Формы государства и власти — справочник студента

Формы государства и власти - Справочник студента

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня в нашем блоге пойдет речь о формах государства. Мы подробно рассмотрим эту тему с применением различных методов, которые помогут нам сформировать целостную картину о внутриполитическом устройстве государства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сегодня в современном обществе, каждое государство выбирает тот путь развития, который ему наиболее близок по ряду объективных и субъективных причин. Такими причинами могут явиться, исторические процессы, так же климатические и иные условия в которых развивается определенное общество.

Для того чтобы в государстве обеспечить стабильность и нормальное функционирование, необходимо: во-первых, организовать государственную власть; во-вторых, установить способы и механизмы осуществления государственной власти; и, в-третьих, выстроить линию взаимосвязи территориальных образований внутри страны.

Это все и является составляющими формы государства.

!Форма государства — это устройство политической организации общества, признанное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

! Из выше сказанного следует, что форма государства включает в себя такие важные элементы как: — форма правления — это система организаций высших органов власти; — форма государственно-территориального устройства — это система организующая  способы взаимодействия территориальных  образований;

— политический режим — это методы и способы осуществления государственной власти.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Гендерные различия в творческом мышлении - справочник студента

Оценим за полчаса!

В свою очередь на протяжении многих столетий, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем, эти элементы развиваются и изменяются, от родоплеменной общины до правового государства. Представим это в виде таблице (см. ниже).

Из таблицы видно, что каждый элемент содержит в себе разработанную, так сказать, концепцию развития, то есть модель развития государства в том или ином направлении.

Начнем рассматривать с форм правления, предлагают вся власть сосредотачивается в руках монарха (самодержавца), или выбрать путь развития государства как республики, в рамках которой власть проявляется, как общественное дело.

Монархия имеет свои виды, которые обладают своими признаками.

Виды монархии:

  • Абсолютная — подразумевает абсолютную власть в лице единовластного правителя, которая ничем не ограниченна (Саудовская Аравия);
  • Дуалистическая — принадлежность законодательной власти поделена между монархом и парламентом, при этом монах не органичен в остальных вопросах (Марокко, Непал);
  • Парламентская (конституционная) — власть по всем основным вопросам принадлежит парламенту и монарх обладает незначительным набором властных полномочий (Великобритания, Швеция).

Так же и республики свойственны свои виды, у которых есть отличительные черты. Виды республик:

  • Президенская — форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Бразилия);
  • Смешанная — такая форма правления при которой президент не является главой правительства, а участвует в его формировании при этом парламент принимает участие в одобрении правительства и ряде аспектов (Франция, Австрия);
  • Парламентская — при такой форме правления значительное количество полномочий переданны парламенту ( ФРГ, Швейцария).

Перед нами представилось 6 возможных вариантов путей развития государства, и по какую модель выберет государство зависит от множества различных факторов, таких как  политических, экономических и исторических. Что бы управление государством могло эффективно развиваться, вне зависимости от величины своей территории, существуют формы государственно-территориального устройства, такие как:

  • унитарное государство — одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами,политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей (Веколибритания, Дания);
  • федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (Россия, Бразилия);
  • конфедерация — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий (СНГ, ЕС).

Как правило, унитарное государство строиться в странах обладающих относительно небольшой территорией, а федерации эффективно работают на более больших территориях, а что касается конфедерации — это, довольно таки, редкое явление. Безусловно, форма государственно-территориального устройства влияет на организацию ряда процессов внутри государства.

Что косается политического режима, как элемента формы государства, на мой взгляд, в таблице все предельно понятно, в последующем подробнее мы разберем его в отдельном блоге. Так будет более целесообразным, но при ответе в последующем на задания нужно помнить о том что  это важный элемент.

Подводя итог, необходимо сказать, что любое государство должно выбирать свой путь развития самостоятельно с учетом всех возможных факторов, и та форма которую выбирает общество должно служить во благо ему. Возможно в последующем данные формы приобретут иной вид, но многие считают что это идеальные варианты, которых необходимо придерживаться всем современным государствам.

© Мария Растворова 2015.

  • Формы государства и власти - Справочник студента

Формы государства и власти - Справочник студента

Формы государства и власти - Справочник студента Формы государства и власти - Справочник студента Формы государства и власти - Справочник студента

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/obshhestvoznanie/formagosudarstva.html

Формы государства

         3) Форма государственного устройства — это элемент формы государства, 
характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

          4) Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Выделяют деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический режимы.

          5) Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире. От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

          В форме государства выражается 
его строение, на которое влияют 
как социально-экономические факторы, 
так и природные, климатические 
условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

  •           6) Конкретная форма государства 
    предопределяется историческим 
    типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:
  •           1) уровня экономического развития общества;
  •           2) соотношения классовых сил;
  •           3) историко-национальных и культурных 
    традиций;

          4) международной обстановки и 
т.п.

          Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.   
      
      
      
   

    Список 
    использованной литературы
  1. Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс. – М.: Наука, 1993. -342 с.
  2. Алесксеев С.С.Проблемы теории права, Т.1. – М.: Прогресс, 2000. – 267 с.
  3. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Наука, 1995. – 462 с.
  4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега Л, 2004.
  5. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. — Н. новгород, 1993.
  6. Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Наука, 1994. – 456 с.
  8. Клименко С.В. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 1998. – 380 с.
  9. Коваленко А.И. Теория государства и права. (В вопросах и ответах). Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Наука, 1994.
  10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.
  11. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.
  12. Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
  13. Поляков В. А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб: Издательский дом С.- Петербургского государственного университета, 2004.
  14. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит — ра., 2003.
  15. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М.: Наука, 1996.
  16. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2 — е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 1997.
  18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2000.

 

  1. Ардашкин В. Д.К современной концепции государства.//Правоведение. -1992. — № 2. — с. 97 — 99
  2. Байтин М. И. О понятии государства //Правоведение. -2002. — № 3 (242). — С. 4 — 16
  3. Брезгулевская Н. В.  .Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. -2005. — № 3. — с. 150 — 162
  4. Вишняков В.Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журнал российского права, ,2004 г.- № 12. – с. 26 -28
  5. Деев Н. Н.От государства-аппарата к государству-ассоциации.// Правоведение. -1990. — № 5. — с. 3 — 11
  6. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. — 2002 г. —  № 1. – с. 42 — 51
  7. Кудрявцев Ю. А.Политические режимы: Критерии классификации и основные виды. //Правоведение. -2002. — № 1 (240) — с. 195 — 205
  8. Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время //        Вопросы философии. 1993. №10. – с. 22 — 34
  9. Тимонин А.Н. О значении понятия “классическая форма” возникновения государства в теории происхождения государства // Российский юридический журнал.- 1995.- №2(6) – с. 15 -18
  10. Тирских М. Г. О понятии политического режима. // Сибирский Юридический Вестник. — 2004. — № 3. – с. 60 — 75
  11. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право.- 1994. — № 1. — с. 109-115.

Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/formy-gosudarstva/100536.809725.s5.html

Политология. Учебник для ВУЗов

Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

“Форма правления” — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — это монархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха.

Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя.

Читайте также:  Теория лидерских качеств - справочник студента

В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти.

Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

(Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года — “Конституционная монархия под самодержавным царем”) — сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнанадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении.

Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет*. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство.

Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы.

Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт).

Республика — известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика

Источник: http://politics.ellib.org.ua/pages-6771.html

Глава 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие и структура формы государства. Виды форм государственного правления

Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима.

Форма государства
Форма государственного правления Форма государственного устройства Форма государственного режима
— порядок образования и организации высших органов власти в государстве — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом — порядок осуществления государственной власти в определенные способы определенными методами и средствами
Форма государственного правления
Монархия Республика
— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избираемым населением на определенный срок
  • На протяжении истории возникали различные виды монархий:
  • 1) восточная деспотия, основанная на азиатском средстве производства;
  • 2) античная (рабовладельческая);
  • 3) феодальная:
  • а) ранньофеодальна — характеризуется большой степенью децентрализации,
  • б) сословно-представительная — власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа (Испания-кортесы, Франция — генеральные штаты, Англия — парламент);
  • в) абсолютная',
  • 4) конституционная.
  • Рассмотрим абсолютную и конституционную монархии, потому что другие практически не существуют.
Монархия
Абсолютная (неограниченная) Конституционная (ограниченная)
Монарх не ограничен конституцией, осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладельческих и феодальных обществ). Сохранилась в первозданном виде (без конституции и парламента) в единичных странах (султанат Оман). Современная абсолютная монархия, как правило, имеет и конституцию, и парламент. Конституция устанавливает, что власть исходит от монарха, то есть утверждает его абсолютную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, Саудовская Аравия), которая в любое время может быть распущена (в Бахрейне распущена через полтора года после создания) Власть монарха ограничена конституцией, он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетен ему; парламент осуществляет законодательную деятельность (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия, Япония и др.)

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.

В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символическая.

Монарх лишь подписывает законодательные акты, принятые парламентом и формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями.

Фактическим главой государства (премьер-министром становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно.

Современные монархии в основном являются парламентскими (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.).

В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом.

Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений.

Он имеет право отлагательного вето в отношении законов, издаваемых парламентом, и право роспуска парламента.

Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент).

Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871 — 1918 гг. Она существовала также в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии и других странах.

В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.

  1. В истории государств мира возникали разные виды республик:
  2. античная,
  3. средневековая (феодальная);
  4. буржуазная;
  5. социалистическая.
  6. Рассмотрим современные виды республик.
Республика
парламентская президентская смешанная (полупрезидентская)
Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, который избирается населением страны. Президент избирается парламентом, либо более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия) Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентсь-либо путем — прямыми или косвенными выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак) Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, который возглавляет правительство. Президент имеет вправо председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция)

Уточним роль президента в президентской и парламентской республиках.

Источник: http://lybs.ru/index-7647.htm

Формы государства

Определение понятия форма государства

Понятие форма государства отражает внутреннюю организацию государства, способ его устройства. Именно с помощью данных составляющих представляется возможным отличить одно государство от другого.

Элементы формы государства

Форма правления. Представленный элемент формы государства характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления выделяют страны с монархической или республиканской формой правления.

Форма государственного устройства. Суть этого элемента сводится к отражению территориальной структуры государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. В последнее время выделилась еще одна форма государственного устройства – региональное государство.

Политический (государственный) режим. Данный элемент представляет собой систему методов, способов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. В зависимости от особенностей набора используемых приемов властвования выделяют три основных политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Виды формы государства

Как правило, формы государства разделяют по следующей типологии:

  • монократическая форма государства;
  • поликратическая форма государства;
  • сегментарная форма государства.

Монократическая форма

Для монократической формы государства характерно единовластие – государственная власть сосредоточена либо в руках единоличного монарха, либо одного государственного органа.

Также отличительной чертой данной формы государства является тоталитарная система, власть полностью закрыта от постороннего вмешательства, которое зачастую может жестко пресекаться. В государстве существует единая идеология, которая зачастую выражается в культе личности, а также однопартийность или несменяемый лидер страны.

Монократическая форма государства имеет следующие разновидности:

  • теократическая монократия существует в странах мусульманского фундаментализма (исламистских) – Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты;
  • экстремистская (фашистская) монократия была широко распространена в середине ХХ века. Яркими представителями являются фашистская Германия и Италия, Испания во время диктатуры Франко;
  • милитаристская монократия имеет место в том случае, когда формально государственная власть принадлежит военному совету, а фактически – его руководителю. В настоящее время эта форма монократии распространена в Мьянме, Фиджи;
  • монократия тоталитарного социализма существовала в СССР до 1953 года, сегодня представлена в КНДР.

Поликратическая форма государства

Поликратическая форма менее жесткая. При такой форме государства в стране имеется система разделения властей, происходит децентрализации территориального управления, преобладают демократические методы управления, которые выражаются в проведении выборов, предоставлении свобод и гарантий гражданам.

Поликратическая форма государства подразделяется на следующие виды:

  • традиционная поликратия, сложившаяся в большинстве демократических стран в послевоенный период (Япония, США, Франция и др.);
  • постсоциалистическая поликратия образовалась в результате распада социалистического блока (Польша, Венгрия, Эстония, Латвия и др.).

Сегментативная форма государства

Сегметативная форма является промежуточной формой, при которой в обществе преобладает довольно широкий слой олигархии, однако правящую верхушку занимает одно лицо – президент или монарх. Представленная форма государства имеет следующие разновидности:

  • сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай);
  • более авторитарная форма (Марокко, Сенегал, Нигерия).

Вывод

Категория форма государства отвечает на вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/formy-gosudarstva/

курсовая работа по ТГП "формы правления"

  • ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ
  • Кафедра теории и истории государства и права
  • ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
  • Курсовая работа
  • студента заочно-ускоренной формы обучения
  •  группа ЮЮС-040-У

Салтыкова С.А.

Научный руководитель:

доцент Иванов Р.Л.

  1. Омск
  2. 2010
  3. Оглавление
2
  1. Форма государства. Понятие формы государства и ее составные части.
3
  1. Классификация государственных форм.
5
  1. Форма правления. Понятие.
8
  1. Классические формы правления.
8
9
12
  1. Нетипичные (смешанные) формы правления.
15
  1. “Республиканская монархия”.
17
  1. “Монархическая республика”.
17
  1. Полупрезидентская, полупарламентская республика.
18
  1. Иные нетипичные формы правления.
21
27
  1. Список использованной литературы.
28
  1. Список использованных нормативных правовых документов.
28
  1. Список использованных ссылок сети Интернет.
28
Схема 1. Формы правления.Рисунок 1. Монархические государства современности.Таблица 1. Монархии (существующие на 1 января 2010 года).Таблица 2. Монархии, упразднённые в XX—XXI векахРисунок 2. Президентские республики.

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.

Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления.

Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества).

Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в ХIХ в.

суперпрезидентских, а в ХХ в президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (как, например, в КНДР). В результате возникают смешанные, нетипичные формы правления.

Здесь раскрываются некоторые тенденции в развитии форм правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм, структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России.

Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту.

Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.

  • Но поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее рассматривается  понятие формы правления и классифицируются их разнообразные формы.
  • Понятие формы государства и ее составные части.
  •  Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения, оно является не только логической категорией, но и категорией конкретно-исторической.

Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней оболочкой. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс постоянного ее обновления.

Изучение формы государства проливает свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления государственной власти и т.д.

Форму государства можно понимать как специфическую политическую организацию общества в отличие от иной, неполитической, безгосударственной организации общества.

Она характеризуется способами организации верховной, суверенной власти, принципами ее взаимоотношения с другими органами государства, с населением и его составными частями, методами осуществления политической власти в государстве.

  1. Форма государства — это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.
  2. В юридической науке, теории государства и права уже давно обсуждается вопрос о точности понятия “форма государства”, и до сих пор участники дискуссии не пришли к единодушным выводам по главному вопросу — о самом подходе к понятию формы государства.
  3. По мнению одних, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.

Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию “форма государства”. В узком смысле форма государства отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.

Согласно третьему направлению, с помощью которого, как я считаю, можно наиболее полно рассмотреть интересующий нас вопрос и которого придерживается большинство государствоведов, форма государства может быть понята как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства (или административно-территориальной структуры) и политического режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления — организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления — это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве.

  • Вопрос о формах правления и их отличительных признаках будет рассмотрен в дальнейшем более подробно.
  • Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.
  • Форма государственного устройства показывает:
  • 1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • 2. каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
  • 3. как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;

4. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

В некоторых источниках выделяется понятие политического режима в государстве, который характеризует принципы политической демократии — сохранение или ликвидацию демократических свобод, многопартийность или однопартийность системы правления и т.д.

Политический режим представляет собой составную часть формы государства. Без анализа своеобразия политического режима невозможно определить такие специфические формы государства как деспотия, тирания, фашизм.

  1. Политический режим — система методов осуществления государственной власти, характеризующая состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности.
  2. Его также можно охарактеризовать как конкретное проявление государственной организации власти, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, юридическом положении личности, а также во взаимосвязи методов деятельности органов власти.
  3. Существует такая точка зрения, согласно которой политический режим представляет собой внутреннюю форму государства, а форма правления и форма государственного устройства — его внешнюю форму.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/yuridicheskie-nauki/library/2014/11/17/kursovaya-rabota-po-tgp-formy-pravleniya

Форма правления

О проекте  /  тгп  /  формы государства  /  форма правления

Форма правления представляет собой важнейший элемент формы государства, определяющий систему организации и функционирования, порядок образования органов государственной власти в рамках отдельного государства.

Форма государственного правления призвана раскрыть три сущностные стороны государственной власти: организацию, компетенцию и систему взаимоотношений и взаимосвязей органов государственной власти. Кроме того, форма правления раскрывает, кому принадлежит государственная власть, и кто ее реально осуществляет.

Форму правления не следует путать с другими элементами формы государства: формой государственно-территориального устройства и политическим режимом.

Виды форм правления:

Существуют две основные формы правления: монархическая и республиканская.

Помимо них существуют смешанные формы правления: монархическая с элементами республики (выборная монархия, характерна для ОАЭ и Малайзии), республиканская с элементами монархии (современные тоталитарные и ряд авторитарных государств, несменяемость первого лица государства, передача власти по наследству), теократическая республика (исламское государство, верховная власть духовенства)

Формы правления современных государств:

  • Президентская республика (верховная власть президента, президент является главой правительства): США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Парагвай, Чили, Венесуэла, Казахстан, Индонезия, Южная Корея.
  • Президентская республика (исполнительная власть президента ограничена парламентом): ЮАР, Ботсвана.
  • Смешанные республики (президент, правительство и парламент делят между собой властным полномочия в различных вариациях): Россия, Франция, Алжир, Египет, Демократическая Республика Конго, Украина.
  • Парламентские республики (парламент формирует состав правительства): Германия, Польша, Чехия, Италия, Турция, Австрия, Финляндия, Монголия, Индия.
  • Республики с ведущей ролью партии (роль партии закреплена законодательно): Китай, Вьетнам, КНДР.
  • Теократические республики (верховная власть духовенства): Иран.
  • Парламентские конституционные монархии (правительство формируется парламентом, монарх номинальная фигура, не обладающая реальной властью): Канада, Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Австралия, Нидерланды, Таиланд, Япония.
  • Конституционные монархии (монарх обладает реальной властью, ограниченной парламентом и конституцией): Монако, Марокко, Иордания, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бутан.
  • Абсолютные монархии (неограниченная власть монарха): Саудовская Аравия, ОАЭ.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/tgp/forma-pravlenia/

Теория власти и политической системы — Формы государства — Литература для студента

Страница 29 из 37

Формы государства.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государства) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Монархия — (от греч.

monarchia — единовластие, единодержавие, единоправие) — форма государственного правления, при которой  верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица — главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха (фараона, царя, короля, императора, султана, шаха и т.д.).

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной  властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями, а иногда также имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям. Правительство формируется в них большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика.

Второй основной формой правления являются республики. Республика (от лат.

res publica — общественное дело) — государство с органами власти, формируемыми по принципу их выборности народом; форма государственного правления, при которой высшая власть (законодательная, судебная, исполнительная) принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом. В республиках источником власти является народное большинство; высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: 1) парламентская, 2) президентская и 3) смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

1. Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Таким образом, парламентская республика — это форма государственного устройства, при котором в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту, который формирует правительство, несущее перед парламентом политическую ответственность.

Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента.

Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случает необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.

В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата.

Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент.

В парламентской республике глава государства — это, по сути дела, руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства.

Он занимает первое место в иерархии церемониальных, почетных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики.

Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламентской форме правления проявляются в том, что он избирается парламентом и, по сути дела, от него зависит его легитимность.

Если глава государства всего лишь церемониальный руководитель, то глава правительства — главный активный политический руководитель страны. В разных странах он называется по-разному: премьер-министр, премьер, канцлер, председатель совета министров. Ему принадлежит главная роль в формировании политики и руководстве правительством.

Что касается самого правительства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парламенте и несет перед ним ответственность. Главу правительства назначает парламент. Главная задача парламента — формирование правительства.

Именно в ходе парламентских выборов выясняется, какая партия или коалиция партий будет формировать правительство.

Типичный образец парламентской республики — ФРГ. Здесь вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту — бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям.

Бундестаг не только формирует правительство, но и избирает главу правительства — канцлера. Фракция партии большинства играет активную роль в работе правительства, в принятии им ответственных решений.

Само правительство формируется из числа депутатов парламента, представляющих партийные фракции парламентского большинства. В состав кабинета, как правило, не приглашаются беспартийные специалисты.

Сильными позициями обладает исполнительная власть в парламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и формирует правительство, а вторая образует “официальную оппозицию ее величества”, ожидая своей очереди для победы на следующих выборах.

Премьер-министр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает широкими полномочиями.

Причем правительство вправе осуществлять далеко идущие изменения в обществе, такие, например, как национализация ряда ведущих отраслей экономики (при лейбористах) или денационализация и реприватизация (при консервативном правительстве М.Тэтчер).

2. Президентская республика.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Президентская республика — это форма государственного устройства, в котором президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом.

Источник: http://geum.ru/lib/formi-gosudarstva.php

Формы государственного правления и устройства

Государства разделяются по двум существенным признакам — по форме правления и по форме устройства. Форма государственного правления —

организация государственной власти, которая включает в себя порядок и статус высших органов государственной власти и порядок взаимодействия между ними. Выделяют две основные формы правления — монархию и республику.

Монархическая форма правления предполагает сосредоточение государственной власти в руках одного человека — монарха, получающего свою власть по наследству. Абсолютная монархия — форма правления, которая установилась в феодальных государствах в период их упадка.

В этой форме правления вся власть принадлежит монарху, и для нее не характерно разделение властей. Конституционная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничивается законом. Она зарождается в период капиталистического общества и представляет своеобразный компромисс между дворянством и буржуазией.

Конституционная монархия разделяется на парламентскую и смешанную. При парламентской монархии власть монарха существенно ограничивается, особенно в законодательной и исполнительной сферах. Основным органом государственной власти является парламент. Монарх не влияет на политическую жизнь и деятельность парламента.

При смешанной монархии правительство формируется монархом и не зависит от парламента. В государстве существуют два независимых органа власти — правительство и парламент.

Республика — форма правления, в которой носителем власти являются государственные выборные органы. В президентской республике всенародно избираемый президент выполняет сразу две функции — главы государства и главы правительства.

В парламентской республике власть в большей степени принадлежит парламенту, а президент выполняет функции представительства государства на высшем уровне, принимает участие в процедурах награждения.

Президент избирается парламентом и реального участия в политической жизни не принимает.

Государственное устройство — внутреннее строение государства, т.е. территориальное деление на составляющие его части, которые имеют определенную степень самостоятельности.

Выделяют три основные формы государственного устройства: 1) унитарное государство — единое, целостное образование, которое обладает единой системой законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единой финансовой системой и одной конституцией (Италия, Украина); 2) федеративное государство — объединение государств или государственных образований (республик, кантонов, штатов). Федерации обладают единой законодательной, исполнительной и судебной властью, законами. Однако в каждой части федерации действуют также свои законы и существуют свои властные органы, конституция; 3) конфедеративное государство — такое объединение государств, при котором они сохраняют свою самостоятельность, существуют в соответствии со своими законами и обладают независимой законодательной, исполнительной и судебной властью. Конфедерации создаются при условии постановки перед отдельными государствами единых задач — экономических, политических, военных, культурных (СНГ, ЕЭС).

Источник: https://studref.com/538355/sotsiologiya/formy_gosudarstvennogo_pravleniya_ustroystva

Ссылка на основную публикацию