Экологические проблемы — справочник студента

Экологические проблемы земли – это кризисные экологические ситуации актуальные для всей планеты, и их решение возможно только при участии всего человечества.

Следует сразу отметить, что любые экологические проблемы земли тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

1. Изменения климата

В первую очередь здесь идёт речь именно о глобальном потеплении. Именно оно уже несколько десятилетий волнует экологов и простых людей по всему миру.

Экологические проблемы - Справочник студента

Последствия этой проблемы совсем нерадужные: повышение уровня мирового океана, уменьшение производимой сельскохозяйственной продукции, дефицит пресной воды (в первую очередь это касается земель, которые находятся к северу и югу от экватора). Одна из главных причин изменения климата — это парниковые газы.

  • Экологи предложили следующие варианты решения этой проблемы:
  • – сокращение уровня выбросов углекислого газа
  • – переход на безуглеродные виды топлива
  • – разработка более экономичной стратегии использования топлива

2. Перенаселение планеты

Экологические проблемы - Справочник студента

За вторую половину 20 века население планеты выросло с 3 до 6 миллиардов. А по существующим прогнозам к 2040 году эта цифра достигнет рубежа в 9 миллиардов человек. Это приведёт к недостаче продовольствия, воды и энергии. Так же увеличится количество болезней.

3. Истощение озонового слоя

Экологические проблемы - Справочник студента

Эта экологическая проблема приводит к увеличению притока к поверхности Земли ультрафиолетового излучения. К настоящему времени озоновый слой над странами с умеренным климатом уже уменьшился на 10 %, что несёт непоправимый вред здоровью человека, может вызвать рак кожи, проблемы со зрением. Истощение озонового слоя может повредить и сельскому хозяйству, ведь очень многие сельскохозяйственные культуры повреждается в результате чрезмерного ультрафиолетового излучения.

4. Сокращение биологического разнообразия

Из-за интенсивной деятельности человека с лица земли исчезли многие животные и растения. И эта тенденция продолжается. Основными причинами сокращения биологического разнообразия считается потеря среды обитания, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение окружающей среды, влияние биологических видов, привезённых с других территорий.

5. Пандемии

Экологические проблемы - Справочник студента

Последнее время чуть ли не каждый год появляются новые опасные болезни, вызванные неизвестными ранее вирусами и бактериями. Что вызывало очаги эпидемий по всему миру.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Обучение: структура, основные характеристики - справочник студента

Оценим за полчаса!

6. Кризис ресурсов пресной воды

Экологические проблемы - Справочник студента

Около трети людей на земле страдают от нехватки пресной воды. В данный момент практически ничего не делается для сохранения существующих водных источников. По данным ООН, большинство городов по всему миру не производят надлежащую очистку сточных вод. Из-за этого близлежащие реки и озера подвержены загрязнению.

7. Широкое использование химических и токсичных веществ, тяжелых металлов

Последние два столетия человечество активно использует в промышленности химические, токсичные вещества, тяжелые металлы, что наносит огромный вред окружающей среде. Экосистему, загрязненную токсичными химикатами, очень трудно отчистить, да и в реальной жизни этим редко кто занимается. Между тем, снижение производства вредных соединений и минимизация их выброса является важной частью сохранения окружающей среды.

8. Вырубка леса

Экологические проблемы - Справочник студента

Вырубка лесных массивов по всему миру идет на пугающих скоростях. Первое место в этой экологической проблеме занимает Россия: за период с 2000 по 2013 годы было вырублено 36,5 млн га леса. Эта проблема наносит непоправимый вред жизненно важной среде обитания множества растений и животных и приводит к потере биологического разнообразия и ухудшения состояния важных экосистем, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объёмов фотосинтеза.

Грустный материал по персонажам Диснея – здесь.

На группу товаров Aliexpress

Источник: https://poshyk.info/ehkologicheskie-problemy-zemli/

Виды экологических проблем в сельском хозяйстве

Аграрный сектор неблагоприятно влияет на внешнюю среду. Экологические проблемы в сельском хозяйстве вызваны плохим состоянием воды, воздуха, грунта. Надо разобраться в причинах губительного влияния и найти пути его решения.

Глобальные экологические проблемы в сельском хозяйстве

Животноводство и растениеводство — секторы, призванные обеспечить человека продуктами. Сельское хозяйство значимо для экономики каждой страны, оно предоставляет более 100 рабочих мест для населения любого города. В результате производств появляются многочисленные проблемы, которые наносят вред окружающей среде.

К ним относят:

  • эрозию почв;
  • загрязнение морей;
  • рек и озер, грунтовых вод;
  • химическое загрязнение верхнего слоя земли;
  • вымирание некоторых видов животных и растений (вследствие уничтожения мест обитания).

Каждая из них вносит свою лепту в ухудшение экологии.

Эрозия почв

При процессе разрушается верхний слой земли. Его частицы уносит ветер и потоки воды.

Экологические проблемы - Справочник студента

Естественные условия процесса не наносят угрозы. Хозяйственная эрозия уменьшает плодородие и снижает урожайность.

Загрязнение поверхностных вод

На нужды сельского хозяйства уходит почти 70% всей пресной жидкости. Основной источник загрязнения — животноводческие фермы. Навоз, который попал в воду, вызывает серьезную экологическую проблему.

Экологические проблемы - Справочник студента

В пресные водоемы сбрасывают отходы рыбоводческие и лесные хозяйства. В результате увеличивается кислотность грунта. Проливные дожди образуют стоки, которые губят живую природу.

Химические загрязнения земли

Использование химикатов и пестицидов помогает бороться с сорняками, насекомыми и вредителями. Токсичные компоненты накапливаются в грунте и проникают в растения, плоды и корни которых употребляются в пищу. В итоге еда становится опасной для жизни людей и животных. Данная экологическая проблема не может быть проигнорирована.

Экологические проблемы - Справочник студента

В России погоня за урожаем обернулась катастрофой для Краснодарского края. Он лидирует по количеству раковых заболеваний. Запрещено купаться в местном водохранилище. Ядохимикаты содержатся не только в грунте, но и в воздухе. Части удобрений смываются в Азовское море и ближайшие реки.

Уничтожение флоры и фауны

Вследствие вырубки лесов, расширения участков пастбищ, строительства населенных пунктов, возведения коммуникационных сетей уничтожаются места обитания растений и животных. Развитие и защита сельского хозяйства влечет исчезновение 3% представителей флоры и фауны.

Влияние с/х на внешний мир больше любой отрасли. Основание — необходимость больших территорий. Происходят изменения континентов. Угодья сельского хозяйства не готовы к такому потребительскому обращению.

Земледелие оказывает на состояние почв наиболее неблагоприятное воздействие. Выделяют такие элементы его влияния:

  • осушение почвы;
  • мелиорация;
  • очищение сельхозугодий от природной растительности;
  • использование ядохимикатов и минеральных удобрений.

Результаты небрежного отношения к природе провоцируют ряд экологических бед: потеря гумуса, эрозия почв, деструкция грунтовых экосистем, уплотнение земли.

Эко проблемы от влияния животноводства на внешнюю среду такие:

  • проникновение в грунт необработанных отходов;
  • выпас чрезмерно большого количества животных, после чего система не способна восстановить ущерб.

Снижение уровня микроэлементов и интенсивности производства появляется из-за разрушения грунта.

Причины экологических проблем в сельской местности

Главный источник загрязнения внешней среды в селе — животноводческие производства. В ходе развития ухудшается состояние верхнего слоя почвы и поверхностных вод.

Причины возникновения загрязнений:

  1. Отсутствие или чрезмерное количество органических удобрений. Ухудшается почвенное питание и снижается плодородность.
  2. Неумелое обращение с навозом, который на длительный срок может привести поля вблизи ферм в негодность.
  3. Ухудшение инфраструктуры сел. Сегодня их экологическое состояние является серьезной проблемой.

Отрицательно влияет на состояние почв в сельской местности чрезмерное орошение. В жарком климате процесс приводит к засолению. Грунт становится непригодным для выращивания.

Пути решения экологических проблем

Ученые выделяют 4 вида направлений для борьбы с нарушением почв: точное, органическое и почвозащитное земледелие, химизация сельского хозяйства.

Точное земледелие — устройство с/х управления. В основе лежит идея о неравномерности на полях. Она предусматривает использование систем GPS, производств переменного нормирования, оценки урожая, удаленного зондирования земли, географических информационных систем.

Экологические проблемы - Справочник студента

Программа сокращает отрицательное влияние на внешнюю среду. Улучшается эффективность и продуктивность аграрного сектора.

Снизить негативные последствия природопользования помогает органическое сельское хозяйство. Оно основано на концепции здоровья, справедливости, экологии и заботы. Цель — улучшить состояние животных, людей, грунта.

Почвозащитное земледелие защищает от разрушения. Ключевой момент в работе системы — зернопаровые севообороты. Систему применяют в засушливых районах: степной части Сибири и в Северном Казахстане. Она обеспечивает высокий урожай продукции.

Экологические проблемы - Справочник студента

Направление химизации с/х предусматривает безвредное использование химических средств для выполнения следующих задач:

  • улучшение состояния урожая;
  • увеличение животного производства;
  • благоприятное влияние на состояние почв;
  • защита урожая от бактерий и насекомых.

Заключение экспертов в сфере защиты внешней среды от загрязнений сельского хозяйства говорит о том, что государства вырабатывают способы борьбы с проблемами экологии. Используются альтернативные источники энергии, разработка способов утилизации бытовых отходов, противорадиационные мероприятия.

Существует ряд программ по охране малых рек: облесение их истоков, строительство плотин без затопления пойменных земель, выполнение контроля за работами, прекращение распашки пойменных земель. Разрабатываются методики и технологии ведения сельского хозяйства, которые устраняют или препятствуют возникновению негативных факторов влияния на экологическое состояние среды.

Экологические проблемы в сельском хозяйстве должны быть взяты на особый контроль государства. Знание их причин и способов устранения отрицательных последствий улучшит условия проживания человека на отдельно взятых территориях.

Источник: https://musorish.ru/ekologicheskie-problemy-v-selskom-hozyaystve/

Проблемы экологии. Как не довести планету до катастрофы

Экология — это фактор, от которого зависит уровень нашей жизни, здоровья и комфорта пребывания в этом мире! Понимая тонкости взаимодействия живых организмов с окружающей средой, несложно определить, что хорошо, а что плохо для здоровья нашего дома — планеты. Ведь все проблемы экологии начинаются с малого — внесения губительных изменений в небольшой ареал, что впоследствии может запустить цепную реакцию, приводящую к формированию экологических катастроф, сначала малого, а потом и планетарного масштаба.

Экологию считают наукой о здоровье окружающей среды. Величина значения этой сферы для здоровья и жизни человека невероятно огромная, ведь оставаться здоровым и жить полноценной жизнью можно только в чистой и здоровой среде.

Какие бывают проблемы экологии

Экология сейчас заставляет тревожиться учёные умы разных сфер науки. Дело в том, что проблемы экологии настолько всеобъемлющи и злободневны, что ощущаются буквально во всех направлениях жизни современного общества.

Их можно не замечать, не обращать на них внимания, но это вовсе не означает, что рано или поздно вы не столкнётесь с последствиями загрязнения окружающей среды, что называется, лицом к лицу.

Рассмотрим основные классы экологических проблем и попробуем разобраться, на что оказывают влияние конкретные сферы экологических «болезней».

Классификация проблем экологии

Проблемы экологии сегодня можно обнаружить во всех известных направлениях биологической среды. Рассмотрим основные классы экологических проблем, с которыми живые организмы, в том числе и человек, сталкиваются ежедневно.

Загрязнение атмосферы. Воздух, которым мы дышим, содержит огромное количество неполезных примесей, например диоксид углерода, серы, азота и другие вредные химические элементы, пребывающие в твёрдом, газообразном или жидком состоянии. Все это мы вдыхаем в лёгкие. Эти «пары» оседают в почву, насыщают верхний атмосферный слой.

Любое загрязнение атмосферы формирует нездоровый фон для обитания живых организмов. Но гораздо более опасным моментом можно назвать то, что дестабилизируется структура оболочки нашей планеты. Это может привести к огромной экологической катастрофе. Яркий пример — перспектива разрушения озонового слоя.

Теоретически эта проблема может возникнуть из-за перенасыщения атмосферы фреонами, соединениями фтора, хлора, углерода и других веществ. Все эти элементы постоянно «выбрасываются» в атмосферу на бытовом и промышленно-хозяйственном уровне.

Также с развитием высотной авиации и освоения космических пространств человеком увеличилось негативное влияние на толщину озонового слоя.

Чистота поверхностных и подземных вод. Из воды состоит всё живое на земле. Вода — это живительная влага, пища для насыщения клеток животных, растительных организмов. Без воды жизнь на планете Земля просто невозможна. Но чистота подземных и поверхностных вод сегодня под вопросом.

Ежедневно происходят выбросы промышленного характера во многие водоёмы мира. Любой школьник 3-го класса уже отлично знает, что такое круговорот воды в природе. Исходя из этого, несложно понять, что, проходя цикличный путь, водная масса получает насыщение из всех слоёв.

И хотя вода в наши краны поступает после прохождения многоступенчатой очистки, сказать, что она кристально чиста, мы не можем. Да и забывать о том, что здоровье водного массива земли крайне важно для сохранения жизни множества важных организмов, а также для формирования привычной среды обитания всего живого на земле, не стоит.

В глобальных масштабах существует риск уменьшения объёмов пресной воды на планете. Стоит ли вдаваться в конкретику, чем это грозит человечеству?

Читайте также:  Емкость плоского и других конденсаторов - справочник студента

проблемы экологии

К причинам уменьшения объёма пресной воды можно отнести нерациональное использование водных ресурсов человеком, а также всё то же банальное загрязнение природных источников и их полное исчезновение.

Загрязнение почвы. Объёмы плодородного почвенного слоя также стремятся к уменьшению, а ведь земля даёт нам не только устойчивую плоскость опоры, но является ещё и источником пищи. Всё, что мы выращиваем на земле, насыщается из её недр.

От здоровья почвенного слоя зависит качество продуктов, получаемых путём возделывания сельскохозяйственных угодий и частных дачных участков. Также от чистоты грунтового пласта напрямую зависит жизнь животных, насекомых, растений, птиц и т. д.

Что же сегодня угрожает почвам? Загрязнение химическими веществами, радиационными частицами, засоление, эрозия, выветривание.

Химические удобрения, используемые в современном сельском хозяйстве, нередко наносят колоссальный ущерб здоровью почвенного слоя.

Вырубка лесов, оскудение полезных насаждений — всё это приводит к усиленному выветриванию почвенного слоя. В результате нерационального землепользования развивается эрозия плодородного слоя.

Урбанизация и природная среда. Человек — разумное существо, и именно человеческое влияние наиболее заметно изменяет среду.

Рост городов, развитие технологий, повышение уровня инфраструктуры, промышленный прогресс нередко тесно граничат с вырубкой лесов, загрязнением и обмелением водоёмов, истреблением отдельных видов животных, растений.

Нередко, преследуя благие цели, люди серьёзно нарушают баланс искусственного и естественного ландшафтов. По этой причине некоторые примечательные объекты природы остались только в истории и больше не радуют глаз человека, не дают полезных «плодов» для развития и существования жизни на земле.

Глобальные проблемы экологии

Есть целый раздел экологических проблем, на развитие которых почти не повлияла деятельность человека, например глобальное потепление климата. Учёные до сих пор спорят над природой этого явления.

Однако совершенно точно доказано, что на сегодняшний день климат стал теплее на 0,8 градусов, поднялся уровень океана, объёмы ледников медленно уменьшаются, снежный слой в соответствующих частях света тает.

Выдвигаются такие гипотезы:

  • Причиной глобального потепления является повышенная солнечная активность.
  • Развитие потепления климата началось с ростом технологического прогресса и вследствие активных выбросов углекислоты в атмосферу.
  • Причины изменения климата кроются в лесных пожарах, активности вулканов.
  • Также источниками-провокаторами развития климатических перемен является мировой океан и территория вечной мерзлоты.

Конечно, полностью исключить антропологический фактор, как причину возникновения проблем климатического характера, нельзя. Глупо бы было полагать, что развитие технологий никак не коснётся этой сферы.

Однако нам так мало известно о механизмах взаимодействия небесных тел и о влиянии объектов Вселенной на изменения на планете Земля, что утверждать со стопроцентной уверенностью что-либо в этом направлении вряд ли будет уместным.

Проблемы экологии и деятельность человека

Прочитав всё вышенаписанное, многие зададутся резонным вопросом: что же можно сделать для сохранения здоровья нашей окружающей среды? Ведь человек со своей деятельностью оказывает прямое влияние на зарождение серьёзных экологических проблем.

Учёные-экологи и представители других научных сфер неустанно трудятся над поиском решения важных вопросов сохранения экологического баланса на планете.

Сегодня существует несколько вполне реальных идей, воплотив в жизнь которые, можно очень сильно помочь природе.

  1. Раздельный сбор мусора. Бытовые и промышленные отходы также являются источником загрязнения окружающей среды. Ведь мусор может иметь отношение к разным категориям. Это могут быть токсические отходы или же элементы мусора, которые можно подвергнуть вторичной переработке. Некоторые виды мусора могут быть использованы в качестве топлива. Есть категория отходов, подлежащая захоронению. Выбрасывая мусор без разбора в одну кучу, мы наносим экономический и экологический ущерб. Ведь простая сортировка и рациональная утилизация отходов решает массу серьёзных вопросов, что помогает сохранить здоровье окружающей среды и населения страны.
  2. Экономия топлива и электроэнергии, рациональное использование технических средств. Технологический прогресс — это хорошо и правильно. Но использовать все ресурсы, связанные с технологическими благами стоит рационально. Всегда следует взвешивать уровень необходимости применения того или иного бытового прибора, оценивая полученную пользу и возможный вред. Обязательно стоит устраивать дни, часы, минуты экономии потребления электроэнергии или использования топлива. Это значительно сократит выбросы в атмосферу, снизит уровень загрязнения водной среды, поможет сэкономить полезные ресурсы.
  3. Снижение потребления мясных продуктов. Есть мнение, что вегетарианство может стать отличным лекарственным средством для окружающей среды. Дело в том, что скотоводство в производственных масштабах наносит колоссальный вред экологии, так как способствует формированию выбросов парниковых газов в атмосферу. Также животноводство с целью производства мясных продуктов стоит во главе таких проблем, как использование полезных площадей и нарушение естественности ландшафта, масштабное потребление чистой воды, загрязнение внешней среды отходами. Перейдя на растительную пищу, человек может значительно снизить масштабы потребности в животноводческом производстве. Это, в свою очередь, разрядит нагрузку от этой сферы негативного влияния. К тому же здоровье каждого отдельного человека складывает один большой «пазл» здоровой окружающей среды. Как известно, отказ от пищи животного происхождения помогает очистить организм от токсинов, шлаков, вредных биологических примесей. Вегетарианское питание помогает очистить дух и оздоровить тело. А ведь, как известно, заботясь о сохранности природы, чистоте окружающего мира, стоит начинать с себя и собственного здоровья.

Экология мысли

Чтобы сохранить наш мир и сделать его лучше, стоит обратить внимание на собственное восприятие реальности. Ведь, приходя в этот мир и живя по принципу потребителя, не удастся внести свою лепту в сохранение здоровья окружающей среды. Как уже было сказано ранее, начинать надо с себя. Всё начинается с малого.

Приучите ребёнка не сорить на улице. Не бросайте мусор мимо урны сами. Потрудитесь изучить степень вреда от применения тех или иных гаджетов и используйте ресурсы рационально, сдержанно. Духовно развитый человек не позволит себе наносить вред природе. Он станет заботиться о здоровье своего физического и ментального тел.

Выбирая здоровый образ жизни, правильный ход мыслей, приняв за точку опоры особый взгляд на мир, человек станет заботиться об окружающей среде. Это будет проявляться, как в глобальных масштабах, так и в мелочах.

Важно уделять внимание культуре своего тела, составлению правильного рациона, а также искать взаимосвязи в тех или иных действиях и процессах, происходящих в мире.

Вполне возможно, что, изменив внутренний мир, затратив немного сил и ресурсов, выбрав верные ориентиры, каждый человек поспособствует сохранению экологии нашей планеты. И тогда масштабные экологические катастрофы так и останутся страшилками из газет и никогда не станут реальностью!

Экопозитив

Прочитав столько всего нерадостного о перспективах экологии, не следует расстраиваться! Сегодня в мире намечается тенденция уделять внимание этим вопросам. Наверняка, многие замечали, что приставка «эко» мелькает сегодня тут и там.

Нам предлагают экопродукты, экоматериалы для пошива одежды, строительства домов, ремонта, производства различных вещей. Сегодня разрабатываются экологически чистые виды топлива. Нередко можно услышать об увеличении использования экологического транспорта. Например, в моду входят электромобили, велосипеды, самокаты.

Современные люди чаще задумываются об экологичности состава продуктов, тканей, материалов, применяемых для ремонта и возведения жилья. Даже домашних животных многие хозяева стремятся кормить экологически чистыми кормами, без добавления генномодифицированных и химических усилителей объёма, питательности и вкуса.

Многие дачники, фермеры, владельцы крупных агрономических хозяйств принципиально отказываются от применения вредных удобрений и заботятся об экологической чистоте возводимого урожая.

И хотя приставка «эко» в 55% случаев является лишь маркетинговой уловкой, которая помогает усилить ценность предлагаемого товара, всё же вопрос сохранения экологии будоражит умы и становится актуальным для всех возрастов и поколений людей. А это значит, что человечество на верном пути.

Ведь главное в решении любой проблемы — это осознание её глубины и признание её существования. Следующий шаг — это поиски доступных и эффективных средств, расширение сопутствующей базы инструментов. Далее остаётся поддержание высокого уровня дисциплины в направлении применения правил сохранения здоровой среды.

Из всего этого можно заключить, что всё не так плохо. То, что сегодня слова «экология», «экологичный», «экологически чистый» не пустой звук для большинства людей, является хорошим знаком. Значит, каждый день кто-то задумывается о сохранении чистоты окружающего мира.

Значит, кому-то небезразлично здоровье планеты и есть большие шансы не допустить экологической катастрофы в обозримом будущем и намного позже.

Источник: https://www.oum.ru/literature/raznoe/problemy-ekologii/

10 глобальных экологических проблем, каждая из которых может уничтожить человечество

Какая главная опасность для жизни человечества? Войны? Извержение супервулкана? Столкновение с кометой?

Жизнь среднестатистического человека сегодня наполнена комфортом.

Он преодолевает дальние расстояния на личном автомобиле, самолете или поезде, его рацион состоит из разнообразных блюд, а за его здоровьем следит целая армия врачей, составляющих единую систему здравоохранения.

Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый из нас постоянно сталкивается с серьезными рисками, о которых мы можем даже не подозревать. Речь идет о глобальных экологических проблемах.

Глобальное потепление

Наиболее серьезную угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда. В результате многие виды арктических животных, птиц и растений оказались на грани исчезновения.

Дожди в низких и высоких широтах становятся более частыми и обильными, а в тропических и субтропических — напротив, климат становится более засушливым. Баланс в экосистемах нарушается, по всему миру отмечаются частые наводнения, засухи и ураганы. А в 2018 году американские ученые доказали прямую связь глобального потепления климата с резким ростом количества суицидов.

Предотвратить это можно лишь одним способом: резко сократить выбросы парниковых газов и углекислого газа в атмосферу.

Разрушение озонового слоя

Еще одна проблема, с которой столкнулось человечество — это разрушение озонового слоя. Поскольку озон, располагающийся на высоте 20-25 км над поверхностью Земли, является своеобразным фильтром, поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи Солнца, то при истончении озонового слоя люди массово теряют зрение, получают солнечные ожоги, которые впоследствии приводят к развитию злокачественных опухолей кожи. Кроме того, опасности подвергаются морские экосистемы, так как фитопланктон, выступающий здесь в роли основного звена пищевой цепочки, не может нормально развиваться при чрезмерном воздействии жесткого УФ-излучения. Решение данной проблемы базируется на отказе от использования фреоновых газов, которые наиболее активно разрушают озоновый слой.

Загрязнение мирового океана

Уже несколько лет научное экологическое сообщество ищет технологии для решения и такой проблемы, как загрязнение Мирового океана пластиковыми отходами. В данный момент обнаружено пять огромных мусорных островов, которые дрейфуют в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов и создают огромные риски для всех их обитателей. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за фитопланктон и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть. В данный момент пока не найдено эффективных путей выхода из данной ситуации. Однако на суд экспертов постоянно предлагаются новые концепции и идеи.

Загрязнение воздуха

Жителей мегаполисов особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей. Очистить воздух от примесей можно через сокращение автомобильного транспорта, использования многоступенчатых систем очистки на промышленных предприятиях, а также через широкое применение энергосберегающих технологий.

Недостаток питьевой воды

Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни. Последствия водного дефицита уже ощутили на себе и европейцы, когда улицы их городов заполонили мигранты из Африки и Ближнего Востока.

Уничтожение тропических лесов

Еще одна проблема, последствия которой уже скоро ощутит всё человечество — это уничтожение тропических лесов. Тропические леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ, концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как опустынивание почвы и утрата биоразнообразия на Земле. Остановить эти процессы крайне сложно, поскольку здесь требуется комплексный подход, подразумевающей решение массы экономических, социальных и политических задач.

Опустынивание

В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.

В итоге возникает опасность голода, а недостаток воды проявляется в росте инфекционных заболеваний. Люди вынуждены мигрировать в более благополучные районы, что приводит к социальным конфликтам и распространению эпидемий.

Уменьшение биоразнообразия

Скульптура уничтоженной человеком в 16-м веке гигантской бескрылой птицы МОА

В природе все взаимосвязано. Существующее многообразие видов живых существ на планете — не каприз природы, а насущная необходимость. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы.

Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.

Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных.

Истощение природных ресурсов

Не менее остро стоит и проблема истощения природных ресурсов. Бурный рост промышленности ведет к потреблению невероятного количество природных ресурсов, а их запасы на планете весьма ограничены. По оценкам ученых, нефти, угля и прочих полезных ископаемых хватит на ближайшие 40-50 лет. Перспективы дальнейшего выживания для человечества весьма туманны. Помогут лишь отказ от топлива из ископаемого сырья, разумный подход к потреблению товаров и услуг, экономия воды и электричества в быту.

Перенаселение

За последние 200 лет население Земли выросло с 1 до 7,5 миллиардов человек и ежегодно увеличивается на 80-90 миллионов. По прогнозам к 2100 году оно может составить более 10 млрд.

Однако, по некоторым оценкам, Земля не так уж и перенаселена. Ведь 70% существующего населения проживают всего на 7% суши. При таком раскладе рассчитали, что наша планета, с учетом мест непригодных для жизни, может спокойно разместить до 25 миллиардов человек.

Тем не менее, такая оценка не очень корректна, поскольку сегодня более половины населения сосредоточено в городах. Как следствие, уже сейчас мы сталкиваемся с проблемой относительного перенаселения, когда скученность в совокупности с несовершенным механизмом распределения материальных благ приводит к серьезным последствиям.

Заключение или экологическое сознание

Как видно, рисков, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Однако причина их — одна. Это потребительское отношение человека к планете, ее ресурсам, другим живым существам ее населяющим и, более того, друг к другу.

Читайте также:  Требования к компетенции учителя - справочник студента

Ни одна из вышеперечисленных проблем не решается изолированно. Их можно решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма, клетками которого мы все являемся.

Если Вы небезразличны к проблемам экологии — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c49a131e8ec5800ad6238df/5c49c09cfff27d00ae1a3edc

Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий



В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура, педагогика высшей школы, студенческие научные кружки

Указом президента Российской Федерации 2017 год назван годом Экологии в России. В этом году особое внимание будет приковано к проблемам охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В Год Экологии намечено большое количество мероприятий на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. В них входят мероприятия, которые были запланированы в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 гг.

Среди них совещания по особо острым вопросам, конференции, круглые столы, конкурсы среди учащихся школ и профильных заведений, фотовыставки, волонтерские организации и др.

  • Данные мероприятия направлены на выполнение ряда задач, которые предстоит решить в Год Экологии:
  • 1.Совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу охраны окружающей среды, и практическое применение тех поправок, которые уже были утверждены парламентским корпусом;
  • 2.Улучшение экологических показателей;
  • 3.Формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ;

4.Развитие системы заповедников России.

Задача, указанная в списке под номером три, как нельзя кстати относится к формированию не только активной гражданской позиции у населения, но и к формированию непосредственно экологического мышления и формирования экологической культуры.

В настоящее время уровень экологической культуры и экологического мышления в обществе низок. Это связано с несформированностью в социуме понятия «человек-общество-природа».

По мнению авторов проекта документа «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации» экологическое образование — это целенаправленный непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек — общество — природа».

Однако, наиболее точно, на наш взгляд, определения понятиям экологическая культура, экологическое мышление и экологическое образование дает Н. Н. Марфенин.

Так, по мнению Н. Н.

Марфенина, экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности, а экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека [1, с. 542].

Экологическая культура, по мнению И. Д. Зверева, может характеризоваться следующими признаками:

  1. ‒ обогащением положительного научного и практического опыта взаимодействия человека и социоприродной среды;
  2. ‒ формированием ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям;
  3. ‒ осознанием и утверждением приоритета всех форм жизни как условия существования человека;
  4. ‒ обеспечением всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек» [2].

В 2001 году Н. М. Мамедовым была разработана концепция, согласно которой в основе экологической культуры стоит экологическая этика. Также у Н. М.

Мамедова прозвучала идея двух подходов к экологическому образованию: воспитательного и образовательного. Воспитательный подход основывался на природоохранном содержании и воспитании эмоционально-нравственного отношения к природе.

Образовательный подход должен был формировать интеллектуальные качества личности [3].

Что касается экологического мышления, то оно вытекает из трех понятий — экологического воспитания, экологического образования и экологической культуры. Без этих трех составляющих человек никогда не сможет мыслить экологически, то есть, в защиту интересов окружающей природной среды.

Обладая экологическим мышлением, человек будет ставить себя не над природой, но будет осмысливать себя частью природы. Произойдет перестройка менталитета. Человек перестанет быть потребителем, как того требует современная концепция капитализма. Он, наконец-то, станет созерцателем и помощником окружающей природной среды.

Научится ценить и уважать природные богатства. Научится щадить, поддерживать и улучшать то, что имеет.

Основная задача современных педагогов состоит в том, чтобы донести до человечества суть экологической культуры, привить и развить в людях экологическое мышление, сделать это через образовательные процессы.

При этом сами педагоги должны обладать не только экологической культурой, но и экологическим мышлением, знать многое из процессов защиты окружающей среды для того, чтобы поменять менталитет своих подопечных — дошкольников, младших школьников, студентов вузов или ссузов и, наконец, взрослых людей.

  • В ФЗ «Об охране окружающей среды» прописано: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [4].
  • Экологические знания студентам вузов доступны из самых разных источников: от преподавателей-предметников, научной и научно-популярной литературы, специализированных групп в социальных сетях, заинтересованных проблемой старших товарищей, СМИ, в том числе глобальной сети Интернет.
  • Для того, чтобы заинтересовать студентов вузов проблемами окружающей среды и вовлечь их в образовательный процесс, преподавателю-предметнику необходимо самому быть грамотным в этой области и уметь качественно преподнести информацию с использованием всех возможных и доступных методов обучения.
  • Для формирования экологического мышления и воспитания экологической культуры студентов вузов необходима симбиотическая работа преподавателей всех дисциплин, особенно тех, в которые входит экология как междисциплинарная наука.
  • Экология, будучи самостоятельной наукой, занимает все сферы человеческой жизни, рассматривает человечество с философской точки зрения, где человек не потребитель, а часть природы.

К сожалению, симбиотическая работа преподавателей смежных дисциплин в области экологического просвещения и формирования экологического мышления у студентов вузов невозможна по ряду причин.

Это связано и с большой нагрузкой преподавателей, и с графиком, который у преподавателей может не совпадать, и даже с неосведомленностью самих преподавателей о проблемах окружающей среды.

Например, все знают о трудностях решения глобальных проблем — таких, как уменьшение площади озоновой дыры над Антарктидой, загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, гибель большого количества популяций живых существ, внесение все новых видов исчезающих животных в Красную Книгу и т. д.

Большинство этих проблем кажется простому обывателю далекими от него.

Обыватель считает, что есть люди, которые специально учатся на экологов, инженеров, инженеров-экологов, и именно эти специально обученные люди должны спасать мир от глобальных проблем и катастроф.

В данном случае неосведомленный педагог является таким вот обывателем. И, как педагог, подает плохой пример молодому поколению. Такой преподаватель не может заинтересовать свих подопечных.

Так как для симбиотической работы преподавателей необходимо, чтобы одновременно сошлось множество факторов, педагоги пошли по более рациональному пути.

Под руководством преподавателей вузов создаются студенческие научные кружки (СНК), в которых во внеурочное время студенты могут закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

СНК возникли из потребности преподавателей и студентов вуза в стремлении донести до общественности, что решение экологических проблем лежит на плечах самих граждан вне зависимости от возраста.

СНК позволяют включить в процесс обучения большое количество студентов и развивать их познавательную, творческую и практическую деятельность.

На факультетах вузов проводятся экологические акции в виде сбора батареек или макулатуры, создания стенгазет на тему проблем окружающей среды и устойчивого развития, но все они, как правило, носят стихийный характер, следуя веяниям моды. И не отвечают главным требованиям к формированию экологического мышления студентов вуза.

По мнению М. Н. Марковой, экологическое мышление должно проявляться в умении на практике реализовывать имеющиеся в области экологии знания и навыки.

Экологически культурная личность должна уметь устанавливать и правильно анализировать причинно-следственные связи экологических проблем, а также прогнозировать последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в условиях производственной деятельности и отдыха должно быть экологически оправданным и целесообразным [5].

Также М. Н. Маркова выделяет следующие требования к формированию экологического мышления:

  1. ‒ формирование научных представлений о взаимодействии человечества с миром природы, о закономерностях эволюции природы как глобальной системы;
  2. ‒ воспитание ценностных ориентаций и нравственно эстетических идеалов экологического характера;
  3. ‒ развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации;

‒ формирование умений и навыков экологической деятельности, понимаемой в категориях целесообразного практического взаимодействия человека с природой [5, с.201].

Для этого преподавателю необходимо на своих занятиях акцентировать внимание студентов вузов на взаимодействие «человек-общество-природа», рассматривать в рамках своего предмета экологические проблемы и пути их решения. Остальные требования студенты вузов смогут реализовать во внеурочное время в СНК и во время самостоятельной работы

На базе одного из московских вузов был введен СНК с рабочим названием «Экоклуб». Экоклуб был создан в рамках проведения эко-образовательных мероприятий, которые позволят повысить уровень экологических знаний, экологической культуры и экологической ответственности среди студентов вузов. Для экоклуба был взят девиз: «Мысли глобально — действуй локально».

  • Согласно проекту устава Экологического клуба вуза, основными задачами экоклуба являются:
  • ‒ расширение и углубление знаний студентов по биологии, экологии, химии, философии и другим узкоспециализированным наукам;
  • ‒ приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности, проектной и поисковой деятельности;
  • ‒ развитие гражданской и общественной активности студентов;
  • ‒ пропаганда здорового образа жизни;
  • ‒ приобретение умений и навыков грамотного поведения в природе;
  • ‒ передача опыта старших членов экоклуба вуза младшим;
  • ‒ выявление, развитие творческих способностей, самоопределение студентов;
  • ‒ профессиональная ориентация на профессии экологического профиля.
  • Для реализации основных задач экоклуб вуза имеет права:
  • ‒ выбирать формы, средства и методы обучения в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании»;
  • ‒ реализовывать дополнительные образовательные программы по экологическому образованию студентов.
  • Также, согласно проекту устава, основными направлениями деятельности экоклуба были выделены:
  • ‒ научно-исследовательская деятельность студентов по изучению экологического состояния окружающей среды Российской Федерации;
  • ‒ просветительская деятельность среди учащихся школ и вузов, и местного населения, а также организация массовых мероприятий;
  • ‒ практическая деятельность по благоустройству (создание социально-значимых проектов, посадка деревьев, закладка клумб, уборка мусора и др.)
  • В работе экоклуба приняли участие 12 человек — студенты 2 и 3 курса факультета информационных технологий и техносферной безопасности.

В качестве исследовательской деятельности студенты вуза под руководством руководителя экоклуба занимались поиском полнометражных и короткометражных фильмов с экологической тематикой советского периода и современных (в основном — телеканалов ВВС и Discovery). Также в их задачу входили поиски фильмов про генетику, молекулярную биологию, химию и жизнь в мегаполисах.

Кроме поиска фильмов, студенты искали выходные мероприятия на экологическую тему — выставки, мастер-классы, музеи, лекции, которые проводились до декабря 2016 года. Им необходимо было выписать даты и дать на них ссылки на странице в социальной сети, чтобы другие члены экоклуба и заинтересованные лица могли получить информацию и ею воспользоваться.

Некоторые из студентов должны были определить важнейшие даты охраны окружающей среды (под эти даты необходимо было разработать досуговые мероприятия), а также найти и подготовить документы и петиции ООН и Российской Федерации по охране окружающей среды. Сделать их выписки и дать на них ссылки. Также в научно-исследовательскую деятельность можно отнести участие членов экологического клуба в студенческих турнирах, конкурсах и олимпиадах.

Просветительская деятельность экоклуба заключалась в работе с абитуриентами (9–11 класс) и школьниками (5–8 класс) в виде подготовки к дню открытых дверей вуза, участию в фестивалях, выездных лекциях и презентациях, на которых обсуждались острые проблемы экологии в целом, а также конкретного города/района/региона России, откуда родом были сами студенты. К данным мероприятиям участниками экоклуба были подготовлены различные тесты, игры, квесты, презентации, видеоролики. Был даже подготовлен юмористический видеоролик о том, как создавался экологический клуб в вузе. Были сделаны стенгазеты, также акцентирующие внимание общественности на бережное отношение к окружающей среде.

Практическая деятельность экоклуба состояла в сборе макулатуры и батареек, правильной утилизации мусора, уходом за территорией вуза. Студенты вуза под руководством старших товарищей помимо сбора батареек и макулатуры, занималась поиском организаций по утилизации отходов. В планах экологического клуба стоял сбор пластиковых бутылок и других емкостей.

Вместе с руководителем экологического клуба студенты начали активную работу по формированию экологического мышления и культуры у себя, а также среди своих однокурсников и студентов университета в целом.

Основной целью их работы в экоклубе было осознание того, что решение экологических проблем — очень важная часть жизни каждого человека. Причем решение экологических проблем должно начинаться с собственной квартиры или комнаты в общежитии, лестничной клетки и двора. И уже потом — района, округа, города, страны и, наконец, всего мира.

Ситуация по сформированности экологического мышления дала свои плоды.

Учитывая тот факт, что ранее в вузе не было подобного опыта по формированию экологического мышления, начало было положено экологическим клубом.

В экоклубе появились новые участники, которые хотели получать дополнительные знания в области охраны окружающей среды и распространять эти знания среди своих сокурсников и близких людей.

Многие студенты, особенно те, кто работал в экоклубе, благодарили за возможность лучше изучить проблемы мира, которые их волнуют. Опыт, полученный ими во время работы в экоклубе, оказался полезным и не пропадет даром.

Студенты научились искать информацию — это даст им возможности искать информацию по темам своих выпускных квалификационных работ, научились читать нормативные документы, делать презентации — это также им поможет в дальнейшем, они стали использовать достоверную информацию и подвергать сомнениям всё, что кажется им подозрительным.

Научились писать статьи. А самое главное, что они теперь стремятся думать и строить свою жизнедеятельность так, чтобы это помогало природе.

Литература:

  1. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2006–624 с. (Классический университетский учебник)
  2. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования / И. Д. Зверев// Экологическое образование в России: теоретические аспекты: сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / под ред. А. Н. Захлебного и Л. П. Симоновой-Салеевой. — М, 1997. — С. 27–36.
  3. Мамедов Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Философия экологического образования / гл. ред. И. К. Лисеев. — М, 2001. — 390 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/142/40072/

Ссылка на основную публикацию