в КНДР.
Поликратическая форма государства
Поликратическая форма менее жесткая. При такой форме государства в стране имеется система разделения властей, происходит децентрализации территориального управления, преобладают демократические методы управления, которые выражаются в проведении выборов, предоставлении свобод и гарантий гражданам.
Поликратическая форма государства подразделяется на следующие виды:
- традиционная поликратия, сложившаяся в большинстве демократических стран в послевоенный период (Япония, США, Франция и др.);
- постсоциалистическая поликратия образовалась в результате распада социалистического блока (Польша, Венгрия, Эстония, Латвия и др.).
Сегментативная форма государства
Сегметативная форма является промежуточной формой, при которой в обществе преобладает довольно широкий слой олигархии, однако правящую верхушку занимает одно лицо – президент или монарх. Представленная форма государства имеет следующие разновидности:
- сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай);
- более авторитарная форма (Марокко, Сенегал, Нигерия).
Вывод
Категория форма государства отвечает на вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.
Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/formy-gosudarstva/
курсовая работа по ТГП "формы правления"
- ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
- ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
- Кафедра теории и истории государства и права
- ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
- Курсовая работа
- студента заочно-ускоренной формы обучения
- группа ЮЮС-040-У
Салтыкова С.А.
Научный руководитель:
доцент Иванов Р.Л.
- Омск
- 2010
- Оглавление
2 | |
|
3 |
|
5 |
|
8 |
|
8 |
9 | |
12 | |
|
15 |
|
17 |
|
17 |
|
18 |
|
21 |
27 | |
|
28 |
|
28 |
|
28 |
Схема 1. Формы правления.Рисунок 1. Монархические государства современности.Таблица 1. Монархии (существующие на 1 января 2010 года).Таблица 2. Монархии, упразднённые в XX—XXI векахРисунок 2. Президентские республики. |
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.
Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления.
Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества).
Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в ХIХ в.
суперпрезидентских, а в ХХ в президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (как, например, в КНДР). В результате возникают смешанные, нетипичные формы правления.
Здесь раскрываются некоторые тенденции в развитии форм правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм, структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России.
Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту.
Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.
- Но поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее рассматривается понятие формы правления и классифицируются их разнообразные формы.
- Понятие формы государства и ее составные части.
- Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения, оно является не только логической категорией, но и категорией конкретно-исторической.
Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней оболочкой. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс постоянного ее обновления.
Изучение формы государства проливает свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления государственной власти и т.д.
Форму государства можно понимать как специфическую политическую организацию общества в отличие от иной, неполитической, безгосударственной организации общества.
Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова.
Она характеризуется способами организации верховной, суверенной власти, принципами ее взаимоотношения с другими органами государства, с населением и его составными частями, методами осуществления политической власти в государстве.
- Форма государства — это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.
- В юридической науке, теории государства и права уже давно обсуждается вопрос о точности понятия “форма государства”, и до сих пор участники дискуссии не пришли к единодушным выводам по главному вопросу — о самом подходе к понятию формы государства.
- По мнению одних, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.
Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию “форма государства”. В узком смысле форма государства отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
Согласно третьему направлению, с помощью которого, как я считаю, можно наиболее полно рассмотреть интересующий нас вопрос и которого придерживается большинство государствоведов, форма государства может быть понята как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства (или административно-территориальной структуры) и политического режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления — организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления — это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве.
- Вопрос о формах правления и их отличительных признаках будет рассмотрен в дальнейшем более подробно.
- Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.
- Форма государственного устройства показывает:
- 1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- 2. каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
- 3. как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
4. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
В некоторых источниках выделяется понятие политического режима в государстве, который характеризует принципы политической демократии — сохранение или ликвидацию демократических свобод, многопартийность или однопартийность системы правления и т.д.
Политический режим представляет собой составную часть формы государства. Без анализа своеобразия политического режима невозможно определить такие специфические формы государства как деспотия, тирания, фашизм.
- Политический режим — система методов осуществления государственной власти, характеризующая состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности.
- Его также можно охарактеризовать как конкретное проявление государственной организации власти, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, юридическом положении личности, а также во взаимосвязи методов деятельности органов власти.
- Существует такая точка зрения, согласно которой политический режим представляет собой внутреннюю форму государства, а форма правления и форма государственного устройства — его внешнюю форму.
Источник: https://nsportal.ru/vuz/yuridicheskie-nauki/library/2014/11/17/kursovaya-rabota-po-tgp-formy-pravleniya
Форма правления
О проекте / тгп / формы государства / форма правления
Форма правления представляет собой важнейший элемент формы государства, определяющий систему организации и функционирования, порядок образования органов государственной власти в рамках отдельного государства.
Форма государственного правления призвана раскрыть три сущностные стороны государственной власти: организацию, компетенцию и систему взаимоотношений и взаимосвязей органов государственной власти. Кроме того, форма правления раскрывает, кому принадлежит государственная власть, и кто ее реально осуществляет.
Форму правления не следует путать с другими элементами формы государства: формой государственно-территориального устройства и политическим режимом.
Виды форм правления:
Существуют две основные формы правления: монархическая и республиканская.
Помимо них существуют смешанные формы правления: монархическая с элементами республики (выборная монархия, характерна для ОАЭ и Малайзии), республиканская с элементами монархии (современные тоталитарные и ряд авторитарных государств, несменяемость первого лица государства, передача власти по наследству), теократическая республика (исламское государство, верховная власть духовенства)
Формы правления современных государств:
- Президентская республика (верховная власть президента, президент является главой правительства): США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Парагвай, Чили, Венесуэла, Казахстан, Индонезия, Южная Корея.
- Президентская республика (исполнительная власть президента ограничена парламентом): ЮАР, Ботсвана.
- Смешанные республики (президент, правительство и парламент делят между собой властным полномочия в различных вариациях): Россия, Франция, Алжир, Египет, Демократическая Республика Конго, Украина.
- Парламентские республики (парламент формирует состав правительства): Германия, Польша, Чехия, Италия, Турция, Австрия, Финляндия, Монголия, Индия.
- Республики с ведущей ролью партии (роль партии закреплена законодательно): Китай, Вьетнам, КНДР.
- Теократические республики (верховная власть духовенства): Иран.
- Парламентские конституционные монархии (правительство формируется парламентом, монарх номинальная фигура, не обладающая реальной властью): Канада, Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Австралия, Нидерланды, Таиланд, Япония.
- Конституционные монархии (монарх обладает реальной властью, ограниченной парламентом и конституцией): Монако, Марокко, Иордания, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бутан.
- Абсолютные монархии (неограниченная власть монарха): Саудовская Аравия, ОАЭ.
Интересное:
Источник: http://www.student-pravo.ru/tgp/forma-pravlenia/
Теория власти и политической системы — Формы государства — Литература для студента
Страница 29 из 37
Формы государства.
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государства) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Монархия — (от греч.
monarchia — единовластие, единодержавие, единоправие) — форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица — главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха (фараона, царя, короля, императора, султана, шаха и т.д.).
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.
Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями, а иногда также имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям. Правительство формируется в них большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика.
Второй основной формой правления являются республики. Республика (от лат.
res publica — общественное дело) — государство с органами власти, формируемыми по принципу их выборности народом; форма государственного правления, при которой высшая власть (законодательная, судебная, исполнительная) принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом. В республиках источником власти является народное большинство; высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: 1) парламентская, 2) президентская и 3) смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
1. Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
Таким образом, парламентская республика — это форма государственного устройства, при котором в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту, который формирует правительство, несущее перед парламентом политическую ответственность.
Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента.
Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случает необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.
В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата.
Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент.
В парламентской республике глава государства — это, по сути дела, руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства.
Он занимает первое место в иерархии церемониальных, почетных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики.
Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламентской форме правления проявляются в том, что он избирается парламентом и, по сути дела, от него зависит его легитимность.
Если глава государства всего лишь церемониальный руководитель, то глава правительства — главный активный политический руководитель страны. В разных странах он называется по-разному: премьер-министр, премьер, канцлер, председатель совета министров. Ему принадлежит главная роль в формировании политики и руководстве правительством.
Что касается самого правительства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парламенте и несет перед ним ответственность. Главу правительства назначает парламент. Главная задача парламента — формирование правительства.
Именно в ходе парламентских выборов выясняется, какая партия или коалиция партий будет формировать правительство.
Типичный образец парламентской республики — ФРГ. Здесь вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту — бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям.
Бундестаг не только формирует правительство, но и избирает главу правительства — канцлера. Фракция партии большинства играет активную роль в работе правительства, в принятии им ответственных решений.
Само правительство формируется из числа депутатов парламента, представляющих партийные фракции парламентского большинства. В состав кабинета, как правило, не приглашаются беспартийные специалисты.
Сильными позициями обладает исполнительная власть в парламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и формирует правительство, а вторая образует “официальную оппозицию ее величества”, ожидая своей очереди для победы на следующих выборах.
Премьер-министр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает широкими полномочиями.
Причем правительство вправе осуществлять далеко идущие изменения в обществе, такие, например, как национализация ряда ведущих отраслей экономики (при лейбористах) или денационализация и реприватизация (при консервативном правительстве М.Тэтчер).
2. Президентская республика.
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Президентская республика — это форма государственного устройства, в котором президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом.
Источник: http://geum.ru/lib/formi-gosudarstva.php
Формы государственного правления и устройства
Государства разделяются по двум существенным признакам — по форме правления и по форме устройства. Форма государственного правления —
организация государственной власти, которая включает в себя порядок и статус высших органов государственной власти и порядок взаимодействия между ними. Выделяют две основные формы правления — монархию и республику.
Монархическая форма правления предполагает сосредоточение государственной власти в руках одного человека — монарха, получающего свою власть по наследству. Абсолютная монархия — форма правления, которая установилась в феодальных государствах в период их упадка.
В этой форме правления вся власть принадлежит монарху, и для нее не характерно разделение властей. Конституционная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничивается законом. Она зарождается в период капиталистического общества и представляет своеобразный компромисс между дворянством и буржуазией.
Конституционная монархия разделяется на парламентскую и смешанную. При парламентской монархии власть монарха существенно ограничивается, особенно в законодательной и исполнительной сферах. Основным органом государственной власти является парламент. Монарх не влияет на политическую жизнь и деятельность парламента.
При смешанной монархии правительство формируется монархом и не зависит от парламента. В государстве существуют два независимых органа власти — правительство и парламент.
Республика — форма правления, в которой носителем власти являются государственные выборные органы. В президентской республике всенародно избираемый президент выполняет сразу две функции — главы государства и главы правительства.
В парламентской республике власть в большей степени принадлежит парламенту, а президент выполняет функции представительства государства на высшем уровне, принимает участие в процедурах награждения.
Президент избирается парламентом и реального участия в политической жизни не принимает.
Государственное устройство — внутреннее строение государства, т.е. территориальное деление на составляющие его части, которые имеют определенную степень самостоятельности.
Выделяют три основные формы государственного устройства: 1) унитарное государство — единое, целостное образование, которое обладает единой системой законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единой финансовой системой и одной конституцией (Италия, Украина); 2) федеративное государство — объединение государств или государственных образований (республик, кантонов, штатов). Федерации обладают единой законодательной, исполнительной и судебной властью, законами. Однако в каждой части федерации действуют также свои законы и существуют свои властные органы, конституция; 3) конфедеративное государство — такое объединение государств, при котором они сохраняют свою самостоятельность, существуют в соответствии со своими законами и обладают независимой законодательной, исполнительной и судебной властью. Конфедерации создаются при условии постановки перед отдельными государствами единых задач — экономических, политических, военных, культурных (СНГ, ЕЭС).
Источник: https://studref.com/538355/sotsiologiya/formy_gosudarstvennogo_pravleniya_ustroystva