Маклаков А.Г. Описание: Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.
Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. Оглавление: Часть I. Введение в общую психологию …………………..……………………….……….. 11Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы …………………………..
…………….. 121.1. Методологические основы изучения человека …..…………………………. 121.2. Науки о человеке и человечестве ………………………………………………… 161.3. Психология как наука ………………………………………………………………. 221.4. Основные методы психологических исследований ……..…………………. 26Контрольные вопросы ………………………………………………….
…………….. 36Рекомендуемая литература ………………………….……………………………… 37Глава 2. Психология в структуре современных наук ………………………………………. 382.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании ….. 382.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ………..……………….. 452.3. Бихевиоризм как наука о поведении ………………
..…………………………… 492.4. Становление отечественной психологии ………..……………………………… 532.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ……….………………………. 562.6. Основные отрасли психологии ………………….………………………………… 62Контрольные вопросы …………………………….…………………………………… 68Рекомендуемая литература ……………………..
…………………………………….. 69Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ……………….…………………………..703.1. Понятие о психике ……………………………..……………………………..……….. 703.2. Развитие психики животных …………..…………………………………..……….. 76Контрольные вопросы …………………………….………………………………………..……….. 86Рекомендуемая литература ………………..
…………………………………………….…………. 86Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека ……………..……………. 884.1. Понятие о сознании ………………………………..…………………………………………… 884.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………….. 954.3. Развитие психики человека ………………………………..……………………………… 984.4.
Физиологические основы психики человека …………………………………….. 105Контрольные вопросы ………………………………..…………………………………………… 120Рекомендуемая литература …………………………..……………………………………… 120Глава 5. Психологическая теория деятельности …………………….…………………. 1225.1. Общая психологическая характеристика деятельности …
.…………………… 1225.2. Основные понятия психологической теории деятельности.Операционно-технические аспекты деятельности ………………………………. 1255.3. Теория деятельности и предмет психологии ………..…………………………… 1305.4. Физиология движений и физиология активности ……..……………………….. 135Контрольные вопросы ………………………….………………………………………
147Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. 147Глава 6. Неосознаваемые психические процессы ………….…………………………. 1496.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемыхпсихических процессов …………………………………………………………………. 1496.2. Неосознаваемые побудителисознательных действий …………………………….………………………………..
…. 1566.3. «Надсознательные» процессы …….…………………………………………………. 159Контрольные вопросы ……………….………………………………………………… 161Рекомендуемая литература ………….………………………………………………. 162Часть 2. Психические процессы ……….…………………………………………………..…. 163Глава 7. Ощущение ………………………………
………………………………………………… 1647.1. Общее понятие об ощущении ……………………….……………………………….. 1647.2. Виды ощущений ……………………………..………………………………………….. 1697.3. Основные свойства и характеристики ощущений ……………………………… 1737.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ……..……………………. 1807.5. Развитие ощущений ………………
.……………………………………………………. 1837.6. Характеристика основных видов ощущений ………..…………………………… 184Контрольные вопросы ………………….……………………………………………………….. 198Рекомендуемая литература ………….…………………………………………………….. 199Глава 8. Восприятие ……………………………………………………………………………. 2008.1.
Общая характеристика восприятия ……………….………………………………… 2008.2. Физиологические основы восприятия ……………..……………………………… 2028.3. Основные свойства и виды восприятия …………………………………………… 2078.4. Индивидуальные различия в восприятиии его развитие у детей ……………………………..…………………………………… 2138.5. Предмет и фон в восприятии ..
……………….………………………………………. 2168.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ……..…………………….. 2188.7. Восприятие пространства ……………………………..……………………………… 2228.8. Восприятие движения и времени ……….………………………………..…………. 229Контрольные вопросы ……………………………………………………………………………
232Рекомендуемая литература ……………………….………………………………………….. 233Глава 9. Представление ………………………………………………………………………. 2349.1. Определение представления и его основные характеристики …….. 2349.2. Виды представлений ………………….………………………………………………… 2389.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие …..
..2429.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы …………….. 245Контрольные вопросы ………….……………………………………………………………. 246Рекомендуемая литература ……………………….……………………………………. 246Глава 10. Память …………………………………………………………………………….. 24710.1. Определение и общая характеристика памяти ……………………… 24710.2.
Основные виды памяти …………………………….…………………………….. 25510.3. Основные процессы и механизмы памяти ……….………………………. 26110.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие …….………. 275Контрольные вопросы …………..…………………………………………………….. 281Рекомендуемая литература …………………………………………………………… 282Глава 11. Воображение …
……………………………………………………………….. 28311.1. Общая характеристика воображения и его рольв психической деятельности ……………………..…………………………………… 28311.2. Виды воображения ……………….……………………………………….………….. 28611.3. Механизмы переработки представленийв воображаемые образы ………………………….…………………………………… 29011.4.
Индивидуальные особенности воображения и его развитие …..29211.5. Воображение и творчество …………….……………………………………….. 294Контрольные вопросы …………………..……………………………………………….. 296Рекомендуемая литература ……………………………………………………………. 296Глава 12. Мышление …………………………….…………………………………..………. 29812.1.
Природа и основные виды мышления ………………………………..……. 29812.2. Основные формы мышления ……………………………………….……………30412.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления …. 30912.4. Основные виды умственных операций ……………………………………….. 31612.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление ……32112.6.
Развитие мышления ……………………………………………………………………… 325Контрольные вопросы ………………………………………………………………………….. 331Рекомендуемая литература …………..……………………………………………………….. 331Глава 13. Речь ………………………………………………..…………………………………………33313.1. Общая характеристика речи ……
….………………………………………………33313.2. Физиологические основы речи ……..………………………………………….. 33613.3. Теоретические проблемы возникновения речи …………………………….. 34013.4. Основные виды речи ……………………………..………………………………… 34413.5. Развитие речи у ребенка …..……………………………………………………… 348Контрольные вопросы …..
………………….……………………………………….. 353Рекомендуемая литература ………………………………..……………………….. 353Глава 14. Внимание ………………………………….…………………………………………. 35414.1. Понятие внимания …………………………….…………………………………… 35414.2. Основные виды внимания ………………………………………………………..
36314.3. Основные характеристики свойств внимания ……………………………… 36614.4. Развитие внимания …………………………….…………………………………………. 370Контрольные вопросы ……………………………………………………………………………. 372Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………………. 372Глава 15. Воля ……………………….
………………………………………………………………. 37315.1. Общая характеристика волевых действий …………….……………………..37315.2. Основные психологические теории воли ……………………………………. 37615.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 37915.4. Структура волевого действия …………………..………………………………. 38315.5.
Волевые качества человека и их развитие …………………………….……. 387Контрольные вопросы ………………………..………………………………………………… 391Рекомендуемая литература ……………..…………………………………………………… 391Глава 16. Эмоции …………………………………………………………………………………… 39216.1. Виды эмоций и их общая характеристика ……
……………………………….39216.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..…………40016.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..………………………. 408Контрольные вопросы ………………………………………………………………………….. 414Рекомендуемая литература ………..……………………………………………………………415Глава 17.
Психические процессы как структурные элементы управленияпсихической деятельностью ………………………..………………………………………….41617.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки …….. 41617.2. Теория сигналов и психические процессы …..……………………………….. 42317.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы ..
428Контрольные вопросы ……………………….………………………………………………. 435Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. ….435Часть 3. Психические состояния и их регуляция …….……………………………. 437Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ……43818.1. Общее понятие об адаптации человека ………………………………………..
.. 43818.2. Общее представление о функциональном состоянии организма ……… 44218.3. Общая характеристика состояний организма и психики …..………………. 448Контрольные вопросы …………………..…………………………………………….. 455Рекомендуемая литература ………………………….………………………………. .455Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..…… 45619.1.
Понятие об эмоциональном стрессе …………….………………………………..45619.2. Регуляция эмоциональных состояний ……….………………………………….. 462Контрольные вопросы …………………….…………………………………………… 468Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 468Часть 4. Психические свойства личности …….………………………………………. 469Глава 20.
Личность ………………………………………………………………………………….47020.1. Общее понятие о личности ………………………….…………………………. 47020.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности …..……………. 47220.3. Формирование и развитие личности ……………………..………………………. 481Контрольные вопросы ……………………………….…………………………………
489Рекомендуемая литература ………………..…………………………………………. 489Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности ….49021.1. Теории личности …………………………………………………………………………49021.2. Методология экспериментальных исследований личности ….…………503Контрольные вопросы ……………….…………………………………………………
510Рекомендуемая литература …………………….……………………………………….510Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности …………….51122.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности ….51122.2. Психологические теории мотивации ………………………………………51722.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы … 52422.4.
Мотивированное поведение как характеристика личности …528Контрольные вопросы …………………………………………………………………. 534Рекомендуемая литература ……….…………………….……………………………. 534Глава 23. Способности ……………………………………………………………………53523.1. Общая характеристика способностей человека ……………………53523.2.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия …53923.3. Природа человеческих способностей ……………..……………………… 54523.4. Развитие способностей ………………………………………………………….. 548Контрольные вопросы ………………………..…………………………………………….551Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 551Глава 24.
Темперамент …………………………..……………………………………… 55324.1. Понятие о темпераменте ………………….………………………………….. 55324.2. Краткий обзор учений о темпераменте …………………………………. 55524.3. Физиологические основы темперамента …………….…………………. 56024.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности ….
562Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 565Рекомендуемая литература …………..……………………………………………. 565Глава 25. Характер ……………………………….…………………………………………. 56725.1. Понятие о характере ……………………………………………………………… 56725.2.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера .. 57025.3. Формирование характера ……………………..…………………………………..579Контрольные вопросы ………………………………..…………………………….. 581Рекомендуемая литература ……………..…………………………………………. 582
Редакт. Vitautus
#1
Категория: Пособия самодельщикам
#2
Категория: Энциклопедии, справочники, учебники
#3
Северин Е.С Категория: Медицина, Химия, Биохимия
#4
Синельников Р. Д. Категория: people, people, health
#6
Синельников Р. Д. Категория: people, people, health
Источник: https://booksee.org/book/670246
Физиологические теории эмоций
Биологическая теория Дарвина. Ч. Дарвин анализировал эмоции обезьян, изучая их выразительную мимику. Рассматривал эти движения как проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для взаимодействия с другими животными. Эти дижения имеют адаптивное значение.
Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с свободным внешним их выражением.
Напротив, подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания.
Теория Джеймса-Ланге. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция.
Но критики этой теории утверждали, что физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний.
Кроме того, вегетативные могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).
Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус (зрительный бугор).
Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.).
Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.
Активационная теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию.
Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга.
Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.
Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.
Биологическая теория П.К. Анохина.
Суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия.
Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление.
Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.
Информационная теория эмоций вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов.
В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений.
Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.
Теория П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f (П, (Ин – Ис) …), где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций и наоборот.
Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).
Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами.
• Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.
- Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента:
- — нейронную активность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент);
- — деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг» (выразительный компонент);
— субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.
Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций
Нейрокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях.
Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды.
Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.
О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица.
Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300-500 мс.
Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.
Источник: https://students-library.com/library/read/100183-fiziologiceskie-teorii-emocij
Психологические теории эмоций
Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.
Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.
Эволюционная теория эмоций
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей.
Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.
Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Органическая теория эмоций
Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех — органическим проявлением эмоции радости.
Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о.
, нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.
Психоорганическая теория эмоций
Ряд контраргументов к теории Джемса — Ланге предложил У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.
Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система.
В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Активационная психологическая теория эмоций
Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
- Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
- Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.
Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека.
Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.
Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.
Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Теория когнитивного диссонанса
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е.
когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе).
Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Когнитивно-физиологическая теория эмоций
С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).
Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.
В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций.
В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают.
Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.
Источник: https://psyera.ru/4215/psihologicheskie-teorii-emociy