Эмоциональная неустойчивость как свойство личности — справочник студента

21.02.2020

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет эмоциональная неустойчивость. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние. Выясните, каким образом оно характеризуется. Поговорим о возможном лечении и о мерах предосторожности.

Определение понятия и классификация

На то, что человек имеет стабильную эмоциональность, могут указывать такие признаки, как:

  • отсутствие ощущения беспричинной раздражительности;
  • возможность контролировать свои эмоции;
  • умение самостоятельно принимать решения, предварительно их обдумав;
  • отсутствие импульсивности;
  • игнорирование мелких проблем и неприятностей.

Люди, которые стабильны в эмоциональном плане, нормально взаимодействуют с окружающими, не имеют предрасположенности к аффектам, способны плодотворно трудиться, из-за чего являются отличными работниками. Тогда, как психоэмоционально нестабильные индивиды испытывают проблемы, как при общении с близким окружением, так и на работе ввиду того, что любой раздражитель снижает их работоспособность.

Эмоционально волевая неустойчивость является разновидностью психического расстройства личности, главным признаком которого является наличие эмоциональной нестабильности. Такое расстройство характеризуется следующими симптомами:

  • наличие волевых нарушений, которые приводят к отсутствию контроля своих эмоций;
  • процесс принятия решений характеризуется поспешностью, неуравновешенностью;
  • отсутствие продумывания возможных последствий после неправильного принятия решения;
  • частые вспышки агрессии и гнева.

Различают импульсивный и пограничный типы эмоциональной неустойчивости.

  1. Первый характеризуется склонностью к импульсивным действиям, поспешным выводам, отсутствием продумывания последствий проявлением жесткости и агрессии.
  2. Пограничное состояние характеризуется отсутствием стабильности интересов, наличием ярких однонаправленных эмоций, заносчивостью и нетерпеливостью. В пограничном типе отмечают следующие формы данного состояния:
  • фобическая — присутствует наличие разнообразных тревог и страхов;
  • истерическая — отмечается работа пациентов на публику с целью драматизации своего состояния, использование манипуляций;
  • псевдо депрессивная — человек не воспринимает себя в реальном мире, не способен давать правильную оценку своим поступкам;
  • навязчивая — индивид зациклен на том, чтоб никто не узнал о его проблемах с психическим здоровьем;
  • психосоматическая — отмечается наличие жалоб на проблемы функционирования сердечно-сосудистой системы или органов ЖКТ (при обследовании диагнозы не подтверждаются);
  • психотическая — наиболее тяжелая форма пограничного типа. Человек полностью теряет связь с реальным миром, его могут преследовать галлюцинации, он может направлять свои действия на самоуничтожение.

Возможные причины

Частые стрессы могут приводить к развитию эмоциональной неустойчивости

На сегодняшний день крайне сложно выявить истинную причину, которая приводит к развитию нестабильности эмоционального фона. При этом существуют определенные факторы, которые провоцируют развитие данного отклонения. Среди них отмечают:

  • длительное эмоциональное и психическое перенапряжение;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • воздействие стрессовых факторов;
  • неправильное воспитание, характеризуемое гипо- или гиперопекой родителей;
  • наличие психологических травм, в том числе оказанное насилие психологического или физического характера, особенно в детском возрасте;
  • последствие недоедания или недосыпа;
  • отсутствия правильного распорядка дня может приводить к развитию нестабильности эмоций;
  • наличие психастении;
  • отсутствие необходимых организму витаминов или микроэлементов, анемия;
  • наличие гормональных перестроек или патологических сбоев уровня гормонов в организме;
  • различные отклонения психического характера, в частности биполярные нарушения, депрессии, маниакальное расстройство, невроз;
  • побочный эффект приема определенных медикаментов (в таком случае возникновение эмоциональной неустойчивости будет совпадать с началом приема этих средств);
  • наличие врожденных пороков нервной системы;
  • органические повреждения головного мозга.

Характерные проявления

Эмоциональная неустойчивость может выражаться:

  • аффективностью — импульсивность эмоционального характера, когда индивид остро реагирует на воздействие любого раздражителя, не может себя контролировать;
  • эмоциональными качелями – состоянием, при котором индивид за короткий промежуток времени меняет свое отношение и настроение к определенным людям и так происходит неоднократно. Наглядный пример, когда манипулятор чередует свое плохое отношение с хорошим — может причинить боль, обидеть, после прийти с подарками и комплиментами.

На наличие психоэмоциональной нестабильности могут указывать следующие симптомы.

  1. Отсутствие способности держать свои эмоции под контролем. Такой человек может начать себя неадекватно вести в ситуации, в которой другой индивид отреагировал бы вполне спокойно, даже не придал бы этому значения.
  2. Наличие регулярных перепадов настроения, например, в определенный момент человек может испытывать избыточную радость, которая сменится сильным плачем.
  3. Серьезные трудности с концентрацией внимания. Когда индивид остро реагирует на все, что происходит вокруг него, ему крайне сложно отбросить все мысли о различных раздражителях и сконцентрироваться на определенном деле.
  4. Наличие импульсивного решения, которое необходимо принять такому индивиду, как правило, поспешно, без должного обдумывания.
  5. Излишняя агрессия, гнев и раздражительность. Если человек не находит понимания при общении с собеседником, он может вступить в конфликт, сорваться, высказаться грубо и даже перейти к физическому насилию.
  6. Повышенная слезливость, зачастую без видимой на то причины. Так у эмоционально нестабильного человека вызвать слезы может даже подгоревшая яичница.

Характерная симптоматика может отличаться и варьироваться в зависимости от того, что именно спровоцировало развитие такого состояния.

Диагностика

  1. Первоначально занимаясь постановкой диагноза, специалист должен понаблюдать за тем, как ведет себя пациент. Это позволит ему выявить отклонения в мыслительных процессах, эмоциональном восприятии, обнаружить определенные признаки рассматриваемого расстройства.

  2. Будет проводиться и дифференциальная диагностика с целью исключения схожих по проявлению недугов.

  3. На приеме пациенту будет предложено пройти определенные тестирования для выявления точного диагноза, определения степени устойчивости:
  • опросник под названием «Шкала вспыльчивости», который разработан Ильиным и Ковалевой;
  • методика Смирнова «Эмоциональная возбудимость и устойчивость»;
  • тестирование Ильина, ориентированное на самопроверку под названием «Характеристики эмоциональности».

Данные опросники и тесты помогают в постановке диагноза не только психологам, психотерапевтам, но и простым людям, незнакомым с психологией.

Лечение

Психотерапия эффективна для нормализации эмоционального состояния

  1. Первоначально необходимо исключить жизненные ситуации, оказавшись в которых, индивид выражено проявляет свои эмоции. То есть необходимо исключить негативное события, которые приводят к эмоциональному перенапряжению.

  2. Выписываемые врачом препараты, необходимые для нормализации состояния, будут напрямую зависеть от причин, которые повлияли на развитие эмоциональной нестабильности. Это могут быть средства, необходимые для ухода от хронической усталости, нормализации гормонального фона или для обеспечения и восполнения в организме недостающих микроэлементов и витаминов.

    Среди медикаментов могут назначаться нейролептики (помогают противостоять импульсивному всплеску), антидепрессанты (эффективны в борьбе с тревогами), нормотимики (улучшают состояние, помогают наладить взаимоотношения с людьми, которые окружают).

  3. Также могут прописываться курсы массажа, лечебная физкультура.

    Могут быть рекомендованы занятия танцами, йогой, плаванием, ароматерапия.

  4. Личностям, имеющим эмоциональную нестабильность, рекомендуется коррекция питания. Особое внимание следует уделять фруктам и овощам, кисломолочным и молочным продуктам, рыбе с высоким содержанием жирных кислот.
  5. Большое значение имеет и нормализация сна.

    Особенно, если в Вашем случае данный фактор имел место.

  6. Также немаловажное значение имеет психотерапия. Так, если у пациента импульсивный тип эмоциональной неустойчивости, то будут попутно назначены препараты на устранение внезапных импульсивных поступков.

    Если пограничный тип, то психотерапия будет направлена на возврат индивида в его среду обитания, нормализацию отношений с окружающими людьми, стабилизацию проявлений эмоций.

  7. Также может быть рекомендована смена обстановки для того, чтоб нормализовать эмоциональный фон. Это может быть и поездка в санаторий, и путешествие в другую страну.

Меры предосторожности

Занятия спортом благоприятно воздействуют на нормализацию эмоционального фона

Существует ряд рекомендаций, следуя которым можно предупредить возникновение эмоциональной нестабильности.

  1. Распланируйте дневной распорядок, четко ему следуйте. Разграничивайте время на отдых и активные действия. Не перетруждайтесь на работе.
  2. Старайтесь защищать себя от воздействия стрессовых факторов, не вступайте в конфликты.
  3. Уделяйте большое внимание правильному питанию, следите за тем, чтоб в рационе присутствовали биологически активные вещества, витамины и минералы.
  4. Важно наличие здорового полноценного сна.
  5. Избегайте общения с неприятными людьми, которые вызывают у Вас чувство дискомфорта.
  6. Бережно относитесь к своему здоровью, регулярно проходите профилактические обследования, чтобы своевременно иметь возможность выявить развитие какого-либо заболевания.
  7. Найдите хобби, которое будет приносить Вам удовольствие. Постарайтесь, чтоб в Вашей жизни было больше действий и событий, которые доставляют положительные эмоции.
  8. Обеспечьте себя хотя бы минимальными физическими нагрузками ежедневно.
  9. Старайтесь, как можно чаще, бывать на свежем воздухе. Отправляйтесь на прогулки в парк, на природу.
  10. При появлении сомнительных симптомов, указывающих на проблемы с психологическим здоровьем, своевременно обращайтесь к психологу или психотерапевту.

Теперь Вы знаете, что собой являет синдром эмоциональной неустойчивости. Важно понимать, что наличие подобного расстройство может приводить к ухудшению жизни, как самого индивида, так и его окружения. Поэтому, если Вы столкнулись с проявлениями такого состояния, обратитесь за помощью к специалисту.

Что такое эмоциональная неустойчивость и как с ней бороться Ссылка на основную публикацию Эмоциональная неустойчивость как свойство личности - Справочник студента Эмоциональная неустойчивость как свойство личности - Справочник студента

Источник: https://psycho4you.ru/rasstrroystva/emotsionalnaya-neustojchivost

Проблема эмоциональной неустойчивости студентов

Некоторые ученые понимают под состоянием эмоциональной неустойчивости преобладание отрицательных или положительных эмоций и их частую смену, а также лабильную перестройку настроения и его эмоциональных характеристик. Следовательно, в эмоциональную неустойчивость личности можно включить отдельные эмоциональные механизмы, взаимодействующие между собой, которые не могут обеспечить достижение и регуляцию поставленной цели.

Эмоциональная неустойчивость как свойство личности - Справочник студента

Если же рассматривать отдельные периоды онтогенеза, то мы можем говорить, что у человека возникают особые психические состояния, называемые неравновесными. Их актуализация является основной причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения и поступков человека, проявляющихся через эмоциональную неустойчивость.

Равновесные же состояния являются фундаментом адекватного, предсказуемого, взвешенного поведения, проявляющегося через эмоциональную устойчивость (ЭУ). Первостепенное значение в современной ситуации имеют вопросы прогнозирования, коррекции и профилактики неравновесных, неустойчивых состояний в учебной деятельности.

К таким неравновесным состояниям можно отнести состояние эмоциональной неустойчивости.

Так, эмоциональная неустойчивость приводит к плохой адаптивности, т. е. не приспособленности человека к социальным условиям, а изменения, связанные с новым статусом студента, включают ряд факторов, создающих определенные трудности при адаптации студентов к изменяющимся условиям. Е. А. Климов выделяет компоненты общественной среды, оказывающие влияние на формирование ЭУ или ЭНУ студента:

1. Информационная часть — система внутреннего распорядка, правил нахождения в учебном заведении.

2. Социально-контактная часть — окружающие люди; их общая и профессиональная культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения.

3. Вещественная часть — материальные условия учебно-производственной деятельности, условия быта.

Эти составляющие указывают на умение студента «владеть собой», быть эмоционально устойчивым. На основе изученного материала мы предположили, что студенты с высоким уровнем эмоциональной неустойчивости имеют низкий уровень успеваемости, т. е. в основном по итоговому учебному контролю имеют оценки «удовлетворительно».

Нами было проведено исследование среди студентов психологического факультета Дагестанского государственного университета. Выборка составила 60 человек (34 студента — с первого курса и 26 — со второго).

Для выявления лиц с эмоциональной стабильностью и эмоциональной неустойчивостью нами была использована методика Айзенка (EPI).

В качестве статистического метода обработки экспериментальных данных использовался непараметрический критерий х — квадрат для сравнения показателей внутри одной выборки.

В результате проведенного исследования мы выявили, что 58% студентов с низкой успеваемостью имеют высокий и очень высокий уровень эмоциональной неустойчивости, в то время как студенты хорошисты и отличники имеют низкие ее показатели — 3,3 % и 15% соответственно.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась на уровне p < 0,01. Исследование показало, что низкий уровень эмоциональной устойчивости отрицательно влияет на успеваемость в вузе.

На основе изученного материала и по результатам нашего исследования, мы пришли к выводу, что наличие эмоциональной неустойчивости у студента может привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности осуществлять учебную работу.

Мы организовали на базе психологической службы Дагестанского государственного университета тренинговые занятия по преодолению эмоциональной неустойчивости.

Существенным в этом плане было формирование стрессоустойчивых качеств личности, которые обеспечили контроль собственно эмоциональных реакций и научили студентов сдерживать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.

Исследование особенностей эмоциональных состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление закономерностей повышения эмоциональной устойчивости студентов являются очень важными, но полностью еще не решенными задачами. Коррекция психологических состояний в ситуациях, возникающих в учебном процессе, нуждается в теоретических и методических основаниях целенаправленного формирования профессиональных черт личности.

Муртазалиева Аминат Магомедрасуловна

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4709

Музыченко М.В. Критерии эмоциональной устойчивости студентов-психологов

Библиографическая ссылка на статью: // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1458 (дата обращения: 07.02.2019).

Развитие и формирование эмоциональной устойчивости является одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки и практики. В последнее время все более возрастает количество людей, испытывающих последствия нарушений в эмоциональной сфере.

Наиболее актуально проблема проявляется в подростковой и молодежной сфере, в том числе и среди студентов, которые оказываются в ситуации интенсивного взросления, социализации и профессионализации.

Будущий психолог как специалист должен уметь помочь другим справиться с эмоциональным напряжением, понимая и разбираясь в природе эмоциональной неустойчивости, способах ее преодоления, и начать необходимо, прежде всего, с процессов самопознания.

Будущий психолог должен понять, что неблагоприятные эмоциональные состояния препятствует качественному выполнению деятельности и, при определенных условиях, даже может потребовать от субъекта прекращения деятельности для восстановления требуемых ресурсов. Преобладание негативных эмоций ведет к дезорганизации психической деятельности, истощению психических ресурсов личности, что может привести к замене профессиональной цели, поиску новой профессиональной среды, способов достижения цели.

Регулятивная функция эмоций оставалась и продолжает оставаться вне поля зрения многих исследователей рассматриваемой проблемы. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности.

Значение эмоциональной устойчивости в учебной деятельности будущих специалистов обуславливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество деятельности.

Эмоциональную устойчивость можно считать одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье учеников, и соответственно, результативность их учебной деятельности.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость – один из важных факторов надежности, эффективности и успеха в учебной деятельности.

  • Анализ научной литературы позволил определить исходные положения эмоциональной устойчивости:
  • 1)          особенности личности;
  • 2)    особенности протекания мыслительной и практической деятельности личности;
  • 3) качества используемые личностью для регулирования своего эмоционального состояния.
  • Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в сложных эмоциональных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.
  • В число показателей эмоциональной устойчивости входят:
  • 1)  адекватное понимание обстановки, анализ ситуации, оценка, принятие решений;
  • 2)          целенаправленные и верные действия по достижению цели, выполнению требуемых обязанностей;
  • 3)          поведенческие реакции – направленность и актуальность движений, громкость, тембр, скорость речи, ее грамматические нормы;
  • 4)          внешнее проявление внутреннего состояния человека на лице, во взгляде, неконтролируемых движениях.

Эмоциональная устойчивость – это интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психологической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное, успешное достижение цели деятельности и эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмотивной обстановке. Как показатели наши исследования критериями эмоциональной устойчивости являются помехоустойчивость, активность, работоспособность, самочувствие, активность, настроение (см. Таблицу).

Критерии эмоциональной устойчивости

Критерии эмоциональной устойчивости Характеристика критерия Методика диагностики
Помехоусточивость Способность противостоять действию внешних (звуковые шумы, посторонние раздражители) и внутренних помех (взаимное влияние следов памяти и любых процессов, протекающих в один и тот же период) Шкала нервно-психического напряжения
Работоспособность Состояние человека, при котором физиологические и психические функции организма характеризуют его способность выполнять заданное количество работы определенного качества за требуемый промежуток времени Шкала нервно-психического напряжения
Чувство уверенности в себе, своих силах Внутреннее ощущение собственных сил, прав и потенциала. Уверенность в своих силах, возможностях, способностях; отсутствие колебаний и сомнений Шкала нервно-психического напряжения
Самочувствие  Комплекс индивидуальных ощущений, характеризующие уровни физиологического и психологического комфорта. Состоит из общих характеристик: хорошее или плохое самочувствие, и индивидуальных переживаний: физиологический дискомфорт, проблемы при выполнении заданных действий Методика САН
Активность Процесс активного взаимодействия субъекта с другими людьми, окружающим миром  Методика САН
Настроение Внутреннее состояние душевного настроя, психического комфорта, восприятие окружающего мира, характерное тому или иному временному отрезку Методика САН

Таким образом, в исследовании эмоциональной устойчивости как интегрального свойства личности необходимо учитывать следующие критерии: помехоустойчивость, работоспособность, чувство уверенности в себе, своих силах, активность, самочувствие, настроение. На основании этого вывода мы планируем провести опытно-экспериментальное исследование, которое позволит обнаружить эффективные способы саморегуляции будущими психологами собственных эмоциональных процессов.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1458

Эмоциональная стойкость студентов-психологов (стр. 2 из 5)

В исследованиях многих авторов (Л. М. Аболин, В. Л. Марищук, К. К. Платонов, О. А. Сиротин, О. Я. Чебикин, О. А.

Черникова) отмечаются разные по происхождению и проявлениям показатели эмоциональной стойкости: рассматриваются мотивационные, моральные, волевые, интеллектуальные качества, свойства нервной системы, которые в комплексе должны препятствовать возникновению эмоционально напряженного состояния, которое дезорганизует поведение и деятельность человека. Соответственно этому наиболее целесообразным, по мнению многих ученых, является определение эмоциональной стойкости как определенного интегративного качества личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают максимально успешное достижение деятельности в сложной эмотивной обстановке (П. Б. Зильберман, О. А. Блинов) [4, с. 124].

Анализируя историю изучения и становления вопроса эмоциональной стойкости можно четко заметить два основных этапа развертывания исследования.

Первый из них характеризуется признанием дезорганизующего влияния эмоций на человека и его деятельность, и выделением, в связи с этим, трех основных направлений исследований эмоциональной стойкости: результативного, органического и личностного (П. Б. Зильберман, В. Л. Марищук, Е. О.

Милерян, К. К. Платонов, О. А. Сиротин). Этот период становления проблемы эмоциональной стойкости называют констатирующе — описательным.

Выделение проблемы эмоциональной стойкости в самостоятельное направление научного исследования связано, прежде всего, с появлением фундаментальных исследований Л. М.

Аболина (1987), которые стали переломным моментом в теоретико-методологическом и практическом исследовании психологических механизмов эмоциональной стойкости и закономерностей ее формирования и повышения.

Эмоциональная стойкость рассматривается этим ученым как результат единства рациональных, эмоциональных и телесных компонентов системы саморегуляции напряженной деятельности, понимается как системное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и целеустремленность поведения в напряженных условиях. Эмоциональная стойкость в напряженных условиях деятельности опосредствуется целостным механизмом саморегуляции.

Следующий этап разработки проблемы эмоциональной стойкости реализует идею целенаправленного формирования и развития у специалистов разных сфер напряженной деятельности (О. А. Блинов, Т. С. Кириленко, М. С. Корольчук, В. В. Стасюк, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин).

Итак, генезис проблемы эмоциональной стойкости разрешает выделить два главных этапа в ее становлении и развитии: констатирующее — описательный и формирующий (профессионально — ориентированный).

Под эмоциональной стойкостью мы будем понимать сложные интегративные качества личности, которые обеспечивают высокую производительность деятельности и поведения в сложных эмоционально напряженных условиях [9, с. 74].

Главным интегральным показателем эмоциональной стойкости выступает успешность и стабильность деятельности.

Между тем, как доказывают исследования, чрезмерно выраженная эмоциональная лабильность личности может отрицательно сказываться на эффективности ее деятельности, усложнять отношения с окружением, поскольку личность становится импульсивной, реактивной. Поэтому изучение психологических особенностей эмоциональной лабильности личности стоит как важная проблема.

В соответствии с П. Фрессом [26, с. 124], эмоциональная неустойчивость является главной характеристикой эмоциональности. По мнению ученого, такая неустойчивость характеризуется чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. В свою очередь, эмоциогенная ситуация зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека [26, с. 126].

Эмоциональная лабильность характеризуется нестойкостью эмоционального фона, его зависимостью от внешних обстоятельств, частым изменением расположения духа даже при незначительном изменении ситуации: от приподнятого с оттенком добродушия, эйфории до дисфоричного с неудовольствием, злобой, агрессией [6, с. 52].

Анализ основных теорий отечественных и зарубежных психологов относительно определения агрессии позволил нам прийти к выводу, что агрессия (как поведенческое проявление) — это поведение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинение вреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которые служат причиной вреда (физическим, морального или материального) живым существам, которые имеют мотивацию избегания такого отношения.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ теоретических источников, агрессия, как свойство личности, во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к осуществлению агрессивных действий; во-вторых, отображает относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания; в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях с другими людьми. Н. Левитов, в частности, связывает эмоциональную неустойчивость с нестойкостью расположений духа и эмоций [14, с. 94]. А, по мнению Л. Славиной, эмоциональная неустойчивость связана с «аффектом неадекватности», что проявляется в повышенной обидчивости, замкнутости, негативизме, упрямстве [9, с. 74]. Следует отметить, что А. Басс и А. Дарка рассматривают оскорбление как зависть и ненависть к окружающим за настоящие и выдуманные действия, а негативизм — как оппозиционную манеру в поведении от пассивного противодействия к активной борьбе против установленных обычаев и законов. По мнению Е. Ильина, обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к личности, появляется тогда, когда страдает чувство собственного достоинства, если человек сознает, что его унижают [8, с. 128]. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбуждаемость, пессимистичность, обеспокоенность, колебание расположений духа [6, с. 88].

Еще А. Лазурский подчеркивал, что нестойкость эмоции проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает, и, в конце концов, прекращается, переходя в спокойное равнодушие [13, с. 131].

Если же эмоции у человека легко возбудимые, то предшествующая эмоция очень быстро заменяется другой. То есть, по мнению ученого, происходит быстрое и резкое изменение эмоций и настроения, присущее людям истерического типа.

Итак, лабильность эмоций характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций. К. Платонов и Л. Шварц дают такие характеристики эмоционально неустойчивых людей: они имеют повышенную эмоциональную возбуждаемость и склонны к частому изменению эмоциональных состояний [9, с. 76]. Л.

Баданина понимает под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, которое отображает склонность человека к нарушению эмоционального равновесия [1, с. 46]. По ее мнению, к показателям этого свойства необходимо приобщить повышенную тревожность, фрустированность, страхи, нейротизм. Я.

Рейковский считает, что у некоторых лиц эмоциональная стойкость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. А Э.

Милерян отмечает, что под эмоциональной стойкостью необходимо понимать, во-первых, невосприимчивость к эмоциогенным факторам и, во-вторых, способность контролировать и сдерживать астенические эмоции [9, с. 76].

Как известно, ученые различают стенические и астенические эмоции (в зависимости от энергетизирующего влияния: 1) стенические эмоции повышают жизнедеятельность, увеличивают силу и энергию человека; 2) астенические эмоции снижают жизнедеятельность, уменьшают силу и энергию человека.

Э. Киршбаум и А. Еремеев придерживаются мысли о том, что положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение определенных задач.

Отрицательные эмоции, чаще всего, снижают психический тонус, обуславливают более пассивные способы защиты.

Вместе с тем некоторые отрицательные эмоции могут активно усиливать защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови и тому подобное) [6, с. 56].

В. Смирнов и А. Трохачёв считают, что под эмоциональной стойкостью можно понимать константность психических и подвижных функций в условиях эмоциогенных влияний [23, с. 135]. Как отмечает Е.

Ильин, не существует «общей» эмоциональной стойкости. К различным эмоциогенным факторам эта стойкость будет разной [8, с. 98].

Поэтому, по его мнению, правильнее было бы говорить не об эмоциональной стойкости, а о стойкости личности к конкретного эмоциогенному фактору.

Источник: https://mirznanii.com/a/200176-2/emotsionalnaya-stoykost-studentov-psikhologov-2

Проблемы эмоциональной неустойчивости личности

Рассматривая проблемы эмоциональной неустойчивости авторы описывают его как совокупность разнообразных особенностей и проявлений, наиболее характерными из которых являются следующие характеристики.

Переменчивость настроения и неустойчивость эмоциональных реакций отмечалась в работах К.К. Платонова и Л.М. Шварца, которые к эмоционально неустойчивым относят, повышено возбудимых, чувствительных людей, склонных к частой смене эмоциональных состояний. Они указывают на специфику динамики эмоциональной сферы, а также волевых качеств личности.

Такого же мнения об эмоциональной неустойчивости придерживается В.Г. Норакидзе, описывая ее с помощью механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах В.Г. Норакидзе, П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко, показатель эмоциональной неустойчивости используется для диагностики различных психических заболеваний.

Эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций в исследованиях Н.Д. Левитова. Именно Левитов рассматривал ее как черту характера.

Преобладание негативных эмоциональных оценок как особенность эмоциональной неустойчивости была в работах Д. Уотсона и Л. Кларк, где отмечалось, что людям с подобной акцентуацией свойственна высокая негативная аффективность, переживание дискомфорта на протяжении длительного периода во многих, даже не несущих угрозы ситуациях.

В целом такие люди более интровертированы и склонны фиксироваться на негативных сторонах своей личности и мира, в которой они включены [4].

Важной составляющей в синдроме эмоциональной неустойчивости является невротизм. У эмоционально неустойчивых людей данную особенность отмечали Л.П. Баданина, Л.М. Митина, Е.Г. Щукина, Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др. Невротизм учителей как накопление нервного напряжения может проявляться в различных невротических симптомах, например, в беспокойном сне, беспричинных страхах, обидчивости и т.п.

Данная особенность является причиной трудностей в межличностном общении. Так, В.Н. Куницына объединила невтотизированных людей, а также лиц с низкой саморегуляцией в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся. Крайняя выраженность невротизма может способствовать возникновению различных неврозов и психопатий у эмоционально неустойчивых людей [9].

Необходимо выделить две основные группы факторов возникновения и протекания эмоциональной устойчивости: внешние (объективно существующие) и внутренние (субъективно существующие).

Среди внутренних факторов можно выделить физиологическую реактивность (эмоциональную возбудимость), свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность) и устойчивые психологические особенности личности (тревожность, экстра — интроверсию, организованность волевого контроля, акцентуации характера).

Эмоциональным параметрам отводится доминирующая роль в детермизации эмоциональной устойчивости. К таким параметрам Л.М. Аболин отнес: содержательный, или когнитивный (отражение объекта эмоций), качественный (знак, модальность эмоции), формальнодинамический (время и интенсивность переживаний) и экспрессивный (выражение эмоций в поведении) параметры.

Л.М. Аболин пришел к выводу, что «эмоциональная устойчивость не может быть отождествлена с какой-либо отдельной эмоциональной особенностью.

Во многом уровень эмоциональной устойчивости зависит от общего соотношения параметров».

Не обнаружено однозначной зависимости между эмоциональной устойчивостью (в том числе и неустойчивостью) и перечисленными факторами; все эти факторы опосредованы процессом психологической регуляции.

Источник: https://studwood.ru/1792391/psihologiya/problemy_emotsionalnoy_neustoychivosti_lichnosti

Эмоциональная неустойчивость: что это и как с этим бороться?

Эмоции присущие каждому человеку в той или иной степени. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности в плане эмоций, поэтому проявляются они по-разному.

Однако бывают ситуации, когда трудно совладать с ними и наступает расстройство. Или же всплеск эмоций возникает в результате воздействия различных факторов.

Что такое эмоциональная неустойчивость, как с ней бороться и нужно ли?

Что такое эмоциональная неустойчивость?

Эмоциональная неустойчивость – это психическое расстройство личности, которое характеризируется временной и частичной потерей контроля, импульсивностью слов и действий, общей нестабильностью.

Иногда ее путают с болезнью, но это не так, чаще всего она выступает симптомом. Эмоциональная неустойчивость может наступать из-за воздействия внешних факторов или внутренних. В числе последних считаются различные заболевания, что влияют на психо-эмоциональное состояние.

Различают два типа неустойчивости:

  • Импульсивный (характеризуется сильной возбудительностью, эмоциональностью, вспыльчивостью);
  • Пограничный (более сложное состояние, близкое к психическому расстройству или шизофрении).

Эмоциональная неустойчивость может проявляться абсолютно у всех. В группу риска попадают подростки, женщины во время ПМС и беременности, одинокие люди.

Хотя такое состояние и не считается патологией, но при частом рецидиве может наблюдаться развитие в более сложные заболевания. Поэтому необходимо наблюдение за человеком и изучение симптомов. В случае неконтролируемого состояния необходимо обратиться за помощью.

Симптомы и признаки

Как любое психическое расстройство, неустойчивость имеет размытую симптоматику, поэтому ее очень трудно определить. Первым и главным признаком считается, конечно же, эмоциональность, причем она наблюдается в большей степени, чем обычно. Кроме того, наблюдаются и другие симптомы:

  • Раздражительность (проявляется по любому пустяку);
  • Наблюдается состояние аффекта в стрессовых ситуациях;
  • Частые перепады настроения, причем с абсолютно разных типов, человек может смеяться, а в следующую минуту без особой причины загрустить;
  • Сильная впечатлительность, эмоциональное восприятие происходящего;
  • Отсутствие контроля в эмоциях и действиях;
  • Обидчивость и капризность;
  • Необдуманность поступков, часто опасных и не характерных для конкретного человека;
  • Истерическое состояние и даже проявления агрессии.

Симптоматика зависит от типа и стадии развития неустойчивости. Поэтому и меры по избеганию такого состояния стоит проводить после анализа возможных причин.

Чем может быть вызвана эмоциональная неустойчивость?

Психическое здоровье человека – очень тонкий механизм и влиять на него могут самые различные факторы как внешнего, так и внутреннего мира. Ключевыми факторами, что провоцируют эмоциональное расстройство, считаются следующие:

  • Частые стрессовые ситуации и сильные эмоциональные потрясения;
  • Психологические травмы, особенно перенесенные в детстве;
  • Частые неудачи в личной или профессиональной жизни;
  • Недостаточность внимания взрослых в детстве;
  • Излишнее внимание или, наоборот, его недостаток со стороны окружающих;
  • Постоянные запреты со стороны взрослых в детстве или наоборот никакого контроля, из-за чего наблюдалась разгульная жизнь.

Кроме того, неустойчивость может быть вызвана следующими процессами, что происходят в организме человека:

  • Недостаточность витаминов и минералов в организме (особенно часто наблюдается у детей);
  • Гормональный дисбаланс (этот фактор особо остро наблюдается у женщин);
  • Возрастные изменения (эмоциональные расстройства наблюдается у женщин после 60 лет, у мужчин – после 55 лет).

Очень трудно самостоятельно привести эмоциональное состояние в порядок, поэтому существует множество средств для стабилизации и нормализации психо-эмоционального состояния.

Как бороться с эмоциональной неустойчивостью?

Эмоциональная неустойчивость может привести к постоянным конфликтам, проявлению плохого настроения и других неприятных состояний. Кроме того, такое расстройство может привести к развитию других заболеваний, более сложных.

Поэтому стоит применять различную методику для устранения неустойчивости. Но, для начала, нужно выяснить причину и только после этого стоит начинать лечение.

Существуют общие рекомендации, какие терапевтические методы стоит использовать при такой неустойчивости:

  • Если это состояние, вызванное соматическими проявлениями, то стоит пополнить свой рацион витаминами и минералами, а также наладить гормональный фон;
  • Очень важен нормальный полноценный сон, не менее семи часов в сутки, но не более девяти;
  • При импульсивной неустойчивости рекомендуют принимать такие препараты: «Валериана П», «Пустырник П», они снижают возбудимость и успокаивают;
  • Более сильным антидепрессантным воздействием обладает «Зверобой П», препарат растительного происхождения;
  • Существует еще рад препаратов, что имеют в своем составе растительные компоненты и витамины группы С, к таким относятся «Нерво-вит», «Демо-вит», «Апитонус П», перед приемом этих препаратов необходимо проконсультироваться с врачом, как и у других седативных препаратов, у них существует ряд побочных эффектов.

Кроме медикаментозной терапии, рекомендуются также другие процедуры, которые способны нормализировать внутреннее состояние и сохранить его на длительное время. К таким относятся:

  • Расслабляющий массаж;
  • Занятие йогой;
  • Спортивные занятия: бег, плавание, теннис;
  • Спа-процедуры;
  • Танцы;
  • Прогулки на свежем воздухе, вдали от городской суеты.

Как показывает практика, больше всего эмоциональной неустойчивостью страдают женщины, поэтому они нуждаются в поддержке и терпении со стороны близких людей. Важно понимать, что на психическое здоровье человека влияет окружающий мир, и его очень легко нарушить, а вот восстановить бывает очень сложно.

Источник: https://med.propto.ru/article/emocionalnaya-neustoychivost-chto-eto-i-kak-s-etim-borotsya

Эмоциональные характеристики личности

C+, O-, Q3+, Q4-, (L-, G+)

Эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и в своих силах, спокойное адекватное восприятие действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость.

В поведении – уравновешенность, направленность на реальную действительность.

(Низкие оценки по фактору L подтверждают спокойную адекватность; высокие оценки по фактору G вместе с фактором Q3 подчеркивают развитие волевых качеств.)

C-, O+, Q3-, Q4+, (L+)

Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4+, L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности, направленности на разрешение внутренних конфликтов.

С+, О+, Q3-, Q4+ (L+)

Сильная нервная система, природная эмоциональная устойчивость. Сниженная волевая активность, повышенная тревожность, мнительность, низкий контроль эмоций и поведения, зависимость от настроений, фрустрированносгь, низкая стрессоустойчивость.

Во внешнем поведении может производить впечатление достаточно уравновешенного человека (импульсивность проявляется в стрессовых ситуациях).

В сочетании О+, Q4+, L+ -диагностируется невротический синдром тревожности, направленность на разрешение внутренних конфликтов.

С-, О-, Q3+, Q4-

Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость, склонность к импульсивности. Эти свойства компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении – уравновешенность, направленность на реальную действительность, эмоционально гибкий.

C-, О-, Q3-, Q4-, (N-)

Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость эмоций (биологическая зависимость), низкая волевая регуляция: неумение контролировать свои эмоции и поведение, зависимость от настроений, импульсивность, эффективность. При этом может быть стрессоустойчивым. В сочетании N- и Q4- (0-6), О- диагностируют низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность Низкая эффективность в профессиональной деятельности.

C+, O-, Q3-, Q4-, (N-)

Генетическая эмоциональная устойчивость (биологическая зависимость), уверенность в себе, спокойное адекватное восприятие действительности, такой человек не нуждается в волевой регуляции своих эмоций и поведения, стрессоустойчив, ригиден. В поведении может быть уравновешен, спокоен. Низкие оценки по факторам N, О, Q4, предполагают низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность (недостаточная эффективность в профессиональной деятельности).

  • С+, О+, Q3+, Q4-, (N+)
  • Генетическая эмоциональная стабильность, высокий контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, определенное недовольство собой, некоторая неудовлетворенность, что обеспечивает стремление к самоактуализации (при высоких оценках по фактору N можно предположить завышенный уровень притязаний) В поведении – уравновешенный, стабильный, устремленный на реальную действительность и социальный успех.
  • C-, O+, Q3+, Q4-, (G+, I+)

Генетическая эмоциональная неустойчивость (биологическая зависимость), пластичность нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в себе, сомнения и мнительность, однако – высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, в поведении может быть импульсивным. При средних оценках по фактору G и высоких – по фактору I можно сделать предположение о творческом потенциале личности и ее художественном типе.

C+, O+, Q3+, Q4-, (G+, I+)

Генетическая эмоциональная стабильность (биологическая зависимость).

Развитый волевой компонент высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость – обеспечивает уравновешенность в поведении, характеризует эмоциональную зрелость личности, возможность быть лидером.

Средние оценки по фактору G и высокие – по фактору I предполагают наличие творческого потенциала и отнесение личности к художественному типу.

C-, O-, Q3-, Q4+

Генетическая эмоциональная нестабильность, низкий контроль эмоций и поведения характеризуют неуравновешенность поведения, импульсивность, зависимость от настроений, в экстремальных ситуациях – фрустрированность, стрессоустойчивость. При этом отмечаются уверенность в своих силах, спокойное восприятие действительности, довольство собой. Можно сделать предположение о незрелости эмоциональной сферы личности.

С+, О+, Q3-, Q4-

Генетическая эмоциональная стабильность, низкий контроль эмоций и поведения, низкая саморегуляция порождают неуверенность в себе, сомнения и мнительность, недовольство собой. Однако в экстремальных ситуациях проявляются природные качества, обеспечивающие стрессоустойчивость и достаточную уравновешенность поведения. Отмечается эмоционально-волевая незрелость личности.

С+, О-, Q3+, Q4+

Генетическая стабильность, высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения обеспечивают уравновешенность, внутреннюю уверенность в себе и в своих силах, спокойное восприятие действительности, но может наблюдаться низкая ситуативная стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, однако это касается только сложных значимых ситуаций и может поддаваться контролю. Личность эмоционально зрелая.

С+, О+, Q3+, Q4+, (N+, L+)

Генетическая эмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения.

Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.

При высоких оценках по факторам N и L можно говорить об определенном невротическом синдроме и завышенном уровне притязаний.

I+, М+, О+

Запрограммированная эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.

  1. I-, М-, О-
  2. Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, рациональность, практичность, уверенность в себе, спокойная адекватность в восприятии действительности, уравновешенность и стабильность в поведении, направленность на конкретную практическую деятельность (прагматизм) и на реальную действительность.
  3. I+, М+, O-

Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра. Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности, направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм).

У мужчин высокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность богатство эмоциональной палитры, склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность. Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность.

При низких оценках по факторам L и Q4 высокая тревожность (фактор О) интерпретируется как свойство личности и поэтому при сочетании с I+ может характеризовать художественный тип личности.

I-, М+, O+

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, недовольство собой, подверженность сомнениям, стремление к самосовершенствованию, поискам стимулов для воображения. Направленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность в поведении, затруднения при решении практических задач.

I-, М-, О+, (N+, Q4+)

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, прагматичность, ориентированность на объективную реальность, следование земным принципам. При этом личности присущи неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. (При высоких оценках по факторам N и Q4 можно диагностировать невротический синдром).

I-, М+, О- (N+)

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятие действительности, уверенность в себе и в своих силах, определенное самодовольство.

Такой человек обладает развитым воображением, может претворять в реальность свои мечты ориентирован на действительность и достаточно предприимчив.

(Высокие оценки по фактору N подчеркивают практическую предприимчивость личности).

I+, М- , О+, (L+, Q4+)

Высокая чувствительность эмоциональная утонченность, интуитивность, рефлексивность, неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, направленность на свой внутренний мир.

Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией на земные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности быть предприимчивым и решительным.

При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4 диагностируется невротический синдром тревожности.

Интеллектуальные характеристики личности

В+, М+, Q1+, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. (При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).

В+, М-,Q1+, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным новым знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов.

Конкретное воображение, направленность на решение конкретных интеллектуальных задач Гармоничность развития интеллекта.

(При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).

В+, М+, Q1+, (N+), (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение.

При высоких оценках по фактору N- умение переводить абстрактные понятия в практическое воплощение (качество, необходимое руководителю). При высоких оценках по фактору Е -склонность к самостоятельным оригинальным решениям.

Гармоничность развития интеллекта.

В+, М+, Q1-, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Критичность и консерватизм в принятии нового, сниженные интеллектуальные интересы, низкая аналитичность мышления. (При высоких оценках по фактору Е- склонность к принятию самостоятельных, неординарных интеллектуальных решений.)

В+, М-, Q1-, (N+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой человек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью в принятии нового, направлен на конкретное практическое мышление. (Высокие оценки по фактору N характеризуют направленность на практическую деятельность.)

В-, М+, Q1+, (Е+)

Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая общая культура. Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, умением оперировать абстрактными понятиями, развитым воображением.

(Высокие оценки по фактору Е говорят о склонности принимать самостоятельные оригинальные интеллектуальные решения).

Низкие оценки по фактору В при таком сочетании факторов могут объясняться рядом причин, недостаточным уровнем образования; низкой стрессоустойчивостью, фрустрированностью, ситуативной тревожностью (сниженной оперативностью в реализации знаний); плохим физическим самочувствием на момент выполнения теста.

В-, М-, Q1+, (Е+, N+)

Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитый общий уровень культуры, эрудированности (возможно по причинам фрустрированности или невысокого уровня образования).

Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, склонностью к свободомыслию, радикализму. Отмечается конкретное воображение.

(При высоких оценках по фактору Е – склонность к принятию самостоятельных оригинальных интеллектуальных решений; по фактору N – развитый практический интеллект.)

В-, М+, Q1-, (Е+, N+)

Невысокая оперативность мышления, невысокий уровень общей культуры и эрудиции, критичность и консерватизм в принятии нового, сниженный интерес к новым интеллектуальным знаниям.

Такой человек обладает развитым воображением, умением оперировать абстракциями – данное свойство влияет на такую черту личности, как мечтательность Решение интеллектуальных задач затруднено. Высокие оценки по факторам Е и N компенсируют трудности в принятии интеллектуальных житейских решений.

Высокая оценка по фактору Е и низкая – по фактору N характеризуют склонность к доминантности и консервативному упрямству.

B-, M-, Q1-

Невысокая оперативность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общая культура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новых интеллектуальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретность воображения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокие оценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют негативные свойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)

  • Самооценка
  • MD- MD = 0-3
  • Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.
  • MD MD = 4-8
  • Адекватная самооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностной зрелости).
  • MD+ MD = 9-14
  • Завышенная самооценка, некритическое отношение к себе, принятие себя и своих качеств (индикатор личностной незрелости).
  • MD, G+, Q3+, C+, М- MD = 4-8
  • Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4203t1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector