Любое педагогическое воздействие, даже вне зависимости от его характера и направленности, всегда подчинено логике или, иными словами, логической взаимосвязи межу предметами и явлениями, составляющими учебно-воспитательный процесс.
Именно учет логических связей позволяет сделать образовательный процесс целостным, то есть единым целым, объединенным определенными целями и задачами, и путями к их достижению.
Однако логика и условия построения целостного педагогического процесса всегда связаны между собой: первая формирует вторые.
Прежде всего, необходимо отметить, что педагогический процесс часто носит субъектно-объектный характер (например, «учитель – ученик»), где субъект является носителем каких-либо знаний, передаваемых объекту обучения посредством, например, урока, лекции, беседы или семинара.
Однако все это – лишь формы и приемы работы, которые являются частью единого целого. Логическая взаимосвязь здесь заключается в том, что все части педагогического процесса связаны между собой и могут существовать лишь в структуре единого целого, а по отдельности их функция в образовательном процессе невозможна.
Современная же педагогика отдает предпочтение иному, субъект-субъектному типу отношений между участниками учебного процесса. Если сказать иначе, то и учитель, и ученик могут в определенной степени быть субъектами педагогического процесса, решая, например, поставленную задачу сообща.
Именно к субъект-субъектным отношениям участников педагогического процесса восходят такие методы работы в классе, как частично-поисковый и проблемный.
Например: учебный процесс по русскому языку, цель которого – знакомство школьников с деепричастием как глагольной формой. Во-первых, ученики должны узнать, что следует считать деепричастием в принципе, ознакомиться с научным определением данного термина.
Во-вторых, узнать, какими бывают виды деепричастий, какие грамматические категории им присущи. Затем узнать правила их образования и правописания, а после этого – синтаксические конструкции, которые они образуют, и роль деепричастия в предложении.
Даже не будучи специалистом в области методики преподавания русского языка, нетрудно понять, что все эти фрагменты материала будут понятны школьнику лишь в том случае, если его знакомить с ними именно в этой последовательности, а если познакомить их с какой-то одной частью материала вне общего контекста и без предварительной работы на закрепление ранее сформированных навыков и умений – такой рассказ учителя будет ученику непонятен. Таким образом, налицо – логическая взаимосвязь того, что является структурой учебного материала.
Целостность учебного процесса
Мы убедились, что педагогический процесс подчинен логике. И определили, что логика и условия построения целостного педагогического процесса связаны между собой. Хотя мы и описали, что образовательный процесс должен представлять собой единое целостное, может оказаться не до конца понятным: что именно следует вкладывать в понятие «целостность педагогического процесса»?
Современная педагогическая наука толкует данный термин следующим образом: «целостность педагогического процесса есть объективная совокупность целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и целостности действий учащихся». Таким образом, данный термин следует рассматривать в трех указанных выше аспектах. Рассмотрим их значения.
- Целостность содержания образования – это единство его четырех компонентов: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
- Целостность педагогической деятельности выражена в единстве поставленных задач обучения, форм и приемов работы, модели педагогического общения, форм педагогического контроля и обратной связи.
- Целостность деятельности учащихся предполагает тот набор знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть в течение какого-либо промежутка времени в логической последовательности, и который подчинен поставленным предмету, целям и задачам обучения.
Условия построения целостного педагогического процесса
Из изложенного в статье материала становится очевидным, что следует считать целостным педагогическим процессом. Но возникает невольный вопрос: а всегда ли существует возможность сформировать педагогический процесс в русле целостности? Как пишут многие современные ученые-педагоги, в частности, И.Б. Игнатова, И.Ф. Исаев, В.И. Лозовая и др.
, не всякое педагогическое воздействие, осуществляемое каким-либо педагогом, является целостным.
И, более того, в своих работах ученые отмечают, что во-первых, отсутствие целостности педагогического процесса крайне негативно сказывается на его качестве и, во-вторых, существуют особые условия построения целостного педагогического процесса, лишь при соблюдении которых он становится таковым Перечислим эти условия.
- Преобладание субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса.
- Использование в педагогической деятельности идентичного алгоритма, который включает в себя анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекцию и оценку степени эффективности педагогического воздействия.
- Осуществление субъектами педагогической работы целостной деятельности, направленной на преобразование собственной личности, которая осуществлялась бы не только в учебное, но и во внеучебное время. Например, современные педагоги могут принимать участие в научно-методических семинарах, знакомиться с научными работами, дидактическими наработками своих отечественных и зарубежных коллег, обогащая через это свой профессиональный и творческий потенциал.
- При планировании учебного процесса комплексный учет образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения.
- Направленность деятельности педагога не только на формирование системы определенных навыков и умений в рамках определенной учебной дисциплины или ее части, но и на социально-нравственное развитие их в контексте их роли в современном обществе. В частности, если мы говорим о профессиональном обучении врача, то студент должен постоянно знать о том, что врач – это намного больше, чем человек, который сидит и выписывает рецепты. А обучая школьников русской классической литературе, педагог должен проводить параллели с современной жизнью для того, чтобы нравственные ценности, затронутые на страницах классических произведений, вошли бы и в жизнь читателей-школьников.
Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/logika-usloviya-postroeniya-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa/
Педагогика: тезисы лекций и практические занятия | Тема 3. Педагогический процесс как целостная система
Характерные черты, структура, параметры, этапы, целостность педагогического процесса.
Педагогический процесс — это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е.
преобразованию их качеств и поведения, развитию личности.
Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.
Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:
- Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.
- Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.
- Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:
- субъект (педагог);
- объект педагогического воздействия (ученик);
- цели обучения и воспитания;
- предмет их совместной деятельности;
- средства педагогической коммуникации.
Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:
- гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;
- проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;
- конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;
- коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;
- организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.
Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:
- целеопределение;
- информационный компонент;
- прогнозирование;
- принятие решений;
- организация исполнения;
- общение и коммуникация;
- контроль;
- коррекция.
В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:
- анализ;
- реализация и регулирование;
- учет и оценка результатов.
- Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:
- уровнем реализации всех функциональных компонентов;
- уровнем технологичности;
- временем.
- Главные характеристики педагогического процесса — целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:
- в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;
- в наличии общего и сохранении специфического;
- в целостности и соподчиненности их.
Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание — на мотивационную и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они ведут к одной цели — формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
«Основа целостности педагогического процесса — есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли). Целостность педагогического процесса состоит в:
- Единстве обучения, воспитания, развития.
- Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.
- Единстве цели, средств и результата.
- Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.
- Единстве всех воспитательных систем — семьи, школы, общества.
Этапы педагогического процесса — это последовательность его развития:
- Первый этап — подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи — целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.
- Второй этап — основной: это осуществление, его задачи — педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.
- Третий этап — заключительный: это анализ, его задачи — выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.
Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.
Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.
Литература:
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. — М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.
- Кузьмина Н.В. Психологическое исследование. — СПб., 1994.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М., 1993.
Источник: http://vaniorolap.narod.ru/theme3.html
Сущность, структура и этапы педагогического процесса
Педагогический процесс (процесс в переводе с латинского «процессус» — «движение вперед, изменение») – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.(«Учебно-воспитательный процесс» — неполный синоним термина «педагогический процесс»).
Воспитание и обучение образуют единый педагогический процесс, но каждый имеет свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект.
В содержании воспитания преобладают норма, правила, ценности; воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса.
- Структура педагогического процесса
- Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру.ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ
- Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели.Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание.Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами).Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу.
Компоненты структуры педагогического процесса
1. Целевой компонент определяет цели и задачи.2. Содержательный включает в себя разработка содержания образования.3.
Операционно-деятельностный определяет процедуры по обучению и воспитанию и взаимодействию участников процесса.4.
Оценочно-результативный включает проверку, оценку и анализ результатов воспитания и обучения, суждение об эффективности процесса.
Этапы педагогического процесса
1. Подготовительный – это этап организации педагогического процеса, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.2.
Основной – этап осуществления, включает в себя педагогическое взаимодействие, организацию обратной связи, регулирование деятельности и оперативный контроль.3.
Заключительный – это анализ деятельности, включающий в себя выявление отклонений, вычленение ошибок, причины отклонений и меры по устранению ошибок.
Раздел статьи: Педагогика. Дидактика
Источник: http://opace.ru/a/suschnost_struktura_i_etapy_pedagogicheskogo_protsessa
Обучение в структуре целостного педагогического процесса
Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение — деятельность учеников.
Учение рассматривается как разновидность процесса познания. Познание учащимися действительности опирается на материалистическую теорию познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем.
Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.
В терминах физиологии И. Павлова научение — это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психология рассматривает учение как выработку запланированных реакций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.
С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства.
Психологическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией.
Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение выступает как внутренний процесс, а учение, обучение — как процесс управления усвоением, педагогический.
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, Воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.
Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами применения знаний на практике. Навык — автоматизированное действие, элемент умения.
Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.
Развивающая функция обучения. Обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский).
В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.
Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (Л.В. Занков, В.В, Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).
Методологическую основу обучения составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), материализм, благодаря чему современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения, характерный для философских систем прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма.
Нынешняя ее концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая верификация приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе, учебной деятельности.
Выдвигая требование параллельного развития и одновременного взаимодействия чувств, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к ликвидации типичного для гербартианства и прогрессивизма противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых целиком от учителя и приобретаемых учащимися самостоятельно.
Хотя и медленно, но с каждым годом все более уверенно среди отечественных исследователей крепнет понимание комплексного подхода к созданию дидактической системы как главного методологического принципа.
Только та дидактическая система будет пригодной для решения этой задачи, глобальной образовательной задачи всестороннего и гармоничного развития личности, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, цели и мотивы познавательной деятельности.
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле.
Отсюда следует, что учению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом.
Основные из них следующие: направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; деятельностный характер обучения; единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; обеспечение радости успехов в овладении знаниями; раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы; согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся. Умелая реализация этих закономерностей д процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Если, например, педагог не будет формировать и развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактичной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.
Однако, будучи специфическим педагогическим процессом, направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку мировоззрения и нравственно-эстетическое формирование учащихся, обучение, несомненно, имеет и свои особые закономерности.
Специфические закономерности обучения.
К ним относятся: научность и мировоззренческая направленность обучения; проблемность обучения; наглядность обучения; активность и сознательность учащихся в процессе обучения; доступность обучения; систематичность и последовательность обучения; прочность обучения и его цикличность; единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Большое разнообразие закономерностей обучения требует от педагога большой дидактической умелости и мастерства в проведении учебных занятий. Без этого трудно добиться успехов в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся, в осуществлении образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты: 1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения. 2.
Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей. 3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников. 4. Контроль и корректирование работы. 5.
Анализ и оценка результатов обучения.
По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.
Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников.
Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности.
Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.
Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутреннему, психологическому процессу.
Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность обучаемых.
В реальности эти этапы психологической деятельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.
Источник: https://magref.ru/obuchenie-v-strukture-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa/
Целостный педагогический процесс (стр. 1 из 5)
- Кафедра…
- Реферат по педагогике
- на тему:
- Целостный педагогический процесс: структура, движущие силы, принципы и закономерности
- Выполнил:
- студент 123 гр.
Серебренников А. С.
Проверил:
Светопольская В. О.
Сыктывкар 2000
План.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
- § 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
- § 2.2 Структура целостного педагогического процесса
- § 2.3 Движущие силы
- § 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
I. Введение
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
- Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:
- — задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
- — задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
- — задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
- — задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
- — задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
- — задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.
- Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.
- Итак, рассмотрим подробнее все составляющие целостного педагогического процесса.
- II Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.
Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс.
Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики.
Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.
А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности.
В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
- В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
- § 2.2 Структура целостного педагогического процесса
- Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:
- — общие основы;
- — теория воспитания;
- — дидактика – теория обучения;
- — школоведение.
- Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними.
Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах.
Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание).
В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.
От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные.
Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме.
Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.
Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
Источник: https://mirznanii.com/a/173747/tselostnyy-pedagogicheskiy-protsess
Характеристика целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (Г.М. Коджаспирова).
Педагогический процесс — целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (В.Г. Крысько).
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин).
На рис. 95 показана структура целостного педагогического процесса.
Рис. 95. Структура целостного педагогического процесса
- Функции целостного педагогического процесса', воспитательная; образовательная; развивающая; социальная.
- Движущие силы целостного педагогического процесса связаны с внешними и внутренними противоречиями.
- Внешние противоречия между:
- 1) внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
- 2) целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов;
- 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе;
- 4) обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;
- 5) новыми воспитательными и образовательными задачами и реальным уровнем воспитанности и обученности ребенка;
- 6) педагогическими средствами, формами, методами взаимодействия и принятием их учащимися.
Внутренние противоречия между:
- 1) знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек;
- 2) сформированным идеалом личности и реальным поведением;
- 3) долгом, поведением и чувствами;
- 4) притязаниями и возможностями;
- 5) оценкой и самооценкой.
При конструировании педагогического процесса необходимо учитывать его циклический характер. Обычно выделяют три этапа:
- • подготовительный (целеполагание, диагностика имеющихся условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития педагогического процесса);
- • основной (постановка и разъяснение целей и задач деятельности, реализация избранных средств, методов и форм, обеспечение взаимодействия всех субъектов, осуществление разнообразных мер стимулирования, создание благоприятных условий);
- • заключительный (этап анализа результатов).
Закономерности целостного педагогического процесса — объективно существующие, устойчиво повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие (рис. 96).
Принципы целостного педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.
Принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны и взаимодополняемы (рис. 97).
Рис. 96. Группы закономерностей целостного педагогического процесса
Рис. 97. Принципы целостного педагогического процесса
Система методов осуществления целостного педагогического
процесса включает в себя следующие методы:
- • формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
- • организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
- • стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, самопроверка, компьютерное тестирование и др.).
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции (рис. 98).
Рис. 98. Классификация средств целостного педагогического процесса
Технические средства педагогического процесса — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации (рис. 99).
Рассмотрим формы организации целостного педагогического процесса.
Формы организации обучения:
- • практикумы;
- • формы трудового обучения;
- • домашняя работа;
- • консультации;
- • факультативы;
- • семинары;
- • конференции;
- • дополнительные занятия и др.
Формы организации воспитательного процесса:
- • массовые (тематические вечера, вечера ответов и вопросов, устные журналы, кружки, фестивали, турниры, выставки, походы, клубная работа, ярмарки и т.д.);
- • групповые (кружки, студии, ансамбли, секции, круглые столы, конференции, викторины, КВН и т.д.);
- • индивидуальные (поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, компьютерные игры и т.д.).
Рис. 99. Технические средства обучения и воспитания
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Каковы принципы осуществления целостного педагогического процесса?
- 2. Какие существуют движущие силы целостного педагогического процесса?
- 3. В чем заключаются закономерности целостного педагогического процесса?
- 4. Закончите фразу: «Совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции, — это…»
- 5. Постройте схему под названием: «Система методов осуществления целостного педагогического процесса».
- 6. Подготовьте мультимедийную презентацию: «Особенности целостного педагогического процесса в современном образовании России».
- 7. Схематично изобразите формы организации целостного педагогического процесса.
- 8. Закончите фразу: «Процесс, целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, — это…».
Источник: https://studref.com/659640/psihologiya/harakteristika_tselostnogo_pedagogicheskogo_protsessa